Имеющие общие корни русский и украинский языки на первый взгляд кажутся очень похожими. Но это не так. В действительности у них больше отличий, чем сходств.

Одни корни

Как известно, украинский и русский языки относятся к одной группе восточнославянских языков. Они имеют общую азбуку, сходную грамматику и значительное лексическое единообразие. Тем не менее, особенности развития культур украинского и русского народов привели к заметным отличиям их языковых систем.

Первые различия между русским и украинским языком обнаруживаются уже в алфавите. В украинском алфавите, оформившемся в конце XIX столетия, в отличие от русского не используются буквы Ёё, Ъъ, Ыы, Ээ, но зато присутствуют Ґґ, Єє, Іі, Її, которых нет в русском.

Как следствие – несвойственное для русского произношение некоторых звуков украинского языка. Так, отсутствующая в русском буква «Ї» звучит приблизительно как «ЙИ», «Ч» произносится более твердо, как в белорусском или польском, а «Г» передает гортанный, фрикативный звук.

Близкие языки?

Современные исследования показывают, что украинский язык ближе другим славянским языкам – белорусскому (29 общих черт), чешскому и словацкому (23), польскому (22), хорватскому и болгарскому (21), и лишь 11 общих черт он имеет с русским языком.

Некоторые лингвисты на основании этих данных ставят под сомнение объединение русского и украинского языка в одну языковую группу.

Статистика свидетельствует, что только 62% слов являются общими для русского и украинского языков. По этому показателю русский язык в отношении украинского находится лишь на пятом месте после польского, чешского, словацкого и белорусского. Для сравнения можно заметить, что английский и голландский языки по лексическому составу сходны на 63% – то есть больше чем русский и украинский.

Расхождение путей

Различия русского и украинского языков во многом обусловлены особенностями формирования двух наций. Русская нация централизованно формировалась вокруг Москвы, что привело к разбавлению ее лексикона угро-финскими и тюркскими словами. Украинская нация складывалась путем объединения южнорусских этнических групп, а поэтому украинский язык в значительной степени сохранил древнерусскую основу.

Уже к середине XVI столетия украинский и русский языки имели существенные различия.

Но если тексты того времени на староукраинском языке в целом понятны современному украинцу, то, к примеру, документы эпохи Ивана Грозного с большим трудом поддаются «переводу» жителем сегодняшней России.

Еще более заметные расхождения между двумя языками стали проявляться с началом формирования русского литературного языка в первой половине XVIII столетия. Обилие церковнославянских слов в новом русском языке делали его малопонятным для украинцев.

Для примера возьмем церковнославянское слово «благодарỳ» из которого возникло известное нам «благодарю». Украинский язык, напротив, сохранил старорусское слово «дáкую», которое сейчас существует как «дякую».

С конца XVIII столетия начинает формироваться украинский литературный язык, который, находясь в русле общеевропейских процессов, постепенно избавляется от связей с русским языком.

В частности, происходит отказ от церковнославянизмов – взамен делается акцент на народные диалекты, а также заимствования слов из других, в первую очередь, восточноевропейских языков.

Насколько лексика современного украинского языка близка ряду восточноевропейских языков и далека от русского может наглядно показать следующая таблица:

Немаловажной особенностью украинского языка является его диалектическая пестрота. Это следствие нахождения отдельных регионов Западной Украины в составе других государств – Австро-Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии. Так, речь жителя Ивано-Франковской области далеко не всегда понятна киевлянину, в том время как москвич и сибиряк разговаривают на одном и том же языке.

Игра смыслов

Несмотря на то, что в русском и украинском языках достаточно много общих слов, и еще больше слов сходных по звучанию и написанию, они часто обладают разными смысловыми оттенками.

Возьмем, к примеру, русское слово «иной» и родственное ему украинское слово «iнший». Если по звучанию и написанию эти слова схожи, то их смысл имеет заметные отличия.

Более точным соответствием украинскому слову «iнший» в русском языке будет «другой» – оно несколько более формально и не несет такой эмоциональной и художественной выразительности, как слово «иной».

Еще одно слово – «жаль» – в обоих языках идентично по написанию и произношению, но разнится в смысловом значении. В русском языке оно существует как предикативное наречие. Основная его задача – выражать сожаление по поводу чего-либо, или жалость к кому-либо.

В украинском языке, употребляясь как наречие, слово «жаль» обладает подобным смыслом. Однако оно может быть также существительным, и тогда его смысловые оттенки заметно обогащаются, становясь созвучными таким словам как скорбь, горечь, боль. «Ой настала жаль туга да по всій Україні». В таком контексте данное слово в русском языке не используется.

