С возникновением профессии педагога, тем не менее, никуда из общественной жизни не исчезло семейное воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное образование детей и юношества.

Как и ранее, почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогический компонент присутствует в деятельности любой управленческой структуры; педагогическую функцию реализует искусство; педагогами-воспитателями становятся врачи, журналисты, режиссеры. Педагогическая деятельность превращается в атрибут общечеловеческой культуры.

Т.о., назначение педагогической деятельности состоит в формировании отношений между людьми в самых различных сферах.

Выделим эти сферы:

  • 1. Семья, семейные отношения - человек воспитывается прежде всего в семье, испытывая влияние родителей, братьев, сестер и др. родственников. В то же время он оказывает влияние на окружающих его близких людей.
  • 2. Сфера самовоспитания, становления себя как личности, как специалиста, Эти процессы начинаются примерно в подростковом возрасте и затем у большинства людей продолжаются всю жизнь.
  • 3. Управленческая сфера - в коллективах предприятий. учреждений и организаций; человек, стоящий во главе коллектива, передает свой опыт, знания молодым, ведет их за собой.
  • 4. Сфера глобальных межчеловеческих отношений - установление взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества, умение пойти на компромисс, договоренность в сфере международных, межчеловеческих отношений.

Мы выделили сферы, в которых проявляется общепедагогическая деятельность. Формы ее достаточно многосторонни.

Но наряду с общепедагогической деятельностью существует профессиональная педагогическая деятельность. Ею занимаются специально подготовленные люди - педагоги.

Определение педагогической деятельности.

По мнению психолога Л.М.Митиной, “педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения” Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: - 1994, С.15..

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.) Введение в педагогическую деятельность. М., «Академия». 2000, с.6..

Особенности педагогической деятельности:

  • 1. Педагогическая деятельность уникальна. Уникальность определяется объектом ее. Объектом педагогической деятельности является живая развивающаяся личность. Характерной чертой объекта педагогической деятельности является то, что он выступает одновременно и как субъект этой деятельности. Поэтому для успешности педагогической деятельности важен не только интерес к ней, увлеченность ею, ответственность за нее. Но успех ее зависит и от отношения самих детей к педагогу, т.е. от их взаимоотношений.
  • 2. В педагогической деятельности используется много средств, но главным из них является слово педагога. Его слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации деятельности школьников. Используя слово, педагог влияет на формирование личностного смысла, осознания значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
  • 2. Результаты педагогической деятельности во-первых,“материализуются” в психическом облике другого человека - в его знаниях, умениях, и навыках, в чертах его воли и характера; во-вторых, не сразу очевидны, они могут быть отдалены во времени. В процессе развития личности ребенка наблюдаются периоды прогрессивных изменений, а могут быть и прямо противоположные. В некоторых случаях возникают затруднения в оценке результатов педагогической деятельности с сегодняшних позиций общества. Например, педагог воспитывает нравственные ценности, ориентиры, которые с позиций сегодняшней конкретной ситуации оказываются невостребованными.
  • 3. Рассмотрим еще одну очень актуальную сегодня особенность педагогической деятельности. Современные рыночные отношения предполагают рассматривать педагогическую деятельность как сферу предоставления образовательных услуг. К этим услугам относится обучение по дополнительным образовательным программам, индивидуальные образовательные маршруты, репетиторство и т.п. - то, что выходит за рамки соответствующих образовательных стандартов.

Логика построения рынка образовательных услуг диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразные программы и стандарты образуют поле выбора образовательных услуг. Образовательные программы создаются в целях информирования потребителя о существе услуг. Программы и стандарты выступают гарантом качества образовательных услуг. В этом смысле под образовательными услугами понимаются те, которые могут оказывать государственные учреждения населению, учреждениям и организациям. Таким образом, в образовательных учреждениях посредством педагогической деятельности обществу предоставляются образовательные услуги.

Итак, мы приходим к пониманию того, что целесообразно построенной, организованной педагогической деятельностью занимаются педагоги. Но в педагогической деятельности принимает участие и значительная часть общества в какой-то определенной сфере. Возникает вопрос - может ли массовая профессия опираться на единичный талант, призвание? Или этой деятельностью может заниматься любой?

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания -- это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Вот какие противопоказания для учительской профессии приводит в своей книге А.В. Мудрик.

Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учительская.

Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.

Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогическое учебное заведение.

Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь, хотя бы на ряд лет, от вступления на учительскую стезю.

Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков прежде, чем станете учителем.

Если вы захвачены какой-либо идеей, воплотить которую -- осознанная цель вашей жизни, то не торопитесь отказываться от нее и становиться учителем.

