Наличие высшего образования у человека – сегодня норма и обязательное требования, без которого работодатель не станет рассматривать вашу кандидатуру на должность. Полученные в ВУЗе знания никто не проверяет, да и в реальность их практичного применения мало кто верит, но наличие корочки все же необходимо. Альтернативой длительного обучения является возможность купить диплом актуальной специальности.

Случаи, в которых надо покупать подтверждение наличия высшего образования

Большинство людей не верят в пользу дипломов, и думают, что они надо исключительно для галочки. Но в некоторых ситуациях он становится жизненно необходимым, например:

  • срочное предложение трудоустройства по интересной и перспективной специальности;
  • невозможность реального обучения из-за плотного рабочего графика или маленьких детей;
  • нежелание тратить время и деньги на настоящий документ, который можно получить за несколько дней.

Современные технологии открывают перед человеком новые возможности, и оригинальный документ становится доступным для приобретения, таким образом, экономя средства, силы и время для будущего владельца.

В чем выгода покупки документа

По сравнению с реальным обучением, простая покупка принесет больше пользы и выгоды, поскольку купить диплом в Москве – это:

  • экономия денег – цены на то, чтобы быть студентом столичного ВУЗа сегодня очень высоки, тогда зачем переплачивать;
  • Россия – страна больших возможностей и самых разных престижных ВУЗов: окончите любой из них за пару дней. Вчерашний школьник, а сегодняшний абитуриент обычно идет учиться туда, где проходит по баллам, ближе к дому и, где платить меньше. Но толку от такого диплома будет немного;
  • доступна любая квалификация всех годов выпуска;
  • рациональное использование времени, ведь это самое дорогое, что у нас есть. А растрачивать его в пустую на просиживание лекций, и переписывание конспектов приведет не к развитию, а, наоборот, к отставанию от темпов общества;
  • шанс построить успешную карьеру в г. Москва;
  • гарантия практичного применения: потребность изготавливать документ возникает, поскольку есть актуальная и интересная вакансия, и единственное препятствие – отсутствие официального подтверждения соответствия квалификации;
  • возможность получить уровень бакалавр, специалист и магистр за несколько дней;
  • приложение к документу с полным совпадением дисциплин оригинала и с высокими баллами;
  • соответствие требованиям рынка труда, поскольку при поступлении в университет, сложно предвидеть, какая профессия будет востребованной через 5 лет;
  • выделить себя среди конкурентов на должность поможет красный диплом.

Последние отзывы

Всё нормально, спасибо за диплом!

Хочу поблагодарить представителей Вашей компании за предоставленную возможность купить диплом о втором высшем образовании. Я начинала учиться в университете, но рождение второго ребенка вынудило меня оставить его. Сейчас у меня есть столь желанный диплом, когда малышка подрастет, я смогу устроиться на работу по любимой специальности. Спасибо большое!

Станислав

Простота покупки свидетельства меня просто покорила. Я думал, что придется долго и нудно заполнять документы, а оказалось, что на все про все нужно буквально пять минут. Это отлично проработанный и продуманный сайт, пользоваться им очень просто. Сейчас жду свое свидетельство с нетерпением.

Можно ли доверять подобным фирмам

Это главный вопрос, ведь на кону не только работа, а и репутация. Так что, выбирая компанию, которая выполнит печать диплома на заказ, проверяйте ее надежность и профессионализм. Важно не бросаться на копеечное предложение, которое приведет к слишком неудачной подделке. Лучше обратите внимание на компанию, которая выполнит печать недорого, доступного и конкурентного по сравнению с другими предложениями интернета.

При сотрудничестве с нами, клиенты получают следующие гарантии:

  • лучшая цена в городе, которая соответствует качеству;
  • признание подлинности по всей стране и за границей, ведь в его основе – государственный образец;
  • полное проведение студента по всем документам;
  • печать исключительно на оригинальном бланке Гознак;
  • не можете самостоятельно забрать вашу корочку, так сказать, побывать на «выпускном», – мы выполняем работу с доставкой по стране.

Если вы не решаетесь заказать диплом, поскольку опасаетесь обмана, то мы гарантируем выполнение работы без предоплаты: оплатите после того, как убедитесь, что вы получили официальный и настоящий документ.

Чем занимаются наши сотрудники

Многим студентам не хочется служить в армии. У вас есть возможность в 40 лет получить новую специальность без траты времени на обучение. Для решения всех вышеперечисленных вопросов можно у нас купить диплом или любой другой документ, который вы хотите. Получение документов осуществляется через государственные учреждения: ЗАГС, ВУЗ, военкомат. Мы поможем вам в покупке любого документа.

Что вам даст новый документ:

  • если вы потеряли диплом, то вы избежите возни с бумагами и сэкономите много времени;
  • вы можете заменить плохие оценки на желаемые баллы;
  • возможность получить трудоустройство в любимой фирме;
  • можно подтвердить высокий уровень квалификации и избежать увольнения;
  • возможность сменить специальность;получить учебную визу в другую страну;
  • отсрочка или освобождение от призыва в армию.

Вы можете у нас школьный аттестат, диплом об окончании средних и высших учебных заведений. И это – далеко не полный список. Есть в Москве много учебных заведений с военной кафедрой. А значит – у вас будет еще и воинское звание. Мы сделаем любую удобную для вас справку: больничный лист, справку из военкомата, посещение сессий института. У нас можно купить свидетельства о браке, рождении и смерти. Одним словом, сделаем для вас любой документ, востребованный на производстве.

Последние вопросы

Александра

Скажите, если я живу не в России и не в СНГ, могу ли я заказать у Вас диплом о высшем образовании? Мне нужен педагогический ВУЗ, преподавание русского языка и литературы. Я родом из Украины, диплом мне нужен местный. Можете ли Вы мне помочь в моей ситуации?

Да, мы можем сделать Вам нужный документ. Оставляйте заявку у менеджеров и не забудьте оставить координаты для связи – номер телефона или электронную почту. Мы свяжемся с Вами для уточнения Вашего заказа.

Как мне поступить, если в документе я обнаружу ошибки или опечатки?

Перед тем, как принимать и оплачивать готовый документ, Вам нужно его внимательно проверить. Если Вы обнаружите в нем недочеты, не берите его и не платите, просто отдайте курьеру или верните обратно нам на переделку. Естественно, что все расходы мы берем на себя. Чтобы такие ситуации никогда не возникали, мы делаем для наших клиентов макет будущего документа и отправляем им на согласование. Когда заказчик проверит все детали и подтвердит согласие, мы пошлем макет на выполнение. Также можно сделать фото или видеозапись документа под лучами ультрафиолетовой лампы. Это подтвердит высокое качество готового изделия.

Сможете ли Вы сделать для меня академическую справку?

Да, мы делаем разные виды справок, в том числе и академические. С типами документов и ценами на нашу работу Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе «Цены».

Мы хотим чтобы вы имели диплом

Наша компания даст вам такие преимущества:

вы сэкономите 5 лет обучения;

у нас есть бюджетные документы, которые выполняются на обычной бумаге;

вы можете приобрести дорогой вариант диплома, который вам нужен, но со всеми защитами. Тогда никто не отличит сертификат от оригинала;

доставка курьером или почтой РФ;

наши клиенты попадают в федеральный реестр сразу же после сделки с нами;

вся информация о вас конфиденциальна;

у нас оплата только после того, как соответствующая «корочка» в ваших руках.

Великая держава XXI века

Россия - один из лидеров в строительстве миропорядка XXI века, полноправный участник всех ведущих глобальных организаций. Как одна из ведущих экономик мира, она занимает видное положение в ВТО и ОЭСР. Статус России как стратегического союзника Евросоюза в обозримой перспективе может переформатироваться в постоянное членство. А с существенно изменившейся НАТО Россия успешно завершает переговоры о своем вступлении в альянс, что будет стимулировать его дальнейшую позитивную трансформацию. Уже созданная качественно новая договорная база партнерских отношений Россия - НАТО обусловила и значительные реформы ОБСЕ.

