1. Прочитай буквы русского алфавита.
2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.
- Сколько всего букв в русском алфавите?
- Для чего нужны буквы?
- Какие две буквы не обозначают звуков?
3. Прочитай . Спиши предложение.
- Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?
хо ро шо́
Страничка для любознательных
О происхождении слов
Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.
Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).
Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().
4. Прочитай . Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?
- Напиши все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.
5. Рассмотри рисунки .
- Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках.
- Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.
6. Прочитай выразительно.
На уроке
Какие буквы вы знаете? - спросила учительница.
- Б-э-э-э! ответил Барашек.
- И-и-и! - сказал Ослик.
- Га-га-га! - ответил Гусь.
- Ж-ж-ж! - сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.
(М. Битный)
- Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.
- Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.
7. Прочитай .
Алфавит - азбука, луг - лужайка, ученик - ученица, работа - рабочий, Оля - Ольга, хорошо - хороший.
- Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
- Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
- Составь устно предложение с одним из слов.
уче ни́к уче ни́ца
8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая - за буквой «цэ», третья - за буквой «зэ», четвёртая - за буквой «эс», пятая - перед буквой «ё», шестая - после буквы «ка», седьмая - после буквы «ы».
- Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.
учи́те ль
9. Прочитай в толковом словаре значения слов азбука и алый, гость и грач . Какое из этих слов многозначное?
- Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый , а слово грач - после слова гость ?
- Сделай вывод: как расположены слова в словаре?
10. Прочитай . Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.
В..рона, в..р..бей, учит..ль, х..рошо, ру..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..о, п..льто, л..сица, к..р..ндаш.
- Проверь по орфографическому словарю учебника написание этих слов. Обозначь в них ударение.
11. Расшифруйте слова. Для этого располо жите буквы в алфавитном порядке.
- Запиши составленные слова. Объясни зна чение каждого слова.
12. Прочитай .
- Как ты думаешь, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? А что обозначает каждое из этих слов?
- Запиши выделенные слова в алфавитном порядке.
Астра, азбука, айва
Начинаются на « а ».
И кончаются на «а»
Астра, азбука, айва.
(Н. Костарёв)
alphabet), фонологическая система письма, в к-рой графическими знаками (буквами) обозначаются соответствующие звуки языка. В одном типе А., т.н. консонантном, буквами обозначаются только согласные звуки, а гласные передаются диакритическими знаками (точками, значками ударения и кружками над или под соответствующей буквой). К числу языков, использующих письмо, основанное на этом принципе, относятся иврит и араб. В др. типе А., к к-рому относится большинство европ. яз., буквами обозначаются как согласные, так и гласные звуки. И хотя в них буквы в осн. соответствуют звукам, и здесь есть диакритические знаки. Почти все известные в мире А. (за иск., возможно, инд.) сформировались более 4 тыс. лет назад на базе консонантного семитского письма. Один из вариантов последнего, финикийское письмо, стал источником (через посредство греч. А.) лат. А. Переход от финикийского и греч. к лат. А. произошел между 1000 и 800 г. до н.э.; начертание букв изменилось, и нек-рые семитские согласные буквы, не нашедшие применения в греч. фонологической системе, стали использоваться для обозначения гласных. Распространение христианства в Зап. Европе сопровождалось и распространением лат. А. Греч, миссионеры принесли греч. А. в Вост. Европу, в рез-те чего возник кириллический А. (кириллица), использующийся в рус. письме. В Индии А. деванагари, к-рым записывали санскрит, получил развитие между 7 и 9 в. Большинство совр. видов инд. письма основаны на деванагари и обозначаются этим родовым назв. Фонетические А. (фонетика), такие, как Международный фонетический алфавит (МФА), основанные на лат. письме, были разработаны для того, чтобы придать звуковым системам отд. языков большую универсальность и четкость по сравнению с обычным алфавитным письмом. В Китае в 1958 г. был принят транскрипционный А. на лат. основе, облегчающий произношение и понимание кит. иероглифов, представляющих собой логограммы (обозначения слов).
АЛФАВИТ
(греч. alphábetos, от заглавий первых 2-ух букв греческого алфавита - альфа и бета (новогреческий - вита); как азбука - от аз и буки, это совокупа графических символов - букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке, либо слоговых символов, расположенных в обычно установленном порядке.
