Ежедневно мы взаимодействуем с различными людьми, давая им личную оценку. Однако мы почти никогда не задумываемся, что это может быть не наше собственное мнение о человеке или явлении, а предрассудки и стереотипы, навязанные обществом.

Для того чтобы это понять, разберемся с определением данного понятия. Что такое предрассудок? Предрассудок – это суждение о человеке или предмете, имеющее негативную эмоциональную окраску и, как правило, не обладающее обоснованием . Определения, сформулированные экспертами, могут отличаться, но каждое из них подразумевает наличие стереотипов или клише, ограничивающих здравое восприятие действительности.

Для более глубокого понимания дадим определение понятиям: стереотип, предубеждение и предрассудок. Объясним эту разницу на примере расовых различий.

  • Расовый стереотип – устоявшееся отношение к другой расе, сформированное на базе определенной системы ценностей. Он будет существовать до тех пор, пока существуют расовые различия. Он не плох и не хорош сам по себе. Это лишь попытка классификации окружающего мира для проведения его анализа.
  • Предубеждение характеризуется негативными эмоциями по отношению к другой расовой общности, уклонением от контактов с ней. Предрассудок отличается нарастанием негатива по отношению к другой расе, возвышением своей и принижением других.
  • Расовые предрассудки проявляются уже не просто в негативных эмоциях, а в конкретных действиях, направленных против другой расы.

Согласно мнению некоторых психологов, стереотипы необходимы для анализа окружающего мира. Анализируя общество, мы подразделяем его на группы, чтобы сделать более простым для анализа. Отмечается также, что люди склонны нивелировать различия между членами одной группы и увеличивать их между представителями разных групп.

В большинстве случаев именно стереотипы становятся основой предрассудков. Стереотип – представление о чем-либо, полученное на основе прошлого опыта или опыта других людей. Они могут иметь как положительную, так и отрицательную оценку. Источником их являются семья и социальное окружение.

Пока ребенок маленький, на его картину мира оказывают влияние родители. Как только он взрослеет и начинает существовать в обществе, оно также оставляет отпечаток на мировоззрении. Какие-то из родительских установок останутся неизменными, другие же подвергнутся корректировке.

Виды предрассудков

Предубеждения основываются на характеристиках человека. В зависимости от этого выделяются их виды:

  • Гендерные предрассудки (половые, гомосексуальные) – одни из самых распространенных. К ним можно отнести утверждение о том, что мужчины успешнее женщин.
  • Этнические предрассудки основаны на принадлежности индивида к определенной национальности или расе.
  • Религиозные – приобретают широкую распространенность в современном мире. Нарастание религиозных конфликтов, основанных на возвышении одной религии над другими, приводит к дестабилизации всего мира.
  • Социальные. Принадлежность к определенной социальной группе особенно ярко начинает проявляться в школьный период и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни.
  • Возрастные – связаны с разделением общества на группы по возрастному признаку и установлении различий между ними. Ярким примером служит представление детей о том, что их родители отстали от жизни и не понимают современных веяний.

Преодоление предрассудков

Отмечается, что человек, на решения которого не оказывают воздействие предрассудки и стереотипы, открытый миру, постоянно развивающийся и готовый изменить свои убеждения под воздействием здравых аргументов, сохраняет свою . А индивид, подчиняющийся мнению большинства и неспособный принимать самостоятельные решения, теряет свою уникальность, становится частью толпы и очень часто – орудием в чужих руках.

Эта проблема крайне актуальна в современном мире. Информационное управление массами людей используется и правительствами стран, и компаниями, производящими продукцию, и маргинальными группировками (в том числе террористическими). Человек, не способный мыслить критически, попадая под воздействие, основанное на стереотипах, принимает это как норму и не стремится подвергать ее сомнению.

Возьмем, например, рекламу. В ней часто эксперты рекомендуют нам тот или иной продукт. Но почти никто из нас не задумывается над тем, что другие эксперты могут рекомендовать товар конкурентов. Стереотип, основанный на компетентности экспертного мнения, мешает нам подвергнуть сомнению предлагаемую информацию.

На таком же принципе основана система идеологии, применяемая руководством стран с тоталитарной формой правления. Создается определенная картина мира, навязываемая через авторитетные средства массовой информации. Распространение противоречащей ей информации жестко пресекается.

Не только в древности, но и сейчас продолжают существовать расовые предрассудки, причем в современном мире они носят скрытый характер. Отрицательное отношение к другим расам проявляется в виде гиперболизации национальных отличий, негативной реакции на иностранных рабочих – то есть происходит дискриминация, якобы не имеющая отношения к национальным различиям.

