Желание показать свою оригинальность и изощренность мыслей не всегда приветствуется в обществе. Иногда таких людей называют умниками, не достойными уважения. Предлагаем разобраться, когда остроумие уместно и как стать остроумным человеком.

Что такое остроумие?

Многие словари говорят, что остроумие – это некая изощренность мыслей, изобретательность, умение находить удачные и очень яркие, красочные, либо смешные выражения, удачные решения и действия. Человек с такой чертой, помимо умения быть остроумным, должен иметь еще одно качество – уметь критически оценивать собственные остроты сразу же после создания. Если же человек не способен вовремя остановить свою не успешную остроту, то вряд ли попадает под категорию тех, кого принято называть остроумными.

Принципы остроумия

Принято различать такие приемы остроумия:

  1. Намек – непрямое указывание на то, о чем хотят сказать. Острым бывает намек, если человек задевает что-то из области неприличного или даже запретного. Когда человек мастерски владеет искусством намека, то общение с ним будет глубоким и изысканным.
  2. Ирония – нередко сравнивается с насмешками. В разной степени с ее помощью можно сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть.
  3. Обратное сравнение - очень смешно, если переносное значение слов употребляется в другом контексте.
  4. Сравнение по неявным признакам – предметы и явления иногда сравнивают, но по неявным признакам. Комичность состоит в том, что в разных вещах подмечаются общие черты.
  5. Абсурд – пошутить можно даже при помощи абсурдно высказанной мысли. Здесь короткая оговорка может в корни изменить весь смысл.
  6. Парадокс – один из замысловатых приемов остроумия. Он может появиться из самых банальных фраз про здоровье, деньги и взаимоотношения.

Остроумие - хорошо или плохо?

Если человек остроумный - это плохо или хорошо? Можно ли сказать, что остроумие - ? Ответ однозначный – быть остроумным похвально, а вот умничать – плохо. Остроумие должно применяться в тех случаях, когда в нем есть необходимость. Такое умение является не только хорошим качеством, но и показателем оригинальности, своеобразности мышления. Такой человек непременно умеет ориентироваться в разных ситуациях и при этом понимает окружающую действительность. Под остроумием часто понимают способность отлично соображать и, буквально, схватывать на лету самое главное.


Остроумие и чувство юмора

Для обычного человека чувство юмора и остроумие является одним и тем же понятием. Однако неслучайно их обозначают разными терминами. Под остроумием понимают изобретательность и нахождение ярких и очень смешных выражений, а чувством юмора называют способность не только видеть, а и понимать смешное. Как не парадоксально это звучит, но остроумный человек может не иметь чувства юмора, а обладающий чувством юмора может быть совершенно неостроумным. Остроумие часто связывают со способностью создавать остроумные шутки, а – со способностью понимать юмор.

Как развить остроумие?

Для всех, кто задается вопросом, как развить остроумие и в речи, предлагаем ценные советы:

  1. Читать как можно больше книг . Пусть это обязательно будет литература самых разных сатириков в разнообразных стилях. Благодаря таким книгам, пополнится словарный запас интересными аллегориями.
  2. Постоянно тренироваться . Сокращать шутки и отрабатывать молниеносные реакции.
  3. Записывать удачные фразы . Можно завести специальную тетрадь и в нее записывать все самые интересные шутки, острые замечания.
  4. Изучать юмор иностранных сатириков . Например, прекрасно проявляется остроумие у англичан.
  5. Позитивные эмоции . Взять себе за правило, что острословие является позитивным и таким, что может вызвать улыбки. Жестокие шутки подавляют и приносят негативные эмоции. Можно применять навык остроумия, как способ выбраться из непростой ситуации.

Упражнения для развития остроумия

Простые и очень интересные упражнения помогут узнать, как стать остроумным:

  1. Лингвистические пирамиды – поможет понять особенности собственного мышления, развить навыки обобщения. Суть упражнения состоит в том, что нужно взять определенный предмет и рассказать к какому классу относится, провести аналогии.
  2. Чем ворон похож на стол? – упражнение позволит научится создавать аналогии по разным классам. Здесь участвуют три человека. Один из них должен назвать живое создание, а другой – неживой предмет, а третий – рассказать, чем же они между собой похожи.
  3. О чем вижу, о том и пою – развивает легкость и ассоциативность в речи. Такое упражнение следует делать в парах. Одному необходимо показать на какой-либо предмет, а второй на протяжении пяти минут должен про него рассказать.
  4. Поток сознания – развивает умение начать беседу с абсолютно любого места и на любую тему. Здесь понадобится зеркало и один человек. Необходимо стать перед зеркалом и говорить обо всем, что придет в голову. Через десять минут будет понятно насколько это легко.

Книги для развития остроумия

Чтобы научиться остроумно выражать собственные мысли, важно читать специальную литературу. Отличными помощниками станут такие книги:

  1. И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев. Золотой теленок».
  2. Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки. Повести. Рассказы».
  3. А. Грибоедов «Горе от ума».
  4. П. Вудхаус «Дживс, вы - гений!».
  5. В. Драгунский «Денискины рассказы».
  6. Г. Остер «Вредные советы».

