"ЖЕНЩИНА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ"

Максим Кузьмич Салютов высок, широкоплеч, осанист. Телосложение его смело можно назвать атлетическим. Сила его чрезвычайна. Он гнет двугривенные, вырывает с корнем молодые деревца, поднимает зубами гири и клянется, что нет на земле человека, который осмелился бы побороться с ним. Он храбр и смел. Не видели, чтобы он когда-нибудь чего-нибудь боялся. Напротив, его самого боятся и бледнеют перед ним, когда он бывает сердит. Мужчины и женщины визжат и краснеют, когда он пожимает их руки: больно!! Его прекрасный баритон невозможно слушать, потому что он заглушает... Сила-человек! Другого подобного я не знаю.

И эта чудовищная, нечеловеческая, воловья сила походила на ничто, на раздавленную крысу, когда Максим Кузьмич объяснялся в любви Елене Гавриловне! Максим Кузьмич бледнел, краснел, дрожал и не был в состоянии поднять стула, когда ему приходилось выжимать из своего большого рта: "Я вас люблю!" Сила стушевывалась, и большое тело обращалось в большой пустопорожний сосуд.

Он объяснялся в любви на катке. Она порхала по льду с легкостью перышка, а он, гоняясь за ней, дрожал, млел и шептал. На лице его были написаны страдания... Ловкие, поворотливые ноги подгибались и путались, когда приходилось вырезывать на льду какой-нибудь прихотливый вензель... Вы думаете, он боялся отказа? Нет, Елена Гавриловна любила его и жаждала предложения руки и сердца... Она, маленькая, хорошенькая брюнеточка, готова была каждую минуту сгореть от нетерпения... Ему уже тридцать, чин его невелик, денег у него не особенно много, но зато он так красив, остроумен, ловок! Он отлично пляшет, прекрасно стреляет... Лучше его никто не ездит верхом. Раз он, гуляя с нею, перепрыгнул через такую канаву, перепрыгнуть через которую затруднился бы любой английский скакун!..

Нельзя не любить такого человека!

И он сам знал, что его любят. Он был уверен в этом. Страдал же он от одной мысли... Эта мысль душила его мозг, заставляла его бесноваться, плакать, не давала ему пить, есть, спать... Она отравляла его жизнь. Он клялся в любви, а она в это время копошилась в его мозгу и стучала в его виски.

Будьте моей женой! - говорил он Елене Гавриловне. - Я вас люблю! бешено, страшно!!

И сам в то же время думал:

"Имею ли я право быть ее мужем? Нет, не имею! Если бы она знала, какого я происхождения, если бы кто-нибудь рассказал ей мое прошлое, она дала бы мне пощечину! Позорное, несчастное прошлое! Она, знатная, богатая, образованная, плюнула бы на меня, если бы знала, что я за птица!"

Когда Елена Гавриловна бросилась ему на шею и поклялась ему в любви, он не чувствовал себя счастливым.

Мысль отравила всё... Возвращаясь с катка домой, он кусал себе губы и думал:

"Подлец я! Если бы я был честным человеком, я рассказал бы ей всё... всё! Я должен был, прежде чем объясняться в любви, посвятить ее в свою тайну! Но я этого не сделал, и я, значит, негодяй, подлец!"

Родители Елены Гавриловны согласились на брак ее с Максимом Кузьмичом. Атлет нравился им: он был почтителен и как чиновник подавал большие надежды. Елена Гавриловна чувствовала себя на эмпиреях. Она была счастлива. Зато бедный атлет был далеко не счастлив! До самой свадьбы его терзала та же мысль, что и во время объяснения...

Терзал его и один приятель, который, как свои пять пальцев, знал его прошлое... Приходилось отдавать приятелю почти всё свое жалованье.

Угости обедом в Эрмитаже! - говорил приятель. - А то всем расскажу... Да двадцать пять рублей дай взаймы!

Бедный Максим Кузьмич похудел, осунулся... Щеки его впали, кулаки стали жилистыми. Он заболел от мысли. Если бы не любимая женщина, он застрелился бы...

"Я подлец, негодяй! - думал он. - Я должен объясниться с ней до свадьбы! Пусть плюнет на меня!"

Но до свадьбы он не объяснился: не хватило храбрости.

Да и мысль, что после объяснения ему придется расстаться с любимой женщиной, была для него ужаснее всех мыслей!..

