К демографическим характеристикам относятся следующие показатели: пол, возраст индивида, социальный статус, уровень дохода. В свою очередь, демографические характеристики подразделяются на внутренние (пол, расовая и этическая принадлежность, возраст человека) и внешние (образованность, социально-экономический статус).

Демографические характеристики также подразделяются на:

· временные (социально-экономический статус)

· постоянные (пол, место рождения человека, дата рождения)

Рассмотрим более подробно ключевые демографические характеристики – пол и возраст.

В общепризнанном смысле, такое понятие, как «пол» обозначает физиологическую характеристику человека, согласно которому все люди на Земле подразделяются на мужчин и женщин. Однако, психологи отдают предпочтение термину «гендер», который определяет, что значительные отличия между мужчиной и женщиной обусловлены и созданы культурой.

Гендерные различия определены социальными нормами.

Социальные нормы – это образцы поведения, правила, определяющие поведение индивида в обществе. Психологи считают, что причины гендерных отличий необходимо искать в социальных нормах, которые приписывают людям разнообразные модели поведения в зависимости от их биологического пола. К примеру, вследствие того, что от женщин ожидают добродушия, снисходительности, компромиссных решений, они переносят этот стиль на рабочие отношения, и наоборот, мужчины оправдывают ожидания авторитарного, бескомпромиссного и соревновательного поведения.

Гендерные роли – комплекс норм, ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальные нормы укрепляются в нашем сознании посредством телевидения, радио, СМИ и пр. В случае отклонения от стандартных, принятых обществом стереотипов поведения, так называемого гендерно-ролевого поведения, индивид испытывает осуждение со стороны общества.

Обобщая исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы:



Ø И мужчины, и женщины стремятся получить одобрение со стороны социума за поведение, которое отвечает требованиям своей традиционной гендерной роли.

Ø Наиболее важным для мужчин является предоставление возможностей для карьерного роста, высокооплачиваемая работа, возможность повышения квалификации. Успех для них значит больше, чем качество жизни.

Ø Наиболее значимыми факторами для женщины, являются: дружный коллектив, тёплая атмосфера, стабильность, благоприятные условия труда, доверительные отношения с руководством, коллегами. Качество жизни является более значимым, чем профессиональный успех.

Ø В предпринимательстве женщины зависимы от других людей, в связи с чем, их взгляды, методы, этичность бизнеса, в значительной мере обуславливаются нравственными нормами.

Ø Социальная ответственность у женщин в бизнесе находится на более высоком уровне, чем у мужчин. Прежде всего, женщины, ориентированы на любовь к человеку, уважению человеческой личности, на благотворительность.

Вместе с этим рассматриваются общие характеристики так называемых женских и мужских организационных культур. Там, где преобладает женская ценность, предпочитают в качестве лучшего средства групповую интеграцию, в мужской культуре ставка делается на индивидуальные усилия. От данного параметра культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый, латентный характер и его урегулирование осуществляется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров. В мужской организационной культуре доминирует стремление быть первым, в женской - стремление быть обычным. Мужским источником власти является статус, женским - личные отношения. При решении проблем и принятии решений в мужской организационной культуре типична вера в силу индивидуальных решений; важны решительность и жесткость, в женской - внимание ко мнениям других, интуиция и достижение консенсуса.

Некоторые ученые предполагают, что присутствуют лишь несущественные отличия между мужчинами и женщинам, влияющие на качественное выполнение работы. Иными словами, мужчины и женщины не демонстрируют каких-либо связанных с полом различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, побуждений к конкуренции, мотивации, способности к обучению или коммуникабельности. Однако женщины более конформны, и у них слабее, чем у мужчин, выражены ожидания успеха.

Возраст

Выделяют три вида возраста:

· хронологический – отражает фактический возраст человека, исчисляемый с даты его рождения;

· биологический – отражает степень физической изношенности организма;

· психологический – отражает умственный возраст (IQ), социальную зрелость (SQ), эмоциональную зрелость (EQ).

Формирование и развитие психических функций носит неравномерный характер.

Статистика интеллектуального развития человека:

1. Оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет. Если принять логическую способность 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет 96%, а в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, а в 60 лет – 75% от эталона.

2. Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 года, и 34-35 лет.

3. Подлинная когнитивная зрелость (обязательность и ответственность) наступает в период средней зрелости (после 30 лет), когда человек становится автономным и обретает способность справляться с противоречиями и неопределенностью своего жизненного опыта. Это происходит тогда, когда человек обретает навыки самостоятельного принятия решений.

4. Гибкость и быстрота мышления уменьшаются в период средней и поздней зрелости (после 40-60 лет).

5. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают с 18 до 33 лет (пик – 27-33 лет), после 34 – снижаются.

6. Пик интеграции мыслительных процессов приходится на возраст 20-40 лет.

Любой возрастной период включает в себя специфику поведения личности индивида в организации, которую обязаны учитывать руководители. С каждым прожитым годом, индивид становится умнее, опытнее, происходит установление стереотипов, ценностей, формирование умений и навыков. Все это приводит к тому, что скорость получения новых знаний снижается. Сохранность работоспособности индивида с возрастом зависит от желания сотрудника постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, повышать свою квалификацию.

Рассматривая отличия между людьми в обыденной жизни, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на демографических характеристиках. Они играют важную роль при устройстве на работу, рассмотрении условий работы с целью формирования адекватной реакции на потребности и запросы кандидатов. Тем не менее, демографические различия зачастую ведут к неверной оценке потенциала будущего сотрудника. Менеджеру по подбору персонала важно всегда не забывать о том, что принимая к сведению только демографические характеристики, нельзя со 100% уверенностью решить, подходит кандидат для данной работы, или же нет. Система ценностей человека, его рассуждения, мнения, компетентность, черты характера – вот те самые факторы, которые следует учитывать кадровым работникам.

Компетентность

Компетентность – соответствующие умения, знания, навыки, накопленный опыт в той или иной области, которые необходимы индивиду в работе. Компетентность состоит из склонностей и способностей.

Склонности - это возможности человека научиться чему-либо.

Способности – свойства индивида, которые могут быть врожденными или приобретенными в процессе обучения, являются обязательным условием для успешного осуществления определённого рода деятельности.

Виды способностей:

· Общие способности (интеллект человека, инициативность, креативность, эрудиция, способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, опыт, а также умения и навыки)

· Специальные (умственные, творческие, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические, математические и пр.)

Способности и усилия, которые прилагает в процессе трудовой деятельности сотрудник, представляют из себя основополагающие факторы, определяющие его поведение и эффективность работы.

Компетентность – важный показатель для любого работодателя. После того, когда индивид с набором необходимых характеристик прошёл отбор, применение разнообразных методик обучения, тренингов, мастер-классов, семинаров позволяет усовершенствовать и развить необходимые навыки. Развитие способностей – полезный и важный вклад в человеческие ресурсы. Компетентность способствует формированию уверенности в сотруднике, как в специалисте, профессионале своего дела. Сотрудник, который ощущает собственную компетентность в рабочих моментах, всегда трудится более плодотворно.

Личностные черты

На сегодняшний день существует значительное количество характеристик, которые описывают поведение индивида. Часть из них применяется в исследованиях организационного поведения.

В соответствии с одним из подходов к рассмотрению личностных черт, принятым в ОП, их подразделяют на социальные черты , личные концептуальные черты и черты эмоциональной устойчивости , а затем рассматривают, каким образом осуществляется динамическое взаимодействие этих категорий.

Социальные черты

Социальные черты – характеристики личности индивида, которые приобрел человек в процессе своего социального развития. Эти черты отражают то, каким образом человек выглядит в глазах окружающих в разнообразной социальной обстановке.

