Статистика – наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной взаимосвязи с их качественной стороной, а также количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

Предмет статистики – это количественная сторона массовых общественных явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.

Методы статистики – это:

– метод массовых наблюдений (сбор первичных данных по единицам совокупности);

– сводка и группировка (классификация, обобщение полученных первичных данных);

– методы анализа обобщающих показателей, позволяющие дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних – с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

Основные задачи статистики:

– совершенствование статистической информационной базы на основе разработки системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов с целью обеспечения органов государственного управления и других структур статистическими данными;

– переход к общей технологии сбора, обработки, передачи и представления статистической информации с обеспечением безопасности ее передачи и хранения.

1.3. Основные понятия статистики

Статистическая совокупность – определенное множество единиц совокупности, которые количественно отличаются друг от друга своими характеристиками, но объединены какой-нибудь качественной основой. Могут быть однородными и разнородными.

Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, который является носителем признака, подлежащего регистрации, т.е. основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический признак зарегистрированная в ходе сбора первичных данных характеристика единицы совокупности, ее качественная особенность. Признак может быть первичным и вторичным, количественным и атрибутивным.

Вариация признака – степень количественного отличия индивидуальных значений признака у разных единиц совокупности.

Статистический показатель – категория, которая дает количественную характеристику признаков общественных явлений.

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы.

1. Что такое статистическая закономерность?

2. Каковы основные стадии статистического исследования?

3. Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

4. Какие наиболее существенные признаки характеризуют студенческую группу?

5. Какие основные факторные признаки определяют варианты успеваемости студентов?

Приведите примеры показателей, характеризующих: население, труд, промышленность, сельское хозяйство, торговлю. Для этой цели используйте краткий статистический сборник «Россия в цифрах» за предыдущий год.

2. Статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических материалов

2.1. Понятие статистического наблюдения.

Требования, предъявляемые к статистической информации

Всякое статистическое исследование состоит из трех последовательных стадий.

1. Статистическое наблюдение.

2. Статистическая сводка и группировка.

3. Интерпретация статистических показателей.

Статистическое наблюдение это планомерный, научно организованный и, как правило, систематический сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни путем регистрации намеченных существенных признаков с целью получения в дальнейшем обобщающих характеристик этих явлений и процессов.

Объект статистического наблюдения – это ограниченное в пространстве и во времени определенное целостное множество взаимосвязанных единиц наблюдения, о котором должны быть собраны статистические сведения.

Единица статистического наблюдения – это составной неделимый элемент объекта наблюдения, являющийся основой учета и носителем определенного круга признаков, наличие (или отсутствие) которых у каждой единицы изучаемой совокупности должно быть зафиксировано в процессе статистического наблюдения.

Современные реалии диктуют нам свои условия. Огромное информационное пространство и взаимодействие общества в различных сферах деятельности усилило интерес к статистике и как к науке, и как к сфере деятельности в целом.

Данные статистики помогают ориентироваться нам в определенных важных сферах жизни, оценивать происходящие события в экономической, политической сферах общества, да и в повседневных бытовых делах. Историю возникновения статистики рассмотрим в этом материале.

Термин «статистика». Что обозначает

Понятие «статистика» очень многогранно, нельзя остановиться на какой-то одной трактовке. Сейчас существует более тысячи определений этого слова в зависимости от того, в широком или узком смысле требуется объяснение.

Статистика как термин корни свои берет от латинского слова «статус» - определенное положение вещей. Приведем несколько примеров известных определений статистики:

  1. Статистика - обширная область знаний, включающая в себя знания из математики, физики, экономики, излагающая вопросы сбора, сдвиги количественных изменений в процессах.
  2. В некоторых случаях статистику определяют как совокупность цифровых сведений, характеризующих определенные явления или процессы в жизни.
  3. Статистика выступает и как отрасль деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации определенных сведений.
  4. Есть определение статистики как параметра ряда случайных величин.

Еще раз отметим, что определение зависит от того, в каком контексте вы хотите использовать данный термин.

Предпосылки возникновения статистики

Изначально она все-таки была практической деятельностью. Историю статистики можно начинать еще с древних государств, когда там считали людей, скот, землю, имущество. Первые статистические сведения содержатся в китайских документальных источниках еще во II веке до нашей эры.

За триста лет до нашей эры Аристотель описал древние города, это тоже предпосылки возникновения статистики. Монгольские ханы переписывали население для взятия дани, всеобщую перепись в 1061 году проводили в Англии.

