Полезные советы

Этот уникальный материал – самая настоящая инструкция, которая поможет узнать больше о самой сокровенной тайне Вселенной, каковой является жизнь (в данном случае – жизнь конкретного человека, то есть ваша жизнь).

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Эта знаменитая поговорка означает, что от каждого из нас требуются соответствующие усилия и навыки , чтобы справляться с жизненными перипетиями, трудностями, горестями и ненастьями; сделать правильные выводы из пройденного пути.

Да, жизнь – несправедливая штука. К тому же, в конце жизненного пути мы умираем. От данного факта у многих опускаются руки, особенно, если оглянуться назад и не увидеть каких-либо значимых деяний, которые бы отличали ЖИЗНЬ от бесцельного существования .

Для того чтобы научиться жить, мы должны понять структуру, разгадать пазл самой жизни человека. На самом деле, он не так уж и сложен. Каждый человек, который доживает до старости, проходит через четыре стадии жизни. Какие же это стадии и что можно посоветовать для каждой из них?

Суть жизни человека

Первая Стадия жизни: подражание


Человек рождается беспомощным. Он не умеет ходить, разговаривать, самостоятельно принимать пищу. Будучи детьми, мы обречены на то, чтобы наблюдать за другими и подражать им. Изначально мы осваиваем физические навыки и учимся разговаривать.

Затем у нас появляются социальные навыки, также благодаря тому, что мы наблюдаем за нашим окружением и подражаем ему. В итоге, в последние годы детства, человек приспосабливается к окружающим его культурным традициям .


Происходит это также посредством наблюдения за существующими в обществе правилами и нормами. Взрослеющий ребенок старается вести себя соответственно тем нормам, которые считаются общепринятыми в нашем обществе.

Какова цель Первой Стадии жизни?

Цель Первой Стадии – научиться тому, как надо функционировать внутри общества для того, чтобы стать автономным и самодостаточным взрослым человеком. Главная идея заключается в том, что окружающие нас взрослые помогают нам достичь этой цели.


Для этого они помогают нам научиться принимать решения и действовать самостоятельно. Однако некоторые взрослые и некоторые модели общества, в которые мы попадаем, учат плохому. Они наказывают нас за стремление быть независимыми, они не учат нас принимать решения.

Именно поэтому некоторым людям не удается стать автономными. Такие люди застревают в Первой Стадии в бесконечных попытках подражать всему возле себя. Они постоянно стараются понравиться кому-то , чтобы их не судили строго окружающие.

У "нормального" здорового индивидуума Первая Стадия продолжается до позднего подросткового периода или до периода раннего взросления. Однако у некоторых людей она продолжается и в их взрослой жизни.


Немногим "избранным" удается прийти в себя годам к 45-ти и понять, что они, по сути, никогда не жили для себя. И тогда возникает вопрос – куда, черт возьми, уплыли мои годы ?! Это и есть Первая Стадия Жизни – подражание. То есть, отсутствие самостоятельных мыслей и персональных ценностей.

Конечно, мы обязаны осознавать стандарты и ожидания людей, окружающих нас. Но мы также обязаны стать достаточно сильными, чтобы иногда, когда это необходимо, действовать назло этим стандартам и ожиданиям. Мы обязаны научиться действовать самостоятельно и в своих интересах.

Вторая Стадия жизни: процесс самопознания


В Первой Стадии жизни мы учимся соответствовать окружающим нас людям и их культурным ценностям. Вторая Стадия – это о том, чтобы научиться тому, что отличает нас от окружающих людей и их культурных ценностей.

Эта стадия требует от нас, чтобы мы начали принимать решения для себя, чтобы проверить себя и понять себя; также необходимо понять, что делает нас уникальными, отличными от других. Таким образом, Вторая Стадия подразумевает эксперименты и применение метода проб и ошибок.


Мы экспериментируем со сменой места жительства, находим общий язык с новыми людьми, изучаем новую обстановку и пытаемся потихоньку совать свой нос в чужие дела . В этот период многие молодые люди начинают путешествовать (многое тут зависит от индивидуальных возможностей).

Вторая Стадия – это процесс самопознания. Мы беремся за разные дела в этот период. Некоторые из них идут хорошо. Некоторые – не очень. Цель данного периода – это попытаться понять, что у вас получается хорошо, чтобы затем двигаться по выбранному пути.

Какова цель Второй Стадии жизни?

