Фанфик (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение (сиквел ), предысторию (приквел ), пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Бета (Beta) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Бета-ридер (Beta-reader) иногда также называемая гаммой – бета, которая занимается литературной вычиткой текста

Дисклеймер (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Предупреждение (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слеш, OOC, AU, нецензурная лексика, смерть персонажа и тому подобное).

Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп.

Обычно используется следующая шкала (по возрастающей):

G (General) - фанфики, которые можно читать кому угодно.

R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

NC-21 – в фанфике есть детальное описание жестокости и секса, различных извращений как моральных, так и физических. На большинстве ресурсов такие фанфики запрещены.

Пейринг (англ. pairing) - графа обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические и/или сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж). Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.

Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.

Виды фанфиков:

По наличию в сюжете любовной линии:

«Джен» (от англ. general audience) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

«Гет» (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.

«Слэш» , или «слеш» (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.

Фем-слэш (англ. fem-slash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.

По соответствию реалиям мира оригинала:

«AU» (от англ. Alternative Universal) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.

«не-AU» (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.

По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:

«OOC» (от англ. Out Of Character) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.

«В характере» - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем. Если формат канона позволяет, то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности. Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей.

Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью.

OFC (сокращенное Original Female Character) – «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НЖП – новый женский персонаж. С НЖП надо быть осторожными – они все время рискуют превратиться в Мери-Сью.

Соответственно НМП - новый мужской персонаж.

«Жанр» - особая пометка об общем «настроении» фанфика.

Общие жанры:

Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмористический фанфик.

Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.

Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

POV (Point of view) - «точка зрения», повествование от первого лица одного из героев.

Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

Любовные жанры:

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами. Романтика, романтика и еще раз романтика.

Прочие жанры:

H/C (Hurt/comfort) - «Кнут и пряник», фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.

ER (Established Relationship) - установившиеся отношения между героями.

PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения

Смат (Smut) – фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.


Прежде чем перечислять жанры фанфиков и раскрывать их особенности, нужно обязательно коснуться вопроса возникновения и значения данного термина. Что же такое фанфик? Это сочинение, чаще всего любительское, по мотивам самых популярных литературных произведений либо кинопроизведений - телесериалов, кинофильмов, аниме и тому подобного. Более того, жанры фанфиков включают в себя и разнообразные комиксы, и компьютерные игры.

Понятие

Слово "фанфик" относится к жаргону. Авторами фанфиков являются фикрайтеры, а становятся ими жаркие поклонники оригинальных сочинений, которые никак не могут расстаться с полюбившимися героями обожаемого произведения. Пишут они тоже чаще всего для таких же рьяных поклонников. В последнее время создание фанфиков случается и на коммерческой основе, но крайне редко. Чаще всего это продукт для фанатов оригинального произведения.

Само понятие происходит от английского - фан-литература или фан-проза (Fan fiction). В употреблении встречаются и другие обозначения данного понятия, объединяющего жанры фанфиков. Это "фэн-фикшн", "фан-фикшн", "фэнфик", чаще всего просто "ФФ" или даже "фик". Разновидностей у этого нового жанра такое огромное количество, что перечислены будут лишь наиболее часто встречающиеся. Любой автор имеет право создавать собственный тип сочинения. А потому и жанры фанфиков (вернее, поджанры) чрезвычайно многообразны.

Разновидности: по характеру отношений

Фанфики жанра "слэш" редко используют рассказ в стиле Curtain story, где герои ведут себя абсолютно по-домашнему. Например, отправляются за покупками. Поскольку "слэш" изначально намекает на отсутствие гетеросексуальности. Фанфик с присутствием телесных наказаний называется Domestic disciplin, и касается это сексуальных отношений: один из партнёров подвергается избиению за какую-либо ошибку.

Но всё чаще случаются слияния разных жанров в фанфиках: жанр романтика и жанр слэш, например. Чистый жанр, даже поджанр в субкультуре фанфика найти вообще сложно. Но почти всегда присутствуют в фанфиках последних лет Angstfic (тоскливый фанфик) и Darkfic (тёмный фанфик). Первая составляющая обозначает депрессивные мотивы, духовные или физические страдания, сильные переживания и драматические события. А последняя составляющая - это изобилие жестокости и смертей в рассказе.

