Саморефлексия

Самосознание - саморефлексия, самоопределение индивида, может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения, увлекающим индивида в мир эфемерных мечтаний или затягивающим его в омут бездуховности. Источником обновления, самообновления обучающейся организации является постоянная критическая рефлексия собственного поведения, норм, правил - саморефлексия.

Присутствие социальной компетентности, трактуемой как общая ориентированность на социум, проявляющейся не просто в установлении и поддержании контакта с окружающими, но в знании механизмов, способов и технологий освоения окружающей социальной среды, в умении предъявлять себя и результаты своей деятельности в ней - здесь речь идет, главным образом, о навыках самопозиционирования, умении продать себя. Развитые навыки маркетинговой деятельности порой сопоставимы с профессиональным мастерством высокого уровня. Преобразование потенциальной ценности индивидуального личностного ресурса в актуальную представляет собой, по сути, процесс объективации личностного потенциала, определяя необходимость демонстрации ценности своих внутренних возможностей «для всех». Столин В. В. Самосознание личности. М., 2013. Он основывается на саморефлексии и признании своих слабых сторон, ограничений и выявление своих конкурентных возможностей, а также на определении наиболее адекватной области их применения наряду со способами их декларирования. Это связано с особенностями продвижения своего конкурентного преимущества на рынке труда, что предполагает их декларирование в целях демонстрации готовности к удовлетворению потребности.

Новейшая экономическая система, создавая новую систему ценностей, где на первый план выходит множественность возможностей индивидов как членов общества, которые, актуализируясь в их способностях, превращаются в социальное богатство, создавая все новые и новые ценности, требует от общества развития готовности и способности выявить, развить и использовать личностные ресурсы человека. С другой стороны, каждая личность обладает присущим только ей потенциалом ресурсов. Чтобы действительно претендовать на преимущество в процессе предложения своих возможностей, само их наличие не является достаточным условием - данный ресурс должен быть адекватен той деятельности, на которую претендует человек и актуализирован в ней. Следовательно, от человека требуется принять новые критерии оценки его деятельности и соответствовать им. В решении этой проблемы человеку могут помочь привычка к саморефлексии и набор простых методов саморегуляции, техника которых доступна в самом помраченном состоянии.

Уровень притязаний личности

В мерах особенно значимой сферы деятельности на чувствительности человека к той или иной оценке сказывается еще и уровень притязаний личности. Характер же и уровень притязаний человека обычно находятся в зависимости от уровня достижений его в данной области. С повышением уровня достижений личности, как правило, повышается и уровень ее притязаний. Таким образом, результаты деятельности изменяют условия этой деятельности: создается своеобразная «циркулярная реакция», которая особенно ярко проявляется во влиянии эмоциональных факторов на протекание действий. Успешный или неуспешный ход деятельности всегда, так или иначе, изменяет психологические условия ее протекания. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 2014.

С действием успеха и неуспеха на деятельность связано влияние посильно и непосильно трудных задач. Трудные, но посильные задачи и соответствующие требования стимулируют, выявляя, по мере того как человек с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым и уровень его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи.

В общности, экспериментально показал, что переживание успеха и неуспеха зависит не только от результата деятельности самого по себе, но и от Разных моментов, в частности от отношения данного результата к установившемуся на данный момент уровню притязаний личности, к тому, насколько данная деятельность переживается как личностная. В соотношении между уровнем притязаний и уровнем достижений проявляются значительные индивидуальные различия, причем для каждого индивида это соотношение является относительно устойчивой характеристикой.

Для справедливого понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности необходимо различать два момента: во-первых, объективную успешность или не успешность, т.е. собственно эффективность или неэффективность самого действия, во-вторых, успех или неуспех действующего лица, этот последний в свою очередь может быть понят по-разному или как чисто личный успех, или как успех определенного общественного дела.

Но одно дело личный успех данного индивида, который достигается ради успеха своего дела. Совсем другое дело общественный успех дела, которому человек отдается и ради которого он готов приносить всяческие жертвы. Именно этот мотив успеха большого общего дела, а не успех только личный должен стать основным в мотивации деятельности человека социалистического общества.

Всяческие личностные типы можно увидеть и при рассмотрении более частных задач исследованием личности в результате применения психологом той или иной психодиагностической методики, позволяющей целенаправленно выявить те или иные характерные особенности личности, ее мотивационную сферу, уровень притязаний, самооценку. Ведь именно личностные амбиции мешают нам принимать наших руководителей такими, какие они есть, а следовательно, мешают эффективно использовать наши знания и навыки и быть полезными для организации. Именно личностные амбиции мешают нам находить наиболее оптимальные решения даже для самых сложных задач.

Вывод. Проанализированные понятия, а также раскрытые факторы формирования личности и ее психологическая структура позволяют заключить, что личность - это очень сложное структурное понятие, включающее набор наследственных факторов, продуктов социализации, особенностей обучения и воспитания человека, делающие его неповторимым и наделяющие индивидуально-психологическими особенностями. Практическая деятельность человека - основа единства присущих ему психических процессов, свойств, состояний и образований. В свою очередь, личность человека выражается в единстве психических процессов, свойств, состояний и образований.

Существует три способа, с помощью которых можно достичь мудрости: первый и самый благородный из них – это саморефлексия, второй, самый легкий, – подражание, и третий, самый горький, – опыт.

Конфуций.

Саморефлексия – это благородно? Возможно, две с половиной тысячи лет назад так и было, а сейчас? Почему мы об этом говорим, и вообще, как это связано с проблемами, которые приходится решать лидеру ХХI века? Не отвлекайтесь от этой мысли, читая следующие две страницы. Мы расскажем вам о совершенно недавнем прошлом, – и вы убедитесь, что сегодня лидеру тоже необходима саморефлексия.

В ХХ веке лидерство считалось уделом некого сильного духом человека, который в силу особенностей своей личности мог направить целую нацию или организацию на достижение какой-либо цели, созидательной или разрушительной. Люди шли за таким человеком и называли его «лидером». Самыми известными лидерами прошлого века были Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Мао Цзедун, Голда Мейер, Маргарет Тэтчер, Дж. П. Морган . Под их руководством те, кто за ними шел, достигли поразительных высот, по крайней мере на некоторое время. Основной способностью названных выше деятелей было то, что они обладали определенным видением ситуации (хорошим или плохим) и сумели соответствующим образом настроить окружающих на это в и дение. Так кому же нужна саморефлексия? Ведь она нередко становится причиной колебаний. Но мы берем на себя смелость утверждать следующее: благодаря саморефлексии можно усовершенствовать свои лидерские качества.

Мы обращаемся к примерам выдающихся личностей прошлого, однако оспариваем понятие лидера относительно современной организации. Нужны ли нам такие «всеохватывающие» лидеры в сегодняшней ситуации? Возможно, если речь идет о нации, но не о бизнесе. Нам нужен другой вид лидерства, – лидерство, ориентирующееся на те реалии, с которыми нам приходится сталкиваться в бизнесе, реалии, связанные со скоростью и с изменениями. Закон Мура, описывающий эволюцию микропроцессоров (речь идет об удвоении числа транзисторов в микросхеме примерно каждые два года), стал пророческим в этой области еще до того, как мы доросли до понимания физических ограничений микропроцессоров. Жизненный цикл товаров и услуг за последние двадцать лет стремительно сжался, но конкуренция неумолима. Ничто не может обрести стабильность – мы просто не позволяем этому произойти. Мы любим сетовать на сумасшедшую гонку прогресса, но, вместе с тем, осознаем, насколько преходяще преимущество перед конкурентами, поэтому неутомимы в деле осуществления изменений в своей организации.

Это приводит к осознанию другой реалии: командная система управления, доминировавшая в ХХ веке, безусловно, была надежной, но не обладала достаточной гибкостью. (Впрочем, сейчас такую систему уже нельзя назвать надежной, потому что все больше значения придается обновлению знаний и взаимодействию людей в условиях нестабильной обстановки.) Основой указанной системы было жесткое управление, осуществлявшееся путем прямых указаний, что на современном этапе уже неактуально. Сегодня работники действуют самостоятельно, полагаясь на свои знания, а большинство организаций обладают матричной или сетевой структурами либо формируются на проектной основе. Вот почему командный способ управления не подходит для нынешних реалий.

