На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.
Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.
Во втором предложении есть и другие слова:
Девочка (какая?) маленькая
Читает (что?) книгу
Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.
Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.
Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:
На столе лежит белая скатерть (рис. 2).
Рис. 2. Стол со скатертью ()
В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:
Скатерть лежит .
Смысл этого предложения остается понятен.
Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:
На столе белая .
Предложения нет и смысл не понятен.
Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.
Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:
В осеннем парке падают листья (рис. 3).
Рис. 3. Осенний парк ()
В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .
Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.
По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:
Белка прыгает .
Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:
Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).
Рис. 4. Белка на дереве ()
Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.
Ярко светит солнце (рис. 5).
Рис. 5. Яркое солнце ()
По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).
Поют птицы (рис. 7).
Рис. 7. Поющая птица ()
Выглянул голубой подснежник (рис. 8).
Рис. 8. Голубой подснежник ()
Побежали ручьи (рис. 9).
Рис. 9. Бегут ручьи ()
Смолой запахли душистые почки (рис. 10).
Рис. 10. Распускающиеся почки ()
Наступила весна (рис. 11).
Проверим:
Ярко светит солнце
По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.
Поют птицы
Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.
Побежали ручьи - нераспространённое предложение.
Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.
Наступила весна - нераспространённое предложение.
Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.
Свесились сосульки.
Побежали ручьи.
Малыши пускают.
Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .
Проверим, что получилось:
С крыш свесились длинные сосульки .
По оврагам побежали звонкие ручьи.
Малыши пускают бумажные кораблики.
Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:
Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .
Гуляла (что делала?) - сказуемое.
Туча (что?) - подлежащее.
Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.
Домой (куда?) - второстепенный член предложения.
На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.
Список литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
- Infourok.ru ().
- Nsportal.ru ().
- Nsportal.ru ().
Домашнее задание
- Дайте определение второстепенным членам предложения.
- Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:
Солнце ласково греет землю.
Листья падают бесшумно.
Вова любит рисовать красками.
Маша пришла с прогулки.
Идёт дождь.
- Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .
Главные члены предложения образуют его грамматическую основу.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называются двусоставными (рис. 1).
Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.
Рис. 1. Типы предложений относительно состава грамматической основы
Примеры двусоставных предложений:
Взорвалась петарда.
Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.
Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.
Примеры односоставных предложений:
Каникулы.
Хочу на море.
Скоро отдохнём.
Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.
Распространённые и нераспространённые предложения
В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).
Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов
В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.
Примеры нераспространённых предложений:
Стемнело.
Подул ветер.
Показалось привидение.
Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым.
Примеры распространённых предложений:
Внезапно стемнело.
Подул жуткий пронизывающий ветер.
Из-за портьеры показалось привидение.
Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.
Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.
Кажется, стемнело – простое нераспространённое предложение.
Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение – сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.
Полные и
Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).
Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов
Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными:
Я не боюсь привидений.
Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным:
Я не боюсь привидений.
Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).
Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного
Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:
– Вы видели привидение?
– Какое оно было?
– Жуткое! (это распространённое неполное предложение)
Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:
Ты справился?
Выводы
Признаки распространённости и нераспространённости и полноты и неполноты простого предложения никак не связаны друг с другом. Предложение может быть полным, но нераспространённым, например предложение «Оно приближается». Или наоборот, предложение может быть распространённым, но неполным, как предложение «Жуткое».
Рис. 5. Типы простого предложения
Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член. А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е. если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.
Вопросы к конспектам
1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.
А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, – коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.
Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное – нос! Лопаточкой, как у крота. Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.
В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.
В зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.
Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов. Например: Но вот прошло четыре года (Ч.). Зала и гостиная были темны (П.). Свеча меркнет и гаснет (Т.).
Распространенным называется предложение, имеющее в своем составе, помимо главных, также один или несколько второстепенных членов. Например: Долгая зимняя ночь прошла незаметно (п.). Дышалось глубоко (Ч.).
Упражнение 481. Выделите распространенные и нераспространенные предложения.