Вторая Стадия длится до тех пор, пока мы не начинаем наталкиваться на наши же ограничения. У многих людей при этом происходит ломка успевших сложиться стереотипов . Как бы то ни было, обнаруживать эти самые ограничения – это вполне нормально и даже полезно.


Вы просто вдруг осознаете, что не очень хороши в некоторых делах, вне зависимости от того, насколько сильно вы стараетесь. Поэтому вам необходимо знать, в чем именно вы не очень хороши. К примеру, вы не умеете готовить настолько, что не можете элементарно приготовить поесть самому себе.

Этому можно легко научиться, хотя это и потребует некоторого времени и стараний. Или возьмем более "тяжелый случай" – к примеру, человек от природы может быть недостаточно болезненным и физически слабым. Но и эту ситуацию, приложив максимум усилий , можно изменить.


Иными словами, мы просто обязаны самостоятельно осознать все свои слабости настолько рано, насколько это возможно. И чем раньше, тем лучше. Тем больше шансов и времени сделать все, что необходимо, чтобы исправить ситуацию.

Итак, в некоторых вопросах и делах мы не очень хороши. Есть и другие дела, в которых мы достаточно хороши, но с течением времени становимся хуже . К примеру, когда-то ваш голос был сексуальным, а ваша кожа нежной настолько, что вы всегда пользовались популярностью у противоположного пола.


Или вы могли легко напиваться в будний день, а на другой день, ранним утром, появиться на работе в свежем и бодром состоянии. Да мало ли, какие "способности" у вас были, а потом вы их утратили! Иными словами, у вас наступает осознание ОГРАНИЧЕНИЙ.

И этот этап является очень важным, поскольку вы в конечном итоге должны прийти к пониманию того, что наше время на этой планете ограничено . Поэтому его следует тратить на дела, которые действительно стоят этого больше всего.


Вы должны осознать, что вам не следует делать то-то и то-то лишь потому, что вам легко удается делать это. Вы должны осознать, что вы не должны быть рядом с определенными людьми лишь потому, что эти люди нравятся вам (но на вас им наплевать).

Синдром Питера Пэна

Вы должны осознать, что альтернативные варианты имеются практически для всего на этом свете, но это не означает, что они все открыты перед вами . Однако существуют люди, которые никогда не признаются себе, что ощущают подобные ограничения.


Возможно, они отказываются признавать свои ошибки; или, быть может, они сами себя вводят в заблуждение, заставляя поверить в то, что для них подобных ограничений не существует. Такие люди просто застряли во Второй Стадии жизни.

Существуют "успешные предприниматели", которым под сорок лет, и которые до сих пор живут с мамой, так как им не удалось заработать денег за последние лет 15 стараний. Существуют "популярные актеры", которые постоянно ждут звонка от именитых режиссеров , но сами не сходили ни на одно прослушивание за последние пару лет.


Существуют люди, которые не связали себя долговременными отношениями лишь по той причине, что им кажется, будто бы пройдет совсем чуть-чуть времени и очень скоро они встретят "идеального" человека, который окажется лучше тех, из которых у них был шанс выбрать раньше.

Но все мы в определенный момент нашей жизни должны признать неизбежное – жизнь коротка, далеко не все мечты становятся реальностью . Таким образом, нам стоит тщательнее выделять и серьезнее относиться к тем вещам и делам, в которых мы хороши.


При этом люди, которые застряли на Второй Стадии, тратят уйму времени на то, чтобы убедить самих себя в обратном. В том, что у них нет ограничений. В том, что они могут все преодолеть. В том, что их жизнь – это непрерывный рост и стремление к мировому господству. А в это время окружающие видят в таких людях лишь тех, кто бежит на месте…

У "здорового" индивидуума вторая стадия начинается в среднем или позднем подростковом возрасте и продолжается до 25 (в идеале) или 35 лет. Люди, которые застряли во Второй Стадии – это вечные подростки, постоянно открывающие себя , но ничего не находящие в себе. Про таких людей говорят, что у них синдром Питера Пэна.

В чем смысл жизни

Третья Стадия: свершения


Допустим, вы прощупали свои границы и выявили либо свои ограничения (неумение готовить, неспособность ставить рекорды в спорте – не важно), либо то, в чем вы начинаете становиться хуже (хуже играете в видео игры, становитесь менее способными к обучению – тоже не важно).

Теперь вы должны понять, что обнаружение этих границ, во-первых, крайне важно для вас; а сам факт осознания этих моментов ни в коем случае не является чем-то ужасным для вас. Это означает лишь то, что пришло время оставить свой след на этом свете.


