Здравствуйте, уважаемые читатели! Порой мы сталкиваемся с такими проблемами, которым совершенно не можем найти решение. Мы мучаемся, терзаем себя и никак не можем успокоиться. Но стоит отпустить проблему, оставить ее на потом и вдруг к нам приходит озарение, яркая вспышка, которая и подсказывает нужный ответ. Что такое инсайт в психологии и как его можно использовать в личной жизни?

Немного истории

Для того чтобы понять что такое инсайт нам нужно вернуться в начало двадцатого столетия. Именно в те времена Келером были проведены эксперименты с человекообразными обезьянками. Животное находилось в клетке, а рядом лежал банан таким образом, что дотянутся до него было невозможно.

Обезьяна какое-то время пыталась дотянуться до желаемого фрукта, но у нее ничего не выходило. Тогда она останавливала свои попытки и замирала на какое-то время, оглядываясь вокруг. И тут животное замечало палку. Вот он инсайт - дотянуться палкой до фрукта и подтянуть его к себе поближе.

Решение проблемы новым способом, которое пришло не из прошлого опыта.

Инсайт - понятие, которое изначально использовалось в гештальтерапии. Ведь гештальт означает образ или целостность. И когда человек пытается решить проблему, он стремится закрыть свой гештальт. Если этого не происходит, ответ не приходит, то и гештальт не закрывается, что будет мучить человека всю оставшуюся жизнь. Этот незамкнутый гештальт способствует тому, что подсознание продолжает поиски решения.

Конечно, как и у любой другой теории здесь есть противоположная точка зрения, что инсайт - это просто выдумка, и в реальности никакого озарения не существует. Что ответ для задачи можно найти только последовательными умозаключениями.

Этой точки зрения в большей степени придерживались бихевиористы. Поскольку никак нельзя измерить инсайт или оценить работу психики во время озарения, бихевиористы и высказывали свое сомнение насчет его существования и реальности его значимости.

Инсайт - это…

Итак, каково же определение инсайта и что это вообще такое? Если обратиться к дословному переводу, то это озарение или прозрение. Часто мы сравниваем это с появлением удачной идеи.

Инсайт - это яркое эмоциональное переживание, которое связано с появлением нового решения существующей проблемы.

Когда перед человеком возникает какая-то сложная ситуация, то изначально он обращается к своему опыту и пытается применить предыдущие знания на сложившуюся проблему в настоящем. И когда прошлый опыт не срабатывает, здесь приходит время для инсайта, который может прийти, а может и не прийти.

Кроме того, существует ложное озарение. Когда человек не может найти ответ для задачи, его психика находится в напряженном состоянии. И чтобы дать расслабиться организму, порой посылает ложное решение, которое все равно человеку кажется идеальным и самым подходящим.

Истощенная психика, усталость, и ослабленный иммунитет - вот к чему может привести чрезмерно усердный поиск ответа. Поэтому нам и подсовывают ошибочное озарение, которое человек принимает с благодарностью, ибо и сам выжат, как лимон.

Четыре этапа работы с задачей

Если мы с вами сталкиваемся с простой задачей, то процесс ее решения сводится к двум этапам:

  • первый - анализ и поиск похожего опыта в прошлом;
  • второй - проверка решения.

Если задача куда более сложная, то мы имеем с вами четыре этапа.
Первый. Этап сбора информации и проверки своего прошлого опыта. Этот этап еще можно назвать этапом усердной умственной работы. Человек работает с имеющейся информацией, добывает новую, анализирует. И если решение не находится, то наступает следующая стадия.

Второй этап - инкубационный период. Еще мы можем назвать эту стадию созреванием. Человек отвлекается от проблемы и поиска решения, начинает заниматься отвлеченными делами: смотрит , читает , ходит на прогулки, занимается спортом. Именно в моменты отвлеченной деятельности чаще всего и происходит озарение.

