Дементьев, Николай Тимофеевич. Нападающий. Заслуженный мастер спорта СССР (1947).

Родился 14 июля (27 июля по новому стилю) 1915 г. в Петрограде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 5 июня 1994 г. в Москве.

Выступал в командах "Динамо" Ленинград (1934 - 1936, 1937 - 1939), "Спартак" Ленинград (1936), ЦДКА (1937), "Динамо" Москва (1940 - 1945), "Спартак" Москва (1946 - 1954).

Чемпион СССР 1940, 1945, 1952, 1953 гг. Обладатель Кубка СССР 1946, 1947, 1950 гг.

За сборную СССР сыграл в 8 неофициальных матчах.

Тренер в футбольной школе молодежи московского "Спартака" (1956 - 1959). Тренер в команде "Спартак" Москва (1959 - 1964, 1966 - 1967). Главный тренер клуба "Карпаты" Львов, Украина (1965 - 1966). Главный тренер клуба "Шинник" Ярославль (1967 - 1968). Тренер в клубе "Трудовые резервы" Москва (1969 - 1974). Тренер в клубе "Искра" Москва (1975 - 1976).

НИКОЛАЙ ДЕМЕНТЬЕВ

В чемпионате 1954 года левый инсайд "Спартака" Николай Дементьев провел 17 матчей и забил 7 мячей. Было ему тогда 39 лет. Это не могло не привлечь внимания: нравоучительно указывали, насколько безукоризненно Дементьев соблюдал спортивный режим, с какой тщательностью готовился к каждому выходу на поле. Нисколько не сомневаюсь в могущественном влиянии этих добропорядочных условий. И все-таки, думаю, не выручили бы они, не будь худенький, стройный, поджарый Дементьев награжден природой сначала долгой молодостью, а позже, уже пожилым, поразительной моложавостью. Когда отмечался его юбилей, свои поздравления в еженедельнике "Футбол-Хоккей" Н. Симонян озаглавил возгласом удивления: "Дементьеву пятьдесят? Не верю". Не верилось Симоняну, бок о бок с ним игравшему, не верилось и всем нам, кто имел удовольствие видеть его на поле.

Его старший брат Петр, легендарный Пека, сподвижник столь же легендарного ленинградского центрфорварда Михаила Бутусова, какое-то время пользовался более громкой известностью, чем Николай, как виртуоз, фокусник, оставлявший защитников с носом, к восторгу трибун. Позже, когда вошел в силу Николай, знатоки, правда втихомолку, не желая идти наперекор сложившемуся мнению, стали поговаривать, что "Коля пошел дальше брата, играет построже и полезнее для команды". Не собираюсь развивать это сравнение, даже братьям не дано повторить друг друга, и хорошо, что они были разными, несмотря на родственное сходство. Упомянул я о нем ради того, чтобы оттенить преданность Николая командному футболу. Он был умным и аккуратным тактиком, умел и забыть о себе, остаться невидимым, когда это требовалось, умел и вспомнить о своей обводке, мягкой и решительной, о своем прямом ударе издали, который так и называли - "дементьевским". Все, что он делал (а иногда и вытворял), отличалось пониманием обстановки, для него разбираться в перипетиях футбола было радостью, он с нетерпением ждал мяча, заранее зная следующий ход.

И этот-то футбольный мудрец выглядел мальчишкой! Невысокий, легкий, с белесым хохолком, хитро петлявший среди мощных противников, он, как казалось нам с трибун, играл с прищуром, с улыбочкой и не дерзкой, а доброй, непременно доброй, потому что злость темнит глаза, а ему надо было все светло и подлинно видеть, чтобы придумывать и затевать. Мальчишество ему шло, зрители ему симпатизировали, чувствуя, что перед ними человек, играющий в футбол мастерски, но с той очарованностью мячом, которая родом из нашего детства.

Николай Дементьев принадлежит к поколению, не сумевшему провести все свои сезоны - его молодые, лучшие для футбола годы отрезала война. Кроме Дементьева назовем Пономарева, Соловьева, Федотова, Бескова, Пайчадзе, Гринина, Николаева, Дёмина. Справедливость требует этого не забывать, когда мы о них вспоминаем и ведём счет забитых ими мячей.

