Независимо от того, верующий человек либо нет, ни один из пороков не приведет его ни к чему хорошему. Наряду с завистью, гневом и алчностью стоит гордыня. Многие путают это понятие с гордостью, полагая, что между ними нет никаких различий. Попробуем разобраться, как и чем отличаются эти два слова, велика ли разница. Прежде всего давайте выясним, что такое гордость, как ее можно охарактеризовать.

Толкование слова

Согласно толковым словарям, гордость можно определить как:

  1. Чувство удовлетворения от какого-либо действия.
  2. высокомерие, спесь.

Как видим, с одной стороны, это - положительное чувство, которое человек испытывает по отношению к себе и окружающим. С другой - это понятие отрицательное, так как гордый человек возвышает себя, принижая этим других людей. Так что такое гордость? Хорошо это или плохо? И можно ли вообще назвать это чувство хорошим или плохим? Все зависит от того, что лежит в основе рассматриваемого понятия. Если это талант человека, его трудолюбие и успех, то чувство гордости вполне заслуженно. Оно несет радость и как самому человеку, так и окружающим. Однако часто бывает и так, что упомянутое чувство испытывается без каких-либо на то оснований. Например, красивые девушки часто возвышают себя и унижают тех, кому в этом отношении повезло меньше. Данные от природы качества не должны вызывать такое чувство, как гордость. Значение слова в этом случае будет отрицательным.

Разное понимание одного слова

Одно и то же понятие в разные времена может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Ярким примером этого является национальная гордость. В большинстве случаев это чувство приветствуется. Под ним понимается любовь и привязанность человека к своей стране, готовность защищать и отстаивать общие интересы. Однако история может привести и достаточно трагичные примеры использования данного понятия: Германия в 30-40-х годах (идея превосходства «высшей нации»), Британская империя в 19 веке (идея «бремени белого человека») и так далее. Что такое гордость в этом случае, как не чувство превосходства представителей одной нации, расы над другими людьми? Как показал печальный опыт прошлых поколений, оно не приносит ничего хорошего.

Гордыня и ее спутники

Значение слова гордость и гордыня похожи, но имеют и значительные отличия. В современном обществе понятие «гордыня» употребляется крайне редко. Его заменяют близкими по значению терминами: высокомерие, амбициозность, заносчивость, тщеславие, себялюбие. Таким образом, мы видим, что в значении этого слова нет ничего положительного. В отличие от гордости, оно имеет только отрицательную окраску. Среди качеств, свойственных гордыне, можно отметить: лицемерие, тщеславие, капризность, упрямство и высокомерие. А также мнительность, неуправляемость, суетливость, придирчивость, эгоизм и дерзость. Кроме того, человеку, подверженному этому смертному греху, присущи обидчивость, вспыльчивость, властолюбие, склонность к резкой критике, зависть и злопамятство. Также можно назвать такие отрицательные черты, как непримиримость и жестокость, язвительность, непринятие общепринятых норм и авторитетов.

Что такое гордость и что такое гордыня?

Эти два понятия могут иметь противоположное значение. И при этом быть одинаково отрицательными. Чтобы разобраться, необходимо знать, чем вызваны те или иные чувства и стремления:

  • самолюбие, спесь - все это говорит о том, что человек жаждет обрести власть и презирает людей, имеющих более низкое
  • Честолюбие и амбициозность являются признаками того, что человек стремится достичь большего, продвинуться по карьерной лестнице.
  • Дерзость, наглость, нахальство, эгоизм и бесцеремонность свидетельствуют о готовности человека добиваться своих интересов любой ценой, на окружающих.

Вопрос о том, что такое гордость и гордыня, в чем разница между ними, может поставить в тупик и философа. Поиск в словарях и обыденный опыт социальной личности могут привести к выводу, что гордость - это весьма позитивное чувство. Гордыню противопоставляют ей и считают негативным проявлением высокомерия и тщеславия.