Вспомните как это было у Архимеда, Энштейна или Ньютона. Например, мой коллега в момент прогулки с ребенком увидел, как мальчик копается в песочнице, что вызвало у него определенные ассоциации и он понял как ему дальше продолжать свою терапию с одним очень сложным клиентом.

В отличие, например, от катарсиса, когда просветление приходит через муки и страдания от погружения в проблему, инсайт предполагает отстранение от задачи и полное погружение в другой процесс.

Третий этап - инсайт. Яркое эмоциональное переживание озарения, ни с чем не перепутать. Наверняка и у вас хоть раз в жизни случалось подобное. Когда вы сидите на совещании, или едете в поезде и вдруг решение проблемы словно само приходит к вам. Как я писала выше, порой нам подсовывают ложные озарения, которые по силе не уступают истинным.

Четвертый - проверка решения на практике. На этой стадии человек проверяет найденное решение и отправляет его к себе в опыт, ведь столкнувшись с подобной проблемой в будущем, у него уже будет готовая инструкция.

Умеете ли вы правильно работать с постановкой целей? У меня есть замечательная работа, которая поможет вам научиться не только правильно ставить задачи перед собой, но и умело анализировать их: « ».

Работа с инсайтом

Сегодня психотерапевты, работающие в различных направлениях, часто используют озарение как одну из методик для помощи своим клиентам. Психотерапевт задает вопросы, один вытекает из другого, чем и подводит человека на самостоятельное открытие проблемы или решения задачи.

Ведь только тогда, когда человек самостоятельно осознает наличие трудности, с ним можно продолжать работать. Если психотерапевт в лоб выскажет наличие проблемы, это ровным счетом ничего не даст его клиенту.

Как правило, такой процесс занимает много сил и времени, но он дает продуктивные плоды как психологу, так и самому клиенту. Более того, озарение часто используется и в групповой терапии, когда перед людьми ставится задача и в момент обсуждения у одного человека происходит озарение и он выдает истинное решение этой задачи.

Можно ли самостоятельно вызвать у себя подобное озарение? Да, можно. Но для этого придется потрудиться. А именно, отложить проблему, заняться другой деятельностью, отпустить на время задачу и вовсе о ней не думать. Заняться уборкой дома, медитацией, почитать книгу. В любом виде деятельности к вам будут приходить ассоциации, что-то в итоге и подтолкнет вас к верному решению.

Крайне сложно отвлечься от насущной проблемы. Но если вы хотите получить озарение, то именно это вам и нужно сделать. Отвлечься. Расслабиться. Переключить внимание.

Я хочу предложить вашему вниманию книгу Бориса Лемберга «Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление ». Порой мы сталкиваемся с такими задачами, для которых стандартные решения совсем не походят. И в этом случае вам очень поможет творческое мышление, которое помогает найти ответ там, где, казалось бы, это невозможно.

Опишите свой последний случай озарения. Какие чувства и эмоции вы при этом испытали? Как часто у вас случаются подобные прозрения? Часто ли вы используете фантазию и воображение при поиске выхода из трудной ситуации?

Если перед вами стоит трудная, невыполнимая задача - не отчаивайтесь и не опускайте руки. Лучше всего будет отвлечься на что-то приятное и полезное. Возможно, это и будет верным шагом к инсайту.
Всего вам наилучшего!

Решение некоторых вопросов не происходит пошагово с чёткой логической последовательностью выводов. Иногда ответ приходит в голову мгновенно, словно вспыхнувший свет, осветивший темноту, и все становится понятным. Такое состояние называется инсайт, от английского слова insight, в русском словаре его аналогом можно считать озарение.

Инсайт что это такое

Американский психолог Вольфган Келер ввёл это понятие в 1925 году , как характеристику внезапного разрешения проблемной ситуации. Келер проводил многочисленные опыты на обезьянах. Во время экспериментов обезьяны должны были получить пищу после решения задач непрямым путём. Было замечено, что животное старалось применить разные способы достать еду, а после нескольких неудачных попыток часто наступало время полного бездействия. Дальше решение находилось как будто само собой. Это противоречило теории бихевиористики о длительном научении любому новому навыку.