Будучи заодно с С. Соловьевым в 1940 году переведен из Ленинграда в московское "Динамо", тогда еще молодой Дементьев под началом тренера Б. Аркадьева влил живую струю в игру начавшего было хиреть знаменитого клуба, и тот круто взмыл в чемпионы. Потом - война. В 1945 году Дементьеву уже тридцать (по привычным меркам - критический возраст), всего-то в "Динамо" он успел сыграть 26 матчей, и тут он был отпущен.

Он пришел в бедствовавший после войны "Спартак" вроде бы "немного помочь", а состоялось прямо-таки второе рождение. Девять сезонов в основном составе, 187 матчей чемпионата, 55 голов, участник трех победных финалов Кубка СССР, дважды чемпион страны! Кто мог предположить, что расцвет Дементьева наступит после тридцати и продлится почти до сорока, что в 1950 году 35-летний Дементьев в "33 лучших" получит первый номер?.. Судьба прекрасная сама по себе и вдвойне прекрасная тем, что опровергла общепринятые представления. Если долог век свободного защитника или вратаря, это удивляет меньше - они могут что-то сэкономить в движениях. Дементьев был инсайдом, а значит, и форвардом и игроком середины поля одновременно, был диспетчером, от которого ждали голевых передач резвые Симонян и А. Ильин, он поддерживал темп наравне с молодым Нетто да еще обязан был сопровождать правого полузащитника противника, когда тот шел в свою атаку. Тут ни поблажек, ни пощады - игра со всех ног. Если и звали его партнеры почтительно Тимофеичем, то мы на трибунах знал и одно: Коля или даже Кока.

Полузащитник "Спартака" и сборной Федор Черенков появился на белый свет спустя пять лет после ухода Дементьева из большого футбола. Когда я наблюдал за ним, постоянно на память приходил Дементьев: та же мальчишеская стать, та же видимая радость от игры, та же легкость движений и тот же светлый ум. Так что представить себе Дементьева на поле легко тем, кто видел Черенкова. Пожалуй, движения Дементьева были более классическими, что ли. Впрочем, и футбол был другой, сейчас поворачиваться приходится чаще, быстрее и резче. Да и речь идет не о копии - она невозможна, - а о силуэтном сходстве.

Из книги Льва ФИЛАТОВА «Форварды», 1986

НЕ ТОЛЬКО ГОВОРИЛ, А И ДЕЛАЛ ВСЁ ПРЕДЕЛЬНО ЧЕСТНО

Его путь из московского «Динамо» в московский же «Спартак» лежал... через китайскую границу. Так отреагировали в ведомстве на заявление о переходе - послали на несколько месяцев служить на Дальний Восток. Обещали задвинуть и куда подальше. Потребовалась поддержка на уровне Кремля, где один из важных постов занимал большой поклонник Николая Старостина и его однофамилец. Сам Николай Петрович в то время был далеко от Москвы, но его авторитет сработал.

Дементьев пришел в «Спартак» в 1946 году, когда ему исполнилось 30. Он был старше Парамонова и Сальникова на 10 лет, а Татушина и вовсе на 18, но это не мешало ему быть равным среди равных. И учил он более молодых ребят мастерству ненавязчиво, без упреков и понуканий - личным примером.

Никита Симонян вспоминал о том незабываемом времени: «Я уходил на края, увлекая за собой опекунов, а сам следил, не откроется ли в зоне ворот свободное пространство. Как только возникал коридор, я бросался туда с криком «А-а-а!», и Тимофеич уже все видел - через мгновение мяч ложился передо мной настолько удобно, что его хотелось приласкать».

Журналист Алексей Холчев, не раз наблюдавший Николая Тимофеевича в игре, писал: «А как Дементьев бил по голу! В его ударах была ошарашивающая внезапность и разящая скульптурная законченность. Он точно чувствовал момент удара. В свой последний сезон в 1954 году 39-летний Дементьев в игре на Кубок СССР с московским «Динамо» уловил некоторую расслабленность Яшина и нанес такой сокрушающий удар метров с 30, что великий вратарь не успел даже ног от земли оторвать! У Дементьева мысль прекрасно взаимодействовала с мышцами ног. Послушные стопы (кстати, всего-навсего 36 размера) были готовы к любым ударам - подъемом, шведой, щекой, плотно и звонко прилегая к мячу».

