16 лет назад – в 1999 году на основании приказа Главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова в календаре праздников и памятных дат появляется День дальней авиации России. Официальной датой празднования Дня дальней авиации становится 23 декабря, причём эта дата отнюдь не была взята «с потолка». Именно 23 декабря далёкого 1914 года сформирована воздушная эскадра самолётов «Илья Муромец». Формирование прошло по решению Военного совета армии.

Примерно годом ранее четырёхмоторный гигант (по тогдашним меркам) С-22 «Илья Муромец» совершал испытательные полёты. Этот самолёт был разработан в Санкт-Петербурге отделом Русско-Балтийского вагонного завода группой инженеров под руководством Игоря Ивановича Сикорского.

«Илья Муромец» стал первым бомбардировщиком. Его характеристики по тем временам были более чем впечатляющими.

Размах крыльев: верхнего – 30,87 м, нижнего – 22 м; вес пустого самолёта – 3,8 т, максимальная взлётная масса 5,1 т, продолжительность полёта – до 4 часов, дальность полёта – до 440 км, длина разбега – 450 м, время набора высоты в 1 км – около 9 минут.

В ходе декабрьских испытаний 1913 года «Илья Муромец» поднял на высоту 1 км груз массой около 1,1 т, тем самым установив новый мировой рекорд.

Впоследствии в России стали выпускаться и пассажирские варианты самолёта Сикорского. А к началу Первой мировой войны 4 бомбардировщика «Илья Муромец» были переданы Императорскому военно-воздушному флоту.

Лётчики дальнебомбардировочной авиации проявили себя с первых дней Великой Отечественной войны. В исторических архивах сохранились документы, из которых известно, что первый бой дальнебомбардировочная авиация провела уже примерно через 8 часов после того, как гитлеровцы пересекли границы Советского Союза. В документах говорится о том, что лётчики нанесли удары по скоплению гитлеровских войск в районах Сувалки и Прасныш. Особое внимание на себя обращает тот факт, что самолёты дальнебомбардировочной авиации спустя примерно полтора месяца с момента начала войны нанесли авиационный удар по сердцу гитлеровского Рейха – Берлину. Три группы дальних бомбардировщиков, сформированные из состава 22, 200 дальнебомбардировочных авиационных полков и 81 авиадивизии участвовали в нанесении ударов по Берлину. С 8 августа по начало сентября было совершено 90 вылетов и нанесено 10 массированных ударов по немецкой столице.

Бомбардировки Берлина стали настоящим шоком для гитлеровцев, ведь уже через несколько недель после начала войны главный пропагандист нацизма Геббельс объявил о том, что советская авиация полностью разгромлена. К тому же было известно и громкое высказывание главкома люфтваффе Геринга, который заявил, что «ни одна бомба никогда не упадёт на столицу Третьего Рейха». Упала… И не одна…

Когда советские дальние бомбардировщики ДБ-3 ВВС Балтфлота, поднявшиеся в воздух с острова Эзель (ныне эстонский остров Сааремаа), впервые пересекли восточную немецкую границу, то представители войск ПВО и подумать не могли, что их летят бомбить русские. Самолёты были приняты за собственные – «заблудившиеся» немецкие, и в одном из случаев с помощью прожекторов немцы решили помочь лётчикам осуществить посадку на одном из аэродромов. От «помощи» советские лётчики, принятые за своих, по понятным причинам, отказались, что, в принципе, не вызвало особых подозрений у немецких военных.

В ночь на 8 августа на Берлин, который был залит светом фонарей и стал идеальной мишенью, посыпались первые советские авиабомбы. Заполыхали промышленные объекты гитлеровской столицы, разрывы бомб отмечались в районе Штеттина. В течение первой минуты противник не мог выйти из шокового состояния. Когда бомбы уже рвались в столице, немцы догадались включить светомаскировку.

На итоговой стадии операции по нанесению первого авиаудара по Берлину радист Василий Кротенко вышел в радиоэфир и произнёс исторические слова:

Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!