Третья Стадия – это период великого обобщения всего, что есть в вашей жизни. Вам необходимо выбросить из своей жизни тех псевдодрузей, которые пользуются вами и тянут вас назад. Вам следует забыть о тех видах активности и хобби, которые являются пустой тратой времени.

Вам необходимо, наконец, избавиться от тех заскорузлых мечтаний, которые в ближайшее время точно не станут реальностью . А после этого вы должны приложить максимум усилий к тому, что у вас лучше всего получается и что лучше всего для вас лично.

Какова цель Третьей Стадии жизни?

Вам необходимо приложить максимум усилий к наиболее важным для вашей жизни отношениям. Вам необходимо приложить максимум усилий к выполнению той единственной миссии вашей жизни, которая выглядит наиболее важной для вас.


Это та миссия, в которой вы хороши – будь вы специалистом в преодолении мирового энергетического кризиса, художником компьютерной графики, экспертом в лечении заболеваний головного мозга или… родителем нескольких замечательных детишек.

Не важно, в чем вы лучше других – Третья Стадия наступает тогда, когда вы уже определились с этим направлением. Третья Стадия жизни – это максимизация всего потенциала вашей жизни. Это этап построения своего наследия. И это вовсе не обязательно накопление крупного состояния!


Что останется после вас, когда вы покинете этот бренный мир? Каким человеком запомнят вас люди? Будет ли это научное открытие, которое потрясло мир? Или вы создадите новый удивительный продукт? Или после вас останутся прекрасные дети?

Третья Стадия жизни – это период, когда наступает пора жить чуть-чуть иначе, чем вы привыкли до этого. Третья Стадия заканчивается тогда, когда случается комбинация двух вещей: во-первых, когда вы чувствуете, что осталось не так много того, что вы могли бы достичь; во-вторых, когда вы начинаете стареть и уставать и вас скорее тянет на диван у телевизора и на кроссворды.


У "нормальных" индивидуумов Третья Стадия жизни обычно начинается ближе к сорока годам и длится до самого выхода на пенсию. Люди обычно застревают в Третьей Стадии в том случае, если они так и не нашли выхода для своих амбиций и постоянно желают большего.

Неспособность и нежелание ослабить хватку и влияние, которые ощущают такие люди, вступают в противодействие с естественным "успокаивающим действием" времени. Поэтому они часто остаются активными жаждут действий аж до 70-ти или 80-ти лет.

Четвертая Стадия: наследие


Люди входят в Четвертую Стадию, прожив что-то около полувека и инвестируя свои усилия в то, что они считали важным и значительным. Они совершали серьезные поступки , упорно трудились, зарабатывали деньги; возможно, завели семью, начали политическую карьеру, совершили культурную революцию; или и то, и другое, и третье.

Они достигли возраста, когда их энергия и жизненные условия не позволяют им более ставить перед собой такие глобальные цели, как это было возможно в предыдущих Стадиях. Конечно, бывают исключения, но они лишь подтверждают это суровое правило.

Какова цель Четвертой Стадии жизни?

Цель Четвертой Стадии заключается не столько в том, чтобы создавать свое наследие, сколько в том, чтобы убедиться, что это наследие можно будет сохранить до самого смертного одра . И не путайте наследие с наследством (хотя последнее тоже будет нелишним).


Для многих вполне нормальной целью данной Стадии может быть такая "простая" вещь, как поддержка собственных взрослых детей (давать советы, помогать с внуками и так далее). Это может быть передача опыта и дел своим преемникам и ученикам.

Это может быть усиление собственной политической активности, позволяющее укрепить определенные ценности в обществе , которые новое поколение не очень хочет признавать. Иными словами, речь идет о наследии в самом широком смысле этого слова.

Четвертая Стадия очень важна с психологической точки зрения, поскольку она дает шанс каждому индивидууму примириться с неотвратимой реальностью приближающейся смерти. Это в природе человека – острая необходимость в том, чтобы наша жизнь имела хоть какой-то смысл.


Именно поэтому люди находятся в постоянном поиске того, что буквально является нашей психологической защитой против непостижимости этой жизни и неизбежности того факта, что бренное существование каждого человека на этой планете имеет конец.

Самое страшное, если этот смысл будет утрачен; если он начнет неотвратимо ускользать из чьей-либо жизни; или если человек почувствует, как если бы жизнь просто обошла его стороной. В этом случае мы сталкиваемся лицом к лицу с забвением, которое охотно поглотит нас.

Как жить правильно

В чем смысл Стадий?