Слова, схожие только по звучанию?

Сходные по написанию и звучанию слова - это паронимы. Они настолько похожи, что могут казаться однокоренными, но в отличие от действительно родственных слов значение их сильно различается. Исходя из указанных в словарях значений, обычно и делается вывод о позитивной гордости и негативной гордыне, как о похожих друг на друга словах. При этом подразумевается, что смысл их сильно различается/

Но чем отличается гордость от гордыни? Принято считать, что гордость является закономерной и положительной эмоцией при достижении успеха. Человек может быть горд хорошо выполненной работой, победой в спортивном состязании, приобретением знаний или вещей. Говоря о гордости, как о позитивном чувстве, приводят примеры радости за собственного ребенка, поступившего в ВУЗ, или уважения к другому человеку, добившемуся каких-то успехов.

Гордыню же обозначают, как склонность считать себя лучше других, превознося собственную личность , но принижая достоинства других людей. При этом ее часто путают и с высокомерием (склонностью судить о достоинствах человека по положению в обществе), и с тщеславием (желанием получить признание или похвалу за обладание чем-то), и с самоутверждением (стремлением поднять самооценку за счет суждения о другом). Безусловно, перечисленные качества трудно назвать положительными чертами личности.

Но разве редко бывает так, что родители, гордясь достижениями своего ребенка, считают причиной этого себя самих? Они настолько высокого мнения о своих педагогических талантах, что не замечают достижений сверстников сына или дочери, особенно если их самих мало интересует та сфера, в которой достигают успеха другие дети. Превознося достоинства своего дитяти, одержавшего маленькую победу, они формируют в нем и тщеславие, и стремление к самоутверждению, и высокомерие.

Гордость своей страной может приводить к шовинизму. В этом случае тоже редко идет речь о том, чтобы уважать соседнее государство или другие народы. Победа футбольной сборной приравнивается к преувеличенной ценности каждого гражданина страны, болеющего за команду, хотя настоящий успех принадлежит только спортсменам.

Примеров можно привести множество. Все они сводятся к следующему: там, где обнаруживается гордыня, гордость всегда присутствует. Позитивная эмоция в какой-то неуловимый момент становится своей противоположностью. Насколько же велика разница между гордостью и гордыней и существует ли она вообще?

Понятие гордости в религиозных учениях

Практически все религиозно-философские системы сходятся на том, что сходные по звучанию гордыня и гордость не так уж сильно различаются и в духовном смысле. Наличие Творца, существование которого признают все мировые религии, делает любое человеческое достижение исключительно волей верховного существа. С этой точки зрения между гордостью и гордыней разница совершенно незаметна.

Первичный акт проявления гордости, как высокой самооценки и сравнения себя с Высшими силами, принадлежит антагонисту верховного божества. Являясь творением, он возомнил себя равным Создателю (как Люцифер, например). Отсутствие смирения и признания себя только продуктом чьей-то деятельности привело его к падению, то есть лишению покровительства Творца. Подобные моменты присутствуют в каждой религии.

Главной добродетелью человека религии называют смирение. Его трактуют как способность не унижаться перед высокомерными гордецами, старающимися унизить всех вокруг и наслаждающимися своей благостью, успешностью или силой, а признавать только волю Творца. С позиции духовности, осознающий его существование человек не в состоянии унизить и другого. Но проявлением гордыни (гордости) религии считают и суждение о другом, как о гордеце: ведь таким образом человек себя начинает считать лучше него. Смысл смирения состоит именно в том, чтобы не выносить ни хороших, ни плохих суждений о других, оставляя это на суд верховного божества, а гордость и гордыня сливаются воедино.

Стоит ли гордиться собой?

Светскому человеку такая позиция может быть непонятна. Нас воспитывают в духе постоянного стремления стать в чем-то лучше других: аккуратнее завязать шнурки, получить отличную оценку в школе, поступить в престижный ВУЗ и получить хорошую работу. Наличие самых лучших, современных, дорогих вещей делает человека в глазах общества успешным. Поэтому и возникают вопросы о том, какое чувство испытывает высокомерный и тщеславный человек: гордость или гордыня владеет его сознанием?

