17 июля летчики российского военно-морского флота отмечают свой профессиональный праздник – День авиации ВМФ России. Этот праздник отмечается по приказу Главкома ВМФ адмирала флота Феликса Громова в память о победе морских летчиков России над немецкими самолетами 4 июля 1916 года в первом воздушном бою над Балтийским морем.

Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.

Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день - 4 июля 1916 г. - день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для истории России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа - Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и оружия, а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия - традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми - в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте - командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них - Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы .

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения - глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации - корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря - Северный и Тихоокеанский - поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск » неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы - летчики, инженеры и техники - проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков - элита палубных летчиков.

Поздравления с днем морской авиации в стихах

С Днем авиации морской –
Удач, побед, свершений, взлетов!
Чтобы была летною погода,
А под шасси – чтобы шар земной!

Карьеры – быстрой, пробивной!
Улыбок, мира, дружбы, счастья,
Чтобы облетали вы ненастье,
Парили, уводя с собой!

Не падать духом никогда вам
И в небе до конца летать,
Ведь авиация, ребята,
Всем нам почти родная мать!

В славный День морской авиации
Вас поздравить я искренне хочу,
Небо и море ведь не декорации,
Для смелых они точно по плечу!

Пусть фейерверков россыпи сияют,
В честь Вашу пусть поются песни,
Веди даже дети маленькие знают,
Моряк – всего на свете интересней!

В День морской авиации есть пожелание:
Вы уже заслужили большое призвание,
Пусть и дальше у вас все всегда получается,
Пусть удача в судьбе никогда не кончается!

Пусть приходит успех вместе с благополучием,
Будет слышен ваш смех! Я хочу наилучшего
От души пожелать, мира, счастья, везения
И в отличнейшем быть вам всегда настроении!

Морская авиация – гордость всей страны!
И ты в рядах тех летчиков, что очень уж важны,
Пусть каждый твой полет всегда будет безопасным,
Беда к тебе чтобы не пришла, чтобы не пришла опасность!

Тебя поздравить я спешу с Днем авиации морской,
И радуется пусть душа от высоты такой!
Живет пусть счастье в твоем сердце, дом хранит тепло,
Всегда, везде тебе в работе чтобы вовсю везло!

Две стихии – воздух и вода
Подвластны авиации морской.
С праздником поздравлю я тебя,
Пусть будет славным путь твой боевой!
С Днем авиации морской, желаю я
Здоровья крепкого, надежных самолетов.
Желаю меньше боевых задач
И больше тренировочных полетов.

Пусть звучат поздравления,
Многословием гремя –
Я в своем выступлении
Строками лишь двумя
Заглушу все овации!
Ведь смолчать мне нельзя:
С Днем морской авиации,
Дорогие друзья!

С Днем авиации морской, с днем сил победоносных,
Поисковых, ракетоносных, штурмовых,
Противолодочных и транспортных орденоносных,
Участников всех действий боевых!

Желаем вам всегда парить, как птицы,
Служебные задачи выполнять,
Родные дома чаще видеть лица,
Счастливо, мирно, круто отдыхать!

Вам покорились сразу две стихии –
Синь небосвода и морских глубин!
С Днем авиации морской, сыны России!
Желаем новых достигать вершин!
Желаем вам удачных перелетов,
Желаем штиля, если нужен штиль!
Чтобы в радость вам была всегда работа!
Пусть не подводят ни штурвал, ни киль!

Источники -

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем.