Мы развиваемся, проходя каждую следующую Стадию жизни. С каждым разом мы получаем больше возможностей самим контролировать свое состояние счастья и благополучия – и в этом смысл Стадий. В Первой Стадии человек полностью зависим от действий других людей, от которых также полностью зависит и его счастье.

Это выглядит очень несправедливо в реалиях нашего существования, так как другие люди зачастую непредсказуемы и ненадежны. Однако, перейдя во Вторую Стадию, человек уже сам может решать, полагаться ли ему на других людей.

Жизнь пролетает как мгновение. Вот ты ещё в пелёнках - а через миг уже старик. Ещё вчера ты строил планы на будущее - а сегодня это будущее стало прошлым. И ты надеешься, что твои дети, внуки смогут достичь большего. Ведь у них вся жизнь впереди. Такое же мгновение.

В жизни человека есть два пути. Один путь - путь Совести. Другой путь - путь против неё. Нет никаких законов, никакого списка заповедей или правил, которые обязан выучить, знать и выполнять. Есть только Голос внутри . И в каждой ситуации он говорит, как правильно поступить. Выбор за мной - послушать его или нет.

Что есть этот Голос? Мы называем его Совестью. Но откуда он исходит? Зачем он говорит нам, что делать? И почему его слова так близки, так родны и так правильны? Почему мы так наполнены , когда следуем ему? И почему нам так противно, когда перечим?

В жизни человека есть два пути. Один ведёт к Жизни. Другой - к смерти. Голос Совести - всего лишь голос Оттуда. Оттуда, где Жизнь. Всего лишь рука, протянутая нам, влачащим жалкое существование в этом агрессивном материальном мире, где каждое существо борется за своё выживание. В мире, где главный закон - это закон силы. Сильный съедает слабого, за его счёт продлевая своё существование. Но наступает момент, когда слабые заканчиваются. И даже самый сильный умирает.

"На каждого Виджая найдётся Раджа".

Разве это жизнь?

Я не верю, что это жизнь. Я не верю, что я всего лишь одно из существ, чья судьба - умереть в той или иной пасти - животного ли, человека, или планеты, отправившись на удобрения. Я не верю, что мой внутренний мир имеет конец. Я не верю, что Голос Совести говорит со мной просто так. В этом мире ничто не случайно, ничто не бессмысленно. Если бы жизнь ограничивалась поеданием слабых сильными, какой смысл был бы в Совести? А главное - кто бы создал такую жизнь? И для чего?

Она возникла бы случайно? В мире не существует случайностей. Сама наша жизнь - результат конкретных действий. Каждое мгновение в ней обусловлено предыдущими решениями. Решениями наших родителей, начиная с зачатия и заканчивая отправкой в школу. Нашими решениями, начиная с уличной драки и заканчивая свадьбой. Так неужели столь сложная Вселенная возникла случайно? Сама по себе? Если даже наша, сравнительно примитивная жизнь - результат множества взаимосвязанных, кем-то сотворённых событий?

В этой жизни, как и в этом мире, есть смысл. Бессмысленно создавать существо, которое всего лишь поедает само себя. Глупо считать, что оно появилось само, из ниоткуда. Но если вспомнить, что у нас есть Совесть - всё становится ясно. И находится один простой, всё объясняющий ответ. Жизнь в этом материальном мире - всего лишь школа. Школа, созданная для нас. Для тех, у кого есть Совесть. И в противовес ей - материальные соблазны. И выбор - послушать родное, правильное - либо соблазниться поеданием слабого, в ожидании момента, когда съедят тебя самого.

Чем занимаются в школе? Учатся. Химии, физике, математике, литературе. Чем занимаются в школе жизни? Тоже учатся. Учатся доверию. Доверию своей Совести. Поступил по Совести - обрёл счастье. Поступил против неё - обрёл муки. Есть две Воли - та, которую глаголет Совесть, и наша, идущая с ней в разрез. Наша ли? Я знаю того, кто советует поступать против Совести. Он с рогами и копытами? Нет, я в это не верю. Не видел я ни на плече, ни за спиной никого, подходящего под такое описание. А голос его слышал. В своей голове. Очень часто. Так может, он во мне? Так же, как и Совесть? В это мне поверить легче. Он - это я? Его воля - это моя воля? Его мысли - мои мысли? Нет, не верю. Я не верю в то, что создан в противовес Совести. Как не верю в то, что моя судьба - смерть. Иначе, зачем мне дана Совесть?