Остроумные фильмы

Всем, кто уверен, что остроумие как эстетический принцип должно иметь место в каждом обществе, понравится такая подборка фильмов:

  1. 99 франков (2007, Франция).
  2. День сурка (1993, США).
  3. Трудности перевода (2003, США).
  4. Чумовая пятница (2003, США).
  5. Шафер напрокат (2015, США).
  6. Несносные боссы (2011, США).
  7. Мы – Миллеры (2015, США).
  8. Небеса обетованные (1991, СССР).

Уметь шутить полезно со всех точек зрения. Во-первых, мужчины с чувством юмора и умением остроумно пошутить всегда пользовались успехом у женщин. Во-вторых, уместная шутка может разрядить обстановку и погасить зарождающийся конфликт. В-третьих, юмористу в наше время легче жить. Не случайно вопрос как научиться шутить интересует многих. Зачем человеку чувство юмора мы перечислили ниже.

  1. Доказано, что человек, который позитивно смотрит на многие вещи, дольше живет.
  2. Вопреки мнению о том, что у постоянно смеющегося человека рано появляются морщины, есть наблюдения, что, смеясь, мы моложе выглядим. Ведь во время смеха работает 16 мышц.
  3. Смех сопровождается выбросом эндорфина – гормона счастья.
  4. Не случайно в детских больницах стали нанимать на работу клоунов. У часто смеющегося человека повышается иммунитет. А смешные видео показывают взрослым пациентам, чтобы и на них смех оказывал исцеляющее действие.
  5. Человек с чувством юмора пользуется успехом в обществе. Ему проще заводить знакомства с противоположным полом. Не случайно возникла поговорка: «Улыбайся, и люди к тебе потянутся».
  6. Юмор – защитная реакция организма на жизненные трудности. Если все воспринимать всерьез, не хватит никакого здоровья.
  7. Юмор всегда выручит застенчивого парня в общении с девушками. Они не любят унылых и депрессивных мужчин, так как сами склонны к меланхолии и унынию. Поэтому часто в объявлениях на сайтах знакомств девушки выдвигают требование, чтобы мужчина имел «ЧЮ».

Можно ли вообще развить в себе чувство юмора?

Бытует мнение, что чувство юмора дается человеку от рождения, и искусственно развить его невозможно. Следовательно, невозможно и научиться шутить. Психологи опровергают эту точку зрения. Точнее, они уверяют, что придумывание шуток не зависит от наличия или отсутствия чувства юмора. Нужно просто знать несколько простых приемов как научиться хорошо шутить и применять их.

Чувство юмора – это умение посмеяться над собой или ситуацией, но не над другими. Чтобы уметь смеяться над собой, нужно иметь положительное отношение к себе, не заниматься самобичеванием, если что-то не получается, а учиться обращать неудачу в шутку.

В своем окружении нужно поискать человека, у которого чувство юмора ярко выражено. Присматриваться к нему в той или иной ситуации, наблюдать за реакцией окружающих, особенно, девушек, на тот или иной его выпад. Задавать иногда самому себе вопрос, а как бы он поступил в той или иной ситуации? Попробовать копировать его поведение, находясь в другой компании. Постепенно окружающие станут воспринимать человека так, как ему этого хочется.

Душа коллектива

  • А как научиться смешно шутить и стать душой компании обычному парню? Во-первых, не нужно пыжиться и выдавливать из себя шутки на темы, в которых не разбираешься. Это будет вовсе не смешно, а глупо и нелепо. Лучше помолчать и послушать. Так у людей начнет складываться о вас хорошее впечатление.
  • Во-вторых, не нужно стараться выглядеть умнее или глупее, чем есть на самом деле. Всегда ценится естественность. Хотя, собственный взгляд на вещи должен быть, и не нужно стесняться высказывать свое мнение. Но нельзя навязывать его другим. Если ваша точка зрения отлична от других, они в этом не виноваты.
  • В-третьих, душой компании не может стать человек угрюмый, неулыбчивый, малообщительный. Но, будучи разговорчивым, не нужно трещать без умолку о своих проблемах или хвастаться собственными достижениями. Главная задача того, кто считается душой компании – отвлечь окружающих от грустных мыслей, заразить всех веселым настроением. А для этого нужно иметь приличный запас веселых игр для компании, смешных историй из жизни и анекдотов, не забывая время от времени обновлять репертуар.
  • Душа компании и клоун – это не одно и то же. Невозможно заставить смеяться, можно добиться этого только естественным путем. Не вызовешь положительных эмоций. Если начнешь шутить по поводу внешности кого-то из компании или его материальных проблем. Нужно быть добрым и шутить по-доброму.

