В психотерапии в начале девяностых годов прошлого столетия появился новый метод, который получил название «расстановки по Хеллингеру». Получив свое название благодаря основателю, он с успехом применяется специалистами в наши дни. Более того, с каждым годом он пользуется все большей популярностью, поскольку его применение, как ни странно для многих, поражает своей результативностью. Появляются последователи, обучаются специалисты.

Б. Хеллингер в свое время прослушал и освоил курс психоанализа, семейной и гештальт-терапии. Обобщив свои знания и умения, он (совместно с единомышленниками) создал метод расстановок который основывается на синтезе всех течений в психологии.

Он сумел определить закономерности, приводящие семьи к деструктивным конфликтам. Этот метод с одинаковым успехом используется как в групповой, так и в индивидуальной работе. Клиентами могут выступать лица старше 14 лет, действительно желающие найти решения своей проблемы. Не стоит посещать подобные занятия из праздного любопытства, поскольку главное здесь - положительная мотивация, а не скептицизм. Расстановки по Хеллингеру помогают разобраться с проблемами в семейных отношениях, хорошо работают при наличии различных при работе со страхами, применимы для в коллективе. При проработке данных проблем особое внимание уделяется конфиденциальности, неразглашению полученной в ходе терапии информации. Это - профессиональный психотерапевтический метод, в своей работе его применяют те, кто прошел соответствующее обучение, поскольку интерпретация результатов и непосредственно сама расстановка по местам зависит от и опыта специалиста.

Расстановки по Хеллингеру заключаются в следующем: сначала клиент психотерапевта из группы людей выбирает тех, которые, как ему кажется, наиболее подойдут для проработки конкретной ситуации.

Далее он их расставляет в пространстве, отведенном для работы, так, как подсказывает ему собственная интуиция. Непосредственно с этого и начинается работа. Люди или фигуры (если речь идет об индивидуальной психотерапии), расставленные клиентом в пространстве, являются отражением подсознательного образа проблемной ситуации.

Поразительно то, что заместители (люди, которых клиент выбирает для расстановки) играют роль человека, о котором им ровным счетом нечего неизвестно, но, тем не менее, они с точностью воспроизводят того, кого замещают.

Расстановки по Хеллингеру - уникальный и необычный метод, он работает, несмотря на кажущуюся околонаучность и оттенки эзотерики.

Уже давно известен то факт, что мотивами и поступками человека управляет не только его собственный разум и воля. На поведение личности влияют также неосознанные родовые сценарии. Благодаря методу системных расстановок, человек может осознать эти сценарии, поработать с ними и выйти из ловушек, которые не давали достигнуть поставленных целей.

Понятие расстановка

Расстановка – это метод терапии, цель которого – помочь клиенту осознать глубинные подсознательные процессы, являющиеся причиной проблемы. Метод расстановки можно назвать системным (работает с родовыми, семейными, организационными проблемами) и краткосрочным (малое количество встреч с терапевтом, которые происходят с большими интервалами).

Основоположником метода расстановок стал Берт Хеллингер. Обобщив свои знания и опыт в философии, психологии, педагогике и богословии, он выявил закономерности, которые приводят к различным семейным трагедиям. На основе этого он разработал метод семейных расстановок, который стал довольно популярным в современной психотерапии.

Термин расстановка является авторским и наиболее точно отражает суть происходящего. Во время работы людей расставляют в рабочем пространстве. Место каждого определяется интуитивно. Имеющий проблему человек расставляет других участников группы (заместителей), сделанная им расстановка отражает его подсознательное восприятие проблемы.

С какими проблемами работают системные расстановки?

Расстановки работают с «семейными переплетениями», это понятие ввел сам Хеллингер. Семейные переплетения – это незавершенные процессы прошлого в роду, которые на подсознательном уровне вовлекают живущих ныне членов рода в то, что произошло давно. В теории системных расстановок все это объясняется уравновешиванием системы, когда потомки оказываются вынужденными завершать то, что начали еще их предки: пережить горе, прожить за кого-то определённые события, восстановить справедливость и т.п.

Таким образом, человек попадает в ловушку своего подсознания, и его судьба начинает переплетаться с судьбой кого-то из предков. Задача системных расстановок – распутать подобные переплетения и освободить жизненные ресурсы, которыми нельзя было пользоваться из-за вовлеченности в события прошлого.