В жизни человека есть два пути. Один - путь к Свободе. Другой - к рабству. Что есть Свобода? Свобода - это когда ничто не удерживает. Ни тело, ни мысли, ни цепи, ни другие люди. Разве не так? Не к этому ли мы стремимся всю свою жизнь? Но как стремимся? Стремимся к свободе от тела, заботясь о нём как о самом дорогом и важном на свете? Стремимся к свободе от мыслей, обдумывая всё, что видим и не видим? Стремимся к свободе от цепей, добровольно их надевая? Что есть эти цепи? Это то, что держит. Что диктует нам, как поступать в той или иной ситуации. Это квартира («вернись, ты же мог забыть выключить утюг»), машина («сегодня с друзьями не пойду отдыхать, нужно на СТО завезти»), работа (тут вообще объяснять незачем). Одним словом - деньги. Или ресурсы. То, что позволяет существовать. Существовать нашему телу. О котором мы так заботимся, стремясь к свободе.

Мы стремимся к свободе от других людей. При этом называя себя чьими-то, а кого-то - своими. Разве не так? Я - сын моего отца, он - мой, я - его. Мой парень, моя девушка. Мой муж, моя жена. Опять-таки, мой ребёнок. Слово «мой» применяется к собственности. Напомните, кто там у нас считал людей собственностью? Как мы их называем?

Рабовладельцы.

Человек стремится к Свободе, это так. Что-то внутри него откликается на это манящее слово, такое важное, такое родное. Каждый хоть раз в жизни, но испытывал это незабываемое чувство - когда паришь, когда порхаешь как бабочка, когда нет границ, нет ничего кроме Свободы. Это чувство особенно ясно ощущается, когда действуешь по Совести. Значит, Совесть ведёт к Свободе? Это чувство Свободы наполняет человека, делает его Счастливым. Значит, Свобода ведёт к Счастью?

Так вот для чего нам протягивают Руку Совести? Чтобы привести нас к Счастью? К настоящей Жизни? Ведь откуда-то она тянется, эта рука. И я не верю, что источник её - в этом материальном мире, где каждое существо тем и существует, что поедает других. Я верю, что есть другой Мир, куда нас всех почему-то зовут. И лишь за нами выбор - отправиться навстречу Счастью или остаться тут, в ожидании, когда тебя съест земля.

Что нас держит в этом мире?

Три вещи. Три вещи, которые мы считаем своими. Три вида собственности. Назовём их так: тело, деньги, люди . Наше тело, наши деньги, наши люди. Наши ли? Мы заботимся о нашем теле, всячески его балуем (например, сексом). Почему? Оно ведь наше. Хотя куда чаще люди вообще не разделяют себя и своё тело. Они считают, что «я и есть моё тело». Странно, откуда тогда взялось выражение «моё тело», «её/его тело»… Случайно возникло? Что есть человек? Это тело, сознание, Личность и Душа. Я верю, что последняя во мне всё же есть, что я - не бездушное животное. Тело жаждет удовольствий. Сознание жаждет контроля. Удовольствие лишает человека контроля, а контроль - удовольствий. Душа голосом Совести зовёт в Жизнь. Жизнь - это Свобода от цепей тела, цепей мыслей. Стало быть, у нас внутри есть Лебедь, Рак и Щука. Мы можем быть одновременно и тем, и другим, и третьим? Тянуть повозку в три разные стороны одновременно? Это глупо. Нет, мы не едины внутри себя. Мы - не все эти составляющие, вместе взятые, мы - что-то одно. Но что?

Мы то, что делает выбор. Выбор - чему уделить внимание. Удовольствиям, контролю, либо Жизни. Каждый из нас - Личность. И каждый из нас выбирает, кого слушать. Тело, с его жаждой удовольствий. Сознание, с его желанием контролировать. Или Душу, с её стремлением Домой. Туда, откуда Она родом. Туда, откуда нам её подарили. Туда, откуда исходит голос Совести.

Мы так цепляемся за своё тело, за своё сознание. Но приносят ли они нам счастье? Нет. Только новые заботы и желания. Сиюминутное удовлетворение желания - маленькая радость, за которой опять пустота и новое желание. Разве это счастье?

И главное - насколько это тело наше? Ведь у нас так легко его забрать. Например, при травмах позвоночника. Спросите парализованных людей, считают ли они тело действительно своим? Тех, что ещё в состоянии говорить. Хотя ещё проще тело убить.

“Общая конструкция человека сделана таким образом, чтобы больше была защищена Душа, а не тело. Тело - это всего лишь дополнительная, сменная материальная оболочка, созданная под определённые условия существования во Вселенной в геометрии трёхмерного пространства. Оно временно и смертно”.