Никуда не исчезли и гендерные стереотипы. Проведенные исследования показывают, что их основы закладываются еще в школе: считается, что мальчики более склонны к точным наукам, а девочки – к гуманитарным. Определение женской социальной роли как маминой помощницы, а в будущем матери и хранительницы домашнего очага, а мужской – как помощника по хозяйству, а в дальнейшем добытчика и главы семьи, способствует стереотипизации общества по половому признаку.

Закрепление социальных ролей со школьного возраста, конечно, нельзя считать отрицательным явлением, ведь оно позитивно влияет на систему ценностей формирующегося человека (в том числе в отношении института семьи и брака, являющегося основой здорового общества). Однако именно на этой основе в социуме формируются гендерные предрассудки.

В обществе до сих пор преобладают такие стереотипы, как «женщины – плохие руководители» или «все мужья изменяют женам». Ни для кого не секрет и мнение руководителей о том, что женщины более склонны прерывать свою карьеру из-за семейных обстоятельств, чем мужчины. Исследования также показывают, что женщинам сложнее найти работу, нежели мужчинам, а некоторые профессии по сей день считаются мужскими или, наоборот, женскими.

Как можно преодолеть предрассудки? В целом борьба с предрассудками основывается на искоренении причин их появления. В обществе существуют следующие способы:

  • Создание правил, обязывающих одинаково обращаться с членами разных групп.
  • Общественное осуждение предубеждений и предрассудков.
  • Разъяснение людям нестабильности их убеждений.
  • Формирование взаимоотношений между социальными группами.

При этом каждый человек в отдельности самостоятельно может снижать степень влияния предрассудков и стереотипов на свое мышление через:

  • Повышение уровня образования людей, развитие разносторонности их знаний и умений.
  • Отказ от категорических суждений.
  • Формирование критического мышления.
  • Развитие гибкости мышления.
  • Оценку реальности с различных точек зрения.
  • Умение находить позитивные моменты в негативных явлениях.

В заключение можно сказать, что стереотипы сами по себе не являются отрицательным или положительным явлением, но могут стать основой для предрассудков. Человек, находящийся в плену предрассудков, не способен мыслить здраво и рационально, он становится зависимым от мнения большинства. Борьба с предрассудками возможна как со стороны общества, так и со стороны зависимого от них индивида. Автор: Ольга Лупандина

И всё же психологи - это такие же люди, как и все мы. Поэтому иногда от них можно услышать дельную мысль. Я хочу сказать несколько похвальных слов о книге американского психоаналитика Рудольфа Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность" (на русский язык она переведена почему-то под названием "Манифест счастливого детства").

Данное руководство по воспитанию, впервые опубликованное почти пятьдесят лет назад, по праву считается классическим произведением жанра. Многие нынешние авторы до сих пор охотно переписывают оттуда свои рецепты.

Помимо пустого психологизирования на основе высосанных из пальца теорий, Рудольф Дрейкурс приводит несколько действительно полезных воспитательных приемов. Композиционно книга построена почти как задачник по какой-нибудь геометрии.

За вводным описанием приемов следуют сценки из реальной жизни, в которых дети своим непослушанием как бы ставят родителей перед той или иной проблемой. Читателю вначале предлагается самостоятельно поразмыслить о том, какими из описанных методов эту проблему можно решить, и только после этого приводится правильный, с точки зрения автора, ответ.

Следует, однако, сразу оговориться, что Дрейкурс, как и подавляющее большинство профессиональных помощников, не предполагает, что родители могут ставить перед собой сколь-нибудь амбициозные цели, как-то: вырастить светлого гения, или харизматического лидера, или хотя бы успешного бизнесмена.

Всё воспитание, по мнению специалистов, сводится исключительно к тому, чтобы избегать при общении с детьми мелких житейских неурядиц. Вот список типичных проблем, в которые нас погружает книга Дрейкурса:

  • Дети не желают по утрам вставать с постели;
  • А встав, едва шевелятся, словно не собираются идти в садик или в школу;
  • Проявляют не соответствующую возрасту беспомощность;
  • Плохо едят, демонстрируя при этом дурные манеры;
  • Выказывают полную небрежность к одежде, игрушкам, книгам;
  • Разводят страшный беспорядок в комнате;
  • Уклоняются от каких бы то ни было обязанностей по хозяйству;
  • Ссорятся и дерутся с братьями и сестрами;
  • Устраивают безобразные сцены в общественных местах;
  • Не возвращаются в условленный час домой с улицы;
  • Не ложатся по вечерам спать вовремя.
Разумеется, Дрейкурс категорически отвергает шлепки по попе и другие способы болевого воздействия - на том основании, что это, как он уверяет, не работает: шлепки будто бы не вызывают у ребенка ничего, кроме жгучего желания отомстить, и он становится еще более неуправляемым.

