Полезные советы

Этот уникальный материал – самая настоящая инструкция, которая поможет узнать больше о самой сокровенной тайне Вселенной, каковой является жизнь (в данном случае – жизнь конкретного человека, то есть ваша жизнь).

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Эта знаменитая поговорка означает, что от каждого из нас требуются соответствующие усилия и навыки , чтобы справляться с жизненными перипетиями, трудностями, горестями и ненастьями; сделать правильные выводы из пройденного пути.

Да, жизнь – несправедливая штука. К тому же, в конце жизненного пути мы умираем. От данного факта у многих опускаются руки, особенно, если оглянуться назад и не увидеть каких-либо значимых деяний, которые бы отличали ЖИЗНЬ от бесцельного существования .

Для того чтобы научиться жить, мы должны понять структуру, разгадать пазл самой жизни человека. На самом деле, он не так уж и сложен. Каждый человек, который доживает до старости, проходит через четыре стадии жизни. Какие же это стадии и что можно посоветовать для каждой из них?

Суть жизни человека

Первая Стадия жизни: подражание


Человек рождается беспомощным. Он не умеет ходить, разговаривать, самостоятельно принимать пищу. Будучи детьми, мы обречены на то, чтобы наблюдать за другими и подражать им. Изначально мы осваиваем физические навыки и учимся разговаривать.

Затем у нас появляются социальные навыки, также благодаря тому, что мы наблюдаем за нашим окружением и подражаем ему. В итоге, в последние годы детства, человек приспосабливается к окружающим его культурным традициям .


Происходит это также посредством наблюдения за существующими в обществе правилами и нормами. Взрослеющий ребенок старается вести себя соответственно тем нормам, которые считаются общепринятыми в нашем обществе.

Какова цель Первой Стадии жизни?

Цель Первой Стадии – научиться тому, как надо функционировать внутри общества для того, чтобы стать автономным и самодостаточным взрослым человеком. Главная идея заключается в том, что окружающие нас взрослые помогают нам достичь этой цели.


Для этого они помогают нам научиться принимать решения и действовать самостоятельно. Однако некоторые взрослые и некоторые модели общества, в которые мы попадаем, учат плохому. Они наказывают нас за стремление быть независимыми, они не учат нас принимать решения.

Именно поэтому некоторым людям не удается стать автономными. Такие люди застревают в Первой Стадии в бесконечных попытках подражать всему возле себя. Они постоянно стараются понравиться кому-то , чтобы их не судили строго окружающие.

У "нормального" здорового индивидуума Первая Стадия продолжается до позднего подросткового периода или до периода раннего взросления. Однако у некоторых людей она продолжается и в их взрослой жизни.


Немногим "избранным" удается прийти в себя годам к 45-ти и понять, что они, по сути, никогда не жили для себя. И тогда возникает вопрос – куда, черт возьми, уплыли мои годы ?! Это и есть Первая Стадия Жизни – подражание. То есть, отсутствие самостоятельных мыслей и персональных ценностей.

Конечно, мы обязаны осознавать стандарты и ожидания людей, окружающих нас. Но мы также обязаны стать достаточно сильными, чтобы иногда, когда это необходимо, действовать назло этим стандартам и ожиданиям. Мы обязаны научиться действовать самостоятельно и в своих интересах.

Вторая Стадия жизни: процесс самопознания


В Первой Стадии жизни мы учимся соответствовать окружающим нас людям и их культурным ценностям. Вторая Стадия – это о том, чтобы научиться тому, что отличает нас от окружающих людей и их культурных ценностей.

Эта стадия требует от нас, чтобы мы начали принимать решения для себя, чтобы проверить себя и понять себя; также необходимо понять, что делает нас уникальными, отличными от других. Таким образом, Вторая Стадия подразумевает эксперименты и применение метода проб и ошибок.


Мы экспериментируем со сменой места жительства, находим общий язык с новыми людьми, изучаем новую обстановку и пытаемся потихоньку совать свой нос в чужие дела . В этот период многие молодые люди начинают путешествовать (многое тут зависит от индивидуальных возможностей).

Вторая Стадия – это процесс самопознания. Мы беремся за разные дела в этот период. Некоторые из них идут хорошо. Некоторые – не очень. Цель данного периода – это попытаться понять, что у вас получается хорошо, чтобы затем двигаться по выбранному пути.

Какова цель Второй Стадии жизни?

Вторая Стадия длится до тех пор, пока мы не начинаем наталкиваться на наши же ограничения. У многих людей при этом происходит ломка успевших сложиться стереотипов . Как бы то ни было, обнаруживать эти самые ограничения – это вполне нормально и даже полезно.


Вы просто вдруг осознаете, что не очень хороши в некоторых делах, вне зависимости от того, насколько сильно вы стараетесь. Поэтому вам необходимо знать, в чем именно вы не очень хороши. К примеру, вы не умеете готовить настолько, что не можете элементарно приготовить поесть самому себе.

Этому можно легко научиться, хотя это и потребует некоторого времени и стараний. Или возьмем более "тяжелый случай" – к примеру, человек от природы может быть недостаточно болезненным и физически слабым. Но и эту ситуацию, приложив максимум усилий , можно изменить.