Россия активно продвигает на международной арене принцип взаимодополнения усилий для оптимизации коллективного потенциала решения общих проблем. Конкуренция в мире остается предельно острой, но она дополнилась новым измерением - конкуренцией способностей к конструктивному взаимодействию. Иначе говоря, задает тон в мировой политике тот, кто находит в конфликтных ситуациях взаимовыгодные компромиссы и развязки и убеждает остальных включиться в этот процесс. Именно победители в этой конкурентной борьбе являются лидерами XXI века. Складывающийся глобальный мир основан на кооперации и представляет своего рода сетевую структуру, чем традиционную и доминировавшую в прошлом систему блоков.

Осознание целесообразности такого подхода мировыми игроками особо проявилось еще в 2008 г. с образованием «двадцатки» для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса; постепенно сфера такой «кооперативной конкуренции» расширялась по двум направлениям. Первое из них - решение глобальных проблем, в первую очередь, экологических: именно в XXI веке человечество почувствовало, что природные ресурсы (включая и пресную воду) не безграничны, требуют бережного и ответственного управления и, а где возможно, воспроизводства. Второе направление сотрудничества - ответ на т.н. «нетрадиционные угрозы» - от сетевого международного терроризма (включая биотерроризм) и наркоторговли до неконтролируемой миграции, преодоления последствий стихийных бедствий и гуманитарных катастроф.

Основные цели внешней политики России постоянно ориентируются на формирование внешнего окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Ключевым условием достижения этой цели страна считает сохранение мира, мирное разрешение возникающих межгосударственных проблем и противоречий, недопущение конфронтации с какими бы то ни было крупными международными игроками при избегании односторонней зависимости от них. К числу приоритетных направлений внешней политики России по-прежнему относятся обеспечение безопасности, глобального признания нашей страны как одного из мировых лидеров, суверенитета, а также дальнейшая интеграция в мировую экономику.

В отношениях России с внешним миром актуальными остаются такие задачи для конструктивного взаимодействия как предсказуемость, максимально возможное правильное понимание интересов и намерений сторон, готовность и способность рационально и конструктивно вести диалог друг с другом.

Россия последовательно выступает за неукоснительное соблюдение международного права в международных отношениях, недопущение избирательного применения основополагающих международно-правовых норм.

Изменение видения глобального мира в российском политическом классе происходило постепенно. Не только в России, но и во всем мире, оставалось достаточно тех, кто не был способен мыслить категориями сотрудничества и ориентировался на архаичные категории господства и подчинения. Коренной перелом в эти настроения внесла реализация программы модернизации. Конфронтация и изоляционизм стали недопустимой роскошью, а потребности в обретении новых технологий и развитии внешнеэкономических связей заставили искать новые подходы и компромиссы, заимствовать и переносить на российскую почву практики управления экономикой, социальной сферой и урегулирования конфликтов в обществе. Как поиск ресурсов для модернизации, так и укрепляющееся сотрудничество с развитыми странами сделали одним из приоритетов внешней политики демилитаризацию международных отношений.

Быстрая, мощная внутренняя модернизация позволила России радикально сократить отставание от ведущих мировых держав по уровню состояния институтов, темпам развития и диверсификации экономики. Реальные успехи в преодолении кризиса без социальных потрясений и выходе из него на новый уровень социально-экономического развития на базе инноваций и высоких технологий, успешная борьба с коррупцией, развитие подлинных институтов демократии и гражданского общества, продвижение в решении демографических и экологических проблем, в возрождении Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, осуществление эффективной военной реформы и др. - все это было воспринято за рубежом как выраженная политическая воля России к модернизации и принесло стране не только уважение в мире, но и ощущение вступления в пространство общих ценностей. В этих условиях политические классы западных стран справились с собственными «ястребами» и прошли свою половину пути к налаживанию новых отношений с Россией. Особенно сложную конфигурацию борьба между «голубями» и «ястребами» и в России, и на Западе приобрела на этапе образования эффективного альянса России с НАТО - серьезный прорыв был достигнут благодаря успехам совместной миротворческой операции в одной из значимых стран третьего мира.

В результате Россия обрела на Западе образ страны, которую нужно уважать - как за военную и экономическую силу, так и за успешную модернизацию и конструктивный подход к кооперативному решению глобальных проблем. Это позволило решить задачу изменения отношения к России в мире, которая имела в большей степени морально-политический, нежели технологически-прикладной характер.

Россия связана с Европейским союзом статусом стратегического союзника на качественно новой правовой базе, на «большом договоре». Перспективы ее полного членства в ЕС прорабатываются, но при этом учитываются как создание в СНГ многосторонней зоны свободной торговли, так и позиция Евросоюза относительно соответствия своим стандартам других членов Содружества Независимых Государств, с которыми Россия взаимодействует в рамках общего рынка.

Этот союз основан на экономической взаимодополняемости, многовековом опыте торгово-экономических связей, единых социально-культурных корнях, общих цивилизационных подходах и ценностях, истории и видении будущего. Союз носит стратегический характер: он призван функционировать в качестве инструмента реализации глобальной ответственности России и Европы, предотвратить вероятное относительное ослабление их роли в мире, способствовать их ускоренному развитию, устойчивости к вызовам и угрозам будущего.

В основе создания стратегического союза России и ЕС стояло поэтапное формирование единого энергетического комплекса Европы, базирующегося на перекрестном владении хозяйствующими субъектами и на совместном управлении добычей и перераспределением газа и других энергоносителей. В едином европейском энергокомплексе и потребители, контролирующие источники, и производители, контролирующие распределение, имеют равный интерес в справедливой цене на энергию и ее рачительном использовании.

Наряду с "большим договором" вступило в силу новое соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки-2). Оно было недостаточно совершенно и еще находилось под давлением старых стереотипов конфронтации, но именно опыт взаимодействия, накопленный в ходе переговоров и его реализации, открыл путь к еще более качественным шагам по укреплению безопасности на евроатлантическом пространстве.

Основа союза - тесное взаимодействие и координация политики России и Евросоюза по важнейшим стратегическим вопросам, по большинству из которых интересы совпадают. Среди них: недопущение новой милитаризации европейской политики; изменение климата; предотвращение масштабных войн в условиях начавшегося быстрого передела мира; распространение оружия массового уничтожения; защита универсальной ценности международного права и институтов; приверженность к мирному урегулированию межгосударственных и внутренних конфликтов; поддержание стабильности в кризисных и неспокойных регионах мира.

Уже давно установлено единое гуманитарное пространство, включая безвизовое перемещение для всех европейцев. Россияне включены во все программы студенческих, научных и культурных обменов наравне с гражданами стран ЕС.

Россия и ЕС уверенно продвинулись к общему рынку, свободному передвижению товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, были устранены технические барьеры и иные препятствия нормативного характера. Создан общий рынок транспортных услуг, интегрированный в глобальную транспортную систему. Россия и ЕС совместно разрабатывают и обеспечивают продажи на мировом рынке технологий, продукции и услуг в наиболее передовых секторах экономики (авиация, космос, атомная энергетика, информационно-коммуникационные, нанотехнологии и др.).

Вместе Россия и Европейский союз смогли существенно снизить риски, порождаемые непредсказуемостью политики других существующих и возникающих крупных игроков.

Россия и США связаны отношениями стратегического партнерства. Эти отношения выстраивались постепенно - через совершенствование диалога, заключение договоренностей в области военно-стратегической стабильности на глобальном уровне, построения новой системы европейской безопасности, противостояния мировому терроризму и экстремизму. С российской стороны движущей силой были и потребности, порожденные задачей модернизации российской экономики на основе высоких технологий.

