Если в мире есть достойные названия «чуда» , то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л. Успенский. Л е к с и к а (от гр. lexikos - относящийся к слову) - это совокупность слов языка. Л е к с и к о л о г и я (от гр. lexikos - относящийся к слову, logos - учение) - наука о лексике

Слово – строительный материал языка А. С. Пушкин – 21000 слов Взрослый человек – 12000 слов Школьник – 3600 слов гриб ми р сне г урок кот сомлесгрим

Лексическое значение слова — — то, что обозначает данное слово Толковые словари: Словарь современного русского языка – 120480 слов Словарь живого великорусского языка В. Даля – 200000 слов Словарь русского языка С. Ожегова – – 50000 слов

С л о в а многозначные (имеют несколько значений) В шляпке белый гриб стоит, грибников к себе манит. . Шляпку девочка надела – Чудо как похорошела. . однозначные (имеют одно значение)

ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ПРЯМОЕ СЕДАЯ ГОЛОВА ВЕРШИНА ГОРЫ ВОЛЧИЙ ХВОСТ (ПРЯМО УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕНИЕ) ПЕРЕНОСНОЕ СЕДАЯ ЗИМА ВЕРШИНА СЛАВЫ ВОЛЧИЙ АППЕТИТ (ПЕРЕНОСИТ ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА НА ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ) Переносное значение образно, оно делает речь выразительнее, ярче, поэтичнее

Слова — близнецы Омонимы (от греч. «омос» — одинаковый, «онима» — имя) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: — Где вы были? – У Лисички! — Что вы ели там? – Лисички.

Слова- омонимы, которые различаются… значением и произноше – нием значением и написанием почитать книгу –– почитать роди- телей быстрых б éé лок –– яичный бел óó кк в деревне рос – букет роз

Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по лексическому значению. Балерина – это артистка балета; её можно назвать и танцовщицей. Танцовщица – исполнительница танцев, не всякую танцовщицу можно назвать балериной. Слова-синонимы отличаются: оттенками значения; сферой употребления. Слова — заменители

Ответь на вопросы 1. Что такое лексика? 2. Слова, противоположные по смыслу, называются … 3. Что такое синонимы? 4. В чем разница между однозначными и многозначными словами? 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются … 6. Чем отличается прямое значение слова от переносного?

Занимательные задачи Наша школа вышла на воскресни к Лодка уткнулась носом в берег Артиллерис т чистил ствол пушки

Занимательные задачи На морозе щеки горят Мороз сковал речку Петя светился от счастья

Методические рекомендации к уроку развития речи в 6 классе

«Лексика как раздел науки о языке»

Цели и задачи урока:

1. Повторить материал, изученный в 5 классе: лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слов; синонимы, антонимы, омонимы.

2. Закрепить навык работы с толковым словарём, со словарной статьёй.

3. Формировать умение строить словарную статью.

3. Написать мини-сочинение с использованием слов в переносном значении.

4. Познакомить учащихся с новым материалом: общеупотребительные и необщеупотребительные слова (профессионализмы, диалектизмы).

Ход урока.

Страница 1. Титульный лист.

Страница 2 . Что такое лексика?

Дан перевод заимствованного слова: «Лексика (от греч. λεξικός - «относящийся к слову», от греч. λέξις - «слово», «оборот речи»)».

Предлагается несколько определений разделов науки о языке, дети должны выбрать правильный ответ, используя инструмент перемещения:

Лексика – это

значение слов;

раздел науки о языке, изучающий

слово как часть речи;

раздел науки о языке, изучающий

правописание слов;

раздел науки о языке, изучающий

Образование слов.

Открыв шторку, можно увидеть правильный ответ: «Лексика – это раздел науки о языке, изучающий значение слов».

Страница 3. Составить словарную статью.

На странице даны два значения слова «лексика»:

Лексика – это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Лексика – это раздел науки о языке, изучающий значение слов.