Его усилиями в «Спартаке» установилась атмосфера доброжелательности и радушия. Сам Дементьев рассказывал: «Я вообще на правах старшего по возрасту, да и как капитан часто с руководством спорил. Партгруппа было решила - Дементьева в капитаны не рекомендовать, так ребята все равно за меня проголосовали. Случай был, Сальников режим нарушил, ну там шампанского выпил, и его от игры отстраняют. Я настаиваю - нет, пусть на поле вину искупит, за него что, партнеры отдуваться должны? Отспорил, а Сережу успокаиваю: я тебя не загоняю, пас буду поближе давать».

Сохранились в памяти современников и такие истории. Как-то раз один из руководителей общества, отличавшийся чрезмерным чванством, прибыл на базу в Тарасовку для очередного цикла нравоучений. И когда он собирался войти в здание, Дементьев со второго этажа вылил на голову надоевшему чиновнику ведро воды. А однажды на занятиях по анатомии до смерти напугал преподавателя: залез под простыню, где должен был находиться муляж, по которому изучали строение мышц.

Капитан «Спартака» начала 50-х Николай Дементьев дважды приводил команду к чемпионскому пьедесталу, затем еще долго работал вторым тренером. Но, по его словам, карьеру игрока завершил вынужденно: «Так получилось, что я сам к своему уходу руку приложил. Хватит, говорю, нам тренеров привозных, вот у нас Василий Соколов закончил играть, пусть он и тренирует. Так и сделали. А Василий стал принципиальность показывать. Это у нас любили. В 52-м уже чемпионами стали за два тура до конца, и тут Виктор Терентьев в чем-то провинился, а ему до золотой медали как раз игр не хватает. Я прошу - поставьте в состав, очки-то нам все равно уже не нужны, а тренеры ни в какую. Так Терентьева и не выпустили. Ну вот, Соколов и завел потом речь, что Дементьеву пора заканчивать. А я бы еще годика три поиграл».

Жизнь Николая Тимофеича сложилась тяжело - рано потерял жену, а затем и дочь. Другой бы сломался, а он выдержал и по-прежнему дарил окружающим свое удивительное светлое восприятие действительности. «Честно я говорю!» - любимая присказка Дементьева. И не только говорил, а и делал все предельно честно.

Пожалуй, его брат Петр вошел в историю отечественного футбола как более яркая индивидуальность. Но Николай был именно командным игроком, без которых не обходится ни один коллектив. А с мячом не расставался до самой старости - даже в 75 участвовал, хоть и символически, в матчах ветеранов.

ПЕРВАЯ ОЛИМП НЕОФИЦ ДАТА МАТЧ ПОЛЕ
и г и г и г
1 24.05.1952 СССР - ВЕНГРИЯ - 1:1 д
2 27.05.1952 СССР - ВЕНГРИЯ - 2:1
д
3 11.06.1952 СССР - БОЛГАРИЯ - 2:2 д
4 18.06.1952 СССР - БОЛГАРИЯ - 2:2
д
5 24.06.1952 СССР - РУМЫНИЯ - 3:1
д
6 05.08.1954 СССР - ПОЛЬША - 3:1
д
7 10.08.1954 СССР - БОЛГАРИЯ - 0:1
д
8 15.08.1954 СССР - ПОЛЬША - 0:2
д
ПЕРВАЯ ОЛИМП НЕОФИЦ
и г и г и г
– – – – 8 –

Есть свой особый смысл в том, что писатель Николай Дементьев завоевал читательское признание повестями, которые называются „Мои дороги" (1968) и „Иду в жизнь" (1959). Правда, еще до их появления, в начале пятидесятых годов, рассказы Н. Дементьева печатались в журнале „Сибирские огни". Там же, в Сибири, вышли его книги - „Первое письмо" (1954) и „Сестры" (1955). Но именно „Мои дороги" (по этой повести позже был поставлен известный фильм „Бессонная ночь") и „Иду в жизнь" обратили на себя внимание широкой писательской и читательской общественности и поставили их автора в ряд с наиболее талантливыми представителями нашей молодой советской литературы.