Приемы создания шуток

  1. Шутка – это удачное сочетание слов. Можно потренироваться в соединении слов. Например, сочинить предложение, все слова которого начинаются на одну и ту же букву. Условие: слов должно быть много, не менее десяти. Местоимения, союзы и предлоги тоже должны быть на эту букву. Сложно будет только вначале. Если выполнять упражнение регулярно, фразы будут рождаться сами собой. Постепенно и шутки будут получаться.
  2. Известная детская игра буриме, когда один из двух играющих произносит любое предложение или фразу, а второй добавляет фразу такого же размера в рифму. Иногда получается очень смешно. Если такие фразы запоминать, можно иногда использовать в компании друзей или в непринужденной беседе с девушками.
  3. Была в недалеком прошлом у артиста Евгения Петросяна реприза «Бестолковый словарь», в которой он придавал привычным и вовсе не смешным словам двойственный смысл, например, сторож – хор российской армии, или: зубочистка – соревнования по боксу и т.п. Если самостоятельно выискивать такие двусмысленные слова и при случае использовать их в речи, можно прослыть великолепным шутником. Правда, некоторые из этих слов с «двойным дном» звучат пошловато, и ими можно не расположить девушку к себе, а оттолкнуть.
  4. Другой пример двусмысленности – использование слов-омонимов. На них основаны знаменитые и очень смешные анекдоты про Штирлица, вроде; «из окна дуло, он закрыл окно, дуло исчезло».
  5. Смешно звучат привычные пословицы и поговорки, если одно из слов заменить более современным синонимом. Например: Не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро, или: с холестерина бесится (вместо с жира).
  6. Интересен прием, который профессиональные сочинители шуток называют «скачок». Им часто пользуются КВНщики. Суть приема – включение в описание какого-либо предмета или явления несвойственного эпитета, который перечеркивает все предыдущие. Например: «В институт поступают только эрудированные, высокоинтеллектуальные, богатые молодые люди».
  7. Еще один прием основан на сравнении несравнимого. Смешно звучат ответы на вопросы типа: «что общего между..». например: что общего межу дешевыми пуговицами и золотой молодежью? Ответ: и те, и другие отрываются по полной. Этому приему можно научиться самостоятельно, если подмечать связь между совершенно разными предметами.
  8. Если во фразе или строчке из песни поменять местами всего пару слов, может получиться смешная шутка. Например: «Напою жену, обниму коня…» или «…Если с любушкой на постелюшке, помоги ему, Боже!» (в оригинале не помоги ему, а накажи его). Иногда поменять местами можно слова в обычной фразе, исказив их: «сабо сомой». Или путешественник Федор Конюхов может стать Конюхом Федоровым.
  9. Иногда выручат прием гипербола (преувеличение) и контраст, примененные одновременно. Например, про очень тучную пожилую даму трудно сказать «божий одуванчик», зато «божий баобабчик» — в самый раз. Но нельзя использовать подобную шутку в разговоре с девушкой, у которой явно есть излишний вес.


Предыдущие приемы основаны на особом употреблении слов. Для этого нужно иметь достаточно богатый словарный запас. Обогатить свою речь можно, читая книги, смотря интеллектуальные телепередачи.

Литература в помощь начинающему юмористу
  • Известный юморист Михаил Шац советует начинать стезю шутника с чтения Ильфа и Петрова. А оттачивать мастерство юмориста на близких. По их реакции уже можно судить, получаются шутки или нет, и стоит ли их опробовать на друзьях и знакомых. В список рекомендуемых книг, которые научат как научиться остроумно шутить можно добавить и произведения Ярослава Гашека, и Антона Чехова, и Аркадия Аверченко, и Михаила Зощенко, Григория Горина, Михаила Мишина и других классиков литературы, которые «подскажут» веселые шутки.
  • Анекдоты – жанр устного народного творчества, который скрашивает наши серые будни. Все мы стараемся запомнить прочитанный или услышанный смешной анекдот, чтобы потом при случае рассказать его в своей компании. Но чтобы самому научиться сочинять короткие смешные рассказы, нужно научиться анализировать анекдоты, разбирать, что комичного в той или иной ситуации.
  • Полезно коллекционировать юмористические цитаты знаменитостей, чтобы в удобный момент блеснуть интеллектом и удачно пошутить.
  • Не менее полезно смотреть комедии, передачи вроде КВН или «Камеди Клаб». По реакции членов жюри легко определить, насколько смешна та или иная шутка, а потом попробовать сочинить аналогичную и представить их реакцию на нее.
Что значит, уместная шутка?
  • Не стоит часто повторять шутки, уже прозвучавшие, например, в КВН. Один раз в разговоре с девушкой это прокатит, а постоянные пересказывания чужих шуток — признак не юмора, а дурного тона, как плагиат в литературе или музыке.
  • Нужно научиться иронизировать. Суть иронии – применять к какому-либо предмету, явлению или ситуации эпитеты, противоположные реальности. Например, к вруну обратиться: «Правдивый ты наш», или забияку назвать миротворцем. Нужно с осторожностью применять иронию по отношению к другим, чтобы не ранить, не обидеть. Зато полезно острить и шутить и по отношению к себе, например, сделав глупость, назвать себя великим умником.
  • Любая шутка хороша к месту и вовремя. Вряд ли юмор программистов будет понятен простым работягам, а профессорский – в студенческой копании. Парни часть шутят об интеллектуальных способностях блондинок, но вряд ли стоит острить на эту тему в компании девушек. Могут не понять.
  • Есть три темы, шутить на которые считается дурным тоном. Это национальность, вероисповедание и внешность человека.
  • Вряд ли здравомыслящему человеку придет в голову отпускать шутки на похоронах. Но есть такие приверженцы черного юмора, которым ничего не стоит юморить в трагической обстановке.

Развивать надо еще и дикцию

Никакая, даже самая смешная шутка, если она сказана невнятно, не достигнет нужного эффекта. Развивать нужно речевые умения.