Используя материал, скрытый за шторкой: цифры «1» и «2», возможные окончания данного слова в родительном падеже, буквы «м.», «ср.», «ж.», обозначающие род имён существительных в словарной статье в толковых словарях, дети составляют стать многозначного слова:

«Лексика, -и, ж. 1. Совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. 2. Р аздел науки о языке, изучающий значение слов.

Спросить у детей, что ещё нужно добавить в словарную статью (примеры), и предложить им придумать примеры со словом «лексика» в разных его значениях. Выполнение данного задание нацелено на закрепление знания, что такое «словарная статья», умения её составлять, определять, однозначное слово или многозначное. Активность и самостоятельность детей при выполнении задания способствует лучшему освоению материала.

Страница 4. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова, правописание слова, происхождение слова? На странице даны изображения толкового, орфографического, этимологического словарей, предлагается соотнести их с ответом на вопрос.

Лексическое значение слова – в толковом словаре, правописание слова – в орфографическом, происхождение слова - в этимологическом.

Страница 5. На странице помещён текст стихотворения А. Яшина из упражнения (учебник русского языка для 6 класса под редакцией Ладыженской):

Едва под дождём и солнцем рачительным

Иголочки выбьются из земли,

А мы уже говорим почтительно

О травке этой:

Хлеба пошли!

Потом на токах, как шатры кочевничьи,

Холмы вырастают -

Из края в край.

И люди добреют,

И песни девичьи

Хватают за сердце:

Урожай!

О, корочка хрусткая!

Соль зернистая!

Пекут в деревнях __________ душистые,

И _________, и _________.

На место пропуска детям предлагается вставить подходящие по смыслу слова из предложенных: блины, караваи, шаньги, пироги, пирожки.

Затруднение может вызвать слово «шаньги». Шаньга – это род ватрушки, сочня или простой ватрушки. Но значение этого слова пока спрятано за шторкой на следующей странице.

Страница 6. Для иллюстрации стихотворного текста детям предлагается выбрать картинки, изображающие ватрушки и шаньги. Отличить ватрушку от шаньги невозможно: слова «ватрушка» и «шаньга» имеют одинаковое значение, это синонимы, которые различаются употреблением в речи.

С каким торжеством из свежей муки

Пекут в деревнях караваи душистые,

Блины, и шаньги , и пироги.

Наглядность помогает объяснить детям, что такое диалектизмы.

Диалектизмы -слова, употребляемые только жителями той или иной области, местности . (определение термина закрыто шторкой). Открыв другую шторку, можно прочитать лексическое значение слова: «Шаньга, -и, ж . Обл . Род ватрушки, сочня или простой лепёшки».

Страницы 7-8. Детям предлагается вновь прочитать стихотворение А.Яшина и подчеркнуть или выделить маркером непонятные слова. Среди слов могут оказаться следующие: «рачительный» - устаревшее слово (у учителя появляется возможность для опережающего обучения на конкретном лексическом материале), «на токах», « шатры кочевничьи».

Страница 9. Словарная статья слова «рачительный».

Учащиеся составляют словарную статью (все дети выполняют задание в тетради, кто-то работает у доски), выбирая верное лексическое значение данного слова из предложенных: «старательный, усердный в исполнении чего-нибудь, разумно бережливый» или «плохо работающий, нерадивый, не усердный в исполнении чего-либо». Кроме того, для составления словарной статьи нужно указать грамматическое значение слова и привести пример использования слова в речи. Должна получиться следующая словарная статья: «Рачительный, -ая,-ое. Старательный, усердный в исполнении чего-нибудь, разумно бережливый. Рачительный хозяин».Можно предложить придумать другие примеры, Обязательно спросить у детей, в прямом или переносном значении употреблен данное слово в стихотворении, что предваряет последующее повторение материала по теме «Лексика».

«Под солнцем рачительным» - это олицетворение, слово употреблено в переносном значении.