Уже названия этих повестей говорят, что они автобиографичны. И это действительно так. Но не менее важно и другое: под пером художника факты биографии превратились в подлинные факты литературы, повествующей о судьбах нашего молодого современника, о его путях в жизни, полной радостей и тревог, пафоса созидания и утверждения нового.

И этот пафос созидания, это новое в окружающей нас действительности писатель сумел правдиво запечатлеть в своих произведениях благодаря тому, что сам он до прихода в литературу прошел немало жизненных дорог.

Николай Степанович Дементьев родился в Ленинграде, в 1927 году. В городе на Неве прошли его детство и отрочество. Здесь он пережил блокаду, участвовал в героической защите своего родного города. В 1949 году будущий писатель закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Новосибирский речной порт. Одновременно с работой в порту и первыми литературными опытами Н. Дементьев учился в аспирантуре Западносибирского филиала Академии наук СССР. В 1956 году он получил ученую степень кандидата технических наук и до последнего времени работал преподавателем кафедры теории и проектирования механизмов в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина).

Богатые жизненные наблюдения, тонкий, глубокий взгляд-художника на явления современной действительности - все это было характерно и для первых книг Н.Дементьева, о которых я говорил выше. Но не в меньшей, если не в большей степени эти качества проявились и в других повестях писателя - „Прекрасная … в Сибири" (1960) и „Натка Кубанец" (1961). Особо мне хочется отметить отличную, полную драматизма и гражданского пафоса повесть Николая Дементьева „Чужие близнецы" (1962) о героических днях ленинградской блокады.

Новый роман Николая Дементьева „Замужество Татьяны Беловой" - это не просто важная веха в творчестве самого писателя. Он, несомненно, представлявляет одно из примечательных явлений нашей современной советской литературы, пример активного участия писателя в жизни народа, ведущего непримиримую борьбу за высокие моральные и душевные качества человека нового общества.

Всем существом своим этот роман направлен против собственничества, против разъедающего душу человека мещанства. Мы видим жалкую жизнь Татьяны Беловой, все ее мнимое благополучие и понимаем - нет и не может быть страшнее наказания для человека, который с юных лет заботился только о своем маленьком счастье, для которого мелкое, обывательское, личное заслонило окно в большой мир подлинных радостей и страстей. Героиня романа, человек незаурядный по сути своей, много пережив и передумав, начинает постепенно осознавать, в чем ее беда, но - увы! - как много упущено, как много не понято, сколько сделано неверных шагов. И все же она пытается найти в себе силы и мужество, чтобы выйти на путь поисков настоящего счастья. Так я понимаю замысел писателя и логику поведения его героини, ибо это логика жизни.

Роман написан от первого лица, от имени нашей современницы. По-моему, Николаю Дементьеву прекрасно удалось проникнуть во внутренний мир своей героини, показать в рассказе самой Татьяны Беловой всю сложность и противоречивость ее натуры, раскрыть ее характер в развитии - от юных лет до поры зрелости. Это - завидная удача писателя! К слову сказать, после публикации в журнале… автор много поработал над романом, значительно улучшил его.

И в своих первых повестях, и в романе „Замужество Татьяны Беловой" писатель создает галерею образов молодых инженеров-искателей, которым присущи лучшие черты нашей подлинно творческой интеллигенции. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе Олег Алексеев - один из основных персонажей нового романа Н. Дементьева. Этот образ выписан автором с особым проникновением и тонкостью.

Своей книгой писатель страстно зовет каждого человека будить в себе творческое начало, чтобы именно оно определяло его мысли, чувства, дела и поступки. И нет сомнения, что этот нужный, остро современный роман Николая Дементьева полюбится, читателю, станет для многих хорошим советчиком и другом при выборе жизненного пути.

CEPГEЙ БАРУЗДИН

Николай Дементьев

3АМУЖЕСТВО ТАТЬЯНЫ БЕЛОВОЙ

Всем, наверно, кажется, что более благополучного и удачливого в жизни человека, чем я, трудно себе представить.

