Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги потому, что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни. Что же это за чудо героизм, ответить сложно для каждого своё. Почему же некоторые люди которые с виду не чем не отличающийся от других, решаются спасти человека? Ведь когда вы бросаетесь помочь кому-нибудь вы не думаете что скажут, вы просто бросаетесь в помощь... Казалось бы, храбрость, самоотверженность и мужество такие мощные основы героизма, что даже непосвященному покажется, что этих опор личности, вполне достаточно, чтобы совершить подвиг. Однако в реальности опора только на храбрость, самоотверженность и мужество окажется напрасной тратой сил, если в единстве с этими человеческими факторами не выступит мысль. Утрата мысли, и жертвы напрасны. Деяние тогда, становится реальным воплощением героизма, когда под ним находится широкое плато смысла жизни. Мы можем вспомнить множество примеров героизма во время Великой Отечественной войны. Сражавшиеся на фронте были обычными людьми, которые в экстремальной ситуации возвысились до героического состояния. Это были точно такие же люди, как и мы с Вами.

«Быть всегда героями» этот лозунг нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел. Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины. Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. За время Великой Отечественной войны подвиг Матросова повторили свыше 200 советских солдат и офицеров! Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы. Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Массовый трудовой героизм советских людей — также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.
Здесь уместно вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина о героике, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре:
" Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с теми, кто считает, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней.
… Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм, что такое героика. Они считают, что героизм – это какой-то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы.
По-моему, героизм – совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг. Разве думали первые люди, когда пришли на строительство Комсомольска, что они станут героями, что о них будут говорить в течение многих десятилетий, что их свершение будет расцениваться нашим народом как героический подвиг?"
А вот пример героического подвига и в наше время. В постперестроечное время, уже на закате Союзной империи, в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты. Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол. Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал. Потрясенные ученики получили живой урок мужества и героизма, они запомнили его на всю жизнь! Принято считать, что место героизму и подвигам – сугубо на войне, и наша современная размеренная жизнь, лишённая опасностей, отвела героическим поступкам людей уголок лишь на поле брани. Но что есть война? Масса людей в экстремальных, опасных для жизни обстоятельствах, где каждый может повести себя по-разному, и отнюдь не обязательно героическим образом! Хотя, как говорит ещё одно общеизвестное высказывание – на войне нет героев, человек просто должен делать то, что должен.
Подводя итоги можно сказать, что это лишь некоторые из героических поступков, которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса – спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.
А. Н. Толстой

13 сентября 1923 года родилась девушка, на примере которой воспитывалось не одно поколение. Зоя Космодемьянская – Герой Советского Союза, 18-летняя вчерашняя школьница, выстоявшая под жесточайшими пытками фашистов и не выдавшая соратников по партизанскому движению

Тем, кто рос и взрослел во времена Советского Союза, не надо объяснять, кто такая Зоя . Она стала символом, иконой, примером несгибаемого мужества и самопожертвования во имя Родины. Невозможно даже представить себе, какой храбростью надо обладать, чтобы пойти на верную смерть и пытки. Мало кто из современных людей смог бы на это решиться.

А Зоя даже не задумывалась. Как только началась война, она немедленно отправилась в военкомат и не успокоилась, пока ее не зачислили в разведывательно-диверсионную группу. Ее руководитель сразу же предупредил своих бойцов: 95% погибнут. Вполне вероятно, что после зверских пыток. Но никто не ушел: все были готовы к смерти за Родину.

В 90-х годах, когда в нашей стране произошли резкие изменения и стало известно многое из того, что ранее скрывалось и замалчивалось, нашлись люди, захотевшие поставить под сомнение подвиг Зои.

Версия 1: Зоя была психически нездорова

В 1991 году в газету «Комсомольская правда» пришло письмо, подписанное якобы врачами Научно-методического центра детской психиатрии. Они писали, что в 14-15 лет Зоя Космодемьянская не раз лежала в детской больнице им. Кащенко с подозрением на шизофрению. Это письмо стало одним из откликов на ранее опубликованную статью, в которой подвергались ревизии обстоятельства гибели Зои.