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе «О типе морского аэроплана» изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

Официальная история от Министерства обороны Российской Федерации гласит, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 г. на Балтике произошёл воздушный бой четырёх самолётов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолётами. Вот как описывается бой в популярной литературе:

«В этот день линкор «Слава» и два миноносца Балтийского флота вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. Четыре гидросамолёта с авиатранспорта «Орлица» прикрывали с воздуха наши корабли. Около 9 часов утра лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов, возвращаясь к своему авиатранспорту, на высоте 1500 м обнаружили в воздухе группу немецких аэропланов. Сблизившись с одним из самолётов противника на дистанцию 15 м, самолёт Петрова открыл пулемётный огонь. Немецкий аэроплан, получив повреждения, приводнился, и оба немецких лётчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолётом и, несмотря на огонь немецких береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения русский миноносец снял с самолёта пулемёт и некоторые приборы. В это время три других гидроаэроплана «Орлицы» вели бой с тремя оставшимися немецкими самолётами. В результате боя, был сбит ещё один вражеский самолёт, который упал в расположении противника. Наши самолёты потерь не имели. Позже из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырёх машин, специально посланной для уничтожения «Орлицы» с её самолётами, прикрывавшими с воздуха русские корабли.

На Черном море первый опыт использования морской авиации состоялся 24 марта 1915 года: русская эскадра совершила поход к Румелии (р-н Турции в Европе), в составе эскадры был «Николай I» с 4 самолётами. Планировали использовать их для воздушной разведки, но затем их использовали для бомбового удара по береговым объектам. Это был первый опыт действия Русской морской авиации у вражеских берегов. 27 марта 1915 года эскадра с участием уже 2-х авиатранспортов (крейсер «Алмаз», «Николай»), самолёты провели разведку пролива и установили, что крупных кораблей нет, сбросили 3 бомбы на береговые укрепления и миноносец.

К апрелю 1915 года авиаотряд вырос до 18 самолётов, в апреле поступило 5 гидросамолётов ФБА, с мая старые самолёты Кертиса, стали заменять гидропланами М-5 конструктора Д. П. Григоровича.

3 мая русские гидросамолёты совершили 1-й налёт на столицу османов — Стамбул. Эти действия показали, что авиация начинает играть большую роль не только для разведки, но и для атакующих действий. До конца года совершенствовалась боевая подготовка, взаимодействие экипажей самолётов и кораблей. В октябре 1915 года русская эскадра совершила поход к берегам Болгарии, обстреляны Варна, Евксиноград, 25-го совершён налёт авиации.

На 1 января 1916 года в Черноморском авиаотряде было: 30 офицеров, 371 иного персонала, 30 самолётов, 2 авиатранспорта и крейсер «Алмаз». В конце года в строй вошёл еще один авиатранспорт «Румыния». Черноморский отряд состоял из 1 и 2-го корабельных отрядов (на «Николае» и «Александре» — 13 лётчиков), гидроавиационный отряд Кавказского фронта (8 лётчиков), учебно-боевая часть в Круглой бухте (5 лётчиков), началось формирование отряда дирижаблей.

8-15-го января были проведены учения, отрабатывались приёмы аэрофотосъемки, разведки, бомбометания. 24-го января русская эскадра подошла к Зунгулдаку. Зунгулдакский угольный р-н был вторым по важности районом воздействия Русского флот (после Босфора). Из-за неразвитости железнодорожной сети, уголь перевозили в основном морем. Обычно удар по нему наносили только корабли, летчики получили задание разбомбить пароход, второстепенными целями были порт, электростанция, железная дорога. Хотя летчикам мешала сильная облачность и зенитный огонь, они смогли сбросить 18 больших и 20 малых бомб, подожгли и утопили 7000-тонный пароход и несколько судов, разрушили здание железнодорожного узла, подожгли несколько шахт.

Подобная операция была проведена 25 августа против австро-немецких сил в Варне, но этот раз враг оказал сильное сопротивление, при уходе эскадры её атаковали вражеские самолёты, сбросившие несколько десятков бомб.