Началом сближения стали заключение нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и усилия по выходу из финансово-экономического кризиса. Вслед за этим Россия и США смогли совершить прорыв в развитии торгово-экономических и деловых связей - в обеих странах появились и активно заработали влиятельные группы экономических интересов, которым было выгодно сглаживание политических конфликтов между двумя государствами.

Следующим шагом в сближении России и США стали разработка совместных программ противоракетной обороны и выход на качественно новый уровень сотрудничества в дальнейшем укреплении международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Особенно важным стало сотрудничество на иранском и северокорейском направлениях. Далее, уже в форматах «восьмерки» и других ключевых форумов, велась совместная работа по укреплению ядерной безопасности в других проблемных странах и по противодействию негосударственным структурам, представляющим опасность с точки зрения использования ОМУ в террористических целях.

Сложнее было добиться понимания в вопросе о правилах взаимодействия на постсоветском пространстве. Отказ США (и их союзников по НАТО) от форсированного расширения блока на Восток и возобновление нормального диалога по теме демократии и прав человека - в пакете с подключением России к усилиям западной коалиции в Афганистане (без направления туда российских военных) позволили выстроить эти отношения.

Альянс России и США охватывает и многие другие сферы - совместные усилия по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поддержание стабильности в мусульманском мире и противодействие исходящим из него угрозам, взаимодействие в высокотехнологических областях (исследования в области высоких энергий и ядерной физики, нанотехнологий, ядерной энергетики, синтеза энергии, сейсмологические наблюдения, гидрометеорология). Активно сотрудничают исследовательские сети с участием высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и бизнеса.

Понятие «постсоветское пространство» осталось в далеком прошлом, но термин «ближнее зарубежье» по-прежнему широко употребляется. Сохраняется СНГ - в составе всех 12 бывших советских государств (Грузия вернулась в его состав) Но Содружество стало не «клубом глав государств», а сетевой, качественно новой и эффективной структурой по координации связей, поддерживать которые все государства считают выгодным и полезным.

Россия воспринимает «ближнее зарубежье» как общий для живущих в нем народов цивилизационный ареал и не отождествляет исторически обусловленные взаимовыгодные и привилегированные отношения с этими странами как «сферы влияния». Она внятно формулирует гарантии территориальной целостности, уважения независимости и суверенитета, мирного решения этнических конфликтов на пространстве СНГ, но действует преимущественно «мягкой силой» - успехи в модернизации дают к тому достаточные основания: Россия восстановило безусловное лидерство на рынках СНГ, стала сильным конкурентом других ведущих стран, а не преимущественно энергетическим донором, вернула и роль «цивилизационного центра», примера для подражания европейских и азиатских стран-членов СНГ.

Взаимодействие с постсоветскими странами строится на продвижении конкретных российских экономических, военных, демографических, гуманитарных интересов и соображений безопасности (охрана границ, борьба с организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом, нелегальной миграцией и пр.). В экономике модернизационного периода интеграционный потенциал, рынки стран СНГ сыграли исключительно важную роль. Центральным элементом экономических связей стала многосторонняя зона свободной торговли.

Существенным фактором отношений России со странами СНГ является сотрудничество в гуманитарной сфере, в первую очередь - в расширении русскоязычного пространства. Превращение России в лидера модернизации и инноваций вернуло русскому языку высокую популярность: на русском говорит подавляющее большинство городского населения в странах Центральной Азии и Закавказья. Во владении русским многие молодые люди в странах СНГ видят конкурентное преимущество в образовании и социальной карьере. Россия активно инвестирует в подготовку кадров для русскоязычных школ в странах СНГ и другие программы по распространению языка.

Кроме того, сферы сотрудничества включают также демографическую политику и общую службу найма рабочей силы. Разумеется, реализуются многие иные сетевые программы, охватывающие все пространство СНГ.

Наряду с СНГ, существуют и другие интеграционные институты, образующие частично пересекающие сообщества стран СНГ. Через их систему созданы стабильные и максимально благоприятные условия деятельности для российского бизнеса, обеспечено четкое соблюдение договоренностей по либерализации регионального торгово-экономического сотрудничества, сделан приоритет на осуществлении прежде всего долгосрочных совместных проектов.

Создан постоянный формат взаимодействия СНГ-ЕС, в рамках которого сформированы дееспособные механизмы многосторонней координации интеграционных процессов. Образованный Совет партнерства СНГ-ЕС принимает решения о дальнейшей гармонизации экономического законодательства в формирующейся между ЕС и странами Содружества системе отношений свободной торговли с перспективой заключения общего соглашения по типу Европейского экономического пространства, объединяющего ЕС с Норвегией, Исландией и Лихтенштейном.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) сохранила свою жизнеспособность, но ее миссия несколько трансформировалась. В первую очередь она занимается борьбой с терроризмом, религиозным экстремизмом (в Центральной Азии), наркотрафиком, а также служит для защиты от новых угроз и развития военно-технического сотрудничества. В этом качестве ОДКБ эффективно и тесно сотрудничает с ключевыми международными организациями.

Смещение центра тяжести глобального экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и стремительное возвышение Китая изменили привычную систему международной безопасности, сконструированную на трансатлантической проблематике. Тихий океан постепенно превращается в «Средиземное море» XXI века. В АТР выстраивается новая модель отношений с элементами сотрудничества и соперничества, прежде в четырехугольнике США - Япония - Россия - Китай. Именно диалог между этими четырьмя странами по проблемам тихоокеанской и глобальной безопасности определяет основные контуры взаимодействия в регионе и дополняет общеевропейскую архитектуру безопасности.

Укреплению позиций России в регионе способствовал целый ряд факторов, в первую очередь - успехи модернизации и создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке зон инновационного развития. Одним из инструментов продвижения российских интересов в регионе стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - как первая площадка согласования российско-китайских интересов и подходов, особенно в Центральной Азии, в рамках международной организации, в которую не входят страны Запада. Посредством ШОС стало налаживаться многостороннее экономическое сотрудничество: возросший динамизм российской экономики и реформы экономического взаимодействия в СНГ побудили Китай и страны Центральной Азии изменить повестку дня ШОС.

На конечный результат существенное влияние оказали также явления культурного порядка. Возглавляемая Америкой коалиция в массе своей воспринимала в качестве положительных многие атрибуты американской политической и социальной культуры. Два наиболее важных союзника Америки на западной и восточной периферии Евразийского континента - Германия и Япония - восстановили свои экономики в контексте почти необузданного восхищения всем американским. Америка широко воспринималась как представитель будущего, как общество, заслуживающее восхищения и достойное подражания.

И наоборот, Россия в культурном отношении вызывала презрение со стороны большинства своих вассалов в Центральной Европе и еще большее презрение со стороны своего главного и все более несговорчивого восточного союзника - Китая. Для представителей Центральной Европы российское господство означало изоляцию от того, что они считали своим домом с точки зрения философии и культуры: от Западной Европы и ее христианских религиозных традиций. Хуже того, это означало господство народа, который жители Центральной Европы, часто несправедливо, считали ниже себя в культурном развитии.

Китайцы, для которых слово «Россия» означало «голодная земля», выказывали еще более открытое презрение. Хотя первоначально китайцы лишь тихо оспаривали притязания Москвы на универсальность советской модели, в течение десятилетия, последовавшего за китайской коммунистической революцией, они поднялись на уровень настойчивого вызова идеологическому главенству Москвы и даже начали открыто демонстрировать свое традиционное презрение к северным соседям-варварам.

Наконец, внутри самого Советского Союза 50% его населения, не принадлежавшего к русской нации, также отвергало господство Москвы. Постепенное политическое пробуждение нерусского населения означало, что украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы стали считать советскую власть формой чуждого имперского господства со стороны народа, который они не считали выше себя в культурном отношении. В Средней Азии национальные устремления, возможно, были слабее, но там настроения народов разжигались постепенно возрастающим осознанием принадлежности к исламскому миру, что подкреплялось сведениями об осуществлявшейся повсюду деколонизации.