Страница 10. Детям предлагается отличить, где дано лексическое значение слова «рачительный»: «старательный, усердный в исполнении чего-нибудь, разумно бережливый», а где - этимология слова: «Радеть. Общеслав . Считается родственным др.-инд. rādhayati "совершает", осет. rād "порядок". Радеть первоначально означало, вероятно, "работать", затем - "стараться" и "заботиться". Ср. нерадивый "плохо работающий, не старающийся». В галерее «Лексика» или прямо на данной странице за шторкой можно поместить определение, что такое «этимология»:

Этимоло ́ гия (от др.-греч. ὁ ἔ τυμος - « истинное значение слова » и др.-греч. - λογια - « учение », " наука") - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних - учение об « истинном » (« первоначальном ») значении слова.

Страница 11. Грамматическое значение слова.

С помощью инструмента перемещения учащиеся составляют грамматическую характеристику слова «рачительный»: имя прилагательное, в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

Страница 12 . Грамматическое значение слова.

Для закрепления данного понятия детям предлагается по окончаниям имён прилагательных определить грамматическое значение слова.

Например, окончание –ая может быть у прилагательного в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа, -ого – у прилагательгого в форме мужского рода родительного падежа. В тетрадь дети записывают формы прилагательного «рачительный» или другие прилагательные в указанной форме, выделяют окончания слов.

Страница 13. Выбери лексическое значение слова «ток», использованное поэтом в А. Яшиным:

Потом на токах , как шатры кочевничьи,

Холмы вырастают...

Ток – это

а). упорядоченное (напрвленное) движение электрически заряженных частиц.

б). сухое, убитое, углаженное место, на котором молотят хлеб.

в). женский головной убор (франц.)

Ток – это сухое, убитое, углаженное место, на котором молотят хлеб. (Страница 14).

Страница 15. А. Венецианов. Гумно. Работа с иллюстрацией по желанию.

Страница 16. Словарная статья: Кочевники , -ов, ед. -ник, -а, м . Племя, ведущее кочевой образ жизни. Племена и народы, не имеющие оседлости, занимающиеся скотоводством и переходящие с места на место в поисках корма для скота. Можно дать задание привести примеры употребления данного слова в речи, можно обсудить приведённую иллюстрацию.

Страница 17 . Потом на токах,как шатры кочевничьи ,

Холмы вырастают...

Сопоставить две иллюстрации, выбрать, на какой из них изображены «шатры кочевничьи». Определить, какое средство поэтической выразительности использует поэт для создания образа: метафору, олицетворение или сравнение.

Определения данных тропов заложены в галерею «Лексика».

Холмы вырастают, как шатры кочевничьи» - это сравнение, в котором использован союз «как». Можно предложить детям выбрать подходящий союз: а, но, и, будто, словно, точно. («как», «будто», «словно», «точно» - союзы-синонимы)

Страница 18 . Построение таблицы «Слова по значению».

Дети выбирают лингвистические термины из предложенного ряда слов: однозначные, многозначные, общеупотребительные, необщеупотребительные, заимствованные, исконно русские и другие. (Страница 19 – образец таблицы).

Страница 20. Многозначные слова. Используя инструмент перемещения, распределить данные слова по группам «Слова в прямом значении» и!Слова в переносном значении»: золотое кольцо, золотой слиток, золотая рожь, золотая брошь, золотые листья, золотые руки, золотой характер. Можно использовать иллюстративный материал из галереи «Лексика». Предлагается вопрос для письменного ответа: Что такое «Золотое кольцо России» и почему оно так называется? Древнерусские города, включённые в «Золотое кольцо России», так же драгоценны, как драгоценно золото. Многозначные слова имеют нечто общее в своём значении: золотая рожь или золотые листья похожи цветом на изделия, сделанные из золота.

Страница 21. И. Левитан. «Золотая осень».

Дети рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень», размышляют, почему художник дал такое название своему полотну, что изображено на нём. Учитель предлагает создать небольшой текст - описание картины, используя слова в переносном значении. Детские работы даны в приложении к методическим рекомендациям.

Страница 22. Синонимы и антонимы.

Возвращаемся к стихотворению А. Яшина. Вспоминаем, что такое синонимы и антонимы. (Можно обратиться к материалам из галереи «Лексика» либо заготовить определения на странице и «спрятать» их за шторку).

