Язык и стиль; функционирование языка как основа стилистики

Определение стиля зависит от трактовки языка. И хотя основные его признаки - социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный характер - отмечаются всеми лингвистами, однако существующие определения языка неоднозначны, что в известной степени сказывается на различии определений стиля и сти­листики.

В самом общем виде язык определяют как средство общения. Язык - это не просто имманентная система знаков. Его социальная природа проявляется в изначальной связи с человеческой деятельностью и общением. По замечанию А.А. Леонтьева, «язык выступает как продукт специфической человеческой деятельности».

Язык представляет собой настолько сложное и многогранное явление, что он исследуется обычно не в целом, а с какой-либо одной стороны: логической, структурно-системной, психологической и т.д.

стилистика изучает то, как использ. ед. и категор. яз.для выраж. мыслей, эмоций, обмена мнениями для передачи инфо. Стилистика выясняет: как используется яз в целях выполнения потребности общества – наладить общение людей, как функционирауют те или иные яз средства, как они соотносятся и взаимодействуют в тексте, в условиях общения. С. разрабатывает проблему яз употребления – это и есть предмет её внимания. (Профес. Винокур разъясняет сущность стил. как науки об использовании яз., яз средств и речи в ходе общения) С.изучает вопросы использования, функций яз, яз средств в ходе речевой коммуникации, она относится к функц.-коммуникативным дисциплинам языкознания.

Определение стилистики, её структура, научные направления

Толкование термина – неоднозначно. Слово С исп в филологии с 17в, но как научн дисциплина стала исп с 20-30гг 20в. «Функцион с» стала активно развив с 50х.

В языкознании нет общепринятого опред стилист., т.к. в процессе своего формир эта отрасль языковед развивалась в составе различн направлений.



В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвист науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловл наиболее целесообразным использованием в т-е языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения. Выделяются сферы общения: научная, худож, публицистическая, официально-деловая, разговорно-бытовая, частично - религиозная. В соответствии с ними различаются и функциональные стили (их подстиди и т.д.).

Структура:

1. «стилистика ресурсов» - Это описательная, иначе аналитическая, или структурная, стилистика, характеризующая стилистич окрашенные ср-ва языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций,и средства словесной образности. Один из центральных аспектов этой науки - стилистическая синонимия языка.

2.функциональная стилистика -это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности, а также речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей и иных функционально-стилевых разновидностей, нормы отбора и сочетания в них языковых средств.

3. Стилистика художе речи:

а) Изучение художественной речи в аспекте функциональной стилистики, т.е. как одного из функциональных стилей, с учетом его специфики.

б) Наука о стилях худож литературы представляет собой исторнауку лингволитературоведческого хар-ра, исслед взаимодействие лит яз и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии.

в) Коммуникативная стилистика художественного текста - изучение текста с точки зрения взаимодействия деятельности автора и адресата.

4. Стилистика текста - изучает целый текст, структурно-стилистические возможности речевых произведений, их композиционно-стилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых и собственно текстовых единиц (сверхфразовых единств, абзацев и др.) в единстве с идейным содержанием произведений.

5. Практическая стилистика.-должна воспитывать у говорящих стилевое чутье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, развивать умение строить речь, связный, протяженный текст в соответствии со спецификой последнего.

Объект и предмет стилистики

Объект – язык в зафиксированном т-те. Но каждую из отраслей языкозн интерес в этом объекте опред сторона: лексикология, грамматика, истор граммат и др.

Предмет – выразительная возможность и ср-ва разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.

4. Стилистическая норма .

вопрос о стил нормы тесно связан с вопросом соотношений культуры речи и стилистики, но границы их не определены достаточно ясно. Наиб правильная концепция двух степеней речи по Винакуру: низшая, связанная лишь с правильностью речи; высшая связанная со стилистикой. Т.е.культура речи в целом не ограничивается проблемами правильности речи, а пересек с проблем стилистики и включает в себя некоторые её аспекты.

Норма:

Языковая

Стилистическая

Взаимосвязаны, но не тождественны. Это образцовые способы употребления слов, форм слов, словосочетаний и предложения, предпочитаемые образованной частью общества и закрепленные в нормативных грамматиках, словарях, справочниках. Языковые нормы – нормы литературного языка. Литературный язык – исторически сложившаяся высшая образцовая формы национального языка, отличающаяся богатством лексического состава, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Яз нормы отличаются изменчивостью, динамичностью, но вместе с тем характеризуются устойчивостью, для каждого этапа развития литературного языка характерны свои нормы. Процесс закрепления норм называется кодификацией.Выделяются:

Орфоэпические (нормы произношения)

Акцентологические (нормы постановки ударения)

Лексические (нормы словоупотребления)

Морфологические (нормы употребления и образования морфологических форм)

Синтаксические

Характерными чертами языковых норм являются:

· относительная устойчивость;

· распространенность;

· общеупотребительность;

· общеобязательность;

· соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Стилистическая норма – это норма выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля; и норма выбора стиля, соответствующего условиям общения.

Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет.

5 Функционально-стилевая дифференциация литературного языка

Литер яз – представ собой форму социального существования нац.яз принимаемую его носителями за образцовую, главная функция – обеспечить полноценную речевую коммуникацию в основных сферах чел деятельности, говорящих на одном национальном яз. Территориальный диалект – нац яз отличается местными особенностями в области фонетики, словарного состава, морфологии и синтаксиса. В русском яз различают две основ группы народных говоров – севернорусские и южнорусские, ещё среднерусские говоры. Социальный диалект (жаргон, арго) язык для просвещенных – это речевой обиход определённой социальной группы, обычно очень не большой. Этот яз вырабатывается в результате совместной деятельности, общей профессии, в среде близкого социального положения. Склад профессиональные, соцгрупповые, криминальные жаргоны. Просторечья – наиб значимая форма сущ. русского нац яз. Просторечие имеет общенациональный характер, включает в себя слова и формы, которые могут быть распростр. Во всех диалектах и жаргонах. Яз.ед понятные для употребления каждому носителю нац яз.(шарахнуть, дрыхнуть). Литер яз в системе нац яз занимает центральное положение, отражает существенные свойства и достоинства нац речевой культуры.