Комсомольский билет Зои Космодемьянской. Источник: Wikimedia.org

Однако никаких документов, подтверждающих, что Зоя страдала шизофренией, так и не было обнаружено. Более того, в архивах не нашли даже имен врачей, которые якобы ставили этот диагноз пациентке Космодемьянской. Единственное, что не вызывает сомнений, – это перенесенный Зоей в возрасте 17 лет острый менингит. С этим диагнозом она лежала в Боткинской больнице, а потом восстанавливалась в санатории.

Под версию о «шизофрении» особо рьяные «борцы за правду» пытались подвести феномен Зоиного мужества: мол, шизофреникам вообще неведом страх за свою жизнь, этим пользовались во время войны, формировали боевые группы из психически больных людей, и те спокойно бросались под поезд, чтобы его взорвать или открыто подходили к штаб-квартирам фашистов и поджигали их... Вот, мол, и Зоя не чувствовала страха перед немцами, потому что была больна: находилась в ступоре. Но никаких доказательств болезни обвинители опять предъявить не смогли.

Некоторым, впрочем, до сих пор кажется, что любовь к Родине, стойкость и отвага – это ненормальность, которую иначе, чем психическими отклонениями, объяснить невозможно.

Версия 2: погибла не Зоя, а Лиля

Примерно тогда же, когда фашисты убивали Зою, под Москвой, неподалеку от села Петрищева, пропала без вести другая разведчица – Лиля (Лейля) Озолина . Некоторые историки предположили, что именно Лиля стала той героиней, которую казнили на глазах у сельчан и которая назвалась Таней, не раскрыв своего настоящего имени. В пользу этой версии говорили некоторые моменты. Например, опознание обезображенного тела матерью произошло более чем через месяц после смерти.


Можно было бы сомневаться в объективности безутешной женщины, потерявшей дочь. Но как только раздались первые голоса в пользу этой версии, НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции России выполнил судебно-портретную экспертизу, результаты которой подтвердили безусловность личности Зои.

Версия 3: Зоя совершила вредительские действия

Это, собственно, не версия, а уточнение сути задания, которое получила Зоя и при выполнении которого погибла. Герою Советского Союза пытались поставить в вину крупнейшую ошибку Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина , который решил применить к наступающим на Москву фашистам «тактику выжженной земли», издав Приказ №428.

Согласно этому приказу советские диверсионные группы должны были уничтожать все подмосковные населенные пункты, чтобы немцам негде было прятаться от холода и чтобы они не смогли взять Москву.

Сегодня уже всем ясна преступность такого приказа, ведь он оставлял без крова и без шансов на спасение не только немцев, но в первую очередь жителей подмосковных деревень, оказавшихся на оккупированной территории. Но можно ли винить Зою за то, что она старательно выполняла приказ, который не могла не выполнить?

Как маму Зои вынудили стать «профессиональной» мамой героев

Зоя не успела выйти замуж и родить детей. Однако потомки этой семьи живут и сегодня: например, актриса Женя Огурцова , известная зрителям по роли в сериале «Ранетки» и по участию в музыкальной группе с таким же названием, – внучатая племянница Зои Космодемьянской. Если точнее, то ее дедушка был двоюродным братом Зои.

После того как подвиг Зои стал известен и ей присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно), а ее младший брат Александр тоже погиб и тоже получил такое же высокое звание, Любовь Тимофеевна Космодемьянская перестала принадлежать сама себе. Из нее сделали профессиональную «мать героев».

Ей приходилось без передышки выступать перед уходящими на фронт бойцами, перед школьниками, рабочими, участниками трудового фронта... Разумеется, она не могла говорить людям то, что думала, делиться своей болью: каждое ее слово тщательно выверялось и шлифовалось, чтобы слушатели вдохновились примером Зои и стали еще беззаветнее воевать и трудиться во славу Родины. Никаких «личных» эмоций Любовь Тимофеевна проявлять не могла.


После войны ее вынудили стать общественным деятелем. Любовь Тимофеевну отправляли в составе делегаций в социалистические страны, где она в который раз повторяла свою речь. Каждый день – на людях, каждый день – под недремлющим оком спецслужб... Так продолжалось почти всю ее жизнь. В 1978 году мама Зои и Шуры умерла.

