СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ (от англ. gender - пол, род; греч. … - происхождение, род, рождающийся) - отрасль социологии, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их статусов социальных, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола.

Термин «гендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных странах в 60-х годах 20 века в интерпретации «социальный пол»; однако в Великобритании, во Франции, многих восточноевропейских странах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women"s studies». Начало активного развития гендерных исследований в Западной Европе, США и Великобритании относится к концу 1970-х годов. Различия понятий «пол» и «гендер» - предмет длительных дискуссий. Первая попытка развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Р. Столлеру (1968). В качестве компонентов «гендера» западной психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при недооценке влияния социально детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995) в полной мере институционализировала использование в научной и общественно-политической лексике термина «гендерный» как отражения биологической принадлежности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ» и т.д.

В зарубежных исследованиях особенностей психологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевиоризма социального - одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул - реакция»); психоанализ 3. Фрейда; концепция «коллективного бессознательного» Э. Фромма; принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола; теория интеракционизма символического (Дж. Мид, П. Бергер, Т. Лукман). Современные западные гендерные теории: социального конструирования гендера, гендер (пол) как культурная метафора, гендер как стратификационная категория - трактуют гендер как «социополовую роль» или как организованную модель отношений социальных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, определяющую их социальные отношения в основных институтах общества (Унгер, Рабин, К. Уэст и др.).

В России социология гендерная начала формироваться в самом начале 1990-х годов. Исходной базой ее развития стала «социология пола». Исследования в области «социологии пола» сводились преимущественно к изучению положения женщин в быту и на производстве. Предмет отечественной социологии гендерной - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий. Объект социологии гендерной - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в структуре социальной населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим вниманием в российской социологии традиционно пользуется женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса». Мужская гендерная общность в современной российской социологии изучается слабо.

Исследования в области социологии гендерной условно можно разделить на две типологические группы: социогендерные (СОГИС, имеющие основополагающее значение для развития социологии гендерной как частной социологической дисциплины) и гендерные (ГИС - составной элемент гендерной теории). СОГИС отличаются от гендерных рядом типологических признаков: 1) социальным масштабом изучаемого объекта. В ГИС объект преимущественно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). В СОГИС объект макро-масштабный, им является женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом; 2) ведущим научно-методологическим подходом. В СОГИС им являются социологический или социолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В ГИС - философский или историко-культурный, базирующиеся на конкретных теориях феминизма;

3) значимостью социальных выводов, вытекающих из анализа объекта и предмета социологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и установки социальные. Основанием для таких выводов являются результаты масштабных социологических исследований, базирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный характер, т.к. опираются на исследования в малых группах, выявляют биологические и психические особенности женщин и мужчин, обусловленные их гендерной принадлежностью;

4) методами сбора первичной информации и видами исследований. Социогендерные исследования - это, как правило, макроисследования, в проведении которых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социологической информации: массовые опросы общественного мнения в форме раздаточного анкетирования; экспертные; почтовые, прессовые, электронные опросы; контент-анализ текстов документов и т.д. ГИС опираются преимущественно на микроисследования психологической направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего свободного), тестирования, психодиагностики и психоанализа. В познании социальных закономерностей развития гендерных общностей и их влияния на преобразование обществ, отношений целесообразно сочетать макро- и микросоциологические исследования.

Две типологические группы исследований присущи принципиально разным научным школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х годы 20 века. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социологический подход к изучению положения женщин в системе социальных отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины - крупные социогендерные общности, интегрированные в систему социальных отношений во всех сферах жизни общества и оказывающие влияние на развитие процессов социальных, институтов, явлений, групп и общностей. Мужская и женская общности образуют гендерную структуру общества. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремящиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и гендерному паритету. Другая школа (С.И. Воронина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерминистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчинами и женщинами, их противопоставлении друг другу.