Двадцать восемь лет, красива, абсолютно здорова. Нигде, правда, не работаю, домохозяйка. Но и это оправданно: маленький сын. На редкость порядочный, до самозабвения любящий меня муж. Хорошая квартира, полный достаток во всем. Чего еще, казалось бы, может желать женщина?..

И только несколько человек знают, как пусто у меня в душе, как я несчастлива, очень несчастлива.

Вот поэтому-то я и хочу рассказать свою историю. Может быть, других она убережет от ошибки, за которую я и сейчас все расплачиваюсь.

И вот ищу и ищу выход…

Выросла я под Ленинградом, в дачном поселке Мельничный Ручей. Когда мы после войны вернулись из эвакуации, на месте нашего дома в Ленинграде оказался сквер: дом разбомбили в блокаду. В ожидании площади надо было жить в общежитии завода, на котором отец работал. Отец с матерью в общежитие пойти не захотели, взяли, кажется, ссуду, вообще как-то извернулись, как они умеют, и купили маленький домик в Ручье, недалеко от озера. Он стоит и сейчас. Теперь у нас есть новый, большой дом. Летом родители сдают его дачникам, а сами переселяются в этот старенький.

Отец всю жизнь проработал на заводе, он расточник, и, видимо, очень хороший. Ему неоднократно предлагали стать мастером, но он каждый раз отказывался: была бы меньше зарплата. Мама никогда нигде не служила.

Отец, молчаливый и грузный, возвращался вечером с работы и долго, много ел, тяжело опираясь широко расставленными локтями о край стола. Его широкое, скуластое лицо постепенно краснело, он только командовал матери взглядом: «Подай это. Подвинь то». А она, статная и красивая даже в домашнем затрапезном платье, с готовностью поглядывала на него черными блестящими глазами, тотчас угадывала, чего ему хотелось. Потом тоже присаживалась к столу, сложив под высокой грудью руки, и негромким, покойно-уверенным голосом начинала рассказывать о происшедшем за день. Разговоры между родителями были всегда чисто хозяйственными: сколько продано за день молока, яиц, как удалось купить сена, как лучше поправить крышу сарая. Когда строился новый, большой дом - а он строился несколько лет, - хозяйственные интересы моих родителей были так сильны, что я не помню случая, когда бы они в обеденное время поговорили о нас со Светкой, о нашей учебе в школе.

Отец обычно слушал мать молча, иногда согласно кивал. Если она хотела знать его мнение, то вопросительно замолкала. Часто он не отвечал, и мы уже знали, что он не согласен, обдумает и сделает как-нибудь по-другому. Если же он соглашался, то негромко басил свое обычное:

Ну что ж, три-четыре…

Николай Иванович Дементьев

Дементьев Николай Иванович - поэт.

Родился в семье интеллигента, учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова и на литературном факультете 1-го МГУ, в годы первой пятилетки, окончив курсы при ЦИТ (Центральном институте труда), работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой. Первые стихи опубликовал в 1924, до 1928 состоял в литературной группе А.К.Воронского «Перевал». Автор поэтических сборников: «Шоссе энтузиастов» (1930), «Овладение техникой» (1933), «Рассказы в стихах» (1934) и «Избранные стихотворения» (1936). Будучи увлеченным техникой, Дементьев в 1931-32 пишет научно-популярную брошюру в стихах «Рождение атома азота» и поэму «Город», а в 1931 - книги для детей «Роальд Амундсен» и «Самолет». Совместно с Э.Багрицким переводил стихи Н.Хикмета. Дементьев покончил жизнь самоубийством. Б.Пастернак откликнулся на его смерть стихотворением «Безвременно умершему» (1936).