Иными словами, мы просто обязаны самостоятельно осознать все свои слабости настолько рано, насколько это возможно. И чем раньше, тем лучше. Тем больше шансов и времени сделать все, что необходимо, чтобы исправить ситуацию.

Итак, в некоторых вопросах и делах мы не очень хороши. Есть и другие дела, в которых мы достаточно хороши, но с течением времени становимся хуже . К примеру, когда-то ваш голос был сексуальным, а ваша кожа нежной настолько, что вы всегда пользовались популярностью у противоположного пола.


Или вы могли легко напиваться в будний день, а на другой день, ранним утром, появиться на работе в свежем и бодром состоянии. Да мало ли, какие "способности" у вас были, а потом вы их утратили! Иными словами, у вас наступает осознание ОГРАНИЧЕНИЙ.

И этот этап является очень важным, поскольку вы в конечном итоге должны прийти к пониманию того, что наше время на этой планете ограничено . Поэтому его следует тратить на дела, которые действительно стоят этого больше всего.


Вы должны осознать, что вам не следует делать то-то и то-то лишь потому, что вам легко удается делать это. Вы должны осознать, что вы не должны быть рядом с определенными людьми лишь потому, что эти люди нравятся вам (но на вас им наплевать).

Синдром Питера Пэна

Вы должны осознать, что альтернативные варианты имеются практически для всего на этом свете, но это не означает, что они все открыты перед вами . Однако существуют люди, которые никогда не признаются себе, что ощущают подобные ограничения.


Возможно, они отказываются признавать свои ошибки; или, быть может, они сами себя вводят в заблуждение, заставляя поверить в то, что для них подобных ограничений не существует. Такие люди просто застряли во Второй Стадии жизни.

Существуют "успешные предприниматели", которым под сорок лет, и которые до сих пор живут с мамой, так как им не удалось заработать денег за последние лет 15 стараний. Существуют "популярные актеры", которые постоянно ждут звонка от именитых режиссеров , но сами не сходили ни на одно прослушивание за последние пару лет.


Существуют люди, которые не связали себя долговременными отношениями лишь по той причине, что им кажется, будто бы пройдет совсем чуть-чуть времени и очень скоро они встретят "идеального" человека, который окажется лучше тех, из которых у них был шанс выбрать раньше.

Но все мы в определенный момент нашей жизни должны признать неизбежное – жизнь коротка, далеко не все мечты становятся реальностью . Таким образом, нам стоит тщательнее выделять и серьезнее относиться к тем вещам и делам, в которых мы хороши.


При этом люди, которые застряли на Второй Стадии, тратят уйму времени на то, чтобы убедить самих себя в обратном. В том, что у них нет ограничений. В том, что они могут все преодолеть. В том, что их жизнь – это непрерывный рост и стремление к мировому господству. А в это время окружающие видят в таких людях лишь тех, кто бежит на месте…

У "здорового" индивидуума вторая стадия начинается в среднем или позднем подростковом возрасте и продолжается до 25 (в идеале) или 35 лет. Люди, которые застряли во Второй Стадии – это вечные подростки, постоянно открывающие себя , но ничего не находящие в себе. Про таких людей говорят, что у них синдром Питера Пэна.

В чем смысл жизни

Третья Стадия: свершения


Допустим, вы прощупали свои границы и выявили либо свои ограничения (неумение готовить, неспособность ставить рекорды в спорте – не важно), либо то, в чем вы начинаете становиться хуже (хуже играете в видео игры, становитесь менее способными к обучению – тоже не важно).

Теперь вы должны понять, что обнаружение этих границ, во-первых, крайне важно для вас; а сам факт осознания этих моментов ни в коем случае не является чем-то ужасным для вас. Это означает лишь то, что пришло время оставить свой след на этом свете.


Третья Стадия – это период великого обобщения всего, что есть в вашей жизни. Вам необходимо выбросить из своей жизни тех псевдодрузей, которые пользуются вами и тянут вас назад. Вам следует забыть о тех видах активности и хобби, которые являются пустой тратой времени.

Вам необходимо, наконец, избавиться от тех заскорузлых мечтаний, которые в ближайшее время точно не станут реальностью . А после этого вы должны приложить максимум усилий к тому, что у вас лучше всего получается и что лучше всего для вас лично.

Какова цель Третьей Стадии жизни?

Вам необходимо приложить максимум усилий к наиболее важным для вашей жизни отношениям. Вам необходимо приложить максимум усилий к выполнению той единственной миссии вашей жизни, которая выглядит наиболее важной для вас.


Это та миссия, в которой вы хороши – будь вы специалистом в преодолении мирового энергетического кризиса, художником компьютерной графики, экспертом в лечении заболеваний головного мозга или… родителем нескольких замечательных детишек.

Не важно, в чем вы лучше других – Третья Стадия наступает тогда, когда вы уже определились с этим направлением. Третья Стадия жизни – это максимизация всего потенциала вашей жизни. Это этап построения своего наследия. И это вовсе не обязательно накопление крупного состояния!


Что останется после вас, когда вы покинете этот бренный мир? Каким человеком запомнят вас люди? Будет ли это научное открытие, которое потрясло мир? Или вы создадите новый удивительный продукт? Или после вас останутся прекрасные дети?

