Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития но и внешне. Историческая антропология подразделяет первобытных людей на несколько видов, которые последовательно сменяли друг друга. В чём состоят анатомические особенности каждого вида первобытных людей, и в какой период времени они существовали? Обо всём этом читайте далее.

Первобытные люди - кто они?

Самые древние люди обитали на территории Африки больше чем 2 миллиона лет назад. Это подтверждают многочисленные археологические находки. Однако доподлинно известно, что впервые человекоподобные существа, уверенно передвигающиеся на задних конечностях (а именно этот признак является самым важным в определении первобытного человека), появились намного раньше - 4 миллиона лет назад. Такая характеристика древних людей, как прямохождение, была впервые выявлена у существ, которым учёные дали название «австралопитеки».

В результате многовековой эволюции их заменил более совершенный Homo habls, известный также как «человек умелый». Ему на смену пришли человекообразные существа, представители которых именовались Homo erectus, что в переводе с латыни означает «человек прямоходящий». И лишь спустя почти полтора миллиона лет появился более совершенный вид первобытного человека, который больше всего напоминал современное разумное население Земли - Homo sapiens или «человек разумный». Как видно из всего вышеизложенного, первобытные люди медленно, но в то же время очень эффективно развивались, осваивая новые возможности. Рассмотрим более подробно, что же представляли собой все эти предки человека, в чём заключалась их деятельность и как они выглядели.

Австралопитеки: внешние особенности и образ жизни

Историческая антропология относит австралопитека к самым первым обезьянам, передвигающимся на задних конечностях. Зарождение этого рода первобытных людей началось на территории Восточной Африки более 4-х миллионов лет назад. На протяжении почти 2-х миллионов лет эти существа распространялись по континенту. Древнейший человек, рост которого составлял в среднем 135 см, имел вес не более 55 кг. В отличие от обезьян австралопитеки обладали более выраженным половым диморфизмом, однако строение клыков у мужских и женских особей было практически одинаковым. Черепная коробка этого вида была относительно небольшой и имела объём не более 600 см 3 . Основная деятельность австралопитека практически ничем не отличалась от той, которой занимаются современные обезьяны, и сводилась к добыче пищи и защите от естественных врагов.

Человек умелый: особенности анатомии и образа жизни

(в переводе с латыни «человек умелый») как отдельный самостоятельный вид человекообразных появился 2 миллиона лет назад на Африканском континенте. Этот древнейший человек, рост которого нередко достигал 160 см, имел более развитый, чем у австралопитека, мозг - около 700 см 3 . Зубы и пальцы верхних конечностей у Homo habilis имели практически полное сходство с человеческими, однако большие надбровные дуги и челюсти делали его похожим на обезьян. Помимо собирательства человек умелый занимался охотой с применением каменных глыб, а для разделки туш животных умел использовать обработанную кальку. Это говорит о том, что Homo habilis является первым человекоподобным существом, имеющим трудовые навыки.

Человек прямоходящий: внешний вид

Анатомическая характеристика древних людей, известных как Homo erectus, заключается в выраженном увеличении объёма черепа, что позволило учёным утверждать, что их мозг сравним по размерам с мозгом современного человека. и челюсти человека умелого оставались массивными, но были не так ярко выражены, как у их предшественников. Телосложение было практически таким же, как у современного человека. Судя по археологическим находкам, Homo erectus вёл и умел добывать огонь. Проживали представители данного вида достаточно крупными группами в пещерах. Основным занятием человека умелого было собирательство (в основном у женщин и детей), охота и рыбная ловля, изготовление одежды. Homo erectus одним из первых начал осознавать потребность в создании запасов пищи.

внешнего вида и образа жизни

Неандертальцы появились намного позже своих предшественников - около 250 тысячелетий назад. Что же представлял собой этот древнейший человек? Рост его доходил до 170 см, а объём черепа - 1200 см 3 . Помимо Африки и Азии эти расселились и на территории Европы. Максимальное количество неандертальцев в одной группе достигало 100 человек. В отличие от своих предшественников они имели зачаточные формы речи, что позволяло соплеменникам обмениваться информацией и более слаженно взаимодействовать друг с другом. Основным занятием этого предка человека являлась охота. Успех в добыче пищи им обеспечивали разнообразные орудия: копья, остроконечные длинные осколки камней, которыми пользовались как ножами, и ловушки, вырытые в земле с помощью кольев. Полученные материалы (шкуры, кожи) неандертальцы использовали для изготовления одежды и обуви.

Кроманьонцы: завершающий этап эволюции первобытного человека

Кроманьонцы или (Homo Sapiens) - это последний известный науке древнейший человек, рост которого достигал уже 170-190 см. Внешнее сходство этого вида первобытных людей с обезьянами было практически незаметно, так как уменьшились надбровные дуги, а нижняя челюсть уже не выдавалась вперёд. Орудия труда кроманьонцы изготавливали не только из камня, но также из дерева и кости. Помимо охоты эти предки человека занимались земледелием и начальными формами животноводства (приручали диких зверей).

Уровень мышления у кроманьонцев был значительно выше предшественников. Это позволило им создавать сплочённые социальные группы. На смену стадному принципу существования пришёл родовой строй и создание зачатков социально-экономических законов.

Основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура . Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ История медицины часть 1.Первобытная и египетская медицина.

    ✪ Александр Марков: Древние люди кооперировались и эволюционировали

    ✪ Как зарождалось искусство

    ✪ Владислав Житенёв: "Что такое первобытное искусство?"