Как же так получилось, что это прекрасно работало на протяжении тысячелетий, а теперь вдруг перестало? - Опережая этот вопрос, Дрейкурс авторитетно заявляет, что с появлением демократического общества внутренняя природа детей изменилась, и они сделались нетерпимыми к насилию.

Но оставим на совести благонравного американца этот политкорректный вздор. Перейдем лучше к позитивной части его книги. Он предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне" (вполне в духе демократического равноправия). Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями". Вот типичная ситуация, выстроенная по рецептам Дрейкурса.


Семилетний мальчик Ганс относился к своим домашним обязанностям с полным пренебрежением. Вот и на этот раз он пообещал матери вынести мусорное ведро, но выполнять свое обещание, конечно, не торопился. На ее очередное напоминание он только недовольно процедил сквозь зубы:

Почему это должен делать всегда я?

Тогда мама, которая как раз вернулась домой с курсов для родителей, пригласила его на небольшой разговор.

Как бы ты отнесся к тому, - спросила она, - если бы ты мог целую неделю делать только то, что ты хочешь? Ты будешь свободен ото всех своих обязанностей по дому.

Ганс не поверил своим ушам:

Ты это серьезно? Мне что, можно будет не убираться за собой? Можно не мыть руки перед едой и не выносить мусор?

Да, целую неделю. Но при одном условии.

"Я так и знал, - подумал Ганс, - тут должна быть какая-то ловушка. Слишком уж это похоже на сказку".

Мы будем с тобой полностью уравнены в правах, - продолжала мама. - И всё, что позволено тебе, будет позволено и мне. Ну как, согласен?

"Что за странный вопрос! - удивился про себя Ганс. - Взрослые и без того всегда делают всё, что хотят. Зачем ей нужно еще мое согласие?"

Договор был заключен, и мальчик отправился на ночь в свою комнату, радуясь предстоящей неделе полной свободы.

Когда на следующее утро он пришел завтракать, он застал лишь пустой стол.

- Мама! - позвал он. - А где наш завтрак?

Мама еще нежилась в кровати, почитывая книжку, и на его вопрос ответила, что у нее нет ни малейшего желания вставать.

Ты можешь сам сообразить себе что-нибудь поесть, если хочешь, - добавила она.

Пришлось Гансу перекусывать чем попало. Хотя это было и не очень приятно, но представлялось всё же приемлемой ценой за свободу.

Когда наступило время обедать, никакого обеда готово не было.

Знаешь, - сказала мама, - мне что-то сегодня неохота самой готовить. Пойду-ка я пообедаю у подруги.

Весь оставшийся день мама занималась себе в удовольствие какими-то своими делами и отказывалась обслуживать Ганса. Она не отвезла его на любимый театральный кружок и не стала пришивать оторвавшуюся от штанов пуговицу.

Вечером Ганс по собственному почину вынес мусорное ведро и попросил маму, чтобы она стала такой, как прежде.

Подобными же методами разрешаются и большинство других проблем воспитания из списка Дрейкурса. Если, к примеру, младший школьник не желает по утрам вставать с постели и не стремится попасть в школу вовремя, то и родители вполне могут оставаться равнодушными на сей счет.

Им следует купить ребенку будильник и больше никакого участия в сборах в школу не принимать. Разумеется, в первый же день ребенок, скорее всего, проспит и опоздает на занятия. Ну и ладно! Пусть себе конфликтует с учительницей, раз уж ему это так нравится.

В конце концов, дети обучаются правильному поведению вовсе не благодаря родительским понуканиям, а через обратную связь, получаемую от реальных последствий поступков. Всё, что требуется от родителей, - это ограничить до минимума свое участие в событиях, позволяя последствиям реализовываться в самой естественной, логической форме. Иногда, впрочем, кратковременное вмешательство в ситуацию всё же необходимо.

Трехлетнюю Кетрин отпустили погулять во двор, однако она постоянно выбегает со двора на проезжую часть улицы.

В подобного рода случаях было бы, разумеется, неправильно дожидаться наступления естественного финала, который заключается в том, что малышка рано или поздно попадет под машину.