Подобно столь многим империям, существовавшим ранее, Советский Союз в конечном счете взорвался изнутри и раскололся на части, став жертвой не столько прямого военного поражения, сколько процесса дезинтеграции, ускоренного экономическими и социальными проблемами. Его судьба стала подтверждением меткого замечания ученого о том, что «империи являются в основе своей нестабильными, потому что подчиненные элементы почти всегда предпочитают большую степень автономии, и контр-элиты в таких элементах почти всегда при возникновении возможности предпринимают шаги для достижения большей автономии. В этом смысле империи не рушатся; они скорее разрушаются на части, обычно очень медленно, хотя иногда и необыкновенно быстро».

Первая мировая держава

В результате краха соперника Соединенные Штаты оказались в уникальном положении. Они стали первой и единственной действительно мировой державой. И все же глобальное господство Америки в некотором отношении напоминает прежние империи, несмотря на их более ограниченный, региональный масштаб. Эти империи опирались в своем могуществе на иерархию вассальных, зависимых государств, протекторатов и колоний, и всех тех, кто не входил в империю, обычно рассматривали как варваров. В какой-то степени эта анахроничная терминология не является такой уж неподходящей для ряда государств, в настоящее время находящихся под влиянием Америки. Как и в прошлом, применение Америкой «имперской» власти в значительной мере является результатом превосходящей организации, способности быстро мобилизовать огромные экономические и технологические ресурсы в военных целях, неявной, но значительной культурной притягательности американского образа жизни, динамизма и прирожденного духа соперничества американской социальной и политической элиты.

Прежним империям также были свойственны эти качества. Первым приходит на память Рим. Римская империя была создана в течение двух с половиной столетий путем постоянной территориальной экспансии вначале в северном, а затем и в западном и юго-восточном направлениях, а также путем установления эффективного морского контроля над всей береговой линией Средиземного моря. В географическом отношении она достигла своего максимального развития приблизительно в 211 году н.э. (см. карту II). Римская империя представляла собой централизованное государство с единой самостоятельной экономикой. Ее имперская власть осуществлялась осмотрительно и целенаправленно посредством сложной политической и экономической структуры. Стратегически задуманная система дорог и морских путей, которые брали начало в столице, обеспечивала возможность быстрой перегруппировки и концентрации (в случае серьезной угрозы безопасности) римских легионов, базировавшихся в различных вассальных государствах и подчиненных провинциях.

Во времена расцвета империи римские легионы, развернутые за границей, насчитывали не менее 300 тыс. человек: это была огромная сила, становившаяся еще более смертоносной благодаря превосходству римлян в тактике и вооружениях, а также благодаря способности центра обеспечить относительно быструю перегруппировку сил. (Удивительно, что в 1996 г. гораздо более густонаселенная сверхдержава Америка защищала внешние границы своих владений, разместив за границей 296 тыс. солдат-профессионалов.)

Римская империя во времена своего расцвета

Карта II

Имперская власть Рима, однако, также опиралась на важную психологическую реальность. Слова «Civis Romanus sum» («Я есть римский гражданин») были наивысшей самооценкой, источником гордости и тем, к чему стремились многие. Высокий статус римского гражданина, в итоге предоставлявшийся и лицам неримского происхождения, был выражением культурного превосходства, которое оправдывало чувство «особой миссии» империи. Эта реальность не только узаконивала римское правление, но и склоняла тех, кто подчинялся Риму, к ассимиляции и включению в имперскую структуру. Таким образом культурное превосходство, которое воспринималось правителями как нечто само собой разумеющееся и которое признавалось порабощенными, укрепляло имперскую власть.

Эта высшая и в значительной степени неоспаривавшаяся имперская власть просуществовала около трех столетий. За исключением вызова, брошенного на определенном этапе соседним Карфагеном и на восточных границах Парфянской империей, внешний мир, в основном варварский, плохо организованный и в культурном отношении явно уступающий Риму, большей частью был способен лишь к отдельным нападениям. До тех пор пока империя могла поддерживать внутреннюю жизнеспособность и единство, внешний мир не мог с ней конкурировать.

Три основные причины привели в конечном счете к краху Римской империи. Во-первых, империя стала слишком большой для управления из единого центра, однако ее раздел на Западную и Восточную автоматически уничтожил монополистический характер ее власти. Во-вторых, продолжительный период имперского высокомерия породил культурный гедонизм, который постепенно подорвал стремление политической элиты к величию. В-третьих, длительная инфляция также подорвала способность системы поддерживать себя без принесения социальных жертв, к которым граждане больше не были готовы. Культурная деградация, политический раздел и финансовая инфляция в совокупности сделали Рим уязвимым даже для варваров из прилегающих к границам империи районов.

По современным стандартам Рим не был действительно мировой державой, он был державой региональной. Но учитывая существовавшую в то время изолированность континентов, при отсутствии непосредственных или хотя бы отдаленных соперников, его региональная власть была полной. Таким образом, Римская империя была сама по себе целым миром, ее превосходящая политическая организация и культура сделали ее предшественницей более поздних имперских систем, еще более грандиозных по географическим масштабам.

fritzmorgen — 28.02.2014

Сейчас на планете существуют четыре потенциальные сверхдержавы: Россия, Китай, Евросоюз и США. При этом Россия и Китай находятся на подъёме, а Евросоюз и США, наоборот, балансируют на грани тяжелейшего кризиса.

Давайте посмотрим на главные силы нашего мира подробнее. Если захотите внести в статью дополнения и уточнения, делайте это прямо на Руксперте:

Мировые державы - это сильнейшие в геополитическом отношении страны, которые в состоянии оказывать существенное влияние на политику всего мира или отдельных крупных регионов.

Сверхдержава

Сверхдержава - государство с колоссальным геополитическим и военным превосходством над большинством других государств. Термин возник в 1944 году. Согласно официальной западной историографии, сверхдержавы появились по итогам Второй Мировой - и их было всего три: США, Советский Союз и Великобритания. В 1947 году Великобритания потеряла Индию и Пакистан, в 1948 году - Мьянму и Шри-Ланка, в 1957 году - Малайзию. Проект Pax Britannica разрушился окончательно. Фактически Великобритания утратила свой сверхдержавный статус в 1957 году (хотя экономический неоколониализм продолжает процветать). Подобный взгляд на термин «сверхдержава» во многом разделялся и в СССР и в большинстве других стран мира. (ссылка).

С распадом СССР в 1991 году США остались на какое-то время единственной сверхдержавой - для описания этого состояния был даже придуман термин «гипердержава». Однако за последующие два десятилетия США отчасти растеряли свой политический вес, отчасти были потеснены быстро растущим Китаем, возрождающейся Россией, а также другими кандидатами на сверхдержавный статус (в первую очередь, Европейским Союзом).

Впрочем, часто высказываются мнения, что явление «сверхдержавности» вообще ушло в прошлое и в современном сравнительно открытом и всё более экономически и культурно взаимосвязанном мире настоящих сверхдержав образца XX века больше нет. Поэтому наиболее корректным представляется считать сильнейшие страны современности лишь потенциальными сверхдержавами, так как общего консенсуса о текущем составе сверхдержав нет.

Довольно часто термин «сверхдержава» применяют к историческим эпохам до 1944 года, что в отдельных случаях может быть не лишено смысла. Однако, вообще говоря, предположения на тему того, кого считать сверхдержавами до Второй Мировой войны и кого считать сверхдержавами в наше время - всегда достаточно спорны.

Великая держава

Великая держава - это страна, которая в состоянии оказывать существенное влияние на политику всего мира или большинства его крупных регионов, однако слабее сверхдержавы, и для достижения своих целей, вынуждена, как правило, вступать в союз с другими великими и региональными державами.