На западный манер

Нередко от иностранных студентов можно услышать, что украинский язык в большей степени близок европейским языкам, чем русский. Давно подмечено, что перевод с французского или английского языков на украинский в некотором отношении делать проще и удобнее, чем на русский.

Все дело в определенных грамматических конструкциях. У лингвистов существует такая шутка: на европейских языках «поп имел собаку» и только на русском «у попа была собака». Действительно, в украинском языке в подобных случаях наряду с глаголом «есть» используется глагол «иметь». Например, английская фраза «I have a younger brother» на украинском может звучать и как «У мене є молодший брат», и как «Я маю молодшого брата».

Украинский язык в отличие от русского перенял от европейских языков модальные глаголы. Так, во фразе «Я маю це зробити» («я должен это сделать») модальность употребляется в значении долженствования, как и в английском – «I have to do it». В русском языке подобная функция глагола «иметь» давно исчезла из употребления.

Еще один показатель разности в грамматике заключается в том, что русский глагол «ждать» является переходным, а украинский «чекати» – нет, и, как следствие, без предлога он не употребляется: «чекаю на тебе» («жду тебя»). Для сравнения в английском – «waiting for you».

Тем не менее, есть случаи, когда в русском языке используются заимствования из европейских языков, а в украинском их нет. Так, названия месяцев в русском языке являются своеобразной калькой с латыни: к примеру, март – martii (лат.), März (нем.), march (англ.), mars (фр.). Украинский язык здесь сохранил связь со славянской лексикой – «березень».

Украинскую "нэзалэжную" национальную идею можно описать словами "мы не русские, мы не имеем с русскими ничего общего". Или с точностью до наоборот – "Русские украли у нас всё, включая и самоназвание. На самом деле именно мы настоящие русские, а москали – суть угро-финны".

Именно такой трактовки придерживаются самые ярые "украинские националисты", на самом деле - галицкие нацисты, смыкаясь в этом с такими же нацистами в России. Чем и определяется наличие последних в карательном полку "Азов", воюющем под флагами с эмблемой дивизии СС "Дас Райх". Кстати, по словам первого командира тогда ещё батальона "Азов" (ныне депутата парламента Украины) Андрея Билецкого, половина состава батальона именно русские нацисты, многие – граждане России.

Пердимонокль..!

Поэтому, для того, чтобы понять, в чём состоит эта "украинская идея", придётся идти от противного и для начала определить, в чём состоит русская национальная идея.

Итак. Прежде всего, русской национальной идее чужд национализм. Звучит, как каламбур, но это так. Для русского человека абсолютно неважно, какой национальности другой человек. Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт, Михаил Богданович Барклай де Толли (урождённый немец Михаэль Андреас Барклай де Толли) – русский полководец, Николай Васильевич Гоголь – русский писатель, хотя и имел польские корни, Иван Константинович Айвазовский (урождённый армянин Ованнес Айвазян) – русский художник. Примеров не тысячи – миллионы.

Главное, как говорится, "чтобы человек был хороший". И если человек хороший и болеет душой за Русь – его охотно признают своим, не обращая внимания на место рождения и родословную. Причём, сами иммигранты в первом поколении, служившие во благо и ставшие гордостью России, совершенно искренне считали себя русскими.

Русский человек – интернационалист по природе. Так же, как национализм, ему чужд и расизм, и любые иные формы сегрегации человека по форме черепа, разрезу глаз или же по цвету его штанов. Равно как вообще любая ксенофобия, в том числе антисемитизм. Всякого рода националисты, черносотенцы, расисты и прочие ксенофобы – это отщепенцы, отступники от идеи русского мира.

Ещё одной характерной чертой русского человека является жажда справедливости – разумеется, для всех. Поэтому русские люди - я имею в виду тех, кто соответствует русской национальной идее - могут иметь любую национальность, расовую принадлежность и вероисповедание.

Вспомните хотя бы геноцид армян в начале ХХ века. Казалось бы, бесконечно далекий и отличный от русских, армянский народ нашел убежище от турецких сабель именно в России. И отнюдь не только на Кавказе – как раз основную массу армян приняли на себя Молдавия и Малороссия.