А что делать, если вы все-таки уже учитесь в педагогическом вузе?

Есть два пути исправить ошибку: отказаться от выбранного пути и постараться, хорошо проверив себя, найти свое место; второй вариант -- заставить себя трудиться в поте лица, чтобы исправить свои недостатки и работать, работать над собой.

Педагогический труд характеризуется очень высокой нервной напряженностью. Для того, чтобы овладеть детской массой, захватить ее своим педагогическим, и воспитательным влиянием, необходимо, как отмечал еще нарком здравоохранения И.А.Семашко, исключительно высокое нервно-психологическое напряжение. Труд учителя чрезмерно велик по объему, связан с ограниченными возможностями отдыха и пребывания на свежем воздухе.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа (в том числе учительской) являются слабая нервная система, дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям "тупосердие", отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.

Но как быть тому, кто уже выбрал профессию учителя, кто уже стал студентом педагогического учебного заведения? Не надо отчаиваться, надо упорно и настойчиво работать над собой. Многое можно изменить, если знать что нужно менять, над чем надо работать. Для этого в книге приводятся различного рода тесты, с помощью которых можно проверить себя и выяснить какие качества личности учителя надо в себе развивать Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1996. С.38..

Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном Я.

Функции, цели педагогической деятельности имеют глубоко гуманитарную основу. Работа преподавателя базируется в первую очередь на любви к жизни, детям, миру. Неотъемлемым элементом профессии является также ответственность за качество знаний и развитие ребенка как личности. Именно преподаватели оказывают ключевое влияние на нравственные устои общественной жизни. Рассмотрим далее, что собой представляют структура и функции педагогической деятельности.

Роль преподавателя

Любые достижения в экономике государства не дадут должного эффекта, если не будут обеспечены условия, в которых будут реализовывать функции социально-педагогической деятельности. Роль преподавателя в жизни общества сложно переоценить. Если даже не принимать во внимание воспитательный аспект работы, педагоги выступают в качестве связующего звена между всеми членами общества. В этой связи преподаватель выражает общие потребности и интересы населения, знает насущные проблемы современности.

Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

Работа преподавателя является очень специфичной. Педагогической называют особый вид полезной для общества деятельности взрослых граждан, осознанно направленной на подготовку детей к жизни в соответствии с существующими политическими, экономическими, эстетическими, нравственными и прочими целями. В рамках этой работы организуется объективный процесс воспитания. Функции социально-педагогической деятельности ориентированы на улучшение и ускорение подготовки подрастающего поколения к жизни. Это обуславливается тем, что преподаватели, реализуя поставленные перед ними задачи, используют теоретические знания и практический опыт в рамках системы специальных учреждений. Многие авторы считают выделение каждой функции профессиональной педагогической деятельности обособленно от других, сохраняя при этом их взаимосвязь. В общей системе преподавания было сформировано три компонента: коммуникативный, организаторский и конструктивный. Для реализации каждой функции педагогической деятельности педагогические умения и навыки, способности и стремления играют ключевую роль.

Общая характеристика

Конструктивные функции профессиональной педагогической деятельности распадаются на:

  1. Оперативную . Она предполагает планирование собственных действий преподавателя и поведенческих актов учащихся.
  2. Содержательную . В рамках реализации этой функции профессионально-педагогической деятельности учителя осуществляется отбор и компоновка материалов, планирование и построение всего образовательного процесса.
  3. Материальную . В рамках этого направления осуществляется проектирование учебно-методической базы всего процесса.

Организаторский аспект предусматривает выполнение комплекса действий, ориентированных на включение детей в разную работу, формирование коллектива. Особое значение имеет коммуникативная педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности в этом направлении ориентированы на установление целесообразных, с образовательной точки зрения, отношений преподавателя с детьми, коллегами, родителями, а также представителями общественности.

Важный момент

Виды и функции педагогической деятельности реализуются при наличии постоянной обратной связи. За счет нее преподаватель своевременно получает информацию о результатах достижения поставленных целей. В этой связи контрольно-оценочный компонент также включается в совокупность элементов, из которых формируется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности реализуются преподавателями любой специальности. У каждого из них должны быть соответствующие навыки и квалификация.