Семейные переплетения легко определяются: если переживаемая проблемная ситуация не имеет реального объяснения, она может быть вызвана переплетением. Например, умная и красивая женщина долгое время не может найти себе спутника жизни. Человек много и тяжело работает, но при этом остается бедным. Человек всячески бережет себя от болезней, активно следит за здоровьем, но все равно часто болеет. Такие ситуации могут показаться случайностью, но в большинстве случаев за ними стоит семейное переплетение.

Если испытываемые человеком чувства слишком интенсивны для той или иной ситуации (иррациональные страхи, беспричинная ревность, грусть и уныние без видимых причин), вероятнее всего этот человек переплетен с кем-то из рода, и эти чувства принадлежат не ему.

Причины возникновения семейных переплетений разные. Они определяются во время расстановки. Каждая расстановка, как и клиент, для которого она выполняется, уникальна в своем роде. Но есть системные законы, восстановление которых позволяет человеку выйти из переплетения.

Баланс между «брать» и «давать»

В каждых отношениях мы что-то берем, и что-то отдаем. Только так отношения могут существовать дальше. Когда этот баланс нарушается, есть вероятность возникновения семейного переплетения. Например, в следствие нарушения баланса между мужем и женой, может возникнуть инцест. Если супруг вносит в отношения порядком больше чем супруга (давать и брать в отношениях можно что-угодно: чувства, деньги, детей, подарки, заботу и т.д.), ребенок может попытаться уравновесить эти отношения за счет себя. В этом случае отношения дочери и отца – будут возвратом долга супруги. На подсознательном уровне дочь делает это на благо своей матери.

Если равновесие не восстанавливается сразу там, где оно было нарушено, необходимость вернуть «долг» переходит в следующие поколения. При этом уже становится неясно, кто, для кого и по какой причине должен пострадать, но потребность системы в равновесии будет сохранена. Потомок, на которого будет возложена задача восстановить баланс, вероятнее всего либо будет болеть (при этом проблемы со здоровьем будут серьезными), либо нести какие-то другие потери.

В ситуациях, когда потомок становится своего рода спасателем для более старшего члена рода, происходит еще и нарушение семейной иерархии: младший защищает старшего. Происходит смена ролей и нарушение хронологии событий. Живущий в нынешнее время человек, проживает что-то за своего предка. Его собственная судьба отходит на второй план, в связи с чем, он не может быть счастливым в своей семье и быть успешным на работе и в обществе.

Иерархия в системе

Иерархия – это хронологический порядок вхождения членов семьи в систему: старший, младший. Нарушение иерархии также провоцирует семейные переплетения. Пример нарушения иерархии – когда ребенок становится родителем для собственных родителей. Если у инфантильных и психологически незрелых супругов рождается ребенок, ему приходится занимать позицию взрослого по отношению к собственным родителям. Такие дети растут ответственными и хорошо развиваются, но при этом они нередко имеют серьезные проблемы со здоровьем, у них могут не ладиться отношения со сверстниками. Во взрослой жизни такие люди создают свою семью, но чувствуют себя в ней несчастными.

Если в семье были рано умершие дети, абортированные дети или выкидыши, в нашей культуре о них обычно помалкивают. Живущие после них дети могут подсознательно проживать жизнь еще и за них. В такой ситуации бывает достаточно просто проговорить ребенку, что до него в семье уже были дети (или могли бы быть). Восстановление памяти о нерождённых или умерших может освободить от семейного переплетения.

Принадлежность системе

Каждый человек имеет право быть частью своего рода. Для семейной системы не важно, был ли он праведником или преступником. Главное – что он был. Он был сыном, отцом, дедом, прадедом. У него есть четкое место в системе. Его дети не были бы рождены без него, род мог бы поменяться. Если о ком-то из семейной системы намеренно забывают, его лишают права принадлежности к системе. Например, пропавший на войне дед или прадед, репрессированный член семьи, заключенный, абортированный ребенок. Для восстановления справедливости кто-то ругой из рода должен занять место этого человека и жить так, как он. Таким образом он неосознанно будет напоминать остальным членам рода о забытом человеке.

Получается, что кто-то из живущих в настоящее время будет переплетен с погибшим членом рода. Он может сам иметь тяжелую судьбу (если ее имел замещенный член семейной системы) или будет жить за двоих (рано умершие дети, выкидыши или абортированные дети), то есть питаться за двоих (лишний вес), работать за двоих (трудоголизм), плохо осознавать свое Я, свои потребности и желания. Решается проблема восстановлением права на принадлежность к своему роду.

