Обзор и анализ иностранной литературы по проблеме консультирования позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи :

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса/комплекса Электры, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, и т.д.)

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведённым, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т.п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психологической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Профориентационное консультирование.

12. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

13. Управленческое консультирование.

Виды психологической помощи

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям) :

1. По времени действия:

― неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности :

― прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;



― упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации :

― контактная , когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная , которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом :

― диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская - отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная - это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая - с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая - помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников :

― индивидуальная - когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая - акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;



6. По вмешательству психолога :

― директивная - указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная - «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так :

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, прежде всего, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

– дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 - 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 - 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);

– долгожители или возраст долгожителей или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых , обозначать возраст клиента, во-вторых , возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ит лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Возраст (в психологии) - это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования :

1. Проблемно-ориентированное консультирование . Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование . Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач : возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Научное понятие «теория»

Разберём понятие «теория» в принципе, как таковое, обобщённо. ТЕОРИЯ (англ. – theory), в широком смысле, – это интегральная совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений , направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления (феномена). Теория является развёрнутой формой организации научного знания , дающей целостное представление об основных закономерностях определённой области действительности (сфере окружающего мира). Цель любой теории – создание развёрнутого и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности. Теория как форма познавательного освоения человеком мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами научного знания (гипотезами, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причём как наиболее завершённая из них. В структуре любой теории обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу – факты ; 2) теоретическую основу – постулаты, принципы или аксиомы; 3) правила вывода (выведения) основных положений – множество признаваемых допустимыми в рамках каждой данной конкретной теории правил (логических посылок) вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости – явно вычленяемые (выделяемые) предпосылки для применения теории; 5) совокупность выводимых в рамках данной конкретной теории утверждений, выдвигаемых теорией как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование теории обычно идет по пути выдвижения и селекции (выбора) проверенных временем теоретических моделей («формул»), объясняющих отдельные аспекты конкретной области знания. Развитие теории проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путём пересмотра и уточнения всех входящих в её структуру компонент (элементов). Все перечисленные составляющие любой настоящей научно-практической теории в полной мере относятся к зарекомендовавшим себя в мировом масштабе теориям психологического консультирования, например, к рассмотренному выше клиент-центрированному подходу К. Роджерса (к т.н. роджерианской психотерапии).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

«Современные представления базовых психологических (психотерапевтических) направлений и школ (основополагающих теорий)

1. Определение психологического консультирования.

2. Отличие консультирования от других видов психологической помощи.

3. Виды консультирования.

Социальный педагог всвязи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции юриста, психолога, социального менеджера, и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социально-педагогическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Однако по сути своей оно все же ближе к психологическому консультированию.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны спе­циалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основеличной беседы и пред­варительного изучения той проблемы, с которой в жизнистолкнул­ся клиент. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психи­чески здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми воз­никающими в его жизни психологическими проблемами.

Психологическое консультирование отличается от других видовоказания практической психологической помощи людям следующи­ми основными особенностями. В отличие, например, от индивиду­альной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных кон­тактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индиви­дуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с кли­ентом - от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу склиентом.

В психотерапии (в отличие от практики психологического кон­сультирования) активную роль в избавлении клиента от психоло­гических проблем играет психолог. Именно он предпринимает ак­тивные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто вос­принимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психо­логическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их прак­тическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиен­тами в отличие от консультирования проводимая психотерапевти­ческая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, ког­да клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика в на­чале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в ос­новном должна опираться на результаты непосредственного наблю­дения консультанта за поведением клиента, когда консультант об­щается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно по­лучаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет бо­лее заметную роль, проводится обычно в самом начале консульта­ции и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консуль­тант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих вы­водов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других ви­дах психотерапевтической практики психолог несет личную ответ­ственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения кли­ента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приема­ми и методами психотерапии, за исключением тех, которые он мо­жет применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессио­нально владеть ее методами, так как в их применении и заключает­ся основная часть его работы.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших
у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которы­ми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательст­ва со стороны, без непосредственного и постоянного участияпсихо­лога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные пси­хологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь об­щий, житейский, основанный наздравом смысле совет.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотера­певтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей про­блемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи кли­енту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультан­та нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минималь­ную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое кон­сультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже при­ступил к решению своей проблемы.

5. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возник­новение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилак­тики).

6. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освое­ние и правильное употребление которых возможно самим клиен­том без специальной психологической подготовки. (Психолого-про­светительское информирование клиента.)