Перед тем как отправить дочку гулять, мама должна получить от нее заверение, что та не будет выходить за пределы двора. Как только Кетрин выбежит на проезжую часть, мама безо всякой ругани и упреков возьмет ее за руку и отведет домой, где девочка и проведет оставшуюся часть дня.

На другой день у Кетрин будет новый шанс, но если она и в следующий раз проявит непонимание, то останется дома уже на три дня. Маленькие девочки, не способные позаботиться о своей безопасности на улице, сидят дома. Логично? - Вполне. Так, собственно, Дрейкурс и называет этот воспитательный прием - применение логических последствий.

Для обсуждения всех назревших проблем Дрейкурс настоятельно рекомендует с периодичностью один раз в неделю устраивать семейный совет, на котором у каждого, включая малолетних детей, есть возможность высказать всё, что лежит на душе, и выдвинуть свои предложения. Все решения, по демократически, принимаются большинством голосов, причем детский голос весит ничуть не меньше, чем взрослый. Однажды принятое решение действует, как минимум, в течение недели и может быть отменено не раньше, чем на следующем семейном совете.

Наибольшую воспитательную ценность имеют, как ни странно, "неудачные", "безответственные" решения, навязанные родителям со стороны младшего поколения.

Три девочки-подростка, пользуясь своим численным перевесом, добились на семейном совете принятия новых правил касательно своего вечернего времяпрепровождения. По этим правилам, они в любое время могли уходить из дому и не обязаны были никому докладывать, куда они направляются и когда они вернутся обратно. Даже если им понадобилось бы задержаться до поздней ночи, они не должны были звонить домой и предупреждать об этом родителей. Мать, разумеется, выступила решительно против, однако была вынуждена подчиниться мнению большинства.

На следующий день мать отправилась в гости к подруге, поставив об этом в известность только мужа. Она осталась там ночевать и вернулась домой лишь поздним утром. Не на шутку встревоженные дочери обступили ее с упреками:

Где ты была? Почему ты нам ничего не сказала?

На что мать спокойно ответила:

На последнем совете мы решили, что можно гулять хоть всю ночь и ни перед кем не отчитываться. Я полагаю, что это относится ко мне ничуть не меньше, чем к вам.

На ближайшем же семейном совете девочки с готовностью согласились принять более разумные правила.

Дрейкурс является горячим сторонником принципа: "Никогда не делать за ребенка то, что он способен сделать сам". Это касается не только застегивания пуговиц и завязывания шнурков, но и такой сложной деятельности, как выстраивание отношений с другими людьми.

Артур прибежал на кухню, отчаянно рыдая:

Мама, мама! Папа меня ударил!

Мать отложила дела в сторону, обняла сына и стала его утешать:

Что такое случилось, радость моя?

Он сказал, что я ему нагрубил, а потом дал мне подзатыльник.

Ничего, ничего, сынок. Не плачь! Я сейчас во всём разберусь.

Успокоив сына, мать отправилась в гараж, где отец в это время что-то мастерил. Между родителями разразилась громкая ссора. Мать (в сотый раз) пыталась втолковать отцу, что телесные наказания - это неправильный метод воспитания. Отец же утверждал, что Артур - в такой же мере его сын, как и ее, и если отец говорит сыну убрать с дороги велосипед, то вовсе не для того, чтобы услышать в ответ откровенное хамство. Сам же Артур стоял неподалеку и наблюдал за ссорой родителей с самодовольной ухмылкой.

Дрейкурс сопровождает эту сцену следующими любопытными комментариями:

Взаимоотношения между двумя людьми - это личное дело этих двух людей и ничье больше. То, что происходит между Артуром и его отцом, касается только Артура и его отца. Мать не должна пытаться брать на себя роль регулировщика. Если сын приходит к ней, чтобы "наябедничать" на отца, она может просто сказать:

Жаль, что так получилось, Артур. Если ты не хочешь, чтобы отец тебя бил, тебе имеет смысл подумать, как ты должен себя вести, чтобы этого не случалось.

Мать имеет полное право, в соответствии со своими убеждениями, никогда не бить сына. Однако у нее нет ни малейшего права диктовать мужу, как тому следует обращаться с ребенком. Если Артур недоволен манерами отца, то эта проблема принадлежит не ей, а ему.

У многих этот момент вызывает трудности с пониманием. Разве мы не должны позаботиться о том, чтобы все окружающие правильно обращались с нашим ребенком? Разве не в этом заключается наш родительский долг? Но тогда возникает вопрос: что такое "правильное" обращение? Кто это решает? Тут требуется наличие некоего "авторитета", который дал бы нам единственно верный ответ. Однако в демократическом обществе такого авторитета просто не существует.