Наступил свадебный вечер. Молодых повенчали, поздравили, и все удивлялись их счастью. Бедный Максим Кузьмич принимал поздравления, пил, плясал, смеялся, но был страшно несчастлив. "Я себя, скота, заставлю объясниться! Нас повенчали, но еще не поздно! Мы можем еще расстаться!"

И он объяснился...

Когда наступил вожделенный час и молодых проводили в спальню, совесть и честность взяли свое... Максим Кузьмич, бледный, дрожащий, не помнящий родства, еле дышащий, робко подошел к ней и, взяв ее за руку, сказал:

Прежде чем мы будем принадлежать... друг другу, я должен... должен объясниться...

Что с тобой, Макс?! Ты... бледен! Ты все эти дни бледен, молчалив... Ты болен?

Я... должен тебе всё рассказать, Леля... Сядем... Я должен тебя поразить, отравить твое счастье... но что ж делать? Долг прежде всего... Я расскажу тебе свое прошлое...

Леля сделала большие глаза и ухмыльнулась...

Ну, рассказывай... Только скорей, пожалуйста. И не дрожи так.

Ро... родился я в Там... там... бове... Родители мои были не знатны и страшно бедны... Я тебе расскажу, что я за птица. Ты ужаснешься. Постой... Увидишь... Я был нищим... Будучи мальчиком, я продавал яблоки... груши...

Ты ужасаешься? Но, милая, это еще не так ужасно. О, я несчастный! Вы проклянете меня, если узнаете!

Но что же?

Двадцати лет... я был... был... простите меня! Не гоните меня! Я был... клоуном в цирке!

Ты?!? Клоуном?

Салютов в ожидании пощечины закрыл руками свое бледное лицо... Он был близок к обмороку...

Ты... клоуном?!

И Леля повалилась с кушетки... вскочила, забегала... Что с ней? Ухватилась за живот... По спальной понесся и посыпался смех, похожий на истерический...

Ха-ха-ха... Ты был клоуном? Ты? Максинька... Голубчик! Представь что-нибудь! Докажи, что ты был им! Ха-ха-ха! Голубчик!

Она подскочила к Салютову и обняла его...

Представь что-нибудь! Милый! Голубчик!

Ты смеешься, несчастная? Презираешь?

Сделай что-нибудь! И на канате умеешь ходить? Да ну же!

Она осыпала лицо мужа поцелуями, прижалась к нему, залебезила... Не заметно было, чтобы она сердилась... Он, ничего не донимающий, счастливый, уступил просьбе жены.

Подойдя к кровати, он сосчитал три и стал вверх ногами, опираясь лбом о край кровати...

Браво, Макс! Бис! Ха-ха! Голубчик! Еще!

Макс покачнулся, прыгнул, как был, на пол и заходил на руках...

Утром родители Лели были страшно удивлены.

Кто это там стучит наверху? - спрашивали они друг друга. - Молодые еще спят... Должно быть, прислуга шалит... Возятся-то как! Экие мерзавцы!

Папаша пошел наверх, но прислуги не нашел там. Шумели, к великому его удивлению, в комнате молодых... Он постоял около двери, пожал плечами и слегка приотворил ее... Заглянув в спальную, он съежился и чуть не умер от удивления: среди спальни стоял Максим Кузьмич и выделывал в воздухе отчаяннейшие salto mortale; возле него стояла Леля и аплодировала. Лица обоих светились счастьем.

Антон Чехов - ЖЕНЩИНА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ , читать текст

См. также Чехов Антон - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

ЖЕНЩИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЬЯНИЦЫ
Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались...

ЖЕНЫ АРТИСТОВ
Свободнейший гражданин столичного города Лиссабона, Альфонсо Зинзага,...

Последнее обновление: 29/08/2015

Предрассудки - необоснованные и зачастую негативные суждения о ком или чем-либо. Наиболее характерные признаки предрассудков - это негативные чувства, следование стереотипам и склонность к дискриминации. Определения, которые дают предрассудкам специалисты, могут варьироваться, однако все они подразумевают наличие предубеждений, мешающих нормальному восприятию.

Виды предрассудков

Предубеждения могут основываться на самых разных характеристиках человека - включая его пол, расу, сексуальную ориентацию, национальность, социоэкономический статус или религию.