Известный психиатр, К.Г. Юнг, основоположник направлений в психологии отмечал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Ученый считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Стиль решения проблем , исходя из работ К. Юнга, известного психолога, является одним из параметров социальных черт. Он отражает способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации при решении проблемы и принятии решения.

Одним из инструментов измерения социальных черт является шкала Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI), созданная на базе научных работ К. Юнга.

Шкала Майерс-Бриггс включает четыре шкалы предпочтений, которые характеризуют как человек: 1) восстанавливаети пополняет свою энергию; 2) собирает информацию 3) принимает решения; 4) какой образ жизни предпочитает (таблица 2.4.1).

Табл. 2.4.1. Характеристики четырех шкал предпочтений

Восстановление энергии
ЭКСТРАВЕРТ (Е) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) ИНТРОВЕРТ (I) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из своего внутреннего мира (мыслей, чувств, эмоций)
Сбор информации
ЧЕЛОВЕК СЕНСОРНОГО ТИПА (S) Получает информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание, прежде всего, на реальное. ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ТИПА (N) Получает информацию посредством «шестого чувства» и обращает внимание на возможности.
Принятие решений
ЧЕЛОВЕК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (Т) Принимает решения «головой», основываясь на логике. ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОГО ТИПА (F) Принимает решения «сердцем», основываясь на своих личных ценностях и представлениях.
Образ жизни
ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни. ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ТИПА (Р) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни.

На базе данных четырех шкал выделяют 16 типов личности (см. Приложение № 1 Тест MBTI).

При сочетании 2й и 3й шкалы предпочтений (сбор информации и принятие решений) мы получаем четыре стиля решения проблем: сенсорно-чувственный (SF), интуитивно-чувственный (NF), сенсорно-аналитический (ST) и интуитивно-аналитический (NT).

Исследования говорят о том, что существует взаимосвязь типа человека и типа предпочитаемых им решений. Например, ST (сенсорно-аналитический тип) предпочитает аналитические стратегии, которые делают акцент на деталях и процедурах. NF (интуитивно-чувственный тип) отдает предпочтение интуитивным стратегиям, делающим основной упор на общем подходе и соответствии. Не удивительно, что люди смешанного типа выбирают и аналитические и интуитивные стратегии. Результаты других исследований указывают на то, что люди аналитического типа обладают более сильной мотивацией, чем представители чувственного типа, и что индивиды сенсорного типа, как правило, больше удовлетворены работой, чем люди интуитивного типа. Все эти факты позволяют сделать предположение о том, что существует огромное количество базовых отличий между различными стилями решения проблем, что подчеркивает важность соответствия стиля требованиям к обработке и оценке информации в процессе выполнения задания.

Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда (рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста)

Демографические характеристики и тенденции развития населения отличаются особой устойчивостью в кратко и среднесрочном периодах и играют в конъюнктуре спроса на образовательные услуги особенно важную роль.

Демографическая характеристика города представляет интерес для демографии - специальной науки о населении, о воспроизводстве населения, о структуре населения, о миграции населения.

Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики - возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.

Помимо демографических характеристик, высказываются предположения, что некоторые личностные факторы, связанные с насилием вне работы, могут проявиться и на рабочем месте.

Изменение демографических характеристик рабочей силы также должно приниматься во внимание при обучении в сфере безопасности и гигиены труда. Женщины составляют все большую часть совокупной рабочей силы как в развитых, так и в развивающихся странах. Их гигиенические потребности на рабочем месте и за его пределами должны удовлетворяться. Проблема рабочих-иммигрантов поднимает многочисленные новые вопросы в обучении, включая вопросы языка, хотя проблемы языка и грамотности не ограничиваются проблемами иммигрантов. Разный уровень грамотности рабочих, родившихся в данной стране, также должен приниматься во внимание при планировании (составлении программ) и проведении обучения. Рабочие пожилого возраста составляют еще одну группу, потребности которой должны быть изучены и включены в образовательные программы, поскольку их число в рабочем населении многих стран возрастает.

И наконец, демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Нужды потребителей и технологии, призванные удовлетворить их, с течением времени трансформируются. Необходимо оценить траекторию изменений в демографических характеристиках населения, внешней среде фирмы, технологиях, рынках, культуре. Руководителям следует постоянно спрашивать себя, не являются ли их маркетинговые усилия напрасными, будут ли товары пользоваться спросом через несколько лет.

Например, агитаторы, работающие в предвыборной кампании, в зависимости от отношения избирателей к кандидатам определяют, сколько усилий, времени и средств следует потратить на каждую группу. Они благодарят избирателей, восторженно приветствующих программу политической партии, и напоминают им о необходимости проголосовать, стремятся укрепить во мнении благожелательно настроенных избирателей, стараются заполучить голоса безразличных к происходящему индивидов и не тратят времени на изменение отношения враждебно настроенных людей. Чем точнее будет установлена зависимость отношения к кандидату от демографических характеристик, тем эффективнее будут усилия политической партии по привлечению голосов наиболее перспективных избирателей.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Демографические аспекты создания рынка труда

1. Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда (рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста)

Демографические характеристики и тенденции развития населения отличаются особой устойчивостью в кратко и среднесрочном периодах и играют в конъюнктуре спроса на образовательные услуги особенно важную роль.

Демографическая характеристика города представляет интерес для демографии - специальной науки о населении, о воспроизводстве населения, о структуре населения, о миграции населения.

Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики - возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.

Помимо демографических характеристик, высказываются предположения, что некоторые личностные факторы, связанные с насилием вне работы, могут проявиться и на рабочем месте.

Изменение демографических характеристик рабочей силы также должно приниматься во внимание при обучении в сфере безопасности и гигиены труда. Женщины составляют все большую часть совокупной рабочей силы как в развитых, так и в развивающихся странах. Их гигиенические потребности на рабочем месте и за его пределами должны удовлетворяться. Проблема рабочих-иммигрантов поднимает многочисленные новые вопросы в обучении, включая вопросы языка, хотя проблемы языка и грамотности не ограничиваются проблемами иммигрантов. Разный уровень грамотности рабочих, родившихся в данной стране, также должен приниматься во внимание при планировании (составлении программ) и проведении обучения. Рабочие пожилого возраста составляют еще одну группу, потребности которой должны быть изучены и включены в образовательные программы, поскольку их число в рабочем населении многих стран возрастает.

И наконец, демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Нужды потребителей и технологии, призванные удовлетворить их, с течением времени трансформируются. Необходимо оценить траекторию изменений в демографических характеристиках населения, внешней среде фирмы, технологиях, рынках, культуре. Руководителям следует постоянно спрашивать себя, не являются ли их маркетинговые усилия напрасными, будут ли товары пользоваться спросом через несколько лет.

Например, агитаторы, работающие в предвыборной кампании, в зависимости от отношения избирателей к кандидатам определяют, сколько усилий, времени и средств следует потратить на каждую группу. Они благодарят избирателей, восторженно приветствующих программу политической партии, и напоминают им о необходимости проголосовать, стремятся укрепить во мнении благожелательно настроенных избирателей, стараются заполучить голоса безразличных к происходящему индивидов и не тратят времени на изменение отношения враждебно настроенных людей. Чем точнее будет установлена зависимость отношения к кандидату от демографических характеристик, тем эффективнее будут усилия политической партии по привлечению голосов наиболее перспективных избирателей.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

2. Трудовой потенциал поколения

Трудовой потенциал - это развитая в данном обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые воплощены или могут быть воплощены в рамках и посредством существующей в обществе системы отношений по участию в процессе труда и общественной деятельности.

Трудовой потенциал является формой воплощения человеческого фактора производства, экономики, т.е. в трудовом потенциале учитываются только занятые.

