Даже официальная историография сохранила сведения о древних поселениях, которые существовали в Сибири и на Алтае ещё до Ермака. Но эти данные почему-то обделены вниманием историков, археологов и других специалистов. Все должны считать, что Сибирь - земля не историческая...

Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. В «Истории Сибири» и «Описании Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в сентябре 1734 г.» он лишь бегло упоминает о городах, которые существовали на этой территории до прихода русских людей. К примеру, отмечает, что в Малышевской слободе (которая почти два столетия относилась к алтайским горным заводам, сейчас - в Новосибирской области), «на устье речки Нижняя Сузунка, в 8 верстах выше слободы, и возле деревни Куликовой, в 12 верстах выше предыдущего места, на Оби - можно еще видеть следы старых городов, которые были построены здесь прежними жителями этих мест, вероятно, кыргызами. Они состоят из земляных валов и глубоких рвов с выкопанными тут и там ямами, над которыми, кажется, стояли дома «.

В другом месте первый историк Сибири уточняет, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы» .

Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! - за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.

Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города.

На фундаменте прошлого

В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудниками Абаканского музея под руководством Л. Евтюховой были раскопаны развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Величественное сооружение, как полагают, принадлежало китайскому генералу Ли Лиину. Он был наместником западных хуннских земель в Минусинской котловине. Дворец, получивший в литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 - в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.

Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.

Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие - достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».

По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге Сибири, то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.

Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.

Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски - Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро…

Русские аборигены

В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик - VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди почти европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.

Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.

Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII - начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь древних народов, их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно - протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади - от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I - одиннадцать, Мыржик - три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.

Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.

газета «Алтайская правда», 04.02.2011

Большое количество ранее не афишируемых сибирских городов содержится в Ремезовской летописи, которую впервые публично продемонстрировал Николай Левашов.

«Чертёжную книгу Сибири» и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.

Прежде чем приступить к изложению истории Сибири, думаю, интересно будет выяснить, что означает слово "Сибирь", и узнать, из какого языка оно произошло.

Гипотеза, что слово "Сибирь" обозначает сторону света и возникло от русского "север", не выдерживает никакой критики. Сибирь находится на востоке от русских, от Московской Руси или ранней России, а вовсе не на севере. В этом случае это слово должно принадлежать народам, живущим южнее этой самой Сибири - калмыкам (татарам) или киргизам, но ни те, ни другие такой топоним не употребляли. Тем более, сомнительно, что тюркоязычные татары или кыргызы дали бы территории русское название.

Совсем надуманной выглядит версия, что топоним Сибирь возник от слияния английских слов "sea" и "bear", то есть, "морской медведь", белый медведь, хозяйничавший на всей территории вплоть до Северного Ледовитого океана. Ведь англичане узнали об этих территориях намного позже русских. Значит, их уже устоявшееся название территории никак не могло перейти к русским. Скорее наоборот.

Есть также версия, что своим названием Сибирь обязана монголам. Так слово "сибери", якобы по-монгольски означает "страна лесов". Другое "монгольское" же слово "шибир" означает "болото" или "сырая равнина, поросшая березняком". Сторонники этой версии ссылаются на то, что в Забайкалье есть урочища Улан-шибирь ("красное болото"), Харашибирь ("черное болото"). Однако, по-монгольски "лес" звучит "ой", а страна лесов - "ойн газар". Приняв тюркоязычность монголов Чингис-хана, с этой версией можно было бы согласиться, но с поправкой, что "сибери" означает "страна лесов" не на монгольском языке (халха), а на древне-тюркском. Тем более, что, например, "хара-шибирь" происходит от сочетания бурятских, имеющих тюркские корни, слов "хара" ("кара") – "черный" и "шэбэр" - "кустарниковые заросли" (в смысле "влажная, болотистая местность").

Другая гипотеза, поддерживаемая некоторыми русскими историками: татарский хан Мухаммед, приступив к строительству города на берегу Иртыша, дал ему название Сибирь, а позднее якобы весь край стал называться именно так. Смысл слова "Сибирь" в этом случае не понятен. Но если допустить, что так был назван новый город и попробовать понять его значение как производное от "себерергэ", что в переводе с татарского означает "мести", "подметать" (то есть, происходит от понятий "метель", "пурга"), то можно было бы согласиться с этим доводом. Однако русские же историки утверждают, что хан Мухаммед, сын Абдула, основал город Сибирь лишь в начале XVI века, в то время как название Сибирь ("Сибирская земля") в русских летописях встречается уже с 1483 года. Выходит, название города никак не могло стать названием края, тем более, что истинно татарское название города - Искер, которым татары называют его по сей день.