Второй вид собственности. Наши деньги. Квартиры, машины, одежда, элементы интерьера… Суть - деньги. Человек, бывает, всю свою жизнь тратит на то, чтобы накопить вокруг себя побольше этих «благ». Всю свою жизнь усердно трудится ради них. Всю свою жизнь подчиняет служению им. Всё своё мгновение… Ради чего? В гроб с собой всё это заберёт? Или, быть может, купит себе ещё часок на смертном одре? Или это поможет его детям прожить более толковую жизнь? Дети ведь так плохо слушаются родителей и так хорошо им подражают. И конечно же, своим примером несчастливый по жизни отец сделает счастливым своего сына. Пройдя свой путь, который не даровал ему Свободы, подарит Свободу ребёнку, навязывая ему этот же путь. Голодный - накормит, больной - вылечит.

Ну и, конечно же, пожары, наводнения, ограбления, просто потерял или забыл. Разве можно считать действительно своим то, с чем так легко можно расстаться? Но самое главное. Разве приносит оно счастье? Ну покажите мне хоть одного счастливого миллиардера. И на это стоит тратить тот миг, который способен привести тебя к Жизни настоящей? А я верю, что способен. Иначе зачем мне Совесть? А люди привязываются к этому. Вторая верёвочка, не дающая шарику улететь в небо. А что там с ним будет, в небе? Он ведь не знает. А вот ветка - она знакома и явна, в ней уверен, к ней можно привязать себя, и висеть - ни там ни тут, пока не лопнешь.

А я знаю, что там. Чувствую. Когда поступаю по Совести.

И, наконец, третий вид собственности. Наши люди. Наши любимые люди. Наши любимые вещи. Ведь владеешь чем? Тем, чем можешь управлять. Чем можешь управлять? Тем, что подчиняется тебе, что не имеет своей воли. Что не имеет своей воли? Вещь. Это звучит странно и даже страшно, но это так. Мы считаем своих близких вещами. Инструментами, которые обязаны выполнять нашу волю. И так обижаемся, когда они её не выполняют. Мы можем себе в этом не признаваться, но это так.

Мы так радуемся, когда обретаем новую вещь. Так радуемся, когда становимся чьей-то вещью - после первого ли поцелуя, драки (все ж знают, как мальчишки друзьями становятся) или обручального кольца. Читатель может со мной поспорить - это ведь Любовь, возвышенные чувства, святые и желанные отношения. Я написал целых три статьи на эту тему, в которых очень детально, исходя опять же из личного опыта, разобрал вопрос отношений и того, есть ли в них Любовь, и если есть - то когда. Ссылки будут внизу этой статьи, здесь же я приведу главную мысль. Настоящая Любовь к другому человеку - это когда ты никоим образом, ни в малейшей степени не посягаешь на его Свободу. Когда не думаешь о нём, как о чём-то, что удовлетворит твои интересы. Когда не считаешь его вещью. Настоящая Любовь, настоящие Духовные отношения между людьми, в том числе между парой - мужчиной и женщиной - основаны на настоящей дружбе. Не той, где друг - лишь средство для достижения своих целей. А той, где друг - это тот, кому без малейшего сожаления отдашь всё, что у тебя есть. Ничего не ожидая взамен. Потому что думаешь о нём. А не о себе. Отдашь всё, кроме себя самого. Потому что ты - не вещь.

Отношения между людьми (всеми без исключения) способны научить человека очень многому. Тому, что тело - не его. Что деньги - не его. Что люди - не его. В его реальной власти и собственности только одно - его выбор. Отношения способны научить человека с радостью расставаться с тем, что не его. Обретая при этом Свободу и Счастье. Отношения способны научить человека сочувствовать, сопереживать, поддерживать, помогать, забывать о себе. И главное. Отношения между мужчиной и женщиной способны научить человека тому, как свято то, что дарует жизнь. Как свята Женщина, дарующая жизнь эту, этот шанс. И как свят Тот, кто дарует нам всем Жизнь Ту. Настоящую. Но всё это возможно лишь тогда, когда мы не считаем человека своей собственностью.

Я верю, что жизнь - это шанс . Шанс обрести настоящую Жизнь. Настоящую Свободу. Настоящее Счастье. И я знаю, что Та Жизнь несовместима с этой. Слишком уж они разные. Ведь в основе одной лежит Любовь, а в основе другой - пожирание. И я вижу, что есть два пути. Привязаться к этой жизни - телом, деньгами или другими людьми. Либо же отпустить её. Отвязать верёвочку от ветки. И полететь. Я выбираю полёт.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

ЖИЗНЬ

англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

ЖИЗНЬ

1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.