К числу наиболее известных типов предубеждений относят:

  • расизм;
  • сексизм;
  • гомофобию;
  • национализм;
  • религиозные предубеждения;
  • (дискриминация по возрасту) и т.д.

Предрассудки и стереотипы

Когда дело доходит до предрассудков, в игру нередко вступают стереотипы и дискриминация. В большинстве случаев именно стереотипы становятся источником предубеждений.

Стереотип - упрощенное представление о группе, основанное на полученных ранее знаниях. Они могут быть как положительными («Женщины так милы и привлекательны»), так и отрицательными («Все подростки ленивы!»). Полагаться на них в любом случае опасно: либо это выльется в завышенные ожидания и разочарование, либо приведет к формированию предрассудков и последующей дискриминации.

По мнению психолога Гордона Олпорта, предрассудки и стереотипы - абсолютно нормальный аспект работы человеческого мышления. Чтобы окружающий мир имел для нас смысл, мы просто вынуждены сортировать поступающую информацию.

«Человек мыслит с помощью категорий», - объяснял Олпорт. - «Однажды сформировавшись, эти категории составляют основу предварительных суждений. Мы просто не можем этого избежать. От этого зависит наша повседневная жизнь».

Однако исследователи обнаружили, что когда дело доходит до категоризации информации о других людях, мы склонны преуменьшать различия между теми, кого относим к одной группе, и преувеличивать различия между группами. В ходе одного классического эксперимента участников попросили оценить рост людей, изображённых на фотографиях. Кроме того, им сказали:

«В этой брошюре мужчины и женщины одного роста. Мы специально подбирали пары так, чтобы совпадал их рост. То есть, для каждой женщины в брошюре вы найдете мужчину с соответствующим ростом. Поэтому старайтесь изучать фотографии как можно более обстоятельно; попытайтесь рассматривать каждый случай индивидуально, не обращая при этом внимание на пол участников».

В дополнение к подробной инструкции организаторы пообещали приз в $50 тому, кто наиболее точно подберет пары. Несмотря на просьбу не обращать внимания на пол, участники поддались стереотипу о том, что все мужчины хоть немного, но выше женщин. Из-за своей уверенности в этом они не смогли избавиться от уже существующих в их головах категорий и правильно разбить людей на фотографиях на пары.

Помимо этого, исследователи обнаружили, что противоположную группу участники были склонны считать более однородной - это явление учёные назвали эффектом гомогенности аутгруппы («чужой» группы). Ощущение того, что все члены другой группы похожи относится ко всем, независимо от фактора, выступающего основой для категоризации - будь то раса (для нас все азиаты похожи, не так ли?), национальность, религия, возраст или любой другой фактор.

Как побороть предрассудки?

Прежде всего, следует обращать внимание на причины, по которым у вас или у кого-то другого появились предрассудки. Кроме того, исследователи выделяют и другие способы борьбы с необоснованным негативом, застилающим нам глаза. Нужно учиться с пониманием и уважением относиться к членам других групп. Представляйте себя в подобной ситуации, ставьте себя на место того, кого не понимаете: однажды попробовав представить свою реакцию, человек начинает с большим вниманием относиться к мыслям и поступкам другого.

Имя Николая Николаевича Раевского, генерала и героя войны 1812 года, навеки вписано в русскую ратную историю. Но не только. Это имя, и эта фамилия навсегда соединились с драгоценным именем Пушкина.

Поэта с семейством Раевских связывало многое. Хорошо известна его увлеченность и поэтическая влюблённость в дочерей Екатерину и Марию. По-дружески поэт был близок с сыновьями: Александром и Николаем. Как ни странно, но добрые и товарищеские отношения сложились у молодого поэта с главой семейства, который был старше Пушкина почти на тридцать лет. Нам захотелось увидеть эти отношения с неожиданной стороны, тем взглядом, который определен нами в названии.

О своем пребывании на юге с семейством Раевских ссыльный Пушкин написал брату: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества». Отметим, насколько важны для поэта естественные человеческие качества: «я в нем любил человека», и насколько необходимы и ценимы поэтом свойства, казалось бы, несходные: «с сильным характером и чувствительный». Но, нас в этой характеристике генерала Николая Николаевича Раевского заинтересовало выражение: «человек без предрассудков». Какое значение оно могло иметь у Пушкина.

