Несмотря на название (Портреты по памяти), эта статья посвящена правилам старения, что в моём возрасте становится темой особой важности [на момент написания статьи Расселу 84 года - Е.К.] .

Первый мой совет: с тщанием выбирайте своих предков. Хотя оба мои родителя умерли молодыми, касательно других моих предков я в этом пункте весьма преуспел. Мой дед по материнской линии, правда, сгинул в расцвете сил в 67-летнем возрасте. Зато трое оставшихся предков прожили более 80 лет. Касательно далеких прародителей могу назвать только одного, не дожившего до глубокой старости. Он скончался от заболевания, кое нынче редкость, а именно вследствие отсечения головы.
Моя прабабка, дружившая с Гиббоном [Эдвард Гиббон/ Edward Gibbon (1737-1794), британский историк и член Парламента - Е.К.] , прожила до 92 лет и до последнего дня наводила ужас на всех своих потомков.
Моя бабка по материнской линии после рождения девяти детей, которые выжили, одного, который умер во младенчестве, а также множества выкидышей, едва овдовев посвятила себя высшему образованию женщин. Она была одной из основательниц Гертон-колледжа , и неустанно трудилась ради предоставления женщинам доступа к медицинской профессии. Она любила рассказывать, как в Италии встретила одного престарелого джентльмена, который выглядел весьма печальным. Бабка спросила его о причине грусти, и он ответил, что только что был разлучен с двумя своими внуками. «Боже правый! – воскликнула бабка. — У меня 72 внука, и если бы я грустила каждый раз, когда разлучалась с кем-то из них, жизнь моя была бы очень жалкой». «Бессердечная мать!» — отозвался тот. Однако выступая от имени одного из этих семидесяти двух, я предпочту её рецепт. Когда ей было за 80, у неё возникли некоторые сложности с отходом ко сну, так что обычно бабка проводила часы от полуночи до трех утра за чтением научно-популярной литературы. Не думаю, чтобы у неё оставалось время замечать собственное старение. Именно это, на мой взгляд, и есть отменный рецепт сохранения молодости. Если вы обладаете широким кругом интересов и увлекательной деятельностью, где можете оказаться полезны, у вас не останется оснований для раздумий о сугубо статистическом факте количества лет, уже прожитых вами, а уж тем более о вероятной краткости пролегшего перед вами будущего.

Касательно здоровья едва ли я могу давать полезные советы, поскольку мой опыт болезней очень скуден. Я ем и пью всё, что хочу, и ложусь спать, когда не в силах бодрствовать. Я никогда не предпринимал никаких мероприятий во имя здоровья, хотя в действительности всё, что мне нравится делать, по большей части для организма благотворно.

В плане психологическом против старения следует остерегаться двух опасностей. Одна из них – чрезмерная поглощенность прошлым. Бесполезно жить воспоминаниями, сожалениями о добрых старых временах, или же погружаться в скорбь об умерших друзьях. Мысли человека должны быть обращены к будущему и к вещам, которые возможно изменить. Это не всегда легко; прошлое человека постепенно утяжеляется. Очень просто говорить себе, что ваши чувства раньше были ярче, а ваш разум – острее и восприимчивее, нежели теперь. Если это правда, тогда это следует забыть; а если забыть удалось, вероятнее всего это было неправдой.

Другая опасность, которой следует остерегаться — цепляние за молодость в надежде подпитаться её жизненной силой и энергией. Когда ваши дети вырастают, они хотят жить своей жизнью. Если вы продолжаете интересоваться ими так, как в начале их жизни, вы вероятнее всего будете им в тягость, если только их не отличает необыкновенная бесчувственность. Я не говорю, что человеку не стоит вовсе интересоваться своими детьми, но интерес этот должен быть пассивно-созерцательным, и, если возможно, филантропическим, но ни в коем случае не чрезмерно эмоциональным. Животные становятся равнодушны к своим отпрыскам, как только те научаются заботиться о себе самостоятельно, а для людей, вследствие длительности периода младенчества, это затруднительно.

Я думаю, что счастливой старости легче всего достигнуть тем, кто обладает сильными безличными интересами, вовлекающими в соответствующую деятельность. Именно в этой области долговременный опыт особенно плодотворен, и именно здесь мудрость, порожденная опытом, может быть задействована, не становясь тягостной. Бессмысленно говорить выросшим детям, чтобы они не совершали ошибок, — как потому, что они вам не поверят, так и потому, что ошибки составляют неотъемлемую часть обучения. Но если вы относитесь к тем, у кого безличные интересы отсутствуют, ваша жизнь, скорее всего, покажется вам пустой, если только не занимать себя детьми и внуками. В этом случае вы должны понимать, что хотя вы можете оказывать им материальную поддержку, скажем, предоставлением денежного пособия или вязанием свитеров, — вы не можете ожидать, что ваше общество будет им в радость.