Перспективными направлениями исследований в области социологии гендерной являются: эволюция гендерной структуры общества и ее социальные последствия, гендерная асимметрия как социальные явление; феминизация бедности; экономического поведение гендерных общностей; гендерные особенности политики и управления; гендерный фактор в электоральных ориентациях и установках населения; гендерные стратегии выживания и адаптации социальной, духовные трансформации в гендерном измерении; социальной безопасность женщин и детей; гендерные аспекты насилия и терроризма; демографический кризис и репродуктивное поведение гендерных групп; социальная дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной экономике; сегрегация и гендерная справедливость; гендерная стратификация общества и ее межстрановые особенности.

Принципы социологии гендерной используются в российской политике и социальной практике при разработке законодательных актов и других официальных документов по вопросам положения женщин, семьи, демографии, молодежи и детства; в проведении гендерной экспертизы законопроектов, в формировании государственной семейной политики, а также в сфере управления.

Г.Г. Силласте

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 438-440.

Литература:

Силласте Г.Г. Демократия без женщин - не демократия! Социол. очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных иссл-й. М., 1999; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Гендер. Культура. М., 2000; Теория и методология гендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состояние, противоречия, перспективы // Социол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women"s Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.

Гендерная социология

Определение 1

Гендерная социология представляет собой социологическую теорию, которая занимается изучением закономерностей дифференциации мужских и женских социальных ролей. Объектом исследования для неё выступают неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, сложившиеся исторически.

Предмет исследования – социальная несправедливость и гендерное неравенство в отношении женщин.

Само понятие «гендер» в переводе с английского языка означает «пол», «род». Этот термин появился с началом рыночных преобразований 1990-х годов и в отечественную современную социологию пришел из англоязычных стран.

Замечание 1

Основополагающими понятиями гендерной социологии являются гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. Основой теории двух систем и теории однородности являются два понятия «патриархат» и «капитализм».

Теории создавались в полемике представителями разных направлений социологии гендерной. Первая теория утверждала, что общество строится вокруг двух систем эксплуатации. В структурном плане они друг от друга независимы – патриархат эксплуатирует женщин, и капитализм эксплуатирует рабочую силу.

Система полов и экономическая система разделены в целях анализа, хотя существуют вместе. Семейная оплата труда в конце XIX века якобы служила интересам, как работодателей, так и мужчин рабочих. Подобное положение существовало с той целью, чтобы держать женщин в экономической зависимости от мужчин.

Женщина должна была заниматься хозяйством, воспроизводить и воспитывать новую рабочую силу. Патриархат воспринимается в этом случае, как часть семейной структуры, а капитализм выступает за её пределами.

Сторонники теории однородности считают, что капитализм не является нейтральным в отношении пола и его ядром становится эксплуатация женщин. Таким образом, если патриархат и капитализм проявляются в одной социально-экономической структуре, то совершенно логично говорить об одной системе, материальная база которой заключается в разделении труда по признаку пола.

Замечание 2

Причина эксплуатации женщин, как считает большинство авторов той и другой теории, является разделение труда по половому признаку. Современная гендерная социология выделяет пол как важную составляющую в анализе разделения труда, социальной структуре, образе жизни, поведении в семье и в профессиональной деятельности.

Анализ сексуального насилия над женщинами в семье, и сексуальных домогательств на службе, является новым направлением гендерных проблем.

Важной проблемой современной гендерной социологии является выбор методов исследования. В отечественной гендерной социологии широкое применение находят традиционные методы опроса, данные социальной статистики и относительно новые западные методы, например, метод устной истории Д. Берто.

Все гендерные исследования обязательно должны учитывать социально-экономический уровень развития и специфику культуры страны, а также особенности её исторического развития, потому что для ряда развивающихся стран Азии, Африки, стран Восточной Европы целый ряд методов просто неприменим.

Сущность гендерной социологии

Гендерная социология и социология пола имеют между собой принципиальное отличие.

Гендерная социология отличается тем, что на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальной общностей, их социальное поведение и статус. В России гендерной социологией стали интересоваться после перестройки. Основная причина этого интереса заключалась в том, что произошло резкое падение уровня жизни населения и особенно это коснулось женщин и детей.

Практически во всех сферах жизни общества открыто стала проявляться дискриминация женщин, причем, в больших масштабах. С 1990 г. научный коллектив «ГАЛСИ» проводит в России социологические исследования положения женщин и женских движений.