Первое, на что мы хотели бы указать: именитый и прославленный генерал пренебрег светской рассудительностью и взял с собой (его сопровождали сын Николай и две дочери, Софья и Мария) в путешествие молодого и опального вольнодумца-поэта, отличавшегося горячим нравом и несколько эксцентричным поведением, а также, порой, необычным внешним видом. Как свидетельствовал Иван Пущин, поэт выехал на юг в красной русской рубашке и белой поярковой шляпе. В Екатеринаславле Пушкин, лишь однажды представившись губернатору и начальнику Инзову, проводил время, гуляя по лесу и катаясь на лодке, но, выкупавшись в Днепре, заболел горячкой. Генерал Раевский заехал в Екатеринославль по просьбе сына Николая, желавшего навестить Пушкина; они застали его больным. Сам генерал просит Инзова разрешить Пушкину для лечения ехать вместе с его семейством, и в дороге семейный врач потчует поэта лекарствами.

Раевский был хорошо образован, знал несколько европейских языков, его библиотека составляла четыре тысячи книг. По словам П.И.Бартенева, Раевский был «настоящий русский человек, любил русскую речь, по собственной охоте знаком был с нашей словесностью, знал и ценил простой народ, сближался с ним в военном быту и в своих поместьях, где, между прочим, любил заниматься садоводством и домашней медициной». Как и Пушкин, биограф отмечает, прежде всего, человеческие достоинства генерала. Они оба, молодой Пушкин и пятидесятилетний генерал могли быть друг другу интересными собеседниками. Бартенев отмечает, что от Раевского поэт узнал многое о XVIII веке, о Екатерине II, о военных походах, войне 1812 года.

Приглашение быть «посереди семейства», полученное Пушкиным-изгнанником в столь неопределенное и нелегкое для него время, вся прелесть и очарование от большого и дружного семейства Раевских навсегда сделали Пушкина благодарным и преданным всему семейству. Об этом в своих записках пишет Мария Николаевна Раевская: «мой отец приютил его в то время, когда он был преследуем императором Александром I за стихотворения, считавшиеся революционными. Отец принял участие в бедном молодом человеке, одаренном таким громадным талантом, и взял его с собой, когда мы ездили на Кавказские воды, так как здоровье его было сильно расшатано. Пушкин этого никогда не забыл; он был связан дружбою с моими братьями и ко всем нам питал чувство глубокой преданности». Известен факт, что по просьбе Раевского-отца Пушкин написал эпитафию на смерть первенца Марии Николаевны, Николеньки:

В сияньи, в радостном покое,
У трона Вечного Отца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца...».

Также известен факт, что после смерти генерала, его супруга, София Алексеевна (внучка М.В.Ломоносова), оказавшись без пенсиона, без средств, с расстроенными делами и долгами, обратилась к Пушкину с просьбой ходатайствовать перед императором об оказании ей помощи. И Пушкин, почитая это дело своим «священным долгом», обращается с письмом к Бенкендорфу. Письмо написано 18 января 1830 года, прошло четыре месяца, как арестован по доносу Николай Раевский-сын за его связи с высланными на Кавказ декабристами. Приводим это письмо (в переводе с французского), чтобы увидеть столь замечательный пример обращения поэта к важному чиновнику, написанном искренно на языке сердечной дипломатии:
«…Узами дружбы и благодарности связан я с семейством, которое ныне находится в очень несчастном положении: вдова генерала Раевского обратилась ко мне с просьбою замолвить за нее слово перед теми, кто может донести ее голос до царского престола. То, что ее выбор пал на меня, само по себе уже свидетельствует до какой степени она лишена друзей, всяких надежд и помощи. Половина семейства находится в изгнании, другая – накануне полного разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов по громадному долгу. Госпожа Раевская ходатайствует о назначении ей пенсии в размере полного жалования покойного мужа, с тем, чтобы эта пенсия перешла дочерям в случае ее смерти. Этого будет достаточно, чтобы спасти ее от нищеты. Прибегая к Вашему превосходительству я надеюсь судьбой вдовы героя 1812 года – великого человека, жизнь которого была столь блестяща, а кончина так печальна, - заинтересовать скорее воина, чем министра, и доброго, отзывчивого человека скорее, чем государственного мужа…». Просьба была удовлетворена, и вдова героя Отечественной войны получила довольно значительную пенсию в размере двенадцати тысяч рублей в год золотом.