Вполне естественно, что родители, будучи двумя разными индивидуальностями, могут придерживаться разных мнений по поводу массы вещей. Если вдруг окажется, что их представления о воспитании полностью совпадают, - тем лучше. Однако такое единство взглядов вовсе не является обязательным.

Ребенок строит отношения с каждым человеком из своего окружения в индивидуальном порядке, принимая в этом самую активную роль. Как бы по разному ни обращались с ним папа, мама, дедушки, бабушки и другие родственники, - это только обогащает его социальный опыт и никоим образом не может дезорганизовать его психику.

По нашим наблюдениям, существует любопытная взаимосвязь между убежденностью матери в своих воспитательных способностях и ее склонностью к критике окружающих. Чем более беспомощной чувствует себя мать, тем лучше она знает, как должны вести себя другие члены семьи.

Точно так же, родители не должны вмешиваться в ссоры детей. В тех семьях, где родители не берутся всякий раз судить, кто прав, кто виноват, дети ссорятся на удивление редко.

Восьмилетняя Люсия и пятилетний Карл сидели на диване и смотрели телевизор. Карл сделал движение в сторону Люсии, та отодвинулась подальше. Он положил свою ногу ей на колени. Она толкнула его прочь. Он навалился на нее всем телом.

Отстань, - сказала Люсия, всё еще погруженная в телевизор.

Он стал водить пальцами по краю ее блузки. Она ударила его по руке:

Отстань, тебе говорят!

Он самодовольно хихикнул и полез пальцем ей в ухо. Она изловчилась и укусила его в предплечье.

Ай! - вскричал Карл и принялся громко плакать.

На крик прибежала мама. Кинувшись к плачущему сыну, она стала его обнимать и утешать. Он показал ей свою руку, на которой отчетливо виднелись следы зубов.

Люсия, это еще что такое! - гневно вскричала мама.

А что, я должна терпеть, как он ко мне пристает?

То, что он делает, это совершенно не важно. Ты не имеешь права так обращаться со своим маленьким братом. Немедленно попроси у него прощенья! И смотри у меня! Чтоб больше такое никогда не повторялось!

Глаза Карла осветились счастливым торжеством.

Совершенно очевидно, что Карл не стал бы затевать всю эту ссору, если бы не предвидел заранее, что вмешательство мамы обеспечит ему полную победу.

Пожалуй, самый интересный рецепт Дрейкурса заключается в том, что за неправильное поведение одного ребенка должны нести ответственность все дети, принадлежащие данной семье.

Восьмилетний Макс был в семье средним ребенком. С его старательным старшим братом и послушной младшей сестренкой у родителей проблем никогда не возникало. Однако сам Макс представлял собой сущее наказание. Он постоянно портил мебель, лгал, воровал и уже два раза был пойман за разведением костра в подвале.

Его любимым занятием было разрисовывать стены цветными карандашами. Мать пребывала в полном отчаянии. Она пошла на курсы для родителей, и там ей посоветовали привлекать к ответственности за выходки Макса всех детей сразу, относясь к ним ко всем как к некой единой и неделимой совокупности.

Когда Макс изрисовал стены в очередной раз, мать потребовала, чтобы все трое принимали участие в их отмывании. Сам Макс, впрочем, от этого мероприятия уклонился, однако ж и стен впредь больше не пачкал. На вопрос, почему он перестал это делать, он ответил:

Это потеряло теперь всякий смысл. Ведь отмывать заставляют других.

Во многих случаях ребенок совершает неправильные поступки лишь для того, чтобы как-то выделиться, чтобы обратить на себя особое внимание. Как только внимание перестает доставаться исключительно ему, так пропадает и весь смысл его проделок.

Из книги Леонида Некина "Воспитание без предрассудков"

"ЖЕНЩИНА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ"

Максим Кузьмич Салютов высок, широкоплеч, осанист. Телосложение его смело можно назвать атлетическим. Сила его чрезвычайна. Он гнет двугривенные, вырывает с корнем молодые деревца, поднимает зубами гири и клянется, что нет на земле человека, который осмелился бы побороться с ним. Он храбр и смел. Не видели, чтобы он когда-нибудь чего-нибудь боялся. Напротив, его самого боятся и бледнеют перед ним, когда он бывает сердит. Мужчины и женщины визжат и краснеют, когда он пожимает их руки: больно!! Его прекрасный баритон невозможно слушать, потому что он заглушает... Сила-человек! Другого подобного я не знаю.