В состав трудового потенциала населения входят три взаимосвязанные между собой подсистемы.

Демографическая подсистема

В ее состав входят:

Демографическое воспроизводство, обеспечивающее непрерывное возобновление поколений людей как физических носителей всех социальных качеств и отношений;

Оценка здоровья различных категорий и возрастных групп населения;

Миграционные перемещения как один из источников общих границ численности возрастных групп трудоактивного населения.

Эта подсистема составляет основу количественного элемента трудового потенциала. Скорость и направление оборота количественного элемента следующие. В условиях расширенного воспроизводства населения из поколения в поколение происходит непрерывное увеличение и омоложение трудового потенциала населения, а при простом или суженном - количественное его уменьшение и старение.

Социально-экономическая подсистема

Социально-экономическая подсистема, или качественный элемент трудового потенциала населения. Центральное место в ней занимает проблема трудовой активности населения, обуславливаемая формами хозяйствования, занятости, мотивацией экономического поведения, системой материального стимулирования. Например, всеобщая занятость в недавнем прошлом на практике не стимулировала трудовую активность и являлась тормозом на пути повышения эффективности труда. Рыночная же экономика должна создать эффективную систему социальных гарантий и поддержки населения для возмещения издержек при потере или перемене места работы и переквалификации.

Социально-психологическая подсистема

Социально-психологическая подсистема предполагает решение проблем, возникающих при формировании личности как субъекта трудовой деятельности. Эта подсистема необходима для формирования потенциала трудоспособности, который создается по мере становления личности, ее воспитания, обучения, профессиональной подготовки.

Понятие трудового потенциала населения надо отличать от понятия трудового потенциала поколения - частного случая трудового потенциала населения.

Трудовой потенциал поколения - это сводная экономико-демографическая характеристика трудовой активности населения.

Данный показатель представляет собой среднее число человеко- лет предстоящей трудовой жизни, которые данному поколению предстоит прожить в составе экономически активного (или занятого) населения при определенном уровне смертности и уровне трудовой активности (или занятости).

Необходимо различать понятие рабочей силы и трудового потенциала населения. Отличие заключается в том, что понятие рабочей силы применимо только для действующего производства, тогда как трудовой потенциал населения характеризует не только постоянно используемые, но и несостоявшиеся, скрытые возможности населения.

Исходя из этого, трудовой потенциал населения кратко можно определить как совокупность используемого труда работников и неиспользуемых запасов труда.

3. Демографические аспекты спроса и предложения на рынке труда

На рынке труда объектом купли-продажи является специфический товар - рабочая сила (труд). Предприниматель покупает не самого человека, а его рабочую силу, его способность трудиться. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека к труду. Рабочая сила как товар имеет ряд особенностей. Во-первых, именно рабочая сила создает новую стоимость, заключенную в произведенном товаре. Все прочие факторы производства лишь переносят свою стоимость на производимый товар и являются составной частью издержек его производства. Во-вторых, труд, в отличие от других товаров, невозможно хранить. Как уже отмечалось, для большинства домохозяйств заработная плата является основным источником существования. Если работник не реализовал свои способности к труду, он будет лишен средств, необходимых ему для поддержания жизнедеятельности и развития личности. Кроме того, если человек длительное время не работает по своей специальности, то происходит определенная деквалификация - снижается уровень квалификации труда или вообще утрачиваются необходимые навыки в профессии. В-третьих, производительность труда может сильно варьировать в зависимости от того, насколько эффективно работодатели организуют трудовой процесс. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Применение новейшей техники и технологии способствует росту производительности труда работников.

Рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Однако рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, является рынком особого рода и имеет ряд существенных отличий от других рынков. Во-первых, особенностью рынка труда является то, что рабочая сила, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену. Например, за счет различных мероприятий профсоюзы способствуют сокращению предложения труда, росту спроса на труд и, как следствие, росту ставки заработной платы. Во-вторых, регуляторами рынка труда являются как экономические, так и неэкономические факторы (социальные, национальные и законодательные). Неэкономические факторы могут способствовать как росту спроса на труд и его предложения, так и их снижению. Значимость этих факторов определяется этапом исторического развития страны. Например, снижение рождаемости сегодня, может обусловить нехватку рабочих рук завтра. В-третьих, особенностью рынка рабочей силы является то, что он неоднороден и представляет собой совокупность отдельных рынков труда, каждый из которых обладает своими частными характеристиками. Например, можно выделить субрынок труда музыкантов и дворников. При этом музыканты получают относительно высокую заработную плату. Заработная плата дворников будет относительно низка, так как их труд не требует специальной подготовки. Однако дворники, привлекаемые высокой заработной платой музыкантов, не смогут перейти в другой сегмент рынка труда.

На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами предложения на рынке труда выступают домашние хозяйства (отдельные работники и их ассоциации - профсоюзы).

Предложение труда - количество часов, которое население желает работать с целью получения доходов.

Спрос и предложение на рынке труда - спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда.

Спрос на труд, субъектами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель будет вынужден сокращать количество нанимаемых им работников (спрос на труд сократиться), а в случае снижения заработной платы он сможет нанять дополнительных работников (спрос на труд возрастет). Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в кривой спроса на труд.

Факторы, определяющие спрос на труд:

1. Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.

2. Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.

3. Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.

4. Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.

5. Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)

Предложение труда (Supply of labor), субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы продавцы услуг труда (иными словами, наемные работники) будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится.

4. Влияние миграции на формирование и развитие национальных, региональных, международных и мирового рынка труда

Миграция рабочей силы - пространственное перемещение трудоспособного населения, вызванное изменением в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Тенденции динамики миграции - уменьшение масштабов, изменение структуры потоков, снижение интенсивности, территориальная дифференциация. Здесь еще раз следует подчеркнуть то обстоятельство, что рассмотренные параметры зависят от одновременного действия различных факторов, многие из которых мы не можем пока идентифицировать и количественно оценить.

На первый взгляд, тенденции миграции объясняются ее недоучетом, хотя в принципе неясно, как изменялась полнота учета миграции в целом. В то же время действующие с 1996 года правила регистрации населения "на постоянное жительство", по-видимому, стабильны. Поэтому степень полноты учета довольно устойчива.

Как показала Всероссийская перепись населения 2002 года, о чем шла речь выше, недоучет населения ограничен как группой районов массового оттока, так и притока населения. И хотя, как отмечалось выше, существуют проблемы повышения качества учета миграции, в целом же кризисная оценка состояния текущего учета миграции относится в большей мере к учету внешней миграции.

Вторая гипотеза объясняет современную динамику заменой миграции временными перемещениями. Действительно, исследования, проведенные в 1990-е годы, подтвердили тесные связи различных видов перемещений. Так, беженцы и вынужденные переселенцы принимали активное участие во внутренних перемещениях в России. В 1997-1998 годах только 57% опрошенных беженцев и вынужденных переселенцев не предполагали сменить место жительства, 23% хотели бы уехать, в их числе 8% выразили желание уехать как можно скорее. Вынужденные мигранты и беженцы, проживавшие в сельской местности, хотели мигрировать в 2,8 раза чаще, чем эта же группа мигрантов в крупных городах16. По другим данным, значительная часть нелегальных трудовых мигрантов из стран СНГ (35,6% женщин и 40% мужчин) намерена перейти в состав постоянных жителей России17. Каналы легализации нелегальных мигрантов - покупка жилья, изменение брачного статуса, регистрация "на постоянное местожительство" и т.д. Следовательно, анализируя миграцию, необходимо учитывать влияние различных видов временных перемещений: некоторые из них ее "замещают". С другой стороны, временные перемещения выступают предпосылкой развития миграции.

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению "узких мест" и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится, настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.

Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития процессов трудовой миграции складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом - иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.