  1. Нужно развивать дикцию. Существуют специальные упражнения для развития: скороговорки, чистоговорки, быстрое и четкое произношение длинных научных терминов или слов с трудным сочетанием звуков.
  2. Необходимо избавиться от логопедических дефектов, если таковые есть. Это полезно не только будущему юмористу, а вообще любому. Многие девушки отказываются продолжать знакомство с парнем, который полностью устраивает их внешне, когда он начинает говорить, и оказывается, что он картавит или шепелявит. Найти логопеда, который поможет справиться с проблемой, сегодня не сложно.
  3. Нужно научиться следить за своей интонацией. Если она монотонная, нужно научиться придавать речи различные оттенки. Именно этому учат в школе еще в младших классах. Но иногда шутка звучит особенно смешно, если произнести ее с каменным лицом.
  4. Говорить надо уверенно и убедительно, а не мямлить. Тогда и окружающие поверят в то, что сказанное действительно смешно.

Видео на тему:

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании - очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующему пляжному сезону.


5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.


1 Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове (президент - дрезипент ), буквы в словосочетании (потные руки - ротные пуки ), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки - попасть в сто метров с расстояния белки ) и пому тодобное (Федор Конюхов - конюх Федоров ). Главный секрет в применении этой формулы - быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» - «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!» ). Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.


2 Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина », вместо «метод кнута и пряника» - «метод кнута и пиццы », вместо «склеить ласты» - «склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход») ». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.


3 Как слышится?

Прямой смысл слов и выражений - богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» - «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки». ) Суть этого метода - не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» - «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?» ). Прислушайся к повседневной речи - ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» - «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!» ).


4 Да побольше, побольше!

Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 («Давно нас ждешь?» - «С сентября. 1989-го года» ). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью» . «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету» ).


5 Оригинал штампа


Еще один алгоритм построения шутки - перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».


У кого мы собезьянничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора - навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи - исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу - это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение - когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом - да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

█ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) - что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле - это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

█ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) - прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется - это игра. Если сосредоточен - видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

Когда поют лопаты

Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами?

Ты не был первым


Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет нова для слушателя.


Ты знаешь больше, чем другие


Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай - сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь» . Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.


Ты переусердствовал

Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…» ). Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…» ).

Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, - это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!» ). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.


4 теории юмора

От серьезных ученых, наблюдавших за людьми и другими животными.

Теория Вайсфельда

Юмор - инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки - это та же игровая возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей на конфликтную ситуацию без физического вовлечения в нее: «Ну как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»

Теория Фредриксон

Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка - это опрокидывание реакции организма на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным (а также некоторым охранникам, добавим мы) переходы в новое состояние даются тяжело.

Теория Оурена - Бачоровски

Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности. Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной - хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» - «Не знаю, я же позже тебя встаю» ).

Теория Малкея - Миллера

Эти двое считают, что юмор - механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор - продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера - там на принтере осталось?» Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор просто знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, - самая правильная.


Остроумие для ленивых

Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.

Цитируй

Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «Одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно» . Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой» .

В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтобы хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.


Рассказывай анекдоты

Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат». Да, как ни крути, но более надежного способа заполучить репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.


Говори с акцентами

Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе» ). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол, пэрэдай, да?» ), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!» ), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!» Возможно, впрочем, этот пример был китайский).


Чего хохотят женщины


И последний научный факт, которым мы не могли не испортить парад шуток и острот, которым на самом деле (хоть это и неочевидно) является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат серии экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных.

Поскольку на главном требовании эксперимента - чтобы все женщины были еще и голыми - ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности. Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. - всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности. Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.


Мужчинам не нравится, когда женщина шутит сама

Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?» ), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить. Но, к счастью, они и не умеют, ха-ха!


Почти не имеет значения, как шутит мужчина


Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины. Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.


Самобичевание работает, только если ты крут


Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов» ) только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако если она знала заранее - из анкеты - о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.

    Задумайтесь о том, что заставляет вас смеяться. Смех по своей природе - явление непроизвольное. Притом, что человек вполне способен удержаться от смеха (не всегда успешно), любому из нас очень сложно рассмеяться по требованию, и такой смех обычно звучит неестественно. К счастью, смех заразителен (вероятность засмеяться в присутствии других людей возрастает приблизительно в 30 раз), а в социальном плане гораздо проще рассмеяться, когда смеются окружающие.

    Учитесь смеяться даже в скучной и несмешной обстановке. Чем менее забавным будет само место, тем проще внести в ситуацию неожиданный юмористический элемент. Может оказаться, что проще рассмешить людей в офисе, чем в клубе стэнд-апа.

    • Вот почему в сериале «Офис» в качестве места событий используется обычный офис в его самых скучных проявлениях. Они даже перекладывают бумаги с места на место. Что может быть скучнее?! Мы не привыкли рассматривать офис, как веселое место, поэтому, когда в нем происходит что-то смешное, это особенно смешно.
  1. Научитесь оценивать по достоинству остроумную игру слов и каламбуры. Очень часто комический эффект возникает в результате языковой путаницы (непреднамеренной) или игры слов (умышленной). Иногда людям смешно, когда мы имели в виду одно, а сказали другое.