Третья Стадия жизни – это период, когда наступает пора жить чуть-чуть иначе, чем вы привыкли до этого. Третья Стадия заканчивается тогда, когда случается комбинация двух вещей: во-первых, когда вы чувствуете, что осталось не так много того, что вы могли бы достичь; во-вторых, когда вы начинаете стареть и уставать и вас скорее тянет на диван у телевизора и на кроссворды.


У "нормальных" индивидуумов Третья Стадия жизни обычно начинается ближе к сорока годам и длится до самого выхода на пенсию. Люди обычно застревают в Третьей Стадии в том случае, если они так и не нашли выхода для своих амбиций и постоянно желают большего.

Неспособность и нежелание ослабить хватку и влияние, которые ощущают такие люди, вступают в противодействие с естественным "успокаивающим действием" времени. Поэтому они часто остаются активными жаждут действий аж до 70-ти или 80-ти лет.

Четвертая Стадия: наследие


Люди входят в Четвертую Стадию, прожив что-то около полувека и инвестируя свои усилия в то, что они считали важным и значительным. Они совершали серьезные поступки , упорно трудились, зарабатывали деньги; возможно, завели семью, начали политическую карьеру, совершили культурную революцию; или и то, и другое, и третье.

Они достигли возраста, когда их энергия и жизненные условия не позволяют им более ставить перед собой такие глобальные цели, как это было возможно в предыдущих Стадиях. Конечно, бывают исключения, но они лишь подтверждают это суровое правило.

Какова цель Четвертой Стадии жизни?

Цель Четвертой Стадии заключается не столько в том, чтобы создавать свое наследие, сколько в том, чтобы убедиться, что это наследие можно будет сохранить до самого смертного одра . И не путайте наследие с наследством (хотя последнее тоже будет нелишним).


Для многих вполне нормальной целью данной Стадии может быть такая "простая" вещь, как поддержка собственных взрослых детей (давать советы, помогать с внуками и так далее). Это может быть передача опыта и дел своим преемникам и ученикам.

Это может быть усиление собственной политической активности, позволяющее укрепить определенные ценности в обществе , которые новое поколение не очень хочет признавать. Иными словами, речь идет о наследии в самом широком смысле этого слова.

Четвертая Стадия очень важна с психологической точки зрения, поскольку она дает шанс каждому индивидууму примириться с неотвратимой реальностью приближающейся смерти. Это в природе человека – острая необходимость в том, чтобы наша жизнь имела хоть какой-то смысл.


Именно поэтому люди находятся в постоянном поиске того, что буквально является нашей психологической защитой против непостижимости этой жизни и неизбежности того факта, что бренное существование каждого человека на этой планете имеет конец.

Самое страшное, если этот смысл будет утрачен; если он начнет неотвратимо ускользать из чьей-либо жизни; или если человек почувствует, как если бы жизнь просто обошла его стороной. В этом случае мы сталкиваемся лицом к лицу с забвением, которое охотно поглотит нас.

Как жить правильно

В чем смысл Стадий?


Мы развиваемся, проходя каждую следующую Стадию жизни. С каждым разом мы получаем больше возможностей самим контролировать свое состояние счастья и благополучия – и в этом смысл Стадий. В Первой Стадии человек полностью зависим от действий других людей, от которых также полностью зависит и его счастье.

Это выглядит очень несправедливо в реалиях нашего существования, так как другие люди зачастую непредсказуемы и ненадежны. Однако, перейдя во Вторую Стадию, человек уже сам может решать, полагаться ли ему на других людей.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

ЖИЗНЬ

англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

ЖИЗНЬ

1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.

ЖИЗНЬ

1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.

В качестве затравки немного сведений из Википедии:

Жизнь - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти

Определения

Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход - определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

Русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот»[источник не указан 822 дня].

Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь - это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь - это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).

В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора».

По Озангеру и Моровицу (англ.)русск.: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь - это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано:

«Жизнь - это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.

Что такое жизнь? Затруднительно дать точное определение жизни, но все точно могут различать где живое и неживое. Так сказать, за живую и за мертвую лошадь дают разную цену.

В действительности, интуитивно нам понятно, что живое и что – мертвое, но вот точно сформулировать различие как правило затрудняемся. Известны множество попыток дать дефиницию, определение понятия «жизнь», но все они оказываются неидеальны. Потому умный человек вообще отказывается от определения, подменяя его тавтологией. Живое – это живое, то, в чем есть жизнь, что устроено как живое.

К примеру, жизнь – это то, что роднит нас с маленькими бактериями, растениями и гигантскими китами. Жизнь – это постоянное и непредсказуемое движение. Жизнь – это то, что способно родиться и умереть….

Все живые организмы состоят из молекул. Причем каждая из молекул не является живой сама по себе. Так, молекула воды, которая находится внутри мышечной клетки, такая же как молекула воды в стакане чая. Но, собравшись вместе, молекулы самых различных веществ могут образовать, к примеру, мышечную клетку, которая обладает способностью сокращаться и реагировать на изменения окружающей среды, одним словом — жить.