В доме Жени Огурцовой хранится небольшой бронзовый бюст Зои Космодемьянской. О своей отважной родственнице Женя знает с самого раннего детства. Ее мама, Татьяна Анатольевна , племянница Зои, рассказывала, что ее отец как родственник Героя имел право на многие льготы, но никогда не пользовался ими, так как считал, что это не совсем честно. Видимо, эти черты – порядочность, скромность и гиперчестность, которую многие считают ненормальными, – наследственные.

Подвиг в мирное время

Цель работы : раскрыть понятие подвига в мирное время на примере моих земляков.

Задачи:

1. В литературе, публицистике и школьном музее и найти информацию о подвигах в мирное время.

2.Составить рассказ на основе изученного материала

3.Разработать анкету и провести анкетирование среди сверстников.

Объект исследования: подвиг в мирное время.

Методы исследования :

1. Теоретические: изучение литературных изданий, статей в Интернете.

2. Практические: беседа с сотрудниками школьного музея, сотрудниками газеты «Северная звезда», изучение фото архива школьного музея и газеты «Северная звезда», составление рассказа, анкетирование, обобщение и анализ результатов.

Несколько дней назад мы вновь отмечали 68 День Победы в Великой Отечественной войне, вспоминали на уроках подвиги героев войны

Для моих сверстников понятия герой, героизм, пожалуй, незначительны и

неважны, да и многие вкладывают своё понятие.

И я задумалась: «А что означает слово подвиг? Кто сейчас является героем? Каков он современный герой? Можно ли совершить подвиг в наше мирное время?»

Мама мне сказала: «Само слово сегодня как–то вымерло. Подвигом можно назвать самопожертвование во имя кого–то или чего–то».

Я же решила обратиться к словарям, статьям в газетах, публикациям в Интернет. И вот, что выяснила.

Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Подвиг – это поступок, целью которого является устранение зла, насилия или несправедливости. Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми. А «герой» – это «храбрый воин, доблестный воитель, доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец» . То есть герой – это человек, который в трудный момент не думает о себе и может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей.

Подвиг может совершить человек с твердой волей, способный побороть страх за свою жизнь, забывающий о личном благополучии.

Перед тем, как приступить к своей исследовательской работе, я провёла с одноклассниками опрос в виде анкетирования с целью выяснить мнение моих одноклассников - совершаются ли подвиги в настоящее время?

В результате проведения опроса были получены ответы

Возможен ли подвиг в мирное время?

Какие бывают подвиги? (расписать)

ВЫ чем –то жертвуете ради других?

Вывод: большинство моих одноклассников верно понимают слово подвиг

Прочитав о подвигах моих земляков, я рассказала в классе следующее:

Подвиг Одинцова, Исакова, Ничкова (рассказ)

Итак, эти подвиги стали известны всем и я горжусь такими людьми. Но есть незаметные подвиги. Их можно назвать тихими.

    У меня возник вопрос «Раскаяние - это подвиг?» Я прочитала в книге «Основы православной культуры» и узнала что раскаяние – это действительно подвиг, ведь признаться в том что ты натворил плохого - это дело сложное!

    Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя . В тебе укрепляется сила воли. (пример)

    Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от желанного. (пример)

    Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду (пример)

    Поэтесса Светлана Юрьевна Володина была прикована к постели. Но она совершила свой жизненный подвиг – нашла силы преодолеть тяжелую болезнь и быть полезным людям. Она писала стихи, сказки.

Вывод : тихий(незаметный подвиг) – это движение в сторону добра и ради самого себя

Подводя итог данной работы, хочется отметить, что цель и задачи её выполнены.

А.В.Кураев «Основы православной культуры» Москва. «Просвещение» 2012

Газета Чердынского муниципального района «Северная звезда»

Постараемся восстановить хронологию того дня, когда Николай Гастелло вошёл в бессмертие - 26 июня 1941 года. На четвёртый день войны немецкие танки Гота и Гудериана продвигались по Белоруссии со скоростью 100 километров в сутки. А уже 29 июня 3-я, 4-я, 10-я и 13-я советские армии Юго-Западного фронта были окружены. Перед нашими войсками стояла задача хоть как-то, любой ценой остановить врага. 26 июня с аэродрома Боровское под Смоленском поднялись три советских бомбардировщика ДБ-3Ф. Они должны были отбомбиться в районе шоссе Радошковичи - Молодечно, где наблюдалось большое скопление немецких танков. Пилотам этих самолётов, по донесению командования, были капитаны Николай Гастелло, Александр Маслов и старший лейтенант Фёдор Воробьёв.