Еще один характерный пример, тщательно замалчиваемый "цивилизованной" Европой. Все знают о преследовании евреев в России. Тем не менее, именно русские, Советский Союз, создали государство Израиль, которое в ту пору очень не любили США и Великобритания. И, несмотря на миллионы переселившихся туда евреев из СССР, в России и сегодня (перепись 2010 года) проживает почти четверть миллиона человек, называющих себя евреями. А вот в соседней Польше - члене ЕС - ситуация иная. До начала Второй мировой войны там проживало приблизительно 3 474 000 евреев. За время войны в Польше погибло около 2.8 миллионов евреев, что составляет почти половину от общего числа погибших польских граждан. А уже после окончания войны в живых оставалось всего около 380 000 польских евреев. Всех евреев, освобожденных из концлагерей, поляки депортировали сразу же. Остальных – постепенно.

Об этом молчат, но еврейские погромы в Польше были нормальным явлением. Наиболее известен погром 4 июля 1946 года в городе Кельцы, когда из 200 переживших войну евреев горожанами было убито 40 (по другим данным 47) и ранено 50 человек, включая беременных женщин и детей. И это лишь один из многочисленных примеров. Сегодня в Польше проживает около тысячи евреев (по данным переписи населения Польши от 2002-го года в стране проживало 1133 еврея). Согласитесь – разительное отличие "цивилизованной европейской нации" от "русских варваров"!

Обратите внимание. Обладая самой большой территорией в мире, обладая этой территорией куда больший срок, чем те же Соединенные Штаты, русские не уничтожили ни одного, даже самого малого, народа. Более сотни и сегодня населяют Россию и, в отличие от США, Австралии, Британии, да любой другой империи, Россия не "помножила их на ноль" и не пересажала остатки народностей в гетто и резервации. Наоборот, тратила деньги на создание для них алфавитов, письменности, издавала книги, газеты и всячески продвигала "самобытные таланты". Да и сегодня для малых народов России масса привилегий, вплоть до забоя китов, запрещенного для всех остальных. А уж о квотах в ВУЗах и органах власти и говорить не приходится. Часто и густо, даже вопреки здравому смыслу, в руководящие органы "на местах" набирали исключительно "местные кадры".

Так что вспышки национализма в России выглядят ужасно лишь до тех пор, пока не сравниваешь аналогичные в других странах. Хрестоматийный пример: основоположником русского литературного языка стал потомок эфиопа, крестника Петра Первого Ибрагима Ганнибала, а сам Ибрагим (Абрам) Петрович – первым чернокожим русским генералом. Кстати, не скажете, когда подобное стало возможным для чернокожих в Благославенной Америке? Помнится их и после войны гоняли. И не только Ку-Клукс-Клан. То-то же...

Ладно, Пушкин. А Шевченко Тарас Григорьевич? Разве его считали иностранцем? Нерусью? Нет, в его судьбе и развитии таланта художника и поэта приняли участие все – от рядовых офицеров, давших деньги на первое издание "Кобзаря" и создававших простому солдату все условия для творчества, до императорской семьи, собравшей деньги на его выкуп из крепостных, о чем свидетельствуют соответствующие записи в камер-фурьерском журнале.

Для русского человека очень важны такие понятия как правда и стремление к справедливости. Как раз за нарушение этого безусловного императива и был наказан Тарас Шевченко, когда пошёл против справедливости и отплатил императрице чёрной неблагодарностью, оскорбив её и высмеяв нервный тик, которым страдала Мария Федоровна после восстания декабристов. Жил он не по правде. Стихийное и неосознанное стремление к высшей справедливости весьма характерная черта русской души, так и не нашедшей понимания в западноевропейской культуре.

Может и не очень точно, но близко именно по душевному порыву, описал эту разницу один из малоизвестных литературных героев:

"Мы никогда не стеснялись быть идиотами. Когда все вокруг верили в Рынок, мы верили в Бога. Когда все верили в Закон, мы верили в Любовь. Когда все верили в Порядок, мы верили в Чистоту и Благодать. Мы никогда не боялись быть немного… юродивыми. Иванушка-дурачок всегда выезжает на охоту на Коньке-горбунке, в дырявом кафтане и сбитой набекрень шапке, а возвращается – с царской дочерью и сундуком золота. А всё потому, что о себе Иванушка-дурачок самого скромного мнения. Он не требует от мира побед и даже не надеется победить. Ему до лампочки успех, справедливость и даже царская дочка. Но вот ему-то Небеса победу и вверяют. Потому что знают – только Иванушка-дурачок распорядится этой победой правильно. И царской дочке понравится с ним, обязательно понравится…".

Поэтому так легко состыковались матрицы "русского" и "советского" миров, поэтому так приглянулась русским идея построения коммунизма. Поэтому первое социалистическое государство возникло именно в России.