Большая часть людей хотя бы однажды испытала на себе, что такое инсайт. Определение из Википедии гласит, что это многозначный термин, обозначающий озарение, проникновение в суть, прозрение, внезапная догадка.

Считается, что в процессе получения знаний существует две противоположные операции:

  • постепенное научение через испытания множества вариантов, так называемый метод проб и ошибок;
  • восприятие знания через мгновенное озарение.

Наиболее яркие примеры — открытия Архимеда, знаменитое «яблоко Ньютона», и множество различных открытий.

Этапы возникновения

Французский математик Анри Пуанкаре в своей работе, опубликованной в 1910 году, описал этапы возникновения инсайта, которые в 1926 году перевёл на английский язык психолог Уоллес. Именно его имя чаще связывают с теорией инсайта, хоты работа и вышла на много лет позже первоисточника. Пуанкаре исследовал собственные переживания, выделил и описал такие этапы:

В докладе Пуанкаре описывал, что самые оригинальные идеи, которые сделали его одним из выдающихся математиков, посетили его не в работе или за письменным столом, а при обстоятельствах, вовсе с работой не связанных, например, на подножке автобуса, во время прогулки у моря и на бульваре по дороге домой. Учёный сделал предположение, что отдых не всегда является праздным, в это время подсознанию работает, и вдохновение не дар свыше, а результат кропотливой, но не всегда осознаваемой работы.

Ложный инсайт

Можно ли утверждать, что все решения, полученные как инсайт, верны? Не всегда. Психологи говорят, что нередки случаи получения внезапных решений, которые позже оказываются неверны . Происходит выброс из подсознания случайного варианта, поскольку в процессе поиска человек истощился, и его психическая функция также угнетена. Поэтому любая мысль по поводу конкретной проблемы приносит яркую вспышку и особое эмоциональное состояние, что становится благом для психики, поскольку решение есть и вопрос теперь закрыт.

Использование в психологии

Психологи исследуют явления инсайта, значение и его изучение важно,чтобы объяснить два существенных момента:

  • каким образом складывается картинка и приходит верное решение;
  • как влияют на этот процесс сильные эмоции.

Специалисты отмечают, что это способность клиента осознать ситуацию или проблему, как объективную реальность. Интеллектуальное озарение в классическом психоанализе рассматривается как механизм защиты, а эмоциональный рассматривается как эффективный метод терапии.

В гештальттерапии понятие инсайта занимает важное место. Это направление психологии, появившееся в 30-е годы прошлого столетия, его авторами являются Пол Гудман, Фредерик Перлз. От немецкого слова gestalt, что обозначает целостность, образ, гештальт считается закрытым именно тогда, когда человек получил ответа. Ведь система стремится к замкнутости, поэтому подсознание толкает его на поиск решения, чтобы обрести покой.

Приверженцы гештальтпсихологии утверждают , что целое всегда больше, чем просто сумма его частей, то есть слово - это нечто большее, чем набор составляющих его букв. Если захватывающий фильм не досмотрен до конца, то долго остаётся разочарование, ведь гештальт незавершён. Или отношения прервались по непонятным для человека причинам, его это будет мучить до тех пор, пока объяснение не будет найдено.

Любые события, вызвавшие в жизни человека незакрытые гештальты, влияют на его восприятие жизни, нарушая гармонию. По такому же принципу работает и инсайт, уверены приверженцы гештальтпсихологии.