Термин «великая держава» появился в эпоху после окончания наполеоновских войн (1833 г.). Вхождение в клуб великих держав определялось по факту успешного участия в колониальном переделе мира и перекройке границ Европы - в ключевых войнах и на дипломатических конгрессах. Изначально, по итогам Венского конгресса 1815 года список великих держав включал в себя Россию, Францию, Пруссию, Великобританию и Австрийскую империю.(ссылка) С тех пор и до сегодняшнего дня, за возможным исключением первого десятилетия после революции 1917 года, Россия входит в число великих держав.

На данный момент к великим державам по факту относятся Китай, Россия и США - они же являются потенциальными сверхдержавами и полюсами силы сегодняшнего мира. Кроме того, к великим державам в наше время, как правило, относят Францию и Великобританию, так как они сохранили относительно дееспособный военный флот и оказывают существенное влияние на дела многих своих бывших колоний по всему миру. Однако относительно невысокая численность населения этих стран не позволяет им претендовать на более серьёзное лидерство. Одним из наиболее распространенных критериев великодержавного статуса в современном мире является постоянное участие в Совете безопасности ООН и обладание правом вето. В состав постоянных членов Совбеза ООН входят Великобритания, Китай, Россия, США и Франция.

Также характерной чертой великих держав является то, что если в состав какого-либо союза входит только одна великая держава, то сам союз в глазах остального мира фактически становится инструментом распространения большей частью именно её влияния.

Надо отметить, что ещё до «официальной» эпохи великих держав на планете существовали мировые морские колониальные империи и просто региональные империи, редко перерастающие в континентальные. Поэтому для ситуации конца XV - конца XVIII веков не лишено смысла применение термина «великая держава» к Испании, Португалии и Голландии (все они фактически потеряли этот статус в эпоху наполеоновских войн или несколько ранее), а также к Франции и Великобритании. Из исторических континентальных держав наиболее близки к статусу великой державы Монгольская империя в XIII веке и Российская империя в XVIII веке.

Региональная держава

Региональная держава - это страна, которая обладает сравнительным превосходством над большинством других стран в определённом макрорегионе мира, но при этом не является достаточно сильной, чтобы иметь возможность оказывать существенное влияние на политику в других макрорегионах мира.

Признаки великих держав

Узнать на какой уровень державности «тянет» та или иная страна можно довольно легко по следующим признакам.

Для великой державы характерны:
* Глобальные амбиции.

* Достаточно сильные для подкрепления таких амбиций перед всем миром, то есть многочисленные, хорошо оснащённые и подготовленные, армия и флот. Наличие эффективных средств для уничтожения авианосцев.
* Океанский флот и другие средства приложения своей силы в любой точке планеты.
* Ядерное оружия и средства его доставки на межконтинентальные (более 8000 км) расстояния, а также атомные подводные лодки.
* Независимый доступ в космос и собственные средств космической связи, разведки и навигации.
* Соответствующие средства информационной безопасности (собственные глобальные информационные каналы и т. д.).

Обычно результатом вышеперечисленного является постоянное членство в Совете безопасности ООН и лидерство в крупных региональных союзах. В настоящий момент все эти параметры достижимы только при численности населения примерно от 60 млн граждан или подданных, причем только наличие более 100 млн населения позволяет реализовать эти параметры настолько полно, что о стране можно говорить как о потенциальной сверхдержаве.

Для региональной державы характерны:
* Региональные амбиции.
* Устойчивая внутриполитическая и, что обычно взаимосвязано, финансовая ситуация внутри страны.
* Достаточно сильные для подкрепления таких амбиций перед соседями армия и флот.
* Ядерное оружие в ограниченных количествах для ограничения вмешательства великих держав в местные дела.
* Соответствующие средства информационной безопасности (собственные региональные информационные каналы и т. д.).
В настоящий момент все эти параметры одновременно достижимы только при численности населения примерно от 20 млн граждан или подданных. Часто являются лидерами небольших региональных союзов.

Потенциальные сверхдержавы

Если это надгосударственное образование станет больше напоминать единое государство, то в будущем оно может стать явной потенциальной сверхдержавой из-за высокого технологического уровня, высокой численности населения и влияния отдельных его членов в мире. Однако в нынешнем его составе такое вряд ли случится: во многом из-за позиции Великобритании, которая по ключевым вопросам безопасности связана с США гораздо сильнее, чем со странами Евросоюза, а также из-за больших амбиций других членов союза (в частности, Польши), которые с неохотой идут на уменьшение суверенитета.

Китай
Континентальный Китай обладает внушительным запасом ядерных боеголовок (несколько сотен) и средств доставки. Численность населения - 1 349 млн жителей. Каждый пятый житель Земли является китайцем. Обладает собственным цивилизационным проектом, который провозглашает как «социализм с китайской спецификой». Также имеет и реализует глобальный цивилизационный проект - теорию гармоничного мира. Начиная с XX века, находится под неограниченным управлением коммунистической партии. Претендует на лидерство во всем тихоокеанском регионе, также имеет серьезнейшие планы на Арктику и на часть Антарктики. Активно разворачивает на орбите «Бэйдоу», свою собственную систему спутниковой навигации. Армия Китая занимает третье место в рейтинге сильнейших армий мира. Несколько раз воевал в Гималаях с Индией, каждый раз побеждал Индию.

Россия сегодня обладает крупным ядерным арсеналом, включая перспективные мобильные комплексы «Тополь-М» и «Ярс РС-24». Население РФ составляет 143 млн человек. В отличие от большинства стран, являющихся обычными национальными государствами, Россия претендует на альтернативную цивилизацию и обладает альтернативной концепцией глобализации.

Смысл и цель современного путинского российского проекта - добиться абсолютного суверенитета, отказаться от европоцентризма и перейти к евразийству, установить власть на значительной части Евразии, вложить большие средства в развитие и заселение своих субарктических территорий, Средней Азии и Дальнего Востока и превратиться из национального государства и союза наций в цивилизационное образование, которое способно отстаивать свои интересы в любой точке планеты, будь то Антарктика или Арктика, а в конечном счете - предложить миру альтернативный путь развития (бескризисный) и свою концепцию глобализации (русскую).

В XX веке Россия получила колоссальный опыт выстраивания систем глобального политического, экономического и военного противостояния. Усилиями СССР и России создана и развернута известная во всем мире спутниковая система навигации - ГЛОНАСС, чипами которой снабжены уже многие современные компьютеры и телефоны под управлением всех операционных систем. Армия России заслуженно занимает второе место по силе в мире .

Является лидером союзов: Содружество независимых государств, Таможенный союз, Организация Договора о коллективной безопасности.

В данный момент США обладают большим ядерным арсеналом, включая самые совершенные и быстрые ракеты в мире LGM-30G Minuteman-III (скорость достигает 24 000 км/ч), сверхточные ракеты Trident II D5 и сверхтехнологичные MX (LGM-118А) Peacekeeper. Численность населения Соединенных Штатов - 320 млн человек (3-е место на планете). Реализация военных и политических амбиций США осуществляется сейчас в любой точке планеты. США обладают самой популярной спутниковой системой навигации в мире - GPS. Армия США в последние десятилетия по праву занимает первое место в рейтингах сильнейших армий мира. США лидируют в области гиперзвуковых технологий и провозглашают идею молниеносного безъядерного глобального удара.

Является лидером союзов: Организация американских государств, НАТО.

Великобритания обладает ядерным оружием (но только морского базирования). Численность населения королевства - 63 млн подданных. Является носителем собственной концепции глобализации (западной) и одним из источников распространения западных ценностей. Не имеет личной системы спутниковой навигации, а только участвует в создании общеевропейской системы Galileo. Не производит запуски космических аппаратов. Армия Соединенного Королевства занимает пятое место в рейтинге сильнейших армий мира, но самостоятельности не имеет. Военные операции проводит только в составе НАТО.