Часто высказываются мнения, что гордость, которая двигает нами для получения признания, - не такое уж плохое чувство. Благодаря гордости разрабатываются новые технологии, приобретается квалификация в профессиональной деятельности. Ради момента переживания положительной эмоции люди способны работать не покладая рук.

Чтобы получить звание Олимпийского чемпиона, спортсмены тренируются на пределе человеческих возможностей. Когда кто-то из них добивается блестящего результата, СМИ и поклонники твердят только о том, что это целиком достижение чемпиона. Известны и примеры того, как ничтожная случайность приводит к травме, а иногда и к смерти спортсмена. Но ведь это тоже последствия его гордости своей силой или ловкостью, стремлением достичь еще больших высот и получить очередную порцию славы и испытать новый приступ довольства собой.

Так ли уж неправы религии, которые считают и гордыню, и гордость одним и тем же смертным грехом? Добиваясь успеха в каком-то деле, нужно всегда держать в голове тот необъяснимый факт, что не все зависит исключительно от усилий человека. И даже в законной гордости всегда может присутствовать немного негативного стремления выглядеть в глазах окружающих самым лучшим, превосходящим каждого, кто сейчас не на пьедестале почета.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.

Гордыня и гордость – однокоренные слова, однако значение у них разное. Гордостью называют положительную самооценку, самоуважение. Гордиться можно не только собственными успехами и достижениями. Например, можно испытывать гордость за сына, за свою страну, команду, родителей и т. д. Чем отличается гордыня от гордости? Гордыня имеет негативный окрас и в разных религиях считается причиной всех грехов. Горделивый человек высокомерен, имеет непомерно высокую самооценку, не способен радоваться за успехи других.

Обратимся к толкованию слов

Не зная лексического значения слов гордыня и гордость, человек может вкладывать в них совершенно иной, неправильный смысл. Но прояснить ситуацию никогда не поздно. Обратимся к 3 известным толковым словарям – С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова и В.И. Даля.

Что такое гордость, определение Ожегова:

Определение гордости из словаря Ушакова:

  1. «Отвлеченное сущ. к гордый (гордость поступи, характера).
  2. Характер или поведение гордого человека (его гордость не позволяла ему прощать подлость).
  3. То, чем (тот, кем) гордятся (военные корабли – гордость советского судостроения)»

Теперь перейдем к вопросу, что такое гордыня. Определение этого слова во всех словарях одинаковое, и трактуется, как «непомерная гордость, высокомерие» В.И. Даль так и вовсе различий между гордостью и гордыней не видел, и оба слова определял так: «Гордость, гордыня, горделивость – качество, свойство гордого. Гордым быть, глупым слыть. Гордый – кичливый, надменный, заносчивый; надутый; кто ставит себя самого выше прочих»

И в самом деле, грань между гордыней и гордостью очень тонка. Гордость нередко перерастает в гордыню. Что примечательно, происходит это незаметно. Возгордившийся человек не замечает за собой вины или греха. Ему действительно кажется, что он лучше других, достойнее, выше.

Где проходит грань?

Многие пытаются искоренить в себе гордость, полагая, что это начало гордыни. Однако они забывают, что есть от нее и польза. Так, гордость защищает человека от причинения вреда себе и другим, не дается скатиться на дно. Гордый человек никогда не опустится до воровства, сплетен, хамства, аморального поведения. Как нельзя лучше характеризуют гордость синонимы: честь, достоинство, самоуважение. По отношению к кому-то ее можно заменить словом радость. Например, «я радуюсь успехам сына».