1. Слышатся кашель и стук (Ч.). 2. В гостиной три дивана, три стола, два зеркала и сиплые часы (Т.). 3. Были и лето и осень дождливы (Жук.). 4. Карета подъехала и остановилась (П.). 5. Притом же пес - животное умное (Т.). 6. Дело казалось необыкновенной важности (Г.). 7. Били в набат (П.). 8. Скоро светать будет (М. Г.). 9. Варя была с заплаканными глазами (Ч.). 10. Он был, казалось, лет шести (Л.). 11. Она не ответила и отвернулась (Л.).
Упражнение 482. Превратите нераспространенные предложения в распространенные; составьте связный текст и придумайте к нему заголовок.
1. Ночь кончилась. 2. Выглянуло солнце. 3. Туман рассеялся.
- Проснулись птицы. 5. Тишина нарушилась. 6. Стукнула калитка. 7. Залаяла собака. 8. Показались люди.
Еще по теме § 150. Распространенные и нераспространенные предложения:
- 7.10. Распространенные и нераспространенные предложения
- § 27. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Предотвращение распространения оружия массового уничтожения: нераспространение и международный терроризм
- Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого
- 24. Распространение простого предложения. Второстепенные члены предложения.
- 22. Распространение простого предложения. Атрибутивные, объектные и обстоятельственные словосочетания в предложении. Детерминант.
Распространенное предложение? Таким вопросом будет задаваться рано или поздно любой школьник. Для чего нужно это знание? Самое главное, для морфологического анализа.
Что такое характеристика.
Итак, как определяется распространенность предложения? Во-первых, сразу же отмечают все грамматические основы, далее находят второстепенные члены предложения. Если они присутствуют, то предложение называют распространенным, если же нет - нераспространенным. Это позволяет сделать вывод о том, что распространенное предложение - это предложение, которое состоит из грамматической основы и дополняющих ее второстепенных членов. «Пошел снег» - это нераспространенное предложение, а вот «вчера пошел снег» - распространенное. Есть еще одна тонкость.
При вопросе: «Что такое распространенное предложение?» многие забывают, что бывают грамматические основы, состоящие только из одного члена. В таких случаях предложение также может быть как распространенным, так и нераспространенным. Например, «Утро» - это нераспространенное, а «Холодное утро» - распространенное.
Также подобные затруднения могут возникнуть при определении типа где опущен какой-либо главный член. Как правило, в подобных предложениях его легко можно восстановить. Например: «Я люблю клубнику, а Андрей - малину». Во второй грамматической основе отсутствует сказуемое, но при этом присутствует дополнение «малину», следовательно, такое предложение можно назвать распространенным.
Предложение с разными видами связи сразу же, автоматически, можно называть распространенным предложением, так как в таких случаях дополняющими и раскрывающими смысл главной части являются зависимые члены в предложении. Не стоит также путать такие понятия, как «простое предложение» и «нераспространенное предложение». В первом случае присутствует только одна причем она может быть осложнена причастными оборотами, определениями, сравнительными или деепричастными оборотами. А может включать в себя несколько грамматических основ, которые могут быть ничем не осложнены. Например: «Кот, будто спавший около двери, подмигивая глазом, пристально наблюдал за нами». Этот пример является простым распространенным предложением, так как здесь есть только одна грамматическая основа «кот наблюдал». А вот следующий будет представлять собой сложное нераспространенное предложение: «Ночь наступила, луна спряталась, кузнечики затихли». Здесь есть три грамматические основы, которые ничем не осложнены, поэтому предложение нераспространенное сложное. Таким образом, для начала нужно четко определить, сколько же грамматических основ содержит в себе фраза и есть ли второстепенные члены.
Что такое распространенное предложение? Ответ на этот вопрос можно найти в этой статье. Определение грамматических свойств обязательно требуется при совершении морфологического именно поэтому следует знать и различать их.
Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».
В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:
- По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
- По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
- По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
- По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
- По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
- По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
- По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».
Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены
– это обстоятельство, определение и дополнение.
Двусоставные распространенные предложения
Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.
- «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
- «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
- «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».
Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».
Односоставные распространённые предложения
«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».
Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое
Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.
Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».
Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».
А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:
- Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
- Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
- Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
- Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
- Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
- Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.
Как определить тип синтаксической единицы
Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.