Французская Республика обладает огромным по европейским меркам ядерным арсеналом. Французские физики-ядерщики сегодня ценятся во всем мире на вес золота. Численность населения республики - 65 млн граждан. Является классическим носителем западных демократических ценностей, активно открывает и продвигает центры по изучению французского языка во многих государствах, но глобальных амбиций не имеет и в определенной мере подчиняется Соединенным Штатам Америки. Принимает вялотекущее участие в разработке европейской глобальной системы спутниковой навигации Galileo. Обладает сильной армией (6-е место в рейтинге) и Французским Иностранным легионом, вступление в который дает право любому иностранцу через определенное количество отслуженных лет стать гражданином Франции и получить квартиру.

Потенциальные великие державы

Бразилия

Пятое по площади и по численности населения государство в мире. Население размером более чем в 200 млн человек продолжает расти, страна обладает крупными запасами природных ресурсов и является "сельскохозяйственной державой" (Бразилия в больших количествах экспортирует не только кофе, но и сою, сахар, мясо и многие другие продукты). Бразилия - крупнейшая страна и крупнейшая экономика в Латинской Америке - претендует на лидерство в регионе (по крайней мере, в Южной Америке), чему несколько мешает тот факт, что бразильцы говорят на португальском языке, тогда как большинство остальных латиноамериканцев - на испанском. Страна имеет собственную космическую программу и космодромы, а также собственное производство авиалайнеров. Не имеет, однако, ни существенного военно-промышленного комплекса, ни тем более ядерного оружия. Океанский флот в основном представлен старыми кораблями, перекупленными из других флотов, а армия не представляет из себя ничего выдающегося для столь населённой и крупной страны.

У Бразилии практически нет "великодержавного" опыта (хотя какое-то время она была Бразильской Империей). С другой стороны, имидж Бразилии в других странах мира достаточно позитивен благодаря яркой культуре и достижениям в футболе - наиболее популярном виде спорта в мире (ЧМ-2014 по футболу и Летняя Олимпиада-2016 пройдут в Бразилии). Кроме того, Бразилия демонстрирует миру довольно успешную модель нации, в которой относительно мирно сосуществуют представители разных рас. При этом в стране серьезными проблемами остаются высокая преступность, бедность и социальное расслоение.

Входит в южноамериканские организации Меркосур и Союз южноамериканских наций, а также является одной из стран БРИКС. С членством в последней организации чаще всего связывают экономические и политические амбиции Бразилии.

Фактический лидер Европейского союза. Не имея ядерного оружия и мощного флота, а также находясь под заметным влиянием США, тем не менее тратит значительные средства на армию. Активно вмешивается в европейскую политику.

Индия

Индия обладает ядерным оружием и межконтинентальными баллистическими ракетами. Численность населения Индии - 1 220 млн человек. Не претендует на Индийский океан и на Арктику (в отличие от Китая), не обладает глобальными амбициями и старается держаться подальше от войн, хаоса и революций, включая ближневосточные. Не планирует разрабатывать глобальную спутниковую систему навигации, но сейчас разрабатывает региональную - IRNSS. Система будет обеспечивать только покрытие самой Индии. Индийская армия занимает 4-е место в рейтинге, что впечатляет. Имеет полярную станцию в Антарктиде.

Иран

В данный момент Иран не обладает ядерным оружием. В 2013 году он даже отказался от таких планов. Численность населения Ирана - 79 млн жителей. Является главным распространителем сразу двух глобальных проектов - шиитской дуги и исламско-теократического проекта. В отличие от большинства исламских государств, где главой является либо монарх, либо президент, в Иране главой является имам. В 1989 году высший руководитель Ирана Рухолла Мусави Хомейни обратился к Горбачеву с предложением перестраивать СССР и строить там исламское государство. Иран не планирует разрабатывать свой аналог ГЛОНАСС. Обладает сильной армией (16-е место в рейтинге) и Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР).

Пакистан обладает большим количеством ядерных боеголовок. Средства доставки - ракеты и авиация. Давно уже ведет разработку ракетных подводных лодок стратегического назначения. Ядерный арсенал Пакистана признан самым быстрорастущим в мире. Численность населения - 190 млн граждан. Пакистан собирается увеличить площадь своей территории за счет Кашмира, но участвовать в глобальных проектах типа Всемирного Халифата не планирует. Использует свои ракеты для запуска спутников, обладает собственной космической программой , но разработать глобальный аналог ГЛОНАСС не в силах. Имеет полярную станцию в Антарктиде. Обладает полуторамиллионной армией (12-е место в рейтинге). Тратит непосильные деньги на армию и ВПК несмотря на то, что население питается манго и пшеницей.

Япония

Находящаяся под большим влиянием США страна имеет территориальные споры практически со всеми соседями, а также развитый военно-промышленный комплекс, мощные армию и флот. Не устанавливает своих зон влияния в регионе, по-видимому, только по той причине, что он прочно поделен между еще более мощными державами. Население 127 млн человек. Япония имеет полярную станцию в Антарктиде.

Региональные державы

Израиль

Обладает ядерным оружием, хотя официально этого и не признаёт. Население - 8 млн граждан. Находится на Ближнем Востоке, окружен враждебно настроенными к нему государствами. Вопреки мнениям конспирологов, параноиков и кухонных националистов, не обладает глобальными амбициями по реализации глобального рептильного сионистского заговора (ZOG). Не имеет планов по созданию глобальной спутниковой системы навигации. Обладает сильной и хорошо обученной армией с большим боевым опытом (13-е место в рейтинге).

Испания

Не очень богатое южноевропейское государство, претендующее, тем не менее на значительную роль в делах Латинской Америки и северо-западной части Африки. Свои амбиции подкрепляет наличием в составе флота универсальных десантных кораблей.

Италия

Южноевропейское государство с мощным военно-промышленным комплексом. С самого своего создания проявляет значительные амбиции в Средиземноморском регионе. Наряду с Францией и Великобританией принимала активное участие в войне в Ливии.

Канада

Канада - сырьевой придаток Соединенных Штатов Америки, не обладающий ядерным оружием. Определенную власть в Канаде имеет сейчас британская королева. Численность населения Канады - 34 млн человек. Канада является членом NATO и не обладает ни глобальными, ни региональными амбициями. Использует GPS и не планирует разрабатывать свою систему спутниковой навигации. Несмотря на это, армия Канады входит в число двадцати самых сильных армией мира (19-е место).

КНДР

Северная Корея - самое нищее государство в этом перечне. Обладает ядерным оружием и средствами доставки, способно уничтожить несколько соседских городов. Тем не менее, США серьёзно не угрожает, так как межконтинентальные баллистические ракеты в стране ещё не созданы. Численность населения - 24 млн человек. Значительная часть из них являются военными. Непонятным образом сочетает в себе красный революционный коммунизм и престолонаследование. Обладает собственной корейской идеологией - чучхе, но, несмотря на это, глобальными амбициями КНДР обделена, спутниковые технологии имеет в зачаточном состоянии. Обладает средней по боеспособности армией (29-е место в мире).

Республика Корея

Несмотря на значительную зависимость от США, страна пытается вести собственный политический курс, в частности, глубоко сотрудничая с Россией, где, например, уже созданы и успешно работают научные подразделения фирмы Samsung. Обладает серьезной промышленной и научной базой, в том числе и в оборонных технологиях. Является фактически мировым лидером в гражданском судостроении и имеет собственный космодром. Серьёзному региональному влиянию препятствует только соседство столь же или более сильных стран.

Может выйти на качественно более высокий уровень в случае воссоединения Северной и Южной Кореи в одну страну.

Саудовская Аравия

Претендующее на лидерство в регионе королевство не только достаточно богато, но и имеет оборонный бюджет сопоставимый по размерам с таковым у великих держав. Является лидером организации «Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива», включающую военный союз «Щит полуострова». Не обладает ядерным оружием, но является энергетической державой. Королевство Саудовская Аравия - лидер всего исламского мира планеты, хранительница двух главных мусульманских святынь. Вооружает сирийских боевиков, продвигает ваххабитскую форму ислама за рубежом, включая российские регионы. КСА принимала активное участие в уничтожении светских исламских режимов в регионе.

