Соматопсихическая деперсонализация переживается пациентами как отчуждение соматических ощущений, в которых представлены собственное тело и протекающие в нем физиологические процессы. Утрата чувства собственной принадлежности иногда сопровождается проекцией телесных ощущений во вне, узнаванием своего тела в других внешних объектах.

Собственное тело, какие-то его части воспринимаются при деперсонализации как посторонние и порой неконтролируемые объекты: «Язык, веки, пальцы рук и ног, в основном мизинцы, у меня как лишние, не мои, посторонние, они мне все время мешают... Руку ощущаю где-то в стороне и чувствую, как ладонь что-то нащупывает... Руки не мои, ноги не мои, голова не моя, все тело не мое. Оно где-то в стороне от меня, оно ощущается как какой-то посторонний предмет... Тело как не мое, я не могу руководить им... Моя правая половина тела принадлежит жене, левая - тестю... Свое тело я вижу у других людей...

Я ощущаю свое тело как оболочку, футляр, не принадлежащий мне предмет... Тело кажется мне какой-то шкуркой, в которой я чувствую себя очень неуютно и из которой мне хочется выскочить... Руки вроде бы не мои, они постоянно мне мешают, так бы взяла и отстегнула их... Мне мешают язык, губы, глаза. Все тело как будто не мое. Мне как-то странно прикасаться к себе самой и другим людям, даже само прикосновение мне кажется не своим. Голос звучит как-то странно, как будто я говорю в нос, будто бы и голос не мой. Не могу смотреть на свое отражение в зеркале, кажется, и там я стала какой-то другой... Нередко мне кажется, что голова и особенно левая рука стали чужими, как бы не моими... Тело стало какое-то чужое, оно будто от другого человека...

Тело как не мое, оно существует само по себе, мне кажется, что оно находится где-то в стороне... Смотрю не своими глазами, а словно чужими... Смотрю на свои руки, тело и удивляюсь, почему они такие, зачем они, будто я отвыкла от них... Рука как не моя, как механическая приставка, я как бы приказываю ей что-то делать... Не узнаю свой собственный голос, говорит будто другой человек... Говорю, и мне кажется, будто мой голос звучит где-то поодаль...

Свое тело ощущаю иногда как одежду, мне кажется, что я могу надевать его на себя и снимать как платье или халат... После смерти ребенка видела себя во сне со стороны в морге. Стою, прижимаю ребенка к себе и думаю, что сейчас покормлю его грудью, и он оживет». Иногда деперсонализация возникает в отношении некоторых других болезненных проявлений. Так, больная жалуется не на ощущение «ватности ног», как нередко говорят пациенты с симптомами психической анестезии. Она говорит, что при ходьбе ее стопы как бы утопают в вате, поролоне или земля стала мягкой и продавливается под ногами. В данном случае болезненные ощущения воспринимаются как некие свойства внешних объектов.

Вероятно, с деперсонализацией связано ощущение изменения скорости движения воспринимаемых объектов; ускорение, замедление, толчкообразность собственных движений при этом как бы проецируются вовне: «Все замедляется, время течет медленно, и сама я двигаюсь медленно... В детстве до 8 лет два раза возникало такое состояние: в голове что-то тормозит, мне кажется при этом, что я двигаюсь медленно, и все вокруг движется медленнее». Ощущается подобное и в сновидениях: «Вижу во сне себя со стороны. Такое часто было три года назад после смерти брата. Снилось, например, что я ухожу в свою комнату, роюсь в шкафу. Полтора месяца назад такие сны вернулись. Вижу себя в это время как в замедленной съемке, и все окружающее тоже замедляется... Люди, машины двигаются какими-то толчками, не плавно, а прерывисто, пунктирно».

Нередко деперсонализация касается не собственно физического Я, а мысленных образов, в которых оно фигурирует: «Представляю себя со стороны. Сегодня шла с матерью к вам на прием, а сейчас вспоминаю это так, будто иду с ней и вижу себя со спины. Обычно я так себя и представляю - где-то в стороне от себя. Иду, например, с сестрой и мысленно вижу себя сзади или сбоку от нее... Вчера мы гуляли, потом была драка, а затем мы с мужем поругались. Утром я проснулась, а муж все еще ругается. Мне было очень не по себе, обида душила меня. Казалось, что еще одно его слово, и я выброшусь в окно.