Еще одной задачей для гидроавиации была помощь в проведении крупных десантных операций. В апреле 1916 года оба авиатранспорта участвуют в сопровождении транспортной флотилии из 27 судов из Новороссийска и Мариуполя в р-н Ризе. Самолеты прикрывали высаживающиеся войска с воздуха и осуществляли противолодочную защиту. Месяц спустя «Александр» участвовал в высадке десанта у Трапезунда.В начале декабря 1916 года в составе авиаотряда было 45 гидросамолётов М-5 (разведчик, корректировщик артогня), 45-ть М-9 (тяжёлый гидросамолет для нанесения бомбовых ударов по береговым объектам и кораблям), 10-ть М-11 (первый в мире(!) гидросамолёт-истребитель) все русского производства, конструктора Д. П. Григоровича.

По состоянию на 1 января 1917 г., российская Морская Авиация являлась внушительной силой и имела в своём составе 264 аэроплана разных типов. Из них 152 самолёта и 4 малых управляемых аэростата находились на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах. Только с сентября 1916 г. по май 1917 г. морское ведомство получило 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море, около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях служили, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов, унтер-офицеров и рядовых. Звание «морской лётчик» официально имели 56 черноморцев и 46 балтийцев.


Одновременно с ростом численного состава флотской авиации, совершенствовалась её организационная структура. В середине января 1917 г. закончилось формирование Воздушной дивизии Чёрного моря под начальством капитана 1 ранга М.И. Федоровича. Подобное авиационное соединение на Балтике, под командованием капитана 1 ранга Б.П. Дудорова, завершило формирование в мае того же года.

По состоянию на конец ноября 1917 г., в составе Морской Авиации России находились 240 самолётов М-9, М-5, М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолётов, Черноморской — 152.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

К 21.06.1941 в составе советской морской авиации насчитывалось около 2 500 боевых самолетов. В основном это были бомбардировщики СБ и ТБ-3, торпедоносцы-бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, истребители И-15бис, И-153, И-16, Як-1 и МиГ-3, а также гидросамолеты МБР-2 и Че-2. В процентном отношении состав морской авиации выглядел следующим образом. На долю бомбардировщиков приходилось — 14%, торпедоносцев — 9,7%, истребителей — 45,3%, гидросамолеты (разведчики) — 25% боевого состава. Остальные 6% самолетов приходились на самолеты специального назначения и вспомогательную технику.

На Балтийском флоте было 3 авиабригады, 2 отдельных авиаполка и 7 отдельных эскадрилий. На Черноморском флоте — 2 авиабригады, 2 отдельных авиаполка, 2 авиаотряда и 13 отдельных эскадрилий. В составе Северного флота находилось 2 отдельных авиаполка и 1 эскадрилья. Боеспособность авиации ВМФ в целом была достаточно высокой: свыше 50% всех экипажей имели летный стаж более 2-х лет, около 2/3 летчиков разведывательной авиации и половина летчиков бомбардировочной авиации были подготовлены к боевым действиям ночью. Ведущие экипажи бомбардировочной и минно-торпедной авиации обладали достаточными навыками для действий против подвижных морских целей.

Использование морской авиации для ее действий в интересах сухопутных войск часто происходило неорганизованно, без знания расположения войск противника и своих войск, часто без должного прикрытия истребительной авиацией. Большинство решаемых задач были несвойственны морской авиации, что приводило к существенным потерям в людях и технике. Так с 22 по 26 июня — было потеряно 20 самолетов (боевые потери — 18, небоевые — 2), а в период с 26 июня по 3 июля уже 82 машины. Военно-воздушные силы советских флотов решали примерно одинаковые задачи, но затрачивали на них далеко не равные усилия, что, естественно, во многом зависело от конкретной складывающейся на фронте обстановки, условий базирования, наличия сил и средств, а также множества других факторов.


Гидросамолеты МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) Черноморского флота

К примеру, авиация Балтийского флота примерно 1/3 от общего числа своих самолетовылетов во время войны совершила в интересах сухопутных войск, в то время как на Северном флоте таких вылетов было в 5 раз меньше. В то же время авиация Северного флота 1/5 своих вылетов произвела для защиты своих коммуникаций, что на Балтике не являлось первостепенной задачей. Авиация Северного флота использовалась для отражения немецкого наступления на Мурманск, а уже после стабилизации фронта для защиты морских конвоев (союзнических и наших), а также баз флота. Морские конвои имели для СССР очень важное значение — все перевозки в Заполярье осуществлялись только морским путем.