Но есть и еще гипотеза о происхождении и значении слова "Сибирь". Так Абульгази, узбекский писатель и историк XVII века, упорно избегая слова "сибирь", употребляет слово "туран". Это показывает, что средне-азиатским тюркам это слово известно не было, также ни Ядкар, ни Кучум Сибирью свои владения не называли. Но все же похожее слово тюрками употреблялось. Так Абульгази пишет: "Известны две области Абир и Сабир, страна кыргызов близка к ним". Земля кыргызов, о которой идет речь, находилась, как известно, в Минусинской низменности в среднем течении Енисея. Если это так, то области, называемые Абир и Сабир, должны лежать либо где-то от Иртыша до Оби, либо восточнее от Ангары до Амура.

В "Сокровенном сказании монголов" сказано, что в год зайца (1207 год) войска чингисида покорили все "лесные народы", в том числе народ шибир (sibir), который обитал к северу от Алтая и к западу от Ангары. Таким образом, земли Абир и Сабир локализуются в центральной части Западной Сибири. Столетием позже этот термин встречается у Рашид-ад-дина и относился также к южной, малоизвестной части Западной Сибири, которая тогда под именем Сибир (Шибэр) входила в состав улуса Джучи ("Золотая Орда"). По версии З.Я.Бояршиновой, этот топоним происходит от названия тюркской этнической группы "сипыр", жившей по реке Иртыш в районе современного Тобольска. Итак, по выводам З.Я.Бояршиновой, Сибирью начинают называть не только эту народность, но и местность, где она проживала, в районе низовья реки Тобол и по среднему Иртышу восточнее Уральского хребта.

Но представляется более правдоподобным, что не народ дал имя территории, а наоборот. Более того, представляется вероятным, что слова "абир" и "сабир" - это вовсе не названия областей, а одно искаженное татарское слово "абил-сабил", обозначающее безлюдье и безнадзорность, в вольном переводе это могло бы означать "где-то там". Возможно, тюркские племена, жившие на юге современной Сибири, называли "абил-сабил" безлюдные, пустынные земли, расположенные к северу от них. Другие народы, как-то связанные с тюрками, могли принять это слово за название тех мест. Именно так и получилось: народы южной Азии стали называть Сибирью северные территории, неведомые для них. Эта гипотеза помогает согласиться с утверждением некоторых русских историков о том, что название "Сибирь" изначально среди азиатских народов распространялось лишь на северные земли в низовьях Оби и Иртыша.

Так или иначе, но именно эта местность впервые обозначена на карте как "Sebur" в Каталонском атласе 1375 года. И именно отсюда началось русское завоевание Сибири. И позднее, по мере русских завоеваний, оно распространилось дальше на восток вплоть до побережья Тихого океана. Так Сибирью стали называть все русское Зауралье. Возможно, если бы, представим, вдруг Китай оказался захваченным русскими тогда же, его, вероятней всего, также называли бы Сибирью.

Литературное наследие Ф. И. Соймонова довольно богато. К его наиболее значительным географическим работам относятся первые действительно научные описания Каспийского моря и некоторых прилегающих территорий и статья «Древняя пословица: Сибирь - золотое дно», часть которой является своеобразной попыткой описания Сибири, которое мы назвали бы теперь экономико-географическим.

Ф. И. Соймонов делит в этой работе Сибирь на шесть частей; из них четыре части охватывают территорию от западной границы Сибири до Енисея, адве части - территорию к востоку от него. Районы выделяются Ф. И. Соймоновым по признаку «изобилия», под которым он понимает возможность получения доходов от промыслов (звериных, рыбных), сельского хозяйства, промышленности и торговли или дешевизну жизни.

Хорошо зная Сибирь, автор сообщает о ней много интересных сведений. Он пишет о звериных и рыбных промыслах, районах серебряных и золотых разработок на Алтае, распространении хлебопашества, особенностях жизни в северных районах и т. д.