Мы нуждаемся в больших процветающих организациях, но у нас нет времени ждать, пока руководитель сам создаст такую организацию, сам выстроит систему и начнет ею управлять. Нам необходимо, чтобы лидерство пронизывало всю организацию. Четкая вертикальная иерархия уступила место горизонтальной структуре. Более того, нам нужны такие лидеры, которые способны понять цели подобной организации. Только так они смогут ее направлять (в рамках своих полномочий) к поставленной цели в условиях высокой скорости и постоянных изменений. Мы нуждаемся в лидерах, которые будут грамотно и оперативно управлять организацией, учитывая общую картину и направляя компанию к масштабным целям. Нам нужны лидеры, которые знают собственные сильные и слабые стороны и умеют пользоваться первыми и нейтрализовывать вторые. Поэтому, не обладая навыком саморефлексии, невозможно глубоко изучить ситуацию и понять собственную стратегию.

Несомненно, тема лидерства в настоящее время очень популярна. Мы заходили на сайт www.аmаzоn.соm и обнаружили там более четырнадцати тысяч ссылок, касающихся понятия «лидерство». Таким образом, поиск ответа на вопрос может привести нас не столько к ответу, сколько к еще б о льшим заблуждениям и сомнениям. Существуют книги, которые написаны на основании академического знания, личного опыта и специфических данных о компании. В работах другого типа авторы раскрывают всевозможные секреты выдающихся исторических деятелей или современных лидеров. Третьи источники повествуют о неких специфических качествах, присущих лидеру. Однако мы знаем, что точно так же, как все эти лидеры оказали влияние на ту обстановку, в которой им пришлось действовать, обстановка сыграла свою роль в формировании этих людей как лидеров. У нас много книг, но мало времени, кроме того, не существует однозначного решения, которое подходило бы в любой ситуации. Хотим мы того или нет, но нам придется самим давать ответы на все наши вопросы. И думая над этими ответами, нам придется представить себе ту роль, которую мы можем сыграть в успехах и поражениях нашей организации.

Так в чем же «благородство» саморефлексии? Ответ заключен в значении слова «благородный». Это слово, появившееся в языке в «добрые старые времена», в ХХI веке приобрело несколько иное звучание и теперь больше соотносится с такими понятиями, как высокая мораль, честь, отвага и великодушие. Сегодняшний лидер нуждается в этих качествах, а также в понимании собственной позиции относительно тех проблем, с которыми ему приходится сталкиваться. Рефлексировать благородно потому, что это занятие развивает самосознание и позволяет познать самих себя. И дело именно в этом: мы размышляем над собой для того, чтобы извлечь урок из прошлых побед и поражений, взвесить возможности нашего будущего, исходя из тех принципов, которые редко меняются, и использовать полученные знания для усовершенствования нашей организации. Мы рефлексируем, чтобы понять, почему произошли какие-то вещи или почему это случилось именно таким образом. Саморефлексия также помогает нам структурировать некую целостность и придерживаться ее на уровне лидера и организации.

Определение саморефлексии.

Саморефлексия – это одно из самых значительных качеств, которое позволяет нам обладать подготовленным разумом и использовать его. Оно помогает нам осознавать наш разум, эмоции, ценности и обстоятельства, а также видеть общую картину, отмечать, согласуются ли поименованные факторы друг с другом, и если согласуются, то каким образом и даже почему. Альберт Бандура утверждал, что саморефлексия предоставляет человеку способность размышлять над тем, что происходит в его разуме, чувствах и внутренних переживаниях, и таким образом познавать себя . Отталкиваясь от сказанного, можно определить саморефлексию как способность к самососредоточению. Но каково тогда ее практическое значение, особенно в условиях деятельности и направленности на результат? На самом деле, саморефлексия – один из наиболее практичных и социально ориентированных навыков, потому что именно она дает возможность быть уверенными в том, что мы держим руку на пульсе перемен. Благодаря саморефлексии мы добиваемся целостности. В данном контексте целостность означает тесную связь между тем, кто мы есть в нашем представлении, тем, чего хотим достичь, и тем, что мы на самом деле делаем. Этот навык позволяет нам также видеть искажения, существующие в нашем воображении, в наших мыслях, чувствах и в нашем поведении. Саморефлексия позволяет оглядываться назад и смотреть вперед. Но самое главное – саморефлексия дает нам возможность смотреть вглубь и находить равновесие между нашим внутренним миром и тем внешним миром, который мы сами создаем.

Замаскированная саморефлексия.

Саморефлексия весьма близка к навыкам обучения, воображения и даже сомнения. Указанные навыки взаимозависимы, при этом саморефлексия интегрирует то, что мы изучаем; то, что мы себе представляем; то, в чем сомневаемся; то, во что верим, и то, чем являемся. Рефлексируя или помогая рефлексировать другим, мы можем заметить, что по ходу данного процесса задается множество вопросов. И все они – открытые вопросы, на которые часто не существует объективно правильного или неправильного ответа. Тем не менее это такие вопросы, которые заставляют человека размышлять с целью оценки своего прошлого (или воображаемого) опыта с позиций своих стандартов, представить себе то, что, по его мнению, должно произойти, или то, чего бы ему хотелось, или то, чего он ожидает. Методика «разбора полетов», которая применяется в военном деле, в оценке успешности деловых и технических проектов и пр. – пример саморефлексии, направленной на наблюдение. Благодаря такой саморефлексии мы получаем возможность задавать вопросы.

Кроме этого, подобная деятельность является моделирующей, тем, что называют «организационным обучением», «обучением в команде», а также «отработкой саморефлексии». Все перечисленные определения чаще всего употребляются для описания применения навыка саморефлексии по отношению к действиям и результатам, которые имели место в прошлом или произошли недавно. (Например, терапевт, «просчитывая», как пациент воспримет свой диагноз, отстраняется, чтобы подумать, что еще необходимо этому пациенту в данный момент, помимо информации.) Люди, успешно применяющие навык саморефлексии на практике, обычно обладают репутацией вдумчивых профессионалов. Мы часто приписываем им способность к состраданию и развитые межличностные навыки. Таким образом, сочувствие и установление межличностных отношений требуют от человека навыка саморефлексии. Саморефлексию в действии обычно связывают с навыками принятия решения и рассуждения, в частности с решениями, касающимися вопросов этики и морали. Однако именно саморефлексия помогает нам сделать выбор и следовать по пути определенных принципов, ценностей и целей. Именно саморефлексия помогает определить нам моменты, когда мы отклоняемся от выбранного пути.

Принятие решения и рассуждение теснее всего связаны с рациональным мышлением. И все же посредством одних расчетов мы не могли бы принимать решений и не давали бы ответов, исполненных смысла для ума и сердца человека, находящегося в сложной ситуации, когда ему приходится иметь дело с большим объемом противоречивой информации и целыми списками неотложных дел. Необходимая в этом случае саморефлексия включает в себя не только индивидуальные ценности, но и воображаемые последствия возможных вариантов действий, предпринимаемых нами или окружающими, а также то, как эти действия отразятся на том, что мы уже знаем, во что верим и что, с нашей точки зрения, находится от нас в пределах досягаемости. Саморефлексия помогает определить нижнюю границу наших ценностей.

Решения и рассуждения, касающиеся таких масштабных явлений, как война, а также таких личных и грустных моментов, как необходимость порвать отношения с кем-либо и перестать поддерживать этого человека, столь же естественны, как и саморефлексия делового характера. Возможно, мы не всегда будем согласны с ними, но лидеры, способные мыслить масштабными категориями, с учетом общей картины, всегда пользуются нашим уважением и всегда уважают сами себя. Они часто обращаются к окружающим с вопросом: «Почему?».