Примерно в 4 утра бомбардировщики Балтийского флота уже садились на родной аэродром, совершив, казалось, на тот момент невозможное. Несмотря на то, что существенного ущерба удары не нанесли, куда более важен был психологический эффект от этого шага. Немецкие газеты на другой день вышли со статьями о том, что ударили по Берлину самолёты британской королевской авиации, чему в Лондоне были сильно удивлены. Ещё больше были удивлены (и это мягко сказано) в Германии, когда получили подтверждение того, что именно русские самолёты атаковали Берлин с воздуха.

В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.

Ещё через пять дней – 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР первым четырём лётчиках, бомбивших немецкую столицу, были присвоены звания Героев Советского Союза. Героями стали полковник Е.Н.Преображенский, капитан В.А.Гречишников, капитан М.Н.Плоткин, капитан А.Я.Ефремов (штурман флагманского экипажа).

7 марта 1942 года на тот момент уже майор Михаил (Меер) Николаевич Плоткин погиб, возвращаясь после выполнения боевого задания по постановке минных заграждений на рейде Хельсинки.

И сегодня дальняя авиация преподносит особые сюрпризы «друзьям» России. Так, самолёты дальней и стратегической авиации участвуют в контртеррористической операции, нанося сокрушительные удары по объектам и позициям боевиков на территории Сирии. Минобороны представило кадры массированного удара самолётами дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3) по объектам инфраструктуры ИГИЛ.

Сегодня дальняя авиация – это не только одно из серьёзнейших средств по борьбе со спонсируемым третьими странами террористическими группировками, это одна из важнейших составляющих сил ядерного сдерживания. Это средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ для решения стратегических задач.

На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8 и Ми-26.

Самолёты дальней авиации выполняют полёты по патрулированию воздушных рубежей России, появляются в нейтральных водах над Северной Европой, у восточного и западного побережья Северной Америки. В 2014 году самолёты дальней авиации приземлялись на аэродромах Никарагуа и Венесуэлы. Спектр работы по-настоящему огромен.

Праздник «День дальней авиации» по указу главнокомандующего ВВС был учрежден в 1999 году и отмечается ежегодно 23 декабря. В этот же день в 1913 году свой первый полет совершил 4-х моторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», сконструировал который И. И. Сикорский. А спустя ровно один год, Указом императора Николая II сформировалась первейшая в мире эскадра подобных самолетов. Именно от этой даты взяла свое начало российская стратегическая (дальняя) авиация.

Дальняя авиация на сегодняшний день является основной ударной силой ВВС и стратегическим резервом ВГК (Верховного Главного Командования). Основной задачей этой структуры РФ является уничтожение военных объектов противника на дальнем расстоянии от мест базирования. Также дальняя авиация выполняет ведение стратегической и оперативной воздушной разведки.

Все наши поздравления
Для дальней авиации,
Военные из ВВС
Достойны лишь овации,
Желаем счастья им, добра,
Удачи и везения,
Спокойным небо будет пусть,
Хорошим - настроение!

Нам не обойтись без дальней авиации,
Она закроет небо от вражеской агрессии.
Защищает в воздухе - интересы нации;
В ней служат, - только лучшие в профессии.

Перелёты дальние, дозаправка в воздухе,
Трудная работа - справится лишь ас.
В день дальней авиации, всем нам очень хочется,
С профессиональным праздником поздравить вас.

Поздравляю с Днём дальней авиации ВВС России и от души желаю высоких полётов и успешных результатов, бравых идей и великих целей, крепких сил и уверенности в себе, беспрепятственного преодоления любых расстояний и жизненных проблем.

С днем дальней авиации
Мы летчиков России
Поздравим от души сейчас
И пожелаем силы,
Пусть будет служба в ВВС,
Конечно, безопасной,
Желаем счастья и добра,
И впечатлений разных!

День дальней авиации страны!
Я от души хочу поздравить вас,
В награду вам все почести даны,
И благодарность каждого из нас.

Пускай здоровье вечно прибывает,
А что задумано - всегда случится.
Пусть никогда печали не бывает,
Ну, а разлука за бедой умчится!

С Днем дальней авиации!
Пусть радуют полеты.
Вы - гордость нашей нации,
Отличные пилоты!

Пусть враг боится скоростных
И крепких самолетов.
Характеров вам боевых
И только к счастью взлетов!

С Днем дальней авиации
Воздушных сил России!
Вы - гордость нашей нации.
Добра вам, счастья, силы!