В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине («Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь - блеск веселых глаз...», 1926, и др.). Как и Пастернака, Дементьев больше всего вдохновляет стихия небесной влаги - стихия дождя, которая способствует преображению души поэта, возрождению в ней жизненных сил. В этом отношении особенно показательно стих. «Ливень» (1928), в котором с экспрессивной силой изображается наступление на город грозы вместе со стремительными потоками дождя. После пятнадцатиминутного наводнения, похожего на потоп, город предстает омытым в купели небесной влаги. В отличие от Пастернака, у Дементьева городская природа не отделена от индустриального пейзажа, а органически слита с ним. В этом смысле весьма характерен «Монолог горожанина» (1926), в котором «звенящие коробочки трамваев» отражаются «в рябом и скользком зеркале реки», лаковые автомобили несутся «с восходом солнца в радиаторах», а сам поэт в городском движении чувствует себя, «как зверь перед весной»: город необходим ему, как лес зверю, а поэтому он и дороже, чем природа.

Особое место в поэзии Дементьев занимают героико-романтические новеллы «Оркестр» и «Инженер» (обе - 1926) и реалистические рассказы в стихах «Пастух» (1930), «Мать» (1933) и др. Жанр романтической новеллы в известной мере сохраняет некоторые черты тихоновской романтической баллады начала 1920-х: волю героя к подвигу, исключительность и драматическую напряженность ситуации, в которой он совершается. Именно за драматизм и великолепную передачу чувства тревоги и героизма новеллы «Оркестр» и «Инженер» ценил М.Светлов. В отличие от «железных», нерассуждающих героев Н.Тихонова, героям Дементьева свойствен, пусть и в малой степени, психологизм, который полнее раскроется в его поэзии у героев реалистических рассказов в стихах.

В поэзии второй половины 1920-х, в т.ч. и в «комсомольской», все ощутимее чувствовалась ограниченность худож. возможностей романтики при изображении современности. Быть может, острее, чем другие, это чувствовал Дементьев. Именно поэтому в известном стихотворении Э.Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» (1927) ему приписано решительное заявление: «Романтика уволена - / За выслугой лет». И действительно, в поэзии второй половины 1920-х, а также 1930-х героическая романтика удерживала свои позиции преимущественно в стихотворных воспоминаниях (нередко в песенном жанре) о героике времен революции и гражданской войны. Что же касается изображения современной действительности, прежде всего ее трудовых будней, то в показе новых психологических черт современников значительные возможности стал обнаруживать жанр реалистического рассказа в стихах, который занял видное место в поэзии М.Исаковского, А.Твардовского и в становлении которого важную роль сыграл Дементьев. От баллад и стихотворных новелл жанр рассказа в стихах отличался наличием реалистического психологизма в характеристике героя и отсутствием романтической исключительности, острого драматизма в сюжетной коллизии, через которую образ героя раскрывался. К такой жанровой форме повествования Дементьев приблизился в стихотворении «Пастух», но настоящего психологического мастерства он достиг в знаменитом «рассказе в стихах» (так назвал его сам поэт) «Мать». В коротком повествовании о приезде старушки матери к сыну, начальнику большого строительства, и ее скорой смерти, насыщенном выразительными речевыми характеристиками и выполненном в художественных и нравственных традициях Н.А.Некрасова, поэту удалось не только запечатлеть традиционные черты русской женщины - главной героини рассказа, но и передать новые психологические свойства людей, участников строительства.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 620-621.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения / вступ. статья М. Светлова. М., 1959;

Комсомольские поэты двадцатых годов / вступ. статья, биографические заметки, сост., подгот. текста и прим. М.Ф.Пьяных. Л., 1988. (Б-ка поэта. Б. серия).

Литература:

Селивановский А. Николай Дементьев // Селивановский А. В литературных боях. М., 1959;

Коваленков А. Николай Дементьев // Коваленков А. Хорошие, разные... М., 1966;

Микешин А. Об одном споре в советской поэзии 20-х гг.: «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» Э.Багрицкого и «Ответ Эдуарду» Н.Дементьева // Традиции и современность. Ученые записки Кемеровского педагогического института. Вып.13. Кемерово, 1968;

Любарева Е. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток. М., 1975. С.188-196, 198-200;

Русские советские писатели. Поэты: библиографический указатель. Т.6 М., 1963.