Мы называем чудом то, что не в состоянии объяснить. Потому, казалось бы, незаметный переход от неживых молекул к живому организму часто называют — чудо жизни. С другой стороны, возможно, мы сами мистифицируем то, что видим, а все гораздо проще…

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Это определение дал Фридрих Энгельс – и относительно недавно оно было у нас весьма популярно. Что ж, не такое уж и плохое определение. Но достаточно ли оно?

Сам Энгельс так не думал. Для него обмен веществ – только существенный, но не единственный критерий жизни. Он может быть присущ и неживому объекту. Предположим, у нас есть два непрозрачных ящика у которых есть дырки «на входе» и «на выходе». Что внутри – мы не знаем. Однако мы можем производить измерения состояния воздуха у входного и выходного отверстий. Измерения показали, что в обоих случаях мы имеем на выходе дефицит кислорода, повышенную концентрацию углекислого газа и водяных паров.

Измеряем температуру и видим, что на выходе воздух теплей, чем на входе. Мы вправе заключить, что в каждом ящике находится система, способная к обмену веществ с окружающей средой. Вскрываем ящики и что мы видим… в одном из них живая мышь, а в другом – горящая свеча. Критерий обмена веществ тут не работает, не дает возможность отличить живое от неживого, отличить процесс горения от процесса дыхания.

Если мы перекроем поступление воздуха, мышь погибает. Но и мертвый организм может обмениваться веществами с окружающей средой. На этом, в частности, основывается процесс образования окаменелостей: остатки животных и растений в слое горной породы отдают окружающей среде органику, а ее место занимают минералы. В особенности удивительны окаменевшие деревья: внешне они до мелочей сохраняют структуру древесины, но она миллионы лет назад заместилась кремнеземом и окислами железа.

Какой вывод тут можно сделать? Обмен веществ – это необходимое условие, если мы говорим о живом состоянии. Однако одного обмена веществ мало для определения жизни! Необходимо еще что-то.

Попробуем еще раз. Во-первых, жизнь характеризуется активностью. Жизнь действует. Даже если она пребывает «в пассиве», приспосабливается к условиям (то есть «страдает»: «страдание» у Аристотеля – это категория подчинения, категория, противоположная действию: actio – passio), все равно сохраняется активная составляющая, самостоятельный акт как бы «из себя и для себя». Такая активность обязательно происходит с затратой энергии в системе: чтобы жить, тратятся силы! Во-вторых, жизнь – это поддержание и воспроизведение всегда конкретного порядка, определенной, специфической структуры. Именно специфической. Вот на что энергия-то расходуется и силы тратятся!


Что такое активное воспроизведение? Это процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода отнюдь не признак жизни. Птица каждый год воспроизводит свои гнезда, бобр строит плотину, но ни гнездо, ни плотину нельзя считать живыми объектами в отличие от их строителей. В общем, вряд ли птицу можно получить, воспроизвести по гнезду, бобра – по плотине, а снежного человека – по его следу…

Дальше о затрате энергии. По какой причине это является необходимым условием при определении жизни? Потому что это дает возможность отличать живые существа от других самовоспроизводящихся структур, к примеру кристалла.

Еще в XVIII столетии проводили аналогии между ростом организмов и ростом кристаллов. В действительности, каждому кристаллу присуща своя специфическая структура, которая возникает спонтанно. Хлористый натрий кристаллизуется в виде куба, углерод (алмаз) – в виде октаэдра. Скопления, сростки кристаллов подчас удивительно походят на структуры живой природы. Вспомним хотя бы морозные узоры на оконных стеклах. Они порой до такой степени бывают похожи на листья папоротников и других диковинных растений, что кажутся более реальными, чем настоящие. Даже металлы образуют подобного рода структуры. Металлурги всего мира хорошо знают так называемую «елку Чернова». Во время отливки изделия из металла могут образовываться лакуны, раковины – так их называют специалисты. И бывает временами в таких раковинах сращиваются кристаллы железа – это очень похоже на известное растение.

И все же, аналогии между морозными узорами и листьями папоротника неправомерны. Хотя эти структуры внешне похожи, процессы их возникновения диаметрально противоположны энергетически. Кристалл – система с минимумом свободной энергии. Что это значит? Это значит, что при кристаллизации энергия выделяется в виде тепла. К примеру, при возникновении одного килограмма «морозных узоров» должно выделиться 619 ккал тепла.

Столько же энергии необходимо затратить на разрушение этой структуры. Листья папоротника, напротив, при своем возникновении и росте поглощают энергию солнечных лучей. Разрушая эту структуру, мы сможем получить энергию обратно. Мы, собственно, это и делаем, к примеру, сжигая каменный уголь, который образовался из остатков гигантских папоротников палеозойской эры, или просто греясь у обычного костра. И дело тут не в самом листообразном рисунке, внешне объединяющем лесной папоротник и узор на стекле.

Бесформенная льдина той же массы потребует на расплавление и испарение столько же энергии. А на образование внешней сложности листа растения расходуется энергия, ничтожно малая по сравнению с той, что законсервирована в органике.

Но как же все-таки быть с внешним сходством? Дело вот в чем. И листья папоротника, и морозные узоры обладают максимальной площадью поверхности при данном объеме. Для папоротника (и любого другого растения) это необходимо, потому как дыхание и ассимиляция углекислого газа идет через поверхность листьев. В тех случаях, когда нужно снизить расходы воды на испарение, растения, к примеру кактусы, обретают шарообразную форму с минимальной площадью поверхности. Но платить за это нужно снижением темпов ассимиляции СO2 и как следствие замедлением роста.