Саморефлексия в действии.

Говоря о восьми навыках лидера с подготовленным разумом, мы считаем, что саморефлексия – это навык, который дает нам спокойствие и возможность оставаться честными. Именно рассматриваемый навык заставляет нас задавать себе такие неприятные вопросы, как «почему?» и «какова моя роль в происходящем?» У нас на работе все идет хорошо или не очень хорошо, попытки перемещаться в нашей сфере возможностей самостоятельно или в рамках организации иногда успешны, а иногда – нет. Но для того чтобы достигнуть прогресса и продолжать движение, необходимо учиться и совершенствоваться. А это возможно только при условии, что мы будем рефлексировать.

Около двадцати лет назад Генри Петроски, автор многих книг и исследователь истории инженерной мысли, написал замечательную работу «То Еnginееr is Нumаn: thе Rоlе оf Fаilurе in Suссеssful Dеsign» . В подтверждение своих исследований он приводит различные материалы, касающиеся истории технологий, а также множество примеров неудачно построенных мостов, хрупких рельсов, ненадежных самолетов. Петроски считает, что достичь успеха в разработке какой-либо конструкции можно, только потерпев перед этим поражение, поняв причины последнего и исправив допущенные ошибки. Как говорит сам автор, «никому не хочется учиться на ошибках, но, для того чтобы по-настоящему научиться что-то делать, недостаточно учиться на успехах» . Все примеры, которые приведены в книге Петроски, касаются инженерных и технических разработок, но выводы автора можно применить также и к лидерам различных организаций. Успех дает нам ощущение удовлетворенности и комфорта, но гораздо больше знаний мы получаем, размышляя над своими ошибками и анализируя их.

По мере чтения литературы о лидерстве, вы можете сделать вывод о том, что успешные лидеры, кроме прочих выдающихся качеств и навыков, отличаются прекрасным знанием самих себя. Но, для того чтобы «познать себя», необходимо обладать развитым навыком саморефлексии. Джек Мезиров описывает три функции саморефлексии, касающиеся обучения взрослых :

Саморефлексия как руководство к действию;

Саморефлексия с целью понять неизвестное;

Саморефлексия с целью переоценки уже известного.

Саморефлексия как руководство к действию.

Каким образом саморефлексия становится практическим навыком, который мы применяем ежедневно в работе нашей организации как руководство к действию? Рассмотрим следующие вопросы.

1. Чего я/мы ожидали добиться?

2. Чего я/мы добились на самом деле?

3. Почему ответы на вопрос 1 и вопрос 2 отличаются друг от друга? (Обратите внимание, вопрос не сводится к тривиальному «Кто виноват?»).

4. Какие действия нам следует предпринять, чтобы быть уверенными в том, что такое не повторится снова? Иначе говоря, чему мы научились?

Подумайте над тем, какой результат можно получить, периодически задавая себе эти вопросы и подходя к ответам на них объективно. Вопросы 1 и 2 требуют прямых ответов, отвечать на них следует как можно более полно и объективно. Например, приняв на должность руководителя отдела продаж некоего человека, мы ожидали, что в течение последующих шести месяцев объем продаж увеличится. Прошло шесть месяцев, но желанного роста не последовало. В этом случае мы, поддавшись искушению, можем обвинить в происходящем нового руководителя отдела, что будет выглядеть крайне глупо, если мы предварительно не зададим себе третий вопрос: «Почему?» Возможно, ответ очевиден и заключается в общем спаде экономики; возможно, он не лежит на поверхности и состоит в том, что в опытно-конструкторском отделе поменялись приоритеты, в результате чего вот-вот произойдет коренной поворот, и все наши потребители просто пребывают в ожидании. Мы не можем приступить к вопросу 4 до тех пор, пока тщательно не сформулируем ответ на вопрос 3. Кроме того, отвечая на вопрос 3, всегда неизбежно сталкиваешься с одной трудностью. Она заключается в том, что, возможно, это мы совершили оплошность, взяв на работу не того человека, или просто поставили его на неподходящее место, а может, на его месте никто, даже самый выдающийся менеджер по продажам, не смог бы ничего сделать. Саморефлексия предполагает определенный «выход за рамки», но также требует от нас смелости «посмотреть в зеркало». Саморефлексия с целью понять неизвестное Мы можем понять неизвестное, пересмотрев результаты своих прошлых действий и уяснив, каким образом их следует изменить, чтобы перестроить наши ментальные схемы, которые были использованы при принятии решения относительно данного действия. Какие, например, усилия по саморефлексии в начале 2005 года необходимо было предпринять руководству нескольких крупнейших автомобильных компаний, в которых в течение предыдущих трех лет существенно выросли продажи благодаря выгодным условиям финансирования покупки и аренды новых автомобилей? Однако то, что имело успех в 2002–2004 годах, оказалось неактуальным в 2005-м. Автопроизводители, о которых мы здесь говорим, получили прекрасную возможность извлечь урок из своего успеха, а также из снижения товарооборота, основанного на финансировании. Частично их саморефлексия должна касаться тех нежелательных последствий, которые имеют место в ментальной схеме среднестатистического покупателя. Явные признаки, подсказывающие, что мы должны поразмыслить над происходящим, появляются, когда мы удивляемся тем результатам, которые приносит наш бизнес. Этому уделил внимание Питер Друкер в своей статье «Теория бизнеса». Он, в частности, говорит о признаках кризиса, проявляющихся в подходе к бизнесу, который принят в организации: быстрый рост, неожиданный успех и неожиданное поражение . Это может произойти как в нашей, так и в любой другой организации, относящейся к нашей сфере бизнеса. Но сам факт удивления означает, что наши ментальные схемы не до конца ясны, поэтому мы чего-то не понимаем. Мы оказались вне происходящего, и очень часто это означает, что наша сфера возможностей не отражает реальную ситуацию. Саморефлексия с целью переоценки уже известного Третья функция саморефлексии, заключающаяся в переоценке взглядов относительно уже известного, составляет самую суть критического мышления, касающегося всех наших планов и стратегий. Но именно эта функция – слабое место большинства управленцев. Наши планы и стратегии строятся на предположениях, касающихся всех участников и всех отношений экосистемы нашего бизнеса. Предположения позволяют экономить время, и именно по этой причине мы не производим реальную оценку всех участников и отношений, не проводим общего обсуждения. Наша слабость как руководителей состоит в том, что мы плохо справляемся с медленно происходящими изменениями, и наши предположения тоже формируются медленно, а не под влиянием какого-то единичного переломного события. Возьмем, к примеру, переход с аналоговых систем на цифровые. Сейчас нам кажется, что он произошел очень быстро, хотя на самом деле необходимость в перестройке назревала постепенно. Именно благодаря третьей функции саморефлексии мы можем обратиться к нашим прошлым неверным предположениям, и в то же время именно эта функция заставляет нас смотреть вперед и ориентироваться на будущее – наше и нашей организации.

Основные понятия.

На более глубоком уровне понимания существуют три основных понятия и процесса, на которых основывается навык саморефлексии. Все они касаются способности размышлять о том, как мы думаем, способности действовать на более высоком и более осознанном уровне, постоянно отслеживая нашу собственную последовательность или непоследовательность, выстраивая предположения в логическую цепочку или подходя к ним с позиций интуиции, чтобы отразить их в зеркале сознания и размышлять над ними. Основные три понятия, лежащие в основе навыка саморефлексии, таковы:

Метапознание;

Скрытые, эксплицитные и имплицитные знания;

Саморегуляция.

Метапознание.

Метапознание представляет собой саморефлексию относительно собственной саморефлексии. Результатом этого становятся знания и убеждения относительно деятельности нашего разума. В дальнейшем такое осознание становится инструментом для формирования стратегии и управления содержанием и связями, имеющимися в наших ментальных схемах. При этом последние являются носителями нашего будущего выбора и поведения. Метапознание дает нам возможность понять, что находится в нашем разуме, как это выстраивается и хранится в виде знаний, навыков и убеждений; а также какие процессы и инструменты мы можем использовать для того, чтобы создавать или преобразовывать знания. Метапознание дает почву для стратегического мышления в направлении принятия решения, планирования и действия. Саморефлексия представляет собой одну из самых мощных когнитивных стратегий, которая позволяет нам подходить к ситуации более осознанно и предпринимать более продуктивные действия. И строится она на способности к метапознанию.

