У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.

Потребности человека

Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:

Биологические - потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).

Социальные - каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.

Духовные - человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.

Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.

Особенности интересов

Интересы - это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:

  • Личность сосредоточивается на небольшом круге деятельности и знаний (медицина, техника, история, музыка и т. д.).
  • Цели и способы деятельности, которые интересны для человека, являются более конкретными, чем в обычной жизни.
  • Человек стремится к большему познанию и углублению в область, которая ему интересна.
  • У личности включаются не только познавательные процессы, что касается интересующей его области, но и прилагаются творческие усилия.

Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы - это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.

Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес - это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.

Материальный интерес

Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы - это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое - стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе - заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.

Духовный интерес

Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы - это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.

Непосредственный и опосредованный интерес

В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.

Пассивные и активные интересы

Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:

1) Активный - человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.

2) Пассивный - человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.

Выгода и мотивация

Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.

Экономический интерес

Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.

Личность и ее интересы

Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.

Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.

(от лат. interest – иметь значение) – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной деятельности или объекту.

Интерес

Словообразование. Происходит от лат. interest - важно.

Специфика. Форма побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.

Исследования. В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е.Берлайн, Д.О.Хебб). При таком, получившим обозначение "экологического", подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности.

Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.

ИНТЕРЕС

Один из тех терминов, которые оставались незамеченными в профессиональном словаре психологии, особенно педагогической психологии. Его значение очень свободное, и в то или иное время этот термин употреблялся для обозначения всех следующих понятий: внимание, любопытство, мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность и желание. Большинство авторов просто следуют своей интуиции при его использовании; его сложно употребить неправильно.

Интерес

эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности.

ИНТЕРЕС

от лат. interest – иметь значение, важно) – 1. В социологии, экономике: реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, ценностей, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп. Объективное основание И. – экономические отношения данного общества, при этом материальные классовые (групповые) И. являются коренными, обусловливающими др. И. Столкновение И. индивидов и социальных групп часто приводит к конфликтам. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (классовые, национальные), по степени осознанности (стихийные и выраженные в программе), по возможности их осуществления (реальные и недостижимые), по отношению к прогрессу общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные) (А. Г. Здравомыслов, 2001). 2. В психологии: отношение человека к предмету как к чему-то ценному, привлекательному. Целенаправленное формирование И. имеет значение в воспитании и обучении. Многие СМИ в погоне за прибылью активизируют низменные интересы человека, вызывая деградацию общества и провоцируя конфликты. 3. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на ознакомление с новыми фактами, более полное, глубокое и разностороннее отражение действительности. Противоречие И. создает условия для их конфликта. Конфликты И. многочисленны, различаются по содержанию и форме.

Интерес

от лат. interesse, что буквально значит «быть между», а также «присутствовать, участвовать»; interest «имеет значение, является важным») – внимание к чему-л., кому-л. привлекательному. Возможные проявления – поворот головы к объекту, бросание на него незаметного взгляда (взгляд украдкой), наклонение набок головы во время слушания (ср. благосклонность); индивид сидя обхватывает подбородок и щеку кистью руки с полусогнутыми пальцами, при этом голова чуть наклонена к руке. Ср. в «Мертвых душах» Н. Гоголя интерес многих к Чичикову; в «Евгении Онегине» А. Пушкина – интерес помещиков к Онегину.

Жизнь вдруг сделалась страшно интересной: у нее была тайна, была область, ей одной принадлежащая, куда никто не смел даже заглянуть (Г. Манн, Гретхен).

Ср. заинтересованность.