За это время разрозненные российские центры и лаборатории собрали опыт изучения гендерных проблем. Начиная с 1989 г. ВЦИОМ проводил общенациональный мониторинг общественного мнения. Он касался экономических и социальных проблем, включая положение российских женщин.

Результатом этой работы стал сформированный банк данных. В журнале «Социологические исследования» регулярно появляются соответствующие публикации.

Для развития гендерной социологии в России существует достаточно обширная, но, правда, слабо востребованная эмпирическая база данных. Исходя из этого, можно дать следующее определение гендерной социологии - это частная социологическая теория, изучающая процессы развития и социального взаимодействия двух общностей – мужской и женской.

Теория анализирует эволюцию их социальных статусов с учетом культурных традиций, рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужчин и женщин.

Методологическая база представлена диалектическим подходом к изучению социального взаимодействия мужчин и женщин, как друг с другом, так и с их социальным окружением.

Принцип социального детерминизма дает возможность исследовать социогендерные отношения в конкретных исторических условиях в их динамике. Есть необходимость дополнить социологический анализ изучением демографических факторов, особенностями мужской и женской психологии, использованием теории ролей.

Замечание 3

Если говорить другим словами, то гендерная социология при рассмотрении положения мужчин и женщин и их социальных статусов, предполагает применение междисциплинарного подхода. Она имеет тесную связь с социологией семьи, социологией личности, социологией безопасности и с социальной геронтологией.

Функции гендерной социологии

Для гендерной социологии характерны свои функции, среди которых важнейшими являются:

  • мировоззренческая,
  • прогностическая,
  • управленческая,
  • информационная,
  • прикладная.

Мировоззренческая функция объективно связана с социально-политической жизнью общества и выражается в использовании выверенных количественных данных, потому что именно они могут убедить современного человека в чем-либо. Социологическое знание является мощным инструментом социально-политической жизни общества. На каких позициях сегодня стоит общество, кто главный в этом обществе – мужчина или женщина.

Прогностическая функция выполняет важную задачу, прогнозируя будущее общества. Прогностическая функция может иметь дело с конструированием моделей социальных объектов, создавая образ будущего.

Выводы и рекомендации, которые делают специалисты в результате своих исследований того или иного социального объекта являются основой для принятия решений, в этом заключается суть управленческой функции. Решения, которые принимаются на основании социологического знания, всегда более аргументированы и весомы, поэтому оспорить их непросто. Решения могут носить очень серьезный характер, так использование социологического знания, например, позволяют вырабатывать решения по преобразованию общества, его политической и экономической системы.

Информационная функция связана со сбором информации, его систематизацией и накоплением. В крупных социологических центрах она сосредотачивается в памяти ЭВМ. Данные социологических исследований могут быть полезны не только специалистам, ученым, студентам, но и разным структурам гражданского общества. Социологическая информация является методологической базой для феминизма.

гендер , означающее

.

Предпосылки возникновения гендерных исследований

Аристотель считал женщин низшими существами,тк у них нет души.Разделение полов по Ар-лю несет не биологические основания.В сред.века:Аквинский, Августин продолжают актив.различение формы-материи,души-тела,маскулинного-феминного. Далее Шпренгер, Инститорис-представили систему доказ-в справедливости подавления и физич.уничижения женщин на основе их изначальной греховности. Они утверждали, что женщины маловерны и доказывали это этимологией названия»женщины»(фемина)они попадают под козни дьявола, они-носители зла.Кант-поддерживал идею о более низших ментальных способностях женщин, считая это необходимым условием сущ-я общества. женское феминное он считал вторичным по отнош. к маскулинному. Эпоха просвещения не могла не признать женщину полноценным человеком среди философов, атаковавших движение за эмансипацию женщин выделялся- Шопенгауэр.он выступал идеологом мужского господства в обществе, где у женщина одна роль - супруги и матери. Зиммель(нач20века)-рассмотрение чел.цивилизации не нейтрально в отношении пола, очевидна мужская доминанта. ошибка была в том, что не учитывается ассиметрия на эмпир.и метафизическом уровне.роль женщины первична.Соврем.авторы дают пон»гендера», что позволяет учитывать вариативность различий женщин в соответствии с возрастом,семейным положением, соц и этнич.группой, как между собой так и в отношениях с мужчинами поэтому понятие гендера не явл.естественным,это процесс создания,воспроизводства институтов идентичностей.но он зависит от кул,соц,контекста,от специфических отношениях в обществах,историч периодах,в этнич группах,соц классах и поколениях.