    ✪ В.С.Житенев. Социальные институты ледникового периода

    Субтитры

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория », который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory , нем. Urgeschichte ).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория » (англ. protohistory , нем. Frühgeschichte ). Для замены термина первобытнообщинный строй , характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия », «первобытный коммунизм », «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе термин «протоистория» не прижился.

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя , взаимосвязь, идентичность власти [ ] .

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности , классов и государства . Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя - несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита .

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества . Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость , варварство и цивилизацию , причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота , рыболовство и собирательство , отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство , возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости - с изобретения лука . Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства - с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства - с началом использования железа .

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда , их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на ранний древний каменный век , средний древний каменный век , поздний древний каменный век , средний каменный век , новый каменный век , поздний новый каменный век (не у всех народов), медный век (не у всех народов), бронзовый век и железный век .

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:

  1. эпоха первобытного стада ;
  2. эпоха родового строя ;
  3. эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности - поздний мезолит и неолит по современной классификации).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается на мезолите , когда культурное развитие резко ускорилось и протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века .

Эпоха Период в Европе Периодизация Характеристика Виды человека
Древнекаменный век или палеолит 2,4 млн. - 10 000 до н. э.
  • Ранний (нижний) палеолит
    2,4 млн. - 600 000 до н. э.
  • Средний палеолит
    600 000-35 000 до н. э.
  • Поздний (верхний) палеолит
    35 000-10 000 до н. э.
Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий , которые постепенно усложняются и специализируются. Гоминиды , виды:
Homo habilis , Homo erectus , Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis , в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens .
Среднекаменный век или мезолит 10 000-5000 до н. э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие - стрелу и лук . Homo sapiens sapiens
Новокаменный век или неолит 5000-2000 до н. э.
  • Средний неолит
  • Поздний неолит
Возникновение неолита связывается с неолитической революцией . В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом . Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие , скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век , халколит или энеолит , без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Бронзовый век 3500-800 до н. э. Ранняя история Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото , медь , бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Homo sapiens sapiens
Железный век с ок. 800 до н. э.
  • Ранняя история
    ок. 800-500 до н. э.
  • Античность
    ок. 500 до н. э. - 500 н. э.
  • Средние века
    ок. 500-1500 н. э.
  • Новая история
    с ок. 1500 н. э.
С появлением железных орудий труда главным занятием первобытных людей стало земледелие (подсечное), основными посевными культурами - пшеница, горох, полевые бобы, просо и др. Развитие земледелия способствовало повышению хозяйственного значения животноводства, появление железных орудий труда - развитию домашних промыслов. Всё это вело к резкому повышению производительности труда, накоплению запасов материальных ценностей, зарождению имущественного неравенства. А это вело к разложению первобытнообщинного строя. Результатом стало разложение родовой общины и появление соседской (территориальной общины).

В этот период в жизни людей значительно возросла роль вооружённой части населения, защищающей население от нападений извне.

Homo sapiens sapiens

Каменный век

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит :
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы .
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения .
  • Мезолит и эпипалеолит ; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит - эпоха появления сельского хозяйства . Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс , тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима .

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

Железный век

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским » культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция , Древний Рим , Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров» :

  • кельты (латенская культура);
  • протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
  • в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
  • прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
  • степные ираноязычные культуры (скифы , сарматы и др.);
  • пастушеско-земледельческие культуры фракийцев , даков и гетов .

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой , которую вели совместно, и собирательством . Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка . Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

Естественным кормильцем человека была его мать - вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины - братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних (смотри также статью Гостевой брак). Они жили в общинных жилищах.

Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат , который, как уже отмечено выше, в условиях промискуитета и полиандрии необходим был для отслеживания родственных связей.

С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака , ставшая помощником человека на охоте.

Постепенно охота привела к приручению животных - появилось первобытное животноводство . Из собирательства выросло земледелие : семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии . Этот переход был назван неолитической революцией (X-III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек . Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди , затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую . Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья . Собственность на землю была коллективной - внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другому в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