Вы ввысь взлетайте птицами,
Ведь это в вашей власти.
И славными страницами
Историю украсьте!

В Российской Федерации,
День дальней авиации,
Мы с гордостью и радостью отметим!
Пилоты наши - лучшие,
И даже в сложном случае
Взлетят. Не сомневаемся мы в этом.
Им всем судьбой доверено,
На технике проверенной,
В полёте - подниматься выше всех.
Пусть ждёт вас небо чистое,
Здоровья всем - отличного.
Повсюду и всегда - пусть ждёт успех!

Дальняя авиация -
Служба неординарная.
Она наша гордость и мощь,
Она - наша сила ударная.

В праздник ваш мы пожелаем,
Летчики лихие,
Чтобы слушались машины
Ваши боевые.

Быть желаем вам, ребята,
Мы всегда на высоте,
Пусть везет вам в жизни личной,
Дружбе, хобби и труде.

Помнят небо и земля:
В этот день когда-то важно
« Илья Муромец» отважный
Крылья в небе расправлял.

Даль на небе высока,
Знаем - ваше дело правое,
Охраняете державу вы
От коварного врага.

Пожелание в награду
В этот день и в этот час:
Чтобы взлетов и посадок
Было поровну у вас

Видите вы небо голубое
И для вас оно, как дом родной,
Когда небо мирное, святое,
На земле и радость и покой!
Берегите мир без слез и плача,
Чтобы было счастье на земле,
Это ваша главная задача,
Встаньте и скажите: «Нет войне!»
Будьте живы, парни, и здоровы!
Приносите радость и любовь,
Будьте внешне мощны и суровы,
А в душе несите радость вновь и вновь!

16 лет назад – в 1999 году на основании приказа Главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова в календаре праздников и памятных дат появляется День дальней авиации России. Официальной датой празднования Дня дальней авиации становится 23 декабря, причём эта дата отнюдь не была взята «с потолка». Именно 23 декабря далёкого 1914 года сформирована воздушная эскадра самолётов «Илья Муромец». Формирование прошло по решению Военного совета армии.

Примерно годом ранее четырёхмоторный гигант (по тогдашним меркам) С-22 «Илья Муромец» совершал испытательные полёты. Этот самолёт был разработан в Санкт-Петербурге отделом Русско-Балтийского вагонного завода группой инженеров под руководством Игоря Ивановича Сикорского.
«Илья Муромец» стал первым бомбардировщиком. Его характеристики по тем временам были более чем впечатляющими

Размах крыльев: верхнего – 30,87 м, нижнего – 22 м; вес пустого самолёта – 3,8 т, максимальная взлётная масса 5,1 т, продолжительность полёта – до 4 часов, дальность полёта – до 440 км, длина разбега – 450 м, время набора высоты в 1 км – около 9 минут.

В ходе декабрьских испытаний 1913 года «Илья Муромец» поднял на высоту 1 км груз массой около 1,1 т, тем самым установив новый мировой рекорд.
Впоследствии в России стали выпускаться и пассажирские варианты самолёта Сикорского. А к началу Первой мировой войны 4 бомбардировщика «Илья Муромец» были переданы Императорскому военно-воздушному флоту.

Лётчики дальнебомбардировочной авиации проявили себя с первых дней Великой Отечественной войны. В исторических архивах сохранились документы, из которых известно, что первый бой дальнебомбардировочная авиация провела уже примерно через 8 часов после того, как гитлеровцы пересекли границы Советского Союза. В документах говорится о том, что лётчики нанесли удары по скоплению гитлеровских войск в районах Сувалки и Прасныш. Особое внимание на себя обращает тот факт, что самолёты дальнебомбардировочной авиации спустя примерно полтора месяца с момента начала войны нанесли авиационный удар по сердцу гитлеровского Рейха – Берлину. Три группы дальних бомбардировщиков, сформированные из состава 22, 200 дальнебомбардировочных авиационных полков и 81 авиадивизии участвовали в нанесении ударов по Берлину. С 8 августа по начало сентября было совершено 90 вылетов и нанесено 10 массированных ударов по немецкой столице.