И эта чудовищная, нечеловеческая, воловья сила походила на ничто, на раздавленную крысу, когда Максим Кузьмич объяснялся в любви Елене Гавриловне! Максим Кузьмич бледнел, краснел, дрожал и не был в состоянии поднять стула, когда ему приходилось выжимать из своего большого рта: "Я вас люблю!" Сила стушевывалась, и большое тело обращалось в большой пустопорожний сосуд.

Он объяснялся в любви на катке. Она порхала по льду с легкостью перышка, а он, гоняясь за ней, дрожал, млел и шептал. На лице его были написаны страдания... Ловкие, поворотливые ноги подгибались и путались, когда приходилось вырезывать на льду какой-нибудь прихотливый вензель... Вы думаете, он боялся отказа? Нет, Елена Гавриловна любила его и жаждала предложения руки и сердца... Она, маленькая, хорошенькая брюнеточка, готова была каждую минуту сгореть от нетерпения... Ему уже тридцать, чин его невелик, денег у него не особенно много, но зато он так красив, остроумен, ловок! Он отлично пляшет, прекрасно стреляет... Лучше его никто не ездит верхом. Раз он, гуляя с нею, перепрыгнул через такую канаву, перепрыгнуть через которую затруднился бы любой английский скакун!..

Нельзя не любить такого человека!

И он сам знал, что его любят. Он был уверен в этом. Страдал же он от одной мысли... Эта мысль душила его мозг, заставляла его бесноваться, плакать, не давала ему пить, есть, спать... Она отравляла его жизнь. Он клялся в любви, а она в это время копошилась в его мозгу и стучала в его виски.

Будьте моей женой! - говорил он Елене Гавриловне. - Я вас люблю! бешено, страшно!!

И сам в то же время думал:

"Имею ли я право быть ее мужем? Нет, не имею! Если бы она знала, какого я происхождения, если бы кто-нибудь рассказал ей мое прошлое, она дала бы мне пощечину! Позорное, несчастное прошлое! Она, знатная, богатая, образованная, плюнула бы на меня, если бы знала, что я за птица!"

Когда Елена Гавриловна бросилась ему на шею и поклялась ему в любви, он не чувствовал себя счастливым.

Мысль отравила всё... Возвращаясь с катка домой, он кусал себе губы и думал:

"Подлец я! Если бы я был честным человеком, я рассказал бы ей всё... всё! Я должен был, прежде чем объясняться в любви, посвятить ее в свою тайну! Но я этого не сделал, и я, значит, негодяй, подлец!"

Родители Елены Гавриловны согласились на брак ее с Максимом Кузьмичом. Атлет нравился им: он был почтителен и как чиновник подавал большие надежды. Елена Гавриловна чувствовала себя на эмпиреях. Она была счастлива. Зато бедный атлет был далеко не счастлив! До самой свадьбы его терзала та же мысль, что и во время объяснения...

Терзал его и один приятель, который, как свои пять пальцев, знал его прошлое... Приходилось отдавать приятелю почти всё свое жалованье.

Угости обедом в Эрмитаже! - говорил приятель. - А то всем расскажу... Да двадцать пять рублей дай взаймы!

Бедный Максим Кузьмич похудел, осунулся... Щеки его впали, кулаки стали жилистыми. Он заболел от мысли. Если бы не любимая женщина, он застрелился бы...

"Я подлец, негодяй! - думал он. - Я должен объясниться с ней до свадьбы! Пусть плюнет на меня!"

Но до свадьбы он не объяснился: не хватило храбрости.

Да и мысль, что после объяснения ему придется расстаться с любимой женщиной, была для него ужаснее всех мыслей!..

Наступил свадебный вечер. Молодых повенчали, поздравили, и все удивлялись их счастью. Бедный Максим Кузьмич принимал поздравления, пил, плясал, смеялся, но был страшно несчастлив. "Я себя, скота, заставлю объясниться! Нас повенчали, но еще не поздно! Мы можем еще расстаться!"

И он объяснился...

Когда наступил вожделенный час и молодых проводили в спальню, совесть и честность взяли свое... Максим Кузьмич, бледный, дрожащий, не помнящий родства, еле дышащий, робко подошел к ней и, взяв ее за руку, сказал:

Прежде чем мы будем принадлежать... друг другу, я должен... должен объясниться...

Что с тобой, Макс?! Ты... бледен! Ты все эти дни бледен, молчалив... Ты болен?