К слову «рачительный» подбираем синонимы и антонимы. Если дети затрудняются выполнить задание, можно использовать слова, скрытые на странице инструментом затемнения Mimio , и путём перемещения отнести их к синонимам или антонимам: прилежный, старательный, ленивый, усердный, бережливый, расточительный, праздный, нерадивый, беспечный, заботливый, ретивый, усердный, трудолюбивый .

Страница 23. Омонимы.

В стихотворении А. Яшина не используются омонимы, поэтому для повторения данного термина используется иной литературный материал. В предложенные тексты дети вставляют подходящие по смыслу слова («люлька»):

"А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырём за то, что я качал ихнего ребёнка в _________ и по нечаянности заснул". ( А.П. Чехов «Ванька»)

«Как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: "Стой! выпала ________ с табаком; не хочу, чтобы она досталась вражьим ляхам!" И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою ________ с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома».

(Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В галерее можно найти иллюстративный материал, который поможет не только объяснить, но и «показать» значения устаревшего слова «люлька» - кроватка и диалектного слова «люлька» - трубка для курения.

На следующей странице 24 общеупотребительные и необщеупотребительные (диалектные : шаньга, люлька). Читая материал учебника, дети путём перемещения заполняют новую таблицу. К необщеупотребительным словам относятся диалектные, профессиональные, жаргонные. Логичен переход к изучению нового лингвистического материала.


Этот урок можно провести с использованием мультимедийной презентации . Подробности Категория: «Великий, могучий и правдивый русский язык» Опубликовано 08.02.2016 18:39 Просмотров: 3706

Лексика – это словарный состав любого языка, в том числе и русского. Единицей лексики является слово.

Слово служит для обозначения и/или наименования предметов и признаков (отношений, действий, качеств, количеств). Значение слова – отражение в слове представления говорящих о явлении действительности (этим явлением может быть предмет, качество, действие, процесс и др.) или об отношении между предметами или явлениями действительности.
Различают лексические и грамматические значения слов. Лексическое значение слова индивидуально, свойственно конкретному слову, оно заключено в основе слова. Грамматическое значение слова заключено в аффиксах (приставке, суффиксе).
Узнать значение слова можно в толковом словаре.

Толковые словари

Толковые словари служат для толкования, объяснения значения слов. Первым толковым словарём русского языка был «Словарь Академии Российской» (1789-1794). В нём было более 43 тыс. слов.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля вышел в 1863-1866 гг., он включал уже около 200 тыс. слов.
Сейчас существует множество толковых словарей, в том числе и для школьников.

Количестве слов в языке постоянно увеличивается. «Русский язык не так единообразен и нормирован, как, например, язык французский. Благодаря тем ручьям живой устной речи, которые несутся в литературный язык, уровень его беспрерывно меняется, его словарный состав разнообразится. Эти богатства живой речи придают реалистическую красочность стилю писателей» (В.В. Виноградов).

Активный и пассивный словарный запас

В активный состав лексики входят слова, повседневно употребляющиеся в общении, значение этих слов известно всем, говорящим на этом языке. Для русского языка это слова земля, белый, много и т.д. К активному словарю относятся и профессиональные слова, обозначающие актуальные понятия: атом, наркоз, экология и др.
Пассивный словарь составляют редко употребляющиеся слова. Их значения не всем и не всегда ясны. Чаще всего к таким словам относятся архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка разделяется на две большие неравные группы: исконную и заимствованную.

Исконно русская лексика

Исконно русская лексика – это слова, восходящие к праиндоевропейской, праславянской и древнерусской эпохам и унаследованные русским языком, а также созданные в русском языке по его собственным моделям.

Праиндоевропейская лексика

Слова, относящиеся к праиндоевропейской эпохе, имеют соответствия и в других индоевропейских языках. Это слова, обозначающие термины родства: сын, брат, мать, сестра ; названия животных: волк, олень, гусь ; явления природы: вода, луна, снег, камень ; части тела: око, ухо ; некоторые действия: брать, дать, видеть ; числа: два, три и др.

