Внеклассное мероприятие «Карманные деньги»

Актуальность темы
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Красивая жизнь киноэкранных героев, зазывающая своим блеском реклама, соблазн сверкающих витрин магазинов. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека. Сориентироваться подростку в этих сложных денежных отношениях поможет открытый коллективный разговор.
Цель мероприятия: знакомство учащихся с финансово-экономической составляющей жизни человека.
Задачи:
- получить многоаспектное видение проблемы в процессе обсуждения;
- сформировать у учащихся рациональное отношение к денежным средствам;
- ознакомить с основами составления сбалансированного семейного бюджета;
- акцентировать внимание на соотношение духовных и материальных ценностей;
- раскрыть основы культуры обращения с деньгами.
Применяемые технологии:
на данном классном часе используется проектная технология с элементами проблемно-поисковой и коммуникативной технологий.
Возрастная группа: учащиеся 5-го класса.
При желании, можно облегчить или усложнить материал, с целью проведения мероприятия в другой возрастной категории.
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.
Подготовительная работа:
1.Разбить учащихся на три группы.
2.Каждая группа должна провести социологическое исследование по следующим направлениям:
-откуда берутся карманные деньги?
-на что подростки тратят свои карманные деньги?
-какое количество денежных средств необходимо современному подростку?
Предполагаемый результат:
успешная социализация личности, выработка устойчивых экономических позиций, формирование метапредметного уровня мыслительной деятельности учащихся.
Логическим продолжением мероприятия станет проведение родительского собрания по данной тематике с представлением проектов учащихся.

Сценарий внеклассного часа
Карманные деньги

I. Целеполагание
Учащимся представляют три термина: «Родители – Карман - Деньги». Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:
О чем сегодня на классном часе пойдет речь?
- о деньгах на карманные расходы? Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть
- сколько вам нужно денег
- как часто родители должны вам их давать
- на что их нужно тратить

II.Разминка. Продолжите предложение
Классный руководитель.
Прежде чем мы займемся аналитической и проектной работой давайте проведем зарядку для ума.
Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их.
(Учащимся предлагается закончить пословицы и поговорки)
Не имей сто рублей, а имей сто (друзей).
Копейка рубль бережет, а рубль голову (стережет).
Денежки не рожь, и зимой растут; денежки не лед, и зимой (тают).
Дружба дружбой, а денежки (врозь).
Из чужого кошелька легко (платить).
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому – и тысяч (мало).
Лишние деньги – лишняя (забота).
Не жалей алтына, а то отдашь (полтину)
Не легко деньги нажить, а легко (прожить).
У скупого рубль плачет, а у щедрого и полушка (скачет).

III.Проектная работа в группах
1.Общая беседа с учащимися? Нужны ли вам деньги на карманные расходы? Для чего они вам нужны?


2.Что имеем?
Учащимся предлагается провести мини-исследование по вопросу «Наши карманные деньги». Исследование можно проводить внутри группы или с представителями других групп. Полученные результаты обобщить. Лидер группы оглашает результат.
Вопросы для исследования.
-Выделяют ли вам родители деньги?
-Как часто они это делают
-Хватает ли вам этих денег?

3.Что хотим иметь? Составьте бизнес-проект.
Классный руководитель.
А теперь попробуйте представить свой бизнес-проект по представленному вопросу. При создании проекта следует учитывать его последующую реализацию.
Для помощи учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Нужно ли выделять вам деньги?
- С какой периодичностью это должно происходить?
- Какая сумма вам необходима?
- На что вы их будете тратить?
После обсуждения и подготовки лидер группы представляет проект одноклассникам. Учащиеся обсуждают, задают вопросы. Определяют наиболее реализуемый и полезный для них проект.
IV. Оцените ситуацию
Классный руководитель.
Не только взрослые, но и дети должны владеть культурой обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.
Группам раздаются ситуации.
Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...
Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.
Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...
Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...
Классный руководитель.
Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.
Учащиеся дают оценку, предлагают свой вариант решения проблемы.