Принцип работы системных расстановок

Расстановка основывается на феномене, что люди входят в роль другого человека, о котором они ничего не знают. Но в этой роли они воспринимают происходящее и чувствуют так же, как это делал бы тот, кого они замещают. Этот феномен обозначается термином «замещающее восприятие», а люди, играющие определённые роли – «заместителями». Заместители озвучивают свои чувства и переживания, чем помогают психологу постепенно восстанавливать ход событий в семейной системе, исследовать проблему, выстроить правильную иерархию и навести порядок в балансе.

В процессе работы психолог может добавлять или перемещать заместителей в поле расстановки. Применяются разные техники и ритуалы. О правильности принятых решений говорит психологический комфорт всех участников расстановки, а также чувство облегчения у клиента.

Вообще довольно сложно описать принцип работы семейных расстановок. Работа проводится на нескольких уровнях восприятия: зрительном, аудиальном, эмоциональном, тактильном. С помощью расстановки клиент может пережить новый опыт в безопасных условиях. Перед клиентом открывается новая информация с точки зрения системы, он проживает свою ситуацию по-новому.

Чтобы понять, как работает системная расстановка, достаточно в ней поучаствовать в роли заместителя. Собственные ощущения покажут намного больше, чем любая теоретическая информация.

Возрастные ограничения

Возраст участников системных расстановок может быть разным, от 14 до 65 лет. Важно, чтобы человек осознанно принял решение участвовать в расстановке и четко понимал, для чего ему это нужно. Недопустимо приходить на расстановку ради интереса, относиться к ней, как к гаданию, предъявлять не актуальные запросы.

Если проблема касается маленького ребенка или пожилого человека, который сам не может присутствовать на расстановке, можно проработать его проблему в расстановке с членами его семьи. Такие расстановки часто проводятся родителями для своих детей. Возраст заместителя позволяет почти всем желающим участвовать в расстановке.

Довольно редко можно встретить человека, который не подходит на роль заместителя. Причины: мешающее чувствовать напряжение в теле, чрезмерная зажатость, закрытость. Также от участия в расстановке лучше отказаться, если проблема клиента вызывает сильную эмоциональную вовлеченность заместителя (например, в его жизни происходило нечто подобное).

Какой эффект производит расстановка на участников?

Как показывает практика, во время расстановки все ее участники ощущают на себе терапевтический эффект. Через изменения проходит сам клиент, который целенаправленно обратился за помощью, заместители и даже психолог.

Клиент

Здесь все логично: человек обратился с запросом и получил решение своей проблемы. Целый час (а иногда два, три или четыре) человек получает помощь и энергию от других участников. Важно, чтобы клиенту было понятно, что ему тоже необходимо выкладываться. Никто не сможет сделать его счастливым, кроме него самого. Терапевт и заместители становятся всего лишь проводниками к его собственному инсайту. Никто не сможет пройти этот путь за него. И если клиент сам не готов принять за себя ответственность и начать меняться, расстановки ему ничем не помогут.

Поэтому в некоторых случаях терапевты отказывают клиенту в расстановке без объяснения причин. Когда человек приходит без конкретного запроса, просто из интереса или с насмешкой во взгляде: «Ну как удивите меня» — на него не стоит тратить силы и энергию всей группы.

Заместитель

Обычно люди, которые дают согласие побыть заместителями, думают, что бескорыстно помогают другому избавиться от его проблемы и четче увидеть ситуацию со стороны. В действительности их вклад не такой уж и бескорыстный. Они тоже многое получают от своей работы. Считается, что заместители получают легкий терапевтический эффект от расстановки. Но в некоторых случаях, участвуя в чужой расстановке, человек получает больше, чем тот, для кого эта расстановка выполняется.

В практике был случай, когда в системной расстановке одного клиента, была открыта история, в которой одна из его предков прокляла Бога за то, что ее ребенок умер. В этот момент одна из заместительниц начала плакать, а потом громко рыдать, говоря о том, что испытывает чувства не из роли, а свои собственные. Потом она сообщила, что сама пережила такую ситуацию, но так и не смогла полностью пережить свое горе. На расстановке женщина выпустила наколенные эмоции, после чего ей полегчало.