Основные функции педагогической деятельности

Образовательный процесс реализуется при непосредственном подчинении задачам и целям, поставленными преподавателем. Ключевыми функциями педагогической деятельности являются:


Ключевые аспекты

Традиционно выделяют два направления, в которых осуществляется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности ориентированы на преподавание и воспитание. Первое направление предполагает управление преимущественно познавательными способностями и стремлениями детей. Воспитательная деятельность ориентирована на организацию поведения учащихся. Она предполагает решение задач по гармоничному развитию личности. По большому счету, можно назвать тождественными эти понятия. Такой подход к рассмотрению соотношения этих направлений деятельности раскрывает суть тезиса о единстве образования и воспитания. Преподавание, которое осуществляется в пределах не только урока, но и любой организационной формы, имеет, как правило, четкие временные рамки, конкретную цель и варианты ее достижения. В отношении воспитания нельзя сказать того же самого. Эта работа прямо не преследует достижения целей, поскольку это невозможно в организационной форме, ограниченной временными рамками. В воспитательном процессе можно предусмотреть исключительно последовательное решение определенных задач. Они, в свою очередь, направлены на достижение В качестве ключевого критерия эффективного решения поставленных задач выступает позитивное изменение сознания детей, которое проявляется в поведении, эмоциональных реакциях, познавательной деятельности.

Культура преподавателя

Она выступает в качестве неотъемлемого элемента профессионализма педагога. Сформированность информационной культуры способствует оптимизации образовательного процесса. Обладая ею, преподаватели получают возможность:

  1. Применять новые способы и методы представления, обобщения сведений. В частности, речь об успеваемости, уровне знаний детей.
  2. Использовать больший объем материалов.
  3. Разрабатывать и применять компьютерные контролирующие и образовательные программы.
  4. Повышать квалификацию с помощью дистанционного обучения.
  5. Использовать в самообразовании современные информационные ресурсы.

От того, насколько развита информационная культура, зависит эффективность, с которой будет реализовываться функция проектирования педагогической деятельности.

Личные качества

Они выступают в качестве фундамента, на котором базируется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности не могут реализовываться некомпетентными специалистами. В этой связи к преподавателям предъявляются особые требования. Первостепенную важность имеет профессиональное становление педагога. Оно оказывает влияние на уровень развития всего общества в целом. Сама личность преподавателя и его знания выступают в качестве ценностного капитала. Содержание, функции педагогической деятельности предполагают наличие определенных ориентаций, знаний, которые специалист передает детям. В этой связи преподаватель - это не только персонификатор нормативной работы, но и активный участник, реализующий свои навыки на благо общества. Чтобы полностью понять сущность, функции педагогической деятельности, человек должен пройти определенный путь. Формирование его компетентности охватывает продолжительный период.

Мастерство специалиста

Оно считается высшим уровнем педагогической деятельности. Мастерство характеризуется высокой эффективностью и творческим подходом. Проявляя его, преподаватель выполняет свою работу на уровне образцов и эталонов, проверенных на практике и изложенных в методических рекомендациях. При этом необходимо сказать, что мастерство преподавателя прямо не связано с продолжительностью его стажа. Рассмотренные выше основные функции педагогической деятельности не могут реализовываться без способности специалиста построить и привести в движение образовательный процесс. По мнению А. С. Макаренко, овладение мастерством доступно абсолютно каждому преподавателю при условии целенаправленного саморазвития. Оно формируется, несомненно, на базе практического опыта. Однако далеко не всегда он становится источником мастерства преподавателя. Им может стать только труд, сущность, цели и технология реализации которого будут осмыслены. Мастерство преподавателя представляет собой комплекс индивидуально-деловых качеств и компетенции специалиста.

Компоненты

Элементами, формирующими мастерство преподавателя, выступают:

  1. Психолого-педагогическая эрудиция.
  2. Преподавательская техника.
  3. Профессиональные способности.

Под преподавательской техникой следует понимать различные приемы индивидуального воздействия специалиста на детей. Процесс воспитания можно рассматривать с методической, социальной и других точек зрения. Общественная позиция формирует комплекс ценностей, которые специалист должен передать каждому ребенку. Для реализации этой задачи необходима особая подготовка преподавателя. Он должен уметь оперировать существующими ценностями, быть их носителем. В качестве одного из важнейших компонентов мастерства выступает умение отыскать верный тон для выражения своей оценки.

Преподавательские способности

Они представляют собой особое психическое свойство индивида, которое выражается в чувствительности к действующим требованиям образовательной системы, к специфике отражения их соответствующими учащимися, а также к вероятным способам влияния на детей для получения необходимого результата. Коммуникативные способности проявляются в способах установления взаимоотношений с каждым ребенком на основании завоевания доверия и авторитета. Их обеспечивают:

  1. Способность к идентификации, то есть отождествлению себя с детьми.
  2. Дифференцированная чувствительность к личным особенностям учеников (их склонностям, интересам, потребностям и пр.).
  3. Способность к внушению.
  4. Развитая интуиция. Она выступает как важная характеристика творческого мышления и проявляется в предвосхищении искомого результата в процессе выбора стратегии.