Если, скажем, мы знаем, что в сравнении с другими коллегами нам свойственно излишне переживать по поводу риска, связанного с тем или иным выбором, то стратегия в таком случае должна быть направлена на то, чтобы перед принятием решения собрать как можно больше информации. Тогда мы будем чувствовать себя свободнее и увереннее. Или же сможем подбирать свое социальное окружение таким образом, чтобы в нем были люди, которые по-другому относятся к риску и могут предложить другую информацию, другую логическую цепь или другое в и дение и идеи, тем самым уравновесить в наши когнитивные особенности своими. Простейший пример того, насколько эффективным можем оказаться метапознание: зная, что мы медленно читаем и склонны обращать внимание на множество деталей, мы можем попросить своих сотрудников присылать отчеты в форме краткого резюме. Испытывая потребность усовершенствовать свою способность анализировать детали, мы, вероятно, должны пригласить специалиста, который будет подробно отчитываться перед нами, объяснять, на что именно он обратил внимание и почему, а затем мы вместе детально проанализируем данную информацию в специально отведенное для этого время. Как можно убедиться, метапознание предшествует самообучению.

Что еще более важно, метапознание взаимосвязано с навыком саморефлексии. Для того чтобы активизировать метапознание, следует остановиться и заглянуть внутрь себя, изучить свои внутренние когнитивные модели и понять, как они соотносятся с нашим в и дением самих себя и своих целей. В то же время метакогнитивный процесс и метакогнитивные знания дают нам почву для саморефлексии. Единственный момент, который умаляет роль познания, состоит в том, что оно не признает практической роли эмоций, в то время как очевидно, что последние имеют огромное значение, представляя собой составляющую метапознания.

Скрытые, эксплицитные и имплицитные знания.

Скрытые, эксплицитные и имплицитные знания очень тесно связаны с метапознанием и также представляют собой неотъемлемую составляющую саморефлексии. Скрытые знания – это то, что мы знаем и в чем убеждены, но не можем четко сформулировать, потому что это знание находится так глубоко, что составляет единое целое с нами самими. Имплицитные (неявные) знания – это, что мы знаем, в чем убеждены и можем четко сформулировать, задействовав при этом свое мышление (например, покопаться в памяти) или, что бывает чаще, обратившись к окружающей действительности (например, спросив: «Скажи мне, как ты это делаешь?»). Эксплицитные (явные) знания – это то, что мы знаем, в чем убеждены и что можем сформулировать без посторонней помощи (например: «Давай я покажу тебе, как рассчитываю стоимость этой услуги»).

Затраты времени и усилий, связанные с саморефлексией, подразумевают, что мы хотим взять что-нибудь, в данный момент являющееся скрытым или неявным (имплицитным), и сделать его явным (эксплицитным) для себя или других так, чтобы было возможно пролить на него свет, изучать его или обсуждать. Например, в 1980 году многие компании обладали имплицитным пониманием того, что происходит спад. Однако когда глобальная конкуренция ужесточилась и эти компании оказались за бортом, они обратились к своему имплицитному пониманию и сделали его более явным с тем, чтобы было возможно, изучив его, понять, применимо ли оно в изменившихся условиях рынка.

Мы также можем пойти в другом направлении, связанном с саморефлексией, а именно провести сравнение того, что явно, с тем, что менее выражено или вовсе скрыто. Например, авторы знают одну организацию, которая, находясь под финансовым прессингом и не имея возможности расширять свои фонды, открыто ищет спонсоров и поддержку со стороны компаний самого разного профиля. В то же время эта фирма открыто борется с болезнями сердца и легких. При этом руководство указанной организации одним из критериев принятия помощи объявило непринадлежность предприятия-спонсора к табачной или алкогольной промышленности. (Вот она, саморефлексия!) Если таковая имеет место, организация отказывается от помощи со стороны данной компании. Однако необходимость в саморефлексии возрастает, если выясняется, что тот или иной спонсор может быть заинтересован в продаже своей продукции сотрудникам организации. Должна ли в таком случае организация защищать своих людей? Действительно ли все дело в продажах? Что не так с продажами? Можно ли назвать это конфликтом интересов, или это, скорее, взаимовыгодный интерес? Существуют такие вопросы, которые лидеры должны задавать себе снова и снова, потому что на них нет четкого и однозначного ответа. Движение вперед или назад относительно того, что заключено в скрытых и имплицитных знаниях, а также относительно того, что выражено в эксплицитных, – весьма распространенное упражнение, к которому мы прибегаем при саморефлексии. Это способ обучения путем выведения на поверхность того, что находится внутри, и направления внутрь того, что находится на поверхности.

Такое продвижение от скрытых знаний к имплицитным, а от них – к эксплицитным имеет большое значение, когда речь идет об использовании еще одного навыка лидера с подготовленным разумом, а именно помощи другим в развитии их способностей. Мы помогаем людям развиваться, предоставляя им какие-либо возможности, а также обеспечивая их необходимыми знаниями и средствами, чтобы они могли воспользоваться этими возможностями. Если мы сами никогда не переводим свои знания из разряда имплицитных в эксплицитные, то в таком случае мы не поможем развить свои способности тем, кто находится рядом. У них останется только собственный опыт, у них не будет возможности учиться на чужом опыте, равно как и на их саморефлексии этого опыта. Сказанное означает, что саморефлексия преследует цель развития навыка рассуждения, а также обучения принятию целостных решений. Саморефлексия способствует совершенствованию навыка помощи другим в развитии их способностей, обучения на чужом и на своем собственном опыте.

Саморегуляция.

Способность человека осуществлять осознанный контроль над собой заключается в тех знаниях, которые он приобретает путем мета-познания с помощью преобразования скрытых знаний сначала в имплицитные, затем в эксплицитные, а также благодаря последующим суждениям о них. Если говорить о самом процессе, то речь идет о нашей открытости и готовности перестроить свой разум или изменить свое поведение, чтобы соответствовать тем критериям, которые мы выбрали для себя и которые являются для нас приоритетными. Например, среди представителей отдельных профессий принята определенная, понятная только им, манера поведения. И от других специалистов, имеющих отношение к данной области, также требуется, чтобы они следовали манере, принятой в качестве нормы. При этом считается, что ни правительство, ни законодательные органы не наделены полномочиями устанавливать правила для представителей данного сообщества.

Однако в том, что касается развития личности, а также применения подготовленного разума, саморегуляция представляет собой основной аспект навыка саморефлексии, особенно когда мы задаем себе вопрос: каким образом то, что я могу сделать, или то, что я уже сделал, соотносится с моими профессиональными стандартами? Эти стандарты могут касаться этики, морали, социальной, интеллектуальной или финансовой сферы; однако, к какой бы сфере они ни относились, именно они определяют нижнюю границу наших решений и действий. Вот почему навык саморефлексии имеет столь важное значение на этапе осмысления цикла восприятия-действия. Благодаря саморегуляции мы получаем возможность действовать в соответствии с внутренними нормами и стандартами.

Но что, если наши внутренние стандарты находятся в противоречии? Ответ очень часто зависит от того, сколько усилий мы вкладываем в саморефлексию на протяжении своей жизни. Как правило, чем больше мы отдаемся саморефлексии и чем лучше познаем себя, тем больше соответствуют друг другу наши внутренние стандарты. И благодаря этому мы достигаем согласия с собой. Тем не менее всегда бывают такие периоды, когда наши внутренние стандарты вступают в противоречие. В этом случае предметом саморефлексии становится выбор тех норм, которые имеют для нас первостепенное значение и на которые мы будем ориентироваться в своих решениях и действиях. В других случаях выбор будет строиться на поиске компромисса между этими стандартами. Такие внешние критерии, как законы, мнение коллег, а также религиозные убеждения, могут стать для нас ориентирами в случае, когда понадобится определить для себя некие нормы или произвести их проверку. Подготовленный разум помогает нам принимать во внимание эти внешние критерии проверки стандартов и пропускать (или не пропускать) их через себя, а также брать на себя ответственность за сделанный выбор, прибегая к саморефлексии и саморегуляции.