Феминизм

Феминизм (от лат. femina, «женщина» ) - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Анархо-феминизм.

Вуманизм (от англ. woman - женщина).

Духовный феминизм.

Культуро-феминизм.

Лесбийский феминизм.

Либеральный феминизм.

Индивидуалистский феминизм.

Мужской феминизм.

Марксистский феминизм.

Материальный феминизм.

Многокультурный феминизм.

Поп-феминизм.

Постколониальный феминизм.

Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

Психоаналитический феминизм.

«Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»).

Радикальный феминизм.

Ролевой феминизм.

Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм).

Сепаратистский феминизм.

Социалистический феминизм.

Социально-обусловленный феминизм.

Трансфеминизм.

Феминизм амазонок.

Феминизм стран третьего мира.

Французский феминизм.

Экофеминизм.

Экзистенциальный феминизм.

Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Постколониальный феминизм

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира». Феминисты из стран «третьего мира», критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». Женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Вопрос. Теория конфликта.

Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть Л Сафилиос-Ротшильд (1976) утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Как считает Л. Сафилиос-Ротшильд, поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в "большом" обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложил П Хартманн. Она называет его "марксистско-феминистским". По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья – «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом

Семья в состоянии конфликта

Источник конфликта Конфликты внутри семьи Конфликты между семьями и более крупными организациями
Производственные споры Домашняя работа: Кто должен ее выполнять? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством? Производство в секторе домашнего хозяйства против производства, организованного капиталистами и государством: следует ли питаться на ходу в кафе или готовить еду дому? Что предпочтительнее: совместно воспитывать детей дома обоим родителям или отдавать их в центры ухода за детьми, организуемые государством?
Споры по перераспределению материальных средств Зарплата: каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши или удовлетворение потребностей семьи? Налоги: Кто должен принимать решения об использовании средств, имеющихся в семье – члены семьи или представители государственного аппарата?

К ним относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Само развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, при этом более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

7. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов - социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуроине - процесс создания и воспроизводства пола/ гендера в процессе взаимодействия. Второй - концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро- и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения. Структурные факторы системы гендерных отношений задают институциональные возможности, в рамках которых происходит воспроизводство поло-ролевого поведения. Социальная дифференциация в разнообразных сферах общественной жизни воспринимается как набор объективных предписаний и реализуется в механизмах взаимодействия и социализации посредством таких институтов как семья, школа, ближайшее окружение, СМИ и сфера занятости, политика и пр.

Структурно-конструктивистский подход к анализу гендерных отношений разрабатывается Р. Коннеллом (12, 25). Проблема организации гендерных отношений рассматривается им как процесс взаимодействия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений и рассматривается как основание практической политики, исходящей из нового понимания субъекта как агента и действующего лица, ограниченного структурами и изменяющего их (по аналогии с Бурдье и Гидденсом).

В рамках объединительной парадигмы Р.Коннелл разрабатывает теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция - это социальная реальность, представленная как система структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы - труд и экономики, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Коннелл отказывается от термина «система» как коннотирующего с функционализмом, и указывает, что метафора «композиция» более адекватна для описания совокупности структур и практик гендерных отношений.

Три сферы структурных возможностей (названные выше) создают условия гендерного режима, понимаемого как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. Эти относительно устойчивые гендерные режимы, определяемые правилами игры в разных контекстах, находят свое выражение во множественных практиках уместной и поощряемой мужественности и женственности, а также в гендерном новаторстве временных аутсайдеров.

В рамках такого варианта гендерного подхода основной задачей социологии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений.