Я побежала к подруге. Там я рыдала, кричала, говорила, что не хочу жить и что сделаю с собой что-нибудь. Била кулаком по стене, бегала по комнате. И все это видела как со стороны. В то же самое время я говорила себе, что мне надо жить, ведь у меня ребенок, как он будет без меня. Спустя где-то полчаса я пришла в себя и все сразу встало на свое место... В снах я часто вижу себя со стороны с кем-то из других людей. А иногда не вижу, а только чувствую, что нахожусь где-то среди них или бываю в облике другого человека... Мне снилось, что меня убили и я лежу в поле.

Вижу себя лежащим на спине, головой к себе, руки и ноги распластаны. И вижу потом, как от меня отделяется еще одно точно такое же тело, оно в белой ауре, затем это второе тело улетает куда-то вверх. А кругом полная темнота и ничего больше нет».

Подобные сообщения, строго говоря, не относятся к проявлениям собственно соматопсихической деперсонализации. В них речь идет не о непосредственных ощущениях своего тела, а об отчуждении мысленных его образов, т. е. об аутоскопических представлениях. Стоит отметить сходство таких представлений с аутоскопическими обманами зрения и такими же сновидениями, более того, последние иногда и переживаются как настоящие галлюцинации: «Лежу, не сплю. Лежу на животе и чувствую, что какая-то сила прижимает меня к постели. И вдруг ясно вижу, как мои руки, ноги поднимаются вверх, доходят до какого-то предела и там застывают. Одновременно отчетливо ощущаю, что мои руки и ноги на месте». В последних двух сообщениях указывается среди прочего и на редупликацию самовосприятия: пациент ощущает собственное тело адекватно и вместе с тем испытывает галлюцинацию самовосприятия.

При соматопсихической деперсонализации пациенты уже не хотят, как прежде, есть, пить, спать или испытывают какие-то телесные ощущения либо чувствуют боль, сердцебиение, физический дискомфорт. Соматические ощущения, телесные потребности воспринимают так, будто они им уже не принадлежат: «Болит не у меня, а будто у другого человека... Сломала себе руку, а такое ощущение, будто рука сломана и болит у соседки... Наступает дремота, но это не я хочу спать, а кто-то посторонний... Пью воду и чувствую, что жажда как не моя и глотает будто кто другой... Усталость ощущается не как раньше, по-другому, вроде бы я-то не устал, это притомился кто-то другой... Хожу в туалет, но сама потребности не ощущаю, мне кажется, будто этого хочет другой человек».

Отчуждение может приобретать иной, более тяжелый, явно насильственный характер:

«Меня заставляют спать, будят среди ночи... Мне показывают сны... Мне делают боль, прижигают кожу... Бросают в шат, раскачивают, как пьяного... Принуждают то и дело бегать в туалет... Вызывают приступы голода, отбивают аппетит, сушат рот» и т. п.

Первое и основное - это вернуться к телу. Если у нас нет связи с собственными телами, то нет связи и с землей. Мы отсоединены, лишены корней, а без корней в теле ничего нельзя сделать, совершенно ничего.

Как только вы укореняетесь в теле, всё становится возможно.

И такие проблемы, как ревность, чувство собственности, жадность, - все они происходят от отсутствия корней. Оставаясь без корней, мы всегда боимся; из-за этого страха мы пытаемся сделать других рабами, из-за этого страха мы никому не можем доверять, и появляется ревность. Фактически, мы не можем доверять себе - вот в чём проблема - как вы можете доверять себе, если у вас нет никаких корней в земле? Доверие приходит, когда у вас есть в земле глубокие корни. Тогда, что бы ни случилось, вы знаете, что сможете выстоять и сможете с этим справиться. Тогда вам не нужно цепляться за других - в этом нет необходимости; достаточно вас, самих по себе.