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются раз­ные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в за­висимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего выделим так называемое интимно-личностное пси­хологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагива­ют человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычнотщательно скрываемые от окружающих людей. Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникаю­щим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Третий вид консультирования - психолого-педагогическое кон­сультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. Четвертый из числа наиболее распространенных видов психоло­гического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же дело­вым называется такое консультирование, которое связано с реше­нием людьми деловых проблем.

До обсуждения типов собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:
- младенчество (от рождения до 1 года);
- преддошкольное детство (1-3 года);
- дошкольное детство (3-6 лет);
- младший школьный возраст (6-10 лет);
- подростковый возраст (10-15 лет);
- юность:
I период (старший школьный возраст 15-17 лет),
II второй период (17-21 год);
- зрелый возраст:
I период (21-35 лет),
II период (35-60 лет);
- пожилой возраст (60-75 лет);
- старческий возраст (75-90 лет);
- долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак-тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для реше-ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.
С этой точки зрения можно выделить 2 вида консультирования:
1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".
2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.
Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго - "заочное".

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:
- школьное консультирование;
- профессиональное;
- семейное и супружеское;
- ориентированное на проблемы личности и другие.

Психологическое консультирование - это один из видов психологической помощи, оказываемой профессионалом клиентам в ситуациях различных жизненных затруднений и психологических кризисов. Метод берет начало из психотерапии, однако консультация отличается от него направленностью и интенсивностью воздействия.

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование - это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными - это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений - внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях - в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме - все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

Виды психологического консультирования

Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой - это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:

  • по форме проведения - индивидуальное, групповое, семейное;
  • по направленности - психолого-педагогическое, деловое, мультикультурное;
  • по возрасту - и взрослых.

Это не все возможные виды консультирования по психологии - их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.

Индивидуальное консультирование - это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании - избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как и агрессивности среди детей школьного возраста.

Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.

Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т. к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.

Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.

Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.

Консультирование детей у психолога

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник - диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит - применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап - составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно - клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются . Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту - мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Условия результативности консультаций у психолога

Психологическое консультирование оказывается успешным только в том случае, когда сочетаются несколько факторов:

  • Клиент мотивирован на позитивные изменения в жизни и работу над сознанием и поведением. Консультацию проводит психолог, но результаты зависят от того, хочет ли сам человек повлиять на свою жизнь, т. к. на консультациях специалист только помогает прийти к выводам, но не делает работу за клиента.
  • Процесс и стадии психологического консультирования подобраны индивидуально, с учетом особенностей личности обратившегося человека и его проблемной ситуации. Невозможно консультировать всех по одной и той же схеме. Профессионал всегда проявляет гибкость в подборе тех или иных техник и их вариантов, чтобы донести до человека сущность его внутренних проблем.
  • Клиент посещает все необходимые сессии, назначенные консультантом. Помимо того, что во время психологического консультирования человек приходит к выводу о необходимости изменений, нужно, чтобы он научился вести себя определенным образом и закрепил достигнутый результат. Многие клиенты бросают визиты к психологу, и в результате не могут разрешить ситуацию, т. к. после одних изменений происходят другие, к которым человек так же оказывается не готов. В результате проблема возвращается снова, не найдя адекватного решения.
  • Во время консультаций между клиентом и профессионалом устанавливаются обоюдные доверительные отношения. Это важно, т. к. иначе консультант не сможет ни получить достоверную информацию, ни оказать воздействия на человека, нужного для продуктивной работы.
  • Консультант не ориентирован на временный эффект. Даже если совместно с клиентом разработана стратегия решения определенной ситуации, человек, выйдя из проблемы, в любой момент может столкнуться с новой проблемой. Поэтому важно, чтобы профессионал не направлял все свое внимание на временное облегчение ситуации, а работал над глубинной причиной сложившейся ситуации - отсутствием необходимых форм поведения или наличием внутреннего неразрешенного конфликта.