ЖИЗНЬ

1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.

Общие свойства, которыми обладают все живые организмы. Основные определения сущности жизни. Гипотезы, возникающие в разное время относительно появления жизни на земле. Теория химической эволюции или пребиотическая эволюция. Таксономия живой природы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остается одним из самых важных, потому что ответ на него отнюдь не всегда однозначен. Ученые обнаружили, что все живые существа частично состоят из протоплазмы. Давно известна химическая формула протоплазмы, даже найдены способы соединения молекул других элементов для получения этого удивительного вещества. Но тела, созданные на основе искусственной протоплазмы, все равно не оживают. Вот почему человеку предстоит собрать еще много сведений о различных живых существах и найти то общее, что присуще всем живым организмам.

Давайте посмотрим, какими общими свойствами обладают все живые организмы. Во-первых, все живое на земле растет. Так, например, котенок превращается в кошку, а из желудя вырастает дуб. Для одних сам процесс роста протекает очень быстро, для других, как, например, для канадских мамонтовых деревьев, он длится несколько тысяч лет.

Во-вторых, все живые существа способны залечивать на себе раны, а иногда даже заменять поврежденные части тела. Так, у лангуста на месте оторванной клешни вырастает новая, у людей постоянно обновляется кожа, растут кости, деревьев вместо старых листьев весной появляются новые. Еще одно общее свойство всех живых существ на земле -- их способность к размножению. Если бы живые организмы не могли произвести на свет потомство, они давно бы вымерли. Размножаются и животные, и рыбы, и насекомые, и растения. Живые существа могут быстро приспосабливаться к окружающей среде. У человека это получается лучше, чем у животных и растений, потому что человек -- существо разумное, способно мыслить. Живые организмы также реагируют на внешние раздражители. Поэтому растения вытягиваются навстречу солнцу. И даже человек, почувствовав запах вкусной пищи, мгновенно реагирует, испытывая чувство голода. Все, о чем нам удалось поговорить, к сожалению, еще не дает исчерпывающего ответа на вопрос, что такое жизнь. Однако полученные знания помогут разобраться в том, что считать живым, а что нет.

Жизнь -- активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования.

Основной атрибут живой материи --генетическая информация, используемая для репликации. Развитие живой природы привело к появлению человечества.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти.

Живым является то, что удовлетворяет собственные потребности активно анализируя и используя условия окружающей среды. Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным.

Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком);

согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов.

И, наконец, третий подход - определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь не возможна.

Жизнь можно определить, как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры. Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь -- это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.».

В.Н.Пармон дал следующее определение: «Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора».

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А.А. Ляпунова, жизнь -- это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». Жизнь (или жизнеспособную систему) можно определить как систему, содержащую упорядоченные и распределенные установившиеся нелинейные осцилляторы с ограниченным циклом, а также связанную с ней систему алгоритмических управляющих механизмов, способную регулировать свои внутренние условия во внешних условиях.

Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени. Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа "против равновесия". На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде (негэнтропия), так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики.

Возникновение жизни

В разное время относительно возникновения жизни на Земле выдвигались следующие гипотезы:

Гипотеза биохимической эволюции

Гипотеза панспермии

Гипотеза стационарного состояния жизни

Гипотеза самозарождения

Гипотезы самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований их опровергают.

Гипотеза панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, она только отдаляет его в ещё более туманное прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле.

Таким образом, единственной общепризнанной в науке в настоящее время является гипотеза биохимической эволюции.

Теория химической эволюции или пребиотическая эволюция -- первый этап эволюции жизни, в ходе которого органические, пребиотические вещества возникли из неорганических молекул под влиянием внешних энергетических и селекционных факторов и в силу развертывания процессов самоорганизации, свойственных всем относительно сложным системам, которыми бесспорно являются все углеродсодержащие молекулы.

Также этими терминами обозначается теория возникновения и развития тех молекул, которые имеют принципиальное значение для возникновения и развития живого вещества.