С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и "непривлекательных" отраслях и видах производств. демографический рынок труд миграция

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате "похищения умов" Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты.

Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы

Страна-экспортер рабочей силы

Позитивные

1. Приобретение работником новой квалификации

2. Сокращение дефицита платежного баланса

3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда

4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства

Негативные

1. Потеря квалифицированной рабочей силы

2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление

4. Рост инфляции

Страна-импортер рабочей силы

1. Облегчение структуры региональных сдвигов

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям

5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии

2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы

3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение сущности, элементов и функций рынка труда - динамической системы, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма рабочей силы и обмена ее на реальную зарплату. Разновидности рынков труда. Влияние миграции на рынок труда.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

    Социально-экономический аспект трудовой миграции. Государственное регулирование развития рынка труда в РФ. Международный опыт развития рынка труда и трудовой миграции. Разработка проекта создания Центра по трудоустройству мигрантов в Иркутской области.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2010

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Сущность и понятие рынка труда. Причины и виды миграций рабочей силы, основные тенденции и проблемы данного явления, их разрешение. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Понятие рынка труда, его субъекты и специфика. Развитие рынка труда в Российской Федерации и основные тенденции его развития. Структура трудового потенциала общества. Составные компоненты рынка труда. Динамика численности экономически активного населения.

    реферат , добавлен 25.12.2013

    Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие, вызванное причинами экономического и иного характера. Проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в РФ. Нелегальная миграция и ее негативные последствия.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Рынок труда: сущность, классификация видов и модели. Основные функции занятости. Компоненты рынка труда. Характеристика активной политики занятости в Российской Федерации. Формирование российского рынка труда, влияние отрицательных рыночных явлений.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2012

    Особенности структуры рабочей силы в России на современном этапе. Основные сегменты рынка труда. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Динамика рабочей силы России на современном этапе. Развитие рынка труда в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Трудовые ресурсы как основное понятие рынка труда. Факторы рынка труда со стороны спроса и предложения рабочей силы. Распределение населения России с точки зрения занятости по результатам переписи населения 2002 года. Характеристика рынка труда в России.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2010

    Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

Задание 1. Обоснуйте необходимость должностного самоопределение работников, в частности, ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация “коммуникативного пространства”.

Задание 2. Расскажите о диспозиционных отношениях и статусах в организации. Перечислите ресурсы организационного поведения такие как временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.

Задание 3. Опишите прессинговые психологические состояния и пути их преодоления. Охарактеризуйте факторы его вызывающие (ситуационная напряженность деятельности, временные дезорганизаторы поведения).

Задание 4. Смоделируйте управленческий цикл руководителя и дайте характеристику его этапам: проблемному осмыслению информации, “запуску” управленческих решений и делегированию полномочий. Опишите конфликтные управленческие позиции и зоны.


ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест1.

Множественный выбор

1. Термин «разнообразие рабочей силы» отражает различия расы, возраста, пола, этнической принадлежности и ________ людей на работе:

а) социальных статусов;

б) личного благосостояния;

в) физических способностей;

г) политических предпочтений.

2. Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:

а) команды и контроль;

б) новое поколение ожидает того же, что и старое;

в) делегирование полномочий

г) баланс между работой и жизнью.

3. Интерес исследователей ОП к таким переменным, как ________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:

а) прогулы и текучесть кадров;

б) удовлетворенность работой;

в) эффективность работы

г) все перечисленные выше пункты.

4. «Эффект стеклянного потолка» в организациях - это___________

а) скрытый барьер, ограничивающий продвижение по службе представителей меньшинств и женщин;

б) негласный предел зарплаты, выплачиваемой топ-менеджерам;

в) негласный предел зарплаты, выплачиваемой рабочим;

г) ограничение приема на постоянную работу рабочих, работающих полный рабочий день.

5. Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным :

а) ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;

б) ОП - это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;

в) ОП делает акцент на практическом применении знаний;

г) ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?



6. Исходя из взгляда на организации как открытые системы технология, информация и деньги - это __________.

а) ресурсы;

б) услуги;

в) ресурсы на входе;

г) конечный продукт.

7. Такая функция менеджмента, как __________, связана с созданием энтузиазма для выполнения трудной работы :

а) планирование;

б) организация;

в) контроль;

г) мотивирование.

8. Оправдывая этичное поведение, основанное на получении максимального блага для максимального количества людей, мы придерживаемся точки зрения _________________:

а) утилитаризма;

б) индивидуализма;

в) моральных правил;

г) справедливость

9. Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение на самом деле соответствует интересам организации, он ___________________:

а) поступает правильно в отношении самою себя;

б) поступает правильно в отношении всего общества;

в) объясняет неэтичный поступок;

г) следует правилам процедурной справедливости.

Истинно или ложно

10. Организационное поведение - это исследование того, как организации ведут себя в различном окружении. И Л

11. Из утверждения: «ОП пытается удовлетворить требования, предъявляемые различными ситуациями менеджмента» - вытекает вероятностный подход. ИЛ

12. Организационное научение - это процесс приобретения знаний и использования информации для того, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. И Л

13. Внешняя окружающая среда не имеет значения для организаций как открытых систем. И Л

14. Когда президент проводит частые совещания, посвященные сообщениям о выполнении заданий, она осуществляет такую функцию менеджмента, как планирование. И Л

15. Технические навыки, возможно, являются самыми важными для менеджеров высшего звена. И Л

16. Работа менеджера подразумевает главным образом использование сети межличностных отношений. И Л

17. Руководитель команды, оказывающий своим друзьям особое предпочтение при распределении отпусков, нарушает распределительную справедливость. ИЛ



18. Осведомитель - это тот, кто раскрывает неэтичное поведение организации. ИЛ

19. Исследователи предполагают, что вышестоящие лица организации являются причиной многих этических дилемм, с которыми люди сталкиваются на работе. И Л

Краткий ответ

20. Что означает «ценить разнообразие на работе

21. Что такое эффективный менеджер?;

Тест 2

Множественный выбор

1.. Демографические характеристики включают в себя __________ :

а) задатки и способности;

б) личностные признаки;

в) основные характеристики сформировавшие то, чем является человек;

г) ценности и установки.

2. Задатки и способности подразделяются на_________:

а) стереотипы;

б) физические и психические;

в) психические и личностные;

г) агрессивные и! пассивные.

3 Личностные характеристики определяются _____________ :

а) окружающей средой;

б) наследственностью;

в) и окружающей средой, и наследственностью;

г) склонностями и способностями человека.

4. Ценности и установки ___________:

а) сходны с задатками и способностями;

б) заменяют друг друга;

в) связаны друг с другом;

г) сходны с демографическими характеристиками.

5. Подкрепление делает акцент на ________ :

А) внутренних вознаграждениях;

б) внешних вознаграждениях;

в) законе падения дохода;

г)социальном научении.

а) заслуженном подкреплении;

б) наборе средств;

в) справедливости;

г) потребностях индивида.

7. Человек с высокой мотивацией достижения, скорее всего, предпочтет ___________в своей деятельности:

а) групповую работу;

б) решение трудных задач;

в) контроль над другими людьми;

г) слабую обратную связь илиi ее отсутствие.

8. Согласно теории справедливости, ключевой проблемой является _____

а) социальное сравнение вознаграждений и усилий;

б) равенство вознаграждения;

в) равенство усилий;

г) абсолютная ценность награды.

9. Согласно теории ожидания, _______ - это вероятность того, что данный уровень эффективности приведет к определенному результату

а) ожидание;

б) набор средств;

в) мотивация;

г) валентность.