Применение в маркетинге

Знания человеческой психологии активно используют в маркетинге и продажах. Продажи построены на создании ценности определённого товара для человека. А значит на личных потребностях и эмоциях, и задача рекламы создать такую картинку, которая будет способствовать появлению интереса к вещи и уверенности, что эта вещь точно сможет удовлетворить ожидания. А инсайт связан с проявлением сильных эмоций. Из этого следует, что маркетологу для создания успешной рекламы нужны знания этого механизма. Состояние инсайта способствует работе маркетолога поскольку:

Характеристики инсайта в технологии создания маркетинговых продуктов таковы:

  • Близость к потребителю, которая характерна понимание настоящих потребностей потенциального покупателя.
  • Правдивость, поскольку нужно передать истинные переживания покупателя и мотивы совершения покупки. Нужно понять, как думает потребитель, что будет чувствовать, модели поведения и его реакции.
  • Открытие, способствующее изменению угла зрения на предмет, что стимулирует нахождение нового опыта и новых знаний.

Для маркетолога в разной литературе есть такие советы, где искать полезные инсайты:

  • Заблуждения, устойчивые представления о мире, которые не соответствуют реальности, например, что оплата частями дешевле для бюджета;
  • Противоречия, например, действия и нормы поведения, которым потребители не следуют, но сами активно пропагандируют;
  • Напряжённость, особенности некоторых товаров могут вызывать дискомфорт или напряжение, например, культ красоты определённого типа обязывает женщину соответствовать такому образу;
  • Неудовлетворённые потребности, это просто клад, из которого маркетологи могут черпать вдохновение или создавать потребности самостоятельно;
  • Тайные удовольствия, описание ситуации, которая способна вызвать неподдельный восторг и наслаждение. Например, ходить зимой по дому босиком, если в доме будет тёплый пол;
  • Лишнее в продукте, потребителя интересует непосредственное удовлетворение возникшей потребности;
  • Использование по назначению, например, использование для животных детской одежды.

Директор исследовательского агентства Кэрол Филлипс предлагает 5 методов создания покупательского инсайта:

Инсайт является возможностью проявить творчество, иначе взглянуть на проблему и осознать новые пути её решения. А также получить необычные эмоциональные ощущения и изменить собственную жизнь, стоит только довериться собственному мыслительному процессу и отпустить контроль ума.

Процесс решения проблемы - это не всегда осознанное, последовательное применение логических операций. Часто мы сами не можем объяснить, откуда в голове взялся ответ на давно мучивший нас вопрос.

Словно ярко вспыхнула лампочка во тьме. Может быть, поэтому случаи внезапного постижения ситуации и называются инсайтом, ведь один из переводов английского insight - озарение.

Что говорит наука

Вообще понятие «инсайт» в психологии имеет несколько значений, все зависит от направления науки. Например, в психоанализе инсайтом именуют обретенное в процессе терапии понимание пациентом собственных мотивов, связи между поступками и бессознательными силами, способствующее разрешению конфликта.

В психиатрии термин используется, когда пациент осознает, что его мышление функционирует неправильно и эти нарушения свидетельствуют о заболевании. Кроме того, об инсайте говорят и когда врачу вдруг открывается подлинная сущность расстройства пациента, которую раньше объяснить никак не получалось. В этом случае синоним - клиническая интуиция.

Ну и, наконец, то значение слова «инсайт», которое мы упомянули самым первым (внезапное постижение ситуации, озарение), было введено гештальтпсихологами. Это самое распространенное понимание инсайта вне научной среды.

Инсайт рассматривается как типичный пример гештальта. Другой пример - восприятие музыкального произведения (его невозможно представить как сумму ощущений, вызванных отдельными звуками).

Многие наверняка сейчас вспомнят выражение «незавершенный гештальт». Оно относится уже к методу гештальттерапии, который возник на основе гештальтпсихологии. Последователи метода распространили идею гештальта на представление человека о себе в целом. Как они полагают, психические расстройства возникают из-за того, что человека преследуют незавершенные ситуации из прошлого (неудовлетворенные потребности, неразрешенные конфликты и так далее).

Итак, в 1925 году гештальтпсихолог Вольфганг Келер обосновал термин «инсайт». Келер исследовал интеллект шимпанзе и предлагал животным задачи, для решения которых нужно было использовать обходные пути. Ученый пытался понять, каким способом человекообразные обезьяны достигают цели: пробуя и ошибаясь, перебирая отдельные варианты или мгновенно схватывая ситуацию целиком спустя некоторое время. Он пришел к выводу, что верно второе предположение: именно озарение помогает связать воедино все элементы проблемной ситуации и отыскать верное решение.