Некоторых стариков угнетает страх смерти. В молодости подобное чувство оправданно. Молодые люди, имеющие основание бояться гибели в бою, вполне оправданно могут испытывать горечь при мысли, что их мошеннически лишили всего лучшего, что может дать жизнь. Но в старом человеке, познавшем радости и горечи человеческой жизни, и достигшем всего, на что он был способен, страх смерти довольно малодушен и постыден. Наилучший способ его преодолеть, — по крайней мере, в моем разумении, — это постепенно расширять круг ваших интересов, делая их все более безличными, объективными, пока, шаг за шагом, стены эго отступят, и ваша жизнь всё неразрывнее сольется с жизнью вселенной.

Индивидуальное существование человека следует уподобить реке: сначала мелкое, удерживающееся в узких границах берегов, неистово стремящееся вдоль скал и обрушивающееся в водопадах. Постепенно река становится шире, берега расступаются, воды текут спокойнее, а в конце, без какого-либо явного надлома, их поглощает море, где они безболезненно утрачивают своё индивидуальное существование. Человек, который в старости способен воспринимать свою жизнь подобным образом, не будет мучиться страхом смерти, потому что всё, что ему не безразлично, продолжит существовать. А если наравне с угасанием жизненной энергии растет усталость, мысль об отдохновении не будет нежеланной. Я бы хотел умереть за работой, зная, что другие подхватят то, что я уже делать не в силах, и удовлетворяясь мыслью, что мною сделано всё возможное.

Теория логических уровней, широко используемая в НЛП, берет начало в 1973 году, когда Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации. Это было определено как так называемые уровни обучения. Используемая в настоящее время модель Логических уровней разработана Робертом Дилтсом на базе открытий Бертрана Рассела и Грегори Бейтсона об иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком. Эти уровни имеют свою четкую иерархию. Бертран Рассел сформулировал общий «закон пирамид»: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни, а перемена, произошедшая на более высоком логическом уровне, всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких уровнях. Если проблема (задача) клиента (или своя) не решается на нижележащем уровне, значит, надо перейти на вышерасположенный – с него эта задача решится и легче, и изящней.

Логические уровни можно сравнить с домом, где верхние уровни как бы крыша, а нижние вроде пола. Если представить, что вода льется на эту конструкцию сверху вниз, то становится понятным: если наверху есть «грязь», то и внизу будут потоки мутной воды. Наведя порядок на «крыше», получим «чистую воду» внизу. Чем выше уровень, на который поступает информация, тем более сильное воздействие она оказывает. На более высоком уровне сильнее как позитивное, так и негативное воздействие.

Первоначально в НЛП использовали 5 уровней. Снизу вверх:

  1. Внешнее окружение: место, люди, вещи. Кто, что?
  2. Поведение: действия. Что делает?
  3. Способности: стратегии и состояния, с помощью которых человек управляет собой и другими.
  4. Ценности и убеждения: верования, определяющие мотивацию поведения.
  5. Идентичность: личностное своеобразие. Кто я? Убеждения о собственном своеобразии.

На каждом уровне мы используем только часть возможностей нашего тела и сознания. Чем выше уровень, тем больше коэффициент вовлеченности. Ковалев С.В. («Введение в современное НЛП», Москва 2002) Предлагает модель из 9 уровней.

  1. Окружение – Кто и что меня окружает?
  2. Поведение — Что я делаю и как поступаю?
  3. Способности — Какими способностями я обладаю?
  4. Желания (цели, намерения) — Чего я хочу?
  5. Ценности – К чему стремлюсь?
  6. Убеждения — Во что я верю?
  7. Идентичность – Кто я такой?
  8. Миссия – Зачем я нужен миру?
  9. Смысл – Что мир дает мне?