Водяные пары, кристаллизуясь на холодном стекле, также образуют структуру с максимальной поверхностью, потому что скорость потери свободной энергии при этом максимальна (кристаллы растут с поверхности). Так что аналогии между кристаллами и живыми организмами не имеют, так сказать, сущностного значения. Жидкость, которая выплеснута из сосуда в условиях невесомости, приобретает форму шара (минимум энергии поверхностного натяжения). Но вряд ли это может означать, что законы устройства космоса похожи на правила игры с шарами за бильярдным столом!

Справедливости ради следует отметить, что кристаллические формы не чужды жизни. Многим известны большие и абсолютно безобидные комары-долгоножки с длинными ломкими конечностями. Их личинки обитают во влажном грунте, питаясь перегнивающими растительными остатками. Среди них встречаются особи, окрашенных в голубой цвет с радужным отливом. Они кажутся вялыми, и они в действительности больны – заражены так называемым радужным вирусом. В гемолимфе таких личинок под микроскопом можно обнаружить кристаллы удивительной красоты, переливающиеся, как сапфиры.

Кристаллы эти сложены из частиц вируса – вирионов. Когда личинка гибнет, они попадут в почву, чтобы быть проглоченными личинками нового поколения комаров. Кстати, подобные кристаллы образуют многие вирусы, и не только вирусы насекомых. Но существенно, что это именно неактивная форма существования вируса, в отличие от активной, живой. В форме кристалла вирус не размножается, а только переживает таким образом свои «тяжелые времена». Известный физик Эрвин Шредингер назвал хромосому «апериодическим кристаллом». В действительности, ядерное вещество клетки в период деления упорядочено, и формально его можно назвать кристаллом. Но когда ядерное вещество (хроматин) «пакуется» в хромосому, оно, опять-таки, неактивно, и сама хромосома – только способ передачи хроматина от клетки к клетке.

Итак, для кристаллизации никакой внешней энергии не надо. Но для поддержания и воспроизведения собственного порядка жизни в следующем поколении организму необходимо поглощать энергию (в виде квантов света или неокисленных органических соединений, простых веществ, и выделять окисленные продукты жизнедеятельности и т. п.). Вот это и есть обмен веществ.

Однако зачем, для чего этот обмен? «Все течет», – сказал Гераклит Эфесский. Если дело обстоит так, то более всего «течет» живой организм. Он – поток, по которому непрерывно движутся энергия и вещества – элементы для воссоздания структур. В течении всей жизни идет непрерывная замена старых клеточных структур на вновь образующиеся. Так, клетки крови полностью заменяются спустя 4 месяца. В конечном счете, это также ремонтные работы, но организм заменяет не только клетки, получившие дефекты, а все.

Вот говорится, что нервные клетки не восстанавливаются. Это озночает, новых нервных клеток организм не порождает, они не размножаются – сколько было, столько есть. Да, не образуются абсолютно новые клетки. Но на протяжении всей жизни они постоянно перестраиваются. Это как глубокий капитальный ремонт и перепланировка дома. Дом старый, но он обновлен и в отличном состоянии! Мы только формально можем считать нейроны, с которыми мы заканчиваем жизнь, теми же самыми клетками, с которыми мы ее начали.

И еще одно выражение: специфическая структура. Что это такое? Из поколения в поколение организмы воспроизводят характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность. Делается это с почти совершенной точностью (слово «почти» крайне важно). Вот съел волк зайца. Разве ему необходимы органы зайца, его ткани, его белки и нуклеиновые кислоты – все то, что специфично для структуры «заяц», «заячья упорядоченность»? Разумеется нет!

Все это в желудке волка превратится в смесь низкомолекулярных органических веществ – аминокислот, углеводов, нуклеотидов и т. п., общих для всей живой природы, неспецифичных. Часть из них организм волка окислит до углекислого газа и воды для того, чтобы (расходуя полученную энергию!) построить из оставшихся неспецифичных веществ свою, специфичным образом упорядоченную структуру «волк» – свои белки, свои клетки и ткани. Накормите волка смесью аминокислот, синтезированных химиком, и будет то же самое.

Так ли это относительно жизни как таковой, жизни вообще? Вопрос открыт. Но на Земле дела обстоят именно так. Земные организмы в чужой упорядоченности не нуждаются. Они изо всех сил, отчаянно борются с ней. Все знают о многочисленных медицинских попытках трансплантации животным и людям различных органов или тканей: сердца, легких, почек, поджелудочной железы и др. Возможно ли назвать эти попытки удачными? Результат всегда оказывался похожим: пересаженные органы имели стойкую тенденцию к отторжению.

Исключением были лишь органы, «однопорядковые» с пациентом, взятые у однояйцевого близнеца, – а это ведь «структурная» копия того же организма. Что до тканей, то их для пересадки врачи предпочитают брать от того же организма: к примеру, на пораженное ожогом место пересаживают кожу с ноги пострадавшего. Сохранить чужеродный пересаженный орган возможно, лишь подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда пациент окажется беззащитным против любой инфекции! Это огромный, смертельный риск, и, так или иначе, дело в конце концов идет только о продолжении жизни, но не о продлении нормальной полноценной жизни.