Понятие инсайта особенно широко используется при изучении научного творчества. В этом ключе оно становится неотъемлемой частью творческого мышления, важнейшим этапом творческого процесса. Всего таких этапов, согласно схеме психолога Грэма Уоллеса, четыре:

  • Подготовка. Эта полностью осознаваемая стадия включает сбор данных о проблеме, планирование возможных способов ее решения.
  • Инкубационный период. Уход от фокусировки на проблеме и прямых усилий по ее решению. Время можно посвятить либо отдыху, либо сознательной работе над другими задачами.
  • Озарение или инсайт, время и место наступления которого чаще всего никак не связано с решаемой задачей. Это итог незаметной внутренней работы, в течение которой были переосмыслены факты, собранные на первой стадии.
  • Проверка. Вновь работает сознание. Окончательное оформление озарившей идеи, тестирование ее практической пригодности.

Человек редко бывает занят решением всего лишь одной проблемы, поэтому, как правило, в его мозгу протекает сразу несколько таких процессов, разные этапы которых накладываются друг на друга.

Инсайт и повседневная жизнь

Схему Уоллеса можно применить и к обыденным бытовым задачам. Конечно, не каждый из нас совершал открытия, перевернувшие научную картину мира, но каждый наверняка хотя бы раз в жизни произносил: «Меня осенило!» И каждый наверняка может вспомнить хотя бы один момент инсайта, когда вдруг, казалось бы, из ниоткуда появившаяся догадка становилась прекрасным способом решить пусть мелкую, но давно тяготившую проблему.

Посмотрим на схему еще раз. Сколько длится инкубационный период? От нескольких часов до нескольких дней или даже лет; все индивидуально. А можно ли как-то сократить его, тем самым приблизив инсайт?

Как полагал Уоллес, озарение нельзя вызвать искусственно. Однако кое-что, способное повлиять на возникновение инсайта, мы сделать все-таки можем.

Прежде всего (и, пожалуй, это сложнее всего) нужно научиться отпускать проблему, позволяя ей вступить в стадию инкубации. Универсального ответа на вопрос, как это сделать, не существует, хотя одним из самых действенных способов можно назвать физическую нагрузку. Она переключает организм на трату физических ресурсов, а не умственных.

Также важно помнить, что для достижения инсайта необходимо некоторое количество внутренней энергии, а если она постоянно расходуется на решение личностных конфликтов, то на другие вещи ее просто-напросто не хватает. Поэтому второй совет: разберитесь в себе, постарайтесь уладить внутренние противоречия.

Ну и, наверное, самая простая рекомендация: примите душ. Да-да, как бы странно ни звучало, водные процедуры, улучшающие кровообращение в коже головы, тоже могут стать толчком к инсайту. И тогда те самые лампочки обязательно станут загораться в вашей жизни чаще, чем раньше! Откройте путь инсайту. Автор: Евгения Бессонова

Инсайт Просветление или внезапное осознание в ходе сильного внутреннего переживания.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Инсайт

(от англ. insight) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством к-рого достигается осмысленное проблемы.

Понятие И. введено гештальтпсихологией . В работе немецкого психолога В. Кёлера («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», 1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому (см. ) представлению о постепенном и «слепом» научении , осуществляющемся методом проб и ошибок , а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера («Продуктивное мышление», 1987) и К. Дункера («Психология продуктивного (творческого) мышления», 1965) применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие И. приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества . В этом контексте И. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (Wallas G. The art of though, 1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения . И. представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания . Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией . Наиболее яркие примеры И. дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением (см. ).

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Инсайт Этимология.

Происходит от англ. insight - проницательность, проникновение в суть.

Автор.

Понятие введено в гештальтпсихологию В.Келером в 1925 г.

Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

Внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось К.Дункером и М.Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, когда решение достигается не в результате анализа, а путем постижения целого.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНСАЙТ

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное , «схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи . Научение путем И. открыто В . Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта , состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией , в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см. также , ).

Результаты Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок ). Понятие И. стало одним из ключевых для гештальт-психологии . К. Дункер и М . Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.

Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. - это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин «И.» применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса , который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также , , Мышление продуктивное , . (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Инсайт

   ИНСАЙТ (с. 265) (от англ. insight) - внезапное понимание существующих отношений и структуры целостной ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. В большинстве справочных источников указывается, что данное понятие было введено в гештальтпсихологии в первой четверти XX в. Это, безусловно, справедливо, если только иметь в виду, что явления, описываемые этим термином, отмечались еще в античных источниках. В конце концов, знаменитое архимедово «Эврика!» - не что иное, как констатация инсайта.

Приоритет в описании этого явления (без употребления самого термина) по праву следовало бы отдать французскому математику и теоретику научного творчества Анри Пуанкаре (его очерки о науке и научных открытиях поражают психологической глубиной, редкой даже для «титульных» психологических трудов). Еще в конце XX в. Пуанкаре сделал перед Парижским психологическим обществом доклад «Математическое творчество», в котором проанализировал специфику математических способностей и описал на собственном примере особенности возникновения научных открытий.

По признанию Пуанкаре, многие оригинальные идеи, впоследствии выдвинувшие его в ряды выдающихся математиков, пришли к нему вовсе не в ходе целенаправленной умственной деятельности за письменным столом, а в совершенно неожиданных обстоятельствах: одна - на подножке автобуса, другая - во время прогулки по берегу моря, третья - на бульваре. Однако появлению каждой новаторской идеи предшествовал долгий этап подготовительной работы - как сознательной, так и бессознательной. Пуанкаре рассказывал: «То, что вас удивит прежде всего, это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении кажется мне несомненной. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову».

Пуанкаре делает предположение, что отдых - лишь видимый, на самом деле этот «отдых» заполнен бессознательной работой. Последняя же, по мнению ученого, приносит плоды, лишь когда ей предшествует период сознательной работы. Вдохновение - не дар небес, а результат труда, и порой огромного, но не всегда видимого и даже осознаваемого.

Зачем нужен второй период сознательной работы после озарения? «Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, - объясняет Пуанкаре, - привести в порядок доказательство. Но особенно необходимо их проверить. Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение; в рассказанных случаях оно не было ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения; часто это чувство нас обманывает, не становясь при этом менее ярким, и заметить это можно лишь при попытке строго сознательно провести доказательство». С современных позиций к этому можно было бы добавить, что ученый чувствует правильные и неправильные комбинации идей, тогда как искусственный интеллект способен лишь перебиратые и другие. Самый совершенный компьютер - это лишь аналог логической части нашего сознания, а логика бесчувственна. Чувства ученого таятся в его подсознании и подсказывают правильное решение.

   «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувства!» Получается, что полезные комбинации - те, которые больше всего воздействуют на это врожденное чувство математической красоты. Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.

Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идей.

Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.

В известном смысле математическое творчество сходно с поэтическим. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего - это лишь строчка, возникшая словно из подсознания. Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счет особое мнение. Показательны слова известного математика Давида Гильберта об одном из своих учеников: «Он стал поэтом - для математики у него не хватило воображения».

Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его действительно ввел один из представителей гештальтпсихологии - Вольфганг Кёлер. В его классической работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.Дункером данное понятие было применено также к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям. Следует также отметить, что Кёлер и вслед за ним его коллеги оперировали немецким термином Einsicht , которому в английском языке имеется созвучный аналог, утвердившийся в международном психологическом лексиконе. В весьма приблизительном переводе это слово в обоих языках означает постижение, проникновение в суть ситуации.

В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей «хорошей формы». Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситуации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно. Но это становилось возможно проделать с использованием орудия - палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны. Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу - палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение. Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать - дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.