Ориентация

Также часто используется в любых фанфиках - жанра слэш или романтик - стиль Alternate Pairing или Shipping (альтернативный пейринг или шиппинг), когда описывают сексуальные или романтические отношения героев, которые в оригинальном произведении не только не испытывают приязни друг к другу, но иногда и вообще разведены по разные стороны баррикад.

Вообще слэш изначально подразумевал разновидность однополого Alternate Pairing. Однако сейчас это понятие стало значительно шире. Соответственно, существуют стили Femslash, то есть Saffic, Fem или Femmeslash - всё про отношения женщин - романтические или сексуальные. И, разумеется, выделен отдельной строкой и отправлен в десятый ряд в фанфиках жанр гет (Het, Shipping Heterosexual).

Ещё более сильные отношения

Если отношения между героями пронизаны теплотой и ничем не омрачены, этот поджанр фанфика называется Fluff. Фанфики о дружбе, подкреплённой словами и поступками, но где и намёка на сексуальные отношения нет, называются Smarm. Если любовной линии в фанфике нет или она мало значит, это General audience или просто Gen. Ни одно описание жанров фанфиков не обходится без Grapefruit, это фанфик с насилием на страницах его или принуждением к нему.

Откровенная сексуальная направленность обозначается Lemon, если при этом сюжет минимален, фанфик относится к поджанру PWP (Porn without Plot - из разряда 18+ и без сюжета). Lime - облегчённый Lemon, прошедший цензуру, без откровенных сцен. Unresolved Sexual Tension, или просто UST - всё наоборот. Персонажи испытывают сильное чувство друг к другу, но что-либо мешает им вступить в романтическое взаимодействие. Ну и знакомый всем без исключения вид фанфика Vanilla - ванильные отношения.

Способ создания

Разновидности можно обозначить и по способу создания, здесь наиболее хорошо видны жанры фанфиков и их значение для читающей публики. Достаточно часто можно встретить в субкультуре (особенно английских любителей фанфиков) кроссовер, где в повествовании сливаются несколько чужих вселенных. Например, Джек Воробей и Хан Соло вместе с принцессой Леей приезжают в Хогвартс и знакомятся там с Антоном Городецким для того, чтобы совместно погасить Око Саурона.

Очень часто писатели используют Point of view или просто POV. Причём это касается не только фанфиков, очень многие произведения, в том числе и в жанре фэнтези, написаны таким способом. Например, сага "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина. Этот метод чрезвычайно удобен для повествования, поскольку позволяет показывать события в разных концах Вселенной и в разные промежутки времени или одновременно с разных сторон.

Профессионалы

Исключительно интересен жанр Profic. Это произведения действительно художественные и часто высокопрофессиональные, где автор описывает приключения своих персонажей в мире, который был создан другим автором. Бывают в этом жанре и настоящие шедевры, как, например, фанфик "Кольцо тьмы", который написал Ник Перумов на знаменитое произведение Толкиена "Властелин колец". Многие фанаты до драк спорят, кто написал лучше: Перумов или Толкиен.

В этом жанре написано чрезвычайно много. Авторы любят чужие вселенные и пишут целыми книжными сериями по Star Wars, Dragonlance, Warhammer и другим коммерчески успешным сочинениям, авторы которых относятся к франчайзингу лояльно. Самое интересное то, что книги с чужого стола - и сиквеллы, и приквеллы - продаются всегда нарасхват. Но благодарить за это нужно не эпигонов, а автора оригинала, который создал такую интересную вселенную, по которой скучают читатели, причём настолько, что готовы читать даже откровенно слабые подражания.

Ещё разновидности по способу написания

Часто автор не хочет или не может осилить в одиночку всю книгу фанфиков. Жанры, стили, язык повествования переплетаются, переходы между частями становятся слишком резкими, а действия персонажей - несогласованными, если одну и ту же книгу пишут несколько авторов - каждый свой фрагмент. (или - "по кругу") - так называется этот поджанр. Сегодня каждый читатель может найти любимые жанры фанфиков. "Фикбук" - сайт в интернете, где авторы находят своего читателя, а читатели - своих авторов.