Конечно, предложенный им метод описания и разделения территории на районы по «изобилию» не дает достаточного представления о Сибири - ее природе, богатствах, населении и его занятиях, путях сообщения и т. д. Ф. И. Соймонов но различает «изобилия», выражающегося в низких ценах на продукты сельского хозяйства в малонаселенной и не имеющей рынков сбыта Сибири, от изобилия природных ресурсов страны (Лебедев, 1952, стр. 71). Он объединяет, особенно по Восточной Сибири, в один район очень разнообразные по природным условиям местности. На первый план почти повсюду выдвигаются звериные и рыбные промыслы, другие важные особенности страны показаны мало.

Сравнивая труд Ф. И. Соймонова с рассмотренной выше работой X . П. Лаптева, содержащей описание северных районов Сибири, приходится признать, что, при всей краткости и схематичности, последняя как источник познания описываемых районов имеет преимущество.

Оригинальность статьи Ф. И. Соймонова заключается в том, что он ясно представлял себе закономерность разделения Сибири по экономическому признаку. По его словам, он не ставил перед собой задачу дать географическое описание Сибири или сведения о ее населении, так как первое «из генерального атласа Российской империи видимо», а о втором «из Примечаний месячных в разных местах видеть можно». Он преследовал другую цель: «что принадлежит до изобилия, о том едином разделя все сибирские места на главные 6 частей, о каждой во особенности во известие за надлежащее представить нахожу» (Соймонов, 1761, стр. 450).

Золотые лихорадки мира подарили человечеству джинсы, город Сан-Франциско и рассказы Джека Лондона — перечислять можно в любой последовательности в зависимости от приоритетов. Подарили они и разные тайны и легенды, которые вдохновляют даже современных золотоискателей, в частности, героев программы Discovery Channel «Золотая лихорадка». Они уже седьмой сезон подряд пытаются отыскать собственное Эльдорадо. Однако начиналось всё в 30-е годы XIX века в Сибири. Сиб.фм публикует историческое расследование Discovery Channel о тайнах сибирского золота.

Ты помнишь, как всё начиналось?

В 1812 году Сенат издал указ «О предоставлении права всем Российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати». Он дал официальный старт золотой лихорадке в России, которая, однако, почему-то началась не сразу, а спустя почти 20 лет. Только в 1828 году уральские купцы Поповы подали заявку в Томскую губернию на разработку участка реки Берикуль. Как уральские купцы оказались в Сибири и почему произошло это не сразу после выхода сенатского указа?


Более двух миллионов рублей потратили купцы Поповы на геологоразведку в Томской губернии в поисках золота

По многочисленным свидетельствам, в этих краях жил Егор Лесной — то ли бывший ссыльный, то ли беглый каторжник, то ли просто старообрядец-отшельник. Раньше он работал старателем на уральских россыпях, однако добытое золото сдавал не хозяевам прииска, а нелегальным перекупщикам — те платили в разы больше. За это Егора отправили в ссылку в Сибирь. Освободившись (или сбежав), крестьянин обосновался у озера Берчикуль, где и стал добывать золото на реке Сухой Берикуль. Ни с кем, кроме своей помощницы, Егор не общался, а место золотодобычи держал ото всех в тайне.

Но слухами земля полнится: рассказы о крестьянине, обнаружившем золотоносную провинцию в Сибири, в скором времени дошли и до Урала. Богатые купцы Поповы сначала отправили на разведку своих людей, а через год и сами приехали в Томскую губернию. Егора Лесного в живых они уже не застали: он погиб при загадочных обстоятельствах, и многие версии сходятся на том, что крестьянина, не желавшего раскрывать свои секреты, попросту задушили.

Рассказала купцам о прииске Егора Лесного, по-видимому, его воспитанница, и уже в 1828 году начал работать прииск «1-я Берикульская площадь».


23 ноября 1851 года был утверждён такой герб Красноярска. Лев символизировал силу и мужество, а серп и лопата отражали главное занятие жителей — земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь — золота

Примерно в это же время Поповы разведали в окрестностях другие крупнейшие месторождения Сибири — на Сухом и Мокром Берикуле, Салаиркском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах. Так началась золотая лихорадка в России, которая за 50 лет подарила стране 583 тонны драгоценного металла.