    • Принято считать, что оговорки по Фрейду - это лингвистические ошибки, разоблачающие истинные мысли человека (зачастую сексуального характера), расходящиеся с тем, что он хотел сказать.
    • Остроумная игра слов - более умышленный прием: «Любишь кататься - люби и катайся!» Или такой пример, когда меняются местами слова «хоккей» и «драка»: «Хотел вчера сходить на драку, но хоккей все испортил!»
  2. Цените иронию. Вероятно, в юморе нет ничего более цитируемого, но и зачастую наиболее неправильно воспринимаемого, чем ирония. Она возникает, когда появляется разрыв между нашими ожиданиями от заявления, ситуации, изображения и реальным положением вещей.

    • Комедиант Джеки Мэнсон проиллюстрировал иронию следующей шуткой: «Мой дедушка всегда советовал мне не следить за деньгами, а следить за здоровьем. И в один прекрасный день, когда я следил за здоровьем, кто-то украл мои деньги. Это был мой дедушка».
    • Эта шутка противоречит всеобщим ожиданиям: дедушки - милые, добродушные, совершенно безвредные люди, и их советы должны быть искренними. А шутка смешная потому, что в ней дедушка представлен хитрым мошенником и обманщиком.
  3. Поверьте в свое внутреннее чувство юмора. Чувство юмора не купишь в магазине. То, что делает вас остроумным, присуще исключительно вам, и основано на вашем мировоззрении. Верьте, что в вас есть веселая искорка. В детстве мы начинаем смеяться уже в 4 месяца, и все дети естественным образом становятся забавными еще в дошкольном возрасте, используя юмор, чтобы развлечь себя и окружающих. Юмор уже в вас, и все, что нужно - просто выпустить его на свободу!

    Вводите в заблуждение. Это как раз то, о чем говорилось ранее, как о сюрпризе. Вы создаете разницу между ожиданиями человека и тем, что происходит на самом деле. В словесных шутках этот элемент используется на максимально возможном уровне, чтобы направить ваше внимание в ложном направлении так же, как это делают фокусники.

    • Например: «Слышу, кто-то ходит в шкафу. Открываю - а там вещи из моды выходят». Эта шутка работает, потому что вам приходится толковать ее двояко, а мозг какое-то время находится в замешательстве от неспособности воспроизвести обычную картину.
    • На этом приеме основаны многие популярные анекдоты про Штирлица: «Штирлиц открыл окно. В окно дуло. Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло». Или вот строчка Родни Дэжерфилда: «В ту ночь жена встретила меня у двери в сексуальном пеньюаре. К сожалению, она тоже возвращалась домой».
  4. Куйте железо, пока горячо. Своевременность очень важна, ведь если слишком долго раздумывать над ситуацией или шуткой, смешной момент пролетит мимо. Вероятно, именно поэтому не срабатывают шутки, которые люди слышали ранее, так как знание шутки притупляет остроту юмора, потому что мозг уже знаком с ситуацией. Реагируйте быстро и шутите, пока царит веселая атмосфера.

    • Остроумные ремарки и ответы могут быть очень смешными. Человек может сказать что-то, само по себе не смешное, а вы ответьте ему фразой, которая сделает его слова смешными. Своевременность здесь играет решающую роль. Остроумный ответ должен быть быстрым и полностью оформленным. Например, приятель по какой-либо причине думает о волосах и говорит: «Тебе не кажется странным, что волосы растут только на голове и лобке?» Он может вообще не ожидать какого-либо ответа, но вы скажите: «Говори за себя!»
    • Если момент неподходящий, не встревайте с шуткой. Худшее, что может сделать юморист - пытаться пошутить, когда удачный момент прошел. Не переживайте, у вас будет множество возможностей нарушить тишину своей хлесткой шуткой.
  5. Помните о ситуациях, когда юмор неуместен. Будьте особенно осторожны с шутками и розыгрышами на похоронах и свадьбах, в местах отправления культа (религиозных мероприятий) и всякий раз, когда ваш юмор может быть ошибочно воспринят, как домогательство или дискриминация. Кроме того, не забывайте, что розыгрыш физического характера может нанести человеку вред.

    Будьте наблюдательны. Джерри Сайнфелд и другие комики заработали миллионы долларов на остроумных наблюдениях, основанных на повседневных событиях и впечатлениях. Если вы много знаете, вы можете значительно развить свой юмористический потенциал, но ничто не сравнится со способностью многое видеть . На самом деле множество людей с энциклопедическими знаниями не замечают в вещах ничего смешного. Ищите смешное в повседневных ситуациях и старайтесь заметить то, чего не видят другие. Зачастую нечто забавное, что произошло у всех на глазах, но осталось незамеченным, производит наибольший юмористический эффект.

    Запоминайте некоторые остроты. Они могут просто затмить всех. Писательница Дороти Паркер была бесподобна в остротах. Например, когда ей сказали, что умер экс-президент Калвин Кулидж, известный своей исключительной молчаливостью, она ответила: «А как это определили?»

    • От вас потребуется находчивость и готовность выстреливать остротами, а изучение чужих острот, вдохновит на сочинение собственных. Кстати, о самом Калвине Кулидже. Как-то к нему пришла одна женщина и сказала: «Мистер Кулидж, я поспорила с другом, который сказал, что я не смогу вытянуть из вас больше двух слов». Кулидж ответил: «Вы проиграли».