Бывают смельчаки, рискующие вводить в текст персонажей, являющихся реально существующими людьми (обычно это знаменитости). Такой фанфик будет называться RPF, или Real person fiction. Сайт "Книга фанфиков" жанры такого плана представляет в полном ассортименте. Ещё интереснее становится ситуация, когда автор использует разновидность Real person slash и расписывает гомосексуальные отношения реальных людей, причём людей знаменитых, которые никогда не заявляли о своей ориентации и даже являются отцами семейств. Иногда автор вписывает в контекст фанфика себя любимого. Это называется Author character или Self-insert. Так, например, сделал так, чтобы его герой нашёл на пляже кредитную карту на имя Василия Аксёнова.

Разделение персонажей на группы

Фанфики жанра омегаверс показывают специфическую реальность, где люди относятся к одному из трёх типов - альфа, омега и бета. Доминирующие самцы - альфы, а омеги - персонажи пассивные, со странными наклонностями, с периодами сексуальной активности, как "гон" у животных или "течка", когда омеге физически необходим альфа. А бета - персонаж нейтральный, в отношения альф с омегами не вмешивающийся.

Этот жанр вышел из слэша, а потому женщин там может вообще не быть. Отличается омегаверс огромным количеством допущений физиологического плана, которые невозможны ни в реальном мире, ни в мире канона. Как, например, мужская беременность. Подобные жанры фанфиков и предупреждения должны иметь: вдруг некоторые физиологические подробности читателю будут неприятны. Авторы обычно помечают жанр и опасности в "шапке" к произведению, там же, где и благодарности автору оригинала.

Соответствие оригиналу

Это оценочная часть жанров фанфика, и оценок очень много. Alternative Universal, или AU, говорит о том, что с каноном фанфик имеет большие расхождения. NO-AU - наоборот, либо нет расхождений со вселенной оригинала, либо они малозначимы или спорны. Original fanfiction имеют косвенную или очень малую взаимосвязь с оригиналом. Uberfic, или Uber Fanfiction, - это почти Original fanfiction, где связью может быть только место действия или взяты имена оригинала, остальное всё к оригиналу не имеет никакого отношения. Например, есть Фродо и Сэм, но никакого кольца всевластия и прочих сауронов, то есть все их действия - полностью выдумка фикрайтера.

Out Of Character, или ООС, - так говорят о фанфике, где противоречия и расхождения в характерах персонажей очень значимы в сравнении с оригиналом. Например, Гендальф - предатель, эльфы - кровожадные и подлые, а орки - народ честный и добродушный (два последних случая есть у Перумова, например). Если фикрайтер создаёт уникальный образ какого-либо персонажа, который не появлялся ни в одном из фэндомов, это называется Original Character. Такие персонажи обычно главными героями не бывают, но зато играют значительную роль в помощи главным героям по преодолению препятствий. Эти персонажи непредсказуемы и удачливы, однако на "Мэри Сью" не похожи.

Мэри и Марти

"Мэри Сью" российские фанаты какой-либо вселенной называют пренебрежительно "Мэрисьюхой" или даже "Машкой". Это обычно персонаж фанфика, написанного женщиной (девочкой), где героиня воплощает действительные или желаемые (что чаще) черты самой авторессы. Обычно Мэри Сью необыкновенно прекрасны и неописуемые умницы - помесь Василис Прекрасной и Премудрой. Встречаются они и у маститых авторов. И не в фанфиках, а в оригинальных произведениях. Например, у Джорджа Мартина - неоднократно.

Имя выбирается сложное и мелодичное, например Дейенерис, волосы и глаза у неё того цвета, который не встречается у обычных людей, прошлое было бурным и полным приключений, а способности появились сверхъестественные, например в огне не гореть или в воде не тонуть. Мэри Сью обязательно очарует всех главных героев, а потом спасёт мир. Вот примерно так пишут и девочки. - то же самое, но в мужском исполнении.

Разновидности по сюжету

Если в фанфике герои умирают, он классифицируется как Deathfic. Если же герои долго идут к установлению отношений - Established Relationship. Hurt/comfort - сразу по названию можно сделать вывод, что речь пойдёт о помощи одного персонажа - сильного и доброго - другому - слабому и страдающему.

Ну и жанр, имеющий практически классические примеры, - Continuation, когда фанфик является точным продолжением оригинального произведения. Например, "Унесённых ветром" продолжила довольно успешно Александра Рипли Во всяком случае продавался и продаётся он так же успешно, как и оригинал.