V. Продолжите фразу
Классный руководитель.
А сейчас давайте вновь обратимся к народной мудрости. Все ли в нашей жизни продается и покупается? Есть ли в мире такие ценности, которые купить невозможно?
Группам по очереди задаются вопросы:
Все ли можно купить за деньги?
За деньги можно купить часы... (но не время).
За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
За деньги можно купить дом... (но не семью).
За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
За деньги можно купить икону... (но не веру).
За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).
За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).

VI. Любят ли вас деньги?
Тест для учащихся.
1. Представьте, что у вас есть свободная сумма денег. Что вы с ней сделаете?
а) вложу в бизнес, чтобы денег стало ещё больше;
б) открою счёт в банке;
в) приобрету вещь своей мечты.
2. Что вы почувствуете, получив дорогой подарок?
а) удовлетворение;
б) радость;
в) неловкость.
3. Часто ли вы берете в долг деньги у знакомых?
а) никогда;
б) редко;
в) систематически.
4. Как влияет информация о курсе доллара на ваше настроение?
а) прямо пропорционально;
б) обратно пропорционально;
в) никак
5. Следуете ли вы закону, что небогатый человек покупает только хорошие вещи?
а) да;
б) как когда;
в) нет.
6. Заметив под ногами рублёвую монету, вы решите её подобрать?
а) нет, я живу заработком, а не находками;
б) если в данный момент нахожусь «на мели»;
в) обязательно!
7. Любите ли вы обсуждать цену собственных покупок?
а) это тема для меня закрыта;
б) почему бы нет?
в) да, это предмет моей гордости.
8. Пересчитываете ли вы сдачу?
а) обязательно;
б) если не забываю;
в) ленюсь.
ПОДСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Присвойте себе за каждый ответ "а" 3 балл, "б" – 2 балла и "в" – 1 балла. Итог просуммируйте.
От 19 до 24 баллов. Вы – прирождённый финансист с нюхом на прибыль, и ни один финансовый крах не способен сделать вас нищим. Теряя, вы тут же находите; падая, поднимаетесь. Но иногда деньги становятся для вас самоцелью, а это уже плохо…
От 14 до 18 баллов. Вы имеете сложные взаимоотношения с деньгами; они то идут косяком, то улетают с порывом ветра… Что ж, зато вы избавлены от страхов, свойственных богатым людям, и всегда преодолеете финансовые трудности, снизив свои затраты.
От 8 до 13 баллов. Вас деньги не любят; не за что… Впрочем, и вы их тоже – что совершенно необъяснимо для обычного человека.

VII. Правила обращения с деньгами
Классный руководитель.
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.
-Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
-Зарабатывай честно.
-Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
-Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
-Старайся не влезать в долги.
-Не играй в лотереи, азартные игры.

Учащиеся работают над правилами, потом их зачитывают.

Подведение итога мероприятия . Награждение активных участников.

Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам тради¬ционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?
Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тле¬творное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?
Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Я представлю различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде «вбрасывается» аргументированная мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ДЕНЬГИ И МИФЫ»

Составитель:

Панибратова Светлана Николаевна,

Классный руководитель 10 класса

Михайловка

2012

Цели:

Дать представление о различных стереотипах, касаю щихся роли денег и богатства в жизни человека, углубить знания о традиционном для России отношении к богатству; воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как целеустремлен ность, настойчивость, трудолюбие, формировать отрицательное отношение к стяжательству, эгоизму; побуждать к самообразованию, саморазвитию, к активному поиску своего места в жизни.

Форма проведения : дискуссия.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель . Сегодня мы поговорим о роли денег, богатства в жизни общества. О деньгах, их силе и влиянии на судьбы людей написано и сказано немало. На протяжении веков люди обожествляли деньги, приписывали им магические свойства, боялись и ненавидели их. Но, так или иначе, деньги всегда влияли на судьбы людей. В России отношение к богатству и деньгам тради ционно было отрицательным. Эту мысль выразила великая русская поэтесса Марина Цветаева, заметив, что «сознание неправедности денег в русской душе невытравимо». Может быть, именно в этом корни нашей бедности, материального неблагополучия?