Одним из методов воздействия выступает внушение. Оно может быть благотворным, если направлено на возбуждение фантазии, уверенности в себе, способности преодолевать возникающие препятствия, самоутверждение через труд. Внушение может быть и разрушительным. Это проявляется в случае, если оно направлено на расслабление, унижение, неверие в собственные способности или силы либо необоснованное самолюбование.

Организаторские способности

Они необходимы любому педагогу для реализации своих функций. Организаторские навыки проявляются в чувствительности преподавателя к продуктивным и непродуктивным формам:

  • взаимодействия детей с объектами познания в ходе образовательного процесса и во внеурочное время;
  • обучения детей самоорганизации;
  • построения взаимоотношений в коллективах и группах и пр.

Компетентность

Она представляет собой способность определять соответствие между ситуацией и знанием. Компетентность состоит из комплекса взаимосвязанных качеств индивида, которые формируются относительно конкретного круга предметов и процессов, необходимых для выполнения продуктивной и качественной работы. Ключевая развития преподавателя и его деятельности, таким образом, состоит в кардинальном переосмыслении содержания педагогического процесса, форм его организации. Специалист должен обладать способностью системно, эффективно, оптимально прогнозировать и выполнять работу в образовательном пространстве с учетом собственных интересов и достижений науки. Профессионализм педагога повышается за счет увеличения компетенций. Он определяется на основе анализа образовательных событий и ситуаций. Немаловажное значение имеют и характеристики Всего их выделяют три:

  1. Репродуктивный.
  2. Адаптивный.
  3. Локально-моделирующий.

В каждом новом уровне присутствует предыдущий, претерпевший качественные изменения.

Модель компетентности

Педагогический профессионализм обладает рядом признаков. В комплексе они формируют модель компетентности. Она обеспечивает эффективную реализацию педагогических функций. К этим признакам относят:

  1. Понимание базовых основ.
  2. Умение прогнозировать явления и процессы, которые находятся в зоне видения специалиста.
  3. Включение в работу интуитивных процессов.
  4. Оригинальность и новизна деятельности, отказ от стереотипов.
  5. Компетентный подход к организации работы.

Самовоспитание

В качестве базы любого профессионализма выступают навыки, знания. Однако с течением времени они устаревают, изменяется и их оценка. В этой связи для обеспечения результативности при реализации педагогических функций необходимо постоянное повышение квалификации специалистов. При этом успешная работа на лекциях не может заменить самовоспитание и самообразование преподавателей. В настоящее время выделен ряд принципов, способствующих самостоятельному развитию компетентности педагога. К ним относят:


Общение

Оно выступает в качестве неотъемлемого элемента педагога любой специальности. Это обуславливается тем, что исключительно в общении с детьми решаются ключевые задачи образовательного и воспитательного процесса. Несмотря на то что в ходе вузовской подготовки базовые элементы изучаются достаточно фрагментарно и поверхностно, многие преподаватели-практики становятся впоследствии блестящими мастерами. Вместе с этим они строят общение, преимущественно, интуитивно, основываясь на личном опыте и здравом смысле. Между тем, существуют противоположные взгляды на сущность коммуникативной функции педагога и способы ее реализации. В соответствии с традиционным подходом, общение рассматривают как определенное воздействие, направленное на передачу детям необходимых знаний и формирование у них желаемых качеств. Согласно альтернативному подходу, приоритет отдается взаимодействию участников общения в рамках равноправного диалога и сотрудничества. Ведущие научные работники отмечают, что оба этих подхода поддаются критике, поскольку при использовании любого из них существует вероятность доведения до опасной крайности - либерального попустительства или авторитарного диктата. По мнению аналитиков, самым оптимальным будет считаться комплексный подход. Он обеспечивает возможность эффективно реализовывать педагогические функции с учетом возрастных, индивидуально-психологических, гендерных и прочих особенностей учащихся.

Заключение

Реализация педагогических функций требует не только определенных знаний от специалиста. Эффективность достижения поставленных целей зависит от многих факторов. Среди них и личные качества, и уровень компетентности, и способность к саморазвитию, самовоспитанию. Деятельность педагога весьма трудоемка, требует больших временных и умственных затрат. Реализация функций педагогической деятельности должна осуществляться по четкому плану, составленному на основании результатов диагностики с учетом особенностей детского коллектива и с использованием опыта передовых преподавателей современности.

Такое понятие, как педагогическая деятельность заключается в том, чтобы обучить и воспитать детей любого возраста. В например в детском саду, процесс образования направлен больше в сторону воспитания, а в школе - внимание уделяется больше процессу обучения.