Расстановщики считают, что заместители не случайно попадают на свои роли. Например, если понаблюдать за постоянной группой, можно заметить, что на роли обиженных детей, чаще всего попадают те, кто сами имеют нерешенные проблемы с родителями, на роли любовниц и соблазнительниц – девушки, которые бывают в этой роли в реальной жизни.

Наблюдатель

В расстановке участвуют все присутствующие, просто посмотреть на происходящее со стороны не выйдет. Иногда у наблюдателей (зрителей) появляются необычные чувства и эмоции, а также ощущения в теле. Это отклик на события расстановки. Терапевтическое воздействие на наблюдателя проявляется в следующем: человек наблюдает за процессами, связями и переплетениями в чужой семейной системе. Это позволяет ему по-другому взглянуть на собственную семейную систему.

Терапевт

На первый взгляд может показаться, что расстановщик получает от своей работы только профессиональный опыт и материальную выгоду. Отчасти так и есть. Но терапевтический процесс – это нечто большее, чем товар, продаваемый за деньги. Расстановщики редко об этот говорят, но они не только помогают людям решать свои проблемы. Незаметно для себя и других они прорабатываются сами. Бывает, что истории клиентов, которые никак не переплетаются с жизненной ситуацией терапевта, через время становятся для психолога кладезем знаний и помогают ему решить собственные проблемы.

Семейные расстановки по Берту Хеллингеру, появившиеся более 30 лет тому назад, приобретают все большую популярность во всем мире. Те, кто испытал на себе действие расстановок, поражены их эффективностью и исцеляющей силой. Многие называют их чудом, которое перевернуло и изменило к лучшему всю их жизнь. Больным они помогли приобрести здоровье, одиноким – найти любовь, бизнесменам – приобрести больше денег. Расстановки помогают определить истинные причины любых болезней и проблем, установить в семьях покой и радость, а в жизни – гармонию, восстанавливают отношения с окружающими, помогают найти счастье и удачу, устраняют негативные программы и отрицательное влияние других людей, помогают избавиться от сглаза и порчи, улучшить самочувствие.

Метод расстановок по Хеллингеру очень популярен во всем мире, и с каждым годом все больше людей проявляет к нему живой интерес. Эта популярность неслучайна. Расстановки позволяют корректировать карму рода и семьи, избавляют от родовых проклятий, помогают восстановить связи с предками, способствуют расширению сознания и росту духовности. Практически это ритуальная работа с тонкими энергиями с применением древних шаманских, суфийских, йогических и даосских техник.

Системные расстановки – это мощный эффективный метод решения различных проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. С их помощью можно разрешить проблемы в браке и воспитании детей, на работе и во взаимоотношениях с родителями, улучшить здоровье и излечить депрессию. Они помогают найти любовь, прожить более полноценную и счастливую жизнь. Этому методу подвластен огромный спектр проблем в силу того, что все они решаются не на индивидуальном уровне, а на уровне семьи и рода.

С помощью расстановок можно наладить отношения в семье, избежать разводов, сложностей и измен, найти выход из сложной жизненной ситуации, понять причины болезней, принять смерть близкого человека, проститься с ним, избавиться от фобий, страхов, тревоги. Наладить отношения с близкими, улучшить связи с родными, с детьми, в том числе с приемными и особенно с так называемыми «трудными» подростками. Расстановки помогают при бесплодии, алкоголизме, наркомании. Решают финансовые проблемы и вопросы профессиональной реализации, конфликты в бизнесе. Помогают сделать правильный выбор, освободиться от повторения чужой судьбы, разобраться в себе, выйти из черной полосы в жизни, изменить ее к лучшему.

В результате многолетних исследований немецкий психиатр и богослов Берт Хеллингер обнаружил, что предки передают нам свою информацию, передают по наследству судьбу, определенным образом нас «кодируют», поэтому их судьбы нередко проигрываются в нашей собственной жизни. Во время рождения мы подключаемся к коллективному полю рода, попадаем в предопределенную цепочку связей и зависимостей, которая уже сложилась в роду. Многое, что накоплено предками, родителями, бабушками и дедушками, может проиграться и в нашей судьбе.

Причем вместе с рождением мы получаем одновременно и хорошее, и плохое наследство. С одной стороны, прожившие праведную жизнь предки являются нашими духами-хранителями, которые призваны оберегать нас от опасностей и помогать справляться с трудностями. Но если среди наших предков есть «тревожные», неуспокоенные и обиженные, они передают нам груз своих проблем, которые мы несем на себе всю жизнь.