Но в XXI в. Россия вступила в новый - капиталистический - этап развития, и вот уже большинство молодых людей ставят деньги, богатство в число своих приоритетных жизненных ценностей. Что это? Изменение сознания? Преодоление мифов и стереотипов? «Тле творное влияние Запада»? Изменение роли денег в современном российском обществе? Или исчезновение русской души?

Эти вопросы мы обсуждаем в ходе дискуссии. В сегодняшней дискуссии - 6 раундов. Я представлю различные мифы и стереотипы о деньгах. В каждом раунде «вбрасывается» аргументированная мысль для обсуждения. Задача участников дискуссии - в течение 5 мин. поддержать своими аргументами или опровергнуть эту мысль. В конце раунда проводится голосование о том, сколько участников поддерживают предложенную идею. По результатам всех раундов мы получим срез различных мнений и увидим, какое отношение к деньгам и богатству преобладает в нашем классе.

II. Дискуссия по теме «Мифы и деньги»

1. Первый раунд. «Деньги - это абсолютное зло»

Первый раунд. Его идея: «Деньги, богатство - это абсолютное зло».

Аргументы:

  1. Все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото и т. п.)
  2. Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.
  3. Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, занос чивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению В. Скотта, «золото убило больше душ, чем желе зо - тел».
  4. И в Евангелии говорится, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).

Примерные возражения:

  1. Имущественные преступления - это скорее проявление та кого порока, как зависть (к успеху, красоте, благополучию и т. п.). Основным мотивом преступлений сейчас является склонность к насилию, как способу самоутверждения.
  2. Не только преступления, но и много добра в мире соверша ется с помощью денег: помощь бедным, сиротам, операция, которая может спасти жизнь человека, тоже не обходится без денег.
  3. Если «игольное ушко» понимать в прямом смысле, как «ушко» иголки для шитья, тогда действительно, выходит, что богат ство - это грех и богатому невозможно спасти свою душу. Но в данном отрывке Евангелия говорится не об игле, а об Иеру салимских воротах, ведущих в город. В древнем Иерусалиме было много ворот, и одни из них назывались «Игольные уши», т. к. были тесны. И когда верблюдам путешественников слу чалось входить в город через эти ворота, то им приходилось вставать на колени и протискиваться сквозь них с усилием, в результате чего они входили в Иерусалим. Значит, исходя из смысла этого отрывка, богатому возможно войти в Царство Божие, но трудно.
  1. Законы Библии не препятствуют человеку быть богатым. Бог желает видеть своих детей преуспевающими, живущими в из бытке, но при этом умеющими противостоять искушениям сытой и богатой жизни. Не Его воля, чтобы люди проводили жизнь в бедности и лишениях. Что же действительно Библия осуждала, так это не сами деньги, а сребролюбие («Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10), т. е. любовь к день гам, неправильное к ним отношение. К деньгам необходимо относиться как к условию благосостояния, «жизни с избыт ком», но не как к объекту любви.

Кл.р. Время обсуждения истекло. Напоминаю основ ную мысль первого раунда: «Деньги - это зло». Прошу голосовать: кто готов поддержать эту идею?

  1. Второй раунд. «Деньги - это Бог»

Объявляется второй раунд. Его идея: «Деньги - это Бог. Они всемогущи».

Аргументы:

  1. Само слово «богатство» произошло от слова «Бог».
  2. С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы. То, чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.
  3. Деньги правят миром. Только с помощью денег можно полу чить власть. Реальной властью над миром сейчас обладают несколько семейств, которые контролируют финансовые по токи.

Примерные возражения:

  1. Не все можно купить за деньги (здоровье, любовь, уважение, вера, дружба, честь - всего этого не купишь).
  2. Не все проблемы можно решить за деньги, есть люди, которые не берут взяток, не продаются.
  3. Слово «богатство» может означать «данное Богом», а не взятое насильно любой ценой.