Жители посёлка видели, как около 12.00 26 июня немецкую колонну благополучно атаковали три «сталинских сокола». Самолёт Воробьёва, сбросив бомбы, развернулся и ушёл к своим - за линию фронта. Два других бомбардировщика уже после выполнения боевой задачи, т. е. по дороге «домой», были подбиты немецкими зенитками. Один из них (горящий, со шлейфом густого дыма) «ушёл в неизвестном направлении». Так свидетельствуют донесения 207-го авиаполка 42-й авиадивизии и местные жители. А второй, также горящий, сделал разворот, дотянул до вражеской колонны и спикировал в самую гущу немецких танков.

Фёдор Воробьёв, который вернулся на аэродром в Брянск (т. к. наши войска отступали, то 207-й авиаполк в тот же день, 26 июня, перебазировался в Брянск), тогда же в рапорте указал: он и штурман лейтенант Рыбас видели, что бесстрашный самолёт, совершивший огненный таран, вёл капитан Гастелло.

«26 июня 1941 г. беспримерный героический подвиг совершил капитан Николай Гастелло, который свой подбитый самолёт направил на колонну вражеских танков и цистерн. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва самолёта отважного лётчика» (История СССР. М.: Политиздат, 1970. С. 241).

«Всей стране в начале войны стал известен бессмертный подвиг лётчика коммуниста Н. Ф. Гастелло. От вражеского снаряда самолёт загорелся. Сбить пламя не удалось. Героический экипаж направил горящий бомбардировщик на колонну вражеских машин» (История КПСС. М.: Политиздат, 1970. Т. 5. Кн. 1. С. 147).

Тут всё совершенно ясно. Правда, долгое время считалось, что Гастелло - лётчик-истребитель, даже марки, выпущенные в его честь, изображали отважного пилота на фоне истребителя. Почему же звание Героя присвоили только ему, ведь в бомбардировщике экипаж - 4 человека? Но вернёмся к тем событиям.

Один бомбардировщик успешно вернулся на свою базу и продолжал громить фашистов. (Лейтенант Рыбас впоследствии пропадёт без вести, а старший лейтенант Воробьёв погибнет в ноябре 1941 года.) Командир второго, Николай Гастелло, совершил беспримерный подвиг - первым в истории войны пошёл на таран и стал Героем Советского Союза. О нём и сейчас слагаются стихи, поются песни, на его подвиге воспитывалась и воспитывается молодёжь.

Тайна, покрытая мраком, долгие годы окутывала судьбу экипажа третьего советского бомбардировщика, который 26 июня вместе с Гастелло и Воробьёвым улетел бомбить немецкую технику. И который вёл пилот, капитан Александр Маслов, призванный в Красную армию из подмосковной Коломны.

Вышло всё таким образом. Самолёт был подбит немецкими зенитками и загорелся в воздухе. Но у Маслова не хватило духа развернуть бомбардировщик на вражеские позиции и повторить подвиг своего боевого товарища Николая Гастелло. Самолёт Маслова «ушёл в неизвестном направлении».

Только в мае 1942-го родственникам Маслова в Коломну, а также родственникам членов его экипажа - штурмана лейтенанта Владимира Балашова, младшего сержанта стрелка-радиста Григория Реутова и младшего сержанта воздушного стрелка Бахтураза Бейскбаева - командование 207-го авиаполка отправило извещения, что их мужья (дети) «пропали без вести».

Формулировка эта вплоть до начала 1990-х годов коммунистическими властями воспринималась как предательство и измена Родине.

Действительно, где гарантия, что «пропавший без вести» солдат или офицер погиб смертью храбрых, а не сдался немцам в плен? Когда жена капитана Маслова Софья Евграфовна в 1944 году вернулась в Коломну, её дочку Иру отказались принять в детский сад: было много детишек, чьи папы погибли на фронте. А её отец ещё неизвестно кто - может, и враг народа. Пенсию по потере кормильца семья Маслова также не получала. Соседи рассказывают, что от Софьи Евграфовны отвернулись даже родители её мужа. Отец Маслова, бывший в военное и послевоенное время председателем коломенского колхоза «Проводник», отказал ей в помощи.