В связи со своей исключительной ролью в течение 1941-1942 годов авиация Северного флота была существенно усилена. Уже в июле 1941 года с КБФ на север была перебазирована эскадрилья самолетов СБ, к концу года был сформирован полк на истребителях Харрикейн, а в январе 1942 года флоту был передан полк тяжелых истребителей Пе-3. В течение самого первого года войны на Северный флот из резерва авиации ВМФ было передано 5 авиаполков. В 1942-1943 годах, не смотря на потери, здесь всегда поддерживался уровень боеготовых самолетов в 280-300 единиц.

Авиация Краснознаменного Балтийского флота во время оборонительных боев в Прибалтике, наносила удары по неприятельским аэродромам и технике, поддерживая наши сухопутные войска, штурмовала танковые и моторизованные колонны противника. В августе 1941 года именно летчики КБФ провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. В ответ на бомбардировки Москвы и ряда других мирных советских городов — летчики Балтийского флота провели серию налетов на столицу фашистской Германии — Берлин. Их полеты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам о ждущем их в будущем возмездии.

Бомбардировки Берлина осуществлялись силами военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул с крупнейшего острова Моонзундского архипелага, который контролировался советскими войсками, хотя и был расположен уже в глубине быстро продвигающихся войск вермахта. С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб. Участвовала авиация Балтийского флота и в отражении сентябрьского наступления немцев на Ленинград. Только для прикрытия важнейшей дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, летчики-балтийцы произвели около 8 000 самолетовылетов.


Истребители И-16 4-го гиап ВВС БФ на аэродроме Новая Ладогa

Авиация Черноморского флота в течение июня 1941 года систематически наносила удары по портам, нефтепромыслам и военно-морским базам противника. В дальнейшем авиация в основном была перенаправлена на содействие сухопутным войскам, которые обороняли Одессу и Севастополь, а позднее вели бои на Кавказе. При этом на всех флотах с первых же дней войны началась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Морская авиация часто выполняла задачи по защите баз флота и своих аэродромов, а также наносила удары по неприятельским аэродромам.

В 1943 году начался процесс количественного и, что самое главное, качественного обновления морской авиации. В короткий срок соединения фронтов были перевооружены на новые самолеты. В авиаполки поступали торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и А-20Ж, а также пикирующие бомбардировщики Пе-2, новые истребители Ла-5 и Ла-7, а также Як-3, Як-7, Як-9. Значительное значение приобретала штурмовая авиация, которая вооружалась знаменитыми штурмовиками Ил-2. В результате своего перевооружения советская морская авиация смогла активизировать свои действия, в особенности на морских сообщениях Германии и ее сателлитов.

К началу 1944 года в авиации Северного флота насчитывалось 298 самолетов, Балтийского 313, Черноморского 429. В дальнейшем и до самого конца войны, на Севере и на Черном море поддерживался уровень около 400 самолетов, а на Балтике число самолетов было доведено до 787. На Черном море авиация флота при поддержке подводных лодок и торпедных катеров содействовала срыву эвакуации немецких войск с Крымского полуострова.

Уже после окончания Великой Отечественной войны вступила в дело и авиация Тихоокеанского флота, которая к началу войны с Японией имела в своем составе около 1 500 самолетов, которые были сведены в 6 авиадивизий (2 истребительных, 2 смешанных, бомбардировочную и минно-торпедную), а также 10 отдельных авиаполков и 14 эскадрилий. Летный состав, который в большинстве свом прибыл с других флотов, уже обладал существенным боевым опытом. Одной из главных боевых задач авиации Тихоокеанского флота стало обеспечение морских десантных операции. В целях нарушения японских морских сообщений авиация флота наносила бомбово-штурмовые удары по захваченным Японией корейским порта Сейсин и Расин.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации продолжится работа по модернизации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н «Новелла» и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ежегодно 17 июля в Вооруженных силах РФ отмечается профессиональный праздник День авиации (ВМФ) России. Установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности" от 15 июля 1996 г.