Я... должен тебе всё рассказать, Леля... Сядем... Я должен тебя поразить, отравить твое счастье... но что ж делать? Долг прежде всего... Я расскажу тебе свое прошлое...

Леля сделала большие глаза и ухмыльнулась...

Ну, рассказывай... Только скорей, пожалуйста. И не дрожи так.

Ро... родился я в Там... там... бове... Родители мои были не знатны и страшно бедны... Я тебе расскажу, что я за птица. Ты ужаснешься. Постой... Увидишь... Я был нищим... Будучи мальчиком, я продавал яблоки... груши...

Ты ужасаешься? Но, милая, это еще не так ужасно. О, я несчастный! Вы проклянете меня, если узнаете!

Но что же?

Двадцати лет... я был... был... простите меня! Не гоните меня! Я был... клоуном в цирке!

Ты?!? Клоуном?

Салютов в ожидании пощечины закрыл руками свое бледное лицо... Он был близок к обмороку...

Ты... клоуном?!

И Леля повалилась с кушетки... вскочила, забегала... Что с ней? Ухватилась за живот... По спальной понесся и посыпался смех, похожий на истерический...

Ха-ха-ха... Ты был клоуном? Ты? Максинька... Голубчик! Представь что-нибудь! Докажи, что ты был им! Ха-ха-ха! Голубчик!

Она подскочила к Салютову и обняла его...

Представь что-нибудь! Милый! Голубчик!

Ты смеешься, несчастная? Презираешь?

Сделай что-нибудь! И на канате умеешь ходить? Да ну же!

Она осыпала лицо мужа поцелуями, прижалась к нему, залебезила... Не заметно было, чтобы она сердилась... Он, ничего не донимающий, счастливый, уступил просьбе жены.

Подойдя к кровати, он сосчитал три и стал вверх ногами, опираясь лбом о край кровати...

Браво, Макс! Бис! Ха-ха! Голубчик! Еще!

Макс покачнулся, прыгнул, как был, на пол и заходил на руках...

Утром родители Лели были страшно удивлены.

Кто это там стучит наверху? - спрашивали они друг друга. - Молодые еще спят... Должно быть, прислуга шалит... Возятся-то как! Экие мерзавцы!

Папаша пошел наверх, но прислуги не нашел там. Шумели, к великому его удивлению, в комнате молодых... Он постоял около двери, пожал плечами и слегка приотворил ее... Заглянув в спальную, он съежился и чуть не умер от удивления: среди спальни стоял Максим Кузьмич и выделывал в воздухе отчаяннейшие salto mortale; возле него стояла Леля и аплодировала. Лица обоих светились счастьем.

Антон Чехов - ЖЕНЩИНА БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ , читать текст

См. также Чехов Антон - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

ЖЕНЩИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЬЯНИЦЫ
Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались...

ЖЕНЫ АРТИСТОВ
Свободнейший гражданин столичного города Лиссабона, Альфонсо Зинзага,...

Предрассудки, стереотипы, дискриминация, расизм, сексизм - эти термины часто пересекаются. Прежде чем разбираться, что же такое предрассудки, давайте определимся в терминах. Каждый из приведенных терминов предполагает негативную оценку какой-либо группы. Это и составляет суть предрассудка - неоправданно негативная установка по отношению к группе и ее отдельным членам. Предрассудок - это заведомое осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.

Предрассудок - это установка, а установка, в свою очередь,- это определенное сочетание чувств, убеждений и склонности действовать так или иначе. Людям с предрассудками не нравятся те, кто не похож на них самих; они ведут себя в дискриминационной манере, убежденные в том, что те, другие, невежественны и опасны и т. п.

Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Следовать стереотипу - значит обобщать: англичане скрытные; американцы общительные; профессора - чудаки. (Dion, 1987; Dion & Cota, 1991; Dion & Schuller, 1991). В подобных обобщениях может содержаться зерно правды: люди на самом деле разные.

Проблемы со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные. Говорить, что большинство клиентов службы благотворительного социального обеспечения составляют афро-американцы, - значит обобщать, потому что это не так. Другая проблема возникает в тех случаях, когда люди приписывают негативно оцениваемые различия свойствам расы, игнорируя при этом неблагоприятные социальные воздействия.