Интересы

ощущение индивидом важности или пользы чего-л. для себя. Ср. соблюдать свои интересы, узкий круг интересов, столкновение интересов. Интересы могут быть материальными (в частности, денежными), духовными, связанными с продвижением по службе, с увлечением любимым делом и др. Типичная реакция на чьи-то обнаруживаемые или известные интересы – стремление сыграть на них в своих интересах, может быть также перенимание интересов, заражение чужими интересами. Ср. как сыграл на примитивных интересах Плюшкина Чичиков в «Мертвых душах» Н. Гоголя; д’Артаньян – на желании Портоса стать бароном в романе «Двадцать лет спустя» А. Дюма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
    • 1. Понятие и специфичность интереса
    • 2.Особенности интересов
    • 3 Виды интересов
    • 4 Сила и устойчивость интереса
    • 5 Интересы и эмоции
    • 6 Развитие и роль интересов в обучении и формировании личности
    • 7 Интерес как основной фактор направленности личности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для продолжения себя и своего рода человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. По мере того как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

1. Понятие и специфичность интереса

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.

Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают "интерес" в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов .

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомитьсяс ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека .

Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса, сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.

2.Особенности интересов

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует.

"Опредмеченность" интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности . В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

3. Виды интересов

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность . У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный .

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности . Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение . У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.

Различны е охват и распределение интересов , выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он возникает помимо его стараний. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения.

Известно немало примеров (М.В.Ломоносов, А.М.Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе.

П ассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности . Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

интерес эмоция обучение личность

4. Сила и устойчивость интереса

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности.

Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов, при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы - латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести .

5. Интересы и эмоции

Интерес, т.е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непосредственно пищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей.

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания .

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру.

6. Развитие и роль интересов в обучении и формировании личности

Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются "сезонные" интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели .

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов . Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личностным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т.п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся .

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей. В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.

От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.

7. Интерес как основной фактор направленности личности

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных "глубинах" тенденций, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием .

Заключение

Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определенной деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий.

Первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы, в которых выражается направленность личности.

Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется вниманием.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.

Характеризуя направленность человека, мы, прежде всего, обращаем внимание на содержательность и широту его интересов.

Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то, как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов, а так же устойчивость интересов, сила и действенность.

Список литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

2. Гиппенрейтер Ю., Романова В. Психология индивидуальных различий - М: Московский Университет, 1982.

3. Крутецкий В.А. Психология - М: Просвещение, 1988.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1981.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Питер, Москва-Харьков-Минск, 1999.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема формирования и развития интересов в психологических исследованиях. Интерес как составляющая часть направленности личности. Методы формирования и развития познавательных интересов. Становление профессиональных интересов в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Характеристика интереса как составляющей части направленности индивида в юношеском возрасте. Тренинговая программа по развитию интересов, формирующихся на основе доминирующего профессионального типа личности. Методика проведения повторной диагностики.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2012

    Понятие направленности личности в современной психологии. Потребности и мотивы. Специфичность и существенное свойство интереса человека. Ценностные ориентации личности, мотивация ее поведения. Роль направленности в человеческой жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание. Способы активации интереса, его мимическое выражение, физиологическое проявление. Субъективное переживание эмоции интереса-возбуждения, эволюционное значение эмоции интереса в развитии личности.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Ретроспективный анализ проблемы развития интересов детей. Психолого-педагогические основы современной теории интереса. Методы, применяемые для развития интереса детей к своей семье. Особенности формирования интереса к своей семье в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Определение, виды интересов и их характеристика. Особенности профессиональных интересов у медработников и условия формирования. Описание диагностических методов, используемых для изучения интересов. Экспериментальное изучение интересов медработников.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2009

    Включение ребенка в учебную деятельность как важное условие развития познавательной потребности. Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов как фактор формирования способностей. Развитие познавательной потребности с возрастом.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2010

    Природа и значение эмоций, причина их возникновения как необходимость в средствах коммуникации между людьми. Позитивные и негативные эмоции: виды, влияние на тело человека и формирование личности. Характеристика, развитие и социализация эмоции интереса.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    Обзор теоретических и экспериментальных работ по темам "память" и "интерес", включающий изучение представлений о памяти, исследований взаимосвязи памяти и интереса. Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Профессиональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема современности. Психолого-педагогические условия, благоприятно влияющие на профессиональное развитие личности педагога. Изучение методики определения профессиональных интересов.

Интерес - это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребностьво влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интересознакомиться с ним. Интерес-мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно.

Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей

Категория интереса в науке является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся в свое время к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П.Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье»

«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34).

Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив , а затем открыть возможность нахождения цели .

Интересный учебный предмет - это и есть учебный предмет, ставшийсферой целейучащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Для образования интересов существенное значение имеют как начальный этап - возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие. С одной стороны, особенности объекта, их яркость, сила влияют на возникновение внимания. С другой - такие особенности индивида, как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов, также влияют на активность отражения.

В дальнейшем интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так и стимулированием, положительным отношением и оценкой.

Высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенной ситуации, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением образующимся в зависимости от сознания успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей.

Интерес — в более широком значении есть участие, принимаемое человеком в каком нибудь событии или факте и вызываемое как свойством факта, так и склонностями самого человека.

Интересное - то, что возбуждает и удерживает наше внимание, потому что оно имеет позитивное или негативное значение для наших практических или теоретических потребностей.

В зависимости от предмета интереса говорят о материальных и духовных, о научных и художественных, о всеобщих и частных интересах. «Благоразумным интересом» называет Гельвеции связь бескорыстия с собственной пользой

Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям по данной проблеме разделить их на несколько видов.

В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:

По содержанию (направленности):

материальный (с подвидами);

общественно-политический;

профессионально-трудовой;

познавательный: учебный, специальный, научный;

эстетический;

читательский;

спортивный и др.

Непосредственный и опосредованный:

Непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Я.Л. Коломинский связывает его с какой-либо потребностью.

Опосредованный - интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л. Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости.

По уровню действенности:

пассивный - созерцание;

активный - действие.

По объему (характеризует структуру интересов):

широкий - многим интересуется, глубоко разбирается;

узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.

По глубине:

глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;

поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.

По устойчивости:

устойчивый - развитие способности и глубокое сознание своего долга и призвания;

неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.

Классификация Г.И. Щукиной построена по иному принципу. Здесь интерес выступает как:

избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которого, все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

особое избирательное (не безучастное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми стремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

О дефинициях интереса.

Дефиниция (лат. definitio — предел, граница) — логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка

Определение интереса зависит от прописи автора. Так K. Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чему-то или для чего-то. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки.

В функционально-психологическом аспекте , интерес — это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей.

В генетическом аспекте , интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением.

В структурно-психологическом аспекте , интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности.

понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания, направленность селективности внимания, чувство, что объект или событие представляет для субъекта значение, приятное чувство, сопровождающее деятельность, которая беспрепятственно достигает цели, чувство, без которого не должно проходить обучение, стремление постоянно воспринимать признаки предмета.

Интересы — относительно длительные и обобщенные тенденции поведения, стоящие в своем развитии в тесной связи с развитием образа Я , ориентированные на различные предметные области и зависимые от половых ролей. Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследованиеодного мотивационного концепта

Теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека . Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению.Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью .

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

Кроме познавательного интереса ученых (педагогов, психологов, теоретиков) интересовали вопросы детского творчества. Творчества не только как деятельность, созидающая в себе “…нечто новое, оригинальное”.

А как деятельность, которая способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, применяемые в традиционном обучении. Благодаря, постановки данного вопроса, возникла проблема развития творческой активности у детей на уроках и во внеурочной деятельности.

Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых.

Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

активатор разнообразных чувств ( Д. Фрейер);

активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало можно вложить в каждую их них. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой важнейший для развития личности, сплав психических процессов.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательностивсе необычное, неожиданное вызывают у людей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

активный поиск;

догадка;

исследовательский поиск;

готовность к решению задачи .

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы.

Проблема развития познавательной и творческой активности не имела однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы. Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса .

Все познавательные процессы составляют единую систему, которую можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

Методы формирования познавательного интереса .

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами:

1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2. наличием познавательной стороны этой эмоции;

3. Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществлени я. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля , при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.

Входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.

Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть которого заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы.

Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащегося мотивацию. Ученики готовы преодолеть трудности, чтобы увидеть, узнать, решить и т.д.