6. Система функциональных стилей русского языка

Это система яз элементов, способов и принципов их употребления, отбора взаимного сочетания и соотношения. Разновидности лит яз называют функциональными потому что яз ед используются в текстах одного и того же функционального назначения, определённого задания(письменно излож. научную теорию, сформулировать закон). Функц.стил изучает и описывает диференц литер яз по исторически сложившимся функциональным разновидностям, вырабатывает общие принципы для классификации основных функциональных разновид. Литер яз, устанавливает основные категории и понятия функц стилистики, выясняет и исслед внутриструктурную организацию каждого функц варианта

Функциональный стиль образуется под влиянием базовых экстралингвистических факторов , т.е. тех явлений внеязыковой действительности, под влиянием которых и происходит отбор и организация языковых средств; речь приобретает свои стилевые черты.

 Сфера общения

Административно-управленческая

Социально-политическая

Эстетическая (сфера искусства)

 Цель общения

Сообщение информации

Воздействие на читателя/слушателя

 Типовая ситуация общения (официальная/неофициальная)

Вторичные факторы:

 Форма существования речи

Устная – характеризуется спонтанностью, необратимостью, непосредственно связана со временем произнесения, более психологична, выражает непосредственный ход мыслей, оперативна, обладает возможностью прямого воздействия на адресата, автоматизм речи, уменьшается возможность сознательного отбора языковых единиц, дает возможность передать информацию не только вербальными средствами. Главным образом представлена в бытовой сфере, но также реализуется в других сферах в виде публичной речи, в некоторых жанрах научной речи, в общественно-политической сфере – митинги, в некоторых сферах правового общения (судебная речь).

Письменная – характеризуется предварительной обдуманностью, подготовленностью, дает возможность постоянного обращения к тексту, совершенствования его, логичность, связность, композиционная оформленность.

 Характер субъекта и адресата речи

Индивидуальный – действует от самого себя, непосредственно связан с адресатом речи

Собирательный – представитель группы людей, взгляды которых он отражает и разделяет, характерен для общественно-политической сферы

Абстрагированный – субъект и адресат речи обезличиваются, характерен для официальной сферы общения

 Вид речи

Диалог – характеризуется сменой высказываний, реплик двух говорящих, характеризуется непосредственной связью высказывания с ситуацией, это находит отражение в синтаксическом строе: использование простых синтаксических конструкций

Монолог – речь, обращенная к самому себе или другим и не рассчитанная на реакцию другого лица, отличается достаточно большой протяженностью, композиционной организованностью и смысловой завершенностью, может осуществляться как в письменной, так и в устной форме

Четкую границу между монологом и диалогом трудно провести, так как диалогичность, т.е. выражение установки на адресата (одно из основных свойств речи, обусловленное социальной природой языка) существует не только в диалоге, но и в монологе в скрытом виде.

 Подготовленность или неподготовленность речи

Классификация стилей

Функциональная дифференциация:

5 основных стилей, стиль = функциональная разновидность литературного языка. Это понятие было введено Шмелевым и принято после выхода его монографии.

Термин введен потому, что различия между некоторыми стилями столь существенны, что нецелесообразно объединять их одним стилем.

Функционально-стилевое расслоение речи не сводится только к 5 основным стилям, а представляет собой сложную картину, так как каждый стиль (особенно функциональный) подразделяется на подстиль и на более частные разновидности и т.д. при этом черты макростиля не утрачиваются, они проявляются в любом тексте.

7. Разговорный стиль

(разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, повседневного общения) - один из функц. стилей, но в системе функц.-стилевой дифференциации лит. языка занимает особое место, т.к. в отличие от других не связан с профессиональной деятельностью человека, используется только в неофициальной сфере общения и не требует для его применения специального обучения: им овладевают с раннего детства.

Ярче всего специфика Р. с. проявляется в непринужденном непосредственном общении, а потому она тесно связана с устной формой речи. В результате наиболее используемый термин - разговорная речь. Однако Р. с. реализуется не только в разг. (устной) речи и в ее стилизации в письменных худож. текстах (стилизованная разговорная речь), но и в бытовых письмах, в том числе и через Интернет, в дневниковых записях.

Ряд исследователей разговорной речи (Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев и др.) считают ее особым языком, а не одним из функц. стилей. Другие (например, Е.А. Лаптева) видят черты разговорной речи в любой устной форме речи, противопоставляют не разг. и науч., публиц. и другие стили, а устную и письменную разновидность лит. языка в целом.

При всей дискуссионности вышеперечисленных точек зрения рационально сосредоточить внимание на тех характерных чертах разг. стиля, которые споров не вызывают: 1) Р. с. усваивается с детства; 2) Р. с. используется только в персонально адресованном не публичном общении или при стилизации такого общения в худож. литературе, реже в СМИ; 3) Р. с. выполняет прежде всего функцию общения в прямом смысле этого слова, функции сообщения (передачи информации) и воздействия отходят в нем на второй план; 4) Р. с. характеризуется наибольшей свободой в выражении мыслей и чувств, т.е. его доминантой, организующей речь, является минимум заботы о форме выражения (важно ЧТО, а не КАК); 5) нормы Р. с. носят узуальный характер, кодификация норм в Р. с. действует только в пределах общелитературных норм, но даже в этих случаях наименее жестко; 6) в Р. с. велика доля окказиональной и персонально-личностной составляющей (говорю и пишу как хочу), но одновременно очень существенна доля автоматизма речи, приводящая к сглаживанию "идиостильных" различий между людьми (авторство худож. текста установить легче, чем разговорного) и к широкому использованию в нем стереотипных оборотов, к лексической бедности, бездумному (особенно в устной форме) употреблению выражений, усвоенных в семье, навязанных рекламой и СМИ. Этим объясняются и "узкоколлективные" словечки типа семейных названий блюд, часто посещаемых магазинов (напр.: зайди в три ступеньки вниз, в длинный, в наш и т.д.) и победное шествие в конце XX в. ненужных рус. языку иноязычных слов (тинейджер, шопинг, маркет).