Иногда саморегуляция проявляется не напрямую. Развивая в себе социальную восприимчивость, касающуюся того, что говорить, а что не говорить незнакомым людям, конкурентам, новым сотрудникам, исходя из принципов доверия, принятых норм, предписаний и многих других профессиональных стандартов, мы на самом деле совершенствуем нашу способность к саморегуляции. Очень часто саморефлексия и обучение на ее основе, которые происходят уже после того, как мы получили какой-либо опыт (не получили ожидаемой реакции, разочаровались в том или ином человеке и т. п.), дают нам почву для формирования привычек и стандартов. Если мы пересматриваем какие-либо свои действия или взаимодействия (неважно, сколь велики при этом их масштабы), то пользуемся своим навыком саморефлексии для того, чтобы усовершенствовать способность к саморегуляции. В свою очередь, эта способность предоставляет нам действенную причину для саморефлексии и для того, чтобы быть открытым к необходимости изменить себя, особенно в том, что касается наших решений и действий.

Связываем понятия: основные упражнения для совершенствования навыка саморефлексии.

Саморефлексия перспективная и ретроспективная.

Мы зачастую полагаем, что саморефлексия возможна только после совершения каких-то действий. Разумеется, ретроспективная саморефлексия чрезвычайно важна. Она дает нам возможность определить основные понятия метапознания и саморегуляции, а также превратить имплицитные знания в эксплицитные. При этом как в отношении одного человека, так и в отношении группы людей можно применять формулу, заключающуюся в постановке себе вопросов, которые перечислены ниже.

1. В чем заключалась моя цель или мои намерения?

2. Что произошло?

3. Каким образом то, что произошло, соответствует моей цели и моим намерениям?

4. Что еще было задействовано в этом процессе и каким образом оно повлияло на результат?

5. Если бы мне пришлось сделать это снова, что бы я оставил без изменений? А что необходимо изменить?

Однако если вы хотите развить у себя подготовленный разум, то вам следует развивать также перспективное мышление. Для этого необходимо научиться мыслить не только в направлении «назад», но и «вперед». Умение размышлять в направлении «вперед» тесно связано с навыком воображения и требует от нас умения углубляться в свои скрытые и имплицитные знания перед тем, как начать действовать. По этой причине мы можем на некоторое время задержаться в действиях (мы также можем задействовать саморегуляцию в момент, когда прибегнем к перспективной саморефлексии, чтобы не застрять на этапе осмысления и правильно выполнить все необходимые действия). Кроме того, такая процедура поможет избежать неразумных действий и нежелательных негативных последствий, а также позволит распознать потенциальный риск и потенциальные возможности, которых мы не могли увидеть раньше. Если мы будем достаточно самокритичны и задействуем в данной ситуации способность к метапознанию, то сможем различить свои собственные предубеждения и пробелы, касающиеся того, что мы знаем, и того, как мы обрабатываем информацию. А это значит, что мы будем способны различить другие подходы до того, как начнем действовать. Существует множество способов, с помощью которых можно совершенствовать навык перспективной саморефлексии. Первый способ представляет собой как бы один из вариантов ретроспективной саморефлексии. Перед тем как принять решение или приступить к действиям, задайте себе ряд вопросов. (И снова мы обращаем ваше внимание на то, что данный метод можно применять как в отношении одного человека, так и в отношении группы людей.) 1. В чем заключается моя цель или мои намерения? 2. Что мне известно о данной ситуации? Что из этого я могу использовать, чтобы увеличить свой шанс достигнуть цели или реализовать намерения? 3. Чем я рискую, если начну (или не начну) действовать? 4. Каковы возможные варианты развития событий, если я начну действовать? А если не начну? 5. Стоит ли рисковать ради этого? 6. Что нам неизвестно о данной ситуации, а что стоит изучить, перед тем как начать действовать? 7. Что я был бы рад увидеть и услышать в результате своих действий? 8. Готов ли я стоять во главе тех изменений, которые могут произойти?