Давайте рассмотрим примеры, как проявляются логические уровни в соционике: Внешнее окружение: социон, 16 моделей ТИМ личности, конфликтеры, дуалы и пр. Поведение: Каждому ТИМу приписывается определенная модель поведения, которая отражена в Описаниях типов от разных авторов. Также описываются с точки зрения поведения подтипы. Возможности: Используя соционику, можно заниматься подбором работы, работников, мужей, жен, друзей. Можно консультировать, определять ТИМы, проводить школы и т.п. Убеждения, ценности: Соционика – передовая наука, которая призвана осчастливить людей. Соционика – сомнительная теория, не имеющая строгого научного подтверждения. Чтобы жить счастливо, нужно окружить себя дуалами. Встретишь конфликтера и ревизора вместе – онемеешь. Идентичность: Я — Наполеон. Я – Максим Горький. Я – гениальный типировщик.» Маргарита Матвиенко, «Тип информационного метаболизма и Миссия – противоречивое единство.» Доклад на ХХII Киевской Международной конференции по соционике. С помощью Л.У. можно не только проанализировать любую часть своего опыта (и опыта консультируемого), но и внести экологичные изменения в свою (и его) жизнь.

Шопенгауэр (1788-1860) во многих отношениях занимает особое место среди философов. Он пессимист, тогда как почти все другие в каком-то отношении оптимисты. Он не полностью академичен, как Кант или Гегель, но и не полностью отрешился от академических традиций. Он отрицает христианство, предпочитая ему религии Индии: индуизм и буддизм. Он человек большой культуры и почти так же интересуется искусством, как и этикой. Он необычно свободен от национализма и столь же хорошо знаком с английскими писателями, как и с писателями своей страны. В поисках философии, которой можно было бы верить, он всегда обращался к профессиональным философам меньше, чем к деятелям искусства и литературы. Он начал придавать особое значение воле, что характерно для многих философов XIX-XX веков. Но для него воля, хотя и является метафизически основным принципом, с точки зрения этики – зло; такой контраст возможен только у пессимиста. Он признает три источника своей философии: Канта, Платона и Упанишады, однако я не думаю, чтобы он был так многим обязан Платону, как он сам считает. Его мировоззрение по своему темпераменту имеет сходство с мировоззрением эллинистической эпохи. Усталое и болезненное, оно ценит мир больше, чем победу, квиетизм – больше, чем попытки реформ, которые Шопенгауэр считал неизбежно тщетными.

Его родители принадлежали к видным торговым семействам города Данцига, где он и родился. Отец его был вольтерьянцем и считал Англию страной свободы и разума. Как и большинство видных граждан Данцига, отец ненавидел Пруссию за покушения на независимость вольного города и был так возмущен тем, что Данциг в 1793 году был присоединен к Пруссии, что уехал в Гамбург, понеся при этом значительный убыток. С 1793 по 1797 год Шопенгауэр жил с отцом в Гамбурге, а затем два года провел в Париже, после чего отец с удовольствием обнаружил, что мальчик почти забыл немецкий язык. В 1803 году Шопенгауэра поместили в пансион в Англии, где он возненавидел ханжество и лицемерие. Спустя два года, чтобы порадовать отца, он сделался клерком в гамбургском торговом доме, но чувствовал отвращение к деловой карьере и страстно стремился к литературной и академической деятельности. Такая возможность предоставилась со смертью отца, вероятно, покончившего жизнь самоубийством; мать Шопенгауэра очень хотела, чтобы сын забросил коммерцию и поступил в университет. Можно было бы думать что из-за этого Шопенгауэр любил мать больше, чем отца, однако дело обстояло как раз наоборот: он не любил мать, а об отце навсегда сохранил добрую память.

Его мать была женщиной с литературными устремлениями. За две недели до битвы при Иене она поселилась в Веймаре, где содержала литературный салон, писала книги и наслаждалась дружбой с людьми культуры. Она не питала большой привязанности к сыну, зато быстро подмечала его провинности. Она предостерегала его от напыщенности и ложного пафоса; ему досаждали ее флирты.

Достигнув совершеннолетия, он унаследовал скромное состояние, и после этого они с матерью стали постепенно находить друг друга все более несносными. Нет сомнения, что его низкое мнение о женщинах объясняется, по крайней мере отчасти, ссорами с матерью.

Уже в Гамбурге он попал под влияние романтиков, особенно Тика, Новалиса и Гофмана, у которого научился восхищаться Грецией и неприязненно думать о древнееврейских элементах в христианстве. Под влиянием другого романтика, Фридриха Шлегеля, он стал преклоняться перед индийской философией. В Геттингенском университете, куда он поступил в 1809 году, достигнув совершеннолетия, его научили восхищаться Кантом. Через два года он переехал в Берлин, где в основном занимался наукой; он слушал лекции Фихте, но презирал его. Среди всеобщего возбуждения освободительной войны он оставался безучастным. В 1819 году Шопенгауэр стал приват-доцентом в Берлине и был столь самонадеян, что назначил свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Однако, не сумев переманить слушателей Гегеля, он вскоре бросил читать лекции. В конце концов он поселился во Франкфурте и зажил жизнью старого холостяка. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), два часа в день Шопенгауэр гулял, курил длинную трубку, читал лондонскую газету «Таймс» и нанимал корреспондентов выискивать доказательства его славы. Он был настроен антидемократически, ненавидел революцию 1848 года, верил в спиритизм и магию; в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовый Будда. Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всем, за исключением раннего вставания.