Другое обстоятельство, в котором, на наш взгляд, Раевский показал себя человеком «без предрассудков», объективным и независимым, нежелающим пользоваться незаслуженной им славой, связано с поступком генерала в бою под Салтановкой. Когда он, как приписала ему народная слава, в решительный момент повел в атаку Смоленский полк, взяв за руки двух своих несовершеннолетних отроков. Сам Раевский эту красивую и символическую историю отрицал. По воспоминаниям поэта Константина Батюшкова, адъютанта генерала, на его слова: «Но, помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперёд, ребята; я и дети мои откроем вам путь к славе, или что-то тому подобное, Раевский засмеялся. «Я никогда так не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинён в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Гравёры, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином». Вскоре, после сражения, Раевский написал к сестре своей супруги: “Сын мой, Александр, выказал себя молодцом, а Николай даже во время самого сильного огня беспрестанно шутил; этому пуля прорвала брюки; оба сына повышены чином”. Вспомним также описание Дениса Давыдова: «После сего дела я своими глазами видел всю грудь и правую ногу Раевского... почерневшими от картечных контузий. Он о том не говорил никому, и знала о том одна малая часть из тех, кои пользовались его особою благосклонностию».

Интересно, что Пушкин в 1830 году откликнулся на «Некрологию генерала от кавалерии Н.Н. Раевского», автором которой был Михаил Орлов, женатый на дочери генерала Екатерине. Поэт посетовал на «непонятное упущение со стороны неизвестного некролога: он не упомянул о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений в кровавом 1812-м году!.. Отечество того не забыло”. Поэт, как и Михаил Орлов, знал подлинные факты боя при Салтановке, но считал необходимым сказать «о двух отроках, приведённых отцом на поля сражений». Так как оба сына были в армии при отце, а Александр был участником этого боя. К тому же, как можно предположить, для Пушкина данная история-легенда, ставшая народной и показывающая русский народный патриотизм, имела все права на существование, как реальный исторический факт.

Человек, столь независимый, в том числе от мнений людей, наделенных властью, к тому же, по словам Пушкина «насмешливый и желчный», Раевский неминуемо должен был оказаться когда-то у власти в немилости. Будучи полковником (этот чин он получил в двадцать лет) и, командуя Нижегородским драгунским полком, Раевский был по доносу исключен из службы Павлом I и уволен в отставку. Возможно, здесь сказалось родство Раевского с некогда всесильным Григорием Потемкиным. По предложению Александра, нового императора, Раевский вернулся в армию с чином генерал-майора, но по прошествии полугода он сам увольняется, сославшись на расстроенные дела.

Через пять лет, в 1807 году, Раевский возвращается на службу и участвует в заграничных походах, в войнах со Швецией и Турцией. Такие повороты в судьбе военного человека не были исключительны. И все же были военные, которые искали милостей у царя, служили ради должностей и желали официальных почестей. Но были и другие, и среди них Раевский, находившийся вдалеке от политики и придворного окружения. Сам он сказал: «Я век мой жил и служил без интриг, «без милостивцев», ни к каким партиям не приставал и не отставал ни от кого своих товарищей». Известно, по семейному преданию, что Раевский отказался от графского титула, предложенного ему Александром I. Приведем слова Алексея Петровича Ермолова, родственника и товарища Раевского, наиболее близкого ему по духу человека и военноначальника, из его «Записок», где он высказывается об окружении Кутузова, когда армия находилась в Тарутино: «Уменьшившиеся мои занятия заставили меня повторить рапорт мой об удалении от должности, но без успеха; итак, остался я принадлежать главной квартире, свидетелем чванства разных лиц, возникающей знатности, интриг, пронырства и происков». Ермолов недоволен поведением людей, которых Пушкин назвал «аристокрация породы и богатства», и которые, как пишет поэт, «на целые поколения, на целые столетия налагают свой образ мыслей, свои страсти, свои предрассудки».

У Пушкина использование слова предрассудок имеет ряд смысловых оттенков и особенностей, мы не будем на них останавливаться. Как правило, слово это имеет всё тот же общеупотребительный характер, связанный с его основным определением: предрассудок – это ложный, но укоренившийся взгляд на что-нибудь. К примеру: Маша Троекурова в романе «Дубровский» не обращает внимания на молодого француза, «воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…». Германн, из повести «Пиковая дама», «имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, - и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения». А вот в «Евгении Онегине» это слово употребляется с положительным значением:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.