Как правило, в Р. с. передаются не только мысли, но и чувства, отсюда его эмоциональная насыщенность (в устной форме прежде всего интонационная). В нем широко используется эмоциональная лексика, восклицательные предложения, в худож. текстах при стилизации Р. с. - оборванные предложения, парцелляция, в пунктуации - тире и многоточие.

Р. с. связан с бытовой сферой жизни человека, хотя может и выходить за ее пределы в рамках неофициального общения. И "бытовая наполненность" (встречается более узкий термин - обиходно-бытовой стиль), а также и принципиальная неофициальность разг. стиля порождают представление о свойственной ему разговорной лексике, понимаемой как сниженная. Такая лексика (вплоть до отдельных жаргонизмов) широко в нем (и ни в каком ином, кроме еще стилизации Р. с. в худож. текстах) встречается, но не является для Р. с. релевантной, тем более обязательной. Типичнее для него отсутствие книжной лексики, хотя оно тоже не релевантно, тем более не обязательно. Релевантна для Р. с. свобода выражения (в пределах литературных норм), преобладание (особенно в устной форме) неосложненных предложений, простых предлогов и союзов, широкое использование местоимений и частиц.

Общий корень с термином разговорность нередко приводит к подмене понятий разг. стиль, разг. речь (функц. разновидностей лит. языка) и понятия разговорность (риторической категории), используемого для противопоставления сухой, книжной, малопонятной широким массам людей и доступной, простой, эмоциональной речи в ораторском искусстве, в СМИ, а также в худож. речи (эстетическая категория, сигналы разговорности при стилизации Р. с. и самого процесса говорения в худож. литературе).

8. Лит-худ стиль.

Литературно-художественный стиль представляет ту сферу речевой практики общества, где в максимально полной степени происходит реализация эстетической функции языка, то есть сферу художественной литературы

Литературно-художественный стиль представляет собой объект, который может рассматриваться в двух плоскостях: а) как категория искусства и б) как стилистическая категория.

Специфика бытования художественного текста состоит в том, что в сознании современника текст, написанный в прошлом, если, разумеется, он вообще не вышел из обихода, существует наравне с новыми текстами и создаёт основу для стилевых исканий, новшеств современности

  • Основным качеством речи художественного произведения является образность, понимаемая как единство изобразительности и выразительности .

· Образная, или художественная, речь представлена не только в литературно-худо-жественном стиле. Элементы образности , развитые в большей или меньшей степени, можно найти в публицистическом стиле (особенно в художественно-публицистических жанрах – очерке, фельетоне), научном, разговорном стилях . Поэтому понятие «художественная речь» обозначает явления более широкого порядка, чем понятие «литературно-художественный стиль».

Изобразительность – это способность текста вызывать у читателя конкретные наглядно-чувственные представления о тех объектах действительности, которые служат предметом изображения.

Изображение предметного мира и мира событийного легко совмещаются . Так, в русской литературе изображение природы – это очень часто изображение переживания этой природы человеком, находящимся в психологически значимом состоянии.

  • Выразительность

Под выразительностью понимают выражение автором своего отношения к изображаемому. Авторское отношение находит в тексте очень разнообразное проявление, и всё, что так или иначе связано с выражением личностного начала, – это авторское отношение. Набор выразительных средств очень широк. В принципе любая языковая категория может быть использована как выразительное средство. Однако выразительными средствами называют прежде всего такие языковые единицы, у которых назначение быть выразительными средствами является основным:

· восклицательные предложения,

· риторические вопросы,

· парцеллированные конструкции,

· метафорические и метонимические переносы,

· модальные частицы и др.,

· фигуры.

o Образность

Соединение в одном текстовом компоненте таких качеств, как изобразительность и выразительность, придаёт этому компоненту принципиально новые качества: изобразительный компонент, осмысливаемый в аспекте авторского выражения отношения, становится концептуальным, получает смысловую перспективу и возможность встроиться в формирование смысловой структуры текста в целом, выражающей замысел автора. Это качество текста называют образностью , а соответствующий компонент – образом .

  • Речь как предмет изображения

Среди реалий внешнего мира, изображаемого в художественных произведениях, особое место занимает речь. Речь человека очень часто даёт весьма полное представление о говорящем: в речи отражается

        • пол человека,
        • его возраст,
        • социальное положение,
        • характер,
        • привычки,
        • внутреннее состояние в конкретной ситуации,
        • отношение к собеседнику и тому подобные вещи.
  • Подтекст

Для эстетической природы художественного произведения характерно наличие вербально не выраженного смысла, опорой для которого служат «невыразительные», на первый взгляд, «мелкие» и «бессмысленные» детали . Для любого произведения

  • их наличие характерно само по себе ,
  • характерно их внесистемное, необязательное, не передающее впрямую никакие смыслы присутствие.
  • Текст как генератор смысла

Функционирование слова в составе художественного произведения имеет очень важные особенности :

    • значительный объём смыслов, которые настраиваются на значение в структуре художественного текста;
    • наличие смыслов, не выраженных вербально;
    • понимание смысла на основе индивидуального опыта;
    • аморфность этих смыслов.
  • Все эти особенности приводят к тому, что при каждом новом прочтении текст воспринимается по-новому .