Русский человек – по природе искатель правды, в том числе его привлекают как поиск правды научной, так и поиск социальной справедливости. Да и само слово "правда" в русском языке имеет значения "истина" и "справедливость". Подчеркну во избежание недопонимания – речь именно о народе и стержневой идее, а не об отдельных личностях - "в семье не без урода" как мы знаем.

Русский человек порядочен и честен. Недаром для ганзейских купцов честное слово русского купца было твёрже и надёжнее любой другой гарантии. Это при том, что торговля очень специфический род деятельности, традиции жульничества и объегоривания в котором идут вглубь тысячелетий.

Подлинно русский человек честен как перед другими, так и перед самим собой. И понятия "честность" и "честь" в русском языке недаром однокоренные. Поэтому русский герой никогда не бьёт в спину соперника и не стреляет исподтишка, не лжёт даже врагу. Стала хрестоматийной фраза Святослава Игоревича, князя новгородского и киевского, имевшего обыкновение предупреждать противника словами: "Иду на вы".

Герой, в русском понимании этого понятия, не может быть ни вероломным, ни коварным, ни трусливым.

Скажете, это везде так? А вот и нет – сравните с "героями нэзалэжной Украины", которые то и дело предают, строят козни и удирают, бросая на произвол судьбы своих же соратников. Подчеркну – именно "нэзалэжной".

Сейчас многие ставят знак равенства между понятиями "русский" и "православный" – но это такое же лукавство, как настаивать на исключительно национальном признаке.

Подлинно русский человек не является приверженцем клерикализма

Он может быть атеистом, а может – истово верующим, но любые нарушения справедливости, в том числе со стороны деятелей церкви, его возмущают – следовательно, и идеи дать церковникам больше власти он не поддерживает, справедливо вспоминая библейское "Богу – Богово, кесарю – кесарево".

В "Хождении за три моря" русского купца и путешественника Афанасия Никитина – то, что он подлинно русский, надеюсь, не вызывает сомнений? – есть целые куски текста на арабском, персидском и тюркском, представляющие собой то православные молитвы, то обращения к Аллаху. Для русского человека Афанасия Никитина не было разницы, как называть своего бога – Богом или Аллахом...

Ну, а то, что существует целый пласт русских народных сказок с яркой антиклерикальной тематикой, знают даже дети. "Слуги Божьи" то и дело предстают в сказках жадными, глупыми и бессовестными, использующими религиозность крестьян и цитаты из Библии во имя своих шкурных интересов.

Русский человек скромен. Недаром в русском языке не существует формы будущего времени единственного числа для глагола "победить". Русский может сказать "Я победил" или "Мы победим", но не может сказать: "Я победю", "Я побежу" или "Я побежду" – это даже звучит дико и безграмотно.

Не по-русски

Миролюбие и добродушие – эти черты русских людей чаще всего подвергаются клевете. Неудивительно: вся Российская империя была создана не столько мечом, сколько дружелюбием и заботой к "покорённым" народам. Огромная территория, заселённая сотней народов, как бы ни хотелось врагам и завистникам, вовсе не желала рассыпаться сама собой под грузом национальных и религиозных противоречий, и Западу приходилось прилагать огромные усилия для того, чтобы оторвать от России хоть маленький клочок, хоть один народ...

Те же редкие случаи, когда Россия, русский народ, именно завоёвывали с боем новые территории, как правило были либо случаи возвращения исконно русских земель – как было с территорией будущей Украины, либо они были спровоцированы "жертвами агрессии" – как было в случае с Крымом, население которого угоняло в рабство жителей юга Великороссии и Малороссии на протяжении нескольких веков...

Но, даже в случае с возвратом своих земель, русские зачастую предпочитали их выкупать, а не отвоёвывать. Выкуплены были земли Прибалтики, выкуплен был у поляков Киев. Что, тем не менее, не помешало потомкам, живущим на этих землях, трубить на весь мир лживые сказки о "российской оккупации". Хотя стоило бы помнить прибалтам, что именно русские подарили литовцам их столицу с третью всех нынешних земель. И уж без русских точно не возникли бы ни Латвия, ни Эстония, ни Финляндия.

Равно как и спасённые от полного уничтожения Османской империей грузины, чьи предки обратились к русскому Царю с просьбой о включении Грузинского царства в состав России. "Благодарные потомки" рассказывают, что русские их подло оккупировали.

И скромно умалчивают при этом, что титулы всех князей, которых в маленькой Грузии было как собак нерезаных, империя-"оккупант" признала, рискуя обесцениванием собственной аристократии. Что Грузия, особенно в советский период, была избалована вниманием и льготами – в обход "титульной нации", между прочим. Кстати, как и Прибалтика, после присоединения к ЕС превратившаяся из баловня СССР, его "витрины" в изгоя Западной Европы, растеряв при этом треть населения.