Таким образом, в процессе осуществления практической деятельности человечество заложило основы статистики. Стали появляться определенные правила сбора и обработки информации.

История статистики как науки

Статистикой как наукой изначально стали заниматься в Англии и Германии. Две школы - английская научная и немецкая описательная - создавали статистику как науку.

История статистики в Англии началась с английской научной школы политических арифметиков. У них была цель изучить явления общественной жизни с помощью чисел и их характеристик. В основе английской школы арифметиков было два направления. Первое представляли Д. Граунт и Э. Галей. Называлось оно демографическое. Второе направление, которое разработал В. Петти, называлось статистико-экономическим. Важные сферы жизни характеризовали статистическими данными, а не описательными оценками. Свое развитие английское направление получило также в Голландии и Франции.

Немецкая школа все сведения старалась описать, цифры здесь не использовались. Немецкие ученые описывали определенные периоды в развитии государства, быт и нравы, финансы, климат и так далее. Основал описательную немецкую школу Г. Конрринг.

Уже в 19 веке появилось еще одно, третье направление в истории развития статистики. Адольф Кетле, ученый из Бельгии, основал его. По основам, которые он разработал стали проводить перепись населения. По его инициативе проводили статистические конгрессы на международном уровне.

Зарубежные ученые-статисты

Историю развития статистики нельзя изучить, не оценив вклад зарубежных ученых. Флоренс Найнтингейл - реформатор из Великобритании - доказывал, что видные политики, предприниматели в своей деятельности должны основываться на статистических данных и статистическом анализе.

Англичанин Карл Пирсон помог науке своими «критериями Пирсона». Историю статистики за рубежом, а именно корреляционную статистику разработал Карл Пирсон. Большой вклад внес Рональд Фишер.

Как развивалась история статистики в России?

Давайте рассмотрим. Конец 12 - начало 13 века в России можно смело отнести к развитию предпосылок истории возникновения статистики как науки. Уже в это время проводили перепись земель и населения.

Особое внимание в истории развития статистики в России стоит уделить периоду реформ Петра I. Многочисленные изменения во всех сферах государственного устройства определили потребность в учете. Сенат был центром проведения работ по статистике. Сюда собирали отчеты со всех ведомств государства Российского. Уже в восемнадцатом веке подавались сведения о тех, кто родился и умер. И тогда же начали переписывать рабочих различных фабрик.

Новый этап в истории развития статистики в нашем государстве пришелся на девятнадцатый век. 1802 год принято считать официальным днем рождения статистики, именно тогда министерства, по Манифесту Александра I, стали сдавать письменные отчеты. В 1811 году при Министерстве внутренних дел создали Статистическое отделение. Руководителем назначили К.Ф. Германа.

Российские ученые-статисты

В России, как и в зарубежных государствах, существовали определенные направления (школы) в изучении статистики. Описательную школу представлял В.Н. Татищев. Что он сделал для науки? Ученый предложил определенные правила проведения ревизий, единый учет населения.

М.В. Ломоносов усовершенствовал систему, предложенную В.Н. Татищевым. В работах М.В. Ломоносова были уже и аналитические данные. Описательной статистикой занимались И.К. Кириллов, М.И. Чулков, С.Н. Плещев и другие ученые. На основе их трудов была создана экономическая теория России.

К.Ф. Герман написал книгу «Всеобщая история статистики. Для обучающихся сей науке». Здесь статистика рассматривалась именно как наука. Много работ этой сфере посвятил К.И. Арсеньев.

Основы статистики в России создал Журавский Д.П. Он системно изложил все вопросы этой науки. Экономическую и судебную статистику дополнили своими трудами А.Н. Радищев, Н.П. Огарев, А.И. Герцен.

Особую роль в формировании статистики как науки сыграло земство. Именно во времена земства были созданы статистические бюро. Земские статисты - В.И. Орлов, А.П. Шликевич и другие.

Русские математики П.П. Чебышев, А.М. Ляпунова тоже внесли свой вклад в науку статистику, с помощью их работ развитие получило математическое направление в ней.

Особенно интенсивно развивалась советская статистика. Анализу подвергались промышленность, народное хозяйство, население, строительство, сельское хозяйство, государственный бюджет и остальные сферы.

Современная статистика как наука

Предметом изучения науки статитистики являются социальные и экономические явления, а также их количественная составляющая. Объектов изучения несколько: общество, процессы, происходящие в обществе, общественные явления.

Статистика решает следующие задачи:

  • выявляет и анализирует социально-экономические преобразования в обществе;
  • исследует эффективность общественного производства ;
  • предоставляет важную информацию государственным органам.

