dam ) - гидротехническое сооружение , представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций .

Краткие сведения

Высота дамбы, предназначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских дамб - условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна.

Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, то есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так называемые бермы , шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причём каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов дамб употребляются также фашины , колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье искусственные основания для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков . При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками . В недавнее время для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи из камня или бетона.

Виды дамб

Различают дамбы:

  • напорные оградительные (ограждающие или защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления);
  • безнапорные (для регулирования русел рек).

По способу построения:

  • естественные (поток воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы для создания заводей, в которых обитают);
  • рукотворные (созданные людьми).

По материалу дамбы:

  • грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные , насыпные и созданные с помощью направленного взрыва );
  • каменные ;
  • из каменной кладки ;
  • каменно-земляные ;
  • бетонные ;

По срокам, на которые возводятся:

  • постоянные ;
  • временные (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки).

Краткие сведения

Высота дамбы, предназначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских дамб - условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна.

Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, то есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так называемые бермы , шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причём каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов дамб употребляются также фашины , колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье искусственные основания для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков . При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками . В недавнее время для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи из камня или бетона.

Виды дамб

Различают дамбы:

  • напорные оградительные (ограждающие или защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления);
  • безнапорные (для регулирования русел рек).

По способу построения:

  • естественные (поток воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы для создания заводей, в которых обитают);
  • рукотворные (созданные людьми).

По материалу дамбы:

  • грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные , насыпные и созданные с помощью направленного взрыва );
  • каменные ;
  • из каменной кладки ;
  • каменно-земляные ;
  • бетонные ;

По срокам, на которые возводятся:

  • постоянные ;
  • временные (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки).

Примечания

См. также

- (от нем. Damm плотина). Земляная насыпь, выводимая параллельно берегам, для предохранения их от разлива воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДАМБА земляная насыпь. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сооружение в виде насыпи, служащее для выправления (регулирования) течения реки. В зависимости от назначения различают Д. струенаправляюшие, струеотводные, защитные и заградительные. 1 шпоровидная струенаправляющая дамба; 2 струеотводная дамба; 3 … Технический железнодорожный словарь

См … Словарь синонимов

дамба - Гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоёмов и водотоков, направленного отклонения потока воды и других целей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

- [галл. dam] 1. Береговой естественный высокий прирусловый вал, преимущественно в нижней части крупных рек, текущих по аккумулятивной равнине, приуроченной к тект. прогибу (реки По, Миссисипи, Сырдарья, Терек, Кубань и др.). Образуется в… … Геологическая энциклопедия

ДАМБА, гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные, например ограждающие валы для защиты прибрежных низменностей от затопления, и безнапорные для регулирования русел рек, улучшения условий… … Современная энциклопедия

- (от голл. dam) гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских… … Большой Энциклопедический словарь

ДАМБА, барьер или прибрежная насыпь, которые служат для сдерживания или регулирования течения воды. Дамбы служат для осушения земель на побережье (как издавна делается в Нидерландах), а также для предотвращения наводнений … Научно-технический энциклопедический словарь

ДАМБА, дамбы, жен. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАМБА, ы, жен. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д. | прил. дамбовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., нем. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Поющая дамба , Евгений Евтушенко. Центральное место в новой книге Евгения Евтушенко занимает поэма "Под кожей статуи Свободы" - широкое, многоплановое произведение, воссоздающее живую картину современной Америки, ее…
  • Сказ о Баторе , Дамба Жалсараев. Поэтическое сказание о жизни бурятского сказителя (улигершина) Далая. Нелегкая судьба выпала на долю народного певца: с детских лет он голодал, пас стада богатея Баянхая. А когда Далай вырос,…

Дамба

да мба , дамбы, жен. (нем. Damm) (спец. ). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.