Таким образом, вот первое и основное: вы должны более и более укореняться в теле. Чувствуйте тело больше, наслаждайтесь действием, бегайте по утрам и наслаждайтесь телом и ощущением бегущей энергии. Займитесь плаванием: наслаждайтесь телом, рекой, прикосновением воды. Бегайте, танцуйте и прыгайте на воздухе, на солнце, и пусть тело снова начнёт дрожать от радости.

Это нужно сделать прежде всего… и дышите как можно глубже. Как только вы войдёте в тело, как только вы снова станете живым в теле, девять проблем из десяти исчезнут.

Это одна из уловок, посредством которых общество отчуждает людей от самих себя. Оно отсекло вас от тела, и вы стали, словно привидение в механической клетке. Вы в теле, но всё же не в теле - вы витаете вокруг него. Вы берёте за руку друга, но это просто мертвая рука в мёртвой руке - никакого чувства, никакой поэзии, никакой радости. Вы едите, но при этом просто набиваете себя пищей; вкус не чувствуется. Вы смотрите, но не видите существование таким невероятно ярким, как есть на самом деле; вы видите цвета тусклыми, серыми, пыльными. Вы слушаете музыку, но вас достигают только звуки; музыку вы не слышите.

Таким образом, несколько месяцев наслаждайтесь всем, что касается тела: ходите, бегайте, играйте, прыгайте, танцуйте, кричите в горах. Вернитесь в детство! И вы начнёте чувствовать себя так, словно родились заново. У вас появится точно такое чувство, как у гусеницы, когда она становится бабочкой.

Еще по теме Чувство отсоединения от тела Я не чувствую своё тело. Как мне установить с ним лучимую связь?:

  1. Скованность в нижней части тела Мои ноги и нижняя часть тела - тяжёлые, и в энергии чувствуется блок. Как мне прийти более в связь с землей?
  2. Раджниш Бхагаван. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать своё тело, 2006
  3. Оживление чувств Я - интеллектуал и много работаю с компьютером. Я часто чувствую себя недостаточно живым.
  4. Чувствование тела изнутри Вообще я очень умственный человек, но в последнее время мои тело и ум пережили большие перемены. В это время я чувствовал себя более внутри, но теперь я боюсь, что снова вернусь к старым привычкам, и ум снова перехватит контроль. Как мне переместиться больше из ума в тело?
  5. Скованность или недостаток гибкости Я чувствую, что моё тело очень застывшее, и моя девушка говорит, что у меня грудь - как панцирь.
  6. Теперь я ОТДАЮ СЕБЯ ВО ВЛАСТЬ Высшей Силы, которую я называю Богом. Я уверена, что эта ситуация будет и впредь развиваться совершенным образом, в согласии с Божественным руководством и духовным законом. Я признаю свое единство с Источником и чувствую свою связь с ним. Я вернулась к своей истинной природе, которая есть Любовь, и теперь я вновь отношусь к X с любовью. Я закрываю глаза, чтобы прочувствовать, как через меня течет любовь. Меня переполняет радость, идущая рука об руку с любовью.