Даже гормоны, так сказать, просто биоактивные вещества (то есть не только сложные биологические образования) видоспецифичны. Тут, конечно, есть зазор, есть различие по степени. К примеру, инсулин – единственное эффективное средство против диабета – отличается сравнительно малой видоспецифичностью, потому для лечения диабетиков можно использовать этот белок, выделенный из поджелудочных желез крупного рогатого скота. А вот гормон роста – соматотропин – видоспецифичен. Для лечения карликового роста у человека нужен именно человеческий соматотропин, который выделяется из гипофиза умершего человека (да, да, другого способа пока нет).

Кто-то заметит: есть сложные организмы, их структурная идентичность сложна, и, естественно, их структурная специфичность довольно требовательна. Но есть простые организмы, есть даже простейшие. Как же тогда? Казалось бы, у низших организмов отвращение к «чужому порядку» должно быть меньше. В действительности, у рыб и амфибий удаются пересадки органов между особями разных видов, и бычий соматотропин может стимулировать рост форели. Но все это искусственно создаваемые экспериментатором положения. А значит, не вполне «нормальное», неестественное течение жизни. В конце концов, говорится же: если зайца бить, он и спички научится зажигать. Вопрос только в том, будет ли это несчастное затравленное существо все еще зайцем? Скажем так: заяц, погибающий в волчьих зубах, гораздо больше заяц, более истинный, «правильный», чем заяц, который может зажигать спички!

Животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Пища в их желудках и кишечниках расщепляется до простых химических соединений, и по строению, к примеру, аминокислот глицина или фенилаланина невозможно сказать, получены ли они из белков бычьего мяса, гороха или же синтезированы искусственно умным химиком в очках. Из этих элементарных кирпичиков жизни организмы строят лишь им присущие структуры. Каждый организм характерен именно неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе появляется комплекс всех признаков организма – на уровне клеток, тканей и органов.

У растений это выражается еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет – при этом наборе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, из другого – крапива, а из третьего – елка (и совсем не «елка Чернова» – помните?). Каждый раз – определенное растение с присущим ему набором свойств. Со своей упорядоченностью.

Итак, организм берет извне не упорядоченность, а энергию. За счет этой энергии он строит свою специфичную упорядоченность «по роду их» – так, кажется, говорится в Писании, пренебрегая чужой. Из куриного яйца – однородной массы желтка и белка – появляется цыпленок с головой, ногами, крыльями. И эта простая вещь, это чудо называется жизнью.

С.Минаков

Жизнь I

одна из высших форм материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Данная дефиниция конкретизирует известное определение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых , и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 82). Неизбежная краткость любого определения Ж. исключает возможность охватить все разнообразие ее проявлений; для исчерпывающего представления о ней следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса, проследить все формы Ж., низшей до наивысшей. Однако данное определение фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы Ж. от неживой природы, и в то же время предполагает историко-генетическую связь живого с неживым. Эта связь означает, что Ж. могла возникнуть только химическим путем, а не порождается нематериальной «жизненной силой».

Материальность Ж. не сводится к химическим, физическим и механическим процессам, как считают сторонники механистического материализма. Самое примитивное живое , «... будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманентный химический процесс...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 571). Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмена веществ, сокращаемость, способность к росту и производному от него примитивному делению). « , - писал Ф. Энгельс, - есть, разумеется, физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 571).

Впервые выдвинутая Ф. Энгельсом идея о химическом механизме происхождения Ж. получила дальнейшее развитие в научных гипотезах возникновения Ж., начиная с трудов А.И. Опарина. Существует также множество других гипотез, основанных на концептуально иных допущениях и имеющих экспериментальное обоснование. Длительный (примерно в 2 млрд. лет) период перехода от абиогенных закономерностей к биологическим предполагает эволюции химизма - от неорганических соединений к углеводородам, а от них - к образованию аминокислот и полипептидов. На основе последних формируются фазово-обособленные системы, которые называются по-разному (коацерваты, адсорбционные пленки, микросферы, открытые каталитические системы и т.п.), но все объединены общепринятым понятием «пробионты», или «предбиологические системы».

Ни одна из современных гипотез не сводит процесс происхождения Ж. к зарождению некой живой молекулы - химически чистой молекулы белка или . Все они исходят из того, что Ж. возникла путем эволюции той или иной неживой системы в органически целостную систему, способную сохранять стабильность путем саморегуляции. Качественное отличие живой предбиологической системы от неживой заключается не только и не столько в химических особенностях составляющих их компонентов, сколько в особой связи химических взаимодействий, сливающихся в интегративную функцию самосохранения и, в свою очередь, подчиняющихся ей. П.К. Анохин подчеркивал, что стабилизация на основе принципов саморегулирования является первичной и решающей чертой жизненного процесса, именно она обеспечила поступательное развитие структур в предбиологическом периоде. Можно говорить с уверенностью, что никакие близкие к жизни субстраты, в том числе и белок, сами по себе не могут составить жизни, если они не вовлечены в какую-то более обширную систему, функционирующую по принципу саморегуляторной стабилизации. Саморегуляторная стабилизация (аутостабилизация) является исторически первичным и непреходящим свойством Ж. вообще. В этом свойстве резюмируется физиологический по своему содержанию процесс самосохранения и самовоспроизведения живого тела.