    Сохраняйте вдохновение

    1. Учитесь у остроумных людей. Так вы можете значительно расширить свои возможности. Будь то профессиональные комики, ваши родители, дети или начальник, учитесь на их примере - это ключ к тому, чтобы самому стать остроумным. Обращайте внимание на самые смешные фразы и поступки этих людей, и определите, что вас восхищает в них больше всего. Даже если все, чем вы занимаетесь, это сбор собственного юмористического арсенала из восхитительных острот каждого человека, вы все равно значительно улучшаете свое чувство юмора. Действуя таким образом, вы разрабатываете инструментарий методов, которые можно использовать, чтобы быть смешным.

      • В последние годы юмор нескончаемым штурмом заполняет просторы интернета. Существуют комедийные подкасты, доступные для бесплатного просмотра, которые содержат веселые интервью, шутки и рассказы. Вы можете загрузить их на мобильное устройство и удивлять окружающих взрывами смеха, когда вы в наушниках едете в автобусе или метро.
    2. Смотрите смешные передачи. Существует множество телепрограмм, сериалов и фильмов, наполненных превосходным юмором. Британцы, например, предпочитают сухой, остроумный юмор, касающийся, прежде всего, вопросов их собственной культуры, в то время как американцы любят больше фарса, юмора физического характера, основанного на половых и расовых особенностях. Пропустив через себя множество шуток различных народов, вы сможете легче понять, что считается смешным в разных культурах.

      • Смотрите выступления мастеров импровизации. Все хорошие комики способны импровизировать, но те, для кого это основное амплуа и способ заработка, особенно хороши. Посетите шоу импровизаций и поучаствуйте в нем по максимуму. Сможете хорошо посмеяться и понаблюдать, как именно мастера берут неопределенные, неизвестные сценарии и мгновенно превращают их в нечто смешное.
    3. Изучайте всевозможные факты, чтобы иметь материал для шуток. Гораздо легче найти смешные моменты в том, в чем хорошо разбираетесь. Это может быть жизнь в вашем офисе, глубокие познания в поэзии XVII века или даже набор смешных историй о рыбалке, которая пошла не по плану. Однако какой бы ни была тема, она должна находить отклик у ваших слушателей. Вряд ли шутки о поэзии XVII века повеселят компанию футбольных фанатов!

      • Расширяйте свой кругозор, чтобы быть готовым поддержать любую тему. Если вы способны внести долю юмора в разговор и о физике, и о Пэрис Хилтон, вы на правильном пути. Будет особенно смешно, если вы сможете провести интересную параллель между этими двумя абсолютно разными темами.
      • Развивайте свой интеллект. В каком-то смысле, быть остроумным - значит просто уметь показать, что вы достаточно умны , чтобы увидеть смешное там, где другие его не заметили. Комики занимаются этим постоянно. Например, они обращают внимание на гигиенические обычаи духовенства или процесс разведения шимпанзе, и с легкостью обыгрывают их в юмористической форме так, чтобы все было знакомо и понятно среднестатистическому человеку.
    4. Читайте, читайте и еще раз читайте. Не пропускайте ни одной смешной книги и читайте при каждом удобном случае. Химики стали химиками благодаря чтению учебников по химии и практике, спортивные журналисты вошли в профессию благодаря чтению о спорте и написанию спортивных статей, вы же станете остроумным, если будете читать и применять шутки.

      • Илью Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Тэффи, Джеймса Тербера, П. Г. Вудхауза, Стивена Фрая, Билла Брайсона, Дугласа Адамса, и так далее (не забывайте о детских книгах хороших авторов, ведь они могут быть потрясающим источником отличного юмора).
      • Читайте сборники анекдотов. Вам не повредит запомнить некоторые из них. Это вдохновит вас на создание собственных шуток и оттачивание остроты языка. Увидев хорошую шутку, постарайтесь проанализировать ее, равно как и постарайтесь понять, почему та или иная шутка не смешная. То, что вы сочинили шутку, еще не значит, что она хорошая. Довольно тяжело оценивать собственную работу объективно, так что лучше узнать мнение о ней малознакомого постороннего человека (у которого не будет причин подслащивать пилюлю).
    5. Будьте активным слушателем и узнавайте как можно больше о юморе. Внимательно слушайте окружающих, пытайтесь действительно услышать и понять, что они имеют в виду. Признайте, что вам всегда будет чему поучиться у других в плане юмора. Если вы фокусируетесь на других, а не на себе, вы лучше поймете, как подбодрить и поддержать человека при помощи юмора. Кроме того, это позволит вам подмечать мелкие радости жизни, что сделает ваш юмор более правдоподобным и естественным.