Его основная работа «Мир как воля и представление» была опубликована в конце 1818 года. Шопенгауэр придавал ей большое значение и даже зашел так далеко, что утверждал, будто некоторые параграфы книги продиктованы ему Святым Духом. К его огромному разочарованию, книга успеха не имела. В 1844 году он убедил издателя опубликовать второе издание, но признание, которого он так жаждал, пришло к нему много позднее.

Шопенгауэровская система – это адаптация системы Канта. Однако Шопенгауэр подчеркивал в «Критике» совсем не те стороны, что Фихте или Гегель. Они отказывались от «вещи в себе» и, таким образом, основным метафизическим принципом делали познание. Шопенгауэр сохранил «вещь в себе», но отождествил ее с волей. Он считал, что то, что представляется в восприятии как мое тело, есть на самом деле моя воля. Подобный взгляд в большей мере, вопреки желанию основной массы кантианцев признать это, является развитием философии Канта. Кант утверждал, что изучение морального закона может вывести нас за рамки явления и дать нам познание, которого чувственное восприятие дать не сможет. Он также утверждал, что моральный закон касается в основном воли. Различие между хорошим и плохим человеком для Канта – это различие в мире «вещей в себе», а также разница в волевых актах. Отсюда следует, что, по Канту, волевые акты должны принадлежать к реальному миру, а не к миру явлений. Явление, соответствующее волевому акту, – это телесное движение. Вот почему, согласно Шопенгауэру, тело есть видимость, реальностью которого является воля.

Но воля, которая находится за явлением, не может состоять из некоторого числа различных волевых актов. И пространство и время, по Канту (и в этом Шопенгауэр соглашается с ним), принадлежат только к явлениям; вещь в себе не существует в пространстве или во времени. Поэтому моя воля, в том смысле, в котором она реальна, не может иметь начало и конец и состоять из различных волевых актов, так как именно пространство и время суть источники множественности – это «принцип индивидуации», используя схоластическую фразу, которую предпочитал Шопенгауэр. Моя воля поэтому единственна и безвременна. Нет, даже более того, ее надо отождествлять с волей всей Вселенной; моя «отдельность» – это иллюзия, являющаяся продуктом моего субъективного аппарата пространственно-временного восприятия. То, что реально, – это одна громадная воля, проявляющаяся во всем течении Вселенной, в равной степени в одушевленной и неодушевленной природе.

Можно было бы ожидать, что Шопенгауэр отождествляет эту космическую волю с Богом и проповедует пантеистическую доктрину, не отличающуюся от учения Спинозы, где добродетель состоит в том, чтобы подчиняться Божественной воле. Но тут пессимизм Шопенгауэра приходит к другому развитию. Космическая воля зла; воля вообще зла и в любом случае является источником всех наших бесконечных страданий. Страдание – существенная часть всей жизни, и оно возрастает при каждом увеличении познания. У воли нет фиксированного конца, который, будучи достигнут, принес бы удовлетворение. Хотя смерть в конце концов все равно победит, мы преследуем наши безуспешные цели, «так стараемся выдуть мыльный пузырь как можно больше, хотя отлично знаем, что он лопнет». Такой вещи, как счастье, не существует, потому что неосуществленное желание причиняет боль, а достижение приносит лишь пресыщение. Инстинкт понуждает людей производить потомство, что вызывает к жизни новые возможности для страдания и смерти; вот почему с половым актом связан стыд. Самоубийство бесполезно; учение о переселении душ, даже если оно и не является истинным буквально, все же выражает истину в форме мифа.

Все это очень печально, но имеется выход, и он был открыт в Индии.