Разумеется, проблемы, стоящие перед человеком, неизмеримо сложнее, и для их успешного решения требуется усмотрение гораздо более тонких взаимосвязей. Однако, по мнению гештальтистов, в целом механизм усмотрения тот же самый - выбор «красивой» (вспомним чувственный опыт Пуанкаре) структуры, отвечающей требованиям задачи. Такой выбор осуществляется безотчетно, осознается внезапно и производит впечатление беспричинного и случайного просветления, озарения.

Понятно, что этот принцип может быть распространен не только на сугубо когнитивную сферу. В психотерапии он был активно подхвачен. По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признается важным шагом к выздоровлению. Понятно, что термин нашел широкое применение и в такой сфере, как психоанализ (ныне он фигурирует в большинстве психоаналитических словарей в сугубо специфическом значении). Здесь состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия.

В середине XX в. в психоаналитической литературе развернулась дискуссия по вопросам инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж.Рихвельда «Анализ концепции инсайта», У.Сильверберга «Отыгрывание и инсайт: проблема психоаналитической техники», Э.Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе». О роли инсайта высказывались разные мнения. Одни психоаналитики (Ф.Александер, Т.Френч) полагали, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э.Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

Психотерапевты иных ориентации также используют понятие инсайта в своих теоретических построениях. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое клиент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Даже по мнению сторонников личностно ориентированной психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие инсайта, нового понимания прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения.

Как видим, только из трактовок одного этого понятия можно построить обширный очерк психологической науки, охгатывающий практически все ее важнейшие направления и школы. Как это часто бывает в истории науки, термин оказался подхвачен столь разными теоретиками и практиками, что сегодня трудно отыскать двух психологов, которые понимали бы его одинаково. Или хотя бы просто понимали. Хотя постараться стоит. Получится, наверное, не сразу, понадобится какой-то этап «инкубации». А там, глядишь, и наступит... правильно, инсайт!


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "инсайт" в других словарях:

    ИНСАЙТ - (англ. insight проницательность, понимание), в интуитивистской теории познания акт нелосредств. постижения, «озарения» и т. п. (см. Интуиция); одно из осн. понятий гештальтпсихологии, означавшее в противовес представлению бихевиоризма о… … Философская энциклопедия

    ИНСАЙТ - (от лат. insight понимание), в зоопсихологии акт непосредственного постижения, внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных хаотических попыток достичь желаемого результата. Инсайт был впервые описан у… … Экологический словарь

, психоанализа и психиатрии , описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

В психологии

Понятие инсайта является неотъемлемой частью гештальтпсихологии . Впервые этот термин был применён в 1925 году Вольфгангом Кёлером . В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами , когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после нескольких безрезультатных проб прекращали активные действия и принимались просто разглядывать предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось Карлом Дункером и Максом Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путём умозрительного постижения целого, а не в результате детального анализа.

Кроме того, психологи употребляют этот термин для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но также и различные ощущения различных модальностей , присущих данному воспоминанию.

Также этот термин может использоваться в значении внелогическое прозрение . В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек способен получить некоторые сведения в отношении свойств предметов или материалов в отсутствие какой бы то ни было достоверной информации о нём.

Впрочем, были проведены прямые эксперименты , результат которых «был признан сильным аргументом против существования инсайта» .

В психоанализе

В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения. :55

Аналитики традиционно различают два типа инсайта.

- Интеллектуальный инсайт , понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию с точки зрения генезиса и динамики развития состояния. Чаще всего интеллектуальный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те, беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение. - Эмоциональный инсайт , понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от интеллектуального инсайта, эмоциональный - является скорее свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.

Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное. :56 Впрочем, оба определения в равной степени исходят из той предпосылки, что сознание обладает ярко выраженной интегративной функцией в отношении всей структуры личности и способно выступить в качестве компенсирующего и объединяющего фактора.

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально . Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии . Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии); он больше не желает подавлять своё