9. Публицистический стиль – один из традиционно выделяемых функциональной стилистикой функциональных стилей. Следует, однако, учесть, что понятие «публицистический» несколько шире, чем это толкуется в рамках функциональной стилистики. Публицистическим стилем называют функциональную разновидность русского литературного языка, используемую в газетах, пропагандистских радио- и телепередачах, общественно-политических журналах, в выступлениях на митингах, в комментариях к документальным фильмам.

Экстралингвистические факторы, определяющие специфику публицистической речи

· Предназначенностьдлямассовойаудитории.

Массовая аудитория, как её определил ещё в 1946 году американский социолог

Г. Блюмер, – «это совокупность людей

1) разных социальных профессий, положений и культурного уровня,

2) представленных анонимными индивидуумами,

3) слабо взаимодействующих между собой,

4) весьма неопределённо организованных».

  • Оперативность

Оперативность в системе функционирования СМИ носит многоаспектный характер. Во-первых, это оперативность при создании текста, который рождается в условиях очень ограниченного времени. Во-вторых, это оперативное распространение текста. В-третьих, это оперативность при восприятии текста. Читатели и слушатели обычно ограничены во времени и находятся в условиях, которые часто препятствуют полному восприятию.

  • Дублирование и варьирование содержания

Наиболее значимые и актуальные тексты в системе СМИ многократно дублируются. Необходимость дублирования вызвана тем, что готовится несколько вариантов текста с расчётом на определённую аудиторию. Дублирование может носить и жанровый характер, что позволяет глубже и разнообразнее разработать тему.

  • Периодичность

Периодичность увеличивает воздействующую силу системы СМИ. Повтор как риторический приём – это всегда агрессия в сферу чужого сознания, это всегда элемент принуждения. Периодичность – это повтор, осмысленный как принцип существования издания. Вариативный повтор одного и того же содержательного компонента изо дня в день, в течение определённого времени позволяет более эффективно воздействовать на аудиторию.

  • Коллективное авторство

Текст СМИ, как никакой другой текст, подконтролен общему, коллективному мнению. Его авторство коллективно. Конечно, существует собственно автор, конкретное лицо, порождающее текст. Однако редактор трансформирует текст в соответствии со своим видением речевого облика издания и т.д.

  • Использование других, первичных текстов

Публицистические тексты имеют две основные функции: информационную и воздействующую , а также просветительскую и популяризаторскую

Информационнаяфункция предопределяет такие качества публицистического текста, как официальность, документальность, фактологичность, объективность, сдержанность.

Воздействующая функция предопределяет такие качества публицистического текста, как побудительность, выразительность (выражение авторского отношения к содержанию высказывания и к читателю и оппоненту), оценочность, эмоциональность.

10. Научный стиль – это система речевых средств, приспособленная для оптимального общения людей в сфере научной деятельности.

В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи :

1) добыть новое знание о мире и

2) сделать это знание достоянием общества.

Научный стиль соотносится со второй задачей, представляя этап речевого оформления нового знания для сообщения . Нельзя рассматривать научный стиль как особый язык, созданный для науки. Это совокупность ресурсов общелитературного языка, получающих определённое назначение (сообщение нового знания, обозначение новых понятий, хранение и обмен научной и нформацией). Этот речевой стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка .

Главным стилеобразующим началом научной речи является

– цели научного сообщения.

Поэтому основными экстралингвистическими факторами, определяющими языковые особенности стиля, являются следующие факторы:

- объективность (бессубъективность),

- абстрактность (отвлечение от частных несущественных признаков с целью выделения существенных и закономерных),

- логичность (последовательность речевого движения, независимая от субъективных стимулов говорящего),

- точность, сжатость и однозначность выражения при насыщенности содержания.

Для научной речи наиболее характерна письменная форма существования речи, однако в определённых условиях реализуется и устная форма (например, научный доклад или лекция в вузе).

¨ Устной форме научной речи присущи основные особенности устной речи вообще :

Спонтанность,

Необратимость,

Многоканальность.

А в рамках научного стиля сформировалась своя научная фразеология , куда относятся составные термины (например, звонкие согласные, органическая химия, угол падения, система Станиславского и т.д.) и различного рода клише (например, состоит из…, заключает в себе…, применяется для… и т.д.).

Разновидности научного стиля:

Научно-популярный,

Научно-деловой,

Научно-технический,

Научно- публицистический,

Учебно-научный.

Синтаксические особенности научной речи

¨ Важнейшей синтаксической особенностью научного стиля является

- тенденция к сложным построениям ,

К структурной полноте .

¨ Предложение в научной речи отличается строгостью регулярного оформления синтаксических единиц.

· Преобладают

- сложные предложения и

- простые осложнённые структуры

· деепричастными, причастными оборотами,

· с однородными членами,

· вводными и вставными конструкциями).

¨ Среди сложных предложений ведущая роль принадлежитсложноподчинённым

¨ Морфологический уровень научной речи характеризуется

¨ – относительным разнообразием и

¨ – регулярностью.

¨ Главная морфологическая особенность научной речи – это именной характер научного изложения : существительные и прилагательные все вместе составляют почти половину всех словоупотреблений. Это определяется задачами научного стиля : передача и распространение информации .

11. Официально-деловой стиль

(деловой, официально-документальный, административный, законодательный, официально-канцелярский, канцелярский, деловая словесность) - это функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции, внутри- и межгосударственных отношений . Оф.-дел. с. относится к социально значимым функциональным разновидностям , т.к. формирование, развитие и совершенствование деловой речи составляет жизненно важную для каждого общества потребность в эффективном управлении и регулировании. Основная форма функционирования Оф.-дел. с. - письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов .

Наиболее общими стилеобразующими экстралингвистическими факторами Оф.-дел. с. является правовая сфера , соотносимая с

законодательной,

правовой,

административной,

коммерческой видами деятельности и

формой общественного сознания -

правом .