Древнейшие люди. В 1959 г. в долине Олдувэй в Кении английский археолог Л.Лики сделал одно из самых знаменитых археологических открытий. Им были обнаружены древнейшие останки костей человекоподобных существ, которые соседствовали с орудиями труда, что дало возможность ученым назвать эти существа Homo habilis - «человек умелый». Затем последовали и другие открытия. Сейчас считается, что древнейшие люди появились около 3 - 2,5 млн лет назад.
Находка костей человекоподобных существ с произведенными ими орудиями труда свидетельствует о выделении человека из мира природы, хотя существует и другой взгляд на развитие человека, где основным считается формирование у него прямохождения (3,5 млн лет назад).
Появившиеся в Африке человекоподобные существа очень отличались от современного человека в анатомическом строении: у них были значительно меньший объем мозга, меньшие рост (около 120 см) и вес (около 50 кг), над глазами нависали массивные надбровные дуги. Хабилисы уже ходили на двух ногах. Древнейшие люди еще не пользовались речью как средством общения. Продолжительность жизни редко превышала 20 лет.
Люди того времени жили коллективами, но еще не ощущали взаимного родства и поэтому эти коллективы были непрочными, легко распадались и снова образовывались. В значительной мере отношения в таких коллективах напоминали отношения в зверином стаде, отсюда за ними закрепилось и название - первобытное человеческое стадо. В стадо входило по 25 - 40 особей.
Основу рациона древнейших людей составляла растительная пища, добываемая собирательством. Мясной рацион был скудным. Человек был далеко не самым сильным или быстрым животным, а навыков коллективной охоты еще не приобрел.
Первоначально древнейшие люди жили в саваннах и редколесьях Африки. Однако человеческие стада были достаточно подвижными и легко переходили с места на место. Приблизительно 1,5 млн лет назад человеческие коллективы начали расселяться за пределы Африки и освоили большие территории Евразии, находящиеся в зоне тропического и субтропического климата. В Европе человек появляется, как сейчас можно судить, около 1 млн лет назад. Однако в количественном отношении людей еще было очень мало и поэтому их отдельные группы разделяли громадные незаселенные территории.
Мы можем говорить о возникновении человеческой речи уже 500 тыс. лет назад. Это свидетельствует о достаточно развитом сознании. К этому времени относится и использование огня.
Около 180 тыс. лет назад сформировался неандерталец.
Выделение человека из мира природы произошло в результате освоения им производства орудий труда и начала их использования в процессе повседневной трудовой деятельности.
Периодизация истории первобытного общества. Большую часть истории человечества составляет период первобытного общества. В этот период развитие шло очень медленно.
Наиболее ярко этот процесс можно проследить на примере совершенствования орудий труда первобытного человека. Они изготовлялись из камня и поэтому хорошо сохранились.
Именно изменения в орудиях труда легли в основу существующей периодизации истории первобытности. Весь период, когда орудия труда изготовлялись из камня получил название каменного века. По уровню совершенствования обработки камня выделяют палеолит, что в переводе с греческого означает древний камень, - 2,5 млн назад - 12 тыс. лет до н.э., мезолит (средний камень) - 12 - 8 тыс. лет до н.э. и неолит (новый камень) - 8 - 4 тыс. лет до н.э.

Похолодание на земле и наступление ледника. Около 100 тыс. лет назад началось общее похолодание на земном шаре, вследствие чего с севера начал наступление ледник. Он охватил громадные территории, а в Восточной Европе дошел до широты Киева.
Человек к тому времени заселял уже значительные территории Евразии. Теперь большая часть этих территорий превратилась в тундру. Резкое изменение климата очень серьезно повлияло на жизнедеятельность человеческих коллективов. Люди, привыкшие к теплому климату, плохо переносили холод. Резко изменились флора и фауна, окружавшие людей. Исчезло большинство съедобных растений, а в местах обитания человека появились многочисленные стада северных животных: мамонтов, оленей, лошадей, бизонов.
Началось одно из самых значительных приспособлений человека к новым условиям обитания. Резко изменился пищевой рацион. Люди освоили коллективную загонную охоту на крупных животных. Мясо стало их основной пищей.
Возросла роль огня в жизни человека. Он согревал человека и использовался для приготовления мясной пищи. Спасаясь от холода, человек начал использовать одежду и строить постоянные жилища.
Это время оказалось достаточно благоприятным для жизни людей, что связано, например, с обилием мясной пищи, о чем свидетельствует и демографический подъем в это время.
Возникновение человека современного вида.
Около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида, названный учеными Homo sapiens - человек разумный.
По существовавшим в то время перешейкам человек проник в Австралию и Америку. Расселение людей в различных географических условиях привело к началу процесса расообразования. Результатом стал] деление человечества на европеоидов, монголоидов и негроидов.
Не только внешний вид отличал Homo sapiens от предшественников. Важнейшим событием для становления человека как вида было осознание новых отношений внутри коллективов. Сейчас мы называем эти отношения социальными или общественными.
Прежде всего это выразилось в утверждении отношений родства между людьми. Это был настоящий переворот в жизни человека. Именно признание роддства стабилизировало человеческие коллективы, привело к регулированию отношений между людьми и сделало родовые общины постоянными и сплоченными объединениями, чего не наблюдалось ни в животном мире, ни в первобытном стаде. Возникла родовая община, все члены которой вели происхождение от общего предка.
Важнейшим шагом на пути становления общественных отношений стал запрет на вступление в брак или половые отношения между родичами. Женщин теперь разрешалось брать в соседних дружественных родах. Это в свою очередь вело к установлению стабильных взаимосвязей между отдельными родами. Несколько дружественных родов начали объединяться в племена.
Появился запрет на убийство родича, а если он погибал от руки иноплеменника, род мстил за его смерть. «Кровная месть» во многом способствовала сдерживанию кровавых стычек и войн между родами, так как убивать человека было небезопасно, потому что он находился под защитой своего рода. Поэтому самым страшным наказанием являлось изгнание из рода.
Родовые объединения были важны и потому, что только весь род имел возможность прокормиться. Социальной дифференциации в родовой общине периода охоты и собирательства еще не существовало. Вся собственность рода, в том числе и питание, была общей. Родичи помогали друг другу во всех делах, совместно добывали пропитание. Каждый вносил в жизнь общины посильный вклад и получал от нее столько, сколько было возможно.
Огромную роль в становлении социальных отношений между людьми сыграло появление главного средства общения - языка.
Необходимо отметить в становлении Homo sapiens как социального вида и значение религии. Очень сложным является вопрос о причинах ее появления. Однако ясно, что это была первая попытка людей объяснить окружающий их мир, которая свидетельствует о возникновении абстрактного мышления.
Религиозные взгляды людей того времени проявлялись в возникновении у них обрядов захоронения покойников.
Известно о появлении культа плодородия в это время. Плодородие олицетворяли богини с непропорционально толстыми телами. Их статуэтки археологи называют «палеолитическими Венерами».
О появлении абстрактного мышления в позднем палеолите свидетельствует и палеолитическое искусство. Грандиозное впечатление производят сохранившиеся «пещерные галереи» в пещерах Франции, Испании и в Каповой пещере в России.
Общественные отношения и абстрактное мышление стали отличительными чертами Homo sapiens от его предков.