    • Не забывайте о культурных особенностях. Например, то, что рассмешит американцев, может вызвать недоумение у французов. Старайтесь найти универсальные истории, понятные всем слушателям.
    • Если кто-то в классе посмотрит на вас во время контрольной работы, скорчите смешную гримасу, пока учитель не видит. В зависимости от характера человека, это может очень рассмешить его.
    • Не смейтесь над своими шутками до тех пор, пока не засмеются другие. Людям покажется, что вы слишком сильно стараетесь показаться смешным. Кроме того, это может испортить момент, и никто больше не засмеется.
    • Тренируйте свое чувство юмора. Совершенствование требует практики, но важно поначалу практиковаться среди хорошо знакомых людей и лишь затем расширять свою аудиторию. Семья и друзья с пониманием отнесутся к первым неудачам, но на публике от вас будут ожидать отличного юмора с самого начала. Хорошим стартом будет практика в кругу людей, которым вы доверяете и которые могут дать вам конструктивный совет.
    • Возможно, вы замечали, что многие комики повторяют свои шутки в той или иной версии, вызывая еще больший смех у аудитории, чем в первый раз. Вы тоже можете использовать этот прием. Если определенные шутки вызывают взрыв хохота, можете повторить их чуть позже. Однако общее правило таково, что не стоит пытаться повторять шутку более трех раз.
    • Сохраняйте юмор свежим. Шутки на одну и ту же тему быстро становятся скучными. Учитесь переключаться на новые темы, чтобы ваше остроумие оставалось свежим!
    • Если ждать слишком долго, даже очень смешные комментарии утратят свой эффект. Например, если вы придумали остроумный ответ спустя два часа, вероятно, лучше держать его при себе. Смешно уже не будет.
    • Жестикуляция может помочь в юморе и даже сделает вещи смешнее. Мимика лица также имеет большое значение.
    • Половая принадлежность имеет значение. Мужчины предпочитают рассказывать анекдоты, дразнить и высмеивать, им свойственен более грубый юмор, в то время как женщины чаще рассказывают истории, зачастую в самокритичной манере, вызывая чувство солидарности у других женщин. Интересно, что роли меняются, когда мужчины и женщины встречаются в одной компании. Мужчины склонны поддразнивать меньше, а женщины - больше, направляя остроумие уже не на самих себя, а на мужчин.
    • Помните, что важно оставаться собой. Шутите и острите в своей собственной манере, не пытайтесь никого копировать - если люди раньше слышали ту же шутку в чужом исполнении, они могут и не засмеяться. Так что старайтесь проявлять собственное остроумие, но даже если вы заимствуете шутки у других, следите, чтобы они были действительно смешными, безобидными и не «штампованными».

    Предупреждения

    • Будьте очень осторожны с шутками о священных коровах, таких как религия или политика. Смешным может быть что угодно, но не стоит заходит слишком далеко - вы же хотите развеселить людей, а не оскорбить чьи-либо чувства.
    • Прежде чем шутить, подумайте, уместно ли это в данной ситуации и окружении. И не избирайте себе единственный объект для шуток. Пусть ваш юмор будет направлен на разных людей или события.

Научиться смешно шутить хотели бы очень многие. Особенно это касается представителей сильной половины человечества. Ведь чувство юмора чрезвычайно ценится среди прекрасной его половины. Умение насмешить у мужчины – это тоже самое, что огромный яркий хвост у павлина, мощные рога у оленя или заливистое соловьиное пение. То есть способ привлечь внимание и завоевать сердца как можно большего количества особей противоположного пола. У чувства юмора есть и другие функции. Шутники, как правило, являются душой любой компании, все стремятся к общению с ними, их зовут на все вечеринки и другие мероприятия. Чувство юмора помогает влиться в новый коллектив или с честью выйти из сложной или неловкой ситуации. И, наконец, с чувством юмора просто легче жить и получать от жизни удовольствие.

Можно ли научиться смешно шутить и развить в себе талант юмориста или он дается от рождения? Попытаться точно стоит. Ведь не все известные комики родились с великолепным чувством юмора. Более того, говорят, что в жизни многие из них – хмурые и молчаливые люди. Значит, юмор для них – это работа. А работе можно научиться.

Задорнов, Петросян и резиденты Камеди Клаб создают свои шутки по тем же лекалам, что Крылов, Гоголь и Салтыков-Щедрин двести лет тому назад. Вы тоже сможете создавать шутки, если поймете их структуру и узнаете об основных приемах остроумия. Конечно, одних знаний тут недостаточно. Нужна постоянная практика. Сначала у вас, возможно, будет получаться не очень смешно, но со временем ваши способности соединять разные мысли, рождая что-то новое и забавное, обязательно разовьются.

Из чего состоит шутка
Почему какие-то фразы или ситуации кажутся нам смешными? Исследователи юмора давно ответили на этот вопрос. Смех вызывают неожиданность и несоответствие. Вы думали, что фраза будет продолжена так, а она была продолжена совершенно иначе. Ситуация предполагала какое-то стандартное развитие, а на деле все перевернулось неожиданным образом.

Пример: диалог мужа и жены

М: - Ты где была, уже час ночи!
Ж: - В клубе.
М: - Ты без меня по клубам ходишь?
Ж: - Ну и что? Ты же ходишь без меня на рыбалку.
М: - Так я же с мужиками.
Ж: - Ну так и я с мужиками...