Исторически первородные живые тела сохранялись в непосредственном взаимодействии с геохимически сложившейся (и на первых порах «животворной») субвитальной средой. В зародышевой форме были присущи все основные свойства Ж., в том числе и способность к «делению» или «почкованию» на автономные и взаимонезависимые части, самосохраняющиеся в том же физиологически непосредственном взаимодействии со средой. Однако они не имели жесткого механизма синтеза белка и не были способны к инвариантному воспроизведению себе подобных. Первые живые тела являлись гетеротрофами, т.е. «питались» абиогенными органическими веществами. С увеличением численности и суммарной массы гетеротрофов в результате их вариативного «деления» интенсивность потребления органических веществ все более превышала интенсивность процессов абиогенного синтеза. По мере нарастания разрыва между утилизацией и синтезом органических веществ постепенно исчезала изолированность «субвитальных территорий» и возникало взаимодействие между живыми системами, прежде отделенными друг от друга; в его рамках происходили взаимообособление и взаимосопряжение все более специализирующихся в своей инвариантности форм Ж. Этот же процесс привел к возникновению генетического кода.

Прочная взаимосвязь живого с живым составляет основу биологических закономерностей. Ж. может существовать лишь в форме биоценоза взаимодействующих организмов, одни из которых «исправляют» среду, «испорченную» другими. организуется цепями питания, которые, как правило, включают 3-4 звена. Обязательными компонентами биоценоза являются автотрофы (растения) и различные гетеротрофные организмы (травоядные и хищники). Цепи питания связывают и отграничивают различные виды, взаимоприспосабливая их морфофизиологию.

Система биоценоза формирует и контролирует норму реакции каждого вида. Всякое отклонение от этой нормы, вызываемое мутациями различного генеза, либо элиминируется (стабилизирующий ), либо дает начало формированию нового вида (движущий отбор). Поэтому в системе биоценоза идет непрерывная борьба за существование, направленная прежде всего на наличного биоценоза и приводящая в определенных условиях к сопряженной эволюции видов, т.е. к возникновению новых видовых форм жизни. На этом основании биологи полагают, что есть способ существования Ж. Т. о., сфера биологической реальности регулируется закономерностями воспроизведения и эволюции биоценоза.

Биологические закономерности вскрывают сущностное единство, эволюционно неизбежное разнообразие и поступательное развитие Ж., осуществляющееся в необратимой смене видоопределенных форм, В настоящее время существует около 2 млн. видов. Наиболее простыми являются одноклеточные организмы, среди которых выделяют прокариотов ( и синезеленые ) и эукариотов. Разница между ними гораздо больше, чем между растениями и животными. не имеют клеточного ядра и располагают лишь одной петлей ДНК, свободно лежащей в цитоплазме. имеют , в котором ДНК собрана в и заключена во внутриклеточную мембрану. Одноклеточные составляют царство простейших (Protista). Из них в ходе эволюции возникли все многоклеточные организмы, среди которых выделяют 3 царства: растения (Metaphyta), (Fungi) и животные (Metazoa).

Эволюционно-генетическая связь разнообразных видовых форм Ж. позволяет выделять объективно закономерные направления биологического и морфофизиологического прогресса. Признаками биологического прогресса являются увеличение численности и расширение географического ареала той или иной систематической группы (например, вида, семейства, отряда), т.е. освоение новых экологических ниш. В ходе биологического прогресса Ж. распространилась по всей планете, по всем климатогеографическим зонам от экватора до полюсов; в результате сформировалась . Именно биосфера определяет облик нашей планеты, ибо живой покров Земли значительно преобразовал лито-, гидро- и атмосферу.

В тесной и весьма сложной связи с биологическим прогрессом находится - (по А.Н. Северцову), или (по современной терминологии). Его признаками являются дифференциация и структур организма, интенсификация его функций и повышение уровня гомеостаза, возрастание объема и совершенствование механизмов обработки информации, извлекаемой организмом из окружающей среды. Магистральное направление арогенеза - от одноклеточных организмов к многоклеточным, в которых затем дифференцируются тканевые структуры и функции, оформляются органы и системы органов (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, локомоторная, нервная и др.).

Эволюция нервной системы обеспечивает все большую интеграцию организма и избирательность его реакции на изменение условий существования. , изначально сложившийся как регуляции внутренней среды организма, в процессе эволюции становится ведущим органом регуляции взаимодействия организма с внешней средой. На базе безусловнорефлекторных реакций развивается условнорефлекторная деятельность, которая включает в себя психический компонент. Самая элементарная форма психического отражения - - возникает в процессе эволюции вместе с появлением специфического анализатора (органа чувств). Эволюция психики от ощущения до предметного мышления обусловливает развитие все более сложных форм поведения животных. Это проявляется совокупностью саморегуляторных действий, которые ориентируют животное относительно живых и неживых компонентов среды, имеющих сигнальное значение для самосохранения организма. Обобщенно говоря, животных представляет собой сигнальное взаимодействие организма со средой, опосредующее «сближение» с благоприятными условиями существования и «удаление» от разрушительных. Пределом эволюционного развития психики животных является предметное (ситуативное) . Наиболее ярко оно проявляется в применении простейших орудий - так называемая орудийная деятельность, развитие которой составляет ближайшую естественную предпосылку становления человека.