Предлагаем еще один способ перспективной и ретроспективной саморефлексии. Им пользовались многие лидеры, нам и самим приходилось его наблюдать в деле. 1. Выберите день и составьте краткий список (от трех до семи пунктов) ключевых принципов или ценностей, на которые вам хотелось бы ориентироваться и на основе которых вам хотелось бы строить свои решения и действия в течение этого дня. 2. В этот день с утра сверьте ваш список с вашим ежедневником и подумайте о том, можно ли ваши принципы применить к тем задачам, которые вам предстоит выполнить сегодня. Постарайтесь открыто принять те возможности, которыми можно было бы воспользоваться спонтанно и которые касаются событий и встреч, не зафиксированных в вашем ежедневнике. 3. Вернитесь к вашему списку и к ежедневнику во второй половине дня, чтобы посмотреть, насколько вам удается придерживаться задекларированных принципов. Определите, в каких случаях вы испытываете затруднения. 4. Обратитесь к своим принципам в конце дня, чтобы подвести итог. Те области, в которых вам было особенно трудно, укажут вам на то, где именно может пригодиться навык обучения. Изучите свою ментальную схему Один из методов отработки способности к метапознанию в контексте саморефлексии (особенно это касается людей, у которых преобладает визуальное восприятие мира) состоит в том, чтобы периодически просматривать одно или несколько решений или действий, недавно предпринятых. Вы можете понять, как именно пришли к данному решению или действию, нарисовав свою ментальную схему. (Воспользуйтесь техникой рисунка на салфетке, о которой мы говорили в главе 4.) Ниже приводим краткий список вопросов, к которым вы можете обратиться, набрасывая свою ментальную схему, касающуюся перспективной и ретроспективной саморефлексии. 1. Каковы ключевые факторы, которые я учитывал, принимая это решение? Перечислите их. 2. Какая связь, с моей точки зрения, существует между ними? Соедините их с помощью линий либо изобразите эти связи в виде иерархии или схемы. 3. Можно ли выделить некоторые группировки, модели, мышление по кругу или линейное мышление? 4. К какому выводу ведет нас цепь отношений, существующая между этими факторами? 5. Если мне пришлось перестраивать эти факторы и отношения между ними, то какой вывод, отличный от данного, я могу сделать? 6. Кто из тех, кого я знаю и уважаю, подошел бы для реализации данного решения, обратившись к другим факторам и по-другому выстроив отношения между ними? Просите об обратной связи Просить об обратной связи – это совершенно естественный шаг на пути развития навыка саморефлексии. В обратной связи проявляется реакция окружающих на ваше решение, действие или намерение. Однако мы обнаружили, что люди не так часто просят других об обратной связи, как это могло бы показаться. Почему? Потому что в этом случае от обеих сторон требуется определенная степень доверия и риска, т. к. иначе они не смогут быть откровенными и не принесут друг другу никакой пользы. Кроме того, многие люди просто не знают, как попросить других об обратной связи так, чтобы человеку, который ее предоставляет, было легче определить, что именно полезно услышать собеседнику. Вопрос типа «что вы думаете?» совершенно бесполезен, потому что звучит слишком неопределенно. Иногда мы просто хотим услышать, что на уме у другого человека. Но чаще всего мы нуждаемся в том, чтобы обратная связь касалась определенных аспектов нашей саморефлексии, действий, а также нашего желания и способности к изменениям. Вот краткий перечень вопросов, направленных на получение обратной связи. «Если бы вы были на моем месте, что бы вы подумали об этом?» «С вашей точки зрения, какую информацию я не учел или просто упустил?» «Что из того, что только что произошло, было правильно?» «Как бы мы могли определить возможные последствия?» Записи Многие исторические деятели, обладавшие подготовленным разумом, писали письма гораздо чаще, чем получали; они также вели дневник. Записи, сделанные такими выдающимися людьми, как Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн, великими святыми (например, «Исповедь» Блаженного Августина), знаменитыми путешественниками и капитанами, имена которых можно перечислять бесконечно, раскрывают нам их взгляды на то, о чем они размышляли. В наших записях главным является то, что нам приходится излагать свои мысли доступно, языком, который был бы понятен и нам, и окружающим. А это заставляет четче выражать свои мысли, выявляя то, что скрывается в наших ментальных моделях и делая имплицитные знания эксплицитными. Это не только заставляет нашего потенциального читателя по-новому строить свою саморефлексию относительно каких-то вещей, но и дает нам возможность остановиться, чтобы сформулировать свои мысли. Структурирование наших мыслей и последующее придание им письменной формы, а также периодическое перечитывание написанного может открыть нам то, чего мы не замечали раньше, когда эти самые мысли и знания находились в нашем разуме в «законсервированном» состоянии. Чтобы постоянно записывать свои мысли, необходимо, кроме всего прочего, обладать такими качествами, как саморегуляция и дисциплина. Тем не менее, для того чтобы мы могли использовать свои записи как средство для саморефлексии, они должны быть достаточно спонтанными и свободными. Выберите кого-нибудь, кому доверяете и кому можете излагать свои мысли в письменном виде, или просто фиксируйте свои размышления в дневнике. Ниже мы приводим несколько рекомендаций, которые помогут дисциплинировать себя и выработать привычку регулярно записывать свои мысли. Установите строго определенное время, в которое каждый день будете записывать свои мысли. Найдите надежный способ регулярно перечитывать свои записи. Каждый день фиксируйте несколько вопросов, которые вам следует раскрыть письменно. Вы ежедневно можете задавать новые вопросы. Читайте дневники и письма людей, которыми восхищаетесь, чтобы понять, придерживаются ли они какой-либо системы в своих записях, которой вы также могли бы воспользоваться. Сохраняйте копии писем, которые отправляете, и периодически перечитывайте их. Время от времени перечитывайте свой дневник и находите новые темы. Ежедневный экзамен Иезуиты – даже те из них, кто вел очень насыщенную жизнь, – были известны своими суровыми требованиями к интеллектуальным качествам, а также развитой саморефлексией. Их скорее можно назвать созерцателями в действии, чем монахами. В 1500 году основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола разработал духовную практику, которую назвал ежедневным экзаменом и которой до сих пор придерживаются не только иезуиты, но и миряне. Экзамен – это простой, быстрый и практичный метод саморегуляции, который заключается в том, что три раза в день необходимо останавливаться и пересматривать свою жизнь, начиная с того момента, когда вы в последний раз держали такой экзамен. Прокручивая свою жизнь как на пленке, вы спрашиваете себя, насколько были правдивы перед Богом и по отношению к тем принципам, которых придерживаетесь в различных отношениях. Вы начинаете осознанно подходить к своему желанию совершенствоваться и тому, в какой именно области это совершенствование необходимо, а затем продолжаете двигаться дальше в течение дня. На такой экзамен требуется всего пять минут. Что интересно, когда мы поделились этой техникой с людьми, занятыми в сфере бизнеса и стремящимися развить у себя навык саморефлексии, то обнаружили, что многие из них отдают себе отчет в том, что их наставники иногда делают нечто подобное, основываясь на неких духовных принципах, которых всегда придерживаются. Независимо от того, выберете вы духовный или основанный на иных принципах подход, старайтесь прояснять для себя одну-две из тех ценностей, которых хотите придерживаться во всех сферах вашей жизни. Останавливайтесь трижды в течение дня и спрашивайте себя: «Как мои действия соотносятся с этими ценностями?».

Цикл саморефлексии.

Если мы желаем себе лучшего будущего, нам придется быть честными и придерживаться истины на протяжении всего цикла восприятия-действия. По мере того как мы проходим этот цикл, необходимо размышлять о будущем, а также о настоящем и прошлом. Начнитес вопросов, перечисленных на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Цикл восприятия-действия в саморефлексии.

1. Почему я не замечаю некоторых очевидных вещей? Как и любому человеку, нам присуще множество заблуждений и «слепых пятен». Некоторые из них очень просты, другие отличаются гораздо большей глубиной. Одно из наиболее серьезных – заблуждение о том, что наши убеждения отображают действительность. Впадая в это заблуждение, мы часто перестраиваем объективную реальность в соответствии с нашими убеждениями. Мы можем наблюдать это всякий раз, когда некая давно существующая и уважающая себя организация не признает того, что окружающая действительность меняется. Например, в начале 1980-х годов игнорировала иностранных производителей, потому что последние делали акцент на компактных автомобилях. В главе 6 мы задавали вопрос: что из воспринимаемого мной я отрицаю в силу того, что оно не соответствует моему представлению о мире? Логично было бы дальше спросить: «Почему?».

2. Препятствуют ли устанавливаемые мною рамки тому, чтобы я увидел более широкую картину происходящего? Осмысливая окружающий мир, мы всегда ограничены определенными рамками, которые сами же и устанавливаем. К сожалению, чем уже эти рамки, тем проще нам найти какое-то решение. Скандал в Ираке, связанный с плохим обращением с заключенными, поначалу объяснили «несколькими гнилыми яблоками», что сразу же превратило проблему в легко разрешимую. И только спустя некоторое время стало понятно, что на самом деле проблема в системе, которая пошла по гиблому пути. Помните, что ответить на вопрос «почему?» можно, только учитывая более широкий контекст.

3. Соответствует ли принимаемое решение моим ценностям и принципам? Как людям, так и коллективам свойственно произносить красивые слова о ценностях и принципах и действовать вразрез с ними. Мы можем сколько угодно говорить о том, как сильно любим своих близких, но затем мы куда-то уезжаем, занимаемся своими делами, забывая о днях рождения детей и о том, в какие игры они играют. В конце ХХ века компания Fоrd Моtоr заявляла, что заботится об охране окружающей среды, при этом она производит наименее эффективные транспортные средства. Всегда ли то, что вы делаете, соответствует тому, что говорите?

4. Продолжать или остановиться? Вопрос о том, следует остановиться или продолжать действия в выбранном направлении, редко связан с объективными причинами. Просто на пути встает чье-то Эго, чья-то гордость, чей-то страх. Все, что от вас требуется, – это посмотреть на проекты, давно вышедшие за пределы сметной стоимости. Мы очень часто просто не готовы воспользоваться саморегуляцией по ходу действия.

5. Что мы могли бы сделать лучше? Все проекты и программы должны подходить к фазе завершения в тот момент, когда мы извлекаем из них уроки, которые могли бы улучшить работу над следующими проектами и программами. Тем не менее мы делаем что угодно, но только не это. Мы видим, как успешные руководители поспешно бросаются выполнять следующее задание, не закончив как следует предыдущего, как менее успешные просто успокаиваются, когда «это наконец закончилось». И те, и другие лишают себя возможности совершенствоваться. Мы будем крайне удивлены, если окажется, что хотя бы 15 % проектов предоставляют возможность извлечь уроки из их реализации. Мы слишком заняты, чтобы тратить время на улучшения. И на самом деле нам должно быть стыдно за это. Преимущества, риски и сомнения, связанные с саморефлексией Использование каждого навыка подготовленного разума может быть связано с определенной пользой, рисками или сомнениями. Ниже мы приводим предварительный список, касающийся навыка саморефлексии. Но наиболее важным будет список, который отражает вашу конкретную ситуацию. Поэтому не следует рассматривать предложенный нами перечень в качестве готовой схемы. Вы можете расширить, сократить или видоизменить его с учетом вашей конкретной ситуации. Преимущества, связанные с совершенствованием навыка саморефлексии Совершенствование любого навыка требует определенных затрат времени и сил, поэтому, перед тем как приступить к нему, следует удостовериться в том, что игра стоит свеч. Рассмотрим следующие моменты.