Кл.р. Обсуждение закончено. Напоминаю основную мысль второго раунда: «Деньги - это Бог». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

  1. Третий раунд. «Богат тот, кто мало тратит»

Объявляется третий раунд. Его идея: «Богат тот, кто мало тратит». Богатство дается только тому, кто может ограни чить свои потребности, отказывая себе во всем, откладывая по ко пеечке.

Аргументы:

  1. Такому богатству никто завидовать не будет, потому что не ка ждый способен на аскетизм.
  2. Большинство миллиардеров на Западе известны своей скром ностью: они не пользуются такси, одеваются очень скромно, держат в строгости детей, не балуют их дорогими вещами. Эта экономия и позволила им накопить миллиарды.
  3. И народная мудрость об этом говорит: «Курочка по зернышку клюет - и сыта», «Копейка рубль бережет» и т. п.

Примерные возражения:

  1. Это идея пассивных, трусливых, жадных людей, которые бо ятся рисковать.
  2. Ограничивая потребление, человек теряет стимулы к труду.
  3. Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, и никто пока не может выплатить эти вклады, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты, и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограниче ние?
  4. Человек может так и не воспользоваться накопленным богат ством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.
  5. Кто много тратит, у того появляется стимулы к тому, чтобы много работать и много зарабатывать.
  6. Что касается западных миллиардеров, то многие из них полу чили свои капиталы в наследство, а предки сколотили деньги преступным путем.

Раунд закончен. Напоминаю его идею: «Бога тый тот, кто мало тратит». Прошу голосовать: кто поддерживает эту идею?

4. Четвертый раунд. «Деньги - это свобода»

Внимание: четвертый раунд! Его основная мысль - «Деньги - это свобода и независимость».

Аргументы:

  1. Только деньги, богатство могут дать свободу. Свободу поку пать любые вещи, путешествовать, выбирать страну прожи вания.
  2. Только деньги делают человека независимым от мнения ок ружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут, наоборот, все интересуются его мне нием.
  3. Деньги позволяют человеку нарушать правила и законы - все гда можно заплатить выкуп или взятку.

Примерные возражения:

  1. Деньги - это рабство, страх и зависимость, ведь нужно посто янно заботиться, как их не потерять.
  2. Привычка сорить деньгами ведет к распущенности, а не к свободе.
  3. Нарушение законов чревато потерей свободы, не всегда можно откупиться. Например, в США полицейские штрафуют и привлекают к суду невзирая на лица.

Время вышло! Напоминаю идею этого раунда: «Деньги - это свобода». Прошу голосовать: кто поддерживает эту мысль?

5. Пятый раунд. «Не в деньгах счастье»

Объявляется пятый раунд. Его идея: «Не в деньгах счастье».

Аргументы:

По мнению ученых (ФенькоА.Б. Люди и деньги. М.: Класс, 2005), для большинства людей главным ис точником счастья является досуг. Причем это не связано с тратой денег: общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио.

  1. Большие деньги рождают зависть у окружающих, лишают друзей.
  2. Большие деньги поощряют развитие пороков: алкоголизм, наркомания, игромания и др.
  3. Большие деньги, если они «свалились» в качестве выигрыша, наследства, лишают детей стимула к труду, к самореализа ции.
  4. «Большие деньги - большие проблемы», - гласит народная мудрость.

Примерные возражения:

  1. Чаще бывает, что именно отсутствие денег создает очень большие проблемы.
  2. Можно не демонстрировать своего богатства, сохранить ува жение друзей.
  3. Чтобы не провоцировать преступления, можно переехать в район, где живут равные тебе люди.
  4. Бедность гораздо чаще становится источником различных пороков.
  5. Насчет стимула к саморазвитию, так во всем мире, да и в Рос сии, есть династии предпринимателей, в которых дети входят в бизнес и успешно продолжают семейное дело. Стимулом для них служит желание передать своим детям процветаю щий бизнес.
  6. «Счастье не в деньгах, а в их количестве»,- гласит народная мудрость.