Человек является неотъемлемой частью живой природы. С позиций биологической систематики Homo sapiens полностью соответствует всем критериям биологического вида. Однако по реальному биологическому содержанию этих критериев он является далёко не типичным видом. Homo sapiens в отличие от всякого иного биологического вида характеризуется следующими чертами:

Не предопределен к существованию в какой-либо видоопределенной экологической нише (существует по всей планете, начинает выходить за ее пределы);

Не «скован» биоценотическими цепями питания (свободен от них, культивирует «биотехнологию» воспроизводства пищи, прогностически способен превратиться в аутотрофа);

Не ограничен в проявлениях индивидуальной жизнедеятельности структурно предопределенными функциями (изменяет свое без изменения признаков организации); - не имеет сколько-нибудь развитых врожденных форм поведения (человеческий должен всему обучаться, осваивая формы и способы человеческой деятельности даже на уровне низших функций);

Не замыкается в жизненном цикле вида и в иерархической структуре популяции на функции воспроизводства потомства;

Не борется, строго говоря, за существование внутри вида и с иными сочленами биоценоза (борется со своими сородичами за средства развития, иногда до взаимоистребления, но не на биологическом основании);

Не выводится в своей видоопределенности из чисто биологических закономерностей (биологически «невероятен» и возникает только в процессе труда).

Появление человека необъяснимо вне трудовой теории антропосоциогенеза, в процессе которого формируются не только общество и феномен сознания, но и телесная человека. Опосредованная уже по своему возникновению трудом морфофизиологическая организация человека обусловливает возможность трудовой деятельности и может сохраняться лишь благодаря труду. , по определению К. Маркса, есть «... вечное естественное условие человеческой жизни...», представляющее собой «... процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует веществ между собой и природой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 195, 188). Труд не менее естественным образом конституирует взаимосвязь между людьми, ибо только их совместная деятельность способна противостоять стихии природных сил. В силу естественности процесса коллективного труда человек уже по природе своей есть общественное существо. Общественная природа человека сохраняется безотносительно к исторически развивающимся общественным (политэкономическим) формам труда. Они, конечно, небезразличны для жизнедеятельности человека, но не инициируют его социальную сущность и не сводят ее к «сгустку экономики».

Социальная природа человека представлена уже в его морфофизиологии. Процессы жизнедеятельности организма человека осуществляются. разумеется, не по социальным законам, а по законам физиологии. Однако в своей антропофизиологической определенности они реализуются только во взаимодействии с внешней «социальной одеждой», которая «выкраивается», созидается и восстанавливается человеком для человека по мерке и потребностям функционирования и развития человеческого организма. Человек может существовать только в такой антропосреде. Его социальная природа проявляется в том, что антропофизиологические закономерности детерминируются и регулируются, упорядочиваются и нарушаются закономерностями человеческого общежития.

Вечное условие человеческой Ж., т.е. процесс труда, внутренне противоречиво. С одной стороны, является потребностью здорового организма и первейшим условием сохранения и развития здоровья. С другой стороны, чрезмерное напряжение человека, добровольное или вынужденное, влечет за собой ослабление, и исчерпание жизненных сил, что, по меньшей мере, чревато различными заболеваниями или уже свидетельствует о наличии болезни.

Неотъемлемым свойством Ж. человека является ее одухотворенность. При этом идет не только о взаимодействии духа и тела, психики и сомы. Совокупность духовных качеств жизни человека проявляется во всей своей полноте в экстремальных жизненных ситуациях. Они могут стимулировать до предела физические силы человека, позволяя преодолевать эти ситуации, или, напротив, предопределяют тяжелейшие эмоциональные стрессы, развитие заболеваний.

Медицина призвана способствовать нормативно-физиологическому взаимодействию человека и природы. Только на этом пути станет действительно профилактической и социально ориентированной на оптимальное физиологическое обеспечение жизни человека.

Библиогр.: Маркс К. Капитал, т. 1, Сочинения, 2-е изд., т. 23, с. 188, 195; Энгельс Ф. Анти-Дюринг, Сочинения, 2-е изд., т. 20, с. 82; Гольданский В. Возникновение жизни с точки зрения физики, Коммунист, №1, с. 86, 1986; Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции, М., 1969, библиогр.; Философские проблемы естествознания, под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985; Фролов И.Т. Жизнь и познания, М., 1981; он же, Перспективы человека, М., 1983; Эволюция, с англ., под ред. М.В. Мины, М., 1981.

II (vita)

«Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2‑е изд., т. 20, с. 82).


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Жизнь" в других словарях:

    жизнь - жизнь, и … Русский орфографический словарь

    Понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии

    ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… … Толковый словарь Ушакова

    Как чужой язык: все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон, снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь, передающаяся половым путем. Жизнь что трамвай с вагоновожатым не поразговариваешь. Янина Ипохорская Жизнь… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… … Толковый словарь Дмитриева

    - (2) 1. Достояние, достаток; совокупность жизненных благ: Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16 17. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"