Самый лучший из мифов – это миф о нирване, которую Шопенгауэр понимает как угасание. Он согласен, что это противоречит учению христианства, но «то, что случилось в Галилее, не заменит древней мудрости рода человеческого». Причина страданий – это напряжение воли: чем меньше мы упражняем волю, тем меньше мы будем страдать. И вот здесь, наконец, оказывается полезным познание при условии, что это познание определенного рода. Отличие одного человека от другого – это часть мира явлений, оно исчезает, если видеть мир в истинном свете. Для хорошего человека покрывало майи (иллюзия) делается прозрачным, он видит, что все вещи – одно и что разница между ним и другим человеком только кажущаяся. Он приходит к этому пониманию через любовь, которая всегда – сострадание, и должен ощущать боль других. Когда поднимается покрывало майи, один человек принимает страдание всего мира. У хорошего человека познание всегда смиряет все явления. Его воля отворачивается от жизни и отрицает свою собственную природу. «И поднимается в нем отвращение к природе, выражением которой является его собственное феноменальное существование, отвращение к сути и внутренней природе этого мира, который, как признано, полон несчастья».

Здесь Шопенгауэр приходит к полному согласию, по крайней мере в том, что касается практики, с аскетическим мистицизмом. Экхарт и Ангелий Силезский лучше Нового завета. В ортодоксальном христианстве тоже имеются некоторые хорошие вещи, особенно, например, учение о первородном грехе, проповедуемое против «вульгарного пелагианства» св. Августином и Лютером; но евангелисты прискорбно несовершенны в метафизике. Буддизм, говорит Шопенгауэр, – это самая высшая религия; этические учения буддизма общеприняты по всей Азии, исключая те районы, где преобладает «отвратительное учение ислама».

Хороший человек будет жить в совершенной строгости в добровольной бедности, постясь и подвергая себя самоистязанию. Всем этим он добьется подавления своей индивидуальной воли. Но он делает это вовсе не для того, чтобы достичь гармонии с Богом, как западные мистики, он не ищет никакого положительного добра. То добро, которого он ищет, целиком и полностью отрицательно.

«Мы должны прогнать мрачные впечатления о том „ничто”, которое мы различаем за всей добродетелью и святостью как их конечную цель и которого мы боимся, как дети боятся темноты; мы не должны даже ускользать от него, как индийцы, с помощью мифов и ничего не значащих слов, таких как всепоглощающая брахма или нирвана буддистов. Мы довольно свободно понимаем, что то, что остается после полного уничтожения воли, есть ничто для всех, еще исполненных воли; но и, обратно, для тех, в ком воля отрицает себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями есть ничто».

Здесь имеется неясное предположение, будто святые видят что-то положительное, которое недоступно другим, но нигде нет ни намека, что это такое, и я думаю, что это чисто риторическое предположение. Мир со всеми его явлениями, как говорит Шопенгауэр, – это только его воля. С отказом от воли:

«…все эти явления также исчезают, исчезает то постоянное напряжение и бесконечные попытки – без отдыха на всех степенях объективности, в которых и через которые состоит мир, исчезают разнообразные формы, постепенно следующие одна за другой, все проявления воли и, наконец, универсальные формы этого проявления – время и пространство, а также его последняя фундаментальная форма – субъект и объект, – все исчезает. Нет воли, нет мысли, нет мира. Перед нами только небытие».

Итак, по Шопенгауэру, цель святого – подойти как можно ближе к «несуществованию», которого, по какой-то причине, нигде ясно не объясняемой, нельзя достичь путем самоубийства; мы не можем толковать этот отрывок иначе. Нелегко также понять, чем такой святой лучше горького пьяницы; вероятно, Шопенгауэр считал, что моменты отрезвления, к сожалению, слишком часты.

Шопенгауэровская проповедь смирения не очень последовательна и не очень искренна. Мистики, к которым он апеллирует, верили в созерцание, в блаженное видение – самый глубокий из всех достижимых видов познания; этот вид познания – высшее добро. Уже со времени Парменида обманчивое познание явления противопоставлялось совсем другому виду познания, но не чему-то совсем другого рода. Христианство учит нас, что наша внутренняя жизнь состоит в познании Бога. Но Шопенгауэр не утверждает ничего подобного. Он согласен, что то, что обычно считают познанием, есть лишь покрывало майи, однако когда мы проникаем сквозь эту вуаль, мы видим не Бога, а сатану, злую всемогущую волю, постоянно ткущую паутину страдания, чтобы мучить своих созданий. Испуганный видением дьявола, мудрец кричит: «Прочь!» – и ищет убежища в несуществовании. Для мистиков было бы оскорблением, если бы сочли, что они верят в эту мифологию. А предположение, что и без достижения полного несуществования мудрец может все же жить жизнью, имеющей какую-то ценность, невозможно примирить с шопенгауэровским пессимизмом. Пока мудрец существует, он существует потому, что сохраняет волю, которая есть зло. Он может уменьшить количество зла, ослабляя свою волю, но он никогда не придет ни к какому положительному добру.