Современные реалии диктуют нам свои условия. Огромное информационное пространство и взаимодействие общества в различных сферах деятельности усилило интерес к статистике и как к науке, и как к сфере деятельности в целом.

Данные статистики помогают ориентироваться нам в определенных важных сферах жизни, оценивать происходящие события в экономической, политической сферах общества, да и в повседневных бытовых делах. Историю возникновения статистики рассмотрим в этом материале.

Термин «статистика». Что обозначает

Понятие «статистика» очень многогранно, нельзя остановиться на какой-то одной трактовке. Сейчас существует более тысячи определений этого слова в зависимости от того, в широком или узком смысле требуется объяснение.

Статистика как термин корни свои берет от латинского слова «статус» - определенное положение вещей. Приведем несколько примеров известных определений статистики:

  1. Статистика - обширная область знаний, включающая в себя знания из математики, физики, экономики, излагающая вопросы сбора, сдвиги количественных изменений в процессах.
  2. В некоторых случаях статистику определяют как совокупность цифровых сведений, характеризующих определенные явления или процессы в жизни.
  3. Статистика выступает и как отрасль деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации определенных сведений.
  4. Есть определение статистики как параметра ряда случайных величин.

Еще раз отметим, что определение зависит от того, в каком контексте вы хотите использовать данный термин.

Предпосылки возникновения статистики

Изначально она все-таки была практической деятельностью. Историю статистики можно начинать еще с древних государств, когда там считали людей, скот, землю, имущество. Первые статистические сведения содержатся в китайских документальных источниках еще во II веке до нашей эры.

За триста лет до нашей эры Аристотель описал древние города, это тоже предпосылки возникновения статистики. Монгольские ханы переписывали население для взятия дани, всеобщую перепись в 1061 году проводили в Англии.

Таким образом, в процессе осуществления практической деятельности человечество заложило основы статистики. Стали появляться определенные правила сбора и обработки информации.

История статистики как науки

Статистикой как наукой изначально стали заниматься в Англии и Германии. Две школы - английская научная и немецкая описательная - создавали статистику как науку.

История статистики в Англии началась с английской научной школы политических арифметиков. У них была цель изучить явления общественной жизни с помощью чисел и их характеристик. В основе английской школы арифметиков было два направления. Первое представляли Д. Граунт и Э. Галей. Называлось оно демографическое. Второе направление, которое разработал В. Петти, называлось статистико-экономическим. Важные сферы жизни характеризовали статистическими данными, а не описательными оценками. Свое развитие английское направление получило также в Голландии и Франции.

Немецкая школа все сведения старалась описать, цифры здесь не использовались. Немецкие ученые описывали определенные периоды в развитии государства, быт и нравы, финансы, климат и так далее. Основал описательную немецкую школу Г. Конрринг.

Уже в 19 веке появилось еще одно, третье направление в истории развития статистики. Адольф Кетле, ученый из Бельгии, основал его. По основам, которые он разработал стали проводить перепись населения. По его инициативе проводили статистические конгрессы на международном уровне.

Зарубежные ученые-статисты

Историю развития статистики нельзя изучить, не оценив вклад зарубежных ученых. Флоренс Найнтингейл - реформатор из Великобритании - доказывал, что видные политики, предприниматели в своей деятельности должны основываться на статистических данных и статистическом анализе.

Англичанин Карл Пирсон помог науке своими «критериями Пирсона». Историю статистики за рубежом, а именно корреляционную статистику разработал Карл Пирсон. Большой вклад внес Рональд Фишер.

Как развивалась история статистики в России?

Давайте рассмотрим. Конец 12 - начало 13 века в России можно смело отнести к развитию предпосылок истории возникновения статистики как науки. Уже в это время проводили перепись земель и населения.

Особое внимание в истории развития статистики в России стоит уделить периоду реформ Петра I. Многочисленные изменения во всех сферах государственного устройства определили потребность в учете. Сенат был центром проведения работ по статистике. Сюда собирали отчеты со всех ведомств государства Российского. Уже в восемнадцатом веке подавались сведения о тех, кто родился и умер. И тогда же начали переписывать рабочих различных фабрик.

Новый этап в истории развития статистики в нашем государстве пришелся на девятнадцатый век. 1802 год принято считать официальным днем рождения статистики, именно тогда министерства, по Манифесту Александра I, стали сдавать письменные отчеты. В 1811 году при Министерстве внутренних дел создали Статистическое отделение. Руководителем назначили К.Ф. Германа.

Российские ученые-статисты

В России, как и в зарубежных государствах, существовали определенные направления (школы) в изучении статистики. Описательную школу представлял В.Н. Татищев. Что он сделал для науки? Ученый предложил определенные правила проведения ревизий, единый учет населения.

М.В. Ломоносов усовершенствовал систему, предложенную В.Н. Татищевым. В работах М.В. Ломоносова были уже и аналитические данные. Описательной статистикой занимались И.К. Кириллов, М.И. Чулков, С.Н. Плещев и другие ученые. На основе их трудов была создана экономическая теория России.

К.Ф. Герман написал книгу «Всеобщая история статистики. Для обучающихся сей науке». Здесь статистика рассматривалась именно как наука. Много работ этой сфере посвятил К.И. Арсеньев.