Сама по себе гордость не является грехом, но очень быстро может к нему привести. Возьмем, к примеру, другие страсти. Еду можно использовать, чтобы утолить голод, а можно ей объедаться, и тогда это будет грехом чревоугодия; сексуальность можно использовать для укрепления любви с мужем (женой), а можно впасть в грех блуда. Иными словами, чрезмерная гордость перерастает в грех – гордыню:

«Гордыня… Гордость… корень в них единый.

Оттенков в поведении – не счесть…

И, если в Гордости пороки победимы,

Гордыне незнакомо слово «честь».

Гордыня в Библии

Чтобы ответить на вопрос, что такое гордыня, обратимся к Библии. Бог ненавидит гордыню. Гордецы настолько ослеплены своей гордыней, что думают, будто не нуждаются в Боге, приписывают его заслуги себе и себе же поклоняются. Они перестают видеть свои недостатки. Гордыня – грех души, во всех христианских учениях он считается смертным.

Чтобы понять, насколько глубоко падает одержимый гордыней, вспомним историю Сатаны. До своего изгнания он был одним из самых прекрасных и избранных ангелов. Его звали сияющей звездой и сыном зари. Но от красоты своей возгордилось его сердце, а высокомерие сгубило мудрость. И поверг его Бог на землю, как нечистого. Гордыня была присуща Адаму и Еве. Воображая, что сами станут богами, вкусили они запретный плод и были наказаны. Синоним гордый по Библии – греховный, нечистый, безбожный, лицемер.

«Тот, кто преисполнен гордыни, не знает ничего, а только поражен страстью к спорам и словоблудию. Все это порождает ссоры, злые речи, злобные подозрения» (1-е Тимофею 6:4).

Признаки гордыни

Чтобы окончательно разобраться в определении гордыни, что это такое и как она проявляется, предлагаем изучить ее признаки. Перечислим только самые основные:

Гордецам свойственны и другие отрицательные качества. Гордыня ломает нормы морали. Возгордившийся человек может прибегать к лицемерию, тщеславию, мести, лишь бы еще больше возвысить себя. Скрыть гордыню невозможно. Даже если человек молчит, она читается в его холодном высокомерном взгляде, жестах, высоко поднятой голове.

Гордость для женщины

Женской гордостью исконно считается сохранение целомудрия. И речь идет не столько о девственности, сколько о духовной чистоте и благоразумии. Гордость оберегает женщину от сомнительных связей и отношений. Гордая женщина не терпит неуважение, грубость и хамство, как по отношению к себе, так и другим.

Некоторые под женской гордостью понимают неприступность: «женщина не должна знакомиться первой», «мужчина должен добиваться женщину, покорять ее сердце». Однако неприступность и холодность больше свойственны гордыне. Только высокомерная особа может тешить свое самолюбие ухаживаниями мужчины. Гордая женщина проста и прямолинейна.

Мнение автора. Гордыня – это стремление возвыситься над другими. Особенно сильно это желание у людей, которые считают себя в чем-то ущербными и зависят от мнения окружающих. Гордыня идет от нелюбви к себе, неприятия.

«Мальчики в школе дразнили меня «толстухой». Я мечтала стать миниатюрной и стройной, как другие девочки в классе, и ненавидела себя. Когда я выросла, у меня наконец-таки получилось похудеть. Но этого уже было мало. Я хотела доказать всем, как они ошибались, что я лучше других. Я выиграла несколько конкурсов красоты и совершенно незаметно для себя стала высокомерно относиться к полненьким соперницам. Я невероятно гордилась собой. Наверное, поэтому дружба с девочками не ладилась. Только через несколько лет я осознала свою ошибку, полюбила себя и стала проще ко всему относиться. Теперь на душе светло и приятно»

Гордость и гордыня – очень похожие, но, тем не менее, разные качества. Чтобы отличить одно от другого, достаточно посмотреть человеку в глаза. У гордеца они будут холодными, полными презрения и надменности. Глаза гордого человека светятся радостью, он спокоен и совершенно не груб.

Снежана, г. Таганрог