Здравствуйте! Я уже писала сюда по поводу нероза… В общем с лета прошлого года меня мучали разные физические симптомы: тахикардия, трудно дышать, шаткость, потные руки и ноги, шум и звон в ушах, ком в горле, дурнота и предобморочные состояния. И еще была деперсонализация, я как будто не чувствовала реальность, как за стеклом! При этом па не было. Я уже привыкла к дереализации и даже нп замечала ее, отвлекалась. Но вот все изменилось с конца декабря, когда у меня резко подскачил пульс до 150 ударов, я сильно испугалась и вызвала скорую, меня трясло, скорая вколола магнезию и уехала. Через 2 недели повторилось все, только еще и давление до 150 подскачило, опять скорая и вегитативный криз… Потом приступы стали повторяться через день, но я сбивала их анаприлином. Потом со мной стало происходить нечто страшное! 4 недели назад я вдруг резко почувствовала что не ощущаю ног! Их как будто нет, но при этом когда трогаю то чувствую, а когда не трогаю-как пустота! Я очень испугалась и мне показалось что меня уносит куда то, что сейчас я просто выключусь, я смотрела в телевизор и мне было страшно! С этих пор приступы приобрели другую окраску, не физическую! Мне резко как будто уносит, я не чувствую тела, плохо соображаю, кажется сейчас меня не станет! Я перестала выходить на улицу, потому что мне там очень дурно становится. Но и дума для меня мука! Сейчас неделю назад началось жуткое состояние, если раньше я не чувствовала реальность, все было нереально вокруг, то сейчас я не чувствую себя!!! Я не ощущаю своего тела, как будто его и вовсе нет, при этом когда щипаю себя то чувствую боль, а так как будто тело и мозг отдельно, я кистей вообще не ощущаю, очень странное чувство, иногда кажется что руки не мои имои одновременно. Я осознаю что у меня есть тело, ноги и руки, но я этого не ощущаю! Тоже самое было с реальностью вокруг меня, а теперь случилось наоборот со мной! Я ловлю себя на том, что когда иду кау будто невесомость, как взлетишь:((вместо тела пустота по ощущениям! Мне кажется что это шизофрения! наверное так люди и сходят с ума. Мама говорит что она рада наоборот когда легкость в теле, но у меня противоестественная легкость. Вчера была па, потому что мне на улице показалось, что отнялась рука- через секунду резка нахлынула волна как будто парализует тело, я схватилась за головуи резко пошла вперед, думала что все конец и у меня инсульт:((но она и резко отхлынула, потом сердце заколотилось как реакция на испуг. И вотсегодня я полностью не ощущаю тела, движения кажутся противоестественными, концентрации внимания вообще нет, осязание нарушено и сильная тревога, страх, я боюсь умереть или сойти с ума!!! Состояние похоже на то, когда люди наверное медитируют и не чувствуют тела или на наркотическое опьянение, только при этом я все сознаю!!! Была у психиатра неделю назад-поставил паническое расстройство, сказал вести дневник па, таблетки не выписал, сказал что я еще «свежая» так как нет и года и можно обойтись психотерапией. Следующий сеанс только в пн!!! Но вот это состояние накатило после встречи с психиатром, мне кажется что я просто исчезаю, растворяюсь, не чувствую границ!!! Помогите мне понять что со мной? Это деперсонализация началась или же это уже шизофрения? Это лечится?? От этого можно умереть? Очень очень страшно… Заранее благодарна вам!

Десоматизация , или телесная анестезия, проявляется утратой способности распознавать ощущения своего тела. Десоматизация может быть частичной, если она касается каких-то частей тела, и тотальной. В последнем случае выпадает восприятие ощущений всего тела. Нередко десоматизация сочетается с нарушением восприятия ощущений о размерах, пропорциях тела и его частей, с выпадением осознавания других телесных ощущений.

Пациенты сообщают об этом следующим образом: «На три месяца отнимались ноги, три месяца я лежала. Не было ощущения ног, я не чувствовала их, и они не слушались. Не чувствовала тогда боли, исчезли сны. Однажды проснулась и почувствовала ноги, заново училась ходить... Голова как не моя, я ее не чувствую. Не ощущаю, как расчесываюсь, а вот зуд в голове чувствую... Плохо ощущаю свое тело, лучше чувствую зубы... При засыпании чувствую легкость тела, не чувствую его, не ощущаю себя. Кажется, и не дышу уже, пульс не стучит... Не ощущаю, где центр тяжести тела. Не знаю как сесть, встать - боюсь упасть. Когда болит голова, я чувствую, как центр тяжести тела смещается к голове. В это время мне кажется, что голова увеличивается, а тело становится как не мое, оно как бы тает, растворяется, исчезает... Я вышла из своего тела, а оно замерло и перестало что-либо ощущать... Потеряла свой вес, не чувствую веса, не ощущаю своих движений, тело легкое, его как бы и нет совсем... Тела как будто нет совсем, остались одни глаза... Просыпаюсь с ощущением, что нет кистей рук, в страхе ищу их... После пробуждения минут 10 не чувствую своих рук, их будто нет совсем... Тела нет, я совсем не чувствую его, только сердце колотится... У меня бывает ощущение человека, который схватил свою отрубленную голову и бежит по улице... Голова разговаривает, а тела нет... Такое чувство, что идет одна голова, а тела как нет совсем... Тела нет, остались только мысли... Голова отделилась от тела, и она его не чувствовала... При засыпании появляется ощущение, будто я оказываюсь в какой-то бездне, полной пустоте. В это же время я не ощущаю себя, не чувствую своего тела... Снилось, что я умираю, потом умерла совсем. Ничего не вижу, не слышу, не ощущаю тела, при этом нет никакого страха. Затем я оживаю. Когда просыпаюсь, долго не могу понять, что со мной было, мне это интересно... Вижу духовные сны, в них тела у меня нет... Летаю во сне, как дух, без тела... Снится, будто я иду в каком-то непонятном состоянии, как пьяная, спотыкаюсь, падаю, чувствую боль в колене. И тут я умираю. Вижу все это со стороны. Вижу сознанием, тела своего не ощущаю». Иногда меняется восприятие внутренней речи: «Я иначе воспринимаю свою внутреннюю речь, она стала какая-то темная и в полосочку».