Основы статистики в России создал Журавский Д.П. Он системно изложил все вопросы этой науки. Экономическую и судебную статистику дополнили своими трудами А.Н. Радищев, Н.П. Огарев, А.И. Герцен.

Особую роль в формировании статистики как науки сыграло земство. Именно во времена земства были созданы статистические бюро. Земские статисты - В.И. Орлов, А.П. Шликевич и другие.

Русские математики П.П. Чебышев, А.М. Ляпунова тоже внесли свой вклад в науку статистику, с помощью их работ развитие получило математическое направление в ней.

Особенно интенсивно развивалась советская статистика. Анализу подвергались промышленность, народное хозяйство, население, строительство, сельское хозяйство, государственный бюджет и остальные сферы.

Современная статистика как наука

Предметом изучения науки статитистики являются социальные и экономические явления, а также их количественная составляющая. Объектов изучения несколько: общество, процессы, происходящие в обществе, общественные явления.

Статистика решает следующие задачи:

  • выявляет и анализирует социально-экономические преобразования в обществе;
  • исследует эффективность общественного производства ;
  • предоставляет важную информацию государственным органам.

Предметом изучения статистики являются массовые социально-экономические явления и их количественная сторона в конкретных условиях и в конкретное время.

Статистический показатель - это отображение количественных характеристик соотношения признаков общественных явлений.

Основные виды статистики по сферам

Различают экономическую и социальную статистику. Подробнее о них далее:

  1. Экономическая статистика. Данная отрасль занимается изучением экономических процессов с точки зрения анализа развития экономики в обществе. Здесь собирают, обрабатывают и анализируют информацию о данной сфере общества. Благодаря данному виду статистики можно оценить положение экономики в целом по стране.
  2. Социальная статистика. Исследует изменения социального характера, количественные и качественные. Общество, а также совокупность процессов и явлений, с ним связанных, являются предметом для изучения. Социальная статистика позволяет выявить развитие социальных условий населения. Структура населения, его состав, уровень доходов населения, бытовые условия - лишь небольшой перечень показателей для социальной статистики.

Как устроена современная статистика в Российской Федерации?

Структура статистических органов аналогична административно-территориальному делению государства. Городские и районные управления подчиняются областным, краевым, республиканским учреждениям статистики.

Главной является Федеральная служба государственной статистики России. Она представляет официальные статистические сведения Президенту Российской Федерации, Правительству и другим государственным органам. Координация деятельности других органов статистики также возложена на Госкомстат. Распространяя официальные доклады, Госкомстат обеспечивает доступ любого жителя страны к информации.

Статистика на международном уровне

Изменения в экономических и социальных связях между государствами предопределили появление международной статистики. Изначально координировали функции международной статистики Международные конгрессы. Они определяли методологию статистических исследований.

В историю статистики внесла вклад ООН. В 1946 году в Организации объединенных наций была создана Статистическая комиссия, а в ее составе рабочая группа из шести подразделений по следующим направлениям:

  • промышленная статистика;
  • статистика международной торговли;
  • статистика цен;
  • финансовая статистика;
  • статистика окружающей среды;
  • счетоводство.

В организации объединенных наций есть и Статистическое бюро. Сотрудники этого подразделения составляют доклады для комиссии, обрабатывают и публикуют данные, обеспечивают работу учебных центров и так далее.

Статистическое бюро сыграло большую роль в развитии статистики международного уровня. Им ежегодно выпускаются различные материалы по международной статистике. Например, «Статистический ежегодник ЮНЕСКО» или «Демографический ежегодник». Сборники по мировой торговле, промышленности и финансам также выпускаются ежегодно.

Еще более широкое понятие в статистике - Гармонизированная статистическая система. В ее состав вошли: Статистическая комиссия ООН и ее отраслевые подразделения, статистические издания международного уровня, ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ и другие учреждения ООН, региональные статистические организации.

Роль статистики в современном обществе

Статистика продолжает развиваться и как наука, и как сфера деятельности. Таким образом, термин этот в наше время используется как отрасль практической деятельности, цифровой материал или научная дисциплина.

Невозможно существование статистики в каком-либо одном значении, на одном уровне. Все они находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. В статье изложена кратко история статистики. Подробную информацию можно найти в учебниках или трудах по данной дисциплине.

Статистика – научная дисциплина.

Статистические данные.

Источник: Словарь социологической статистики

Статистика

числа, в суммарном виде отражающие распределение значений переменных или зависимости между переменными; признаки выборки, соответствующие определенным параметрам генеральной совокупности.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

СТАТИСТИКА

от итал. stato — государство) — англ. statistics; нем. Statistik. 1. Наука, изучающая количественную сторону массовых явлений. 2. Совокупность упорядоченных, классифицированных данных о к.-л. массовом явлении или процессе.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Статистика

(позднелат. status государство) — отрасль науки, в которой разрабатываются общие вопросы измерения и анализа массовых количественных отношений и взаимосвязей. В более узком смысле слова статистика рассматривается как совокупность данных о каком-либо явлении или процессе. В естественных науках это понятие означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятностей.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Статистика

1) Вид деятельности, направленный на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества. В более узком смысле С. совокупность данных о каком-либо явлении или процессе. 2) Отрасль общественных наук (и соответствующие ей науч. дисциплины), в которой изучаются общие вопросы измерения и анализа количественных показателей (отношений, взаимосвязей), характеризующих общественные закономерности.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СТАТИСТИКА