Дата была выбрана в ознаменование первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 4 июля (21 июня по старому стилю) 1916 г. четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два самолета противника были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь. При выборе даты празднования была допущена ошибка - перепутаны старый и новый стили.

Морская авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки. Авиация ВМФ привлекается к минным работам, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море и др. Начальник - генерал-майор Игорь Кожин (с 2010 г.).

История морской авиации

Морская авиация (МА) в Российской империи начала развиваться с 1911 г., после закупки во Франции, Англии и других странах летающих лодок (гидросамолетов). В 1913 г. русские авиаконструкторы создали ряд удачных моделей гидропланов, которые могли применяться для бомбардировок и обстрелов с воздуха. К началу Первой мировой войны в 1914 г. Россия имела всего 18 гидросамолетов, но уже через год их число увеличилось до 77. Незадолго до Февральской революции, 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1916 г. император Николай II издал приказ о формировании Воздушных дивизий Балтийского и Черного морей, в тот же день начальник Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмирал Александр Русин утвердил "Положение о службе авиации флота". В июле 1917 г. в составе Морского министерства было сформировано Управление морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ).

К осени 1917 г. морская авиация имела в своем составе более 260 гидро- и аэропланов разных типов. 28 ноября 1917 г. была учреждена должность комиссара при УМАиВ, ее занял военный пилот Андрей Онуфриев. После Гражданской войны в России МА активно участвовала в освоении Северного морского пути, морские летчики и техники составили ядро созданной в конце 1920-х гг. полярной авиации. В числе первых семи Героев Советского Союза, награжденных в 1934 г. за спасение экспедиции парохода "Челюскин", были морские летчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.

По данным Минобороны РФ, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советские морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более 5,5 тыс. самолетов, потопили 407 кораблей и 371 судно противника. 260 морских авиаторов стали Героями Советского Союза, а пятеро из них получили это звание дважды: Алексей Мазуренко, Василий Раков, Николай Челноков, Борис Сафонов (второй раз - за три дня до гибели) и Нельсон Степанян (второй раз - посмертно).

В начале 1960-х гг. в самостоятельные рода авиации ВМФ оформились противолодочная и морская ракетоносная авиация; совершенствовались разведывательные авиационные подразделения. В состав ВМФ входили первые советские авианесущие корабли - противолодочные крейсеры-вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград" проекта 1123 "Кондор". Летчиком Северного флота был первый космонавт Юрий Гагарин.

Текущее состояние

Современная МА подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования. Воинские звания авиации ВМФ РФ - войсковые, за исключением рядового состава (матрос, старший матрос). На фюзеляжи воздушных судов наносятся опознавательные знаки - трехцветные звезды, бортовые номера, регистрационные номера государственной авиации и надпись "МА ВМФ России".

В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на котором во время походов базируются:

  • палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ,
  • учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ,
  • многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27 и Ка-29.

В 2016-2017 гг. на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев. Создаются беспилотные летательные аппараты корабельного базирования.

На вооружении береговой авиации ВМФ России стоят:

  • дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95),
  • противолодочные самолеты Ил-20, Ил-38 и Ил-38Н,
  • истребители-перехватчики МиГ-31,
  • транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26,
  • вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-31 и др.

В 2017-2020 гг. морская авиация ВМФ получит около 100 новых летательных аппаратов.

17 июля 1916 года входе Первой мировой войны советская военно-морская авиация над просторами Балтийского моря получила свою первую победу. Авиаотряд из четырех самолетов М–9 нанес тяжелый удар по немецкому воздушному флоту. Успех российских летчиков в этом воздушном сражении дал начало формированию истории морской авиации России.