Иногда обычное ощущение тела не просто теряется, оно подменяется другим, притом весьма необычным. Тело воспринимается как «комочек материи, сгусток энергии, пятнышко, облачко, точка, спираль, водяной знак на бумаге, отрезок линии, шарик, буква». Один пациент описал ощущения своего тела так: «Я видел во сне и чувствовал свое тело как желтый шарик, сгусток энергии. Шарик разлетелся потом на желтые линии, уходящие в разные стороны. У меня было при этом ощущение полета, и я находился в разных местах одновременно, там, где были линии.

Тела своего я в это время не ощущал». Реальный образ тела, как видно, замещается совсем другим, неким геометрическим, графическим символом, знаком, абстрактным представлением. Формально тут можно говорить о символических галлюцинациях собственного тела, но существо дела состоит, видимо, в другом. Упомянутые знаки и отвлеченные представления в повседневной вербальной практике обычно используются людьми для описания внешних впечатлений. У пациентов же, как показывают приведенные иллюстрации, эти символы представляют какие-то болезненные телесные образы.

Иными словами, то, что в норме относится к внешнему миру, в условиях патологии воспринимается за некие внутренние события. Далее мы попытаемся показать, что такая подмена внешнего внутренним связана с другой формой нарушения самовосприятия, а именно с апперсонализацией.

Утрата ясности восприятия своего сознания проявляется ощущением притупления собственного сознания, иногда переживается утрата осознавания своего сознания. «Человеку, - указывает К.Ясперс, - свойственно осознавать свое сознание». Реальные нарушения сознания, такие как делирий, онейроид, сумеречное помрачение, обычно не находят отражения в самовосприятии и не фиксируются в памяти таким образом, чтобы пациент мог их распознать при повторном появлении.

В какой-то степени могут запоминаться лишь состояния, предшествующие угасанию сознания, например обмороку, погружению в сон, оглушению во время наркоза, неполному пробуждению, утрате сознания при черепно-мозговой травме, опьянении. Многие пациенты имеют хотя бы однократный личный опыт утраты сознания, особенно часто это бывают обмороки, другие знают об этом понаслышке, из прочитанного, от знакомых людей.

Именно с упомянутыми состояниями пациенты и сравнивают изменение актов самовосприятия, касающиеся ясности своего сознания: «Ощущение такое, будто я не могу проснуться... Кажется, будто я вижу себя во сне и безуспешно пробую очнуться, разбудить себя... Мое сознание находится как в тени, я тормошу, щипаю себя, чтобы оно восстановилось... Чувствую себя каким-то оглушенным, угорелым, как прибитым, в голове туман, она как ватой забита... Я все время какой-то полусонный, пребываю в какой-то дреме, чувствую себя так, будто не уснул совсем, но и не проснулся окончательно... Кажется, я вот-вот потеряю сознание, еще совсем немного, и оно выключится... Постоянно нахожусь в каком-то полуобморочном состоянии... Иногда я впадаю в обморок, но все при этом слышу и понимаю... При засыпании мне кажется, что я теряю сознание, впадаю в обморок. А когда просыпаюсь, долго не могу понять, где я нахожусь... Сознание туманит, я будто в облаках нахожусь и все вокруг какое-то другое. Такое бывает со мной весной и осенью, а когда проходит, я 2–3 дня бываю веселой и активной».