1. Вид деятельности, направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни об-ва во всем ее многообразии, в неразрывной связи с ее качественным содержанием. В более узком смысле слова рассматривается как совокупность данных о к.-л. явлении или процессе. Соц. С. (в узком смысле слова), изучает систему показателей, характеризующих образ жизни и различн. аспекты соц. отношений. Сбор, обработка и анализ статистич. информации по всей стране осуществляются по единым принципам, общей программе и методологии Гос. комитетом РФ по статистике. Данные публикуются в статистич. сборниках. 2. Отрасль обществ. наук (и соответствующие ей научн. дисциплины), в к-рой изучаются и излагаются общие вопросы измерения и анализа массовых личественных отношений и взаимосвязей. Иногда понятие С. означает анализ массовых явлений, основанный на применении методов теории вероятностей. В этом случае оно тесно смыкается с понятием статистики математической (см.). Социология и др. науки, в значительной мере имеющие дело с данными нечисловыми (см.), требуют соответствующего расширения указанного выше традиционного подхода к пониманию С. В частности, для таких наук большое значение приобретает статистика объектов нечисловой природы (см.). Как часть С., понимаемой таким нетрадиционным образом, можно считать теорию измерений (см.). 3. С. — термин, употребляемый в математич. статистике для обозначения функций от рез-тов наблюдений. Для каждой выборки можно рассчитать значение рассматриваемой С. Как правило, с такими значениями можно сопоставить определенное распределение вероятностей (см.), к-рое и наз. выборочн. распределением рассматриваемой С. Знание такого распределения дает возможность строить интервальную оценку параметра, отвечающего С. Векторная С. — вектор, компонентами к-рого являются функции от рез-тов наблюдения. В социологии чаще всего используются векторы — модели объектов (компонентами каждого такого вектора служат наблюдаемые значения всех рассматриваемых признаков (см.) для соответствующего объекта) и векторы — модели признаков (компонентами каждого такого вектора служат наблюдаемые значения соответствующего признака для всех изучаемых объектов). Ранговая С. — С, построенная по вектору рангов (см.), функция от формирующих этот вектор рангов. Классич. примером ранговой С. являются коэффициенты ранговой корреляции (см.). Лит.: Ястремский Б. Труды по статистике. М., 1937; Миллс Ф. Статистические методы. М., 1958; Чупров А.А. Очерки по теории статистики. М., 1959; Боярский А. Теоретические исследования по статистике. М., 1974; Статисти-ка//БСЭ. 3-е изд. Т. 24, кн. 1. М, 1976; Татарова Т.Г. Типологический анализ в социологии. М., Наука, 1993; Проблемы социальной и демографической статистики. М., 1994; Социальная статистика (под ред. Назарова М.Г.). М., 1988; Гурьев В.И. Основы социальной статистики. М., 1991; Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 1995; Андреенков В.Г. Анализ и интерпретация эмпирических данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Ю.Н. Толстова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СТАТИСТИКА

наука о методах сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы, т.е. явления и процессы, затрагивающие не отдельные объекты, а целые совокупности. Отличительная особенность статистического подхода состоит в том, что данные, характеризующие статистическую совокупность в целом, получаются в результате обобщения информации о составляющих ее объектах. Термин «С.» объединяет целый комплекс специализированных научных дисциплин, в котором можно выделить следующие основные направления: методы сбора данных; методы измерения; методы обработки и анализа данных.

Основными методами сбора данных являются полное или выборочное обследование генеральной совокупности и эксперимент. Основные дисциплины этого направления — теория выборки и планирование эксперимента.

Методы измерения предусматривают процедуры непосредственного получения информации об объектах, а также процедуры расчета показателей, характеризующих генеральную или выборочную совокупность. Теоретической основой этого направления является общая теория измерений, на базе которой разрабатываются специальные показатели, используемые в математической, а также в официальной и ведомственной С. Системы показателей являются основным содержанием таких дисциплин как общая теория С., С. социально-экономическая и т.п.

Методы обработки и анализа данных включают теорию вероятностей, математическую С. и их приложения в различных областях технических наук, а также наук о природе и обществе (прикладная С.). Математическая С. разрабатывает методы статистической обработки и анализа данных, занимается обоснованием и проверкой их валидности, эффективности, условий применения, робастности (устойчивости к нарушению условий применения) и т.п. Прикладная С. выполняет три основные задачи — описание, обобщение, объяснение или/и прогнозирование — и, соответственно, включает три основные группы методов: методы описательной статистики, методы статистического вывода и методы анализа связей и зависимостей. С. дескриптивная или описательная предназначена для получения обобщенных характеристик выборочной совокупности. Методы статистического вывода позволяют корректно обобщать результаты выборочного исследования на генеральную совокупность. Наиболее обширная группа методов анализа связей предназначена для исследования парных и множественных связей между переменными, как корреляционных, так и причинных (Статистический анализ парных связей, Анализ статистический многомерный). В некоторых областях знаний приложения С. столь специфичны, что их выделяют в самостоятельные научные дисциплины: теория надежности — в технических науках; эконометрика — в экономике; психометрия — в психологии, биометрия — в биологии и т.п. Такие дисциплины рассматривают специфичные для данной отрасли методы сбора и анализа данных.

Любое статистическое исследование предполагает сбор и обработку данных, поэтому статистические методы разного назначения практически всегда применяются комплексно. Лучшим примером такого применения является перепись населения, проводимая регулярно в большинстве стран мира.

Источник: Социология: энциклопедия

Термин «статистика» - один из самых емких. Так, он может обозначать отдельную отрасль науки. Что изучает статистика?

Рассмотреть данный вопрос предлагается в следующих аспектах:

Начнем с первого пункта.