Предметом изучения статистики являются массовые социально-экономические явления и их количественная сторона в конкретных условиях и в конкретное время.

Статистический показатель - это отображение количественных характеристик соотношения признаков общественных явлений.

Основные виды статистики по сферам

Различают экономическую и социальную статистику. Подробнее о них далее:

  1. Экономическая статистика. Данная отрасль занимается изучением экономических процессов с точки зрения анализа развития экономики в обществе. Здесь собирают, обрабатывают и анализируют информацию о данной сфере общества. Благодаря данному виду статистики можно оценить положение экономики в целом по стране.
  2. Социальная статистика. Исследует изменения социального характера, количественные и качественные. Общество, а также совокупность процессов и явлений, с ним связанных, являются предметом для изучения. Социальная статистика позволяет выявить развитие социальных условий населения. Структура населения, его состав, уровень доходов населения, бытовые условия - лишь небольшой перечень показателей для социальной статистики.

Как устроена современная статистика в Российской Федерации?

Структура статистических органов аналогична административно-территориальному делению государства. Городские и районные управления подчиняются областным, краевым, республиканским учреждениям статистики.

Главной является Федеральная служба государственной статистики России. Она представляет официальные статистические сведения Президенту Российской Федерации, Правительству и другим государственным органам. Координация деятельности других органов статистики также возложена на Госкомстат. Распространяя официальные доклады, Госкомстат обеспечивает доступ любого жителя страны к информации.

Статистика на международном уровне

Изменения в экономических и социальных связях между государствами предопределили появление международной статистики. Изначально координировали функции международной статистики Международные конгрессы. Они определяли методологию статистических исследований.

В историю статистики внесла вклад ООН. В 1946 году в Организации объединенных наций была создана Статистическая комиссия, а в ее составе рабочая группа из шести подразделений по следующим направлениям:

  • промышленная статистика;
  • статистика международной торговли;
  • статистика цен;
  • финансовая статистика;
  • статистика окружающей среды;
  • счетоводство.

В организации объединенных наций есть и Статистическое бюро. Сотрудники этого подразделения составляют доклады для комиссии, обрабатывают и публикуют данные, обеспечивают работу учебных центров и так далее.

Статистическое бюро сыграло большую роль в развитии статистики международного уровня. Им ежегодно выпускаются различные материалы по международной статистике. Например, «Статистический ежегодник ЮНЕСКО» или «Демографический ежегодник». Сборники по мировой торговле, промышленности и финансам также выпускаются ежегодно.

Еще более широкое понятие в статистике - Гармонизированная статистическая система. В ее состав вошли: Статистическая комиссия ООН и ее отраслевые подразделения, статистические издания международного уровня, ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ и другие учреждения ООН, региональные статистические организации.

Роль статистики в современном обществе

Статистика продолжает развиваться и как наука, и как сфера деятельности. Таким образом, термин этот в наше время используется как отрасль практической деятельности, цифровой материал или научная дисциплина.

Невозможно существование статистики в каком-либо одном значении, на одном уровне. Все они находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. В статье изложена кратко история статистики. Подробную информацию можно найти в учебниках или трудах по данной дисциплине.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

За рубежом термин «статистика» используется в двух случаях. Во множе ственном числе (statistics) он употребляется, когда речь идет о статистике ка! отрасли науки (например, судебная статистика) и статистических данных Можно сказать: «Статистика показывает, что автокатастрофы на дорогах обус ловлены...» Когда термин употребляется в единственном числе (statistic), име ются в виду статистические методы, статистические величины и статистиче ские результаты. Например, можно сказать: «Статистика - это практическа5 сфера применения специальных методов и техник, которые созданы для сбо ра, анализа, представления и интерпретации больших массивов числовой ин формации». Без статистической обработки информации не было бы возмож ности объединить факты вместе для того, чтобы увидеть, что они означают.

Сегодня словом статистика называют: 1) статистическую практику, 2) ста­тистические данные и 3) статистическую науку. Статистическая наука - этс

социальная наука, изучающая количественную сторону массовых обществен­ных явлений. Основные задачи статистики - организация сбора, обработки и анализа информации об общественных явлениях и процессах, а также раз­работка методов этой работы. При этом необходимо создание специальной методологии исследования и соответствующего аппарата по обработке ма­териалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, сред­них величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений.

В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торго­вую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статис­тических данных, независимо от их природы и методов их анализа, рассмат­риваются математической статистикой и общей теорией статистики.