Софья Евграфовна часто плакала и жаловалась на судьбу. Ведь её супруг и Николай Гастелло служили в одном авиаполку, были закадычными друзьями, она сама прекрасно знала и Колю, и его супругу Аню, дружили семьями. И вот один день всё перевернул. Николай Гастелло стал Героем Советского Союза, кумиром всех мальчишек и девчонок. А её Саша превратился в изгоя, о котором не хотели слушать ни в коломенском райвоенкомате, ни в коломенском райкоме партии. Не знала тогда ещё Софья Евграфовна, какую фантастическую метаморфозу уготовила судьба 26 июня 1941 года участникам того легендарного вылета.

В 1951 году, по случаю 10-летия подвига Николая Гастелло (белоруса по национальности), братская республика решила увековечить память своего великого земляка, поставить ему в посёлке Радошковичи памятник. И перезахоронить его останки вместе с членами экипажа (штурманом Скоробогатым, воздушным стрелком Бурденюком и стрелком-радистом Калининым) в братскую могилу в сквере Радошковичей. До 1951 года их тела покоились в том самом месте, где героически погибли, останавливая колонну немецких танков - в деревне Декшняны. Тогда, в 41-м в деревне уже хозяйничали немцы, останки экипажа ночью похоронили местные жители - наспех завернув их в парашюты. (Кстати, послевоенное расследование подвига показало, что советский бомбардировщик таранил не колонну танков, а немецкую зенитную батарею: он упал в 180 метрах от дороги, где шла техника. Но это, естественно, нисколько не умаляет самого подвига.)

Всю процедуру по торжественному перезахоронению праха героев должен был проделать радошковичский райвоенком подполковник Котельников. 26 июня 1951 года при огромном стечении народа вскрыли старую братскую могилу. В сохранившейся планшетке пилота, которую сразу открыл райвоенком, он обнаружил… документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова. А также чудом уцелевшие лётные очки и расчёску. Ещё в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Мозг военкома работал чётко. Получалось, что вражеские войска таранил не всенародный герой капитан Гастелло, а капитан Маслов и его экипаж. Не бомбардировщик Маслова «ушёл в неизвестном направлении», как считалось до сих пор, а самолёт Гастелло! Ведь ДБ-3Ф Воробьёва в тот день благополучно вернулся на свой аэродром.

О найденных документах и о появившихся сомнениях подполковник Котельников на церемонии рассказывать не стал. «Отважный экипаж Гастелло» со всеми воинскими почестями торжественно перезахоронили в сквере посёлка Радошковичи. А самому Николаю Гастелло открыли бронзовый памятник.

Но вечером того же дня под грифом «Секретно» подполковник отправил письмо в ЦК КП(б) Белоруссии. Видимо, он понимал, что обращение в Минобороны СССР никаких результатов не даст, там просто «похоронят» его письмо. В нарушение воинской этики Котельников о находках проинформировал ЦК: что делать? Вскоре оттуда (также под грифом «Секретно») за подписью зав. административным отделом ЦК Перепелицына поступил ответ: обращайтесь в отдел по учёту потерь Советской армии.

Первая информация о подвиге Николая Гастелло в сводках Совинформбюро появилась 5 июля 1941 года. В те дни советские люди, как военные, так и гражданские, гибли тысячами и сотнями тысяч. Партии и её ленинскому Политбюро срочно требовались «маяки самопожертвования». Чтобы боец не просто падал, скошенный пулемётной очередью, а закрывая амбразуру своей грудью. Не просто был раздавлен немецким танком, а бросался под гусеницы со связкой гранат.

У немцев инструкция гласила: если твой танк подбит, ты должен принять меры к спасению экипажа. Наша - если танк загорелся, ты обязан превратить его в долговременную огневую точку. Только такой «массовый героизм» мог спасти отцов нации от позора и прекращал бы всякие разговоры о геноциде своего собственного народа.