Статистика как отрасль науки

Статистика - это отрасль науки, в которой исследуются и разрабатываются методы эффективного сбора, анализа и интерпретации различных типов информации. Ее особенность - в приоритете задействования количественных подходов.

Статистика как отрасль науки включает в себя несколько различных дисциплин. Исследуем основные.

Важнейшую роль в данной отрасли науки играет теория статистики. В рамках исследований, которые проводят ученые, осуществляющие деятельность в этой сфере, разрабатываются методы и подходы к решению тех или иных задач, формируются и обсуждаются дискуссионные моменты, вырабатываются концептуальные основы активностей в других дисциплинах, формирующих статистику как отрасль науки.

Математическая статистика (часто рассматриваемая в едином контексте с теорией вероятности) - сфера, в которой исследуются закономерности, характеризующие те или иные количественные показатели и их распределение. Математика может объяснить, что означает некая совокупность или последовательность цифр, полученных в ходе сбора данных.

Экономическая статистика важна с точки зрения адаптации отмеченной выше теории, а также математических методов к практически значимым для жизни человека сферам.

Слово статистика

Данная дисциплина отвечает за формирование механизмов, благодаря которым соответствующие подходы и концепции способны становиться полезными для экономики, социума, государства.

Стоит отметить, что студент вуза, постигая предмет «Статистика», изучает, как правило, в первую очередь три отмеченные сферы рассматриваемой отрасли науки. В зависимости от его учебной специализации дальнейшее освоение соответствующей дисциплины может предполагать более узкие исследования, адаптированные к пониманию роли статистики в конкретной сфере, а также анализ наиболее эффективных подходов к внедрению результатов изысканий в практику.

Объект и предмет статистических исследований

Роль статистики, ее значимость наблюдаются в способности данной отрасли науки разрешать, прежде всего, актуальные проблемы развития общества. Таким образом, основным объектом рассматриваемых исследований может быть социум - как среда, в которой осуществляются коммуникации людей, сообществ, политических и хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, предмет статистической науки - это изучение совокупностей количественных показателей, характеризующих ту или иную сферу общественных активностей, а также закономерностей, выявляемых на основе соотношения цифр, которые имеют отношение к подобным процессам.

Статистика, исследуя большие числа, помогает человеку выявлять ключевые факторы, влияющие на развитие общества, и отсеивать второстепенные. Рассмотрим для примера полусерьезный, но весьма показательный для понимания социальной значимости статистики сценарий.

Представим, что районная газета города Промышленска выпустила заметку о закрытии местного завода по производству газотурбинных двигателей и увольнении 2 тыс. работников. Через некоторое время местные СМИ в соседнем городе - Сталелитейске - сообщили об остановке местных цехов по производству горячекатаных металлических конструкций. Информация по обоим случаям попала в федеральные СМИ и вызвала широкий общественный резонанс. По всей стране начали распространяться лозунги вида «Хватит терпеть развал промышленности!», «Долой нерадивых министров!», стали формироваться радикальные протестные группы, призывающие «безотлагательно сменить экономическую власть в стране».

В ответ на это Министерство хозяйственного развития выпустило в самой массовой национальной газете - «Аргументация по факту» - статистические выкладки, подтверждающие, что в структуре ВВП страны за прошедшие несколько кварталов производство газотурбинных двигателей выросло на 20 %, а в сфере выпуска горячекатаных металлоконструкций - на ошеломляющие 45 %. Закрытие же заводов в Промышленске и Сталелитейске власти объяснили передислокацией основных производств холдинга ОАО «Рудники нации», владеющего соответствующими региональными фабриками, ближе к крупнейшим импортерам, азиатским корпорациям «Нихао Коммьюникейшнз» и «Аригато Индастриз».

Протестные настроения утихли, а через некоторое время в Промышленске и Сталелитейске открылись новые цеха - по сборке тракторов и выплавке рельс соответственно. Рабочие в обоих городах вновь трудоустроились, а их зарплата оказалась в полтора раза больше, чем на предыдущих заводах.

Получается, что именно благодаря статистике и ее методам сбора информации, касающейся положения дел в промышленности, государству удалось избежать масштабных социальных протестов с непредсказуемыми перспективами.

Предмет статистики может быть тесно связан с ее отраслевой разновидностью. Так, если говорить о промышленном производстве - его организация предполагает работу менеджмента фирмы с большим количеством цифр и их последующую интерпретацию. В этом случае предмет статистики способен быть более узким, чем в случае со сферой социально-экономического развития. Здесь речь зачастую идет о процессах на локальном хозяйственном уровне. Однако практическая значимость статистики и тогда может быть весьма ощутимой.

Предположим, что по итогам финансового года на фабриках «Молот» и «Сплав», входящих в холдинг ОАО «Силовые рельсы», выпускающих один и тот же вид продукции (тепловозы) и имеющих одинаковую численность штата, сильно разошлись производственные показатели: «Молот» оказался эффективнее «Сплава», собрав на 30 % больше тепловозов.

Руководству «Сплава» был объявлен строгий выговор и дано задание: выровняться в следующем году с показателями «Молота». Топ-менеджеры соответствующей фабрики осуществили всесторонний статистический анализ производственных процессов и выявили, что в цехах, в которых сотрудники приходят работать в полторы смены, тепловозы собираются быстрее, чем в подразделениях, где присутствует 2 группы специалистов - те, что заняты полный день, и те, что работают на полставки. В результате было принято решение оптимизировать кадровый состав цехов второго типа, и производственные показатели фабрики «Сплав» значительно выросли.