Золото поит, золото кормит, золото нагишом водит

Крупнейший золотоносный регион современной России — Красноярск: именно здесь добывают ежегодно почти 50 тонн драгоценного металла, что составляет 20 % общей добычи. Лидирующие позиции регион занял давно: ещё в 1851 году был утверждён герб Красноярска — золотой лев, который держит в лапах лопату, главный инструмент старателя. Разумеется, крупнейшая золотая жила Сибири породила и своих миллионеров, а у богатых, как известно, свои причуды. Так, золотопромышленник Н. Ф. Мясников заказал себе визитки из чистого золота: за каждую он заплатил по пять рублей, а ведь мог на эти деньги купить 16 килограмм осетровой икры.

Купец заказал медаль с надписью «Император всея тайги», за что и получил прозвище таёжный Наполеон.


Согласно легенде медаль на цепи «Император всея тайги» весила более пяти килограмм, поэтому Гаврила Машаров так ни разу её и не носил

На этом Гаврила не успокоился: прямо посреди тайги он выстроил себе дом, больше похожий на дворец, как и подобает императору. Стеклянные галереи, оранжереи, где выращивались ананасы, розовые сады, а в фабрике, возведённой неподалёку, производили настоящий венецианский бархат.

Кончилось всё предсказуемо и совсем не радужно: Гаврила обанкротился, разорился, а кредиторы объявили на него настоящую охоту. Спасаясь от них, Гаврила погиб — скорее всего, в лабиринте подземных ходов, которые вырыл под своим домом. Месторасположение его дворца до сих пор остаётся тайной, и загадку эту пытаются разгадать многие, кому не даёт покоя история таёжного Наполеона.

3 декабря 2010 года вышел в эфир первый сезон телепередачи «Золотая лихорадка» на Discovery Channel

История Гаврилы ещё раз подтверждает правдивость популярной среди золотоискателей поговорки «Золото поит, золото кормит, золото нагишом водит». Однако перехватить инициативу можно даже у судьбы. Современный старатель Тони Битс — легенда Клондайка, участник проекта «Золотая лихорадка» Discovery Channel — известен благодаря своим опыту и интуиции. Он не полагается слепо на удачу, а предпочитает создавать её сам, и вместо покупки золотых визиток и строительства дворцов вкладывает деньги в развитие своего прииска. Так, он рискнул инвестировать солидную сумму в реставрацию 75-летней неработающей драги, хотя все вокруг говорили, что эта развалина не стоит доброго слова. Тони рассчитал всё идеально точно: после запуска отремонтированной машины в эксплуатацию старатель получил прибыль в более чем пять миллионов долларов.

Криминальные хроники сибирских приисков

Ещё больше окутано тайной и так называемое дёминское золото. Легенда гласит, что почти полтора века назад — в середине 60-х годов XIX столетия — из тюрьмы Александровский централ, неподалёку от Иркутска, сбежала группа заключённых. Выжить в суровых условиях горной местности Восточного Саяна оказалось под силу только самому стойкому и выносливому — Дмитрию Дёмину. Он обосновался в долине одного из притоков реки Китой, где построил себе зимовку и охотился.

И вот однажды он случайно наткнулся на крупное месторождение рудного золота.

В отличие от Егора Лесного, жить отшельником Дёмин не собирался: он взял с собой добытое золото и отправился в относительно крупное поселение — Тунку. Здесь он купил себе свободу, поделившись драгоценным металлом с местным чиновником.

После Дёмин женился и обосновался в Тунке, а раз в несколько месяцев уходил добывать золото к своему секретному месторождению. Тайну он открыл лишь перед самой смертью своим сыновьям: якобы золотая жила находилась между притоком Китоя и реки Шумака, где-то в районе водораздела. Но ни сыновьям Дёмина, ни золотопромышленнику Кузнецову, как-то разузнавшему о тайном прииске, ни горному технику Новикову, потратившему на поиски больше трёх лет, не удалось отыскать легендарное Эльдорадо беглого каторжника.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В России случилась революция, а после — Гражданская война. Новиков оказался на стороне Колчака. Спасаясь со своими офицерами от отряда партизан, Новиков случайно наткнулся на золото. Неизвестно, было ли это то самое дёминское месторождение, тем более что обессилевшие белогвардейцы едва ли смогли добыть хоть что-то. Впрочем, радоваться находке оставалось недолго: всех троих вскоре арестовали, и Новиков попал в иркутскую тюрьму. Вышел оттуда он лишь в 1927 году и вместе с компаньонами и нанятыми рабочими — братьями Леоновыми — сразу же отправился на поиски золота.