Большинство используемых методов и технологий образовательного процесса, направленных на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного материала, что создает основу самоопределения. Однако ни одна из технологий не является универсальной. Только их разнообразие делает образовательный процесс оптимальным.


Интерес - великий стимул!

Интерес (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

Итерес классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т.е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. Интерес занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А.Б. Орлов)

Добавление ред .: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение. Некоторые авторы трактуют Интерес как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И СОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС (rewards and intrinsic interest) - обычно предполагают, что В. за выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Однако недавние исслед. показали, что иногда возникает противоположный эффект: при нек-рых условиях внешние В. за выполнение деятельности, к-рая сама по себе ("внутренне") интересна субъекту, подрывают последующий интерес к задаче. Одно из объяснений такого разрушающего эффекта В. называют гипотезой "сверхоправдания" (overjustification): если за выполнение изначально привлекательной задачи предлагается и дается к.-л. внешнее вознаграждение, эта деятельность воспринимается чел. как излишне оправдываемая, потому что В. за нее, вообще говоря, не требуется, на основании чего он делает вывод, что занятие данной деятельностью "по существу мотивировалось сложившейся внешней ситуацией, а не каким-то внутренним интересом к самой деятельности". Влияющие условия В. в целом не снижают мотивацию. Эффект подрыва мотивации возникает лишь при наличии определенных условий. Уровень интереса В исслед. показано, что В. могут снижать высокий первоначальный уровень собственного интереса, но если задача вызывает меньший первоначальный интерес, В. повышают мотивацию. Факторы вознаграждения В. не всегда подрывают высокий собственный интерес. Важным фактором при этом оказывается тип В. Словесная похвала за выполнение задачи не только не снижает, но может повышать мотивацию, тогда как более конкретные или материальные В., такие как конфета или деньги, приводят к разрушению интереса.

Эти различные эффекты В. обычно интерпретировались в рамках теорий восприятия субъектами

  • личной компетентности и
  • источника контроля собственного поведения.

Похвала свидетельствует о компетентности субъекта в выполнении задачи и тем самым может усиливать мотивацию; материальные В. представляют очевидное свидетельство того, что поведение субъекта контролируется сторонними силами, и этот недостаток "личного контроля" может оказывать подавляющий эффект на интерес к выполнению задачи. Тж важными оказываются два др. фактора В.

  • Во-первых , снижение собственного интереса происходит тогда, когда В. даются в зависимости от выполнения целевой деятельности и не происходят в условиях отсутствия связи между В. и выполнением задачи.
  • Во-вторых , внутренняя мотивация разрушается с большей вероятностью, если В. слишком выделяется, т. е, когда на нем фокусируется внимание субъекта.

Теории Для разрушающего эффекта В. приводилось множество объяснений, но лишь нек-рые нашли свое подтверждение в исслед. Среди наиболее широко принятых теорий можно упомянуть те, к-рые подчеркивают опосредующую роль когнитивных процессов в разрушающем эффекте, в частности, атрибутивных процессов. В основе атрибутивных теорий (к к-рым относится и гипотеза сверхоправдания) лежит предположение о том, что разрушающий эффект является рез-том сложных когнитивных умозаключений, включающих в себя оценку субъектом внутренних и внешних причин занятия целевой деятельностью.

Приложения Актуальность разрушающего воздействия В. на мотивацию в практ. сфере деятельности представляется очевидной, и обсуждение его в литературе фокусируется в основном на трудовой и учеб. деятельности, а тж на процедуре В., получившей название "жетонной системы", предусматривающей В. желательного поведения жетонами, к-рые в дальнейшем можно обменивать на понравившиеся товары или виды активности. Однако его проявление в условиях повседневной действительности осложнено множеством переменных, к-рые еще требуется изучить. Так, в одном из исслед. обнаружилось, что В. снижают мотивацию только в том случае, если существует некая норма не давать В. Для определения того, как освободиться от отрицательных эффектов В. и как лучше всего применять его в целях побуждения к эффективному поведению, необходимы дальнейшие исслед. См . также Мотивация , Теория реактивного сопротивления, Вознаграждения Э.П. Серафино.