Самопознание Сократ, которого считают родоначальником западной философской мысли, говорил, что жизнь, из которой не извлечены уроки, прожита даром. Самое большое преимущество, которое мы можем получить, совершенствуя свой навык саморефлексии, – это возможность лучше понять, кто мы есть.

Мудрость В сегодняшнем мире, перегруженном информацией, нам действительно не хватает мудрости, а именно умения различать истинное и правильное. Лучший способ воспитать в себе мудрость – находить время для саморефлексии своих поступков.

Закрепление Углубленное изучение, возможное при саморефлексии, позволяет увидеть некие закономерности и выстроить идеи, принципы и ценности, которые будут актуальны в течение длительного времени, а также помогает не поддаваться сиюминутным реакциям. Люди, способные к саморефлексии, заняты не столько реакциями, сколько поисками решений и ответов.

Перспектива К людям, склонным к саморефлексии, часто обращаются за советом и просят, чтобы они высказали свое мнение относительно перспективы. Почему? Потому что такие люди способны удерживать в уме общую картину ситуации, а также видеть связи между отдельными действиями, участками информации и ситуацией в целом. Риски, связанные с саморефлексией Слишком сильная приверженность новому, недавно освоенному навыку чревата некоторыми опасностями. Рассмотрим следующие моменты.

И это я? Одним из важных преимуществ саморефлексии является возможность понять, кто мы есть, но потенциальной опасностью в этой ситуации может быть то, что нам не понравится человек, которого мы увидим. Возможно, на самом деле мы лучше, чем думаем о себе. Но мы должны быть готовыми и к тому, что наше представление о себе не выдержит суровой правды, с которой придется столкнуться, увидев свое отражение в зеркале. Если мы будем воспринимать ситуацию спокойно и не перестанем учиться, нам будет не страшно менять что-то в себе. И в то же время мы не будем стремиться к тому, чтобы превратиться в «само совершенство».

Время Как и в случае с другими навыками подготовленного разума, чтобы развить саморефлексию и воспользоваться ею, требуется время. Если мы находимся в состоянии кризиса, то рискуем потерять драгоценное время, чрезмерно углубившись в саморефлексию. Для выполнения многих из упражнений, описанных в данной главе, таких как ежедневный экзамен, требуется каждый день выделять некоторое время. Если мы готовы выделить время для занятий спортом, то почему бы нам не выделить время для умственной и духовной нагрузки?

Эмоциональный дистресс Даже если мы сами научимся прибегать к саморефлексии и видеть некоторые вещи в новом свете, это не значит, что другие последуют за нами. Из-за этого у нас может возникнуть чувство фрустрации, изолированности от окружающих или депрессия. В данном случае не следует ожидать, что изменения произойдут в результате одной только саморефлексии, без отработки навыков обучения и помощи другим в развитии их способностей. Предоставляйте людям различные модели для подражания, постоянно задавайте им наводящие вопросы. Рано или поздно это заставит их мыслить.

Диссонанс Саморефлексия может вызвать у нас самих либо у окружающих внутренний диссонанс, связанный с тем, что наше представление о мире не соответствует действительности. Что делать в таком случае? Можно и нужно отнестись к этой ситуации как к возможности усовершенствовать свои навыки сомнения и обучения, попытаться найти конструктивный выход или просто остановиться и побыть некоторое время наедине с возникшим ощущением. Сомнения по поводу саморефлексии Совершенствуя свой навык саморефлексии, вы можете столкнуться со следующими проблемами: жаждой действий; отсутствием привычки; отсутствием четко выраженных принципов и ценностей; страхом перед неизведанным.

Жажда действий Желание немедленно начать действовать в сочетании с желанием действовать безостановочно образуют порочный круг работы, построенной на необдуманных действиях. Распространенный в ХХ веке принцип «на старт, внимание, марш» задал нам определенную скорость, но не обеспечил стабильного бизнеса. Необходимо обладать смелостью, чтобы сказать: «Стоп!», но лидер, как известно, должен быть смелым. Скорее всего, если мы не остановимся, чтобы подумать и привести в порядок свои мысли и действия, то окажемся во власти внешних факторов и обстоятельств, которые будут управлять нами и определять нашу сферу возможностей. Мы должны определить для себя, что в бизнесе существует обязательное требование, заключающееся в том, чтобы думать и действовать. И оба эти понятия одинаково важны и не могут подвергаться выбору по принципу «или-или».

Отсутствие привычки В школе и на работе нас постоянно учат, как анализировать, как принимать решения и как действовать, а иногда даже как отстаивать свои решения. Тем не менее нам предоставляется не так уж много возможностей научиться мыслить. К саморефлексии часто относятся как к роскоши или к тому, что было бы неплохо осуществить, но практически никогда о ней не говорится как о чем-то необходимом. Вероятно, это связано с тем, что многие представляют саморефлексию как нечто, лишенное действенности. Однако, по мере того как возрастает потребность в мыслящих лидерах и умении работать вдумчиво, мы начинаем понимать, что навык саморефлексии – неотъемлемое качество современного успешного лидера.

Отсутствие четко выраженных принципов и ценностей В фильме «Нормальный» есть один потрясающий эпизод, когда Гленн Клоуз произносит: «Я считаю, что у каждого из нас две жизни: в одной мы учимся, а затем, в другой, – живем». Хотя те из нас, кто придерживается принципов подготовленного разума, считают, что обучение – это непрерывный процесс, в приведенном утверждении все же есть доля правды. Часто первая половина нашей жизни связана с формированием тех принципов и ценностей, которых мы будем придерживаться в течение всей последующей жизни. Навык саморефлексии помогает нам как «в первой жизни», так и после. Однако, для того чтобы сформулировать или изменить принципы и ценности, касающиеся какого-то человека или организации, следует прибегать к метапознанию. Нам необходимо изучить то, что мы думаем и как мы думаем, а затем обобщить результаты своей саморефлексии, придав им законченную форму принципов и ценностей. Наш опыт будет подвергать эти принципы сомнениям и испытаниям, однако всегда следует помнить о приоритетах, чтобы иметь «якорь», который будет «держать» наше поведение, и «зеркало» в котором будет отражаться наша саморефлексия.