Жажда наживы, которая никуда не исчезла даже после ареста и тюрьмы, оказалась фатальной: обратно Новиков уже не вернулся, как и его компаньоны.

Позже были обнаружены их тела, а следствие быстро нашло убийц — братья Леоновы во всём сознались. На этом легенда заканчивается — и начинаются уже более или менее достоверные факты, подтверждённые архивными документами.

В декабре 1905 года Александр Колчак получил золотое оружие «За храбрость» — саблю с надписью «За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром». Позже золотое оружие приравняли к статусу государственного ордена Российской империи

Несколько геолого-разведочных экспедиций, следовавших по разным маршрутам, в том числе и тем, которые назвали Леоновы, закончились ничем. Никакого золота в районе Китоя и Шумака так и не обнаружили, что не мешает современным золотоискателям и сегодня надеяться на чудо: Восточный Саян ежегодно привлекает тысячи охотников за удачей и хотя бы крупицами золота.

Жёлтое золото белого адмирала

С началом Первой мировой войны в целях безопасности началась эвакуация золотого запаса Российской империи, который на тот момент, после выплаты всех военных кредитов, составлял примерно 1,101 миллиарда рублей. Вывозили государственные сокровища поездом из Петрограда в города тыла. Так, в Казани, захваченной в 1918 году белыми и чехословацкими офицерами, оказалась половина всего золотого запаса страны — и это несмотря на попытки большевиков отвоевать его.

После провозглашения Колчака Верховным правителем России в ноябре 1918 казанское золото прозвали именно золотом Колчака — от этого ярлыка оно не избавилось и по сей день, хотя адмирал не имел к нему практически никакого отношения.

Всего на руках у белого движения оказалось 650 миллионов рублей — почти 500 тонн слитков.


1 грамм золота на 10 апреля 2017 года по курсу ЦБ РФ стоит 2 313,7 рубля. За 500 тонн золота можно выручить более 115,5 миллиарда рублей

Именно такие цифры получили при пересчёте и проверке специалисты филиала Госбанка в Омске, куда золото переправили через Самару и Уфу.

Однако золото оставалось в ставке Колчака недолго. 31 октября 1919 года его отправили в 40 вагонах по Транссибирской магистрали, которая на участке от Новосибирска до Иркутска контролировалась лояльными на тот момент Колчаку чехословацкими солдатами. К тому же золотой запас охраняли и офицеры белого движения: они сопровождали его в дополнительных 12 вагонах. Но все эти меры безопасности оказались бесполезны: когда поезд прибыл в Нижнеудинск (город в Иркутской области), представители Антанты вынудили Колчака отречься от титула Верховного правителя, а золото отдать Чехословацкому корпусу.

Такая перемена политического настроения была вызвана, во-первых, тем, что адмирал разогнал Уфимскую директорию, что послужило началом репрессий, а во-вторых, стремлением Чехословацкого корпуса в первую очередь самим наконец эвакуироваться из охваченной смутой России. Вернув золотой запас страны большевикам и выдав им главного адмирала всего белого движения, чехи фактически заключили сделку и выкупили свою свободу.

Колчака арестовали и расстреляли, Чехословацкий корпус вернулся на родину, но история золотого запаса на этом не заканчивается, а только начинается. То ли адмирал догадывался, что его предадут, то ли чехи оставили часть золота себе — неизвестно, но факт остаётся фактом: наркомат финансов РСФСР в 1921 году недосчитался 236 миллионов рублей, то есть 182 тонн золота.

Установлено, что часть денег Колчак переправил за границу и разместил в зарубежных банках, ещё часть — потратил на обмундирование и вооружение своей армии, но всё равно пропавшая сумма исчисляется десятками миллионов. Версии историков и исследователей-любителей расходятся, а в современных СМИ периодически мелькает информации о том, что след золота Колчака якобы обнаружен, однако доподлинных данных о судьбе золотого запаса Российской империи до сих пор нет.

В советские годы — примерно с середины XX века — частная золотодобыча запрещена, то есть нельзя просто взять лопату и отправиться разведывать прииски или небольшие месторождения. В последние годы только-только обсуждается законопроект, который бы разрешил всем желающим заняться индивидуальным промыслом. Если он успешно пройдёт согласование во всех министерствах и ведомствах, то, вполне возможно, любой человек сможет с героями «Золотой лихорадки».