А сколько сил и средств потратила Россия на образование "покорённых народов", на строительство у них школ, больниц, театров, библиотек, университетов? Разумеется, "покорённые" платили "оккупантам" взаимностью, пополняя элиту империи – элиту в лучшем смысле этого слова – становясь русскими учёными, писателями, военачальниками, актёрами, художниками, музыкантами и т.д. Помните шутку "великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье"?

Курляндский немец по отцу и лифляндец по матери Барклай де Толли, грузин Багратион, целый сонм деятелей искусства, государственных деятелей и военачальников татарского происхождения...

Русская щедрость, открытость и широта души проявилась и в миграционной политике. России, русскому народу, русскому миру охотно шли на службу и вливались в этот мир шведы, немцы, датчане, шотландцы, французы... И сами становились русскими.

Витус Беринг, Владимир Даль, Джордж Лермонт (предок Михаила Юрьевича Лермонтова), Карл Брюллов... Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал, опять же...

А теперь посмотрим на "украинскую национальную идею" - то есть, идею той части украинского народа, которая настаивает на отличиях украинцев от русских. Скромно умалчивая, что эта "украинская" идея есть по сути идея галицкая, навязываемая всей Украине без особого успеха вот уже четверть века. Именно приверженцы этой нацистско-русофобской идеологии и потребовали сначала устроить бескровный оранжевый переворот 2004 года, а через 10 лет и кровавый прошлогодний. Поставив тем самым крест на "проекте UKRAINA".

Идея действительно никак не украинская – она привнесена извне поляками и австро-венграми и насаждалась в Галиции с конца ХIХ века, на землях, семь веков отделённых от русского мира и Руси. Идея отдельности и инаковости украинцев насаждалась огнём и мечом, уничтожались и изгонялись все, кто пытался сохранить веру предков и свою русскую идентичность. Доказательством тому – первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин, созданные специально и исключительно для русских. Не нужно было ничего взрывать – достаточно было быть православным и/или русским для приговора. А многие не доживали даже до суда, забиваемые насмерть на улицах своих городов и сёл. Те же, кто не был физически уничтожен, бежали. До Первой мировой – в ту же Канаду и США, после её начала - сотни тысяч ушли со своих земель вместе с русской армией. Оставшиеся поколениями воспитывались именно как пушечное мясо западноевропейцев в войнах с Россией. Так родились первые отряды СС в Галиции в Первую мировую войну – сичевые стрельцы. Трансформировавшиеся затем во время Второй мировой в 14-ю дивизию СС "Galizien".

Ничего удивительно в том, что идея, построенная на отрицании и разрушении, получила соответствующие, негативные (мягко говоря) черты.

"Щирые", они же "свидомые", они же "нэзалэжные" украинцы, они же "мазепинцы", "украинствующие", "бандеровцы" et cetеra, стремясь подчеркнуть отличия от русского народа, русского мира, русской ментальности, лезли "из кожи вон", чтобы привить себе и своим потомкам такие качества, как воинственность и агрессивность в сочетании с трусостью – дабы их не перепутали со смелыми и миролюбивыми "москалями"; жадность – в противоположность русской щедрости; предательство и вероломство – в отличие от стремления присущих русским честности и порядочности; недоверчивость и лживость – в отличие от русской открытости, правдивости, и честности...

Эти качества, по-видимому, "свидомые" считают положительными, а иначе почему они не стесняются наличия их у своих "героев"? Соответствующие и "герои" свидомоукраинцы – первый сепаратист князь Данило Галицкий, патологический предатель Мазепа и садист-кошкодав Бандера, самовлюблённый неблагодарный эгоист и пьяница Шевченко, гитлеровские прихвостни униат Шептицкий, гауптман Шухевич, австрийский офицер Коновалец и уже упомянутый болезный недомерок Бандера; всякие Грушевские, Петлюры, Скоропадские; бессмысленные жертвы, принесённые на алтарь "украинства" – в начале ХХ-го века это были "герои Крут", спустя почти столетие – пресловутая "небесная сотня", убитая к тому же исключительно для создания очередного некрофильского культа.

Что построили те, кого сегодня не совсем верно называют бандеровцами (правильнее – галицкие нацисты)? Хоть что-нибудь? Ни-че-го! Даже знаменитое "Первое украинское пиво с 1715 года" со всем остальным Львовом построено не ими – вплоть до присоединения Галиции к Украинской ССР в 1939 году доля украинцев в населении города была менее 7 процентов.