Во многой мудрости много печали «Во многой мудрости много печали» – расхожая фраза, которую мы часто повторяем себе, когда речь заходит о чем-то волнующем и неизведанном. Некоторые люди предпочитают не предаваться саморефлексии, боясь обнаружить в себе или в своих действиях нечто такое, чего они не в состоянии признать, объяснить, или же то, что им просто не нравится. Саморефлексия не означает осуждение. Кроме того, взлеты и падения, которые нам приходится переживать в течение жизни, очень часто заставляют нас приумножать знания, хотим мы того или нет. Необходимо знать, как подходить к таким вопросам, чтобы не бояться трудностей и сюрпризов, порой преподносимых нам жизнью. Саморефлексия и проблема талантов Какие вопросы, касающиеся саморефлексии, могут задать лидеры, обладающие подготовленным разумом? Какие действия они могут предпринять, обдумывая проблему приобретения, развития или удержания в компании необходимых им талантов? Топ-менеджер может размышлять над действиями, благодаря энергичному применению которых удалось спасти компанию, но при этом указанные действия сделали организацию настолько слабой, что она едва держится. Может, урезав бюджет, выделяемый на обучение персонала, он тем самым ослабил костяк фирмы? Что на его месте следовало бы сделать иначе? Еще важнее вопрос: что было (или не было) сделано, в результате чего компании пришлось столкнуться с дилеммой и принимать решение о сокращении? Руководитель – не жертва. Но какова его роль? Руководитель среднего звена может подумать о своих коллегах и задать себе вопрос о том, помогал ли он им или просто жаловался на них? Мы говорим о работе в команде, но, тем не менее, ведем себя так, будто знание – это сила, которую следует забрать себе и не делиться ею с другими. Какой вклад вы внесли в успех ваших сотрудников? Чего вы опасаетесь? Рядовой сотрудник может спросить себя о том, какова была его роль в освоении новых технологий. Мы говорим, что следует учиться на протяжении всей жизни, и считаем, что отношение к этому зависит от того, высоко ли мы ценим полученные нами знания. Насколько вы цените свои? Формируйте свои навыки Ниже мы приводим еще несколько идей и упражнений, с помощью которых можно сформировать навык саморефлексии. Саморефлексия и действие Один из способов замедлить бег и оказаться на высоте в своем бизнесе заключается в том, чтобы научиться сочетать метапознание со способностью обращать скрытые и имплицитные знания в явные. К нам не раз обращались за помощью различные компании. Они просили научить их сотрудников относиться к ситуации более вдумчиво и чаще совещаться, а не просто выполнять поручения. В таких случаях мы советовали больше вдохновлять сотрудников и задавать им вопросы типа: «Почему?», «Скажите мне, что вы хотите сделать, чтобы я мог дать вам лучшие средства для этого?» и т. п. Означенные вопросы помогают вывести на поверхность то, что является скрытым или имплицитным для этих людей. Чем больше вы будете применять данный метод, относясь к этому так, будто предоставляете услугу, тем более осознанными станут ваши действия, поскольку их будет подпитывать взаимодействие с другими людьми. Если вы видите, что другие бурно реагируют на ситуацию и им не терпится предложить свой ответ, остановитесь и задайте себе (или другим) вопрос о том, как вы (или кто-то другой) задействуете мета-познание при саморефлексии относительно данной ситуации. Помочь людям задуматься над тем, как они мыслят, также могут хорошие консультанты, к тому же они наверняка предложат альтернативный вариант размышлений над проблемами. При этом у вас всегда присутствует ощущение того, что вы предоставляете услугу. Но, если вы применяете перечисленные методы и понятия, а также на деле прибегаете к саморефлексии, это поможет вам добиться лучшего результата, учитывая при этом все имеющиеся обстоятельства. Изучайте процесс с целью саморефлексии Если мы предложим вам написать краткий список вопросов и пользоваться им каждый день, вы можете решить, что это слишком просто. Но очень часто разница заключается именно в чем-то малом. Однажды руководитель крупнейшей нефтяной компании рассказал нам весьма поучительную историю о своем отце. Еще будучи ребенком, этот человек заметил, что каждое утро после завтрака его отец заходил в свой кабинет, закрывал дверь, а через пять минут возвращался и приступал к своим повседневным делам. Прошло более пятидесяти лет, прежде чем сын решился спросить у отца, что он делал каждое утро в своем кабинете. Отец ответил, что каждое утро он задавал себе два вопроса: какова моя цель в жизни и что я собираюсь сделать сегодня, чтобы ее достигнуть? Отец поведал сыну, что его цель оставалась неизменной, поэтому и ответ на первый вопрос всегда был: «Обучать и обучаться». (Кстати, этот отец был бизнесменом.) А вот ответ на второй вопрос каждый день был разным и зависел от того, что было записано в ежедневнике. Мужчина утверждал, что благодаря этому упражнению он чувствовал почву под ногами, оно всегда задавало ему направление, в котором следует двигаться в этот день. Его сын не видел, что каждый вечер, когда все уже спали, отец уделял еще пять минут тому, чтобы проанализировать прошедший день и задать себе вопрос: как у меня это вышло? Спросите у людей, которых считают целостными личностями, так как им присуще внутреннее спокойствие и внутренняя сила, как им это удается. Очевидно, что упомянутые качества связаны с саморефлексией. Проговаривайте свои принципы и ценности Один из наиболее подходящих способов, с помощью которого можно систематически размышлять над тем, о чем вы думаете, и выражать свои убеждения, – это ведение записей. Пусть вас не беспокоит, литературным ли языком излагаете вы свои мысли. Просто набросайте несколько заметок в свой ежедневник или напишите письмо другу, высказав в нем то, в чем убеждены, и объясните, почему это так. Приведите примеры, когда ваши убеждения стали результатом каких-то ваших решений или действий. Приведите примеры, когда вы чувствовали себя растерянным, потому что ваши решения и действия находились в противоречии с какими-либо вашими ценностями или принципами, которые не высказывались вслух. Вы можете делать это упражнение, выделяя на саморефлексию десять минут три раза в неделю. Обсуждайте различные убеждения с другими людьми, но при этом будьте терпимы. Не бойтесь открывать для себя нечто новое Начните с какого-то одного аспекта вашей жизни или работы. Задайте себе всего один метакогнитивный вопрос: о чем я думал в тот момент, когда остановил свой выбор на этом варианте? И начните размышлять. Если на первом этапе вам потребуется помощь, попросите кого-нибудь, кому доверяете, быть вашим наставником, задавать вам вопросы и вызывать противоречия, пока вы сами не начнете осознавать свои привычки и склонности. Наставники нужны не только новичкам. Наиболее успешные и мудрые руководители, с которыми мы знакомы, приглашают людей, которым доверяют для помощи в тех случаях, когда предпринимаемые действия не совпадают с тем, что эти руководители определили для себя как «свой путь». Дополнительные вопросы Разум новичка. В философии дзен понятие «разум новичка» означает, что вы обладаете множеством возможностей.

Поведенческие шаблоны и т. д.

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925-1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» .

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Рефлексия, в одной из наиболее современных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.

    В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то - в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию , и с самим этим процессом.

    На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика , Стратегия , Стратагемы).

    Определения рефлексии

    Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии , науковедении , психологии , акмеологии , управлении , педагогике , эргономике , конфликтологии и др.

    В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя ). Возможно, сущность рефлексии - не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики [ ] . Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма. Рефлексия, в таком случае - это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя [ ] . В этом смысле рефлексия производна от практики.

    В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций . В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

    Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане - ситуативной, ретроспективной и проспективной.

    Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

    У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль , как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания - воспоминанием).

    Рефлексивная позиция личности

    В процессе осознания деятельности и личностных оснований ее осуществления субъект может занимать определенную рефлексивную позицию, которая складывается из характеристик рефлексии как процесса, рефлексии как свойства личности и рефлексии как состояния.

    Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

    Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами - 4 аспекта изучения рефлексии):

    • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В. , Лепский В. Е. , Лефевр В. А. , Щедровицкий Г. П. , и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
    • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М. , Бодалёв А. А. , и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
    • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В. , Корнилова Т. В. , Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М. , Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего - теоретического.
    • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М. , Василюк Ф. Е. , Гуткина Н. И., Знаков В. В. , Леонтьев Д. А. , Петренко В. Ф. , Петровский В. А. , Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

    Личностная рефлексия в традиционном понимании - это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия - это «активный субъектный процесс порождения смыслов , основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) - внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога , интеграции личности в новое, более целостное состояние.»

    Виды рефлексии

    В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например, А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:

    • Ситуативная рефлексия - выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
    • Ретроспективная рефлексия - служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
    • Проспективная рефлексия - включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

    Психологические характеристики рефлексии

    Рефлексия в физике

    В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

    В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение - это частный случай взаимодействия квантовых систем.

    «Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений - это обратимость времени в уравнении Шрёдингера , его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей. Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шрёдингера процессе, редукцию волновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя (

    Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.

    Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.

    Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».

    Локк выделял два уровня психики:

    первый включает возникновение мыслей или желаний;

    второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.

    Что понимают под рефлексией?

    С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.

    Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.

    Понятие саморефлексии

    Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.

    Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.

    Можно ли научиться рефлексии?

    У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способностисамоконтроля.

    Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.

    Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.

    Она формируется путем:

    критической оценки собственной личности;

    постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;

    умения правильной постановки осуществимых целей;

    регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;

    анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.

    Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.

    Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.

    Признаки склонности к рефлексии

    С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:

    глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;

    обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.

    Как можно научиться рефлексии?

    Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.

    Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:

    следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;

    в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;

    проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;

    больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;

    при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.