10:47 / 12 окт. 2017

Недра нашего любимого региона богаты не только золотом черным, родным угольком, но и… залежами того самого драгоценного (или проклятого) металла, о котором легенды сложены чуть ли не во всех странах и культурах мира. Именно в дебри кузбасской тайги хлынул первый поток искателей золотого фарта, а не в какую-нибудь Калифорнию. Золотыми легендами наш регион овеян с очень древних времен. Предания о наших несметных сокровищах нашли место в летописях и даже в героических эпосах других народов и дошли до наших дней. Делимся интересными изысканиями.

Бери куль: как «река волка» стала прародиной золотой лихорадки

Крохотная, затерявшаяся в складках поросших хвойником гор речушка Берикуль в Мартайге (как сокращенно называют Мариинскую тайгу местные жители) – правый приток реки Кии в её верховьях – на самом деле не так проста. Именно эта золотоносная речка, в труднодосягаемой глухой сибирской тайге где-то на стыке Красноярского и Алтайского краёв и Кемеровской области стала праматерью всех известных золотых лихорадок мира.


И, как и все места, связанные с добычей золота, Берикуль окутан множеством легенд, одна другой занимательней. Есть, например, истории о происхождении названия речки, их с искренней убеждённостью рассказывают жители поселков в окрестностях Берикуля. В незапамятные временны несколько каторжников бежали домой в Россию из Восточной Сибири из-под стражи. Набрели на эту речку, тогда ещё безымянную. На берегу нашли сначала один крупный самородок, потом второй, третий, пятый и далее. Оказалось, что берега речки буквально усыпаны золотыми самородками, большими, средними и крохотными. Беглецы, забыв про усталость, про еду, про сон, только и успевали их собирать. "Да здесь золота столько – хоть бери куль, да собирай!", – воскликнул в азарте один из каторжан. И с лёгкой руки беглых людей, как гласит легенда, речка свое название и получила. От слияния двух слов "бери" и "куль".

Может, оно и так, конечно, а может и нет. Учёные-лингвисты вопрос изучили и пришли к выводу, что всё-таки название образовано от кетского "бору" – "волк" и кетско-ассанского "кул-ул" – "река". Тогда выходит, что "Берикуль" – это "река волка".





Ну, а теперь по факту: именно на "реке волка", Сухом Берикуле (нынешний Тисульский район) в 1828 году действительно было найдено первое сибирское золото, давшее начало золотой сибирской лихорадке задолго до Клондайка. И (это уже по другой легенде), нашли его не беглые каторжники, а старообрядец-крестьянин (по другим сведениям – ссыльнопоселенец) Егор Лесной.

Жил Егор Лесной в избе вместе со своей воспитанницей на берегу большого озера Берчикуль, что в пятнадцати-двадцати километрах от Берикуля. Время от времени отправлялся в глухую горную тайгу, откуда возвращался с золотом. Золота тогда тайно намыл старатель-одиночка, не счесть в пудах. А однажды нашёл и настоящую диковинку – килограммовый (!) самородок. Об этом прознали другие приезжие купцы Андрей и Федот Поповы, которые тоже прибыли в Сибирь за золотом и тут же застолбили участок Егора для добычи, а за ним и десятки других на Сухом и Мокром Берикуле, притоках Кии, Салаирском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах.


Прииски открывали везде, где находили хотя бы горстку золота. За полвека старатели добыли в Сибири больше пятисот тонн драгоценного металла. Однако насладиться богатством они не успели и почему-то умерли один за другим.

Император тайги, клад Кузедея и Золотая баба

Больше всех повезло старателю Гавриле Машарову из Канска. Он, найдя свой первый прииск в 1836 году, баснословно разбогател. Построил в кузбасской тайге дворец со стеклянными галереями, фабрику по производству бархата и заказал себе медаль императора тайги весом в десять килограммов. Мотовство разорило Машарова, и он погиб от рук кредиторов, но, говорят, под его хоромами нашли богатейшую жилу, давшую ещё почти 13 тысяч тонн золота. А вот где находится дворец таёжного императора, не известно до сих пор.