Праславянская лексика

Праславянская лексика многочисленнее, чем праиндоевропейская. Слова праславянской лексики имеют соответствия в славянских языках и отсутствуют в других индоевропейских: сердце, дитя, весна, дождь, трава, змея, труд, добрый, вчера и др.
Праиндоевропейская и праславянская лексики составляют в словарном составе русского языка около 2000 слов, но именно они наиболее употребительны.

Древнерусская лексика

Это пласт лексики, общий для русского, украинского и белорусского языков и отсутствующий в других славянских языках: дядя, самовар, жаворонок, сорок, девяносто и др.

Собственно русская лексика

Слова, относящиеся к этому пласту лексики, возникли с конца XVI в. К ним относятся почти все существительные с суффиксами -щик, -чик, -ятин (а), -лк (а), -овк (а), -тельств (о), -ш (а), -ность, -емость, -тель: каменщик, зажигалка, свидетельство, выключатель ; сложносокращённые существительные: зарплата ; большинство сложных прилагательных: тёмно-зелёный, животрепещущий и др.
Собственно русскими являются и слова, возникшие в более ранние эпохи, но затем изменившие своё значение: например, слово «красный» в праславянском и древнерусском языке имело значение «хороший, красивый», а в русском языке стало обозначать цвет.

Заимствованная лексика

Заимствования – один из способов развития современного языка. Язык как живое явление всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. В русском языке более 10% слов, заимствованных из других языков. Причины заимствований известны: торговые, культурные, научные связи между странами и следствие этого – языковые контакты. В большинстве случаев слова заимствуются вместе с вещью или понятием: школа (греч.), класс (лат.), портфель (фр.), ранец (нем.), чай (кит.), конфета (итал.), тундра (фин.).
Причиной заимствований также может быть стремление заменить описательное выражение или словосочетание одним словом. Например, вместо «меткий стрелок» – снайпер (англ.); вместо «гостиница для автотуристов» – мотель (англ.) и т.д.
Заимствования приходили в русский язык во все времена. Часть этих слов перешла из древнерусского языка, который, в свою очередь, мог получить их из праславянского языка: князь, король, карп .
Из скандинавских языков в древнерусский пришли слова сельдь, крюк ; из финского – салака, сёмга, пихта, пурга ; из тюркских – армяк, башлык, сарай, сундук ; из греческого – кровать, тетрадь, корабль, парус, свёкла, фонарь и др.

Заимствование слов может происходить не прямо, а через посредство других языков. Например, многие греческие заимствования проникли в древнерусский язык через старославянский, а через тюркские языки заимствованы слова других восточных языков: бисер, кинжал – из арабского, бадья, бирюза – из персидского. Многие слова западноевропейских языков могли заимствоваться через польский язык.
Особенно бурно начал расширяться словарный состав русского языка в эпоху Петра I, в основном это были заимствования из западноевропейских языков. Из голландского языка активно заимствовались термины морского дела: боцман, гавань, шторм , а также из английского: катер, аврал .
Позднее из английского языка стали заимствоваться спортивные термины: бокс, волейбол, чемпион, старт и др.
Военные термины в основном заимствованы из немецкого языка: лагерь, бруствер, офицер, солдат, штык . Но были и заимствования из французского: батальон, авангард . Из немецкого языка некоторые заимствования, связанные с горным делом: шахта, штольня, штрек .
Из французского языка заимствовались термины искусства: балет, партер, пейзаж, натюрморт, роман, эссе, фельетон и др. Французских заимствований немало и в кулинарии (десерт, пюре, рагу ), а также в названиях одежды (жакет, кашне, костюм, пальто ).
А музыкальные термины в основном итальянского происхождения: ария, виолончель, серенада и др.

В начале и середине XX в. заимствования были не очень многочисленны в связи с изолированностью страны и с резко отрицательным отношением ко всему иностранному. Однако и в это время слова заимствуются: кино, радио, такси, джаз, конвейер, спидометр, троллейбус и др.

