Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков, в своей работе руководствуется только законом и международными правовыми актами. Он взаимодействует с органами полиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.


О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания". С этих позиций и определяются основные задачи, методы и функции работы социальных педагогов.


Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются: создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов; помощь в организации внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность, организация, различных видов сотрудничества взрослых и детей; осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»; защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;


Основные функции социального педагога: формирование гуманных отношений между учителями и детьми; оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций; представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях; организация профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ).


Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право: быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции); собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику; отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога; вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.


Формы и методы работы с родителями: Консультации для родителей по определенному графику. Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом. Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Психолого-педагогические консультации на различные темы. Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д. Педагогические практикумы с родителями и т.д.


Уважаемые родители! Для организации более эффективной помощи и с целью только правдивого представления о социуме наших учащихся, которым мы способны оказать всестороннюю помощь и поддержку в случае необходимости, нужно иметь более полное представление о семье каждого учащегося нашей школы. Поэтомуобращаемся к Вам с просьбой ответить на все вопросы более искренне и точно. Сведения о ребёнке: Фамилия__________________________________________Имя________________________________Отчество________________________________________ Дата рождения___________________________ Национальность_____________________________________________________________________________ Место фактического проживания_________________________________________ Место регистрации (прописка)____________________________________ Состояние здоровья (нарушения зрения, слуха, малый вес, задержка развития, сотрясения мозга)___________________________________________________________ Занятость прошедшим летом (шк. площадка, загородный лагерь, другой город, сельская местность, заграница, работа)__________________________________________ С кем проживает ребенок (прописать полностью)______________________________________________________________________________________________ Сведения о семье учащегося: Социальный статус семьи: полная, неполная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская (подчеркнуть нужное). Если неполная, то по какой причине: развод, отдельное проживание второго родителя, смерть одного из родителей (подчеркнуть нужное). Состоит ли семья на учёте в центре защиты (оформлены или нет детское пособие, пенсии на ребенка и т.д.)________________________________________ Сведения о законных представителях (родители, отчимы, мачехи): Мать Отец Ф.И.О. (полностью) Место работы, должность Рабочий телефон Сотовый телефон Адрес проживания, прописки Образование (нужное подчеркнуть) Высшее, средне-специальное, среднее, начальное Возраст (нужное подчеркнуть) До 24, 25-30, 30-35, 35-40, 40-45, 45-50, 50-55, Национальность Примечание: - если родители в разводе, просьба указать родителя - если ребенка воспитывает отчим (мачеха), просьба подчеркнуть нужное в таблице и указать данные. Опекун (попечитель): Ф.И.О. _____________________________________________________________________________________________________________ Место работы, должность_________________________________________________________________________________________________________________ Образование: Высшее, средне-специальное, среднее, начальное Возраст: До 24, 25-30, 30-35, 35-40, 40-45, 45-50, 50-55, Адрес проживания, прописки____________________________________________________________________________________________________________ Номер телефона (все)___________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

    социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);

    социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);

    службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

    Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).

По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:

    социальный педагог по работе с семьей;

    социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;

    социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.

В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».

По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:

    социальный педагог по работе с подростками-девиантами;

    социальный педагог по работе с инвалидами;

    социальный педагог по работе с сиротами;

    социальный педагог по работе с беженцами;

    социальный педагог - геронтолог и др.

В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.

Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.

Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.

Социальный работник (специалист по социальной работе) – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, (…) применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом .

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации.

Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются, так как помощь обоих специалистов направлена на человека, как члена общества. Но, важно обратить внимание, что на первое место в работе социального педагога выходит психолого-педагогический компонент деятельности, а основным методом решения проблем взаимодействия и взаимоотношений в системе «социиум-человек» является социальное воспитание .

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания ребенка и создания условий для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. В идеале социальный педагог способствует формированию гуманных отношения в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив). Цель его деятельности - организация микросоциума для наиболее оптимального прохождения ребенком процесса позитивной социализации. Но в своей непосредственной деятельности социальному педагогу часто приходится совмещать как функционал собственно социального педагога, так и специалиста по социальной работе, которого нет в штате учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки РФ.