Смежные жанры

С ростом возможностей, благодаря техническому прогрессу, поклонники тех или иных произведений искусства успешно совмещают литературное творчество со смежными жанрами. И фанфики получаются иногда довольно качественные. Например, фильм по вселенной "Звёздных войн" - Star Wars: Revelations: уровень высокотехничный, с применением самых последних технологий. Это фанфильм. Модификацией фанфикшена является и рисование по мотивам произведения, где создаются совершенно новые художественные образы излюбленных персонажей. Это фан-арт.

Но для любого жанра - и чистого фанфика, и смежного, как ролевая компьютерная игра например, - нужна прежде всего общая заинтересованность каноном, то есть тем произведением (книгой, фильмом, сериалом, комиксом, телешоу и тому подобным), герои и весь мир которого будут использоваться для написания фанфика.

Послесловие

Фанфик - смежная разновидность творчества, где фикрайтер использует и собственный вымысел, далеко уходящий от канона, и какой-то набор элементов из оригинального мира. Это единственный из жанров, кроме, разумеется, пародии, где читателю лучше быть знакомым с произведением, послужившим источником вдохновения для фикрайтера. Автор писал не для денег, а для удовольствия, прежде всего собственного, а во вторую очередь - для удовольствия таких же фанатов автора оригинального произведения. Они не только потребители чужого творчества. Фикрайтер - пример сотворчества, когда литература обращается к читателю, а читатель отвечает ей действием.

А бывает и авторская недосказанность, "открытый" финал, иногда и просто пробелы и несостыковки, иногда суть сюжетной линии обозначена лишь намёком. И тогда у поклонников есть стимул. Они скрупулёзно и тщательно продумывают каждую деталь эпизода, они спят и видят разные пути развития, строят догадки и предположения, а потом всё это выливается в заполнение нащупанных брешей в оригинальном повествовании. Разве не достойны уважения эти попытки?

Вот, решила для памяти поместить здесь сей опус, ибо я фанфики иногда почитываю, а их классификацию забываю. да и в беседах с Читателями и Друзьями не раз приходилось сталкиваться, что кто-то не знает, что есть гет, а что AU. Ну так чтобы не забывать - публикую здесь этот вполне подробный и грамотный список. Если кто знает ещё какие пункты, не включённые здесь - будьте столь добры и предупредительны, дополните.

* * *
Что такое фанфик?

Фанфик - от англ fan fiction (фэнское чтиво) - текст, написанный фанатом какого-либо фильма, (книги, сериала) по мотивам оригинального произведения. Фанфик может продолжать произведение (рассказ о том, что случилось после окончания), заполнять пустые места (где автор, к примеру, написал «прошло 2 года»), рассказывать о юности героев, или быть альтернативной историей (допустим, фанату «Дозоров» не понравилась гибель Кости и он написал фанфик, где Костя остался жив, нашел себе невесту и т.д.) Такие фанфики помечаются аббревиатурой AU (Alternate Universe , Альтернативная Вселенная)

Какие жанры фанфика бывают?

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Экшен, Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.

Пародия (Parody) - юмор с изрядной долей иронии.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом. Часто добавляют в описание фанфика, только из-за того, что конец фанфика «плохой».

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Дарк, Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Кроссовер (Crossover) - оригинальный жанр. Это история, в которой действуют герои из двух и более различных сериалов либо герои одного переносятся в мир другого. Чаше всего встречаются кроссоверы Гарри Поттера с Властелином Колец, со Звездными войнами, а также с другими популярными произведениями и сериями.

Сонгфик (Song fic) - фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.

Филк (Filk) - фанфик в виде песни. Часто берется ранее существовавшая песня и переделывается так, чтобы отразить некие аспекты жизни любимого автором персонажа. Встречаются и совершенно оригинальные филки, даже с мелодиями. Как правило, эти песни бывают юмористическими.

Что такое пейринг и с чем его едят?

Пейринг(Pairing) - в слэшных (см. слэш) и гетных (см. гет) фанфиках пары персонажей. Пишется через косую черту, первым обозначается ведущий в паре. Например, «Завулон\Алиса» значит, что в фанфике есть романтические отношение между Завулоном и Алисой, и ведущим в этой паре будет Завулон.

G (General) - безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.

PG (Parental Guidance) - можно давать читать детям до двенадцати лет.

- >R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, ругательства.

NC-17 (No Children under 17) - не для детей до 17 лет, самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике полным-полно секса и/или насилия. Прячьте деток. Эквивалентен обозначению Х в кино.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

Зачем пишут дисклеймер?