Воздушный бой в районе посёлка Радошковичи и беспримерный таран вражеских войск как нельзя лучше вписывались в ту сталинскую идеологию. Вот почему никто не стал разбираться - кто же на самом деле герой? Героем - и это истинная правда - была вся страна.


В коломенской квартире Эдуарда Васильевича Харитонова царит военный порядок. И все документы о подвиге его земляка Александра Маслова разложены «по полочкам». Эдуард Васильевич - майор ВВС в отставке. Делом этим он вплотную занялся в 1990 году, когда стал помощником народного депутата СССР Владимира Стадника. И когда под давлением общественности Минобороны было вынуждено открыть если не все, то часть своих секретных архивов.

Я убеждён, - говорит Эдуард Васильевич, - что первый огненный таран совершил капитан Маслов. А капитан Гастелло - военный преступник. В том бою он выпрыгнул с парашютом. А это ст. 262 УК РСФСР: «Оставление погибающего военного корабля». Как пилот бомбардировщика, Гастелло должен был сначала выбросить с парашютами экипаж. А потом уже прыгать сам.

В Центральном военном архиве Минобороны, что в Подольске, в 1996 году Эдуард Васильевич обнаружил список «безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» (серия «Б», № 138). Подписан он помощником начальника отдела строевой части старшиной Боковым.

В списке значится экипаж Гастелло: сам капитан, а также Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и Алексей Калинин. В графе «примечания» сказано, что «один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом с горящего самолёта, кто - неизвестно».

Ещё один момент. Какое-то время у памятника Гастелло была братская могила. Сообщалось, что там похоронен сам Гастелло, и назывались фамилии экипажа. Только фамилии эти были - Маслов, Балашов, Реутов, Бейскбаев. Ни одной из экипажа Гастелло там не значилось.

Когда Харитонов в 1991 году поехал в Радошковичи, эту самую братскую могилу перенесли уже в другое место (перезахоронив во второй раз!) - в ещё более братскую могилу, где захоронено много советских солдат и офицеров, не имевших никакого отношения к авиации.

В словаре можно прочесть, что подвиг – это доблестный поступок, затрагивающий интересы многих людей, связанный с преодолением трудностей. Также можно встретить упоминания, что подвиг – это разновидность подвижничества. Что же это означает?

Во-первых, подвиг неразрывно связан с проявлением смелости. Он требует от человека встать выше своих страхов, преодолеть заложенные природой инстинкты самосохранения и безопасности. При этом подразумевается, что совершающий подвиг человек должен понимать или догадываться, чем он рискует, совершая свой поступок. Поэтому подвигом нельзя назвать случайный поступок, которому не предшествовал выбор. Например, если один человек спасает жизни других, находясь в бессознательном состоянии.

Во-вторых, подвиг подразумевает наличие препятствий, тех самых опасностей и рисков, которые угрожают человеку, решившемуся на действие. Сложно назвать подвигом поступок, который не стоит человеку ничего. Так, пожертвовать крупную сумму денег на благотворительность для богатого человека – достаточно пустяковое действие, которое не связано с лишениями или опасностями для благотворителя.

В-третьих, подвиг должен иметь последствия, которые коснутся достаточно большого числа людей. Например, спасти ребенка из огня при пожаре – это героический поступок. Но подвигом он не будет. Конечно, нет точного числа, которое бы четко определяло границы. Десять человек – это подвиг? А сто?

Наконец, в-четвертых, упоминание о подвижничестве задает моральный вектор понятию. К примеру, воинский подвиг солдата, спасшего свое подразделение ценой своей жизни – будет считаться подвигом? На первый взгляд кажется, что да. Но если добавить уточнение о том, что этот солдат и его товарищи по оружию были, скажем, частью армии фашистской Германии? Вот почему важным признаком подвига является моральная оценка его последствий. Подвиг всегда должен быть направлен на торжество добра, справедливости и гуманности. И никогда наоборот. Не обязательно, чтобы эта нравственная составляющая происходила из религиозной трактовки понятия добра. Ценность человеческой жизни, равенства, свободы, мира далеко не всегда связаны с религиозными учениями.