Раунд закончен! Его основная идея: «Не в деньгах счастье». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

6. Шестой раунд. «Деньги - это символ успеха»

Объявляется шестой раунд. Его идея: «Деньги - это символ успеха». Только деньги могут показать, чего ты достиг в жизни.

Аргументы:

  1. Эта идея нашла отражение в пословицах многих народов. Всем известна русская пословица: «Какие труды, такие и плоды».
  2. Талант, мастерство, инициатива, опыт всегда получают возна граждение, а лень, пассивность ведут к бедности.
  3. Высокий уровень жизни на Западе можно объяснить тем, что люди там просто умеют работать.
  4. Дом, район, марка машины, одежда - достаточно на это по смотреть, и сразу увидишь, сколько стоит человек.
  5. Знаменитые актеры, спортсмены, фотомодели получают мил лионы за час работы.
  6. Недаром существует рейтинг миллиардеров и миллионеров, где каждый знает свое место.

Примерные возражения:

  1. Эта идея была справедлива для феодального общества, а в наше время деньги - это мерило человеческой подлости, жадности, скупости.
  2. Большинство крупных состояний нажито преступным путем: уклонение от налогов, устранение конкурентов (вплоть до убийства), наркоторговля, рэкет и т. п.
  3. Во всяком случае, к России это не относится: у нас часто пре красный врач, учитель, инженер получают такую же зарплату, что и халтурщик, невежа, лентяй.
  4. Дом, машина, одежда и тому подобное - не показатель успе ха: все эти материальные блага можно украсть или получить в подарок. При этом сам человек может быть ничтожным.
  5. А знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, вели кие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.
  6. Кроме рейтинга миллиардеров есть и рейтинги открытий, романов, картин и т. п.
  7. Мерилом успеха являются не деньги, а продукты человече ского труда.

Раунд закончен! Его основная идея: «Деньги - это символ успеха». Прошу голосовать: кто с этим согласен?

7. Обсуждение результатов

Классный руководитель. Наше обсуждение подходит к концу. Посмотрите на результаты дискуссии. Наибольшую под держку получила идея (называет).

Соответствует ли эта идея российской традиции с ее сознанием «неправедности денег», о котором говорила М. Цветаева?

Вытравилось ли в русской душе сознание неправедности денег? И если нет, то почему?

Что представляет собой общество, в котором господствует культ денег? Хотели бы вы жить в таком обществе?

Деньги для вас - это цель или средство?

Бедность - это порок?

Какие из мифов, на ваш взгляд, мешают россиянам богатеть?

(Учащиеся высказываются.)

III. Заключительное слово

Классный руководитель . По мнению западных психоло гов, поговорка «Не в деньгах счастье» справедлива только для бла гополучных стран. И наиболее безразличными к деньгам являются там именно представители среднего класса. В России пока среднего класса нет, отсюда и наша нынешняя денежная одержимость. В по следние годы сотни иностранных специалистов ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны, рассказать, что такое деньги и как ими пользоваться. Но вот что интересно: в США русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.

«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух пред принимательства у них передается из поколения в поколение». Это цитата из книги американских авторов Стэнли и Данко «Ваш сосед - миллионер: Невероятные тайны богатства в Америке». Оказывается, русские прекрасно понимают, что такое деньги и умеют их зараба тывать.

И в заключение - 7 черт, которыми обладают все люди, скопив шие значительные состояния:

  1. Они живут намного скромнее, чем позволяют средства.
  2. Они эффективно распределяют время, энергию и деньги так, чтобы увеличить свое состояние.
  3. Финансовая самостоятельность для них важнее, чем демон страция высокого социального статуса.
  4. Родители не оказывали им материальную помощь.
  5. Их взрослые дети финансово самостоятельны.
  6. Они следят за рыночной конъюнктурой.

