Доклад на тему «Древний Рим» расскажет о культуре и жизни в этой стране. «Древний Рим» доклад 5 класс может представить на уроке истории.

«Древний Рим» доклад

Древний Рим – могущественная древняя цивилизация, получившая свое название от столицы – Рима. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе. Основание города Рима легенда предписывает братьям Ромулу и Рему.

История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
2. «царский» VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. — 476 г н. э.

Чем занимались древние римляне?

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев - коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев - более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов - они попадали в плен в ходе войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Рабы выполнили работу по дому, тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.
Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.
Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не могли управлять государством и командовать войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. Плебее занимались торговлей, разными ремеслами - обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы делали в утренние часы. После обеда жители отдыхали и посещали бани с термальными водами. Знатные римляне могли ходить в библиотеки, в театр.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, и исполнял обязанности верховного жреца. Также существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность - назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.
Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника - Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам - Европе, Азии и Африке.
Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший правитель стал императором, а государство стало именоваться империей.

Образование в древнем Риме

Основной целью римлян было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.
Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разным ремёслам.
Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома - учили готовить, шить и другим женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы , давали ученикам начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы обучали мальчиков от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать детям образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии, истории и философии, медицине, ораторскому искусству и фехтованию.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была большой, поэтому там учились дети богатых и знатных римлян.

Наследие римлян

Древний Рим оставил человечеству большое культурно-художественное наследие: поэтические произведения, ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара. Римское право, латинский язык — Это наследие древних римлян.

Римляне создали вековую архитектуру. Одно из грандиозных сооружений — Колизей . Тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, - бетон, новые архитектурные формы - купол и арку. Колизей вмещал более 50 000 зрителей.

Еще один архитектурный шедевр - это Пантеон , т.е. храмовый комплекс римских богов. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. На вершине купола было отверстие диаметром 9 м. Через него в зал проникал солнечный свет.

Римляне по праву гордились акведуками - водопроводами, по которым в город поступала вода. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к общественным баням.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

Почему Римская империя пала? Ученые считают что государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.

Римское государство – это не только великая империя, Цезарь и гордые легионы. Жизненный уклад и традиции древних римлян современному человеку могут показаться дикими. Не верите? Прочитайте и убедитесь в этом.

1. В непосредственной близости от арен, где проходили бои «идущих на смерть», всегда находились торговые палатки. Там, за довольно большие по тем временам деньги, можно было раздобыть снадобье, заменявшее жительницам Рима косметику – пот гладиаторов, а также жир животных. Столь необычный набор помогал устранять морщины.

2. В Древнем Риме проходил ежегодный фестиваль, посвященный богу Сатурну. От других празднований он отличался тем, что в эти дни у рабов появлялась иллюзия свободы.

Они могли сесть за один стол со своим хозяином. Бывало и так, что даже сам хозяин готовил обед для своих рабов.

3. Поэтам и писателям «Вечного города» не давал покоя император Клавдий. Поэтому они не упускали случая, чтобы не высмеять его прилюдно. Дело в том, что Клавдий всегда предпочитал исключительно женщин и не был замечен в связях с мужчинами. В то время считалось, что тот, у кого связи только с представительницами прекрасного пола, сам становится похожим на женщину.

4. Всем известно, что жители Древнего Рима обожали кровавые зрелища. Но мало кто знает, что традиция лишать жизни других на гладиаторских аренах благополучно перекочевала и на театральные подмостки. Поэтому, если по сценарию герой должен был погибнуть, то его обязательно убивали. Таким образом, для некоторых актеров первая роль становилась последней.

5. К медицине отношение было самым серьезным. Древним эскулапам ошибок обычно не прощали. Например, если во время операции больной умирал, то врачу тут же отрубали руки.

6. Богатые римляне жили в крупных и роскошных особняках. Желающим попасть внутрь приходилось стучать: либо специальным кольцом, либо деревянной колотушкой.

У некоторых особо обеспеченных римлян во дворе дома на цепи сидели рабы. Они заменяли собой собак и «звонок», предупреждая хозяина о гостях своими криками.

7. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья руки вытирали о головы кудрявых детей. Их, кстати, так и называли – «столовые мальчики». Подобная «служба» считалась весьма почетной.

8. У Римского императора Клавдия была жена по имени Мессалина. Даже совершенно не закрепощенных своих соотечественников она поражала похотью и развратом. По рассказам историков Тацита и Светония, у Мессалины был даже свой собственный публичный дом.

«Первая леди» не только оплачивала расходы на его содержание, но иногда и сама обслуживала всех желающих. Однажды Мессалина даже устроила состязание с другой жрицей любви, чтобы выяснить, кто из них за одинаковое время обслужит больше клиентов. Победила жена императора с перевесом ровно в два раза: пятьдесят против двадцати пяти.

9 . Как известно, занятие проституцией в Древнем Риме считалось занятием абсолютно нормальным и законным. Поэтому жрицам любви не нужно было скрывать свой статус. Более того, они всячески старались выделиться из толпы. Так, например, только проститутки могли расхаживать по городу в обуви на высоких каблуках, чем сразу обращали на себя внимание.

10. Кстати, знакомое из детства заклинание «абракадабра» пришло из Рима. Оно значится в трудах личного врача императора Каракаллы Серена Саммоника.

Чтобы избавиться от какой-либо болезни или прогнать злых духов, эту фразу следовало написать на амулете в столбик одиннадцать раз.

11. В римской армии существовал особый вид казни, который назывался децимация (казнь десятого). Ее смысл состоял в следующем: провинившийся отряд разбивался на десятки и каждый из солдат тянул жребий. Тот, кто вытащил несчастливый, погибал от рук девяти сослуживцев.