Так, стилевая окраска долженствовани я характерна для деловой речи в силу необходимости реализовывать основные регулировочные функции права. Функции права помогает презентировать и такая черта деловой речи, которую Л.В. Щерба назвал точностью, "не допускающей кривотолков", а М.Н. Кожина - точностью, не допускающей инотолкования. Действительно, закон не должен истолковываться неоднозначно, иначе он лишается авторитета, поэтому точность в Оф.-дел. с. играет особую роль .

Условия, в которых протекает коммуникация в сфере деловых отношений, а именно регламентированность, определили такую специфическую черту Оф.-дел. с., как стандартизованность.

Каждая из указанных черт выражается средствами и способами разных уровней .

Императивность на морфологическом уровне проявляется

в активности инфинитивов,

форм наст. времени в значении предписания (Обвиняемому обеспечивается право на защиту), кратких прилагательных модального характера (должен, обязан, ответствен, подотчетен, подсуден).

На синтаксическом уровне - в активности инфинитивных конструкций со значением долженствования (Необходимо решительно пресекать случаи...),

пассивных конструкций .

На уровне лексики - лексем, способствующих выражению воли законодателя (разрешить, запрещается, надлежащие, необходимые, дозволенные).

Стандартизованность Оф.-дел. с. проявляется в активности

устойчивых оборотов речи (в установленном законом порядке, по истечении срока),

клишированных фраз (В связи с истечением срока действия договора поставки прекращаются),

Стилистика появилась в начале 19 века в произведениях немецких романтиков, в связи с появлением новых понятий, связанных с индивидуальностью творческой личности.

У истоков современной стилистики находятся античная и сравнительная поэтика и риторика.

Поэтика – наука о поэзии, риторика – наука об ораторском искусстве. Именно в риторику входило учение о словесном выражении, предусматривающее отбор слов, их сочетания, изучение фигур речи. Центр риторики – учение о стиле в 17-18 веках.

Наибольшую роль в развитии русского стилистики сыграл Ломоносов «Теория 3 стилей и риторика» (18 век).

Русские ученые: Востоков, Буслаев, Винокур, Виноградов, Аксаков.

Стилистика как учение об употреблении языка изучалась немецкими филологами романтиками: братья Шмигели.

В России в 20 веке стилистика рассматривалась как база в культуре речи и стала определяться в самостоятельную дисциплину.

Стилистика – наука о системе стилистических средств языка.

Дополнительные значения, которые передают единицы языка, включают следующие сведения:

1. О сфере жизни, в которой происходит общение;

2. О типах ситуаций, в которых эти единицы употребляются;

3. Об общественной оценке явлений, обозначающих данными единицами.

Стилистика – раздел языкознания, имеющий основным предметом – стиль во всех языковедческих значениях этого термина:

1. Индивидуальный стиль;

2. Функциональный стиль.

Стилистика исследует эволюцию стилей в связи с историей литературного языка, исследуемого языка художественной литературы, его эволюции, универсальные приемы построения текстов.

Предмет стилистики – изучение экспрессивных средств языковых фигур речи и тропов.

Объект стилистики – текст.

Текст – произведение речи творческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменной документа, литературно обработанное в соответствии с типом документа. Произведение, составленное из ряда единиц, объединенных разными типами лексических, грамматических, логических, стилистических связей, имеющее определенную целеустремленность и прагматическую установку.

Подходы понимания стилистики:

1. Американская дескриптивная лингвистика (1940-1950). Исследование более крупных единиц, чем предложения (абзац, текст);

2. Текст стилистики (английская лингвистика текста). Построение текста. Закономерности построения текста;

3. Функциональная стилистика (ПФШ) в 1930-1940;

4. Прагматическая стилистика (изучает язык в действии);

5. Историческая стилистика (синхронная стилистика языка). Концепция Виноградова;

6. Стилистика языка художественной литературы.

Рассматриваются:

1. Стилистика языка (структурная лингвистика): описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения связи и взаимодействия разных соотносительных частных систем, форм, слов, конструкций внутри единой структуры языка. Задача: изучение разных форм и видов экспрессии, смысловой окраски, которая проявляется и в структуре слов, словосочетаний, словорасположений;

Стилистика речи изучает способы употребления языка и его стилей в разных видах монологической и идеологической речи, поэтому выделяется: а) исследование семантической и экспрессивно-стилистической стилистики между различными жанрами устной и письменной речи; б) изучение монологической и идеологической речи;

3. Стилистика художественной литературы: применение в художественных произведениях элементов разных композиционных форм и типов общественной, диалектной и профессиональной речи. Изучение исторических изменений в самом понятии художественного стиля и истории литературы; изучение закономерностей развития стиля литературы в связи с историей русского языка.

А. Стилистика и общее языкознание. Общность проявляется в номенклатуре и определяется основными понятиями (тропы, стили языка).

Стилистику можно характеризовать только в плане сопоставления с другими языками, поэтому сопоставление изучаемых языков в синхронном разрезе интересует общее языкознание, и является базой сопоставления стилистики.

Сопоставление стилистики исследуется с 2 точек зрения:

1) Использование звуковой стороны языка с целью социальной и культурной характеристики речи;

2) Эстетическая организация звукового материала.

Б. Стилистика и теория перевода. Стилистика и поэтика.

Уровни сопоставления:

1. Сопоставление обеих языковых систем;

2. Сопоставление стилистических систем 2 языков;

3. Сопоставление традиционных литературных стилей в обоих языках (стиль классицизма);

4. Сопоставление просодических систем в их национальной специфике;

5. Сопоставление культурных и исторических традиций в 2 национальных специализациях;

6. Сопоставление 2 индивидуальных художественных систем стиля.