Другая легенда гласит, что почти 500 тонн колчаковского золота могут быть спрятаны не на станции Тайга, а рядом с Липовым островом в Новокузнецком районе, у поселка Кузедеево. Поисками клада под реликтовыми чёрными липами энтузиасты занимаются до сих пор, хотя исторические факты говорят, что Колчак и его армия никогда в этой части Кузбасса не были, но легенда живее всех живых и сегодня. Согласно преданию жителей Горной Шории, в XV-XVI веках глава шорцев Кузедей выстрелил из лука в гору (аккурат напротив легендарной пещеры Колчака), чтобы туда отправились враги племени и пропали навсегда. Вот там, говорят, легендарное золотишко и припрятано.


Но самая, пожалуй, известная история – о гигантской Золотой бабе, или Сибирском фараоне, как её называют сведущие золото – и кладоискатели. О статуе, изображающей старуху с ребенком, было известно со времен фландрийского географа Герарда Меркатора. И он даже изобразил гигантское золотое чудо на своих картах. О том же идоле, принадлежавшем якобы племенам бьярмов, говорится и в Скандинавской "Саге об Олаве Святом". А ещё Золотая баба упоминалась в русских летописях 1396 года. Сибирского фараона летописцы селили то за Вяткой, то у устья Оби. Существовал ли он вообще когда-либо или нет и где спрятан ныне – по-прежнему остаётся загадкой.

Подружиться с Земляным Дедушкой

Как и у представителей любых других профессий, у старателей есть свои приметы, и многие из них не меняются веками. Например, все искатели золота и других драгоценностей знают, что копать лучше всего в дождливую погоду. Удачи не будет, если перед раскопками поругаться с кем-то из родных, помыть лопату или не положить в карман самую удачную свою находку в качестве приманки.

Первая находка должна быть никчемной – если сразу попадётся что-то стоящее, остальные поиски будут пустыми. Искатели не надевают на себя найденные драгоценности и не разговаривают, пока копают. На прииске нельзя ругаться нецензурными словами, потому что так можно разозлить Земляного Дедушку, и он не отдаст невежливому старателю золото. Чтобы задобрить этого духа, его нужно благодарить за каждую находку, а перед раскопками баловать мелкими монетками или сладостями, закапывая дары в землю.


Найти клад легче всего в Новый Год и на Пасху, но самое удачное время для поисков – 23 мая, день памяти апостола Симона Зилота, чьё имя в старину связывали со словом "золото". Есть у искателей сокровищ много заговоров, и все они направлены на то, чтобы приманить успех. В деле, где главную роль играет удача, роль примет столь велика, что иногда истории о тех, кто их не соблюдает, превращаются в легенды. У коллег по золотому цеху, в американском штате Аризона есть даже свои Горы Суеверия. По преданию, там ещё со средних веков живет племя индейцев хохокам, а сокровища хранят души умерших старейшин, которые уходят в Нижний мир через священный грот. Вот в этом гроте золота как раз больше всего.


В 1846 году немец Якоб Вальтц по прозвищу Голландец нашел этот грот и унёс оттуда самородков на семь миллионов долларов, пообещав индейцам хранить их тайну, но слова не сдержал. С тех пор всех, кто осмеливался попытать счастья в Горах Суеверий, находили погибшими. Последними стали трое старателей из Юты уже в наши дни. Кертис Мериворс, Ардин Чарльз и Малколм Минкс пропали в тех горах в 2010-м, нашли их спустя год. Так что старинная легенда, что бы за ней ни скрывалось, остаётся в силе.

Живём на золоте

Ну, а теперь о приятном. Золотодобывающая промышленность в нашем регионе сегодня набирает обороты. Геологи оценивают запасы этого металла в кузбасских землях примерно в 500 тонн. Всего же в области почти 150 месторождений, большая часть – россыпи. Самые крупные находятся в Тисульском районе на Богородском ручье, реках Воскресенка, Громотуха и Большой Тулуюл.




Сегодня Кузбасс входит в первую двадцатку регионов золотодобычи. Ежегодно у нас добывается около тонны драгоценного металла. На балансе региона числятся комплексные, золоторудные и россыпные месторождения. И по прогнозам специалистов, за счёт новых технологий, которые позволяют извлекать золото из россыпей даже в виде пыли, объёмы добычи можно будет увеличить к 2020 году до 3,5 тонн в год. И тогда Кузбасс уже окажется в первой десятке по добыче золота в РФ.

Фото: Яндекс.Картинки, Google Images