В день, который посвящен созданию военно-морской авиации, поздравления заслуживают летчики-ветераны и все, кто служит или служил в подразделениях воздушного флота России.

История

Российская военно-морская авиация начала свое развитие еще в 1911 году. Ее первыми машинами, поднявшимися в небо, стали гидросамолеты. Они были завезены в Россию из заграницы. Но вскоре отечественными авиаконструкторами было создано несколько аналогов зарубежных самолетов, которые и стали главными триумфаторами Первой мировой войны. Изначально эти гидросамолеты использовали в качестве разведки, но вскоре их начали применять для обстрела вражеских мест локации: воздушной авиации, военных и морских баз, суден.

За годы ВОВ (1941-1945) воздушный флот одержал множество побед над противником, совершил около 35 тысяч боевых стартов. Им было уничтожено больше 6 тысяч единиц вражеской авиации. Всемирно известными стали летчики Балтийского флота под руководством Е.Н. Преображенского, которые ночью с 7 на 8 августа 1941 года нанесли удар по самому сердцу врага - Берлину.

Задачами современного авиационного подразделения ВМФ Российской федерации является:

  1. Установление защиты и охраны РФ в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.
  2. Обезвреживание и ликвидация вражеских подводных и надводных суден (в военное время).
  3. Слаженное взаимодействие с другими подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации.

На сегодняшний день во всех четырех морских флотах России: Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском имеется собственная усиленная авиация.

Традиции

Традиционно в День образования морской авиации РФ проходит множество мероприятий, посвященных именно этому празднику.

По телевидению транслируют ряд тематических передач, художественных и документальных фильмов, в которых рассказывают о подвигах летчиков морского авиационного флота РФ.

На центральных площадях городов устраивают грандиозные концерты, в которых принимают участие самые популярные звезды эстрады. Также в честь этого праздника традиционно устраивают масштабные авиашоу, на которых летчики показывают свое мастерство и технику.

Ветеранов, всех кто служил и служит, на главных сценах страны торжественно поздравляет руководство ВМФ России. За праздничными столами виновники торжества принимают поздравления от родственников, друзей, коллег и близких.

День основания морской авиации ВМФ России отмечается 17 июля 2019 года. Праздник посвящен части военно-морских сил, на которой лежит задача по поиску и уничтожению противника, прикрытию объектов от ударов врага с воздуха и другие военные операции. Его справляют летчики ВМФ РФ.

История и традиции

Праздник был установлен по приказу главнокомандующего ВМФ России № 253 от 15 июля 1996 года. Дата имеет символическое значение. 17 июля 1916 года (по новому стилю), во время Первой мировой войны, летчики Российской империи победили в воздушном бою. Защищая остров Эзель и расположенную на нем базу, они вступили в бой 4 на 4 с немецкими самолетами над Балтийским морем. Победили без потерь, сбив два самолета противника.

История создания морской авиации началась в 1909 году. Капитан Л. Мациевич на очередном заседании Морского техкомитета поделился своей идеей о поднятии самолетов в воздух с кораблей. В 1910 году впервые удалось успешно подняться в воздух с поверхности воды на гидроплане. Первые военные подразделения в Российской империи, в состав которых вошли гидроавиационные станции, были сформированы в 1913-1914 годах. К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 65 боевых морских самолетов. К концу военных действий их число увеличилось в 4 раза.

Ежегодно 17 июля в России устраиваются зрелищные масштабные авиашоу, выступления творческих коллективов. В эфир радио и телевидения выходят тематические передачи, в периодических изданиях публикуют статьи, которые посвящены авиации ВМФ РФ.

Во время ВОВ советские летчики морской авиации уничтожили две трети кораблей, самолетов и других видов транспорта фашистских захватчиков.

Каждый из четырех флотов РФ - Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский - владеет собственной авиацией.

В 2016 году, к 100-летию праздника, учреждена юбилейная негосударственная общественная медаль.