Но со второй половины 50-х годов XX в. процесс заимствования активируется, а в настоящее время он очень активен. Этому способствовал в том числе и распад Советского Союза, активизация деловых, научных, торговых, культурных связей, расцвет зарубежного туризма. Сначала в профессиональной, а затем и в иных областях появились термины, относящиеся к компьютерной технике: компьютер, дисплей, файл, интерфейс, принтер и др. Заимствуются экономические и финансовые термины: бартер, брокер, ваучер, дилер и др.; названия видов спорта: виндсёрфинг, скейтборд, армрестлинг и др. Некоторые слова настолько прочно вошли в наш язык, что уже воспринимаются как общеупотребительные: имидж, презентация, презент, номинация, спонсор, видео, шоу .
Многие из этих слов уже полностью ассимилировались в русском языке.

Плохо это или хорошо? На этот вопрос разные люди дадут разные ответы. Но одно ясно: в современном мире процесс языкового взаимообмена неизбежен. Другое дело, что здесь, как и в любом деле, надо знать и чувствовать меру. Ни один язык не обходится без заимствований. Можно в этом видеть источник развития языка, а можно увидеть и путь к его гибели.
Видимо, существует некая грань, за которой обогащение оборачивается разрушением языка.
Полезными можно считать те заимствования, у которых нет русского аналога. К примеру, лексика, связанная с компьютерной техникой. Но бывают избыточные заимствования, они уже начинают конкурировать с русскими словами и вытеснять их. Хотя чистая аналогия – весьма редкое явление. Когда, например, употребляют слово «киллер», то подразумевается не просто убийца, а убийца профессиональный.
Но есть много заимствованных слов, которые вполне можно заменить русскими.
Абсолютный – совершенный
Абстрактный – отвлечённый
Аграрный – земледельческий
Адюльтер – прелюбодеяние
Активный – деятельный
Актуальный – злободневный
Альтернатива – другая возможность
Альтруист – доброжелатель
Аморальный – безнравственный
Анализ – разбор
Аналогичный – такой же
Аргумент – довод
Ассортимент – разнообразие
Бизнес – дело
Вердикт – приговор
Габариты – размеры
Герметически – плотно
Гипотетический – предположительный
Голкипер – вратарь
Гуманность – человечность
Дайвер – ныряльщик
Дайджест – обзор
Девальвация – обесценение
Демонстрация – показ
Деструктивный – разрушительный
Дискомфорт – неудобство
Дискуссия – обсуждение, спор
Диспозиция – расположение
Доминировать – господствовать, преобладать
Дуэль – поединок и т.д. Список этот можно продолжать и продолжать.
Есть ещё один вид заимствования – интернациональная лексика.

Интернациональная лексика

Это слова, свойственные в одинаковом значении многим другим, в том числе неродственным языкам. Основную часть интернационализмов составляют термины науки, техники, общественно-политической жизни, экономики, литературы, искусства, спорта: ассоциация, демонстрация, коммунизм, интеллектуальный, культура, пресса, реформа, телефон, утопия, цивилизация и др.

Русский язык велик и безграничен. Он красив и многогранен. Что такое лексика в русском языке? Что такое слово и какие у него признаки?

Лексика - это абсолютно все слова определённого языка. Лексикология - предмет, изучающий который в любом языке достаточно подвижен, поскольку реагирует на все изменения в жизни социума.

Главным предметом изучения является само слово. Его признаки - это наличие звуковой формы, лексического и грамматического значения. Лексическое значение имеют только самостоятельные части речи, за исключением местоимений, а также имен собственных.

Разновидность лексики и ее особенности

Существуют такие разделы лексики, как семасиология, ономасиология, этимология, фразеология, ономастика, а также лексикография. Особенности лексики достаточно многообразны.

Она имеет исторический характер, состоит из подсистем, характеризуется иерархическими, парадигматическими и синтагматическими отношениями, а также имеет большое количество единиц, тесную связь с контекстом и открытую систему.