12. Интересно то, что по традиции личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье. Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus – пятый или Sextus – шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые.

13. Во время боевых действий против какого-нибудь государства или племени, римляне часто прибегали к своеобразному обряду под названием «эвокация». Проще говоря, солдаты обращались к богам противника и просили их перейти на сторону Рима. Взамен им обещали поклоняться и всячески чтить.

14. В первый же день открытия Колизея на его песках погибло порядка пяти тысяч животных, и немногим меньше людей.

Кстати, по подсчетам исследователей, ежемесячно на арене расставалось с жизнью более сотни гладиаторов.

15. В Римской империи особое внимание уделялось транспортному сообщению. К моменту гибели государства на его территории простиралось множество дорог, суммарная длина которых превысила пятьдесят четыре тысячи километров.

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

    Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

    Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

    ……..

    Основание Рима

    .

    Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

    Где находится Рим (географическое положение), природные условия

    Основание Рима

    Занятия древних римлян

    Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия.

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание: Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам , дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

Какие моря омывают полуостров?

На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

Какая страна здесь находится?

Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя.

Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

Какие породы скота они разводили?

Какими ремеслами занимались?

Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

Кто участвовал в управлении Римом?

Какие органы управления были?

Кому принадлежала высшая власть?

- Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III . Закрепление:

    Греки говорили на греческом, а римляне?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

- Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала.....

г) По легендам, Римом правили.....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были.....

IV . Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V . Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

На берегах Тибра в Италии стоит Вечный город - Рим. История города насчитывает почти три тысячелетия (2766 лет). Кто и когда основал город? Какие легендарные события стали неотъемлемой частью его истории? Какие тайны римской истории раскрывает наука? Ответам на эти вопросы посвящен наш сегодняшний урок.

Предыстория

Рим был основан на реке Тибр в Средней Италии. Италия находится на Апеннинском полуострове. На севере Италию от остальной Европы отделяют горы Альпы. В древности территорию Италии населяли многочисленные племена, такие как этруски, латины, самниты и др. В I тыс. до н.э. на территории Италии стали возникать города-государства.

События

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима на реке Тибр. Согласно преданиям основателем и первым царем Рима был Ромул . После Ромула в Риме правило еще шесть царей.

VI в. до н.э. - Рим превращается в многолюдный город.

509-510 гг. до н.э. - свержение последнего - седьмого - римского царя Тарквиния Гордого. Власть царей сменилась аристократической республикой.

Государственное устройство :

Народное собрание : в собраниях могли участвовать только патриции.

Сенат : в него входили старейшины родов.

Царь : его выбирало Народное собрание на пожизненное правление.

Участники

Тарквиний Гордый - последний из семи царей Древнего Рима.

Патриции - потомки древнейших жителей - основателей - Рима.

Плебеи - потомки переселенцев.

Заключение

После изгнания Тарквиния римляне постановили, что больше не будут избирать царей, а управление станет общественным делом. В Риме была установлена республика (см. урок ).

Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. В этой стране, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые полезными ископаемыми. В 1-м тысячелетии до н. э. Италию населяло много народностей: латины, самниты, умбры, апулы и самые загадочные племена - этруски, происхождение которых до сих пор не известно.

Согласно древней легенде, Энею и его семье удалось покинуть полыхавшую пожаром Трою и после долгих скитаний обрести дом на берегах Италии. Прошли столетия, потомки Энея - латины - обосновались по левому берегу реки Тибр. Два брата, потомки царского рода, Нумитор и Амулий, разделили между собой власть и богатство, но коварный и завистливый Амулий отнял у Нумитора власть, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой - жрицей богини огня и домашнего очага Весты. Весталкам запрещалось выходить замуж и рожать детей. Но не прошло и года, как Рея Сильвия родила близнецов, отцом которых был сам бог войны Марс. Амулий приказал утопить детей. Но младенцы чудом были спасены, на их голодные крики прибежала волчица и выкормила их своим молоком (рис. 1). А вскоре пастух и его жена приютили мальчиков и вырастили как собственных сыновей. Мальчиков назвали Ромулом и Ремом.

Рис. 1. Капитолийская волчица ()

Когда братья выросли, они вернулись на родину, отомстили Амулию и вернули власть своему деду Нумитору. После этого они решили построить город, в том месте, где были спасены волчицей. Однако во время строительства братья поссорились, и Ромул нанес смертельный удар брату. Убийство не помешало ему основать город и назвать его своим именем (Рим по-латински - Рома). Легендарной датой основания Рима считается 753 г. до н. э. В наше время археологи провели раскопки и доказали, что Рим возник намного раньше.

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями, а переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии - плебеями. Высшая власть в Риме принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин - патрициев. Старейшины патрицианских родов заседали в Сенате. После смерти Ромула в Риме избирали царей, которые правили пожизненно. Последнего седьмого царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый, он не был избран, а захватил власть. Многих патрициев Тарквиний лишил жизни и имущества. Тогда римляне восстали против царя и изгнали его. Больше царей они решили не выбирать (рис. 2).

Рис. 2. Схема управления Древнего Рима

Рис. 3. Реконструкция Древнего Рима ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Bibliotekar.ru ().
  2. E-reading-lib.org ().
  3. Umniedetki.ru ().

Домашнее задание

  1. № 55, 56. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, часть 2. - М., Просвещение, 2011.
  2. Какие легенды посвящены древнейшему периоду римской истории?
  3. Опишите природно-климатические условия на Апеннинском полуострове?
  4. Какими правами в Древнем Риме обладали патриции?
  5. Кого в Древнем Риме называли плебеями?