10. Какое утверждение относительно удовлетворенности работой самое правильное:

а) она является причиной эффективности;

б) она может л на текучесть кадров;

в) ее трудно измерить;

г) она не влияет прогул

11. На стадии ____________становления группы ее члены на самом деле начинают представлять собой единое формирование:

а) «бури»;

б) нормирование

в) исполнения;

г) общей интеграции.

12. Лучше всего, если в группу, занятую решением проблемы входит _______ членов:

а) не больше 3-4;

г) прим 13.

13. Что описывает в групповом поведении эффект Ринглеманна :

а) тенденцию групп принимать рискованные решения;

б) социальную лень;

в) социальную поддержку;

г) удовлетворение социальных потребностей членов

Истинно или ложно

14. Личность может развиваться во времени. И Л

15. Установки часто определяют ценности. И Л

16. И ценности и установки в какой-то степени, являются предпосылками поведения. И Л

17. Подкрепление основано на внутреннем вознаграждении. ИЛ

18. В теории ERG Альдерфера нет эквивалента социальным потребностям Маслоу. ИЛ

19. Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Kлелланда, высокая потребность в социальной власти включает в себя желание контролировать окружающих для выполнения задач группы или организации. ИЛ

20. Согласно теории справедливости, ощущение негативной несправедливости является мотивирующим состоянием, а ощущение позитивной несправедливости - нет. И Л

21. Внешнее вознаграждение - это положительно оцениваемый результат работы, получаемый непосредственно при выполнении работы. ИЛ

22. Вознаграждение соответствует эффективности работы, если ее размер и ценность изменяются пропорционально уровню достигнутой эффективности работы.

Дайте краткий ответ

23. Что означает управление разнообразием и индивидуальными различиями на рабочем месте?

24. В чем заключается важность демографических характеристик для рабочего места? Почему личностные характеристики так важны на рабочем месте?

25. Что такое «эффект умножения» в теории ожиданий?

Тест 3

Множественный выбор

1. Культура имеет отношение ко всем вопросам, за исключением ______

а) коллективных концепций, разделяемых всеми членами организации

б) приобретенных способностей;

в) личности руководителя;

г) убежений членов организации.

2. . _______- это ощущение более общего смысла, который рабочие при­вносят в свои задачи в результате взаимодействия друг с другом:

а) церемо­ния;

б) культурный символ;

в) миф об основании;

г) общее значение;

д) внут­ренняя интеграция.

3. История о деятельности корпорации, приписываемая усилиям прозорливо­го основоположника, является примером ___________:

б) мифа об основании;

в) внутренней интеграции;

г) артефакта латентной культуры;

д) общим предположением.

4. Организационное развитие прежде всего предназначено для ________:

а) повышения общей эффективности организации;

б) улучшения межгруп­повых взаимоотношений;

в) повышения синергии;

г) улучшения процесса плановых изменений;

д) улучшения групповой динамики.

5. Три стадии организационного развития включают в себя __________:

а) сбор данных, проведение вмешательства и оценки;

б) установку диагноза, проведение вмешательства и подкрепление;

в) проведение вмешательства, применение и внедрение инновации;

г) установку диагноза, проведение вме­шательства и оценки;

д) планирование, внедрение и оценку.

6. Организационное развитие - это плановые изменения в сочетании с _________:

а) оценкой;

б) вмешательством;

в) способностью к самообнов­лению;

г) любыми изменениями в будущем, которые могут произойти

д) подкреплением.

Истинно или ложно?

7. Система общих убеждений и ценностей, развивающаяся в рамках организа­ции, называется организационной культурой. И Л

8. Убеждение, что старшие менеджеры могут управлять всеми слоями корпо­ративной культуры, является мифом. И Л

9. Внешняя адаптация имеет отношение к таким вопросам, как реальная mik сия фирмы, ее цели и способы их достижения. И Л

10. Вопрос о том, кто именно назначает награды и наказания, является одним из аспектов внешней адаптации. И Л

11. Церемонии и ритуалы нередко возникают из субкультуры. И Л

12. Ритуал представляет собой стандартизированный вид деятельности, ис­пользуемый для уменьшения беспокойства. И Л

13. Любой объект, вид искусства или событие, служащее для передачи культурного значения, называется церемонией. И Л

14. Вмешательство в организационное развитие на уровне всей организации. включает в себя изучение обратной связи, конфронтационные совещания структурные перестройки, управление методом оценки эффективности к образование коллатеральных организаций. И Л

15.Проведение конфронтационных совещаний является вмешательством в организационное развитие, которое преследует цель уладить конфликты ИЛ

Краткий ответ

16. Перечислите три аспекта, которые помогают индивидам и группам эффективно осуществлять совместную деятельность, и проиллюстрируйте их примерами из практики.

17. Приведите пример того, как правила, относящиеся к культуре, и роли влияют на атмосферу в учебной аудитории. Приведите примеры исходя из вашей собственной точки зрения.

18. Каковы главные составные части сильной корпоративной культуры?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ

по дисциплине “Организационное поведение”.

Предмет организационного поведения. Характеристики организационного поведения: функциональная определенность, временная заданность, самоорганизуемость, мотивационная автономность, предсказуемость, сценарная воспроизводимость.

Классические теории организации: научный менеджмент Ф.Тейлора, организационные принципы А.Файоля, бюрократическая теория М.Вебера, организационная теория Л.Гьюлика-Л.Урвика.

Концепция человеческих отношений: взгляды на организацию Р.Мейо, подход Д.Макгрегора, теория К.Арджириса, организационная система Р.Ликерта, подход В.Бенниса.

Ситуационные теории организации: Подход Дж. Вудворд. Роль технологии в организации: исследование Т. Бёрнса и Дж. Сталкера, исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша.

Организация как социотехническая система. Управление организацией как искусство (взгляды Дж. Одиорне).

Социокультурный образ организации, ее социокультурное окружение. Поведенческие стереотипы: экономический, психологический, технологический, этический человек.

Природа организаций. Основные характеристики организации, организация как объект, процесс и свойство. Организационная структура.

Личность и организация. Гармония и конфликт интересов организации и личности. Проблема взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.

Индивидуальные различия и стили деятельности. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.

Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм).

Мотивы и потребности людей в организациях. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, К.Альдерфера, теория Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания, целевая теория мотивации, модификация поведения.

Мотивация и эффективность организации. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников. Система оплаты труда как регулятор организационного поведения.

Организационная культура: структура, содержание, формирование, влияние на эффективность организации. Модели В.Сате, Т.Питерса-Р.Уотермена, Т.Парсонса, Г.Хофштеде, У. Оучи.

Коммуникативное поведение человека в организации. Коммуникативная, регулятивная, перцептивная функции общения.

Система организационного общения, нисходящие, восходящие и горизонтальные информационные потоки. Типы коммуникационных сетей.

Формальное и неформальное общение в организации. Общение и стиль руководства. Пути повышения эффективности общения в организациях.

Уровни анализа организационного поведения: индивид, группа, организация. Формирование группового поведения в организации.

Лидерство в организации. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть.

Структурные теории организационного лидерства: теории великих людей, взгляды О.Тида, У.Бенниса, Дж. Ханта.

Поведенческий подход к лидерству в организации: эксперименты К. Левина, исследования университета Огайо, исследования Мичиганского университета, управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутона.

Ситуационный подход к организационному лидерству: РМ-теория лидерства Д.Мисуми, модель Ф.Фидлера, ситуационная теория Херси-Бланшара.

Нормативные модели лидерства (модель Врума-Йеттона-Яго). Биосоциальный подход к пониманию феномена лидерства.

Управление поведением организации как целого. Взаимодействие организации с внешней средой. Организация как открытая система. Детерминация структур и процессов организации средовой неопределенностью.

Управленческий цикл руководителя. Проблемное осмысление информации, запуск управленческих решений и делегирование полномочий.