Алфавиты появились в конце 2-го тысячелетия до н. э. в древних звуковых системах письма - угаритской и финикийской. Ранее, видимо, была система перечисления египетских иероглифов.
Большая часть современных буквенных и неких слоговых алфавитов происходит от финикийского алфавита через посредство арамейского (еврейский, арабский аофавит), греческого алфавита (латинский, грузинский, армянский, славяно-кирилловский алфавит) и др.
Большая часть современных государственных систем письма базируется на алфавитах:
В преданиях народов мира письмо является даром богов. К примеру, древнейшие египтяне свои иероглифы - "язык богов" - причисляли богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит сделал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о собственном алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и магического символизма, а с иной стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации познаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа отдал приказ царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы считали, что их алфавит девангари - дословно, язык богов - был послан им с неба.
Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все цивилизации опираются на внедрение символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. К примеру, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея.
В другом случае буквенный символизм строится на базе галлактических соответсвий, т. е. буква выступает эмблемой небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с мыслью творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде зрительных моделей) божественный принцип, первопричина творения и суть жизни изображались царем птиц соколом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие - в ломаной полосы, природа действия - в виде рта, что означало божественное слово.
В ряду знаков иероглифического алфавита круглая спираль значит галлактические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Собственной деятельностью человек трансформирует грубую материю, символ которой - неверный треугольник, в организованную материю - пирамиду либо верный треугольник. Галлактической и людской активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на собственный поперечник. Дела меж обратными полюсами (к примеру, жизнь - погибель) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку "Мем", который обозначает появление жизни из погибели. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей.
Магическая теория форм, определяемая прогрессирующим конфигурацией форм Луны - от диска до узкой нити света, - лежит в базе графики еврейского и арабского алфавитов. Например, 28 символов арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 "огромным домам Луны" в Зодиаке. В согласовании с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Схожей семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разбиты на три главные группы: три "мамы" - Алеф, Мем, Шин, - определяющие воздух воду и огнь; семь "двойных" букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые именуются звездными и соотносятся с надлежащими планетками и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать обычных букв, соответственных знакам Зодиака. При всем этом Каббала устанавливает магическое и волшебное значение каждой буквы: буквы от Алеф до Йода символизируют ангельские легенды: от Каф до Цади - представляют ряд ангельских чинов, населяющих разные сферы; а от Цади до Тау - устанавливают соответствие с миром частей. К примеру, 21-я - Шин - обращена к растительному королевству, а Тау связана миром минералов.
Греческий алфавит, содержащий 38 символов - 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 числа, - представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем любая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений места - 6 лучей трехмерного креста плюс центр.
Источники:
Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А-О). М., 1999;
Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М., 1999;
Российский язык. Энциклопедия. М., 1979.
Дополнительно на веб-сайтах:
www.slovopedia.com - Определение алфавита в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ;
home-edu.ru - Статья о том, как были придуманы буквы и алфавит.
АЛФАВИТ - набор букв или подобных им знаков, используемых в письменности, где каждая буква обозначает одну или несколько фонем. Алфавиты не были древнейшей основой письменности, получив развитие от иероглифов или письменных изображений, применявшихся, например, в Древнем Египте, и от силлабического письма, в котором одна единица изображает слог, как в Микенах. Однако "конвергенция" письменности и устной речи осуществилась в полной мере лишь с появлением алфавита.
В преданиях народов мира письмо является даром богов. Например, древние египтяне свои иероглифы - "язык богов" - приписывали богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит создал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о своем алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и мистического символизма, а с другой стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации знаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа приказал царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы полагали, что их алфавит девангари - дословно, язык богов - был послан им с неба.
Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все культуры опираются на использование символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. Например, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея.
В другом случае буквенный символизм строится на основе космических соответсвий, т. е. буква выступает символом небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с идеей творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде визуальных моделей) божественный принцип, первопричина творения и сущность жизни изображались царем птиц орлом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие - в ломаной линии, природа действия - в виде рта, что означало божественное слово.