Таким образом, шутка состоит из трех основных частей:
  1. Зачина, который описывает ситуацию
  2. Ловушки, которая непроизвольно создает в уме слушателя идею о возможном развитии ситуации
  3. Сюрприза – ситуация развивается неожиданным и нестандартным образом.
В данной шутке все эти три составляющие очень хорошо просматриваются. Задана стандартная ситуация: муж встречает жену, которая поздно вернулась домой. Он упрекает, она оправдывается. Слушатель подсознательно ждет обычных оправданий: пробки, задержалась с подругами и т.п. Это ловушка. Нас ожидает сюрприз: оправдание, которого никто не мог предвидеть и которое звучит очень смешно из-за своего несоответствия ситуации.

Приемы остроумия
Чтобы научиться смешно шутить, нужно знать не только структуру шутки, но и основные приемы остроумия, по которым шутки строятся. Рассмотрим основные приемы.

  1. Ложное противопоставление. Этот прием заключается в том, что вторая часть высказывания по форме вроде бы противоречит первой, а на самом деле, наоборот, усиливает ее. По этому принципу построены многие известные афоризмы:

    Лучше переесть, чем недоспать.


    Будем есть много, но часто.


    Еще один пример:

    Все учителя ставили ему двойки и предрекали карьеру дворника, кроме учителя пения, который ставил единицы и прочил его в уборщики медвежьих вольеров.


    Фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит» тоже является реализацией этого приема.
  2. Ложное усиление. Это прием, противоположный предыдущему. По форме вторая часть высказывания как будто усиливает первую, а на самом деле ее опровергает. Примером может служить фраза, встречаемая в одной из книг Марка Твена: «У меня, судя по всему, громадные запасы ума, - для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется неделя».

    Или:

    Она напоминала мне Венеру Милосскую: такая же старая, безрукая и беззубая.


  3. Доведение до абсурда. Какая-то мысль развивается до такой степени, что становится абсурдной, нелепой, и поэтому смешной. В некоторых случаях используется преувеличение, или гипербола:

    Шаровары шириною с Черное море (Гоголь).


    Его пижамой можно было бы накрыть четыре пожарные машины.


    Она была такой неприступной, что на нее даже мухи не садились.


  4. Неожиданные сравнения. Существует стандартный набор сравнений, который используется по тому или иному поводу. Например, когда хотят подчеркнуть холодность чего-либо или кого-либо, говорят: холодный как лед или холодный как камень. Нестандартные сравнения могут вызвать улыбку.

    Холодный, как вчерашние пельмени.


    Холодный, как нос полярника.


    Другой пример:

    Воображение у него развито примерно как у автобуса.


  5. Нелепость. Нелепость заключается в том, что фраза содержит взаимоисключающие моменты, логически друг с другом несовместимые.

    Жила-была мертвая царевна.


    Человек произошел от обезьяны, но с божьей помощью.


    Другой вариант нелепости – это когда делается неправильный и нелепый вывод на основании второстепенных признаков.

    Молдавские ученые утверждают, что земля не круглая. Она грязная и скрипит на зубах.


  6. Смешение стилей. Когда об обыденной ситуации рассказывают высоким или научным стилем, это может получиться смешно. Возможны и другие варианты: описание современных событий старорусским языком или пересказ произведений мировой литературы или сказок с использованием сниженной лексики или «фени». Например:
    Когда Илья Муромец откинулся с печи, он такой кипеш устроил, что Змей Горыныч заныкался в норку, а Соловей Разбойник ходил перед ним на цирлах.
  7. Намек. При использовании этого приема избегают употребления бранных слов и оскорблений. На них просто намекают. Это выглядит более красиво и изящно.

    В купе поезда едут англичанин и американец. Американец кладет ноги на стол.
    - Вы не против? – вежливо спрашивает он англичанина.
    - Нет, что вы. Можете положить на стол все ваши четыре ноги.


  8. Двойное толкование слова. Здесь используется способность некоторых слов (омонимов) иметь совершенно разные значения при одинаковом звучании и написании. Из украинского политического юмора:

    И приходит к нему эта, с косой.
    - Смерть, что ли?
    - Да нет, Тимошенко.


    Из детского юмора:

    Три теленка – сколько ног?
    -Сколько теленка ни три, ног больше не станет.


  9. Ирония. Прием, когда говорится противоположное тому, что имеется в виду. Труса называют храбрецом, лентяя трудоголиком и и.п. Есть и более сложные проявления иронии. Например:

    Как узнать, что адвокат врет?
    - У него губы шевелятся.


    Или

    Дипломат – это человек, который может послать вас по известному адресу таким образом, что вы с нетерпением будете ждать путешествия.


  10. Сравнение по случайному признаку. При использовании этого приема предметы или явления сравниваются по второстепенному или случайному признаку. Другой вариант: характеристика предмета по признаку, который не является определяющим.

    Закон как столб: переступить нельзя, а обойти можно.


    Я не люблю деньги, они загибаются на углах.


  11. Парадокс. Иногда незначительная переделка известного высказывания делает его парадоксальным, или противоречивым и нелогичным. Но тем не менее забавным и смешным.

    Ничего не делать – самый тяжкий труд.


    Лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему.


Самое главное в любой шутке заключается в том, что она должна быть произнесена к месту и ко времени. В противном случае она имеет все шансы превратиться в нелепость, которую никто не поймёт и тем более не оценит.

Статья подготовлена с использованием материалов книги Биллевича В.В. «Школа остроумия, или Как научиться шутить».