«Россия» Александр Блок

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, -
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Анализ стихотворения Блока «Россия»

Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.

Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.

Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран . Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.

У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей , раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».

Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи. Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание.

Разделы: Литература

Цель: формирование национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма; воспитание любви и уважения к литературным ценностям и культуре.

Оборудование: мультимедийная установка.

I. Чтение эпиграфа, записанного на доске.

Я много пережил лично и был участником
нескольких, быстро сменивших друг друга, эпох русской жизни.

Как понимаете смысл этих слов?

II. А.А.Блок как выдающийся русский поэт- символист.

А.А.Блок родился в 1880 году, а умер в 1921г. Какие же эпохи русской жизни пережил Блок? (революции 1905, 1907, 1917 гг.) : Блок жил и умер на границе столетий. Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавно граница 20 и 21 веков, такой была граница более ста лет назад 19 и 20 веков. Тогда, перед началом 20 века, Блоку было 20 лет.

Слайд № 1 - 7 (см. презентацию).

Учитель: Нарастание событий 1 русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, не преображенным, чуждым Идеалу.

Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики.

Самое знаменитое стихотворение этого периода - Незнакомка” .

Блок становится одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

: символизм (запись в тетрадь) Слайд №8

Показ слайдов и комментарий к ним

Слайд № 9 - 12

В 1908 году появляется стихотворение Блока под многозначительным названием “Россия”. Слайд №13

В первопечатном тексте стихотворения содержались именно такие строки.

Почему, по-вашему, поэт отказался от первых 12 строк этого отрывка? (возникал образ “незнакомки”)

Кровную связь свою с воспитавшей его средой Блок всегда, с юношеских лет, ощущал с особой остротою… Недаром Блок сравнивает Русь с женой и матерью.

С древних времен родная земля, ее победы и беды, тревоги и радости, была главной темой отечественной литературы. Руси, России посвящали вдохновенные строки едва ли не все поэты 19 века. За “светло светлую и украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое имя Россия стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев браться за кисть, оно звучало в музыке композиторов и творениях скульпторов.

Перед вами скульптура Н.А.Лаврецкого “Россия”, созданная в 1896 году.

Слайд № 14, 15 Комментарии к слайдам

Слайд №16 Комментарий к слайду

III. Стихотворение “Россия”: образ Родины как символ веры в будущее.

Чтение стихотворения наизусть.

как поняли смысл стихотворения?

IV. Анализ стихотворения:

1 строфа: отмечаем слово “опять”. Что оно означает?

(Все это было уже давно и опять повторяется)

Шлея-1. часть сбруи, ремень, прикрепленный 2 концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади.

2. В парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

Почему шлеи стертые?

Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

(Аллитерация “Три стертых треплются шлеи…”, эпитеты : “стертые шлеи, спицы расписные”)

Какое впечатление оставляет аллитерация?

2 строфа: найти эпитеты.

Как понимаете выражение “песни ветровые”?

Прослушайте еще стихотворения о родине С.Есенина и А.Толстого

Чтение стихотворения С.Есенина “Топи да болота…” и “Край ты мой, родимый край” А.К.Толстого наизусть.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивает лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тащится обоз –
Суховатой липой пахнет от колес
Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
С.Есенин

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, Родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А.К.Толстой

Что объединяет эти стихи?

Какой общий образ Руси возникает в этих стихах? (образ ветра )

Такой образ мы называем архетипическим.

СЛОВАРЬ: Архетип - первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики (запись в тетрадь).

Как понимаете фразу: “И крест свой бережно несу”? (Крест- символ страдания одного человека за всех.)

(Блок создает новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы , которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России).

Слово чародей имеет 2 значения: 1) волшебник, колдун, творящий чудеса с помощью нечистой силы; 2) человек, пленяющий, производящий неотразимое впечатление. В каком смысле, по-вашему, употреблено это слово в стихотворении Блока?

Почему Блок называет “красу” России не смиренной, а “разбойной”?

6 строфа: Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

Назовите антитезы в последней строфе (“невозможное - возможно”; “даль дорожная”- нечто бесконечно долгое и “мгновенный взор”; “глухая песня ямщика” - “звенит”).

- Какие еще образы можно назвать архетипическими? (образ дороги и скачущей по ней тройке).

Какой образ возникает в первой и последней строфах стихотворения? (Блок начинает и заканчивает стихотворение образом дороги).

Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема?

Какое слово дважды повторяется в стихотворении? (песня)

Назовите эпитеты к этим словам. (“Песни ветровые”, “глухая песня ямщика”)

Почему Блок повторяет это слово?

Каким размером написано стихотворение? (четырехстопный ямб)

Какая рифма в организации стиха? (перекрестная, чередование мужской и женской)

Какой образ России создал Блок? (красивая, необъятная, женственная, возрождающаяся)

Какие чувства по отношению к Родине слиты в этом стихотворении?

Почему, несмотря на невеселые думы, поэт все же выражает уверенность в том, что родина “не пропадет”, “не сгинет”, что “невозможное возможно”?

Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему, обоснуйте ответ.

Творчество Блока отличается глубоким единством, органичностью и напряженным динамизмом развития. Стихи наполнены верой в высокую миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни. Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представления целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.

V. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Россия” наизусть.

«Россия»

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

Филологический анализ стихотворения

Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г. в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны , — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу» .

Александр Блок - один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», - высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.

Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви - это родина, Россия.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения - судьба России, а идея - боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.

Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («Россия , нищая Россия …», «Мне избы серые твои , Твои мне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле - Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», «Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай заман ит и обман ет… И лишь забота затуман ит…», «И невозможн ое возможн о…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой - усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая!!!, а последняя - это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.

Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.

Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия - это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.

Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» - и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении - Россия, изображенная Блоком.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.

Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» - тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души - всё это чисто российские реалии.

Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация. Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока - это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.