Впрочем, подвиги затрагивают не только тех людей, для которых они совершаются и на которых имеют непосредственное влияние. Подвиги сохраняются в людской памяти, в истории. О них рассказывают будущим поколениям, пишут книги, прославляют в кино. Подвиг становится примером и ориентиром того, как может поступить человек. Он заставляет каждого задаться вопросом: а смогу ли я? Многих людей, совершивших подвиг, вдохновляли герои прошлого – настоящие или выдуманные. Других, в чьих жизнях не сложилось условий для совершения этого самого подвига, такие истории подталкивают совершать простые будничные добрые дела, которые, быть может, и не затронут интересы целого народа или города, но могут изменить чью-то одну жизнь.

Вариант 2

В наше время люди стали мыслить более приземисто. Их интересуют вещи, которые материальны, и большинство проблем, так или иначе связаны с достатком, работой. Не знаю, уместно ли говорить о том, что мы стали менее духовны, но такие понятия как честь, долг нам становятся все менее понятны с каждым годом. Более того, некоторые люди, особенно это касается молодежи, идут на поводу у пропаганды массовой культуры и считают глупыми такие чувства как совесть, сочувствие и даже любовь.

Мне не нравится то, что происходит с нами, ведь люди, которые забывают о духовном или же по-другому моральном, а мыслят полностью материальными категориями, совершенно не способны на поступок. Поступок с большой буквы. Тот, который не колеблясь можно назвать подвигом.

Подвиг

Подвиг - это поступок, героический поступок, совершая который человек проявляет все свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию. Мне тяжело точно дать определение слову «подвиг», ведь это не простой научный термин. За этим словом стоит нечто большее.

Одним из главных, если выразиться техничным языком, составляющих подвига, мне кажется тот факт, что человек совершая его рискует своим здоровьем, а иногда и жизнью, но при этом не требует совершенно ничего взамен. Так человек, который заходит в горящий дом, солдат, который закрывает своим телом товарища, люди, которые ступают на тонкий лед, чтобы помочь утопающему, все они совершают подвиг.

Героические профессии

Меня очень радует то, что еще существуют такие героические профессии как спасатели, пожарные, полицейские и солдаты, которые дают возможность людям проявлять такие высокие качества.

Способность совершить подвиг это то, что по моему мнению отличает нас от машин и животных, то без чего человечество не сможет существовать в будущем.

Сочинение на тему Подвиг

Многие люди, читая различные произведения, смотря фильмы о войне и других трагических событиях, задаются вопросом о том, что же такое подвиг? Ответ на этот вопрос можно получить лишь индивидуальный. Для этого следует порассуждать.

Мне кажется, что подвиг может совершить только человек самоотверженный, храбрый, мужественный, отважный, с большой силой воли. Что-то должно толкнуть такого человека на этот подвиг. Такой движущей силой может стать банальное воспитание. Возможно, человек, который воспитывался в семье военных, отличается от других дисциплинированностью и заинтересованностью происходящими вокруг событиями. Таким людям с раннего детства прививали привычки быть сдержанными эмоционально, не терять самообладание, быть смелыми, отважными, не бояться трудностей и сохранять спокойствие в какой бы то не было ситуации. Мне кажется, что именно такие люди склонны больше всего к совершению подвига. Их не подведет ни ум, ни физическая форма. Характер тоже играет одну из важнейших ролей при формировании героя.

Никакой человек не планирует совершать героический поступок. Это происходит под давлением ситуации.

Человек, который совершает подвиг, становится безусловным героем. Так что же такое подвиг? Я думаю, что подвигом можно назвать такой поступок человека, который приносит много пользы обществу, но его совершение может быть очень рискованным и опасным для жизни героя. Совершая подвиг герой рискует собственной жизни. Если герой выживает, то он получает, как обычно бывает, признание, внимание, славу общества и народа.

Большие подвиги совершаются в военное время. К примеру, дети, которые жертвуют своей жизнью, работая разведчиками тоже совершают подвиги. Они получают огромный риск для своей жизни. Подвиг может совершить далеко не каждый. И хотелось бы, что бы подвиги совершались так, чтоб герои оставались жить.

Про героев, совершивших подвиги, снимается кино, пишутся книги, ставятся театральные пьесы. Этих людей чтят, помнят, любят, благодарят и берегут (если они живы).