Бомбардировки Берлина стали настоящим шоком для гитлеровцев, ведь уже через несколько недель после начала войны главный пропагандист нацизма Геббельс объявил о том, что советская авиация полностью разгромлена. К тому же было известно и громкое высказывание главкома люфтваффе Геринга, который заявил, что «ни одна бомба никогда не упадёт на столицу Третьего Рейха». Упала… И не одна…

Когда советские дальние бомбардировщики ДБ-3 ВВС Балтфлота, поднявшиеся в воздух с острова Эзель (ныне эстонский остров Сааремаа), впервые пересекли восточную немецкую границу, то представители войск ПВО и подумать не могли, что их летят бомбить русские. Самолёты были приняты за собственные – «заблудившиеся» немецкие, и в одном из случаев с помощью прожекторов немцы решили помочь лётчикам осуществить посадку на одном из аэродромов. От «помощи» советские лётчики, принятые за своих, по понятным причинам, отказались, что, в принципе, не вызвало особых подозрений у немецких военных.

В ночь на 8 августа на Берлин, который был залит светом фонарей и стал идеальной мишенью, посыпались первые советские авиабомбы. Заполыхали промышленные объекты гитлеровской столицы, разрывы бомб отмечались в районе Штеттина. В течение первой минуты противник не мог выйти из шокового состояния. Когда бомбы уже рвались в столице, немцы догадались включить светомаскировку.

На итоговой стадии операции по нанесению первого авиаудара по Берлину радист Василий Кротенко вышел в радиоэфир и произнёс исторические слова:

Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!

Примерно в 4 утра бомбардировщики Балтийского флота уже садились на родной аэродром, совершив, казалось, на тот момент невозможное. Несмотря на то, что существенного ущерба удары не нанесли, куда более важен был психологический эффект от этого шага. Немецкие газеты на другой день вышли со статьями о том, что ударили по Берлину самолёты британской королевской авиации, чему в Лондоне были сильно удивлены. Ещё больше были удивлены (и это мягко сказано) в Германии, когда получили подтверждение того, что именно русские самолёты атаковали Берлин с воздуха.

В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.

Ещё через пять дней – 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР первым четырём лётчиках, бомбивших немецкую столицу, были присвоены звания Героев Советского Союза. Героями стали полковник Е.Н.Преображенский, капитан В.А.Гречишников, капитан М.Н.Плоткин, капитан А.Я.Ефремов (штурман флагманского экипажа).

7 марта 1942 года на тот момент уже майор Михаил (Меер) Николаевич Плоткин погиб, возвращаясь после выполнения боевого задания по постановке минных заграждений на рейде Хельсинки.

И сегодня дальняя авиация преподносит особые сюрпризы «друзьям» России. Так, самолёты дальней и стратегической авиации участвуют в контртеррористической операции, нанося сокрушительные удары по объектам и позициям боевиков на территории Сирии. Минобороны представило кадры массированного удара самолётами дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3) по объектам инфраструктуры ИГИЛ:

Сегодня дальняя авиация – это не только одно из серьёзнейших средств по борьбе со спонсируемым третьими странами террористическими группировками, это одна из важнейших составляющих сил ядерного сдерживания. Это средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ для решения стратегических задач.

На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8 и Ми-26.

Самолёты дальней авиации выполняют полёты по патрулированию воздушных рубежей России, появляются в нейтральных водах над Северной Европой, у восточного и западного побережья Северной Америки. В 2014 году самолёты дальней авиации приземлялись на аэродромах Никарагуа и Венесуэлы. Спектр работы по-настоящему огромен.

«Военное обозрение» поздравляет лётчиков и ветеранов дальней авиации с профессиональным праздником! Пусть число взлётов всегда равняется числу посадок!

День дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации, который ежегодно отмечается 23 декабря, был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС России.

Днем, положившим начало развитию дальней авиации (ДА) в России, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» - легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского.

День дальней авиации - история праздника

Спустя ровно год, 23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.

Дальнейшая судьба эскадры «Муромцев» не проста. Несмотря на то, что в годы Первой мировой войны бомбардировщики выполнили несколько сотен полетов при потере только одного «Ильи Муромца», а в 1917 году эскадра включала уже двадцать бомбардировщиков, в сентябре 1917 года все самолеты были сожжены, чтобы не стать добычей германских войск, вплотную подошедших к месту дислокации эскадры.