«В нашем быту – пишет Даль в своем Словаре - господствуют гибельные предрассудки светского приличия, а в народе - предрассудки суеверия. Мы - невольники общественных предрассудков». Именно общественные предрассудки «светского приличия» имел в виду Пушкин, говоря о Раевском.

Но, хотели бы мы добавить: следовать предрассудкам своей социальной группы, своему сословию оказывается делом выгодным, и эти предрассудки, хоть они и ложные, способны дать человеку определенные преимущества перед другими. А потому человек без предрассудков – это человек, не желающий и не могущий лгать и превозносить себя выше других, способный объективно и правильно оценивать себя и других, своё время, а также времена исторические.

Несколько последних лет были для Раевского тяжелыми. По делу о 14 декабря арестовали сыновей: (они были выпущены с «очистительным аттестатом»). Два его зятя: С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов также подверглись аресту, первого отправили на каторгу в Сибирь, второй навсегда был уволен из армии и отправлен в деревню под надзор полиции. Дочь Мария без разрешения родителя уехала к мужу в Сибирь. Пришлось хлопотать за Александра – он был наказан за резкую выходку перед графиней Елизаветой Воронцовой – и безуспешно. «Ни единого ропота, ни единого злобного слова не вырвалось из уст его; ни единым вздохом, ни единым стенанием не порадовал он честолюбивую посредственность, всегда готовую наслаждаться страданием человека, по мере его достоинства. Испытание ужасное! Несколько лет продолжалось оно неослабно...» - написал Денис Давыдов.

Скончался Николай Николаевич Раевский 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет. Похоронен он в фамильной усыпальнице в селе Разумовка. На его надгробной плите начертаны слова:

"Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России".

Ложный взгляд на что-нибудь, превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок. Бороться с религиозными предрассудками. «Дома новы, да предрассудки стары,… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.» Грибоедов .

❖ Человек без предрассудков (ирон.) - перен. человек, не знающий моральных стеснений, ни перед чем не останавливающийся, считающий честность предрассудком.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРЕДРАССУДОК" в других словарях:

    В современном русском языке нет прямой семантической связи между словами рассудок и предрассудок. Предрассудок это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что нибудь. Например: «Самый страшный враг прогресса предрассудок: он тормозит, он… … История слов

    предрассудок - см. предубеждение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. предрассудок … Большая психологическая энциклопедия

    Буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия и предубеждения. Предрассудок взгляды и мнения, основанные на… … Википедия

    Заблуждение, поверье, суеверие, мнительность. Ср. суеверие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предрассудок заблуждение, поверье, суеверие, мнительность, недоверие;… … Словарь синонимов

    Мнение, казавшееся когда то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке. Мышления беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного … Философская энциклопедия

    Предрассудок - Предрассудок ♦ Préjugé Оценка, вынесенная заранее, то есть до того. До чего именно? До настоящего и взвешенного обдумывания. Предрассудок – классический уничижительный синоним предвзятого мнения (именно в этом смысле его употребляет Декарт) … Философский словарь Спонвиля

    ПРЕДРАССУДОК, буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо… … Современная энциклопедия

    Буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо явлению; не… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРЕДРАССУДОК, дка, муж. Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что н. Укоренившийся п. Дома новы, но предрассудки стары (книжн.). | прил. предрассудочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. prejudice; нем. Vorurteil. Устойчивое предубеждение по поводу к. л. аспекта реальности, отдельных индивидов, как представителей отдельных соц. групп, или соц. групп в целом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Книги

  • Женщина-кошка , Роберт Асприн. "- El Gato Negro!Черный Кот! Черный Кот! Потенциальные жертвы увидели черный комбинезон, но предрассудок помешал им разглядеть заключенные в нем формы. Им так и не суждено было понять, что их…

Если спросить любого из нас есть ли у нас предрассудки, то, наверное, девять из десяти ответят, что нет. Для образованных и интеллигентных людей, каковыми мы все себя считаем, иметь предрассудки – это почти моветон. Но если разобраться, то только у одного из десяти их нет.