Тест «Ваше отношение к деньгам»

Первенство в вопросе господства над миром уже не одну тысячу лет оспаривают две человеческие слабости — любовь и деньги. Каждый человек определяет приоритеты по-своему, в силу своего воспитания, характера и мировоззрения. Если Вы еще не определились, что важнее для Вас — деньги или любовь, пройдите несложный тест «Ваше отношение к деньгам »:

1. Умеете ли Вы распланировать свой личный бюджет таким образом, чтобы не влезать в долги?
а. конечно, иначе зачем тогда его планировать вообще — 0;
б. планирую, но не всегда бюджет выполняется строго по плану, без дефицита — 1;
в. пытаюсь иногда планировать, но после очередной раздачи долгов планировать уже не из чего — 2;
г. умею — 3;

2. Если Ваши друзья просят взаймы, вы даёте только после того:
а. когда убеждаюсь в полной гарантии возврата и отвертеться от этого никак нельзя — 0;
б. как убеждаюсь, что располагаю свободной суммой — 1;
в. как только у меня появляются любые деньги, не обязательно свободные — 2;
г. поскольку у меня легкое отношение к деньгам : как только попросят, даю сразу, не задумываясь;

3. Если Вы идете по улице и на пути находится нищий, просящий милостыню:
а. терпеть не могу попрошаек, поэтому ускоряю шаг — 0;
б. стараюсь не обращать внимания, так как знаю, что нищие довольно неплохо зарабатывают попрошайничеством — 1;
в. все зависит от моего настроения и наличия денег в кармане, — могу подать, а могу и не подать — 2;
г. всегда подаю — 3;

4. Вы можете быть недовольны своей работой по причине:
а. низкой зарплаты — 0;
б. несоответствия моей квалификации и\или образованию — 1;
в. нудно сидеть восемь часов на одном месте, надоедает рутина — 2;
г. мне хотелось бы заниматься совершенно другим — 3;

5. Любовь, по-вашему, это:
а. глупая выдумка, слезы, сопли и вздохи — 0;
б. слияние двух половинок в одно целое — 1;
в. иллюзии и сплошной обман, — сначала видишь прекрасную принцессу\принца, а со временем она\он оказывается далеко не подарком — 2;
г. это прекрасно — 3;

6. Вы предпочитаете проводить праздники:
а. скромно, в кругу семьи, т.к. это дешево и сердито -0;
б. в компании друзей — это действительно лучшее времяпрепровождение — 1;
в. особо не планирую, когда как; но люблю отмечать с размахом — 2;
г. в кругу людей, которых люблю 3;

7. Выбирая подарок своей второй половине, Вы руководствуетесь:
а. соотношением цена\качество\практичность, романтика не для меня -0;
б. чувствами, чем они сильнее, тем подарок дороже и изысканней -1;
в. исключительно желанием второй половинки — 2;
г. собственным безупречным вкусом — 3;

8. С каким из утверждений Вы согласны больше всего:
а. копейка рубль бережет; а также здоровье и душевное равновесие — 0;
б. за деньги можно купить не все, но при их отсутствии тоже ничего не купить -1;
в. заказывает музыку тот, кто может ее оплатить -2;
г. счастье заключается не только в деньгах -3;

9. Ваше мнение относительно азартных игр:
а. такое же, как и об алкоголизме и наркомании, сажать этих игроманов надо — 0;
б. лично я это дело не люблю, но понять игроманов вполне могу -1;
в. так это же мое любимое занятие — 2;
г. это лишь способ получить острые ощущения — 4;

10. Брак по расчету — это:
а. смотря чей расчет: если мой, то хорошо; если не мой — плохо -0;
б. в этом есть некоторые плюсы, например, когда присутствует большая любовь и маленький расчет — 1;
в. отличный способ улучшить свое материальное положение — 2;
г. крайне негативная вещь, — там, где расчет, любви быть не может -3;

Подводим итоги:

от 0 до 9:

Людей, у которых такое отношение к деньгам , как у Вас, можно назвать верными рабами золотого тельца. Ваши кумиры — Плюшкин, Крез, Гобсек и скупой рыцарь. Снег зимой у Вас можно выпросить только после длительных торгов и только по 100-процентной предоплате. Ваш друг моментально рискует стать кровным врагом, если вздумает попросить у Вас несколько монет взаймы. А жадность и скупость, присущие Вам, гражданин Корейко, безграничны и порой доходят до абсурда. Не забывайте только, как часто Вам приходится платить дважды, а то и более…

от 10 до 19:

У Вас трезвое и взвешенное отношение к деньгам . Вы понимаете, для чего они нужны, не позволяя при этом тратиться попусту, на бесполезные и ненужные вещи. Вы не являетесь транжирой, но в случае необходимости помочь близкому человеку, — Вы сделаете это не задумываясь. Ведь деньги не цель для Вас, а лишь средство. Здоровый прагматизм делает Вашу жизнь комфортной и вместе с тем достаточно интересной.