Криком души звучат слова из письма одного из жителей Правобережья, понятного и без перевода:

"Як сталося, що українці відмовились від своїх героїв і почали вихваляти героїв галицьких? Бандерівці вилізли з польської дупи, одягли шаровари, вишиванку, вибрили оселедця і раптом стали більш українцями, ніж запорожці. І запорожці плювали на своїх маршалів і почали любити гауптмана Шухевича. Сумчани плюнули на героя Ковпака і почали служити у військового злочинця Бандери.

До речі, Україна не понад усе. Бог понад усе, правда понад усе, багато чого ще понад усе, а не брехливі бандерівські кричалки. Нічого. Ще прийде час."

А что же стало с той частью украинского народа, который либо считал себя частью русского мира, либо, по меньшей мере, не имел ничего общего с русофобами?

Ничего особенного – от русских такие украинцы, а их подавляющее большинство(!), отличаются незначительно: лишь небольшими этническими особенностями вроде малороссийского диалекта (языка), отличий в некоторых обычаях и костюмах, умением варить борщ и любовью к салу. Точно так же отличаются жители Архангельска от смолян, куряне от новгородцев, жители Дальнего Востока от сибиряков, а те от рязанцев и все вместе от петербуржцев. Что не означает (как бы это ни хотелось кое-кому), что все эти люди принадлежат к разным "нациям". Опять же, сегодня различий между жителями Сум и Одессы от жителей Питера и Воронежа меньше, чем между жителями Киля и Мюнхена. Которые вообще друг друга не понимают, при этом считаясь принадлежащими к одной – германской – нации, говорящими на одном немецком языке.

Менталитет у большинства украинцев (исключение составляют галицаи, которых, во избежание путаницы, следует отделить от украинцев) такой же, как у русских – неудивительно, что они оставили след в истории, культуре, науке и политике России и СССР.

Писатели Гоголь, Франко (кстати, когда его назвали "украинцем", счёл это смертельной обидой: он считал себя русином), Остап Вишня, Короленко; канцлер Безбородко; военачальники Гражданской войны - Щорс и Пархоменко, партизан Великой Отечественной Сидор Ковпак и лётчик Кожедуб, Вершигора, Кошевой; победитель "космической гонки" Королёв, лётчики-космонавты СССР № 4 Павел Попович и №84 – Юрий Онуфриенко; философ Сковорода; композитор Лысенко; кинорежиссёр и актёр Леонид Быков; выдающиеся педагоги Макаренко и Сухомлинский; легендарный силач Поддубный; актёры Гринько, Ступка, Брондуков; певцы Соловьяненко, Богатиков...

Список можно продолжать и продолжать. Их, настоящих героев отечества, намного больше, чем "героев" свидомого, антирусского мира. Их (то есть, нас) миллионы.

И это неудивительно.

Идея обособленности украинцев от русских никогда не пользовалась большой популярностью в обществе, достигая максимумов только в период русофобской истерии, и всегда была не просто поддержанной, а именно навязанной извне.

Украинский народ, а лучше будет сказать – малороссы, – это часть единого русского народа. За исключением людей, отравленных "украинством", "свидомизмом", идеей "нэзалэжности", членов секты украинствующих националистов – по сути – галицких нацистов.

Никто в здравом уме не вдохновится их идеями и идеалами. Поэтому неудивительно, что в рядах неонацистов, маскирующихся под "украинских националистов", столько людей вороватых, жадных, глупых, агрессивных садистов, преступников, да и просто психически больных (достаточно вспомнить Ирину Фарион). Теперь вы понимаете, почему на самом верху элиты у них такие люди как Ляшко, Портников и Аваков, Татьяна Черновол и Кличко, Порошенко и Яценюк? Более сотни лет шёл негативный отбор, брались "лучшие из худших".

А на "элиту" ориентируются и рядовые сторонники "украинской идеи". Ну и понятно, что с такими "эталонами" качество остального людского материала для взращивания "украинства" будет соответствующим. То есть, сброд, отбираемый из отбросов человеческого общества, будет ещё гаже. Именно поэтому они верещат "москалей на ножи ", катают чиновников в мусорных баках, толпами прыгают под крики "кто не скаче – той москаль ", а власти это всячески поощряют и радуются, что их поддерживает столь откровенное быдло.

Поэтому наивно рассчитывать, что всякого рода "правосеки" и "нацгвардия" будут ангелами во плоти. Вернее, они то будут "ангелами", но совсем другого рода – примерно такими, какими, согласно библейской легенде, стали падшие ангелы, пошедшие на поводу за бывшим ангелом света Люцифером. Бесами. Вот это и есть хорошая иллюстрация "украинской идеи". Её сторонники делятся на две группы – одни похожи на бесов, другие - на одержимых бесами.