Концепция андрогении Бем

Под удар попала даже сама концепция андрогинии (Ashmore, 1990; Sedney, 1989). Сама Бем (Bem, 1981, 1993) сокрушалась по поводу того, что концепция андрогинии подразумевает, что некоторые из одобряемых качеств являются «мужскими», а некоторые «женскими», - ведь это в корне противоречит нашему намерению уменьшить гендерную поляризацию. Многие психологи предлагают совсем отказаться от терминов «мужественность» и «женственность», которые только укрепляют гендерные различия и стереотипы (Betz, 1993). Спенс и Хельмрих (Spens & Helmrich, 1981) предложили вместо этих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражает способность к самоутверждению и компетентность (ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность, представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность (Betz, 1993). В своей книге (1993) Бем признается, что концепция андрогинии далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Другая трудноразрешимая проблема кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского. В главе 5 мы увидим, какую пользу для нашей самооценки приносит сильная идентификация со своим полом и подчеркивание его отличий от противоположного пола. Тем не менее мир, состоящий из людей, одновременно инструментальных и экспрессивных, представляется мне заманчивым. Я соглашусь с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру. Важность этой концепции также в том, что она дает осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества до настоящего времени стараются представить более нормативными и желательными (ср.: Bem, 1993; Miller et al., 1991; Tavris, 1992).

Проблема насилия

Насилие - это не только физические действия в отношении индивида причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным

Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

1. Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и /или кулаком и/ или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

2. Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).

3. Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

4. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.

Формы насилия в семье весьма разнообразными: изнасилование, убийство на сексуальной почве, нанесение телесных повреждений.

Способы борьбы с насилием: с помощью законодательства.

Гендер как социологическое понятие

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер , означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Термен предложен в 1968 г Столером .

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы (от пола зависит - цвет одежды, колясок, набор игрушек и др).

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода:

1)теория социального конструирования - понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. 2) псевдогендерный подход - псевдогендерными исследованиямия называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли.

Что изучает гендерная социология

В чем проявляются различия социальных ролей мужчин и женщин

Под влиянием каких факторов формируются гендерные стереотипы

18.1. Суть гендерной социологии и и категориальный аппарат

Тендерные исследования начались в западноевропейских странах, США и Канаде с середины 70-х годов XX в. Начиная с этого времени, проблеме половых различий в мировой литературе посвящается до 1,5 тыс. Научных публикаций ежегодно.

Само понятие «гендер» в современном понимании означает "соотношение людей разного статьи", а на украинском языке дословно "род" (мужской, женской, средний). Сегодня термин «гендер» применяют для описания различных преобразований в обществе и государстве, поскольку они происходят под влиянием личности мужчины и женщины и их отношений.

"Гендер" отличается от понятия "пол" (на английском "sex"), который используется для обозначения физиологических различий человек. Если пол задается естественно, то гендер - социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период. В широком смысле гендер можно определить как смоделированную обществом и поддерживается социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мыслей, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими в процессе социализации.

В общем, гендер достаточно сложное понятие. В научных литературе оно употребляется в нескольких значениях:

Как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологического;

Как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женской или мужской статей;

Как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации.

Считается, что термин «гендер» впервые был введен в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлер в работе "Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности" (1968). "Гендер" он рассматривал как понятие, выражающее биологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что понимается биологический пол. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с женственностью, а бытие человека с мужественным поведением. Такой подход поддержало многие социологи, особенно женского направления. Именно этот подход начал новое направление социальных исследований - тендерных.

Гендерная социология - отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые различия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществования, особенности социальной организации, специфику мужской и женской социальных общностей.

Главным интересом гендерной социологии? проблематика, которая ранее считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и т.д.). Значительное внимание сосредоточено на теоретическом анализе неравновесия, несбалансированности положений женщины и мужчины и их возможностей и шансов в самореализации, самоутверждении и саморазвитию.

Основная задача тендерной социологии заключается в осмыслении радикальных изменений положения женщины, укрепление и расширение женского начала в обществе. Однако тендерные исследования не являются чисто женскими. Они изучают социальную жизнь обоих полов, их поведение, роли, характеристики, общее и отличное между ними, социальные взаимоотношения полов.