Королевство финансировало террористов Чечни и до сих пор финансирует террор против РФ. Предпринимает усилия для распространения по миру своего цивилизационного проекта на основе ваххабизма. Стремится построить Халифат. Успешно конкурирует с враждебным шиитским Ираном. Обладает сильными танками. Постепенно развивает свою науку и наукоемкие технологии.

Турция

Страна не скрывает претензий на господство на Ближнем Востоке и Балканах, а также в исламском и, прежде всего, тюркоязычном мире. Имеет мощную армию с небольшим оборонно-промышленным комплексом. Контролирует стратегические Черноморские проливы. Активно вмешивается в международные конфликты на Кавказе и в Сирии.

Швеция

Нейтральное государство с достаточно мощным военно-промышленным комплексом, производящим истребители и подводные лодки. Достаточно активно вмешивается в международную политику в Европе и Арктике. Является лидером Северного совета.

Является одним из центров распространения современной западной идеологии толерантности .

Южно-Африканская Республика

Отказавшееся в результате фактически местной революции под международным нажимом от ядерной программы государство, тем не менее, остаётся явным региональным лидером. Фактически, единственная из стран Африки создаёт собственную военную технику. Является лидером Южноафриканского таможенного союза.

Претенденты на статус региональных держав

В некоторых случаях слабые, но богатые или очень заражённые какой-то идеей страны пытаются оказывать влияние на политику в регионе и мире. В истории существовали примеры, когда им это удавалось достаточно успешно (Венеция), однако в настоящее время успехи такого рода стран всегда поддерживается кем-то маячащим за спиной. В противном случае их попытки надуть щёки остаются бесплодными. Также сюда следует отнести страны на данный момент находящиеся в положении, не позволяющем реализовать свой потенциал.

Египет

Египет - государство с самым большим количеством арабов в мире, контролирующее стратегический Суэцкий канал. Численность населения Египта составляет 85 млн человек (из них 90 % - арабы). Египет не обладает ядерным оружием. В данный момент является нестабильным государством, которое активно противодействует своей хаотизации и не стремится участвовать в создании Всемирного Халифата. Не имеет планов по разработке спутниковой системы навигации. Обладает сильной армией (14-е место в рейтинге). Военные в данный момент имеют большую власть в государстве, однако последствия цветной революции не позволяют в данный момент говорить о каком-либо серьёзном влиянии Египта на мировую политику.

Катар

Богатое королевство на Аравийском полуострове. Принимает активное участие в продвижении ваххабизма в мире, чего бы никогда не осмелилось делать не находясь под защитой Саудовской Аравии и, отчасти, США.

Норвегия

Норвегия - богатое европейское королевство, проявляющее интерес в основном только к разделу Арктики и Антарктики. Богатство во многом обусловлено наличием значительных запасов углеводородов и низкой численностью населения - всего лишь 5 млн человек. Ядерным оружием Норвегия не обладает. Пытается заполучить очень большую часть территории Арктики, но глобальных амбиций не имеет и цивилизационных проектов не несет. Норвегия активно участвует в разработке спутниковой системы навигации Galileo. Обладает весьма посредственной армией (42-е место в рейтинге).

Польша

Пытается активно вмешиваться во всё, до чего может дотянуться благодаря непомерным амбициям местных политиков (примеры: блокирование принятия Европйской конституции, внутренняя политика на Украине). Имеет станцию в Антарктиде. При этом реальной силы практически не представляет. Имеет некоторое количество оборонных предприятий.

Таиланд

В недавнем времени был серьезной региональной державой с мощными армией и флотом. Однако страна серьёзно пострадала в ходе проамерикаанской цветной революции. В настоящий момент страна находится на грани сползания в хаос, вследствие чего практически утратила политический и экономический вес.

Украина

Ведёт себя аналогично Польше, активно демонстрируя большие амбиции при отсутствии каких бы то ни было ресурсов для их реализации. Типичные примеры: открытие небольшой станции в Антарктиде (специально подаренной Великобританией), предоставление Грузии во время войны 2008 года средств ПВО вместе с экипажами. Имеет некоторое количество доставшихся в наследство от СССР оборонных предприятий и ракетные технологии.

В настоящее время находится на пороге полномасштабной гражданской войны и полностью занята своими внутренними проблемами.

PS . В статье на Руксперте есть сравнительная таблица мировых держав по размеру ВВП, ядерному оружию, военным расходам и прочим важным показателям.

Самым дискуссионным в рассматриваемом контексте является вопрос о том, остается ли Россия после распада СССР великой державой, способной конкурировать на мировой арене на равных с другими великими державами. Разумеется, всякие причитания и заклинания о величии нации и государства, характерные в последние годы для нашей публицистики, да и научной литературы, в принципе не прибавляют ни величия, ни престижа. Здесь уместно вспомнить слова Т.Манна, который как-то сказал: «несчастна страна, которая нуждается в героях». Перефразируя этот тезис, можно было бы сказать: несчастен народ, который на всех углах кричит о своем величии.

Но все же для ущемленного, задетого в своем чувстве национальной гордости народа озабоченность своим местом в сообществе стран и народов неизбежна и естественна. В этом плане, как мне представляется, не по правилам играют те западные аналитики, которые не прочь (причем нередко и не к месту) поиронизировать относительно такой озабоченности россиян. Однако нельзя забывать, что это удел любой имперской державы, пережившей поражение и унижение национального достоинства (неважно, реальное или воображаемое).

Вспомним в этой связи Америку середины 70-х–начала 80-х годов. Оказавшись в тисках так называемого вьетнамского синдрома и испытывая чувства оскорбленного национального достоинства в свете известных иранских событий, она жаждала хотя бы самой маленькой победы на международной арене. Тогда, как нельзя кстати, подвернулась крохотная Гренада - островок в Карибском море, образно говоря, размером с аэропорт «Дж.Ф.К.» (имени Кеннеди). Ведь ее захват американскими войсками выдавался официальными лицами и средствами массовой информации США как впечатляющая победа американского оружия над силами мирового зла, будто угрожавшими чуть ли не самому существованию Америки. Или вспомним, как после сокрушительного поражения полумиллионной американской армии в джунглях Юго-Восточной Азии разномастные Рэмбо в различных ипостасях одерживали одну победу за другой над вьетнамцами... на кино- и телеэкранах.

Вместе с тем нельзя забывать, что народ, который одержим гордыней за свое величие и воображаемое превосходство над другими народами, равно как и народ, который ожесточен и озлоблен из-за унижения национального достоинства, не способен верно оценить свое реальное положение в мире, свои истинные интересы, цели, миссию. В.Соловьев не случайно подчеркивал, что историческому народу, если он хочет жить полной национальной жизнью, необходимо перерасти самого себя, «уйти в интересы сверхнациональные, в жизнь всемирно-историческую», ибо любование самим собою, самоугождение и самопоклонение способствуют не укреплению народного духа, а наоборот, его ослаблению и разложению.

Подлинную национальную идею нельзя смешивать с ее национал-шовинистической, великодержавой профанацией. Национальная идея заключает высший смысл существования и предназначение данного народа. Она утверждается и легитимизирует себя не через отрицание или развенчание культур или идеалов других народов, а через устремленность на созидание, творческое освоение всего жизнеспособного и позитивного из наследия этих народов.

Эти предостережения не потеряли свою актуальность и в наши дни, особенно в свете того, что некоторые современные авторы в поисках оригинальных путей социального и политического переустройства России не прочь чрезмерно преувеличивать фактор ее самобытности и особого пути развития. Более того, многие наши публицисты так называемого патриотического направления взяли в качестве руководства к действию мысль Ф.М.Достоевского, который усматривал миссию России в том, чтобы спасти и обновить Европу. Большинство из них склонны предлагать различные варианты проектов, выдвигавшихся в 20–30-х годах представителями евразийства.