Учение его неискренне, если судить о нем по жизни самого Шопенгауэра. Обычно он плотно обедал в хорошем ресторане, имел много тривиальных любовных интрижек – чувственных, но не страстных, и был на редкость сварливым и необычайно скупым человеком. Однажды ему мешала пожилая швея, которая болтала с подругой возле дверей его квартиры, тогда он спустил ее с лестницы, нанеся ей увечье на всю жизнь. Решением суда он был принужден платить ей пожизненно 15 талеров каждый квартал. Когда через 20 лет она, наконец, умерла, он записал в книге расходов: «Obit anus, abit onus» . В его жизни трудно найти что-нибудь такое, что говорило бы о его добродетели, кроме любви к животным: он выступал даже против вивисекции, проводимой в интересах науки. Во всех остальных отношениях он был полным эгоистом. Трудно поверить, что человек, столь глубоко убежденный в добродетельности аскетизма и смирения, никогда не делал никаких попыток провести практически в жизнь свои убеждения.

С точки зрения исторической у Шопенгауэра важны два момента: его пессимизм и учение о том, что воля выше познания. Его пессимизм дал возможность людям пристраститься к философии, не убеждая себя в том, что все зло может быть оправдано. В этом отношении, как противоядие, этот его пессимизм было полезным. С научной точки зрения оптимизм и пессимизм в равной мере вызывают возражения: оптимизм принимает или пытается доказать, что Вселенная существует, чтобы доставлять нам удовольствие, а пессимизм – что Вселенная существует, чтобы причинять нам неприятности. Научно нет никаких доказательств правильности ни того, ни другого взгляда. Вера в пессимизм или оптимизм – это вопрос темперамента, а не разума, однако среди западных философов более распространен оптимистический темперамент. Поэтому полезен и представитель противоположной партии, так как он выдвигает соображения, которых иначе не заметили бы.

Более важным, чем пессимизм, являлось учение о первичности воли. Ясно, что это учение не вытекает с необходимостью из пессимизма (не имеет необходимой логической связи с пессимизмом), и те, кто придерживался этого взгляда после Шопенгауэра, часто находили в нем основание для оптимизма. В той или иной форме учение о первичности воли поддерживают многие философы нового и новейшего времени, в особенности Ницше, Бергсон, Джеймс, Дыои. Более того, оно приобрело популярность и за пределами круга профессиональных философов. И пропорционально тому, как увеличивалось значение воли, уменьшалось значение познания. Я думаю, что это самая специфическая перемена, произошедшая в настроении философов в нашем веке. Она была подготовлена Руссо и Кантом, но впервые в чистом виде была провозглашена Шопенгауэром. Поэтому, несмотря на непоследовательность и некоторую поверхностность, его философия играет значительную роль как ступень в историческом развитии.

1 уровень «Где я?»

П одуровни:

«Где я пространственно?»

1. Географическое Знание в своей высшей форме Астрономическое Знание (не сформировано!).

География: физическая (точка сборки всего знания ), описательная (материки и океаны, страны и народы, культуры и цивилизации, этно-культурные плиты), экономическая, историческая.

Геология : строение земли, полезные ископаемые, геохимия, геофизика, экономическая геология.

Метеорология : климат, погодные явления, стихийные бедствия, природные зоны, палеоклиматология.

Астрономия : общая астрономия, планеты и спутники, звезды, навигация и навигационные приборы, координаты, координатные системы.

Экономика : политэкономия, современная экономическая система, мировая торговля, рынки, валюты и валютные зоны, биржа и биржевые процессы, маркетинг, геоэкономика.

Политика : международное право, правовые системы, международные отношения, геополитика.

«Когда я?»

2. Историческое Знание.

История : описательная история (история стран и народов, континентов, техники, культуры, науки, военная история, экономическая история), теоретическая история, историософия (отсюда перемещается точка сборки всего знания ), метаистория.

Историография.

Хронология.

Археология .

Психология : когнитивная психология, возрастная психология, палеопсихология, психология личности, психология развития, модель Фрейда, модель Юнга, модель Аугустинавичуте (информационная психология), социальная психология.

Социология .

Лингвистика : историческая лингвистика, структурная лингвистика, языкознание, типология языков.

Стратегия, военное дело, искусство управления.

Общая теория систем, структуродинамика.

Эвология (сюда перемещается точка сборки всего знания) .

Политика .

«Где я метафорически?»

3. Мифологическое Знание (? В России не сформировано, было частично сформировано в СССР, характерно для некоторых «странных» народов, например, австралийских аборигенов).