И если вторых ещё можно спасти, то первых придётся уничтожать. Увы, в остальном аналогия не работает, и ни кресты, ни святая вода, ни молитвы на бесноватых "украинской идеей" не действуют.

Изгонять нечисть придётся долго и трудно, и иными способами. Осиновым колом. Но это уже совсем другая история...

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение

Введение

Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Актуальность темы нашей курсовой работы раскрывается следующими положениями. Еще несколько десятков лет назад С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».

К сожалению, порой с помощью неумолимого анализа разрушают и уничтожают одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так мы приходим к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли - простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку, перед которой, не краснея, можно преклонить колени, - даже ее многие психиатры поставили на один уровень со склонностью к преступлениям, даже в ней видят только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

Вопросы одаренности, таланта, гениальности, как верно было выше подмечено Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разными вариантами причино-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либо логической связи между этими теориями. Например, в психологической литературе вопрос о соотношении понятий одарённость, талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия «одарённость» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.

Неразработанность и вместе с тем важность темы курсовой работы также подчеркивает актуальность нашего теоретического исследования.

Объектом исследования являются такие психологические понятия как одаренность, талант, гениальность.

Предметом исследования – особенности, время появления, развития, раскрытия таких сторон психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель нашей курсовой работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель реализуется следующими задачами:

Дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;

Изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;

Изучить теоретико-психологические основы таланта;

Раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

Описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

В процессе раскрытия заявленной темы нами были изучены работы таких психологов как: Ананьев Б.Г., А.В. Петровский, Гарднер Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Лейтес Н.С., Лурия А. Р., Матюшкин А.М., Немов Р.С., Попова Л.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б. М., Щебланова Е.И.

Наша работа написана на 36 страницах, состоит из введения, 5 пунктов с подпунктами, заключения, списка использованной литературы (30 источников) и носит исключительно теоретический характер.

Первая глава нашей курсовой работы посвящена способностям как основе изучаемых нами процессов, 2-я глава описывает одаренность, 3-я – талант, 4-я - гениальность и промежуточную ее ступень, в 5-ой главе нами даны общие рекомендации для работы с одаренными детьми.

1. Способности

1.1 Общая характеристика способностей человека

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов выделял 3 основных признака способностей :

· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

· особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

· особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

По С. Л. Рубинштейну, «способности – это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

В. С. Юркевич понимает под способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и т.д. Но мы остановимся на определении Теплова. Суммируя все вышеописанные признаки, получим следующее определение :

«Способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам».

Необходимо также отметить, что способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той или иной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этой деятельности.

Выделяют природные (или естественные) и специфические способности . Природные способности биологически обусловлены и связанны с врожденными задатками.Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Специфические же способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь специфические способности можно разделить еще на 3 типа :

· теоретические, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

· учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

· способности к общению, взаимодействию с людьми.

Также отметим, что теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом в отличие от природных и прочих специфических. В этом случае большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко и в основном у одаренных и разносторонне развитых людей. Способности помогают развиваться человеку и при определенном сочетании различных хорошо развитых способностей определяют уровень развития способностей, в общем, у конкретного человека .

Предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенок родился. Однако способности не определяются биологически унаследованными свойствами. Мозг заключает в себе лишь способность к формированию этих способностей. То, как будут развиваться способности, зависит:

1) от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;

2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

3) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

1.2 Уровни и развитие специальных способностей

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей :

· репродуктивный

· творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторые авторы считают, что репродуктивные способности - это, прежде всего, общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества. И их взаимодействие определяет развитие человечества .

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности .

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерство, талант и гениальность

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему таланта и гениальности. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Почему же у одних получается все очень хорошо, а другие, как ни стараются, не могут достичь таких же результатов.

Объектом исследования являются такие психологические понятия как талант, гениальность. Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Что такое мастерство.

Цель работы - изучить особенности мастерства, условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как талант и гениальность.

Цель реализуется через следующие задачи:

Дать общую характеристику способностей человека;

Изучить общее понятие одаренности, ее особенности и виды;

Изучить теоретико-психологические основы таланта;

Раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

Диапазон способностей человека очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Реальная практика свидетельствует о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и педагоги помогают их развивать.