Методы статистики

Итак, мы рассмотрели некоторые теоретические аспекты такой отрасли науки, как статистика, определили механизмы, посредством которых соответствующие научные подходы способны приобретать практическую значимость.

Но наше небольшое исследование будет неполным, если мы не изучим основные методы, используемые в статистике.

Прежде всего, мы можем проанализировать основные критерии их классификации. Так, принято выделять общие методы, которые допустимо применять в любой сфере исследований, а есть те, что адаптированы к конкретным отраслям. Рассмотрим некоторые примеры тех и других подробнее.

К общим методам статистики относят:

  • сбор первичных данных;
  • сводку и обработку информации;
  • интерпретацию результатов.

Отмеченная совокупность методов может быть использована практически в любой отрасли экономики и социума. Их задействование предполагает внедрение в практику всех тех основных закономерностей, которые теория статистики изучает на уровне различных исследований.

В свою очередь, к узкоспециализированным методам допустимо отнести компьютерные технологии статистических вычислений. Это может быть семплирование или, например, бутстреппинг, которые возможно применять благодаря мощности современных ПК. Задействование соответствующих подходов зачастую практикуется в промышленном моделировании, программировании - в целом в тех отраслях, где речь идет об использовании высокоточных технологий и где нужна исключительная достоверность статистических интерпретаций.

Таким образом, изучаемая научная дисциплина предполагает, с одной стороны, выработку теоретических концепций, способных быть полезными в той ли иной отрасли хозяйства или при решении актуальных задач развития общества, с другой - выявление оптимальных методов, посредством которых определяемые на уровне теории подходы будут с наибольшей эффективностью задействованы на практике.

Статистика - это уникальная научная дисциплина, рассматривающая теорию и практику в едином контексте. Проводя соответствующие исследования, ученый обязательно будет задаваться вопросами типа «что означают эти цифры?». Интерпретация его изысканий будет предполагать соотнесение полученных результатов с реальными социально-экономическими или, например, технологическими процессами.

Предмет и метод статистики.

История статистики.

В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, заменив название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.

У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной школы (Конринг, Ахенваль, Шленцер) своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. – без анализа закономерностей и связей между явлениями.

1.2. Статистика как наука

Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Граунт, Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях. Каждая школа развивалась своим путем, используя свои методы в исследованиях, но предмет изучения у них был общий – государство, общество и, в частности, массовые явления и процессы, происходящие в нем. Статистика сформировалась как наука в результате синтеза государствоведения и политической арифметики, причем от последней она взяла больше, поскольку статистика и в настоящее время призвана выявлять прежде всего различного рода закономерности в исследуемых явлениях.

Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов. Под влиянием идей Кетле возникло третье направление статистической науки – математико-статистическое, которое получило свое развитие в работах таких ученых как: англичане Гальтон, Пирсон, Госсет, Фишер, русские – Чебышёв, Марков, Ляпунов, Чупров и пр.

Предмет и метод статистики.

Термин статистика произошёл от латинского слова "статус" что означает "определенное положение вещей". В настоящее время данный термин употребляется в 3-х значениях.

1. Под статистикой понимания отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни.

2. Статикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в учебных заведениях.

3. Статистикой называется цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений.

Предметом статистики является количественная сторона массовыхобщественных явлений, в неразрывной связи с их качественнойстороной.

Свой предмет статистика изучает при помощи определённыхпонятий. Таких основных понятий пять:

1. Статистическая совокупность — это совокупность социально-экономических объектов и явлений общественной жизни, общественной качественной основой общей связи;

2. Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности;

3. Признак — это качественная особенность единицы совокупности;

4. Статистический показатель — этопоказатель, отражающий количественные характеристики;

5. Система статистических показателей — это совокупность статистических показателей, отражающие взаимосвязи между явлениями.

Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода. Метод статистики — это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы методов.

1- метод массовых наблюдений;

2- метод группировки;

З- метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение, заключается в сборе первичного статистического материала, в научно-организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Метод группировки — дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин, (абсолютные, относительные, средние).

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

  • 2. История и особенности развития статистической науки
  • 5. Метод статистики
  • ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

    1. Происхождение термина «статистика» и его значение

    В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

    Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

    Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

    В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

    Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

    1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

    2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

    Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой.

    Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

    3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

    Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

    1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

    2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

    3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

    История и особенности развития статистической науки

    Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

    Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

    Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

    Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

    В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

    Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

    В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

    Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

    Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

    На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

    В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны.

    Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

    В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

    моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

    Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

    Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

    Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

    Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д.

    Что такое статистика

    Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

    По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

    В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку.

    В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

    Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

    Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

    А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

    Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

    В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

    3. Органы статистики в Российской Федерации

    В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

    Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

    Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

    Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

    Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

    Основные задачи Госкомстата:

    1) координация статистической деятельности в государстве;

    2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

    3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

    4. Предмет изучения статистики

    Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

    Предметом статистической науки являются:

    1) массовые социально–экономические явления жизни;

    2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

    Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

    Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

    Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

    Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

    Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

    В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

    Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина.

    Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

    Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

    Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

    В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

    1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

    2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

    Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

    Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

    Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

    1) объемными (численность населения);

    2) расчетными (средние величины);

    3) плановыми;

    4) отчетными;

    5) прогностическими.

    Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

    Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

    5. Метод статистики

    В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

    Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

    В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

    Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

    Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

    Основные этапы экономико–статистического исследования.

    1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

    Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

    Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

    2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц.

    Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

    После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

    На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

    Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

    6. Задачи статистики в современных условиях

    Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

    Основные задачи статистической науки:

    1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

    2) выявить резервы эффективности общественного производства;

    3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.