Тендерные исследования - исследование социальных и социально-психологических особенностей женщин или мужчин. Это исследование средств отображения социального понимания половых различий.

Сегодня тендерные исследования получили статус академической дисциплины в американских и европейских университетах. Например, исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США, Франции, Великобритании, Канаде и других странах. Научное исследование и изучение тендера все больше распространяется в академических центрах Украины, в которых изучение тендерной проблематики было начато в 1990-е годы. За период своего существования центры женских и тендерных исследований подготовили литературу по женской и тендерной проблематике. Среди них работы Т. Мельник "Тендерная политика в Украине", Л. Лавриненко "Женщина: самореализация в семье и обществе (тендерный аспект)", Л. Смоляр "Гендерная демократия - стратегия XIX в.", К. Левченко "Права женщин: содержание, состояние и перспективы развития "и другие.

Понятие "тендер" означает ролевые социальные ожидания от представителей каждой статьи. Но в отличие от понятия "пол", оно касается не биологических особенностей, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированных рис. То есть если с полом связаны только физические различия строения тела, то с тендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами.

Понятие "маскулинность" (лат. Masculinus - мужской, здесь - мужество, сила) и "феминность" (лат. Femina - женщина, самка, здесь женственность). Они обозначают отличные психологические характеристики, исторически сложившиеся особенностями культуры данного общества. Маскулинность рассматривают как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих любому мужчине от рождения. Так, масуклиннисть ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью и тому подобное. Феминность - это характеристики связаны с женским полом, охватывающих: пассивность, мягкость, кротость, чуткость, эмоциональность и т.д., а также характерные формы поведения в каждом конкретном обществе. Высший уровень родства рис маскулинности и феминности, достигнутый одним лицом, свидетельствует о ее андрогинность (греч. Androgynos - двуполый). Она означает индивидуальную способность лица в зависимости от конкретных ситуативных условиях действовать одновременно по-женски и по-мужски. Понятие "андрогинность" появилось в литературе в 70-х годах. Американский психолог Сандра Бем была первой, кто разработал опросник по измерению андрогинности. Ее исследования показали, что почти треть взрослых людей имеют высокие показатели одновременно феминности и маскулинности. Также оказалось, что андрогинный люди более гибкие и легче адаптируются к окружающей среде, чем те, чьи показатели были изменены в сторону маскулинности. Например, люди, которые демонстрируют традиционные нормы маскулинной поведения, склонны к агрессивному поведению и не подвержены сопереживаний и нежности. Те, кто ведет себя в традиционно феминной манере свободно проявляют теплые чувства, сопереживание и нежность, однако они менее склонны к демонстрации настойчивости и независимости. Андрогинный люди могут быть независимыми и сильными и одновременно мягкими и добрыми, в зависимости от ситуации.

В отличие от андрогинными, маскулинный тип тендерной роли приводит к негативным общественным явлениям. Из исследований Украинской социолога Н. Лавриненко видно, что доминирование "мужского" в культуре приводит к культу силы в общественных отношениях. Принцип насилия, присущий маскулинном мировоззрения, переносится на взаимоотношения человека и природы, родителей и детей, женщин и мужчин.

Сексизм (лат. Sexus - пол) - дискриминация людей по признаку пола.

Патриархат определяется как семейная, социальная, идеологическая и политическая система, в которой женщина и женское всегда подчинено мужу и мужском. Данная категория является одной из наиболее употребляемых в феминизме. В отличие от патриархата, биархат является формой общественного устройства, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе.


Введение

Существовавший в советский период отечественной истории гендерный порядок, при котором государство активно проводило политику эмансипации женщин и поддержки материнства, сменился свободными рыночными отношениями, обострившими многие социальные проблемы, в том числе и гендерные. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное воспитание как смыслопорождающий процесс (Становление теории) / Е.В. Бондаревская// Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2014. - Выпуск VI. - С. 35 В первую очередь это коснулось женщин, которые потеряли свои позиции в области занятости и оплаты труда, общественной и политической жизни, снизилась социальная защищенность женщин, имеющих детей. Трансформационные процессы способствовали также и кризису маскулинности, выразившемуся в ограниченности, часто и в невозможности исполнения традиционных мужских ролей в различных сферах, включая семейную. Корякина А. Мальчики становятся мужчинами/ А. Корякина // Воспитание школьников. - 2014. -№2.- С. 24 Современные гендерные процессы в стране характеризуются трансформацией гендерно-дифференцированных моделей и сфер ответственности в производстве, общественной жизни, а также в семье и домашнем хозяйстве.