Архитектурный словарь

Дамба

(земляной мост)

Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Словарь терминов МЧС

Дамба

1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды;

2) гидротехническое сооружение из намывного грунта (речного аллювия), земли, камня, бетона, предназначенное для защиты территории, инженерного объекта от затопления, разрушения водным потоком, занесения наносами (защитная Д.), для изменения направления течения воды в реке или стеснения потока при выправительных и регуляционных работах (струенаправляющая Д.), а также для образования подпора на водохранилищах. Д. могут перегораживать все русло и пойму (плотины водохранилищ), пойму (подходы к мостовым переходам), рукава реки, часть русла (полузапруды), быть вытянутыми вдоль русла (продольные Д.), представлять собой искусственные валы, возвышающиеся над максимальным уровнем половодья (Д. обвалования, возведенные для противопаводковой защиты). Высота струенаправляющих Д. (полузапруд, продольных Д.) зависит от регулирования русла в межень или половодье (Д, меженного или весеннего регулирования).

Геоморфологический словарь-справочник

Дамба

(от голл. dam), в геоморфологии - высокий естественный прирусловой вал. Высота над поймой до 6-8 м. Д. образуются обычно в долинах больших рек, текущих по аллювиальным равнинам и несущих много взвешенных наносов. Сооружаются и искусственные Д. - гидротехнические сооружения из земли, камня и бетона, предохраняющие берега рек от размыва и затопления или способствующие образованию подпора на водохранилищах.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Дамба

Ы, ж.

Насыпь, вал для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п.

* Бетонная дамба. *

Тезаурус русской деловой лексики

Дамба

‘сооружение’

Syn: плотина, запруда, перемычка, мол

Энциклопедический словарь

Дамба

(от голл. dam), гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие - для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные - для регулирования русел рек.

Словарь Ожегова

ДА МБА, ы, ж. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д.

| прил. дамбовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Дамба

ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления,
для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дамба

Искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. - условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).

Дамбы и плотины – мощные гидротехнические объекты. Они могут сооружаться с разными целями. Рассмотрим подробней, для чего предназначаются те и другие и чем отличается дамба от плотины.

Определение

Дамба – возвышение, создаваемое искусственным путем в зоне водного ресурса и выполняющее оградительную или регулировочную функцию.

Дамба

Плотина – объект, возводимый на пути водного потока для поднятия естественного уровня воды. Сооружение позволяет извлечь из действия водной стихии максимальную пользу.


Плотина

Сравнение

Итак, каждое из гидротехнических сооружений выполняет свои задачи. Дамбы часто возводятся для защиты местности, расположенной близко к воде, от затопления. Такие объекты должны выдерживать водный напор определенной силы. Сооружения, проходящие вдоль границ водоемов, называют контурными. Дамбы также воздвигаются в портах для ограждения акватории от действия волн и обеспечения спокойного движения судов во время прибытия, шлюзования и выхода. Сооружения этого вида относятся к безнапорным.

Кроме того, дамбы являются необходимыми элементами, участвующими в регулировании ширины русел рек, а также в искусственном разделении или соединении потоков. Чтобы движение воды осуществлялось в нужном направлении, объекты располагают под некоторым углом к течению. Дамбы, позволяющие изменять направление водотока, иногда сооружаются лишь на определенный срок. Это касается случаев, когда необходимо на время отвести воду из русла реки по причине проведения в данном месте строительных работ.

В чем разница между дамбой и плотиной? Она заключается в том, что дамба не всегда подвергается мощному давлению воды. Плотина же рассчитана на постоянный напор. Она преграждает поток, в результате чего по одну сторону от сооружения уровень воды значительно повышается. Плотины позволяют сделать изначально неглубокие реки пригодными для судоходства и лесосплава. Эти объекты также помогают решать проблемы водоснабжения и орошения сельхозугодий, а благодаря сосредоточению у плотины сильного напора становится возможным энергетическое использование воды.

Отличие дамбы от плотины состоит в том, что построение последней, как правило, способствует формированию искусственного водохранилища. При этом в самой реке и прилегающих территориях происходят заметные преобразования: другим становится режим стока, меняется температура воды, усложняется миграция рыбы, затопляется часть прибрежной зоны, в районе сооружения изменяется микроклимат. С помощью плотин также создают резервуары для задержания талых и дождевых вод в балках и оврагах. Накопленные запасы воды затем используют для орошения и в других целях.