Всё, что известно о химизме вещества, позволяет ограничить проблему химической эволюции. рамками так наз. «водно-углеродного шовинизма», постулирующего, что жизнь в нашей Вселенной представлена в единственно возможном варианте: в качестве «способа существования белковых тел», осуществимого благодаря уникальному сочетанию полимеризационных свойств углерода и деполяризующих свойств жидкофазной водной среды, как совместно необходимых и/или достаточных условий для возникновения и развития всех известных нам форм жизни. При этом подразумевается, что, по крайней мере, в пределах одной сформировавшейся биосферы может существовать только один, общий для всех живых существ данной биоты код наследственности, но пока остается открытым вопрос, существуют ли иные биосферы вне Земли и возможны ли иные варианты генетического аппарата.

Также неизвестно, когда и где началась химическая эволюция. Возможны любые сроки по окончании второго цикла звёздообразования, наступившего после конденсации продуктов взрывов первичных сверхновых звёзд, поставляющих в межзвездное пространство тяжелые элементы (с атомной массой более 26). Второе поколение звёзд, уже с планетными системами, обогащенными тяжёлыми элементами, которые необходимы для реализации химической эволюции. появилось через 0,5-1,2 млрд. лет после Большого взрыва. При выполнении некоторых вполне вероятных условий, для запуска Х.Э. может быть пригодна практически любая среда: глубины океанов, недра планет, их поверхности, протопланетные образования и даже облака межзвёздного газа, что подтверждается повсеместным обнаружением в космосе методами астрофизики многих видов органических веществ -- альдегидов, спиртов, сахаров и даже аминокислоты глицина, которые вместе могут служить исходным материалом для Х.Э., имеющей своим конечным результатом возникновение жизни.

жизнь эволюция пребиотическая

Таксономия живой природы

Организм -- это основная единица жизни, реальный носитель её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Мир живых существ насчитывает несколько миллионов видов. Всё это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира.

Живая природа сейчас обычно делится на восемь царств: вирусы, протисты, археи, хромисты, бактерии, грибы, растения и животные.

Список литературы

Жизнь. Европейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

Чернавский Дмитрий Сергеевич 2000 г. «Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики». Успехи физических наук Т.170. № 2. ст. 157-183.

Романов Сергей Федорович 2010 г. « Истины 21 века» (3 редакция) СПб ст.33-86.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Тайна появления жизни на Земле. Эволюция зарождения жизни на Земле и сущность концепций эволюционной химии. Анализ биохимической эволюции теории академика Опарина. Этапы процесса, приведшего к возникновению жизни на Земле. Проблемы в теории эволюции.

    реферат , добавлен 23.03.2012

    Гипотеза Опарина о постепенном возникновении жизни на Земле из неорганических веществ путем длительной абиогенной (небиологической) молекулярной эволюции. Роль появления коацерватов и химической эволюции в развитии клетки и ходе биологической эволюции.

    статья , добавлен 18.05.2009

    Условия появления жизни (наличие воды, углерода, внешней энергии), основные концепции ее возникновения. Гипотеза происхождения жизни Опарина. Первые живые организмы. Геологические эры и эволюция жизни. Химический состав нашей планеты в разные периоды.

    презентация , добавлен 25.04.2014

    История представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Образование первичных органических соединений. Что считать жизнью? Эволюция жизни на Земле. Появление высокоорганизованных форм жизни.

    реферат , добавлен 17.05.2003

    Теория кометного происхождения органических молекул. Этапы происхождения жизни по Опарину. Первые живые организмы на Земле. Обособление клеточного ядра. Эволюционная схема происхождения ядра профессора А.Н. Мосолова. Этапы ранней эволюции жизни на Земле.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Взгляды на происхождение жизни и ее развитие. Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции. Теория самопроизвольного зарождения. Теория панспермии. Жизнь - одна из форм бытия и одна из высших форм движения.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2004

    Возникновение идеи эволюции живой природы в Новое время. Сущность эволюционных теорий Ламарка и Дарвина, его тезис о естественном отборе наряду с принципами борьбы за существование, наследственности и изменчивости. Теории возникновения и эволюции жизни.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Сравнение основных определений понятия "жизнь". Анализ проблемы происхождения и эволюции жизни на Земле. Общая характеристика современных теорий возникновения жизни, а также процесса эволюции ее форм. Сущность основных законов биологической эволюции.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2010

    Природа жизни, ее происхождение, разнообразие живых существ и объединяющая их структурная и функциональная близость. Причины доминирования теории эволюции. Естественнонаучные гипотезы о происхождении жизни. Христианские взгляды на происхождение человека.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2013

    Характеристика общих представлений об эволюции и основных свойствах живого, которые важны для понимания закономерностей эволюции органического мира на Земле. Обобщение гипотез и теорий происхождения жизни и этапы эволюции биологических форм и видов.