Вообще, педагогическая деятельность определение - это разностороннее мышление. Многие философы, разработчики теории функционирования систем и психологи работают по своим системам и принципам. В педагогике есть множество вариантов, в которых применяется деятельности и

На сегодняшний момент можно обратиться к любому педагогу, а их в стране достаточное количество, и воспользоваться услугами преподавания. Это, так называемые - педагоги и репетиторы. Но зачастую такая индивидуальная педагогическая деятельность основывается только на общих знаниях. Многие репетиторы не имеют должного педагогического образования и необходимой квалификации.

Важно знать, что педагогическая деятельность требует четкой профессиональной и социальной подготовки. Позицией педагога является совокупная система волевых, интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений. Здесь же проявляется деятельность, характер и личность педагога.

Сама педагогическая деятельность была создана в целях передачи накопленного опыта в духовной и культурной жизни следующему поколению. Из поколения в поколение этот опыт передавался для сохранения и развития знаний. Осуществить педагогическую деятельность способен только человек социально образованный и конечно с Благодаря системе деятельности педагога, можно представить совокупность видов педагогической деятельности - диагностика, проектировка, конструкция, коммуникация, организация, аналитика, корректировка и результат.

В ходе диагностики, педагог направляет свое внимание на изучение подопечного, его индивидуальных особенностей и характера. А после изучения использует необходимые процесса. Следующий этап - проектировка и конструкция определяют дальнейшее прогнозирование того, как ребенок развивается. На этом этапе педагог определяет цели, задачи, методы и формы своей работы. В организации педагогической деятельности предусматривается вся система действий педагога и его подопечных. Коммуникация включает в себя отношения между педагогом и детьми. При помощи коррекционной деятельности можно поддержать детей и внести кое-какие изменения в воспитательный процесс. Аналитикой является процесс, который анализирует и прогнозирует результаты деятельности педагога.

Несомненно, педагогическая деятельность включает в себя главных действующих лиц - педагога и ребенка, которые на каждом этапе друг с другом взаимодействуют, решают задачи и воспитания. Педагог должен управлять учебно-воспитательным процессом, а участники обязаны слушать и вникать во весь процесс.

От того, как хорошо работает педагог, зависит и его мастерство. Педагогическое мастерство - это самый высший уровень, где педагог проявляет свое разностороннее творчество. Постоянно совершенствуясь в обучения и развития ребенка, педагог доказывает свои творческие качества и особенности. У хорошего учителя должны быть активность и инициативность, наблюдательность и внимание, интуиция и нестандартное мышление. Мастерство педагога связано с его личностью и с качествами, которые проявляются в самосовершенствовании. Уровень педагогического мастерства определяются по следующим критериям - целесообразность, творчество, технология, оптимальность и продуктивность. Соответственно, чем выше технологичность, тем выше уровень мастерства педагога.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитание в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Цели обучения и воспитания являются по отношению к системе обучения и воспитания внешним компонентом: их задает общество, которое определяет эффективность функционирования этой системы.

Структура педагогической деятельности.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, взаимосвязь ее основных компонентов, с помощью которых она осуществляется, педагогические действия, профессионально-важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации. В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Рассмотрим оба подхода.

1. В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):

– конструктивная деятельность – конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

– организаторская деятельность – выполнение системы действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности преподавателя в вузе;

– коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;

– гностический компонент – система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

– контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

См. также

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23., стр. 50, 188-189.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическая деятельность" в других словарях:

    Процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА… … Официальная терминология

    педагогическая деятельность - pedagoginė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus, įgijusio žinių, kultūros ir tam tikros patirties, sąveika su žmogumi, siekiančiu visa tai įgyti. atitikmenys: angl. pedagogical activity vok. pädagogische Tätigkeit,… … Sporto terminų žodynas

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями… … Профессиональное образование. Словарь

    Это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) Ч30,0 … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь по педагогической психологии

    Педагогическая деятельность Остроградского. Педагогическая деятельность Остроградского была очень разнообразна. Он читал публичные лекции по высшей алгебре, небесной и аналитической механике, преподавал в Главном педагогическом институте (1832… … Википедия

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Деятельность педагога, направленная на планирование, организацию и реализацию процесса образования, целью которого на занятиях по языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся на изучаемом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Педагогическая деятельность школьного библиотекаря , И. И. Тихомирова. Данная книга – ответ на вызовы времени в одной из самых гуманных профессиональных сфер деятельности – библиотечно-педагогической работе с детьми. Учебное пособие раскрывает сущность новой…