Социальная структура русского языка

Что такое лексика в русском языке, вопрос достаточно неоднозначный. Дело в том, что для каждой прослойки общества существует свой язык. Различают пять видов национальной жаргон, диалекты, а также профессиональный и литературный словарный запас.

Что такое кодифицированный язык?

Литературный язык - наивысшая форма языка и основа культуры речи. Для него характерны нормативность, стилистическая дифференцированность, полифункциональность и наивысший социальный престиж. Он является полным противопоставлением некодифицированным подсистемам, которые включают в себя диалекты, просторечия, сленг, а также жаргонизмы.

Что такое нормативность языка?

Нормативность - это наличие орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм. Например, на востоке Украины многие говорят брАла и пОняла. Такое ударение является нарушением В русском литературном языке нормы закреплены в словарях и справочниках. Кодифицированный язык используется во всех сферах деятельности и существует в разных функциональных стилях.

Словарный запас русского языка с точки зрения происхождения

Лексический запас русского языка - результат длительного исторического развития. На данный момент в языке присутствует множество древних, по происхождению, слов, таких как: хлеб, вода, дуб и множество других. разделяется на две группы - исконно русскую и заимствованную. - это чаще всего неологизмы. Причин для заимствования достаточно много. Самые популярные из них - попытка укоротить исконно русское слово, исторический контакт народов и отсутствие в лексике названия для нового явления или предмета.

Некодифицированная лексика

Ненормативная лексика - это словарный запас, в котором отсутствуют литературные нормы.

К такой лексике относятся просторечия, грубые экспрессивные слова, в числе которых мат и обсценная лексика, вульгаризмы, диалектизмы, арго, жаргон, а также сленг.

Просторечие - это лексика, не имеющая системного характера. Ее обычно используют лица, которые полностью не владеют нормами литературного языка. К просторечиям относят грубо-экспрессивные слова. Например, дрыхнуть ‘спать’; брехать ‘лгать’ и другие. Такая лексическая группа характерезуется выражением отношения к обозначаемому.

Мат, а также обсценная лексика - один из самых важных признаков просторечия. С помощью матов, носитель просторечия, подчеркивает свое раздражение или готовность к активным действиям. Обсценная лексика характеризуется бранными выражениями, которые используются для выражения реакции на неожиданную ситуацию.

Диалекты, арго и жаргон

Диалектизмы - это также ненормативная лексика, которая используется на определенной территории. Их разделяют на 6 типов - фонетический, лексический, семантический, этнографический, фразеологический и грамматический. Арго используют для самоутверждения в криминальной зоне. К арготизмам относятся такие слова - перо ‘нож’, пришить ‘ убить’ и другие. К ненормативной лексике относят также жаргон. Это разновидность национально языка, которую используют люди с каким-то общим социальным признаком. К жаргоном также относят профессионализмы. Такие слова используют люди какой-либо определенной профессии.

Вопрос о том, что такое лексика в русском языке, достаточно сложный. Известно, что именно русский язык является одним из самых тяжёлых для изучения. Для того, чтобы научиться красиво говорить, нужно старательно изучать, а также запоминать все нормы литературного языка. Следует максимально исключить со своего лексикона просторечия, диалектизмы, а также бранные слова. Используя литературный язык, ваша речь будет необычайно красиво звучать и привлекать окружающих.

Цель : познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи : научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к языкам.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический с элементами полилингвальности.

Оснащение урока: мел, доска, толковые словари, портрет И.Даля, стенд «Лексика русского языка».

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Психологический настрой учащихся на работу

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!

II. Актуализация изученных раннее разделов русского языка

Ребята, какие разделы русского языка мы уже изучили? (синтаксис, фонетика)

Что вы о них знаете? (повторить определения)

Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, с каким разделом мы познакомимся сегодня?

Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране Лексикологии
Ищите те пути, которые Вас к знаниям
Помогут привести.

III. Этап изучения нового материала

1. Работа со стихотворением А.Шибаева (открываем учебники на стр.137)

Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?

Что значит «море слов»? (все слова языка)

2. Запись терминов в тетрадь.