Утрата осознавания общего чувства проявляется выпадением актов восприятия висцеральных ощущений: «Внутри меня пустота, будто я полый... Я вроде трубы, внутри ничего нет, ничего там не ощущаю... В груди ничего нет, там все затихло, замерло... Голова пустая, она как надутый шар, в ней нет ничего, одни только мысли... Осталась только оболочка тела, а под ней ничего нет... Внутри как в камере холодильника, только холод и пустота, а на стенках ее иней... В животе пусто, органов нет, пища проваливается прямо в таз и там гниет... Не слышу, как бьется мое сердце».

Утрата осознавания когнитивной активности выражается жалобами пациентов на потерю способности представлять, воспринимать, думать, вспоминать, а также на утрату познавательной потребности: «Прошлое представляется мне в тусклом виде и помнится как бы без образов, почти словесно. Фильм на другой день вспоминаю только в общем виде, зрительных образов почти не помню. Журнал посмотрю, закрою и не могу припомнить, какие рисунки в нем я только что видел. Не помню музыку. Все воспринимаю как-то тускло, неотчетливо... Совершенно пустая голова, я только говорю, совсем не думая. Сначала скажу, и только потом до меня доходит, что я сказала... Боюсь сказать что-нибудь не то, так уже было много раз. Слова свои слышу, а мыслей таких нет, я про это и не думаю... Голова пустая, она не думает и кажется мне деревянным шаром с двумя отверстиями по бокам, окаймленными ушными раковинами... Ложусь спать, тело засыпает, а голова нет, она не спит, она совершенно пустая, никаких нет мыслей, я даже не могу сосредоточиться на мысли о том, что надо спать... Мысли у меня какие-то расплывчатые, нечеткие, неоформленные, мне кажется, что я говорю бессмысленные фразы... Мыслей нет, я совсем не думаю, только слышу и говорю... Нет памяти, я не чувствую, как я думаю, я вообще ничего не соображаю, голова пустая, без мыслей... Говорю, не думая, только двигаю языком, голова в этом не участвует... Вопросы слышу, но я их не понимаю, отвечаю на них механически, не обдумывая... Нет ни мыслей, ни воспоминаний, ни воображения, голова отключена... Нет ощущения, что я что-то понимаю или что-то обдумываю, я не знаю заранее, что я скажу... Разговариваю сейчас с Вами как бы по привычке, автоматически, информация входит и выходит, а ум бездействует, у меня его как бы и нет... Не понимаю, как это получается, что я о чем-то говорю, на что-то отвечаю, моего Я в этом нет, его голоса я не слышу... Иногда могу сказать ерунду, получается это как-то само собой, я и не думаю такое сказать. Кто не знает меня, удивляется, переспрашивает, а мне приходится отшучиваться. Дочь говорит мне, что если бы она не знала меня, то приняла бы за сумасшедшую... Вчера было какое-то помрачение, я только видела и слышала, но ничего не понимала, и был страх, что я схожу с ума... Я не существую, а присутствую в жизни. Как будто у меня осталось два глаза, я смотрю, наблюдаю и даже не обдумываю, что вижу... Не хочу ни читать, ни смотреть телевизор, вообще пропал интерес ко всему... Раньше не мог без новостей, всегда хотелось узнать что-то новое. А теперь новости меня совершенно не трогают, не волнуют, вообще я стал каким-то равнодушным... Ночью просыпаюсь, хожу по комнате, вроде что-то ищу. Все узнаю, а что мне нужно, не знаю, я ни о чем в это время не думаю».