Таким образом, результативность психологического консультирования зависит не только от личности и профессионализма консультанта, но и (в большей степени) от работы, которую человек совершает над собой. Если вы ищете профессионала, то рекомендуем обратиться к психологу-гипнологу

– прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.
Цель психологического консультирования (по Р.Кочюнасу) определяется как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.
Принципы психологического консультирования :
— доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;
— ориентация на нормы и ценности клиента;
— осторожное отношение к советам;
— разграничение личных и профессиональных отношений;
— включенность клиента и психолога в процесс консультирования.
Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед.
В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа:
1. Знакомство с клиентом и начало беседы . Этот этап можно разбить на ряд подэтапов: первый контакт, ободрение, небольшая пауза, собственно знакомство, формальности, «здесь и сейчас», первичный расспрос.
2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . Подэтапы: а) эмпатическое слушание; б) принятие модели ситуации клиента в качестве временной; в) структурирование беседы; г) осмысление модели ситуации клиента; д) критика гипотез; е) изложение своей гипотезы клиенту; ж) критика гипотезы, нахождение истины.
3. Оказание воздействия . Подэтапы: а) дать клиенту пожить с новым знанием; б) коррекция установок клиента; в) коррекция поведения клиента.
4. Завершение психологической консультации . В этот этап входит: подведение итогов беседы; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами; прощание.

Виды психологического консультирования

1. Интимно-личностное консультирование . Осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.
2. Семейное консультирование . К нему прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.
3. Психолого-педагогическое консультирование . Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.
4. Деловое консультирование . Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

Отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии

Традиционно выделяют три вида психологической помощи :
— психологическое консультирование;
— психокоррекцию;
— психотерапию.
Они представляют собой воздействия на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.
Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.
Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
Отличие различных видов психологической помощи можно определить по таким параметрам, как:
— цель;
— объект;
— предмет;
— способ воздействия и позиция пациента.
Основные отличия психологической помощи

Параметр

Психологическое консультирование

Психокоррекция

Психотерапия

Объект воздействия

Пациент, клиент

Пациент, клиент

Пациент

Предмет

Проблема, индивидуальные психологические особенности

Проблема, характерологические девиации и личностные аномалии

Психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии

Способ

Информирование, обучение

Тренинг

Активное воздействие (терапия) различными способами

Позиция клиента

Активная, ответственен за результат

Пассивная, не ответственен за результат

Цели воздействия

Формирование личностной позиции

Формирование навыков психологической компенсации

Купирование психопатологической симптоматики

Основные направления в семейном консультировании

Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга.
Основной целью , стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия ?
Во-первых , семейное консультирование не принимает концепцию болезни.
Во-вторых , оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье.
В-третьих , оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.
В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.
На данный момент существует несколько направлений семейного консультирования, наиболее распространенные из них – психодинамическое и системное .
1. Психодинамическое направление направлено на решение проблем внутри семьи с опорой на ссоры и проблемы в прошлом. Согласно данному направлению, именно нерешенные в прошлом семейные проблемы сеют раздор в нынешних отношениях между членами семьи. Психотерапевт пытается выявить и помочь в решении этих проблем.
2. Согласно системному направлению , все семейные проблемы возникают из-за непродуктивной организации семьи. Исследуется существующая структура семьи, прошлое при этом не рассматривается.
3. Очень часто методы индивидуальной психотерапии являются неэффективными по причине того, что проблема кроется внутри семьи, и пациент не может измениться должным образом, так как вновь попадает под «нездоровое» влияние своих близких. Именно поэтому семейная психотерапия чаще всего оказывает гораздо лучший эффект, нежели индивидуальная, так как ее приемы направлены на изменение всей семейной системы.
Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:
1) установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.
2) сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.
3) обсуждение психотерапевтического контракта.
4) уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”
5) проведение собственно консультации.
6) “экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.
7) “страхование” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.
8) отсоединение.

Профессиональное консультирование

– это особый вид психологического консультирования, отличительной особенностью которого является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.
Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.
Профориентационное консультирование – это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профориентационное консультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:
– выбор профессии;
– определение профиля профессионального обучения;
– трудоустройство;
– смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.
Итак, следует отметить , что по определению профориентационное консультирование является одним из видов профессионального консультирования и имеет ряд узких четко обозначенных задач.
В современных условиях профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов.
В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы:
— информационное;
— диагностическое;
— консультационное;
— тренинговое.
Информационное направление является традиционным в профориентации. Его основная задача – формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний оказывается основной проблемой человека, выбирающего профессию. Ведущими формами работы выступают лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.
Диагностическое направление наиболее популярно среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором, психологической оценкой персонала на определенном этапе профессиональной деятельности. Основано на использовании психологических тестов, опросников, анкет для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов, возможностей и рекомендации по освоению профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента.
Консультационное направление является относительно новым в российской профориентации и основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе.
Тренинговое направление также вполне соответствует требованиям времени и применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике по причине игнорирования проблем и затруднений, нежелания или неумения ставить и решать профессиональные задачи. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.