В. Стилистика и культура речи. Стилистика является наукой о словесном мастерстве, поэтому выступает основой культуры речи.

1. Общее сведение о языковых стилях;

2. Оценка экспрессивно-эмоциональной окраски речевых средств;

3. Синонимия языковых средств.

Г. Стилистика и лингвистический анализ текста. Общий объект исследования. Текст определяет стилистические принадлежности.

Применяются универсальные методы явления и стилистические методы.

Универсальные методы: описательны, сопоставительные, сравнительные.

Специфический: семантико-специфический метод исследования текста (связи языковых единиц).

«Метод слово-образ» или микрообразное применение при анализе художественных произведений. Заключается в выявлении комплекса языковых средств, разных уровней, которые выражают данный образ.

Анализ по стилистическим пометам в словарях лингвистической литературы.

Стилистическая интерпретация текста состоит в анализе новых стилистических категорий (стилистическая тональность отдельного высказывания).

Метод стилистического эксперимента.

Искусственные придумывания стилистических вариантов к тексту.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

СТИЛИСТИКА -- наука об использовании языка (языковых единиц и категорий, составляющих языковую систему) в ходе речевого общения (устного и письменного). Стилистика занимает особое место в ряду лингвистических дисциплин. Для лучшего понимания задач и специфики функциональной стилистики, как и стилистики языковых единиц, целесообразно рассмотреть соотношение в структуре языкознания так называемых описательных дисциплин и стилистики. Описательные дисциплины -- фонетика, грамматика, лексикология, фразеология, словообразование -- изучают:

а) единицы и категории соответствующих уровней, или «ярусов», языковой системы: фонетический, грамматический, лексический (лексико-фразеологический) строй конкретного языка (словообразование занимает промежуточное положение между лексическим и грамматическим уровнями);

в) группировку языковых единиц в классы, более крупные категории;

г) соотношение и взаимодействие в рамках языковой системы ее единиц и категорий.

Перечисленные (и некоторые другие) дисциплины анализируют наличный состав единиц и категорий конкретного языка, систему их связей и соотношений. Они изучают, что есть в языке, какими средствами выражения мысли, эмоций, передачи информации данный язык располагает. Здесь язык, его система рассматриваются как бы в статике. Лингвисты изучают ресурсы языка, предназначенные для изъяснения мыслей, обозначения понятий, для передачи носителям и носителями этого языка информации в широком смысле слова. Стилистика же отвечает на вопрос как -- (как ?) используются единицы и категории данного языка для выражения мысли, эмоций, обмена мнениями, для передачи информации. Она рассматривает язык в действии:

а) как используются сложившиеся в языковой системе единицы и категории в процессе речевого общения;

б) как функционируют языковые средства в зависимости от:

целей текста (и вообще речевого общения),

условий, в которых совершается речевое общение;

в) как и какие средства языка объединяются, взаимодействуют, соотносятся друг с другом в зависимости от сферы общения, формы речи (устной, письменной), тематики текста, предмета обсуждения и т.д.

Говоря обобщенно, стилистика выясняет :

Как используется язык в целях выполнения насущнейшей потребности общества -- наладить общение людей для их совместной деятельности, работы, просто для жизни;

как функционируют те или иные языковые средства;

как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом в данном тексте (или в текстах определенного типа), в тех или иных условиях общения.

Один из крупнейших отечественных языковедов профессор Г.О. Винокур так разъяснял сущность стилистики как науки об использовании языка, языковых средств в речи в ходе речевого общения: «...стилистическое построение целевое, целесообразное, а, следовательно, различные типы этих построений могут различаться по тому, какая цель тому или иному построению предпослана, каково структурное задание каждого такого построения в каждом отдельном случае. И в самом деле, не трудно убедиться, что ораторская речь, например, отличается от поэмы или стихотворения прежде всего, нагляднее всего именно целью, какая преследуется в первой в отличие от второй».

Т. о., стилистика в отл. от описательных дисциплин изучает вопросы использования, функционирования языка, языковых средств в ходе речевой коммуникации. В силу этого обстоятельства она относится к функц.-коммуникативным дисциплинам языкознания, включающим также культуру речи (ортологию) -- науку о правильной речи, учение о языковой норме, социолингвистику, теорию литературного языка.

Особое внимание следует обратить на то, что и у описательных дисциплин, и у стилистики (как вообще у функционально-коммуникативных дисциплин) объект исследования один и тот же -- конкретный язык . Однако предмет их изучения разный. Предмет описательных дисциплин -- система языка, единицы и категории языковой системы. По лаконичной и точной формулировке академика В.В. Виноградова , «предметом стилистики служат все способы использования языка , особенно литературного». Итак, наряду с проблемой языкового строя существует еще проблема языкового употребления. Стилистика разрабатывает, исследует проблему языкового употребления . Это и есть предмет ее внимания. В этом ее смысл и сущность как самостоятельной науки среди других лингвистических дисциплин. Имея общий с ними объект исследования, в изучении функционирования языка она опирается на научные результаты описательных дисциплин. Без профессионального знания описательных дисциплин стилистикой заниматься невозможно.

Т.о. предметом стилистики являются:

1. выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы;

2. их стилистические значения и окраски;

3. закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Занятия стилистикой предполагают:

а) отличное знание «материи» языка, категорий и единиц, составляющих его систему;

б) глубокое осмысление совр. проблем рус. фонетики, грамматики, лексики, фразеологии, словообр.

Стилистическая норма - разновидность языковой нормы, регулирующая уместность употребления слова в контексте в соответствии с особенностями стиля и стилистическими характеристиками данного слова. Нарушение стилистической нормы либо имеет характер ошибки (незнание правил употребления), либо является стилистическим приемом (осознанное отступление от нормы).