Тема таланта и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…Чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Способности

  1. Общая характеристика способностей человека

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой

Теплов выделял 3 основных признака и несколько стадий способностей Теплов Б.М Способности и одаренность :

  • индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
  • особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладение достижениями общественного развития совершается через других людей.

Выделяют природные (или естественные) и специфические способности . Природные способности биологически обусловлены и связаны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Талант

· Гениальность

Задатки - это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности .

Способность - это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность .

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Психологические основы таланта

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Для проявления и развития таланта требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% - на талант.

Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Современные учёные выделяют определенные типы талантов, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

Талант и мастерство

При вскрытии таланта внутри среди шелухи и легенд обнаруживается мастерство. Мастерство заключается в знании возможностей инструмента и умением его применять, максимально настроив или подогнав параметры под реализацию стоящей перед мастером задачи – реализации идеи. И научиться этому мастерству может каждый. Каждый, обладающий развитым мозгом может стать скульптором, поэтом, художником, писателем, композитором – если будет не ленив.

Мастерство - есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.

Так, каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «...можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

Гениальность

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт

Исключительные особенности гениальных людей

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил.

Слово гений произошло от корня "ГЕН" - жизнетворящее начало. А слово "талант" произошло от двух корней "АНТ " - наследие (древних мудрецов АНТОВ, то есть ариев) и корня "ТАЛ " в данном контексте переводится как "ДУХ". То есть талант - это человек, который унаследовал творческий дух предков. А гений - это тот, кто вдохнул жизнь и вдохновение жизнью в целое поколение, а то и в несколько поколений.

Различие между обыкновенным человеком и гением состоит главным образом в большей или меньшей глубине принципов, на которых он основывает свои идеи: у большей части людей всякое суждение основано на частном случае; их ум не может охватить положений всеобщего значения; всякая общая идея для них темна . Давид Юм. Как говорится в одной шутке: «По мнению психиатров, психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек. Если трое ваших друзей в порядке, то значит, это – вы».

Спросил у гениальности талант;

Скажи, ну в чем твои заслуги,

Что так тебя возносят люди,

И боги курят фимиам?

Подумав, гениальность отвечала:

Я только лишь послушное дитя,

Совместный плод усердия и труда.

С того союза есть меня начало.

Имеются факты, противоречащие теории о том, что способностей гениев, да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка с трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, она стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими. Талант - дар, над которым властвует человек; гений - дар, властвующий над самим человеком. Джеймс Расселл Лоуэлл

Немного истории

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения". Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине "tabula rasa" (лат. "чистая доска"). Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

“Гений - человек одержимый, но он творец...”, - писал Н. А. Бердяев. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.

В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия – боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал.

У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.

Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни.

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и аутизм детей

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Понятие «талантливый ребенок» очень часто употребляют как синоним к понятиям «одаренный ребенок» или «вундеркинд» (в переводе с немецкого – чудесное дитя). Ребенок-вундеркинд может иметь некоторые общие черты с детьми, больными аутизмом. Соня Шаталова - известный в России уникальный ребенок, пишет стихи, у нее аутизм: «…Про гениальность. Она не сверхспособности и не сверхталант. Гениальность – это жизнь одновременно в реальности обыденной и в реальности Божией, иногда ещё в реальности какого-либо из тонких миров. Правда, у гениев часто бывают помощники из другой реальности, и это их поддерживает. Человек может перестать быть гением, если по каким-либо причинам перестаёт жить в иных реальностях и остаётся только в обыденной. Так часто случается с детьми. Или Господь перекрывает доступ в свою реальность, когда гений склоняется ко злу. Условием выживания гения является передача этих реальностей в обыденную жизнь. Любым способом, но если такой передачи нет, гений сходит с ума».

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.

3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. - М: Мысль, 1992. - 112с.

4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: ЛигаПресс, 2008. - 369 с.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496с.

6. Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Нова, 2006. - 376 с.

8. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - СПб: Питер, 2005. - 345 с.

9. Лебедева Е. Комплексный подход к проблеме диагностики одарённых детей // Журнал практического психолога. - 1998. - №8. - С. 14-20.

10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с.

11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1960. - 505 с.

12. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 592с.

15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. - 1989 - №6. - С. 29-33.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: «Академия», 2006. - 608с.

17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

18. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 592с.

19. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс - минус». - 2000. - № 3. - С. 58-65.

20. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. - М.: Учпедгиз, 1988. - 614с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.

22. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312с.

23. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с.

24. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.

25. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2004. - 413 с.

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

27. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 134-139.

28. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. - С. 41-55.

29. Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru

30. http://psylist.net/difpsi/genials.htm