Вероятно, с данным нарушением бывают связаны своеобразные провалы памяти: «Иногда не помню, что я делала. Помню, например, как выхожу на улицу погулять. Где бываю в это время, что делаю, из головы вылетает. Помню только, как подхожу с прогулки к общежитию. Из-за этого я два раза попадала под машину. Иду, задумаюсь, о чем думаю, я не помню. И не замечаю, что нахожусь на проезжей части дороги, иду на красный свет. То в туалет пойду и забываю, зачем пришла. Возьму там что-нибудь ненужное и возвращаюсь обратно. Было и так: утром выхожу из общежития на занятия в институт. Что было в институте, ничего не помню». Это нарушение может, по-видимому, проявляться и изменением характера сновидений. Сновидные образы при этом теряют яркость, четкость, окраску, становятся пустыми, блеклыми, размытыми. Аналогичные изменения происходят и с другими компонентами сновидения: эмоциями, ощущениями тела и др.

Нередко встречаются состояния задумчивости, когда пациент на некоторое время (минуты, десятки минут) фиксирует взгляд в одной точке и почти не обращает внимания на происходящее вокруг. Наблюдатель может решить, что он о чем-то глубоко задумался. Если, однако, заговорить с ним, пациент тотчас возвращается в реальность. Обычно выясняется, что в эти минуты он вообще ни о чем не думал, но при этом находился в ясном сознании. С.С.Мнухин (1969) называет такие состояния «задумками». Нечто подобное описывает Ф.М.Достоевский у Смердякова, слуги отца Карамазова (по-видимому, его сына от страдавшей идиотизмом девушки): «...он (Смердяков) иногда...останавливался, задумывался и стоял так по десятку даже минут.

Физиономист, вглядевшись в него, сказал бы, что тут ни думы, ни мысли нет, а так, какое-то созерцание. У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге... стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший сюда мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то созерцает. Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться, спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе.

Созерцателей в народе довольно». Эти созерцания - явно не обрыв мысли, не шперрунг и не абсанс, тем более не эпизод кататонического ступора. Тут происходит не совсем понятно что; действительно, такое нередко встречается и у как бы вполне здоровых индивидов. В специальной литературе об этом явлении почти не упоминается. Судя по описанию Ф.М.Достоевского, можно, пожалуй, предположить, что речь идет об относительно коротких эпизодах нарушения самовосприятия в виде утраты осознавания собственной когнитивной активности.

Деиндивидуация, или утрата осознавания индивидуальности Я , переживается пациентами как ощущение потери своей самобытности, как неспособность воспринимать свою уникальность, свои отличия от других людей: «Я стал безликим, безымянным, чем-то вроде номера на униформе... Потерял свое лицо, растворился в массе, ничем не выделяюсь среди людей... Живу привычками, рефлексами, я уже забыл, как надо по-моему... У меня не стало ничего своего, я как копия с чего-то, а не оригинал. Меня будто запрограммировали, сделали одинаковым со всеми... Я превратился в какое-то серое, бесцветное, обезличенное существо, все мое будто облетело с меня, как листва с дерева... Ощущаю себя словно в толпе, когда ведешь себя как другие, а не по своему усмотрению... Ничего не стало моего, такого, чего нет у других. Мне кажется, все, что во мне есть, я скопировал, взял от других, сам я ничего своего не придумал и не сделал». Иногда утрата чувства своей оригинальности сочетается с другим или подменяется другим, когда окружающие люди кажутся совершенно одинаковыми, лишенными индивидуальности («куклы... матрешки... однотипные изделия из папье-маше... копии... близнецы... механизмы, в которые вдохнули жизнь...»).

Деиндивидуация переживается также в связи с утратой осознавания чувства новизны собственных переживаний. При этом пациентам кажется, что их мысли, чувства, действия остаются такими же, что и в прошлом, в них нет ничего нового, свежего, они лишь повторяются как по привычке или по памяти. Одновременно притупляется восприятие настоящего и будущего времени, жизнь кажется оставшейся где-то позади, размываются перспективы и впереди пациентов ничего будто не ждет, там все та же томительная монотонность, когда не происходит ничего неожиданного, незнакомого или интересного.