Стилевая принадлежность слова - закрепленность слова за определенным функциональным стилем. Стилист. окраска - оттенки значения, дополнительные по отношению к основному, предметно-логическому. Слово, имеющее в определенном стиле нулевую стилистическую окраску, помещенное в границы иного стиля, становится иностилевым (н-р, канцеляризмы в публ.).

языковый норма стиль слог

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

Предмет стилистики:

1)Стилистика изучает фонетические, лексические, словообразовательные, синтаксические, морфологические средства с точки зрения их экспрессии, устанавливая их стилистическую окраску и возможности, несвязанные с определённым стилем речи

2)изучает все средства языка с точки зрения их соответствия их определённым условиям и целям общения

3)изучает системы языковых средств с определённой стилистической окраской, формулирующейся в определённых сферах общественной реальности

Задачи стилистики:
1.Изучение языковых средств всех уровней с т. зр. экспрессивности, то есть выразительных возможностей.
2.Изучение языковых средств всех уровней с т. зр. их принадлежности к определенным подсистемам языка (функциональным стилям).
3.Изучение языковых средств с т. зр. их соответствия определенным условиям, целям и особенностям общения.
4.Изучение и описание функциональных стилей русского языка (научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный, художественный).

В круг задач стилистики входит анализ языковых средств со стороны их значения и экспрессивных возможностей, а также со стороны их принадлежности к тому или иному функциональному стилю языка.

Виды стилистик :1)Стилистика ресурсов



Изучает стилистические ресурсы языка, это относительная стилистика, которая характеризует стилистически-окрашенные средства языка

2)функциональная стилистика

Исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего изучает стилистику и речевую системность функциональных стилей. включает стилистику текста, стилистику художественной речи.

3)стилистика художественной литературы

Носит лингво-литературоведческий характер, изучается индивидуальная речь, стиль писателя и отдельных художественных произведений

4)практическая стилистика

Изучает использование языковых единиц в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения носителей литературного языка.

5)стилистика текста

Изучает текстовый уровень языка и его структуру

3.Язык и стиль. функционирование языка как основа стилистики.

Основные признаки стиля - социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный. Язык определяют как средство общения. Язык - это не просто система знаков. Его социальная природа проявляется в изначальной связи с человеческой деятельностью и общением.

Язык исследуется обычно не в целом, а с какой-либо одной стороны: логической, структурно-системной, психологической и т.д.

Стилистика изучает то, как использ. ед. и категор. яз.для выраж. мыслей, эмоций, обмена мнениями для передачи инфо. Стилистика выясняет: как используется язык в целях выполнения потребности общества – наладить общение людей, как функционирауют те или иные яз. средства, как они соотносятся и взаимодействуют в тексте, в условиях общения. Стил. разрабатывает проблему яз-ого употребления. С.изучает вопросы использования, функций яз, яз средств в ходе речевой коммуникации, она относится к функц.-коммуникативным дисциплинам языкознания.

4. Понятие "стиль" в лингвистической стилистике.

1) Стиль – разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой.

2) Стиль – общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, статья в газете, научная лекция, судебная речь, бытовой диалог.

3) Стиль – индивидуальная манера, способ, которым исполнен данный речевой акт или литературно-художественное произведение.

4)Функциональный стиль - разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями .

При характеристике функционального стиля важно определить

Сферу общения (бытовая, официальная, эстетическая, общестенно-политическая, общественная)

Функцию речи (общение, сообщение, воздействие)

5)языковая парадигма или система эпохи, т.е. состояние языка в стилевом отношении в данное

Предмет изучения стилистики

Иностранные языки, филология и лингвистика

Существуют стилистика языка и стилистика речи лингвостилистика и литературоведческая стилистика стилистика от автора и стилистика восприятия стилистика декодирования и др. Стилистика языка исследует с одной стороны специфику языковых подсистем называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря фразеологии и синтаксиса и с другой стороны экспрессивные эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты рассматривая каким образом...

Стилистикой называется наука об употреблении языка, отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. Существуют стилистика языка и стилистика речи, лингвостилистика и литературоведческая стилистика, стилистика, от автора и стилистика восприятия, стилистика декодирования и др.

Стилистика языка исследует, с одной стороны, специфику языковых подсистем, называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря, фразеологии и синтаксиса, и, с другой стороны, — экспрессивные, эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание, не только следуя нормам, известным грамматике и стилистике языка, но и на основе значащих отклонений от этих норм.

Предмет изучения стилистики – эмоциональная экспрессия языка, все выраз.ср-ва языка. -> стилистика – наука о выраз.ср-вах языка+ наука о функц.стилях

Объект стилистики – язык.

Предмет – проблемы языкового употребления, функционирования и всей системы в целом.

Задачи стилистики:

1) Исследование комплекса спец. языковых средств, которые обеспечивают достижение желаемого эффекта исследования

2) Изучение экспрессивных ресурсов различных уровней языка

3) Описание национальной нормы языка

4) Изучение и описание функциональных стилей

Разделы стилистики и связь стилистики с другими дисциплинами

Стилистику принято подразделять на лингвостилистику и литературоведческую стилистику.

Лингвостилистика, основы которой были заложены Ш. Балли, сравнивает общенациональную норму с особыми, характерными для разных сфер общения подсистемами, называемыми функциональными стилями и диалектами (лингвостилистика в этом узком смысле называется функциональной стилистикой) и изучает элементы языка с точки зрения их способности выражать и вызывать эмоции, дополнительные ассоциации и оценку.

Интенсивно развивающейся отраслью стилистики является сопоставительная стилистика, параллельно рассматривающая стилистические возможности двух и более языков. Литературоведческая стилистика изучает совокупность средств художественной выразительности, характерных для литературного произведения, автора, литературного направления или целой эпохи, и факторы, от которых зависит художественная выразительность.

ЛингвоС. и лит.С подразделяются по уровням на лексическую, грамматическую и фонетическую стилистику.