Особенно тяжкой бывает судьба тех, чей род скрывает какую-то ужасную тайну или семейный секрет. Например, бабушка скрывает, как и где умер дед, или все дружно молчат о том, что дядя сидит в тюрьме. Чем больше секретов, тем сильнее отрицательное воздействие на семью. Любая глубоко скрываемая семейная тайна продолжает угнетать семью через века и десятилетия и оказывает отрицательное воздействие на новое, вновь рождающееся поколение.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной «программой» и набором ожиданий, которые связаны с его рождением. Неважно, эта программа сказана явно или остается невысказанной, будет подразумеваться «по умолчанию» или храниться в строгой тайне, – род, семья, родители, семейный контекст изначально определяют как жизнь ребенка, так и смерть, брак или безбрачие, профессию или призвание, его настоящее и будущее. Не случайно римляне говорили: «Мертвые хватают живых».

Мы привыкли думать, что многие наши страхи, личные переживания, болезни и несчастья являются нашей личной проблемой, но на самом деле мы никогда не одиноки, с нами всегда – весь наш род, вся наша семья – мама и папа, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники. Это целая иерархическая лестница родных, большое родовое дерево или огромное энергетическое поле, воздействующее на нашу индивидуальность.

Это поле является системным, то есть состоящим из нескольких частей, находящихся в резонансе друг с другом. Его части связаны и соединены друг с другом. То, что происходит с одной частью системы, обязательно влияет на другую часть системы – неважно, это сильное влияние или слабое. Если происходит движение в одной части энергетического поля, через какое-то время следуют изменения в другой. То, что касается одного члена системы, так или иначе затрагивает всех.

Таким образом можно сделать вывод, что каждый живой организм – от человека до семьи и даже рода – можно рассматривать как системы, составляющие энергоинформационное поле. Хотя открытие понятий Поля и Системы было сделано еще в начале 20 века, эта теория не применялась к человеку или роду. Ситуация стала меняться в 1956 году, когда все живые организмы, начиная с органической клетки, стали рассматривать как системы. Затем теория систем включила в себя самого человека, его семью, а впоследствии даже экономику страны и экологию планеты.

Хеллингер объединил все знания о поле, системах и роде и нашел новые практические методы, исцеляющие человека, которые с каждым годом получают в мире все большую популярность. Этот удивительный человек в возрасте 10 лет оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене, а в 1952 году принимает сан священника, и его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В 1971 году он выходит из Ордена, слагает с себя сан священника и возвращается в Германию, где сразу же поступает в Мюнхенский Психоаналитический Институт.

В дальнейшем он изучает и практикует современные ему методы психотерапии, такие, как первичную терапию Артура Янова, трансактный анализ Эрика Берна, недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Франка Фарелли, гештальт-терапию Перлза, удерживающую терапию Ирены Прекоп, а также НЛП у Гундля Кучеры и семейную терапию у американцев Лесли Кадиса и Рут МакЛендон. Именно у последних появились прообразы первых семейных расстановок, которые впоследствии стали визитной карточкой Берта Хеллингера и теперь уже прочно ассоциируются с его именем. Хеллингер изучил все современные методы психотерапии, но остановился именно на методе семейных расстановок потому, что посчитал его самым эффективным.

Семейные расстановки – это процесс воздействия на энерго-информационное семейное поле, которое содержит в себе все знание о развитии этой семьи и ее предках. В результате этого процесса меняется и физическое состояние человека, и его эмоции, характер и события, то есть его судьба. Если влиять на поле, можно оказать воздействие на человека и всех членов его семьи. В результате расстановки у клиента возникает новое представление о своей семье и новый, более гармоничный образ семейных отношений, который будет «работать» независимо от него самого. Точно так же, как старый образ семьи влиял и подсознательно воздействовал на клиента, точно так же будет действовать теперь новый.

Хеллингер обнаружил, что род и семья порой влияют на нас так сильно, что мы не можем жить своей жизнью. Вместо того, чтобы быть свободной личностью внутри семьи, мы повторяем судьбу своих предков и настолько сильно связаны с родителями, что не можем жить нормально. Это как тяжелый груз, который прижимает нас к земле и не дает идти по жизни дальше. Зато правильные отношения с родом дают силу и энергию. Чтобы освободить человека от этого тяжелого груза, необходимо провести семейную расстановку.