Кто такая бета?

Бета - человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных - характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Что такое гет?

Гет (Het) - сокращенное heterosexual, “гетеросексуальный”. Фанфик содержит описание гетеросексуальных отношений.

Что такое слэш?

Фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, (часто - приписывание однополых отношений изначально гетеросексуальным героям), фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе “пейринг”.

Существует также Фемслэш (Femmeslash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Зачем нужно предупреждение?

Предупреждение - последнее, что может остановить человека от прочтения неприятной ему вещи. Предупреждение информирует читателя о том, что именно содержится в фанфике.

Например, слэш, фемслэш, инцест (сексуальное взаимодействие между членами семьи), BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism - сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения.), флафф (теплые отношения между персонажами, приятный, ни к чему не обязывающий, фанфик. Свет, радость и все такое.). POV (Point of view, точка зрения, повествование от первого лица одним из героев), PWP (Porn without Plot или Plot, what Plot? - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.), OOC (Out Of Character - "Вне характера". Предупреждение автора о том, что характер персонажа не соответствует канону), RPF (real person fiction - героями данных произведений, являются реально существующие люди, как правило, это актеры, играющие роли "любимцев" или просто знаменитости), Mpreg (Мужская беременность, слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет).

Кто такая Мэри-Сью?

Мэри-Сью (Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть. Мэри-Сью обычно легко вычислить, поскольку они все как одна сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех и вся, ложатся в постель с теми героями канона, которых автор больше всего хотела бы видеть голыми в ванной, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за облюбованного канонического героя замуж, либо погибают героической смертью под дружные рыдания остальных персонажей. Мэри-Сью не любят ни в одном фандоме, в основном потому, что читать фанфики людей побуждает интерес к каноническим, а не оригинальным персонажам, как бы красивы и потрясающе умны последние ни были. Развитию сюжета они тоже не особенно помогают, учитывая, что они - само совершенство, и по всем признакам понятно, что мир таки будет спасен. Мэри-Сью существуют не только в женской, но и в мужской ипостаси, и их роль не всегда ограничивается фанфиками. Не все Мэри-Сью плохи, попадаются и те, которым удается скромно держаться в тени и со временем превратиться в полноправных зрелых персонажей. Но таких считанные единицы.

(Объяснение для родителей)

Одно из популярных современных хобби – фанфики. Кто-то любит их писать, а кто-то — читать, но так или иначе, почти все сегодня знают, что это такое. Вот только понимание этого термина в сознании большинства все же ошибочно. Чаще всего считается, что страсть к фанфикам – это влияние аниме. Но именно это абсолютно неверно. И, по сути, существовали эти произведения в различных формах задолго до появления самого слова в нашем лексиконе. Почему? Давайте разберемся.

Что же такое фанфики?

Это результат творчества фанатов того или иного произведения литературы, кино или другого вида искусства. Иногда персонажами фанфиков становятся и реальные личности, например, звезды кино, эстрады или политики. Это выдуманные поклонниками ситуации, подробности. Иногда это продолжение или предыстория полюбившегося произведения, иногда – «дополнительные эпизоды» или другой вариант развития событий.

Любое произведение «по мотивам» — и есть фанфик.

Чаще всего фанфики все же получают литературное воплощение. Это может быть короткий рассказ, эссе или даже роман с продолжением. А иногда – просто анекдот. Кстати, именно эта форма была широко распространена прежде, до появления сети Интернет. Ведь что такое, например, анекдоты про Штирлица или Василия Ивановича Чапаева? Те же фанфики… Хотите еще примеры? Вспомните замечательный мультфильм «Колобок», в котором главный персонаж остается цел, невредим и всеми горячо любим. Или шикарный мульт «Волк и семеро козлят на новый лад»? Да, любое творчество «по мотивам» и есть – фанфик.

Прежде всего, появление фанфиков – показатель популярности. Вряд ли кому-либо захочется освещать и додумывать события жизни никому неизвестного Васи Иванова. А вот фанфики про Гарри Поттера, например, или Наруто появляются сотнями чуть ли не ежедневно. Коммерческое направление этот вариант творчества получает крайне редко. Разве что это будет «самиздат». Ведь любое подобное произведение, по сути, нарушает авторские права создателей оригинала. Однако известны и такие случаи, когда «продолжение истории», созданное другим автором, имеет распространение практически наравне с оригиналом. Примером тому – роман Александры Рипли «Скарлетт», являющийся фанфиком бессмертного произведения Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Этот роман, как и его «начало», переведен на многие языки мира, расходится миллионными тиражами, имеет киноверсию.