Предрассудки, стереотипы, предубеждения – это чужие суждения, которые сложились в обществе задолго до нашего рождения, но которым мы почему-то безоговорочно верим. Даже не то, чтобы верим, а просто не считаем нужным их проверять. Буквально, предрассудок – это мнение, которое предшествовало рассудку, т.е. сложилось без рассуждения, без логического размышления. Оно основано на неточном или искаженном знании о чем-либо и часто принимается нами на веру со слов других людей. Предрассудки не имеют фактического подтверждения, часто не соответствуют действительности, а иногда и вообще недоказуемы. Например, «всем мужчинам нужно только одно», «все блондинки – глупы и легкомысленны», «секретарша обязательно спит с шефом», «ревнует – значит, любит», «женщина за рулем – потенциальный преступник», «все русские – пьяницы», «все хохлы жадные». Ну, как тут проверишь достоверность! И этот список можно продолжать очень долго, а если в реальной жизни мы сталкивается с обратными примерами, то считаем это скорее исключением из правил. А имя этим правилам – предрассудки!

«Дома новы, но предрассудки, стары… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» еще в 19 веке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе о т ума». Так почему же предрассудки так живучи? Во-первых, потому что на первый взгляд они выглядят очень правдоподобно. Во-вторых, потому что эти суждения мы слышим в своей жизни не один раз и начинаем воспринимать их почти как народную мудрость или традицию, даже не задумываясь о том, что послужило причиной появления на свет того или иного стереотипа. Люди с предрассудками обычно не могут привести логичные аргументы в защиту своих предубеждений. Их аргументы, как правило, таковы: "так принято", " так было испокон веков ", "все так делают", «не нами это придумано – не нам это и менять» и т.п.

Чего стоит одно только укоренившееся «испокон веков» утверждение, что «порядочная девушка до двадцати пяти лет обязательно должна выйти замуж!» И начинается: «Подружки замужем давно, а мне (о, ужас) уже двадцать четыре года, а я все в девках сижу!» И чтобы не быть хуже других – выходит замуж за того, кто первым сделает предложение, лишь бы успеть до двадцати пяти. Спустя какое-то время понимает, что оно того не стоило, но на руках уже ребенок. Ей бы взять, да и развестись с нелюбимым или недостойным мужем, но тут на пути как стена встает следующий предрассудок «женщине с ребёнком практически невозможно выйти замуж, да и кому нужны чужие дети, а разведенная женщина – это уже неприлично». Вот так всю жизнь и живет, обрастая новыми предрассудками и передавая их по наследству своим детям.

Снобизм – еще одна причина возникновения предрассудков. Люди, привыкшие считать себя лучше какой-либо определенной социальной группы, порождают массу неискоренимых предубеждений. У таких людей появляется предвзятое отношение к людям из определенных социальных слоев. Избавиться от такого подхода, можно только познакомившись и узнав поближе представителей столь презираемой социальной группы. Именно снобизм дает начало такому опасному предрассудку как расизм (предубеждения по отношению к этническим и расовым группам).

В нашем современном мире мощным генератором предрассудков стали производители различных товаров массового потребления в союзе с маркетологами, которые с помощью СМИ задают нам определенную систему материальных (а иногда и духовных) ценностей. Если ты принадлежишь к определенной социальной группе или занимаешь соответствующую должность, то уж, будь добр, соответствуй! И чтобы не уронить себя на этой ярмарке тщеславия люди поступаются собственными вкусами, привычками и тратят огромные деньги на то, без чего спокойно могли бы обойтись.

Чем же опасны предрассудки и можно ли им противостоять? Во-первых, наличие у человека предрассудка искажает процесс восприятия людей или фактов. Такой человек воспринимает окружающую действительность необъективно и предвзято – он видит только то, что хочет видеть и только так, как ему хочется. В результате он принимает неправильные или неадекватные решения. Во-вторых, у такого человека невольно возникает страх перед людьми или явлениями в отношении которых он испытывает предубеждения. Предрассудки и предубеждения формируют в людях комплексы, которые мешают им в жизни. Сами того не замечая, люди становятся рабами своих предрассудков и противостоять им очень трудно.

Предрассудки мешают нам воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Поэтому давайте разберемся в себе, покончим с собственными предубеждениями и освободимся от предрассудков. Я, например, (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не верю в предрассудки!