Люди могут отмечать, что расовая принадлежность коррелирует с преступностью, но не видеть, что в основе этого лежит такой разрушительный фактор, как бедность. Стоит исключить влияние бедности (например, сравнить темнокожих и белых американцев, принадлежащих к среднему социальному классу), и, как правило, расовые различия исчезают (Coontz, 1992; Schaller & O"Brien, 1992). Насилие сравнимо с туберкулезом, который случается чаще среди афро-американцев, но сам по себе не имеет никакого отношения к расе (Eron & others, 1997). Скорее и преступность и туберкулез происходят от бедности и ассоциируются с обветшалым жилищем и плохим здоровьем. Богатые чернокожие не входят в группу риска потенциальных туберкулезников, а бедные белые входят.

Предрассудок - это негативная установка; дискриминация - это негативное поведение. В основе дискриминирующего поведения часто, но не всегда, лежат установки предвзятости (Dovidio & others, 1996). Как подчеркивалось в предыдущих главах, установки и поведение часто переплетены и взаимообусловлены. Отчасти вследствие этого наше поведение говорит о большем, чем наши внутренние убеждения. Установки, обусловленные предрассудками, не обязательно приводят к враждебным действиям, и не все проявления угнетения проистекают из предрассудков. Расизм и сексизм представляют собой институционализированное применение дискриминации, включая и те случаи, когда нет никаких предрассудков.

Если бы практика собеседования при приеме на работу во всех сферах бизнеса, где заняты представители белой расы, имела результатом отсеивание темнокожих претендентов, эта практика могла бы быть названа расистской, даже если бы наниматель исходил из совершенно иных соображений. В этой главе мы исследуем причины и следствия установок предвзятости. Помня о том, что расистская и сексистская политика не обязательно предполагают наличие подобных установок, рассмотрение вопросов расизма и сексизма в их институционализированных формах я оставляю социологам и политологам.

В данной статье поговорим о том, что такое предрассудки. Иногда, казалось бы, в совершенно простом и понятном реальном мире отдельные члены общества воспринимают некоторые вещи и явления несколько неадекватно. По сути, предрассудок - это предубеждение, основанное на каком-либо стереотипе. Возникает оно единственно от нежелания человека думать и оценивать события окружающего мира самостоятельно.

Мнения, основанные на авторитете родителей, руководства, коллектива и т.д. и совершенно не переосмысленные - вот что такое предрассудки. Безусловно, наличие у человека разного рода заблуждений и стереотипов, которые он упорно выдает за собственные принципы, говорит о социальной и личностной незрелости, а иногда и о банальной деградации. Такой человек, по сути, просто выпадает из реальности и зачастую может быть опасен не только для себя, но и для общества.

Пример тому - расовые предрассудки. Человек, пытающийся самоутвердиться не путем личностного развития, а завоеванием дешевого авторитета посредством унижения людей с другим цветом кожи или возможно, и получит какую-то сиюминутную выгоду. Однако материальное благополучие - ничто в сравнении с Постепенно такой человек будет терять ощущение реальности все больше и больше. Неизвестно, чем это может закончиться.

Однако зачастую ответ на вопрос о том, простым не назовешь. К примеру, люди, слишком активно навязывающие чужие традиции и образ жизни в своей стране - вовсе не борцы с расизмом, как они зачастую пытаются себя представить обществу. У них, как ни парадоксально, имеется именно тот же предрассудок, но уже по отношению к собственной нации, который мешает им адекватно воспринимать действительность. Такой человек зачастую не замечает в том обществе, частью которого он является, ничего хорошего - только недостатки.

Конечно, далеко не все предрассудки настолько серьезны и опасны, есть предрассудки - суеверия. Однако даже в безобидных, типа перешедшего дорогу черного кота, ничего хорошего нет.

Верить в то, что случится какое-нибудь несчастье только из-за того, что вполне направлялось куда-то по своим личным делам, неразумно. У многих людей имеются и другие, не менее нелепые суеверия и предрассудки. Примеры тому - устойчивое мнение о том, что все без исключения предприниматели - воры, или убежденность иностранцев в том, что все русские пьют и воруют. Такие нелепости, в конце концов, и приводят к более серьезным и опасным типам предрассудков - расовым, классовым или религиозным.

Неправильно считать, что к разного рода суевериям предрасположены только или не слишком высокие слои общества, или не слишком образованные. На самом деле заблуждаться и проявлять подобное невежество могут и высокоинтеллектуальные, вполне Отсюда можно сделать вывод, что ни высшее образование, ни высокое положение в обществе не заменят личностного развития и воспитания «я» на собственном, а не на чьем-то опыте.

Итак, предрассудки - вполне понятно. Нужно думать самостоятельно и только на основе самостоятельно сделанных оценок предпринимать какие-либо действия. Это будет полезно и самому человеку и, как следствие, всему обществу в целом.