Организационный конфликт, природа, генезис, стадии. Конфликтные управленческие позиции и зоны.

Природа групп в организации, их классификация, стадии развития, структура. Групповые процессы: групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Групповые нормы и санкции.

Диспозиционные отношения и статусы в организации: источники, функции, соответствие. Ролевая идентификация, ролевой конфликт.

Ситуационые переменные, влияющие на групповое оргнизационное поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.

Межгрупповое взаимодействие в организации и теоретические подходы к его исследованию: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный.

Ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Содержание и функция полоролевых стереотипов, феномен “стеклянного потолка”. Межэтническое взаимодействие.

Основное управленческое отношение и его полярные модели. Приобщенный и отчужденный работник. Сегменты организационного поведения: ригористический, автономный, мобилизационный, пресссинговый.

Поведенческие ресурсы управления и обратная связь управленческих отношений. Организационный порядок, субординационное и координационное поведение.

Проблемы нормы и патологии в организационном поведении. Деструктивное поведение работников.

Маркетинговое управление поведением. Имиджевые регуляторы организационного поведения. Управление поведением клиентуры: Клиентурный, антиклиентурный, избирательно-клиентурный и псевдоклиентурный типы поведения.

Методы научного исследования организационного поведения: наблюдение, метод описания критических ситуаций, анализ документов, контент-анализ, опрос, эксперимент.

Методы и социальные технологии организационной диагностики и организационного развития: диагностические интервью, тренинги, игротехнические методы.

Изменения в организации, управление нововведениями, их типология. Силовые поля, организационные роли и позиции в нововведениях. Этапы разработки и внедрения программ оргразвития.

Ценности работников организации. Их виды: классификация Г. Олпорта, ценностно-поведенческая, терминальные и инструментальные ценности. Ценностные ориентации и аттитюды.

Прессинговые психологические состояния работников организации, их источники (ситуационная напряженность деятельности, временная дезорганизация поведения и др.), пути преодоления.

Персональное развитие в организации. Формирование профессиональной идентичности и должностное самоопределение работников: ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация коммуникативного пространства.

43.Ресурсы организационного поведения: временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.

44.Психологическая совместимость, групповая сплоченность и срабатываемость как факторы эффективной работы. Социально-психологические аспекты формирования управленческих команд.

45.Социально-психологический климат трудового коллектива, методы его диагностики и коррекции. Базовые психологические ориентации и эмоциональная жизнь работников. Факторы адаптации и дезадаптации личности в трудовом коллективе. Моббинг и способы борьбы с ним.

46.Организационное поведение как функция стиля переработки информации работником. Связь типологических особенностей мышления работников с эффективностью их трудовой деятельности.

Начальник Учебно-методического

Управления С.Г. Зубанова

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Демографическая статистика - отрасль социально-экономической статистики, изучающая:

Численность населения;

Размещение населения по территории, состав по полу, возрасту, семейному состоянию, национальности, уровню образования, занятию, классовой принадлежности;

Данные о воспроизводстве населения и миграции.

Статистика численности населения и его размещения

Население - это исторически сложившаяся и непрерыв­но возобновляющаяся совокупность людей, проживающая на определенной территории. По мере развития общества вследствие смены поколений численность населения непре­рывно изменяется.

Для каждой отдельной страны общая численность насе­ления может изменяться за счет двух факторов: естествен­ного движения (рождаемости и смертности) и миграционно­го (механического) движения (территориального перемеще­ния: прибытия и выбытия). Люди рождаются и умирают, переселяются из одних мест в другие, вступают в брак или расторгают его, заканчивают школы, специальные техни­ческие и высшие учебные заведения, получают новые про­фессии, меняют место работы, занятия, вероисповедание, национальность и т. д. Иными словами, изменяется не толь­ко общая численность населения, но и его состав.

Население является главным материальным компонен­том общества и изучение закономерностей его развития име­ет очень большое значение для экономики страны. Вслед­ствие этого население выступает одним из важнейших объ­ектов статистического изучения. В задачи статистики насе­ления входит изучение численности, размещения, демогра­фического и социально-экономического состава, воспроиз­водства и динамики населения, определение перспективной численности всего населения и отдельных его контингентов и ряд других задач.

В настоящее время в статистике используются четыре взаимодополняющих источника данных о населении:

1) переписи населения;

2) текущий учет естественного движения населения и его миграции;

3) выборочные и специальные демографические обследо­вания;

4) регистры и различные списки (учеты) населения.

Данные этих источников используются для различных целей и не могут заменять друг друга. В то же время между ними существует тесная связь: каждый источник дополняет или продолжает другой.

Переписи населения и выборочные обследования служат источником данных о численности и составе населения. Данные о рождениях и смертях получают путем регистра­ции этих событий по мере их свершения.

Сведения о переселении людей, или миграции, дает ре­гистрация перемены места жительства людей. Где же такая регистрация отсутствует или дефектна, источником данных о миграции также служат переписи населения.

В некоторых странах ведутся списки или регистры насе­ления, которые также являются источниками данных о на­селении.

Наибольшей известностью среди всех источников дан­ных о населении пользуются переписи населения. Важность данного вида статистического наблюдения подтверждается тем, что при успешном проведении переписи населения ее результаты не могут опровергаться никакими другими учет­ными документами, а возникшие расхождения, наоборот, опровергаются именно данными переписи.

Учет населения при проведении переписей осуществля­ется по населенным пунктам по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим момен­том, или моментом счета. Например, последняя перепись населения в России проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 15 на 16 октября 2002 г. Переписи населе­ния - это периодические статистические наблюдения. Как правило, они проводятся раз в десять лет. В периоды между переписями статистические органы производят так называ­емую текущую оценку численности населения. Эта оценка рассчитывается на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно добавляются числа родив­шихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории. Текущие оценки численности населения уточняются на основании итогов очередной переписи.

В зависимости от целей и задач анализа показатели чис­ленности, состава и движения населения исчисляются либо по постоянному, либо по наличному населению. Эти основные категории населения определяются при пере­писях населения. Кроме них, различают еще две вспомога­тельные категории: временно отсутствующее и времен­но проживающее население. К наличному населению относятся лица, находящиеся на момент переписи на дан­ной территории, включая временно проживающих. К пос­тоянному населению относятся лица, постоянно проживаю­щие на данной территории, включая временно отсутствую­щих на момент переписи. Временно проживающие - это часть наличного населения данного населенного пункта, ко­торая постоянно проживает в другом населенном пункте, а на данной территории находится не более определенного времени. Временно отсутствующие - это часть постоянного населения данного населенного пункта, которая на критический момент переписи находится в дру­гих населенных пунктах, но время ее отсутствия не превы­шает одного года.

Студенты высших и средних специальных учебных заве­дений и учащиеся профессионально-технических училищ, проживающие по месту обучения, переписываются по месту их учебы, а военнослужащие срочной службы - по месту прохождения службы, а не дома.

В целом по стране численность постоянного и наличного населения должна совпадать. На практике имеются незна­чительные отклонения из-за выезда граждан за границу и приезда иностранцев. В пределах отдельных населенных пунктов или районов численность постоянного и наличного населения обычно не совпадает из-за миграции.

Для решения многих хозяйственных задач, для целей го­сударственного управления и прогнозирования народного хозяйства важно знать численность как постоянного, так и наличного населения. Так, например, для организации снабжения населения, развертывания торговой сети и пред­приятий общественного питания, строительства зрелищных учреждений, развития городского транспорта и прочего не­обходимы данные о численности и составе наличного насе­ления, а для планирования жилищного строительства, оп­ределения необходимого числа мест в школах и детских уч­реждениях, больницах и поликлиниках, для определения числа рабочих мест и другого используются данные о чис­ленности и составе постоянного населения.