от 20 до 25:

Если говорить про отношение к деньгам , то Вы влюблены в них, но, к сожалению, безответно. Они, как песок, утекают сквозь пальцы, так и не прилипнув к рукам. Вы, как и Манилов из «Мертвых душ», строите воздушные замки, мечтая о внезапно объявившихся богатых родственниках с миллиардным наследством, о различных фантастических способах добывания денег, но далее мечтаний дело так и не движется. У Вас развитая, буйная фантазия, широкое мышление, но они тратятся лишь на витание в облаках. Не отчаивайтесь, все можно изменить в лучшую сторону. Соберитесь, постарайтесь определить свои жизненные приоритеты и дерзайте! Начните новую жизнь, например, с прочтения статьи Как привлечь деньги.

более 26:

Вы — представитель редкого вымирающего вида, занесенного в Красную книгу и нуждающегося в защите ЮНЕСКО. Деньги для Вас ничто, их изобилие не сможет Вас испортить, а отсутствие — сильно огорчить. Никакие испытания судьбы не смогут Вас согнуть, Вы всегда останетесь самим собой. С точки зрения отношения к любви в романтическом и самом истинном понимании — Вы находка, счастливый билет, выпадающий лишь раз в жизни. Не забывайте только, что деньги очень не любят равнодушия, а поговорка про рай в шалаше имеет современные, очень приземленные и меркантильные продолжения…

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Сценарий внеурочного мероприятия на базе общежития ГАПОУ «ИКЭСТ»

Тема: "Политическая дискуссия"

Преподаватель: Ефремова К.А.

Место проведения: диско-зал общежития ГАПОУ «ИКЭСТ»

Группа: первокурсники, проживающие в общежитие

Время проведение дискуссии: 90 мин.

Цель дискуссии:

Сформировать политическую культуру, научить адекватно воспринимать и оценивать явления и события, происходящие в стране и заграницей.

Задачи:

    учить мыслить и спорить, аргументировать свои убеждения, взгляды;

    вооружать знаниями учащихся о политике;

    поддерживать интерес к поисковой деятельности;

    накапливать позитивный опыт.

Форма проведения: Игра состоит из нескольких туров, проводится по принципу “Брейн-Ринга”. Участники должны выполнить задания каждого тура и набрать больше очков, побеждает та команда, которая наберет к концу игры наибольшее количество баллов.

Материальное обеспечение:

    Ноутбук и мультимедиопроектор

    Экран

    Презентации к дискуссии

    Раздаточный материал

План-сценарий внеурочного мероприятия.

«Политическая дискуссия».

    Организационные моменты.

Мероприятия будет проходить в актовом зале (диско-зале) общежития ГАПОУ «ИКЭСТ» 16.11.2016 в 17:00. Принимать участие в нём будут первокурсники колледжа, проживающие в общежитии.

Первая задача организатора - разделить студентов на команды(5-7 человек). Каждая команда будет представлять определенную партию и соответственно политическую программу.

Всего команд будет 3 и соответственно они будут представлять три самые популярные партии в США:

1.Ремпубликанская партия (кандидат – Дональд Трамп)

2. Демократическая партия (кандидат – Хилари Клинтон)

3. Либертарианская партия (кандидат – Гэри Джонс)

    Введение слушателей в тематику дискуссии. Постановка проблематики дискуссии ведущим.

Политика прочно вошла в повседневную жизнь каждого человека. Например: при демократическом политическом строе каждый человек имеет право голоса. Данное право человек реализует на выборах, когда голосует за понравившегося кандидата и тем самым определяет судьбу своей страны.