4. Физическое Знание.

Математика : геометрия, аналитическая геометрия, алгебра, элементарный математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисление, обыкновенные дифференциальные уравнения, вариационное исчисление, дифференциальные уравнения в частных производных, теория групп, теория функций комплексного переменного, ряды, спецфункции и обобщенные функции.

Физика : теоретическая физика (классическая механика, термодинамика - равновесная и неравновесная, молекулярно-кинетическая теория вещества, статистическая физика, электричество, магнетизм, колебания и волны, специальная теория относительности, классическая теория поля, общая теория относительности, квантовая теория поля, нелокальные поля, струны и суперструны, суперсимметрия, супергравитация, квантовая гравитация), экспериментальная физика (теория вероятности, теория ошибок измерения, математическая статистика, практика физического эксперимента - точка сборки всего знания , обработка результатов физического эксперимента), прикладная физика (биофизика, физика атмосферы, геофизика, радиофизика, физика твердого тела, оптика, атомная физика, ядерная физика, физика элементарных частиц).

Астрономия : строение и эволюция Вселенной («большой взрыв», инфляционная модель), физика звезд.

Химия : периодический закон, химические вещества, химические реакции, представление об органической химии.

2 уровень «Что я делаю?»

Четырем социосистемные процессам (познание, управление, обучение, производство) должно соответствовать четыре знаниевых фокуса, которые, однако, отсутствуют (5 - 8 ). В том числе отсутствует административное знание (во всем мире) и юридическое (также во всем мире, хотя в России с этим хуже всего).

Трем социосистемным деятельностям (распаковка, компактификация, коммуникация) должны соответствовать три знаниевых фокуса, которые также отсутствуют (9 - 11 ).

3 уровень «Как я это делаю?»

12. Техническое Знание (фрагментарно, отсутствует «точка сборки» , которой могла бы быть наука о городе и образе жизни).

Математика (вычислительные методы).

Физика (классическая механика, электричество, магнетизм, термодинамика, основы физического эксперимента, физика твердого тела, сопротивление материалов).

Геология (почвоведение: типы грунтов, свойства грунтов, - геодезия).

География (природные зоны, климат, товарные потоки).

Программирование , системное программирование, администрирование сетей.

Живопись, рисование, композиция, черчение.

Проектирование (архитектурное, техническое, ландшафтное, социальное, антропологическое).

Дизайн , конструкции.

ТРИЗ , РТВ.

Сети и генерирующие мощности, городское хозяйство, транспорт (фрагмент не вполне отрефлектированной системной науки, посвященной современным городам, как большим квазибиологическим системам,и зданиям, рассматриваемым как элемент города - ????????????).

Экономика (рынки, цены, экономика, менеджмент).

13. Экономическое знание (? - в России и, предположительно, в остальном мире не сформировано).

14. Антропологическое Знание (? - в России не сформировано).

Математика (теория вероятности, математическая статистика).

Биология (генетика, теория эволюции, палеонтология, биохимия, описательная биология - ботаника, зоология, общая биология, антропология, анатомия, физиология человека, физиология высшей нервной деятельности).

Медицина (строение организма, инфекционные болезни и эпидемиология, хронические заболевания, заболевания костной системы, заболевания мышечной системы, заболевания внутренних органов, гормоны и гормональная медицина, опухоли, наследственные заболевания, травмы, методы оказания первой помощи, фармакология, антибиотики, наркология, наркотики и психоделики, беременность, навыки акушерской практики, педиатрия, психосоматика).

Психология (соционика - , теория менталитетов, модель Лири-Уилсона, модель Хеллингера, модель Фрейда, модель Юнга,нейролингвистическое программирование, гештальт-терапия тренинги, возрастная психология, когнитивная психология, ролевые игры).

Социология, политология, политтехнологии, культур ология.

Физическая культура (претендует на сборку всего знания , анатомия, физиология, психофизиология, спортивная медицина, основы тренерской деятельности, спортивное питание, здоровый образ жизни).

4 уровень «Почему я это делаю?»

15. Рефлективное (Методологическое) Знание.

Знание более низкого уровня.

Мыследеятельная методология (выраженная «точка сборки» всего Знания ).

Психология (теория познания, теория рефлексии).

Общая теория систем (Структуродинамика).

5 уровень «Кто я?»

16. Высшее (Онтологическое, Трансцендентное) Знание (?).

СовокупностьЗнаний уровней 1 - 3.

Рефлективное знание.