В свете этих положений актуальность темы данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения гендерной социологии как значимой проблемы для современного общества.

Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания теоретических и практических аспектов гендерной социологии.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:

1. Рассмотрение теоретических основ изучения гендерной социологии,в т.ч. процесса становления гендерной социологии;

2. Рассмотрение практики эмпирических исследований в области гендерной социологии

3. Изучение социальных факторов формирования гендерных стереотипов студенческой молодежи.

4. Анализ результатов исследования гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.

Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования вопроса и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Теоретические основы изучения гендерной социологии

Понятие гендера в современной социологии

гендер социология студенческий молодежь

Понятия гендера и пола в социологии являются одними из фундаментальных. Для того чтобы отличать изучение пола в социологии (то есть в контексте социальных отношений и процессов), принято использовать понятие «гендер», впервые введённое в социологию сексологом Джоном Мани. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

пол - совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога / Г.Г. Силласте // Высшее образование в России. - 2011. - №2. - С. 11

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью и возникают во взаимодействии с другими людьми.

Подтверждается мнение Л.Н. Пушкарева, выделившего два подхода к определению гендер: Котовская М.Г. Анализ феномена мачизма / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина// Отечественные науки и современность. -2013.- №2.- С. 47

1. гендер как мыслительная конструкция, новая научная дефиниция, определяющая социальные и культурные функции представителя того или иного пола;

2. гендер как исконно присущее человеку качество, в котором половые (женские либо мужские) свойства и особенности теснейшим образом не только связаны, а сплавлены воедино с предписанными обществом нормами, стереотипами, взглядами, суждениями и т.д.

Из второго подхода, описанного Л.Н. Пушкаревым, видно, что термин «гендер» актуализировал проблему соотношения биологического и социального.

Анализ работ, посвященных гендеру, показывает существование биологического и социокультурного подходов в объяснении половых различий.

Т.В.Бендас отмечает, что биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Ярким примером данного подхода является эволюционная концепция дифференциации полов В. А. Геодакяна, которая показывает, что дихотомия мужского и женского - это дихотомия изменчивости и наследственности, оперативной и долговременной памяти вида, качества и количества потомства, эволюции и консервативности, зрелого и ювенильного. Каменская Е.Н. Гендерный подход в социологии / Е.Н. Каменская// Известия ТРТУ. -2013.- Специальный выпуск.- . С. 92

Концепция В.А. Геодакяна заключается в том, что генетическая обусловленность признаков у мужчин и женщин является определяющей в половых различиях и подтверждается множеством фактов. В.И. Кухаренко отмечает, что на 100 зигот женского типа приходится 120-150 зигот мужского типа. К рождению, отмечает Э. Бауст, соотношение полов составляет уже 103-106:100. Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова подчеркивают, что повышенная смертность особей мужского пола характерна для животных и человека. У животных она связывается с более рискованным поведением самца, а у человека - с опасными профессиями. Более высокую смертность представителей мужского пола. В.А. Геодакян рассматривает как выгодную для популяции форму контакта со средой. Он считает, что женский пол реализует преимущественно тенденцию стабилизирующего отбора, а мужской пол - движущую. Иными словами, поток информации от среды к популяции реализует преимущественно мужской пол, а от поколения к поколению - женский. При этом оказывается, что более высокая смертность представителей мужского пола не наносит ущерба численности популяции, так как она лимитируется в первую очередь числом представителей женского пола и их репродуктивной способностью. Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса / М.Г. Горлач.// СОЦИС. - 2012. - №1. - С. 26

Анализ биологических и социокультурных концепций гендера, показывает, что понятие «гендер» синтезирует биологический и социокультурный подходы. Среда образует условия для развития в онтогенезе врожденных программ, которые в свою очередь, являются необходимым условием превращения определяемых средой возможностей в действительность: гендер есть биосоциокультурное единство. Считается, что понятие гендер является многомерным и иерархичным, а формирование его необходимо понимать, как последовательное, преемственное и согласованное действие биологических и социокультурных детерминант.