Позднее на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А.Н. Туполева, а затем и самолеты ДБ-3 (после модернизации - ДБ-3Ф, Ил-4), сконструированные в КБ С.В. Ильюшина.

В годы Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация Красной Армии, состоящая из пяти авиакорпусов, трех авиадивизий и отдельного авиаполка (это около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей), вступила в бой с врагом с первых дней войны и участвовала во всех крупных операциях советских войск, выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили более 220 тысяч боевых вылетов, и около 25 тысяч солдат и офицеров ДА были удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза.

В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. Ракетоносец Ту-95МС был разработан более 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели.

Дальняя авиация (ДА) является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил РФ, стратегическим резервом Верховного главнокомандования (ВГК) и компонентом стратегических ядерных сил России. Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки. И личный состав всегда выполняет поставленные перед ним задачи по поддержанию боевой готовности на высоком уровне.

Начало нашей дальней авиации было положено эскадрильей «Илья Муромец». Это была первая в мире боевая часть тяжёлых бомбардировщиков. Николаем II утверждено решение о её создании 23 декабря 1914 года. В период Первой мировой эскадрилья выполнила четыреста боевых вылета. За всю историю немцам удалось сбить только одного «Муромца».

После февральской революции наступил развал армии. В сентябре 1917 года самолёты пришлось сжечь, чтобы они не достались врагу. На тот момент в эскадру входили двадцать самолётов.

Важность дальней авиации понимали и большевики. В 1918 году была сформирована группа из трёх «Муромцев». Качественный перелом наступил с вводом в строй модели ТБ-3 сконструированной Туполевым. На начало 30-х годов было создано несколько корпусов дальней авиации. Тридцатые годы ознаменовались созданием стратегической авиации. На тот момент нигде в мире не существовало таких формирований.

В эти годы шло бурное развитие авиации. Несколько КБ работало над созданием принципиально новых моделей тяжёлых бомбардировщиков. Параллельно с этим, шли организационные работы по формированию структуры дальней авиации. На начало второй мировой на боевом дежурстве стояло примерно полторы тысячи самолётов и около тысячи экипажей.

Роль дальней авиации проявилась с первого дня войны. 22 июня самолёты бомбили немцев под Сувалком и Перемышлем. На следующий день – противник тушил Данциг, Варшаву, Краков и несколько других городов. В ночь на 11 августа 41 года тяжёлая авиация бомбила Берлин.

В войну экипажи дальней авиации принимали участие во всех важнейших операциях. Они совершили больше 220 тысяч вылетов, сбросили два с четвертью миллиона бомб разного калибра. Шестеро военнослужащих стали дважды героями Советского союза, 269 человек получили Звезду героя.

В 1946 году была создана Дальняя авиация Вооружённых сил. Базой для создания послужила 18-я воздушная армия. Война практически полностью износила самолётный парк. В конце сороковых было принято решение о копировании американца В-29. Ту-4 поступает на вооружение в 1947 году, а с 1951 года эти самолёты становятся на боевое дежурство с ядерным оружием.

Основная реорганизация дальней авиации приходилась на 60-е и 80-е годы. В это время проводилась реформа структур управления, поступали новые модели самолётов. Именно в 60-е наши лётчики впервые стали летать «за Угол», началось освоение Арктики. Авиационные комплексы Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС могли нанести удары крылатыми ракетами из любой точки по любой цели.

Распад СССР лишил дальнюю авиацию украинского полка Ту-160 и заправщиков. В конце 90-х начинается постепенное восстановление численности и финансирования частей стратегического назначения. 2001 ознаменовался первым за десять лет появлением наших гигантов над Северным полюсом.

Резко повысилась боеготовность экипажей. В 2003 году два 160-х и четыре 95-х совершают уникальный перелёт в Индийский океан. Во второй половине 2007 года возобновляются постоянные полёты в удалённых регионах. В настоящее время активно патрулируются зоны интенсивного судоходства и экономической деятельности страны.

Лёгких времён у дальней авиации никогда не было. Но, невзирая на проблемы, военнослужащие выполняют свой долг по обеспечению боеготовности. 23 декабря лётчики и служащие частей обеспечения принимают заслуженные поздравления и награды.