Кто пишет фанфики?

Вспомним несколько уже отдаленную эпоху страны Советов: «А вот интересно, кто это у вас там сидит и сочиняет анекдоты?» — «А вот кто сочиняет, тот и сидит». К счастью, в настоящее время к творчеству фанатов относятся много лояльнее. Более того, для публикации произведений им всегда открыта всемирная паутина. Здесь не нужно искать издателя, платить деньги. Достаточно открыть в любой социальной сети дневник фанфиков и регулярно его пополнять. Скорость продвижения такого дневника будет зависеть лишь от таланта и амбиций создателя.

Многосерийные японские сериалы с огромным количеством персонажей располагают к созданию фанфиков.

Если анализировать эти дневники, чаще всего авторами их являются подростки. И, безусловно, значительная часть – это «анимешники». Ничего удивительного в этом нет. Многосерийные японские сериалы с множеством персонажей дают для этого благодатную почву. К примеру, сериал «Наруто Шипуден». Как можно предположить, что среди поклонников не появятся многочисленные и разнообразные фанфики «Саске + Хината», «Наруто + Сакура» и прочие любовные и около любовные пересечения? К этому располагает абсолютно все! Ведь всегда интересно, что было после фразы «Конец сказки», а когда эта сказка еще и не предполагает завершения в ближайшем будущем…

Те же самые примеры демонстрируют фанфики сериалов «Закрытая Школа», «Дневники Вампира», «Сумерки». Из этого перечисления ясно, что вдохновение исходит не только от аниме.

Но главное, что создатели фанфиков – творческие, художественно мыслящие люди, с тонким и ярким восприятием мира, со стремлением самовыражения и формулирования своего видения реальности. Безусловно, у каждого из них своя степень таланта и уровень грамотности. Но это – категории «тренируемые» при желании. Именно поэтому из числа таких фанатов иногда вырастают достаточно известные писатели, как Сергей Лукьяненко или Ник Перумов. Останется автор фанфика любителем, пишущим для забавы, или станет профессионалом – зависит только от его личностных качеств.

Как писать фанфики?

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: фанфики могут быть крайне полезны. Можно сомневаться про категории «яой» или «хентай», но даже эти крайности могут оказывать положительное влияние на подростка. Важно лишь найти тонкую грань между эротикой и порнографией.

Фанфики — прекрасная возможность проявить чувство юмора.

В целом же можно рекомендовать родителям поддерживать подобное хобби своих детей. Пусть смотрят любимые сериалы, пусть самовыражаются в творчестве. Но при этом – поддерживайте в них мотивацию к росту, к развитию. Чтобы от одного рассказа к другому все выше была грамотность написания, все более стройным – сюжет. Результаты такого увлечения не заставят себя ждать улучшенными отметками в школе.

Кроме того, стоит уделять внимание содержанию того, что смотрит и пишет ваш ребенок. Вместе анализировать, находить параллели. Ярким примером может стать аниме-сериал «Тетрадь смерти», в котором четко прослеживаются идеи «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Покажите подростку эту общность, эти связи – и увидите, с каким интересом он возьмется читать достаточно сложное для восприятия школьника произведение.

Отнеситесь к творениям вашего сына или дочери со всей серьезностью. Помогайте прорабатывать образы, характеры, подбирать подходящие слова. Это поможет расширить лексикон ребенка, улучшит память, благотворно скажется на развитии интеллекта. И неважно, как он будет писать фанфики – с черновиком, сразу с публикацией на интернет-странице или как-то еще. Важно, чтобы это увлечение оказало на него максимум положительного влияния. Ну а неподдельный интерес к его творчеству и поддержка с вашей стороны обязательно укрепят добрые, доверительные отношения, поможет решить многие классические вопросы «отцов и детей». Что тоже может быть только к лучшему.

), - как правило, становятся поклонники оригинальных произведений. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками).

На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес »: на его основе были созданы пародии такими авторами, как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит . В придачу поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса ».

Современное представление

Научно-фантастический журнал «Spockanalia » содержал первый фанфик в современном значении этого слова.