Цель сегодняшнего мероприятия - это показать и доказать вам важность политической активности человека, рассказать вам о том что происходит зарубежом и как события происходящие в другой стране могут повлиять на Россию.

Для этого мы с вами обсудим последнее крупное политическое событие в мире – выборы американского президента. В процессе обсуждения мы попытаемся определить:

- плюсы и минусы победы Дональда Трампа

- составим прогноз действий Трампа на посту президента

- попытаемся решить, а что было бы выгоднее для России: победа Трампа или Клинтон, а может России нужен был другой менее известный кандидат?

- сравним программы главных кандидатов: Клинтон и Трампа

-составим прогноз возможных действий Хилари Клинтон на посту президента.

- и т.д.

    Первый тур «Обсуждение».

Опрос будущих участников дискуссии на предмет их политических взглядов, а также располагаемых знаний по теме дискуссии. Примерные вопросы:

    Что вы знаете об американских выборах? О кандидатах в президенты? (От партий в США выдвигается свою кандидаты на пост президента и вице-президенты. После кандидаты проводят агитацию приезжая в различные штаты США. Голосуют в США не всё население как в России, а только отдельные представители от штатов. Кандидат набравший 270 голосов побеждает).

    Как Х. Клинтон и Д. Трамп относятся к России?

    Что вы знаете о предвыборной компании кандидатов в президенты США? Об их отношений к России? (Хилари Клинтон политический противник РФ на мировой арене. Дональд Трамп, наоборот, в своих многочисленных выступлениях подчеркивал важность хороших отношений с РФ)

    Какой по счету избран американский президент?(45)

    Каким образом политическая жизнь в США может повлиять на жизнь в РФ? (РФ проживает в мире, где все страны взаимосвязаны и зависят друг от друга. Влияние лидера одной из крупнейших держав в мире трудно недооценивать).

    Какую роль Конгресс играет в политической жизни США?(Конгресс – это законодательный орган по типу парламенты или нашей Гос-ой Думы. Состоит из двух палат Верхней (Сенат состоит из 100 человек: по два от каждого штата независимо от численности населения) и Нижней (палата представителей, состоящей из 435 представителей штатов))

    Прокомментируйте представленные на слайдах цитаты Д. Трампа и Х. Клинтон.

    Второй тур «Кто есть кто?».

    Дональд Трамп (кандидат в президенты от республиканцев)

    Владимир Владимирович Путин (президент РФ)

    Хилари Клинтон (кандидат в президенты от демократов)

    Владимир Вольфович Жириновский (лидер ЛДПР)

    Майк Пенс (вице-президент от республиканцев)

    Дмитрий Анатольевич Медведев (премьер-министр РФ)

    Третий тур «Политическая программа»

Политические программы кандидатов в президенты были розданы командам заранее (раздаточный материал). Из представленного материала студенты должны сделать краткие выжимки и заполнить представленную ниже таблицу:

Четвертый тур «Политическая викторина».

Для заключения политической дискуссии будет проведена небольшая викторина, где студенты должны будут отразить приобретенные сегодня знания.

    Как расшифровывается аббревиатура США? РФ?(Соединенные Штаты Америки)

    Как расшифровывается аббревиатура РФ (Российская Федерация)

    Столица США? (Вашингтон)

    44-ый президент США? (Барак Обама).

    Президент РФ. (В.В. Путин)

    Что происходит в США после избрания Д. Трампа?(Митинги и протесты)

    Кандидатом, от какой партии является Д. Трамп? (Республиканская партия)

    Самый ярый русофоб на американской политической арене (сенатор Дж. Маккейн)

    45-ый президент Америки? (Д. Трамп)

    Сколько кандидатов конкурировало в предвыборной гонке в США? (9)

    Заключение.

В заключение подводится итоги прошедшего занятия. Вместе со студентами стоит сделать вывод о полезности сегодняшнего занятия, достигнута ли поставленная цель занятия и т.д.