Есть свой особый смысл в том, что писатель Николай Дементьев завоевал читательское признание повестями, которые называются „Мои дороги" (1968) и „Иду в жизнь" (1959). Правда, еще до их появления, в начале пятидесятых годов, рассказы Н. Дементьева печатались в журнале „Сибирские огни". Там же, в Сибири, вышли его книги - „Первое письмо" (1954) и „Сестры" (1955). Но именно „Мои дороги" (по этой повести позже был поставлен известный фильм „Бессонная ночь") и „Иду в жизнь" обратили на себя внимание широкой писательской и читательской общественности и поставили их автора в ряд с наиболее талантливыми представителями нашей молодой советской литературы.

Уже названия этих повестей говорят, что они автобиографичны. И это действительно так. Но не менее важно и другое: под пером художника факты биографии превратились в подлинные факты литературы, повествующей о судьбах нашего молодого современника, о его путях в жизни, полной радостей и тревог, пафоса созидания и утверждения нового.

И этот пафос созидания, это новое в окружающей нас действительности писатель сумел правдиво запечатлеть в своих произведениях благодаря тому, что сам он до прихода в литературу прошел немало жизненных дорог.

Николай Степанович Дементьев родился в Ленинграде, в 1927 году. В городе на Неве прошли его детство и отрочество. Здесь он пережил блокаду, участвовал в героической защите своего родного города. В 1949 году будущий писатель закончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Новосибирский речной порт. Одновременно с работой в порту и первыми литературными опытами Н. Дементьев учился в аспирантуре Западносибирского филиала Академии наук СССР. В 1956 году он получил ученую степень кандидата технических наук и до последнего времени работал преподавателем кафедры теории и проектирования механизмов в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина).

Богатые жизненные наблюдения, тонкий, глубокий взгляд-художника на явления современной действительности - все это было характерно и для первых книг Н.Дементьева, о которых я говорил выше. Но не в меньшей, если не в большей степени эти качества проявились и в других повестях писателя - „Прекрасная … в Сибири" (1960) и „Натка Кубанец" (1961). Особо мне хочется отметить отличную, полную драматизма и гражданского пафоса повесть Николая Дементьева „Чужие близнецы" (1962) о героических днях ленинградской блокады.

Новый роман Николая Дементьева „Замужество Татьяны Беловой" - это не просто важная веха в творчестве самого писателя. Он, несомненно, представлявляет одно из примечательных явлений нашей современной советской литературы, пример активного участия писателя в жизни народа, ведущего непримиримую борьбу за высокие моральные и душевные качества человека нового общества.

Всем существом своим этот роман направлен против собственничества, против разъедающего душу человека мещанства. Мы видим жалкую жизнь Татьяны Беловой, все ее мнимое благополучие и понимаем - нет и не может быть страшнее наказания для человека, который с юных лет заботился только о своем маленьком счастье, для которого мелкое, обывательское, личное заслонило окно в большой мир подлинных радостей и страстей. Героиня романа, человек незаурядный по сути своей, много пережив и передумав, начинает постепенно осознавать, в чем ее беда, но - увы! - как много упущено, как много не понято, сколько сделано неверных шагов. И все же она пытается найти в себе силы и мужество, чтобы выйти на путь поисков настоящего счастья. Так я понимаю замысел писателя и логику поведения его героини, ибо это логика жизни.

Роман написан от первого лица, от имени нашей современницы. По-моему, Николаю Дементьеву прекрасно удалось проникнуть во внутренний мир своей героини, показать в рассказе самой Татьяны Беловой всю сложность и противоречивость ее натуры, раскрыть ее характер в развитии - от юных лет до поры зрелости. Это - завидная удача писателя! К слову сказать, после публикации в журнале… автор много поработал над романом, значительно улучшил его.

И в своих первых повестях, и в романе „Замужество Татьяны Беловой" писатель создает галерею образов молодых инженеров-искателей, которым присущи лучшие черты нашей подлинно творческой интеллигенции. Именно такую смысловую нагрузку несет в себе Олег Алексеев - один из основных персонажей нового романа Н. Дементьева. Этот образ выписан автором с особым проникновением и тонкостью.

Своей книгой писатель страстно зовет каждого человека будить в себе творческое начало, чтобы именно оно определяло его мысли, чувства, дела и поступки. И нет сомнения, что этот нужный, остро современный роман Николая Дементьева полюбится, читателю, станет для многих хорошим советчиком и другом при выборе жизненного пути.