Лексическая стилистика изучает стил.функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лекс.стилистика изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, их экспрессивный, эмоциональный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам. Диалектные слова, термины, слова сленга, разговорные слова и выражения, неологизмы, архаизмы, иностранные слова и т.д. изучаются с т.зр. их взаимодействия с разными условиями контекста. Важную роль в стилистическом анализе играет разбор фразеологических единиц и пословиц.

Грамматическая стилистика подразделяется на морфологическую и синтаксическую. Морф.стилистика рассматривает стилистические возможности различных грамматических категорий, присущих тем или иным частям речи. Здесь рассматриваются, например, стилистические возможности категории числа, противопоставлений в системе местоимений, именной и глагольный стили речи, связи художественною и грамматического времени и т.д. Синт.стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи. Важное место здесь занимают фигуры речи — синтаксические, стилистические или риторические фигуры, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. Как в лингво., так и в лит.С много внимания уделяется разным формам передачи речи повествователя и персонажей: диалог, несобственно-прямая речь, поток сознания и др.

Фоностилистика, или фонетическая стилистика, включает все явления звуковой организации стихов и прозы: ритм, аллитерацию, звукоподражание, рифму, ассонансы и т.п. — в связи с проблемой содержательности звуковой формы, т.е. наличия стилистической функции. Сюда же относится рассмотрение нестандартного произношения с комическим иди сатирическим эффектом для показа социального неравенства или для создания местного колорита.

Практическая стилистика учит умению правильно выражаться. Советует использовать слова, значения к-х мы знаем. Не злоупотреблять такими словами как staff, избегать фр. слов (faux-pas вместо mistake), тавтологии (decline to accept). Учит правильно обращаться с языком. Все должно употребляться согласно случаю.

Функциональная стилистика изучает стиль как фун.разновидность языка, особенно в худ.тексте.

Связь стилистики с древними дисциплинами:

Литературоведение (изучение содержания)

Семиотика (текст – система знаков, можно по-разному прочитывать знаки) Эко, Лотман

Прагматика (изучает воздействие)

Социолингвистика (отбор яз.ср-в в отличие от ситуации общения, статус общения, отношения)

Связь стилистики с нелингвистическими науками

Психология

Социология

Гносеология (познание о познании)

Логика (наука о формах, методах и законах интеллектуальной деятельности)

Герменевтика (направление в философии 20 века)

Связь стилистики с общефилологическими дисциплинами

Риторика

Поэтика (теория поэзии)

Словесность (литература)

Прагматика (раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использовал)

Связь стилистики с речеведческими науками(лингвистическими)

Культура речи

Лексикология

Грамматика

Паралингвистика

Лингвострановедение


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82276. Роль СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ 32.11 KB
Социальногуманитарные науки являются социальнокультурным феноменом изменяются вместе с обществом. Социальногуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества для понимания человеком своего места в социальной среде. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке так как первая лишь излагает определенные идеалы а вторая мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий М. Социальногуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с...
82277. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания в современных условиях. Смена лидирующих дисциплин 35.88 KB
Вместе с тем региональные и функциональные различия науки обусловленные уровнем экономического технологического развития природными ресурсами вносят определенную спецификацию в совокупный потенциал развития науки. Одним из бесспорных мировоззренческих итогов науки начала XXI в. В основе научного мировоззрения лежит представление о возможности научного постижения сущности многообразных явлений современного мира о том что прогресс развития человечества связан с достижениями науки. Острые споры ведутся вокруг проблемы взаимоотношений...
82278. Возрастание роли гуманитарных знаний в современном обществе. «Сообщество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков 31.17 KB
Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Важнейшими функциями социальных наук в современном обществе является критика действительности и ее проблематизация. Изучаются явления лежащие на стыке социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества.
82279. Проблема глобализации в социально-гуманитарных науках 32.66 KB
Учение интенсивно развивается и в рамках биологии исследование механизмов эволюции на молекулярном клеточном организменном уровнях. Для того чтобы описать движущие силы эволюции любого объекта нашего мира был создана синергетика новая междисциплинарная область Н исследований новое направление решения Н проблем. В настоящее время в Н в целом и в синергетике в частности используется принцип нелинейности многовариантности альтернативности путей темпов эволюции необратимости эволюции возможность непредсказуемых изменений. Поновому...
82280. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре и человеке. (Аристотель, Гегель, Гоббс) 36.04 KB
Ее называли наукоучением метанаукой наукой о науке а в западной традиции эпистемологией учением о знании или философией науки. Философия фундаментальное основание теоретической науки. Философия науки это область лежащая на границе философии и конкретного научного математического естественнонаучного гуманитарного социального технического знания. Как известно существуют различные науки: математика естествознание гуманитарные социальные и технические науки.
82281. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе и культуре. Природа, общество и культура в социальном познании 36.36 KB
Появление научного знания не отменило и не упразднило не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке философии мифологии политике религии и т. соответствуют специфические формы знания.
82282. Зарождение и формирование научных дисциплин социально- гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания 37.28 KB
Проблема истории науки не была предметом специального рассмотрения ни философов ни ученых работавших в той или иной области научного знания и только в трудах первых позитивистов появляются попытки анализа генезиса науки и ее истории создается историография науки. Разработка истории науки началась только в XIX в. Признание истории науки как специальной научной дисциплины произошла только в 1892 г. когда во Франции была создана первая кафедра истории науки Одна из главных проблем характерных для истории науки понять объяснить как...
82283. Зависимость научных знаний от социального контекста: классическая, неклассическая и постклассическая наука 38.73 KB
создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного триединства т. Тот переворот который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник 1473-1543 имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. характеризуется торжеством опытного экспериментального подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем 1628 установление магнитных свойств Земли Гильбертом...