Математика (геометрия, аналитическая геометрия, тензорный анализ, геометрия Римана, топология, высшая топология, теория групп, теория алгебр, высшая алгебра, теория функций комплексной переменной, математический анализ - интегральное, дифференциальное, вариационное исчисление, функции, спецфункции, обобщенные функции, ряды, теория чисел, математическая логика, альтернативные логики, дифференциальные логики, теория множеств, работы Геделя, проблемы Гильберта в современной интерпретации).

Физика (классическая механика, классическая теория поля, специальная и общая теория относительности, калибровочные поля, эволюция вселенной, суперсимметрия и супергравитация, суперструны).

Квантовое знание (теория вероятности, математическая статистика, квантовая механика, квантовая электродинамика, квантовая теория поля, квантовая гравитация, квантовые эффекты в макромире, «квантовая» литература, - дисциплины существуют, знание не сформировано).

Лингвистика (историческая лингвистика, структурная лингвистика, неопозитивизм, подход Витгенштейна, подход Лема, подход Налимова).

Общая теория систем.

Методология (физическая методология, историческая методология, гуманитарная методология, мыследеятельностная методология, представление об обобщенной методологии).

Музыка.

Философия (история философии, философское мета-знание, основные формы философского знания и их взаимосвязь, современная философия).

Богословие , в т.ч. трансценденция (реальная точка сборки всего Знания).

6 уровень «Зачем я?»

Знание в современном понимании этого термина отсутствует и создано быть не может.

В плане психологическом против старения следует остерегаться двух опасностей. Одна из них

Бертран Рассел – британский философ и математик, получивший в 1950 году Нобелевскую премию по литературе за книгу «Брак и мораль». Современники высоко ценили его труды, называя мастером английской прозы и сравнивая с Вольтером. Но не только писательский труд вызывал восхищение, его вклад в математическую логику считается наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

В одной из своих работ под названием «Портреты по памяти» («Portraits From Memory», 1956), есть отрывок под названием «Как нужно стареть», где есть интересные советы, с которыми сложно не согласиться:

«Первый мой совет: с тщанием выбирайте своих предков. Хотя оба мои родителя умерли молодыми, касательно других моих предков я в этом пункте весьма преуспел. Мой дед по материнской линии, правда, сгинул в расцвете сил в 67-летнем возрасте. Зато трое оставшихся предков прожили более 80 лет.

Касательно далеких прародителей могу назвать только одного, не дожившего до глубокой старости. Он скончался от заболевания, кое нынче редкость, а именно вследствие отсечения головы.

Моя бабка по материнской линии … едва овдовев, посвятила себя высшему образованию женщин. Она любила рассказывать, как в Италии встретила одного престарелого джентльмена, который выглядел весьма печальным. Бабка спросила его о причине грусти, и он ответил, что только что был разлучен с двумя своими внуками.

«Боже правый! – воскликнула бабка. - У меня 72 внука, и если бы я грустила каждый раз, когда разлучалась с кем-то из них, жизнь моя была бы очень жалкой».

«Бессердечная мать!» - отозвался тот. Однако выступая от имени одного из этих семидесяти двух, я предпочту её рецепт. Не думаю, чтобы у неё оставалось время замечать собственное старение. Именно это, на мой взгляд, и есть отменный рецепт сохранения молодости.

Касательно здоровья едва ли я могу давать полезные советы, поскольку мой опыт болезней очень скуден. Я ем и пью всё, что хочу, и ложусь спать, когда не в силах бодрствовать.

В плане психологическом против старения следует остерегаться двух опасностей. Одна из них – чрезмерная поглощенность прошлым. Бесполезно жить воспоминаниями, сожалениями о добрых старых временах, или же погружаться в скорбь об умерших друзьях . Мысли человека должны быть обращены к будущему и к вещам, которые возможно изменить.

Другая опасность, которой следует остерегаться - цепляние за молодость в надежде подпитаться её жизненной силой и энергией. Когда ваши дети вырастают, они хотят жить своей жизнью. Если вы продолжаете интересоваться ими так, как в начале их жизни, вы вероятнее всего будете им в тягость, если только их не отличает необыкновенная бесчувственность.

Я не говорю, что человеку не стоит вовсе интересоваться своими детьми, но интерес этот должен быть пассивно-созерцательным…

Некоторых стариков угнетает страх смерти. В молодости подобное чувство оправданно … но в старом человеке, познавшем радости и горечи человеческой жизни, и достигшем всего, на что он был способен, страх смерти довольно малодушен и постыден.

Я так занят, что был вынужден перенести дату своей смерти. опубликовано