При характеристике динамики численности населения нужно учитывать два важных обстоятельства: во-первых, можно сравнивать между собой население только одной ка­тегории (либо постоянное, либо наличное) и, во-вторых, ес­ли были административно-территориальные изменения, то данные о численности населения должны быть сопоставимы в отношении территории.

Анализируя изменение численности населения, рассчи­тывают абсолютные и относительные показатели динамики:

Общий абсолютный прирост населения за определен­ный период можно определить либо как разность между численностью населения на конец периода и начало пе­риода, либо как алгебраическую сумму абсолютных приростов (ес­тественного и миграционного).

При этом естественный прирост равен разности между числом родившихся и числом умерших.

Как общий, так и естественный, и миграционный при­росты могут быть положительными или отрицательными. Абсолютные приросты - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени, напри­мер, за месяц, квартал, год и т. д. Наибольшее значение имеют годовые показатели.

Данные о численности населения представляются в тер­риториальном разрезе: по континентам, странам и их адми­нистративно-территориальным единицам. Для характерис­тики размещения населения используются структурные по­казатели, т. е. доли населения, проживающего в отдельных регионах, и показатель физической плотности населения. Этот показатель рассчитывается как отношение численнос­ти населения к занимаемой им площади, выраженной в квадратных километрах, и показывает, сколько человек приходится на 1 км2 площади.

Одной из главных характеристик размещения населения является его деление на городское и сельское. К городскому населению относятся лица, проживающие в городских посе­лениях, к сельскому - проживающие в сельской местности. Городскими поселениями считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве горо­дов, рабочих, курортных и городских поселков. Все осталь­ные населенные пункты считаются сельскими.

Общий прирост городского и сельского населения равен алгебраической сумме естественного прироста, миграцион­ного прироста и численности населения, перешедшего в го­родское (сельское) в результате перемены категории насе­ленных пунктов.

Статистическое изучение состава населения.

В статистике большое внимание уделяется изучению сос­тава населения, используя при этом метод статистических группировок по различным демографическим, этническим и социально-экономическим признакам.

Важное значение для изучения процессов воспроизвод­ства населения и трудовых ресурсов, для планирования раз­личных показателей промышленного производства (напри­мер, ассортимента одежды и обуви), бытового обслужива­ния, здравоохранения, образования, для изучения вопросов семьи и прочего имеет деление населения по таким демогра­фическим признакам, как пол, возраст, брачное состояние и семейное положение.

Пол - это один из важнейших врожденных признаков человека. Население по полу делится на мужчин и женщин, соотношение между которыми образует половую структуру. Для характеристики полового состава статистика использу­ет следующие обобщающие показатели:

1) абсолютную численность мужчин и женщин. Значение этого показателя проявляется в том, что он служит основой рас­четов баланса трудовых ресурсов, баланса потребления и т.п.;

2) удельный вес каждого пола в общей численности насе­ления;

3) отношение числа лиц одного пола к численности лиц другого пола (на 100 или 1000 чел.). Среди новорожденных преобладает число мальчиков, на каждые 100 девочек рож­дается 105 (106) мальчиков, их доля является константой и составляет примерно 0,512, девочек - 0,488. Но с возрастом из-за более высокой смертности мальчиков пропорция по­лов к 20 годам постепенно выравнивается и в старших воз­растах уже преобладают женщины.

По данным международной статистики в мире в течение трех последних десятилетий число мужчин несколько пре­вышает число женщин, соответственно 50,1 и 49,9 %. При­чем в развитых странах в основном преобладает женское на­селение, а в развивающихся странах - мужское.

Изучение полового состава населения сочетается с изуче­нием его возрастного распределения. В статистике уделяет­ся огромное внимание этому вопросу, так как половозрас­тная структура населения существенно влияет на ход естес­твенного движения населения и социально-экономическое развитие общества. Возрастной состав населения группиру­ется по однолетним, пятилетним и иногда десятилетним ин­тервалам. В статистике, как правило, возраст измеряют в целых годах, в виде целого числа исполнившихся лет, т. е. не округляют его по правилам математики, а отбрасывают дробную часть. В зависимости от возраста выделяют следую­щие специфические контингенты населения: младенческий (дети в возрасте до 1 года), ясельный (1-3 года), дошколь­ный (4-6 лет), школьный (7-17 лет), трудоспособный (женщины 16-54 года, мужчины -16-59 лет), детород­ный (женщины 15-49 лет), пенсионный (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше), контингент избирателей (18 лет и старше) и др.

Большое внимание в статистике уделяется изучению се­мейной структуры населения, ибо показатели семейного состава населения применяются в различных экономичес­ких расчетах, особенно при изучении потребления матери­альных благ и доходов населения. Важно знать размер и тип семей, например, для планирования жилищного строительства, для производства товаров семейного быта длительного пользования (холодильников, телевизоров и др.).

В статистике населения одинокие выделяются в отдель­ную группу, а счет семей ведется, начиная с двух совместно проживающих человек. Кроме демографических типов се­мей, статистика изучает средний размер семьи, брачное сос­тояние населения, распределяет семьи по числу совместно проживающих членов семьи, по общественным группам, по размерам доходов, по жилищным условиям и другим приз­накам.

Важным объектом статистики населения является изу­чение его брачного состояния. В результате процессов брачности и прекращения брака возникают три демографичес­ких состояния населения:

Добрачное;

Собственно брачное;

Послебрачное.

Изучение структуры населения по этим состояниям поз­воляет определить перспективы возникновения новых се­мей, перспективы рождаемости в существующих семьях, проблемы одиночества людей в детородном и пожилом воз­растах и др.

По переписи населения можно получить сведения о сос­тоянии в зарегистрированном и незарегистрированном бра­ке, о добрачном состоянии (в нем пребывают лица, никогда не состоявшие в браке) и о послебрачном состоянии (состоя­ние вдовства и развода). Эти данные группируют по полу, возрасту и различным социально-экономическим призна­кам (типу поселений, социальному положению, образова­нию, национальности, профессиональным группам и др.).

Этническая структура представляет распределение на­селения по расовому, национальному, языковому и религи­озному признакам.

Национальная принадлежность определяется на основе принципа свободного самоопределения. При проведении пе­реписей записывается та национальность, которую указы­вает сам опрашиваемый. Национальность детей определяет­ся родителями.

Важнейшими из социально-экономических группировок являются распределения населения по классовому призна­ку, по источникам средств существования, по видам заня­тий, по отраслям и по профессиям.

Социальная структура населения, т. е. деление населе­ния по классам и общественным группам, отражает уро­вень экономического развития общества и его обществен­но-политический строй. При переписи населения 1989 г. учитывалось пять общественных групп: рабочие, служа­щие, колхозники, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, и служители культа. Иждивенцы обычно относятся к общественной группе лица, содержащего их, а пенсионеры, стипендиаты и военнослужащие срочной службы - к той общественной группе, к которой они при­надлежали до перехода на пенсию, стипендию или до при­зыва на военную службу.

Большое значение для характеристики уровня социаль­но-экономического развития страны имеет изучение струк­туры населения по источникам средств существования. Такие сведения получают по результатам переписей населе­ния. Эти данные необходимы для различных целей: для сос­тавления баланса трудовых ресурсов, для распределения на­селения на самодеятельное и несамодеятельное, на экономи­чески активное и неактивное (пассивное) население и др.