В ряду символов иероглифического алфавита округлая спираль означает космические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Своей деятельностью человек трансформирует грубую материю, знак которой - неправильный треугольник, в организованную материю - пирамиду или правильный треугольник. Космической и человеческой активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на свой диаметр. Отношения между противоположными полюсами (например, жизнь - смерть) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку "Мем", который обозначает возникновение жизни из смерти. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей.
Мистическая теория форм, определяемая прогрессирующим изменением форм Луны - от диска до тонкой нити света, - лежит в основе графики еврейского и арабского алфавитов. К примеру, 28 знаков арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 "большим домам Луны" в Зодиаке. В соответствии с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Сходной семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разделены на три основные группы: три "матери" - Алеф, Мем, Шин, - определяющие воздух воду и огонь; семь "двойных" букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые называются астральными и соотносятся с соответствующими планетами и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать простых букв, соответствующих знакам Зодиака. При этом Каббала устанавливает мистическое и магическое значение каждой буквы: буквы от Алеф до Йода символизируют ангельские мифы: от Каф до Цади - представляют ряд ангельских чинов, населяющих различные сферы; а от Цади до Тау - устанавливают соответствие с миром элементов. Например, 21-я - Шин - обращена к растительному царству, а Тау связана миром минералов.
Греческий алфавит, содержащий 38 знаков - 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 цифры, - представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем каждая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений пространства - шесть лучей трехмерного креста плюс центр.
Источ.: Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А-О). М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Определения, значения слова в других словарях:
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
буквы во всех культурах имеют символическое значение – иногда двойное, когда оно соответствует как их форме, так и звучанию. Буквенный символизм, возможно, происходит от первобытных пиктограмм и, в особенности от идеограмм, согласно теории космических соответствий, которая...
набор букв или подобных им знаков, используемых в письменности, где каждая буква обозначает одну или несколько фонем. Алфавиты не были древнейшей основой письменности, получив развитие от иероглифов или письменных изображений, применявшихся, например, в Древнем Египте, и от силлабического письма, в котором одна единица изображает слог, как в Микенах. Однако «конвергенция» письменности и устной речи осуществилась в полной мере лишь с появлением алфавита. В преданиях народов мира письмо является даром богов. Например, древние египтяне свои иероглифы - «язык богов» - приписывали богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит создал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о своем алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и мистического символизма, а с другой стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации знаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа приказал царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы полагали, что их алфавит девангари - дословно, язык богов - был послан им с неба. Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все культуры опираются на использование символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. Например, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея. В другом случае буквенный символизм строится на основе космических соответствий, т. е. буква выступает символом небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с идеей творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде визуальных моделей) божественный принцип, первопричина творения и сущность жизни изображались царем птиц орлом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие - в ломаной линии, природа действия - в виде рта, что означало божественное слово. В ряду символов иероглифического алфавита округлая спираль означает космические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Своей деятельностью человек трансформирует грубую материю, знак которой - неправильный треугольник, в организованную материю - пирамиду или правильный треугольник. Космической и человеческой активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на свой диаметр. Отношения между противоположными полюсами (например, жизнь - смерть) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку «Мем», который обозначает возникновение жизни из смерти. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей. Мистическая теория форм, определяемая прогрессирующим изменением форм Луны - от диска до тонкой нити света, - лежит в основе графики еврейского и арабского алфавитов. К примеру, 28 знаков арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 «большим домам Луны» в Зодиаке. В соответствии с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Сходной семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разделены на три основные группы: три «матери» - Алеф, Мем, Шин, - определяющие воздух воду и огонь; семь «двойных» букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые называются астральными и соотносятся с соответствующими планетами и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать простых букв, соответствующих знакам Зодиака. При этом Каббала устанавливает мистическое и магическое значение каждой буквы: буквы от Алеф до Иода символизируют ангельские мифы: от Каф до Цади - представляют ряд ангельских чинов, населяющих различные сферы; а от Цади до Тау - устанавливают соответствие с миром элементов. Например, 21-я - Шин - обращена к растительному царству, а Тау связана миром минералов. Греческий алфавит, содержащий 38 знаков - 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 цифры, - представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем каждая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений пространства - шесть лучей трехмерного креста плюс центр. Источ.: Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А - О). М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.