В нашем центре Арта проводит расстановки духовный целитель, семейный системный терапевт и парапсихолог Александр Малхасянц. Он помогает людям в самых сложных жизненных ситуациях, излечивает депрессию, неврозы, возвращает жизненную силу и веру в себя. Он занимается эзотерикой и биоэнергиями более 30 лет. Начал практические занятия еще в бывшем СССР, тогда, когда эти науки были запрещены. Он является создателем и директором Канадского астропсихологического и эзотерического Центра Арта, где он преподает духовную психологию. Он учит техникам избавления от болей и недугов и решению проблем, работе с подсознанием, умению управлять энергией и организмом в целом, помогает защититься от стрессов, укрепить память, создать прекрасные отношения с другими людьми, добиться стабильности, покоя, успеха, молодости, гармонии и счастья.

Именно Александр, получивший посвящение в результате личного общения с суфийским Учителем и контактов с Обществом Рерихов в Москве, занялся объединением своих знаний в разных областях и разработал особую духовную интегральную систему, которая соединяет в одно целое астрологию, психологию и духовные, эзотерические, оккультные учения. В ее основу легли современные психологические учения, среди которых – системные семейные расстановки немецкого психолога и богослова Берта Хеллингера, аналитическая психология Карла Юнга, духовные озарения основателя французской Школы Психоантропологии Идриса Лаора, холодинамика Вернона Вульфа, НЛП Ричарда Бандлера, провокационная терапия Фрэнка Фарелли, гештальт-терапия Франца Перлза, психодрама Якоба Морено, гуманистическая психология Карла Роджерса, семейная психотерапия Вирджинии Сатир, различные восточные учения – индуизм, йога, суфизм, теософия Е.Блаватской, антропософия Р.Штайнера, Агни-Йога, учение Карлоса Кастанеды, а также астрология и карты Таро.

Свою теорию Александр разработал совместно с ведущим авестийским астрологом Северной Америки, ученицей Павла Глоба, членом международного Общества геокосмических исследований, парапсихологом и писателем Анной Фалилеевой. Анна занимается астрологией и психологическими консультациями около 20 лет и имеет огромный опыт работы с многочисленными клиентами со всего мира. Для нее помогать людям, дарить радость и уверенность в завтрашнем дне, исцеление души и тела – обычная каждодневная работа. Благодаря участию астролога только в центре Арта семейные расстановки проводятся на основе изучения индивидуального гороскопа, что очень помогает сделать их еще более эффективными и действенными.

Семейные консультанты центра Арта около трех лет обучались системным расстановкам у ведущих расстановщиков мира – и у тех, кто стоял у истоков – создателя метода Берта Хеллингера и его последователей – Гюнхарда Вебера, Штефана Хаузнера, Урсулы Франке, знаменитого французского духовного Учителя и специалиста по расстановкам Идриса Лаора, у крупнейших расстановщиков в Америке и Канаде – Марка Волина, Сьюзи Такер и Клер Дегенез.

Вот отзывы людей, которые побывали на расстановках в Центре Арта. Пишет Сара М., которая не могла понять, почему ее бросают мужчины: «Наверное, не было такого дня, чтобы я с благодарностью не вспоминала то, что произошло со мной на расстановке. Она заставила меня о многом задуматься, обратиться к своему роду, поговорить с родителями, многое выяснить и понять. Я стараюсь делать все так, как мне посоветовали на расстановке, и вижу, что многое меняется, особенно в моей личной жизни. У меня есть парень, мы встречается уже больше шести месяцев и собираемся пожениться. Все произошло именно так, как вы мне предсказывали. Еще раз – спасибо!»

Татьяна Б. всю жизнь страдала от того, что у нее не было контакта с родителями. Они отвергали ее, она – их. В центр Арта она пришла в состоянии глубокой депрессии и убежденностью, что ее жизнь не сложилась и уже не сложится никогда. Однако расстановка полностью поменяла ее представление о себе и о мире и способствовала примирению Татьяны с родителями: «Дорогие Анна и Александр! Спасибо вам огромное за участие, за ваши знания и готовность помочь. Я даже не представляла себе, что можно увидеть, как чувствуют себя твои родители, увидеть со стороны себя и весь свой род. Эта картина все еще стоит у меня перед глазами! Благодаря расстановке я все поняла и готова делать все, чтобы изменить свою судьбу, свою карму».

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?