Лексика - совокупность всех слов языка.

Лексикология - раздел науки о языке, который изучает словарный состав.

А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?

3. Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

Ребята, а что же такое вообще Слово?

4. Слушаем сообщение учащегося «Слово - самая удивительная вещь на свете».

Докажите, что слово - самая удивительная вещь на свете.

Какими словами можно передать радость, ликование? Нежность, теплоту, мужество?

4. Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах.

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Какова основная мысль текста?

5. Словарная диктовка (у доски уч-ся)

Пожалуйста, сердечный, здравствуйте, заботливый, нежный, спасибо, благодарю, будьте любезны, добрый день.

Дополните эту группу слов «добрыми словами».

7. Ребята, чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. Например: словарь-книга, где собраны слова русского языка, машина-транспортное средство для передвижения.

- Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает.

Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе:воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

О чем эта цитата?

Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).

IV. Этап закрепления новых знаний

1. Лексический диктант (упр.482).По словесному описанию определить название предмета и записать его одним словом. Тонуть, шторм, океан, плавать, маяк, берег. Какая тема объединяет эти слова? (морская). Составьте одно предложение с этими словами.

2. Выставка словарей.

Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю)

Как называется такой словарь? (Толковый)

Обратимся к нашей выставке. На ней представлены толковые словари.(Знакомство со словарями). Но самый известный это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, в котором 200000 слов.

3. Сообщение учащегося о В.И.Дале.

4. Работа по учебнику (стр.137, упр.481)

Что обозначают данные слова: лексикон, лиловый, приручить?

Что мы узнали из этих словарных статей? (произношение слова и ударение, окончание слова в разных формах, лексическое значение слова, примеры употребления).
Вывод : С помощью толкового словаря можно выяснить не только значение, но и написание слова и его морфологические признаки.

5. Самостоятельная работа с элементом полилингвальности . (класс работает самостоятельно по вариантам, у доски учащийся выполняет упр. 484.)

1. Определить (перевести) слово на русский язык.

2. Составить словарную статью.

3. Проверка.

6. Знакомство с толковым словарем учебника (стр.294. Откроем и проверим:верно ли мы составили словарные статьи в предыдущем задании? (писать, мир, голова, бежать, мать, хорошо).

7. Кроссворд (загадки читаются на казахском языке, учащийся называет ответ на казахском языке и переводит его на русский язык).

1. Ұнгір түбінде жалбырап,
Өсіп тұр жалғыз жапырақ.(тіл-язык)

2. Үлкен үйге барасың
Үлкен білім аласың. (мектеп-школа)

3. Қабат қабат қатталған,
Асыл сөзбен апталған
Парағы бар сөйлейтің,
Ол қазына өлмейтін. (кітап - книга)

4. Ұшымен қазақ
Тор көзді жазық.
Үстіне өттім
Асыл сөз жазып (дәптер - тетрадь).

Если мы правильно отгадали загадки, получили спрятанное слово. Какое?

Найди по-казахски будет тан,
А книга так звучит: кітап.
В степи копытами пылят
Несутся кони, или....(ат).

А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?

Об однозначности и многозначности мы поговорим на следующем уроке!

V. Проверка усвоения новых знаний

1. Повторить усвоенные на уроке понятия.

Лексика - ..
Лексикология - ...
Лексическое значение слова - ...
Лексикон - ...
Толковый словарь - ..
В. И. Даль -

2. Тест со взаимопроверкой.

1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.

3. Словарный состав - это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает:
а) фонетика.
б) лексика.
в) синтаксис.

2. Взаимопроверка. Оценки.

VI. Подведение итогов

Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значения
«Вода, огонь, старик, олень, трава».
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

VII. Домашнее задание

Выучить определения. Записать в тетрадь 2-3 словарные статьи из толкового словаря.

VIII. Рефлексия

  1. На уроке я узнал (а)...
  2. Мне понравилось...
  3. Своей работой на уроке я...
  4. Мое настроение...
  5. Домашнее задание мне кажется...