Незадолго до начала 1965-го года выражение «Fan fiction » было использовано в фэндоме научной фантастики , чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы , созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.

Как бы то ни было, современное понятие фанфика - как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников - было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути » и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах. Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia » (1967-й год) содержал фанфик. Много поклонников последовали этому примеру. Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати, мимеографов и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы. В отличие от других аспектов фэндома, девушки доминируют среди авторов фанфиков: в 1970-м году из написанных по «Звёздному пути » фанфиков в 83 % случаев авторами были девушки, а в 1973-м году - в 90 % . Один учёный как-то подметил, что фанфики «предназначены для удовлетворения потребности преимущественно женской аудитории в художественных повествованиях, которые выходят за рамки обыденной киноиндустрии» .

Японские додзинси

Также около 1960-1970-х годов аналогичная тенденция началась и в Японии . В те времена стали популярны любительские манга и новеллы, известные как додзинси , широко распространённые в кругах додзин (японский термин, обозначающий группу людей, объединённую общими интересами, хобби и т. п.). Большинство из этих додзинси были созданы на основе существующей манги, аниме, франшизах компьютерных игр .

Авторские права

Распространение фанфиков в некоторых странах может рассматриваться как нарушение авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому фикрайтеры указывают правообладателя - автора оригинала , которому принадлежат все права на использованных персонажей или художественный мир, не претендуя на какое бы то ни было извлечение прибыли из этого творчества. А подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.

Творческие перспективы

Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентированы на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.

«Fanfiction» - это то, как бы выглядела литература в пост-апокалиптическом мире, если бы была заново изобретена кучкой талантливых фанатов поп-культуры, запертых в бункере. Они делают это не ради денег. Совсем не для этого. Писатели пишут и выкладывают в интернет своё творчество ради собственного удовольствия. Они - обычные поклонники, но не молчаливые диванные потребители медиа. Культура обращается к ним, и они отвечают ей на её же собственном языке.

Оригинальный текст (англ.)

Fanfiction is what literature might look like if it were reinvented from scratch after a nuclear apocalypse by a band of brilliant pop-culture junkies trapped in a sealed bunker. They don"t do it for money. That"s not what it"s about. The writers write it and put it up online just for the satisfaction. They"re fans, but they"re not silent, couchbound consumers of media. The culture talks to them, and they talk back to the culture in its own language.

Энциклопедические амбиции трансмедийных повествований часто приводят к тому, что в сюжете существуют некие пробелы, несостыковки или недосказанности, которые подразумевают эпизод, о котором нельзя рассказать более подробно, а ограничиваются лишь намёками. Поэтому увлечённые поклонники имеют стимул, чтобы продолжить или более тщательно продумать эти эпизоды сюжета с помощью своего воображения, что, в конце-концов, выливается в их собственное творение. «Fanfiction» можно рассматривать как неавторизированное дополнение к медиа франшизам, порождённое желанием «заполнить бреши», которые они открыли в сюжете оригинального произведения искусства.

Оригинальный текст (англ.)

The encyclopedic ambitions of transmedia texts often results in what might be seen as gaps or excesses in the unfolding of the story: that is, they introduce potential plots which can not be fully told or extra details which hint at more than can be revealed. Readers, thus, have a strong incentive to continue to elaborate on these story elements, working them over through their speculations, until they take on a life of their own. Fan fiction can be seen as an unauthorized expansion of these media franchises into new directions which reflect the reader"s desire to "fill in the gaps" they have discovered in the commercially produced material.

Разновидности фанфиков

Это лишь некоторые примеры фиков из англоязычной субкультуры . В реальности каждый автор может создать собственный тип фанфика, поэтому разновидностей настолько много, что их не перечислить.