Нет сомнений, что Россия может сохранить свое величие, лишь оставаясь Россией. Ни одно государство не способно добиться экономического подъема и роста благосостояния народа без использования национальных ресурсов, как материальных, так и духовных. Но вместе с тем нельзя не отметить ущербность трактовок России в терминах ее принадлежности либо к Востоку, либо к Западу, либо же как синтеза их обоих без раскрытия при этом сущности самого синтеза. В современном мире вообще не совсем конструктивна сама мысль о западной или восточной ориентации и соответствующих приоритетах во внешнеполитической стратегии России, поскольку нынешние реальности таковы, что, как выше говорилось, много Востока присутствует на Западе и еще больше Запада - на Востоке.

Ныне Россия занимает не просто полуокраинное по отношению к мировым центрам положение, как это было до первой мировой войны, или положение одного из двух полюсов в двухполюсном миропорядке послевоенного периода, а срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром. В то же время она является центром притяжения стран постсоветского пространства, тем самым составляя ось новой группировки стран и народов, которые, строго говоря, не образуют единый географический регион.

В силу этих факторов для России речь может идти не просто о военной безопасности, а о безопасности во всех ее аспектах и измерениях: глобальном, региональном, национальном, а также экономическом, социальном, экологическом, информационном, политическом. С данной точки зрения следует считать неправомерной альтернативу: или глобальная внешняя политика, или реформы внутри страны. Для наращивания последних отнюдь не обязательно свертывать внешнеполитическую активность. Они вполне могут совмещаться и дополнять друг друга. Главная задача внешнеполитических служб России состоит в том, чтобы обеспечить стабильное и безопасное окружение для решения проблем, связанных с формированием и утверждением новой социально-экономической и государственно-политической системы.

В современном мире для реализации прочных широкомасштабных торгово-экономических, политических, культурных и иных связей с различными странами или регионами ни Россия, ни какая другая великая держава не нуждается в каких-либо буферах или посредниках в традиционном их понимании. Например, Кавказ или Ближний Восток не следует рассматривать как некий форпост той или иной державы или пассивный объект притязаний третьих стран, поскольку они сами постепенно приобретают статус активных участников мировой политики, отстаивающих собственные законные интересы. В то же время при оценке реалий региона или страны необходимо отказаться от буквалистски понимаемого принципа игры с нулевой суммой, в соответствии с которой экономическое, культурное или иное проникновение другого государства в сферу традиционных интересов, скажем России, автоматически и обязательно ущемляет интересы последней. С этой точки зрения то, что Турция и Иран соперничают на Кавказе или в Средней Азии, явление совершенно естественное.

С учетом всего сказанного в рассматриваемом контексте, как мне представляется, речь должна идти о переоценке ценностей, а не о выборе либо восточного, либо западного пути развития. Проблема России состоит в том, что ей приходится решать еще не дореализованные аспекты модернизации (создания гражданского общества и правового государства, полноценного и самоосознанного гражданина, среднего класса и т.д.) в условиях приспособления к реальностям перехода развитой зоны современного мира на рельсы постмодернистского развития.

Иначе говоря, необходимо концентрировать внимание на поисках собственного пути с национальным обликом в условиях окончания современности и наступления постмодерна, когда западоцентристское понимание и соответственно развитие современного мира уже нельзя считать единственно возможныеми и единственно состоятельными.

Если в начале реформ для России курс на модернизацию означал ориентацию однозначно на «вхождение в Европу», то осознание революционных изменений в области информационной и телекоммуникационной технологии, полицентричности современного мира, наличия в нем не одного, а многих центров, располагающих необходимыми нам знаниями, технологиями и финансовыми ресурсамим, открывает гораздо более широкие возможности приобщения к передовому опыту и интеграции в мировое хозяйство, причем с учетом национальных интересов.

Нельзя не затронуть еще один момент. Некоторые зарубежные и отечественные авторы как заклинание повторяют тезис, что Россия, потеряв статус великой мировой державы, может существовать лишь в качестве региональной державы. Возникает вопрос: в каком именно регионе России суждено действовать в качестве региональной державы? Анализ реального положения показывает, что для России актуальны Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы, а также Ближнее зарубежье. Для мирового баланса сил важное значение имеют отношения по линиям: Россия - страны Европейского союза, Россия - НАТО, Россия - США, Россия - Китай, Россия - Япония, Россия - страны Ближнего Востока, Россия - СНГ и др.

На протяжении всей своей истории геополитические контуры России характеризовались исключительно высокой подвижностью. Россия испытывала постоянные территориальные приобретения и потери, но постепенно более или менее ясно вырисовывалась главная тенденция - неуклонное расширение ее геополитического пространства, будь то мирными или силовыми средствами. К концу XIX–началу XX в. границы России приобрели, возможно за некоторыми исключениями, свои естественные очертания.

Здесь можно провести аналогию с США, которые, преодолев громадные расстояния от атлантического побережья до Тихого океана, к концу XIX в. приняли нынешние свои контуры. Сложившийся геополитический расклад открывал перед Россией благоприятные перспективы как для социально-экономического и политического развития, так и для общения в мировом сообществе. Она стала одновременно европейской, азиатской и азиатско-тихоокеанской, континентальной и океанической державой. Поэтому ключевым направлением в политической стратегии России стала установка на стабилизацию геополитического статус-кво, сохранение и закрепление сложившегося баланса мировых сил. И сейчас при всех понесенных потерях Россия остается одновременно европейской, азиатской и азиатско-тихоокеанской, континентальной и океанической державой. В Европе Россия стала страной, по своему весу и влиянию равной Великобритании или Франции. В Восточной Азии она занимает, во всяком случае в военно-политическом отношении, место, эквивалетное тому, которое занимает, скажем, Китай. При всех очевидных модификациях ситуации и возможных оговорках нельзя забывать, что в современном мире еще никто не отменял роли силы и соответственно военной мощи. С этой точки зрения Россия, стоящая на втором месте в мире по ядерной мощи, способна при необходимости бросить вызов любому противнику как на Востоке, так и на Западе, как на Юге, так и на Севере. На нынешнем этапе в военно-политическом плане только Россия способна противостоять США, претендующим на роль единственной глобальной державы. Со значительной долей уверенности можно сказать, что в большинстве ведущих регионов Москва пока что остается военно-стратегическим тяжеловесом, а с выходом из экономического кризиса этот статус неизбежно укрепится.

Необходимо также отметить, что величие государства определяется не только наличием в каждый данный момент сугубо материальных стандартов жизни. Как отмечал И.Ильин, великодержавие того или иного государства «определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую правовую идею во весь сонм народов, во весь «концерт» народов и держав».

С данной точки зрения немаловажное значение имеет целый комплекс других параметров, таких как интеллектуальный, духовный, научный, технологический и т.д. вклад страны в мировое развитие, а также ее собственный потенциал и творческие возможности в этих сферах. Перспективы России во всех этих аспектах не столь проблематичны, как этого хотелось бы противникам (как зарубежным, так и отечественным) ее великодержавности. При этом нельзя упускать из виду, что любые крупномасштабные события и преобразования в России неизменно оказывали и продолжают оказывать существенное влияние на положение дел во всемирном масштабе.

Это определяется прежде всего тем, что Россия занимает особое, уникальное положение в геополитической структуре современного мира. Она раскинулась на огромных пространствах, образующих своеобразный становой хребет, соединяющий Европу и Азию в единый евразийский континент. Достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы убедиться в том, что уже сам геополитический размах России прямо-таки обрекает ее на статус мировой державы. И на западном, и на восточном, и на южном направлениях внешняя политика России приобретает стратегическое измерение. Особую важность геополитическое положение России в нынешних реальностях приобретает в силу ее близости к некоторым из наиболее опасных очагов и эпицентров национально-территориальных конфликтов.