Таким образом, можно заключить, что гендер состоит их двух половин: пола биологического и пола социокультурного, в неразрывном единстве и можно дать следующее определение: гендер - система социокультурных половых отношений, возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества.

В научный оборот многих общественных наук вошли прилагательные от понятия «гендер» - гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные идентичности и т.д., которые все в совокупности были названы Е.Гоффман «гендерным дисплеем», т.е. многообразием проявлений пола в общественных нормах и требованиях, в стереотипах и представлениях, в путях социализации и идентификации. Для педагогической науки данные категории также имеют важное значение, так как раскрывают сущность гендерного развития ребенка и являются началом разработки гендерного понятийно-категориального аппарата.

В социологическом словаре, под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» используют термины «фемининный» и «маскулинный», которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Т.В.Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность: Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2012. - С. 44

Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д.

Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.

Также представляется плодотворной концепция взаимодополняемости полов Т. Парсонса - Р. Бейлза, согласно которой, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. Экспрессивная роль проявляется в сфере домохозяйства и вменяется исключительно в ведение женщины. Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика и защитника. Т. Парсонс считает, что роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. Т. Парсонс аргументирует такое распределение ролей природной способностью женщины к деторождению, что влечет за собой отстранение мужчины от функции заботы о ребенке и способствует его развитию в инструментальном направлении. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике / Е.В.Бондаревская // Известия Южного отделения Российской академии наук. - 2011, - выпуск III.- С. 78

В качестве основной и превалирующей женской роли Т. Парсонс видит роль жены, матери, домохозяйки. Занятие мужчины профессиональной деятельностью, оценивается как социально ценная функция мужчины, определяющая его доминирующее положение в семье, а домашний труд женщины, не являющийся занятостью, определяет ее подчиненную роль. Данное разделение способствует снижению внутрисемейной конкуренции за власть, статус, престиж, что является основой функционального разделения семейных ролей. Т. Парсонс утверждал, что замужняя женщина может позволить себе работать, если такая работа не способствует построению карьеры для женщины, не приносит существенный доход. То есть вследствие такого разделения не происходит соревнования с мужем, что не подрывает его экономическую функцию и социальный авторитет. Хотя, с точки зрения Т. Парсонса, любая занятость женщины может вызвать нестабильность брака.

В настоящее время наблюдается противопоставление традиционной теории гендерной социализации теорией конструирования гендера, в которой подчеркивается деятельный характер усвоения опыта и неравенство гендерных отношений мужчины и женщины.

Также выделяется подход социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман), согласно которому «гендерная личность» конструируется в межличностных отношениях, «делающих» гендер в практиках обыденной жизни, где гендер становится основой и результатом общественных отношений, средством легитимизации одного из самых фундаментальных разделений в обществе. Разрабатывается теория «социального конструирования гендера», рассматривающая гендер как естественную сторону социального взаимодействия, являющуюся в то же время социально обусловленным достижением.

Теории социального конструктивизма преобразуют теории социализации с точки зрения конструирования гендерной идентичности субъектом, путем идентификации себя с определенным социальным полом. Особенностью данных теорий является социальная обусловленность гендера, выражающаяся в построении определенного типа социальных отношений, имеющих ценностное значение для поддержания конкретного общественного порядка. Можно отметить, что, гендер конструируется на стыке этнических, классовых, культурных характеристик социального взаимодействия, и может быть использован для определения основных сущностных закономерностей и процессов существующей социальной реальности.

Таким образом, конструктивистские теории способствовали углублению научных представлений о гендере и отделению биологически детерминированных качеств от качеств, конструируемых самим субъектом, что является неоспоримым достоинством конструктивистских теорий и в определенной мере подтверждается примерами современного социума.