Литература:

    Бочарова В. Г. Социальный работник// Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под. Ред. С.Я.Батышева. –М., 1999

    Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. –М., 2002

    Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 1999

    Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000

Специальность «Социальная педагогика».

Квалификация - социальный педагог.

Формы получения образования: дневная (бюджет/платное), заочная (бюджет/платное).

Обучение проводится на русском языке.

Специфика и актуальность.

В современном мире защита прав и законных интересов детей является предметом государственной заботы. Задачи защиты детства являются приоритетными в любом учреждении образования Республики Беларусь. Профессионально их реализует социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность многоаспектна и многонаправленна. В целях защиты прав и интересов детей и молодежи социальный педагог взаимодействует широким кругом лиц, заинтересованных в судьбе несовершеннолетнего. В их числе родители, представители администрации учреждения образования, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги-предметники, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, представители комиссии по делам несовершеннолетних, представителями органов опеки и попечительства и другими лицами. Социальный педагог это не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля. Он владеет правовыми и психологическими компетенциями, знает основы менеджмента в системе образования, способен не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти себя.

Выпускники специальности «социальная и педагогика» могут работать в учреждениях образования, инспекциях по делам несовершеннолетних, органах охраны детства.

Чему Вы научитесь.

Изучаются:

1. Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин:

  • Педагогика
  • Психология
  • Информационные технологии в образовании
  • Иностранный язык
  • Безопасность жизнедеятельности человека
  • Белорусский язык (профессиональная лексика)

2. Цикл специальных дисциплин:

  • Теория и практика социальной педагогики
  • Социальная политика
  • Методология и методы социально-педагогического исследования
  • Социальное воспитание в учреждениях образования
  • Основы социально-педагогической деятельности
  • Психология социально-педагогической деятельности
  • Технологии социально-педагогической деятельности
  • Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
  • Основы профессионального мастерства социального педагога
  • Охрана детства

3. Дисциплины БГПУ:

  • Введение в учебную деятельность студента
  • Педагогика детского коллектива
  • Возрастная физиология и школьная гигиена
  • Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
  • Социально-педагогическая деятельность за рубежом
  • Методика социально-педагогической деятельности
  • Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности
  • Психосоциальная работа в деятельности социального педагога
  • Психология общения
  • Психология управления в образовании
  • Статистическая обработка данных социально-педагогических исследований
  • Консультирование в социально-педагогической деятельности
  • Основы педагогической антропологии
  • Правовые основы социально-педагогической деятельности

4. Дисциплины по выбору:

  • Социально-педагогическая профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и молодежи.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
  • Социально-педагогические основы формирования репродуктивного здоровья обучающихся.
  • Подготовка учащихся к семейной жизни.
  • Арттерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Диагностика и коррекция межличностных отношений.
  • Основы коррекционно-развивающей работы.

5. Факультативные дисциплины:

  • Социально-психологический тренинг.
  • Основы медиапедагогики.

Социальные педагоги работают в образовательных учреждениях: дошкольных, общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах, социально-педагогических центрах, службах по охране и защите детства и семьи, центрах профориентации, молодежных организациях, учреждениях системы Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел и многих др.

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).

Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.

Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.

Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.

Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:

С учителями

С учениками

С родителями.

Он может помочь учителю:

Разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

Оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;

В разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;

В организации и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;

В подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

Взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;

В организации кружков художественной самодеятельности;

В организации досуга учителей;

В организации профориентационной работы.

В организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;

В организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.

Он может помочь ученику:

В преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;

В работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

Облегчить период адаптации в различные периоды его жизни в школе;

В выборе различных форм досуговой активности;

В выборе будущей специальности;

В приобщении к здоровому образу жизни.

Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:

В налаживании взаимоотношений с ребенком;

В урегулировании конфликтов с учителями

Оказание всех видов социальной помощи семье.

В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.

Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. (внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).

Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.

По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

Территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;

Внутришкольная служба социальной заботы о детях (кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);

Психологическая служба (психологи, логопеды);

Мед. служба (врач, медсестры).