Важными качественными характеристиками населе­ния являются показатели образовательного уровня. В связи с этим статистика изучает состав населения по гра­мотности и уровню образования. Степень грамотности ха­рактеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умею­щих читать или писать на каком-либо языке обычно в воз­расте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100 %, т. е. в республике достигнута практически полная грамотность. Поэтому в статистике в качестве культурно­го уровня рассчитывается в настоящее время в Республи­ке Беларусь и других экономически развитых странах та­кой показатель, как уровень образования. Он характери­зует образовательную структуру населения и рассчитыва­ется двумя методами как число лиц, имеющих тот или иной уровень образования:

а) в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше (а по последней переписи - в возрасте 15 лет и старше);

б) в расчете на 1000 человек занятого населения.

В переписи населения России 2002 г. вы­делены следующие уровни образования:

Высшее профессиональное (высшее);

Среднее профессиональное(среднее специальное);

Начальное профессиональное (профессионально-техни­ческое);

Среднее общее;

Базовое общее (неполное среднее);

Начальное общее;

Неграмотный (ая).

Для изучения образовательного состава населения стар­ше 15 лет будут рассчитаны абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому насе­лению, по полу, по отдельным отраслям и др.

Статистика естественного движения и миграции населения

Процессы рождаемости и смертности, которые обеспечи­вают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости называют естественным движе­нием населения. А перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжи­тельный период, называют миграционным (или механичес­ким) движением.

Процессы естественного и миграционного движения - это очень сложные, массовые, непрерывно протекающие процессы, зависящие от социально-экономических условий жизни. Они имеют исключительно важное значение в про­цессе воспроизводства населения, в жизни всего общества. Для характеристики этих процессов в статистике разработа­на и используется целая система абсолютных, относитель­ных и средних показателей.

Исходной характеристикой естественного и миграцион­ного движения населения являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов, прибытий и выбытий получают на основе данных текущего учета.

Абсолютные показатели естественного движения населе­ния - это число родившихся (синонимы: число родившихся живыми или число живорожденных;

Число умерших;

Естественный прирост населения;

Число зарегистрированных браков;

Число зарегистрированных разводов.

Если число родившихся превышает число умерших, ес­тественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицатель­ный.

Абсолютные показатели миграционного движения насе­ления - это число прибывших (иммигрантов) в данный на­селенный пункт и число выбывших (эмигрантов).

Абсолютные показатели движения населения - это ин­тервальные показатели, они рассчитываются за определен­ные периоды времени, например, за месяц, за год и т. п. Наибольшее значение имеют годичные числа изучаемых собы­тий.

Абсолютные числа демографических событий (рожде­ний, смертей, браков, разводов, прибытия, выбытия) зави­сят от общей численности населения, в котором они проис­ходят. Поэтому абсолютные величины не могут дать пред­ставления об интенсивности этих событий и не всегда при­годны для пространственного и динамического сопоставле­ний этих демографических процессов, так как их величина при прочих равных условиях будет тем больше, чем больше численность самого населения.

Для характеристики воспроизводства и миграции насе­ления исчисляют ряд относительных показателей интенсив­ности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего при­ростов. Они рассчитываются как отношение соответствую­щего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрирован­ных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миг­рационного и общего абсолютного прироста населения) в те­чение календарного периода к соответствующей средней численности населения, т. е. общий принцип расчета демог­рафических коэффициентов следующий:

Число демографических событий за исследуемый период

Средняя численность населения, продуцировавшего эти события в исследуемом периоде

Коэффициент естественного прироста может быть полу­чен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рас­считывать как сумму коэффициентов естественного и миг­рационного приростов.

Демографические коэффициенты исчисляются в про­милле, т. е. в расчете на 1000 человек, и обозначаются " %о".

Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют в расчете на год.

Если число событий в числителе учтено за время больше года, вычисляются демографические коэффициенты, приве­денные к году путем деления числа событий данного рода на длительность соответствующего промежутка времени в годах.

Если же нужно привести к одному году месячное (квар­тальное и др.) число событий, определяют среднее число со­бытий за один день делением данного числа событий на чис­ло дней в исследуемом периоде. Затем умножают рассчитан­ное среднее число событий на 365 и получают условное чис­ло событий за год.

В знаменателе при расчете общих демографических ко­эффициентов берется_среднегодовая численность всего пос­тоянного населения. Она определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.

Если данные о численности населения на начало и конец года отсутствуют, а имеются данные о численности населе­ния на середину года, то их можно использовать в качестве среднегодовой численности населения.

У общих демографических коэффициентов имеется су­щественный недостаток: на их величину оказывает влияние не только интенсивность демографических процессов, но и особенности возрастной, половой и иной структуры населе­ния, для которого они вычисляются. Например, из всех об­щих коэффициентов естественного движения населения ха­рактеристику процесса, протекающего во всем населении, дает лишь коэффициент смертности, так как все люди смер­тны. В знаменатель же общих коэффициентов рождаемости, брачности и разводимости входит часть населения, которая в исследуемом периоде не порождала демографических со­бытий, отраженных в числителе, например, дети.

Вследствие этих причин общие коэффициенты пригодны только для самой грубой оценки интенсивности соответству­ющих процессов, а для более глубокого анализа, для харак­теристики воспроизводства населения и оценки демографи­ческой ситуации в исследуемом регионе нужно использо­вать специальные и частные показатели, которые меньше зависят от влияния структурных факторов. При их расчете сопоставляют число событий с численностью той совокуп­ности людей, которая непосредственно порождает эти собы­тия.

Так, специальный коэффициент рождаемости (синони­мы: плодовитости, фертильности) рассчитывается как от­ношение числа родившихся к средней численности женщин репродуктивного (плодовитого) возраста от 15 до 49 лет.

Специальные коэффициенты брачности и разводимости рассчитываются для населения бракоспособного возраста. В нашей стране это лица в возрасте 18 лет и старше, а для международных сопоставлений берется население в возрас­те 15 лет и старше. Особенность этих коэффициентов прояв­ляется в том, что они исключают влияние детского контин­гента, полностью не участвующего в процессах брачности и разводимости.

Между общими и специальными коэффициентами су­ществует четкая взаимосвязь, поэтому через специальные коэффициенты можно рассчитать общие, и наоборот.

Так, общий коэффициент рождаемости равен произ­ведению специального коэффициента рождаемости на до­лю женщин от 15 до 49 лет во всем населении.

В свою очередь, коэффициент рождаемости равен отно­шению общего коэффициента рождаемости к доле женщин от 15 до 49 лет во всем населении:

В пределах отдельных групп населения интенсивность демографических процессов неодинакова в разных их час­тях, причем это различие бывает довольно существенным, т.е. специальные коэффициенты также зависят от состава исследуемой группы. Поэтому необходимо вычислять час­тные коэффициенты, которые представляют собой отноше­ние числа событий в некоторых группах населения, чаще всего в отдельных возрастных группах или возрастах, к средней численности населения в этих группах.

Одним из характерных примеров частных показателей выступает коэффициент младенческой смертности, измеря­ющий уровень смертности детей в возрасте 0 лет. Его расчет имеет особое значение, так как уровень младенческой смер­тности существенно выше смертности в других возрастных группах и является одним из наиболее точных показателей здоровья нации.

Для более детального и глубокого изучения смертности ис­пользуют таблицы смертности и средней продолжительности жизни населения. Эти таблицы содержат расчетные показате­ли, которые характеризуют смертность населения в отдель­ных возрастах и доживаемость при переходе от одного возрас­та к последующему, т.е. они показывают, как постепенно с увеличением возраста при данном уровне смертности умень­шалось бы под влиянием только фактора смерти некоторое ус­ловное (принятое равным 100 000 человек) поколение родив­шихся. Эти таблицы также показывают, какова при данных условиях средняя продолжительность предстоящей жизни но­ворожденных и лиц, достигших того или иного возраста.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которое предстоит прожить дожившим до данного возраста от этого возраста до предельного, на табличное число доживших до этого возраста.

Этот показатель является одним из важнейших обобща­ющих показателей жизненности населения.