По характеру отношений
  • «Curtain story » - рассказ, как правило, «Slash », в котором пара ведёт себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
  • «Domestic disciplin » - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнёров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно.
  • «Alternate Pairing » («Shipping ») - фанфик, в котором описываются романтические или сексуальные отношения пар, которые по канону оригинального произведения не испытывают друг к другу любовных чувств.
  • «Слэш » - разновидность «Alternate Pairing », в котором присутствуют романтические или сексуальные отношения между представителями одного пола.
  • «Femslash » («Femmeslash», «Fem», «Saffic» ) - фанфик, в котором описаны романтические или сексуальные отношения между женскими персонажами.
  • «Fluff » - это тёплые, ничем не омрачённые отношения между персонажами.
  • «Het » («Heterosexual», «Shipping» ) - сюжет в основном фокусируется на романтических или сексуальных отношениях между разнополыми героями. При этом он может колебаться от непринуждённой романтики до откровенной эротики.
  • «Smarm » - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
  • «Gen » (от англ. general audience ) - любовная линия отсутствует или малозначимая.
  • «Grapefruit » - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту.
  • «Lemon » - содержит сцены откровенного сексуального характера, «Lemon » с преимущественным упором на сексуальные сцены с минимальным сюжетом относится к «PWP» .
  • «Lime » - тот же «Lemon », который прошёл цензуру и более имеет сцены эротического, чем порнографического характера.
  • «PWP» (от англ. Porn without Plot - порнография без сюжета или от англ. Plot, what Plot? - Сюжет? Какой сюжет? - бессюжетная порнография, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
  • «UST» (англ. Unresolved Sexual Tension ) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
  • «Vanilla » - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (садомазохистские мотивы).
По способу создания
  • «Сrossover » - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
  • «Filk» - фанфик в виде песни.
  • «POV» (от англ. Point of view ) - повествование от первого лица одного из героев.
  • «Profic » - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. «Profic » пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance », «Star Wars », «Warhammer », или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг .
  • «Round robin » - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
  • «RPF» (англ. real person fiction ) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
  • «RPS» (англ. real person slash ) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
  • «Self-insert » («Author character» )- так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика.
  • «Song-fic» - фанфик, в котором часто используется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
  • «TWT» - в фанфике нарушена временная последовательность действия.
По соответствию оригиналу
  • «AU » (от англ. Alternative Universal ) - есть значимые расхождения и противоречия с каноном оригинала.
  • «NO-AU » - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны, либо малозначимые.
  • «Original fanfiction » - иногда так называют любительские произведения, которые совсем не затрагивают ни один из фэндомов или же имеют очень малую и косвенную взаимосвязь.
  • «Uber Fanfiction» «Uberfic» - разновидность фанфика, очень приближённая к «Original fanfiction », но имеет большую связь с оригиналом. К примеру, фикрайтер использует в своём ФФ Ксену и её подругу Габриэль , хотя, кроме имён и дружеских отношений, всё остальное в фанфике - полностью вымысел фикрайтера, не имеющий никакого отношения к канонам оригинала.
  • «OOC » (от англ. Out Of Character ) - есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведения.
  • «OC» (от англ. Original Character ) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ персонажа, не входящий ни в один из фэндомов. Как правило, такие персонажи являются вторичными по отношению к фэндомным персонажам и часто взаимодействуют с ними, помогая преодолеть препятствия. Уникальные персонажи являются загадочными и не предсказуемыми, при этом совсем не похожи на образ «Мэри Сью » .
  • «OFC» (от англ. Original Female Character ) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ женского персонажа.
  • «OMC» (от англ. Original Male Character ) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ мужского персонажа.
  • «Мэри Сью » (англ. Mary Sue ), иногда «Мэрисья» или «Машка» - персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще, как правило, женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением.
  • «Марти Стью » , он же «Марти Стю » (англ. Marty Stu ) или «Морис Стю » (англ. Maurice Stu ) (возможны любые мужские имена: Герти , Мэтти , вариации фамилий - Сью и Стю , иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей ) - мужская ипостась Мэри Сью . Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью . Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью .
По сюжету
  • «Angst » - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события. [ ]
  • «Dark», «Darkfic» - рассказ, написанный с позиции «тёмной стороны»: в центр повествования ставится кто-то из антагонистов исходного произведения. [ ]
  • «Deathfic» - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
  • «Established Relationship» - описывает установившиеся отношения между героями.
  • «Hurt/comfort» - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему на помощь.
  • «Continuation» - продолжение оригинального произведения.
По размеру
  • «Ficlet » - короткий одночастный фанфик.
  • «Drabble » - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под этим подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
  • «Vignette » - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).

Смежные жанры

По мере роста возможностей поклонников произведений искусства, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн » - это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фанфикшен, является фан-арт - рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Примечания

  1. Е. Н. Шагалова. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М.: АСТ, 2011 ISBN 978-5-17-074756-6
  2. Англо-Русский словарь по общей лексике . Проверено 10 октября 2013.