В словарях упоминаются два значения этого слова - широкое и узкое. В широком смысле статистика (нем. Statistik от итал. stato, позднелат. status - государство) - вид общественной деятельности, а также отрасль обществен­ных наук, нацеленные на сбор, обработку и анализ массовых явлений. В уз­ком смысле статистика - это совокупность количественных сведений о ка­ком-либо явлении или процессе (статистика рождений, смертей, браков, разводов, дорожных происшествий). Так, статистика урожайности зерновых в целом по стране отражает общий объем собранного зерна, среднюю уро­жайность и вариации этой величины по регионам, сравнительную, макси­мальную и минимальную урожайность. В естественных науках это понятие означает анализ массовых явлений, базирующийся на использовании мето­дов теории вероятностей.

Статистика- наука, изучающая количественную сторону массовых социально- экономических явлений и процессов, в неразрывном единстве с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени.

В естественных науках понятие «статистика» означает анализ массовых явлений, основанных на применении методов теории вероятности.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений.

Методологическими особенностями является изучение: массовости явлений, качественно однородных признаков того или иного явления в динамике.

Статистика включает ряд разделов, среди которых: общая теория статистики, экономическая статистика, отраслевые статистики- промышленная, сельского хозяйства, транспорта, медицинская.

11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.

Здоровье населения характеризуется тремя группами основных показателей:

А) медико-демографические –отражают состояние и динамику демографических процессов:

    Статистика населения (плотность, размещение, социальный состав, состав по полу и возрасту, грамотность, образование, национальность, язык, культура.)

    Динамика населения (механическая эмиграция и иммиграция, естественная рождаемость, смертность, естественный прирост.)

    Семейное состояние (коэффициент брачности, разводов, средняя продолжительность брака.)

    Процессы воспроизводства (суммарная плодовитость, брутто-коэффициент и нетто-коэффициент.)

    Средняя ожидаемая продолжительность жизни

    Смертность (структура смертности, показатели смертности в зависимости от причины, характера заболеваемости и возраста.)

Б) показатели заболеваемости и травматизма (первичная заболеваемость, распространенность, накопленная заболеваемость, патологическая пораженность, индекс здоровья, летальность, травматизм, инвалидность.)

В) показатели физического развития:

    Антропометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, головы, плеча, предплечья, голени, бедра)

    Физиометрические (жизненная ёмкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила)

    Соматоскопические (телосложение, развитие мускулатуры, степень упитанности, форма грудной клетки, форма голеней, стоп, выраженность вторичных половых признаков.)

    Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Медицинская (санитарная) статистика - изу­чает количественную сторону явлений и процессов, связанных с ме­дициной, гигиеной и здравоохранением.

Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1. Статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статис­тического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жиз­ни и т.д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.

2. Статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработ­ки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределе­нии их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т.д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учрежде­ний осуществляется сопоставление полученных данных с нормативны­ми уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.

3. Клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точ­ки зрения оценить достоверность результатов исследования и ре­шить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать эксперимен­тальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными фак­торами природной и социальной среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3) изучение материально- технической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Медицинская статистика является методом социальной диагности­ки, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья насе­ления страны, региона и на этой основе разработать меры, направ­ленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изу­чения не отдельных, единичных, а массовых явлений , с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика - ведущий метод, т.к.:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

    Статистическая совокупность. Определение, виды, свойства. Особенности исследования статистической совокупности.

Объектом любого статистического исследования является статис­тическая совокупность.

Статистическая совокупность - группа, состоящая из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных гра­ницах пространства и времени и обладающих признаками сходства и различия.

Свойства статистической совокупности : 1) однородность единиц наблюдения 2) определенные границы пространства и времени изучаемого явления

Объектом статистического исследования в медицине и здравоохранении могут быть различные контингенты населения (население в целой или его отдельные группы, больные, умершие, родившиеся), лечебно-профилактические учреждения и др.

Различают два вида статистической совокупности :

а) генеральная совокупность

б) выборочная совокупность

1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обес­печить равную возможность для всех элементов исходной совокупнос­ти быть охваченными наблюдением.

2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отра­жать явление, т.е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.

Выборочная совокупность

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т.е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т.д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т.д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т.д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной.

    Выборочная совокупность, требования, предъявляемые к ней. Принципы и способы формирования выборочной совокупности.

Различают два вида статистической совокупности :

а) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности:

1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обес­печить равную возможность для всех элементов исходной совокупнос­ти быть охваченными наблюдением.

2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отра­жать явление, т.е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т.е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться основной принцип формирования выборочной совокупности : равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т.д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т.д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т.д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной.