Древняя Эллада - страна Греции, если говорить кратко, существовавшая в далекие времена. События, о которых дальше пойдет речь, происходили очень давно.

  • Шел шестой век до нашей эры. Если верить источникам истории, то на Балканский полуостров пришли земледельцы во время миграции людей. Заселили его побережье. Страна, образованная переселенцами, стала называться Древней Элладой или кратко Элладой.
  • Страна стала развиваться.
  • В раннеэлладское время господствовали родоплеменные отношения. Но стали уже появляться первые крупные поселения.
  • В среднеэлладский отрезок времени ахейцы стали расселяться на юге полуострова. Среди них начались распадаться отношения между родами.
  • Позднеэлладская эпоха получила название Микенская.
  • В этот период у ахейцев возникает раннеклассовое общество. Появляются большие государственные образования: Микены, Фивы. Формируется оригинальная письменность. Микенская культура главенствует в Элладе. В это время происходит уничтожение Минойской цивилизации. Позже на полуострове появляются дорийцы, с их приходом гибнет микенская государственность.
  • В «Темные века» окончательно разрушается микенская цивилизация. Возрождаются родоплеменные отношения, трансформация которых создает предполисные общественные структуры.
  • При формировании таких структур начинается греческая тирания. Железо появляется во всех сферах производства. Появляется частная собственность. Время Архаической Греции.
  • На смену этого времени приходит Классическая Греция. Экономически начинают развиваться греческие полисы. Процветает культура. Расчет самосознание граждан. Греки одерживают победы, отражая агрессии персов.
  • Растет конфликт между новыми и старыми государственными системами. Пелопоннесская война. Экономика подорвана. Политическая структура в кризисном положении.
  • Македония захватывает Элладу.
  • Эллинистический период был в продолжение Классической Греции. Утверждается мировая держава Александра Македонского. Зарождается, расцветает и вскоре распадается греко-восточная государственность.
  • Все эти исторические моменты разделены на три периода, обозначенные в трех временных аспектах, длившихся не очень продолжительный срок.
  • При распаде этой державы образовались новые эллинистические государства.
  • Культура Эллады представлена древним эпосом.
  • Люди в этом эпосе всегда подчинялись богам. Все боги вели безмятежную и красивую жизнь на Олимпе. В разных областях Эллады были свои герои и свои сказания о них.
  • И по сей день древние сказания волнуют людей. С экрана кинематографа не сходят прекрасные фильмы о тех давно минувших днях.

Любопытно, что «старые» народы Месопотамии, хорошо осведомленные об этом изобретении, так и не сумели приспособить его к своей традиционной письменности. В итоге ассирийский царь диктует свои указы сразу двум писцам - ассирийцу и арамею; первый записывает их по-аккадски, иероглифической клинописью, а второй - по-арамейски, пользуясь финикийским алфавитом (который пока состоит из одних согласных, но в семитских языках, где основной смысл слова передается согласными, это не создает больших неудобств). Ясно, к чему это приведет: арамейский язык скоро вытеснит аккадский из деловой переписки, а затем и из разговорной речи. Все позднейшие письменности народов Евразии прямо или косвенно произойдут из древнефиникий-ского алфавита, распространяемого арамеями (и греками).

Включение арамеев в ближневосточную государственность прошло с меньшим успехом, ибо не хватило пустых «экологических ниш». Только на севере будущей Сирии сложилось сильное Дамасское царство, но оно живет под вечной угрозой ассирийского нашествия. Другая ветвь арамеев поселилась на землях самого Шумера, в Южной Месопотамии, приняв здесь имя халдеев. Пока Ассирия сильна, она не позволяет халдеям создать свое государство, но они активно проникают во все слои вавилонского социума, и в VII веке именно халдеи возглавят общее восстание ассирийских подданных против их грозных владык. Вожди халдеев Набопаласар и Навуходоносор разрушат Ассирию и создадут могучее Нововавилонское царство - последнюю державу в стиле древних шумерских традиций.

Территория Финикии (будущего Ливана) ничем не напоминает равнину Вавилонии. Здесь лесистые горные хребты почти вплотную подступили к теплому морю, здесь каждый город - прежде всего порт; это страна моряков, чьи взоры обращены на запад, в Великое Зеленое море. Ни вавилонский, ни египетский образ жизни здесь не привились. После того как в XV веке пришло в упадок великое морское царство на Крите, финикийцы заняли место критян, стали владыками морей и создали свою особую ветвь ближневосточной цивилизации, гораздо менее отягощенную устаревшими традициями, чем Египет или Вавилон. Именно тогда был изобретен алфавит, создана та культура, которую позднее переняли пришельцы - арамеи. Теперь финикийцы освоили Средиземноморье вплоть до Геркулесовых столбов, основали свои колонии в Сицилии и на Иберийском полуострове, по всему северному берегу Африки. Там уже более полувека процветает Новый Город - Картадашт (Карфаген), юный наследник древнего Тира. Интересно, что беспрепятственная (пока) морская экспансия финикийцев, вызванная бурным ростом товарной экономики и демографическим взрывом в приморских городах, помешала образованию единого государства в самой Финикии. Жители Тира, Сидона, Библа, Арвада слишком заняты морскими делами, чтобы участвовать в континентальных распрях или воевать между собой. И позднее, когда ассирийские армии ворвутся в Финикию, реакция финикийцев будет необычной: после краткой или упорной обороны каждый город подчинится ассирийцам, уплатив огромный выкуп, чтобы уцелеть и сохранить свободу действий на море. Именно прибыли от заморской торговли позволят финикийцам платить дань чужеземным царям, не беднея при этом, как беднеют земледельцы Месопотамии. Маленькая разобщенная Финикия переживет громадную централизованную Ассирию; здесь впервые в мировой истории товарно-денежная экономика, не стесненная чрезмерно политической уздой, продемонстрирует свою живучесть сравнительно с государственным хозяйством, эксплуатирующим подневольный труд земледельцев. Это уже поступь нового времени: Финикия первая вступила в античную эпоху.

Перенесемся теперь на восточную границу Месопотамии, туда, где она смыкается с Иранским нагорьем. Отсюда когда-то спустились в болотистую долину Евфрата горцы-шумеры, и позже немало разноязычных варваров вторгалось отсюда в сказочно богатое Двуречье. Последними пришли из Средней Азии индоевропейские племена - кочевники, обладатели самых быстрых коней и могучих двугорбых верблюдов, знакомые с металлургией и земледелием, но еще не знакомые с царской властью и жреческой иерархией. К IX веку новые переселенцы добрались до границ Ассирии и столкнулись с ее грозной военной машиной; в отчаянной борьбе с нею сложился союз разноязычных местных племен (близких по культуре к их древнему южному соседу Эламу) и пришлых медов, или мидян, так их прозвали ассирийцы, а греки потом переймут это слово. В начале VII века этот союз превратится в мощное царство - Мидию, будущую победительницу Ассирии. Пока же мидяне платят ассирийцам дань конями, бронзой и лазуритом, а сами быстро совершенствуются в военном деле, перенимают навыки градостроительства и государственной администрации…

Такова этническая и социальная ситуация в Месопотамии и вокруг нее в середине VIII века до новой эры. Она напоминает срез ствола некогда могучего, но старого и больного дерева: сердцевина уже сгнила, лишенная притока свежих соков, но соки эти свободно движутся еще по живой заболони, под самой корой, и дерево продолжает зеленеть и расти, хотя ствол потерял прочность и скоро рухнет при очередной буре. Посмотрим, такова ли судьба египетской цивилизации, она ведь ровесница своей месопотамской сестры, хотя есть между ними важное различие: в силу своего географического положения Двуречье издавна служит как бы проходным двором для все новых и новых народов-пришельцев, а долина Нила всегда была несколько на отшибе, сюда мало кто входил.

Египетский этнос пребывает в глубоком упадке, впрочем, не впервые за свою долгую историю, а по крайней мере в третий раз. Новое царство времен Рамзеса II рухнуло так же, как до него погибли Среднее и Древнее царства. Очевидно, в этом процессе проявились общие закономерности развития рабовладельческой формации: правящая верхушка все более отрывается от народных масс, бюрократия теряет способность реагировать на изменения в ходе социального развития, и весь режим гибнет; после эпохи усобиц социум возрождается почти в прежней форме, пока новый переворот в развитии производительных сил не делает возможным переход общества в новую экономическую формацию. В середине VIII века Египет переживает именно такую эпоху усобиц: страна опять распалась на Север - землю лотоса и кобры, и Юг - землю папируса и коршуна (таковы древние символы Нижнего и Верхнего Египта). В обоих регионах господствуют бывшие «варвары»: ливийцы на севере, нубийцы - на юге. И те, и другие за много веков соседства с египетской цивилизацией усвоили ее достижения в полном объеме, создали свои царства по египетскому образцу, при очередном кризисе египетской державы подчинили себе ее север и юг и теперь соперничают за власть над всем Египтом, идя по проторенному пути фараонов. Ливийцы раньше вступили на этот путь. В X веке фараон Шешонк, вмешавшись в распри сыновей царя Соломона, вторгся в Палестину и захватил Иерусалим; впрочем, удержать эти завоевания ливийцы не смогли - все их силы заняла война на юге, в «стране Нуб». Так издавна зовут египтяне степные земли выше нильских порогов, богатые россыпным золотом и населенные темнокожими и курчавыми семитоязычными скотоводами (позднее греки назовут их эфиопами).

Когда-то фараоны Нового царства сделали страну Нуб своей колонией, их преемникам-ливийцам это уже не удалось - наоборот, им пришлось защищать Верхний Египет от нападений с юга, и в этом ливийцы не преуспели. К середине VIII века их военные наместники в Верхнем Египте прониклись местными интересами, нашли общий язык с южными эфиопскими правителями,породнились с ними и утратили единство с ливийскими фараонами Нижнего Египта, что сидят в дельте Нила.

Ливийско-эфиопский властитель Кашта уверенно правил всем Верхним Египтом и «страной Нуб» из древней общеегипетской столицы Уасет (которую греки впоследствии назовут Фивами, по аналогии со славнейшим городом Эллады).

Его сын Пианхи стремится к большему. Около 730. года военный флот южан, спустившись по Нилу, возьмет штурмом древнюю столицу Нижнего Египта Мен-нефер (по-гречески - Мемфис). Удельные князья-ливийцы сразу же изменят побежденному владыке, и «ливийская» династия фараонов сменится новой, «эфиопской» династией.

И опять все пойдет по старому трафарету: новые фараоны вторгнутся в Палестину и Сирию, а там столкнутся с ассирийской военной машиной. Армия Ассархаддона разгромит эфиопские войска и даже завоюет Египет, но удержать в подчинении далекую чуждую страну Ассирия не сумеет. А дальше судьба проявит всю свою иронию: слабеющая Ассирия станет жертвой халдеев и мидян, и тут египетская армия еще раз войдет в Сирию, чтобы спасти вчерашнего врага от окончательной гибели или хотя бы участвовать в дележе его наследства. Ничего из этого не выйдет: халдеи разобьют египтян.

Итак, египетское общество поражено теми же недугами, что и месопотамское. Кажется, весь Ближний Восток превратился в заповедник «живых ископаемых», и одни лишь финикийцы держат в своих руках золотой ключик от дверей в будущее - они и те, кто сумеют последовать их примеру. Мы знаем, что это сделают греки, но за что им такая удача?

Вспомним, что в VIII веке греки - уже довольно древний народ, их речь звучит на берегах и островах Эгейского моря около тысячи лет, со времен господства здесь великой Критской державы, первой учительницы греков (вернее, ахейцев, ионийцев, эолийцев, дорийцев - так они сами себя называют; греками, то есть «каркающими», их назовут позднее жители Италии). Во II тысячелетии ранние греки переняли у критян искусство мореплавания, многие ремесла, основы государственности (в форме дворцово-храмовой бюрократии) и иероглифическую письменность, которую греки смело приспособили к своему индоевропейскому языку, совсем не похожему на древнекритский. Потом настала «железная революция», а за ней - переселение варваров, перевернувшее старый, «микенский» мир. Встряска пошла во благо: архаическое государственное устройство рухнуло, но полезные технические и культурные навыки сохранились, и диковатые новые люди стали строить свой новый мир, не испытывая нехватки в сырье и не оглядываясь на забытое прошлое, запечатленное лишь в легендах о Троянской войне да в именах древних героев, но отнюдь не в их нравах! Дело в том, что гомеровские поэмы уже в эпоху их создания были, скорее, историческими романами, чем летописью или мемуарами очевидца. Их герои ведут себя, как лихие варварские вожди эпохи военной демократии, а сам автор поэм (о котором мы почти ничего не знаем) и его слушатели (о которых мы знаем довольно много) живут в эпоху становления полисов, когда времена военной демократии стали уже былинными.

Почему же Гомер выбрал именно этот сюжет и почему он пришелся так по вкусу его современникам? Очевидно, они тоже чувствуют себя молодыми хозяевами нового мира, небывало вольными в замыслах, и хотят видеть своих предков подобными себе, хотя эпоха настала совсем иная.

Греция - страна гор и моря, как и Финикия, но береговая линия здесь на редкость изрезана: тут множество островов, проливов и закрытых от ветров бухт, на берегах которых испокон веку складывались поселения рыбаков и земледельцев - они всегда численно преобладали здесь над горцами-пастухами. Удобных мест для городов-портов в Греции в десятки раз больше, чем в Финикии,- это важное преимущество греков в их будущем соревновании с финикийцами за морское господство.

Другим преимуществом оказалось сочетание давнего культурного единства Греции с той пестрой мозаикой племен, обычаев и хозяйственных укладов, которая возникла здесь в ходе «варварских» переселений в начале I тысячелетия. В таких условиях почти каждый из новых городов Греции возникал, подобно позднейшему Новгороду на Волхове, как результат симбиоза нескольких деревень, нередко населенных людьми разных племен, и, естественно, становился полисом - самоуправляемой городской республикой, школой нового античного образа жизни. При этом влияние более зрелой финикийской культуры было очень заметно. Именно у финикийцев переняли новые греки алфавит и уже добавили в него гласные буквы. Финикийский пример сыграл важную роль и в стихийно. складывающемся «разделении труда» между греческими полисами по спектру экспортируемых товаров: так формируется общегреческий рынок - основа «Разъединенных Штатов Эллады», как их назовут позднейшие историки. Именно в VIII веке идея греческого единства впервые становится материальной силой: в 776 году или около того состоялись первые Олимпийские игры, равносильные межгородскому «конгрессу доброй воли»; в эту же эпоху складывается и обретает огромную популярность «Илиада» Гомера, где легендарные войны полузабытых царей изображены как первое общегреческое предприятие - символ рождающейся нации. «Одиссея» (созданная примерно тогда же) не менее актуальна для греков середины VIII века: в это время греческие полисы начинают интенсивно создавать свои торговые фактории за морем, на востоке и на западе, ищут новые рынки для обмена своей ремесленной продукции (в первую очередь керамики) на иноземное сырье - прежде всего на металлы, которыми Греция не богата. На востоке греки без посредников общаются с купцами из могучей Ассирии, Урарту и богатой Фригии - царства Гордия (отца легендарного Мидаса), контролирующего всю Малую Азию, а на западе - с энергичными этрусками, тоже выходцами из Малой Азии, которых переселение народов забросило в глубь Италии. На ближних и дальних берегах возникают греческие колонии, поскольку в греческих полисах уже возникло относительное перенаселение и многие города рады выселить своих лишних людей на новые земли. Вот такие люди слушают Гомера и вдохновляются примером его героев; впереди у греков три века быстрого экономического и социального развития. А пока они уверенно смотрят в трудное и многообещающее будущее, чувствуют себя почти полубогами, как Ахилл и Аякс перед лицом олимпийцев. Огромная разница в мировоззрениях жителей юной Эллады и древней Передней Азии особенно заметна по их отношению к богам. Грек, вавилонянин и иудей равно чужды наивной вере во всемогущих небожителей. Однако грек считает своих богов как бы старшими родственниками, почитание которых есть долг человека, но долг взаимный,- не в свое дело даже боги не должны вмешиваться, а то им худо будет. Просвещенный скептик-вавилонянин думает иначе: мир богов - это инородный довесок к миру людей, требующий жертв и послушания, но ничего не дающий взамен. Наконец, пламенный Исайя, провозглашающий единого бога - творца Вселенной, очень старается наделить его человеческими качествами, но тщетно: дерзкая эллинская мысль о влиянии людей на богов не умещается в его умной голове… Даже с помощью самых лучших переводчиков Гомер и Исайя не поняли бы друг друга, ибо они думают о разных проблемах бытия, и их боги воплощают совсем разные социальные силы.

Так живет в середине VIII века ближневосточная ойкумена. Но ведь есть еще Индия, Китай. Что там творится? Об этом мы знаем гораздо меньше.

Индия стала как бы отдельной планетой с тех пор, как в середине II тысячелетия древняя индская цивилизация пришла в упадок и морской путь отсюда в Персидский залив был забыт. Через два-три века из Средней Азии в Индию вторглись индоевропейские племена, которые мы называем индоариями,- старшие братья мидян и персов, скотоводы и земледельцы, еще не знакомые с железом и письменностью, они нашли здесь большей частью руины древних городов и начали строить свой новый мир практически заново, оттесняя в леса или порабощая местных жителей - дравидов.

Китайская ойкумена всегда была особым миром - слишком она удалена от других регионов древнейших цивилизаций. Можно сказать, что Желтая река, Хуанхэ, играет здесь ту же роль, что Нил в Египте. Но Нильская долина зажата среди бесплодной пустыни, а земли вокруг Хуанхэ были покрыты девственными лесами, поэтому Древний Китай (как и Индия) не знал перенаселения, и социальное развитие здесь шло менее быстрыми темпами. Древнее царство Инь медленно расширяло свою территорию на восток, вниз по течению Хуанхэ, пока в XI веке острый политический кризис не сделал Инь добычей западных «варваров» - чжоу. Они сыграли в Китае роль, сходную с ролью эфиопов в Египте, только вместо ливийского наместника Кашта и его воинственного сына Пианхи мы видим здесь могущественного воеводу Запада Чан Си-бо и его сына Фа У-вана, который убил последнего иньского царя и основал новую державу Чжоу, впервые охватившую все равнинное течение Желтой реки до ее устья. Разложение родового строя в новом царстве ускорилось: уже в X веке правитель Му-ван ввел свод письменных законов, оформивший новую общественную ситуацию. Веком позже социальные конфликты обострились до народного восстания: в 841 году царь-абсолютист Ливан был изгнан, а его наследник Сюань-ван поставлен под контроль государственного совета, представлявшего военную аристократию Чжоу. Но остановить естественный ход политического развития державы было невозможно: возмужавший Сюань-ван провел в стране первую перепись населения, а затем отказался участвовать в ежегодном ритуале «первой борозды» - открытия полевых работ. Это был полный разрыв с традицией общинного владения землей и коллективной ее обработки; так бюрократический механизм державы оттеснял на второй план древние родовые институты социума. И, конечно, политическая эволюция шла не только в столице: войска Чжоу захватывали все новые земли у окрестных варваров, создавали новые провинции, а правители этих провинций чем дальше, тем успешнее превращают их в княжества, лишь номинально зависимые от центрального правительства. В 770-х годах коалиция таких князей, включавшая и «западных варваров» - жунов, разгромила царскую столицу и вынудила правителей Чжоу перенести свою ставку дальше на восток, где они вскоре станут бессильной игрушкой соперничающих княжеств - Чжен и Цзинь, Ци и Чу, Цинь, У и Юэ…

Быстрый распад державы Чжоу на сотни мелких владений открывает пятивековую эру созревания новой суперэтнической общности людей, которая охватит всю дальневосточную ойкумену и встанет вровень с древним средиземноморским миром. Во всех концах бассейна Хуанхэ на фоне мелкой политической грызни царьков и князей развертывается великое многообразие малых диалогов между племенами - носителями разных хозяйственных укладов, языков и верований, порою принадлежащих и к различным расам. В этой среде зарождаются новые этносы, оформляются небывалые прежде социальные институты, накапливаются и распространяются по всей стране оригинальные культурные новинки. Одним словом, готовится базис будущей китайской цивилизации - достойной представительницы «второго поколения» цивилизаций земли, ровесницы Индии и Эллады.

В чем же разница между этим новым античным миром и древнейшими- мирами локальных цивилизаций в речных долинах Нила, Евфрата, Инда? Прежде всего в разнообразии - оно колоссально возросло с тех пор, когда первые земледельцы, гонимые засухой, спустились в зеленый ад речных джунглей и начали отвоевывать у них пахотную землю - основу первых цивилизаций. Речь идет не только о разнообразии природных условий, в которых может теперь процветать человеческий социум. Еще важнее накопленное разнообразие средств производства, которое позволяет многочисленным уже этносам, вступившим в эпоху технической эволюции, создавать весьма различные типы хозяйственных укладов и совсем не похожие друг на друга культуры в разных регионах Земли. Эта небывало пестрая мозаика впервые в истории человечества создает возможность международного экономического сотрудничества и интенсивного культурного взаимовлияния народов-соседей на огромных территориях, будь то Средиземноморье или Индийский субконтинент, степная зона Евразии или весь Китайский мир. Незаметно человечество перешагнуло тот порог, за которым развитие цивилизации становится уже глобальным самоускоряющимся процессом, местные кризисы и гибель отдельных рабовладельческих держав не могут теперь затормозить его. Нет возможности жить как бы в тени минувшего «золотого века»: путь социума ведет только вперед, и неустанно идти по нему способны лишь люди нового склада - граждане Античности, которых становится все больше во всех концах Земли. Античная эпоха была зарей этого процесса, а сейчас солнце близится к полудню, оттого такими близкими и понятными кажутся нам наши пращуры гомеровских времен.

В это время происходил рост городов, которым морское могущество Крита позволяло обходиться без крепостных стен. Расположенные в узких долинах, на холмах и склонах гор, эти города имели нерегулярную планировку, стихийную застройку, террасные дома. Однако города о. Крит, а точнее, археологические раскопки на их месте, на данный момент не включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Выгодный тур в Грецию от Туроператора САН-ТУР, отель Cavo Olympo Luxury Resort & Spa 5*

Отель расположен вдоль побережья Олимпийской Ривьеры, с видом на залив Термаикос и гору Олимп.К вашим услугам имеется спа-центр,тренажерный зал,множество развлечений.Раскошные просторные номера,отличное обслуживание,первокласный сервис.Идеальное место для пляжного отдыха.

Центры крупнейших городов Крита Кносс и Фест образованы дворцами правителей. Многочисленные постройки с плоскими крышами сконцентрированы вокруг большого прямоугольного дворцового двора. Оштукатуренные стены зданий критских дворцов украшались резным и штампованным рельефом, фресками, изображающими растения и животных, акробатические игры, праздники, сбор урожая. В XV в. до н.э., после разрушительного землетрясения, Крит захватили балканские племена ахейцев - предков греков. После падения критской цивилизации господство в восточной части Средиземного моря перешло к государству на юге Балканского полуострова с центром в городе Микены (полуостров Пелопоннес), столице ахейского военно-политического союза. В микенских поселениях дворцы правителей вместе с храмами образовывали священный участок - акрополь («верхний город»). Мощные стены акрополей возводились из крупных аккуратно вытесанных каменных блоков и живописным контуром охватывали холм цитадели. Длина стен Микен составляет 900 м, а толщина - 6-10 м, они сложены из каменных глыб весом 5-6 т. Такая кладка называется циклопической, т.к. древние греки верили, что огромные каменные блоки переносили мифические персонажи - циклопы (одноглазые великаны). Вход в Микенский акрополь преграждают Львиные ворота (над их пролетом плита с рельефным изображением львов - самым древним в Европе).

Сохранились руины дворца и гробницы ахейских царей. Одна из них - знаменитая «сокровищница Атрея», к которой ведет открытая галерея длиной 36 м и шириной 6 м. Над самой гробницей, представляющей собой огромную шлемовидную камеру, был насыпан земляной курган. Гомер называл Микены «златообильным» городом. И действительно, в ходе раскопок археологами обнаружены выполненные из золота маски царей, украшения, оружие и сосуды. Вторым крупным городом микенской культуры был Тиринф, акрополь которого был укреплен в XIII в. до н.э. из-за вторжения с севера дорийцев. К акрополю был пристроен «нижний» город, возведена сложная система входов. Центр Тиринфского акрополя занимал крупный мегарон - вытянутое прямоугольное сооружение, окруженное стройными колоннами. Микенский период античной эпохи длился с XIV по XII вв. до н.э. Распад микенского государства и упадок его культуры были ускорены нашествием с севера дорийских племен. Несмотря на гибель критомикенской цивилизации, она послужила важной ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.

С XII по VI вв. до н.э. продолжались гомеровский и архаический периоды развития греческой культуры. К этому временному интервалу можно отнести археологические памятники близ города Вергина (Македония). Здесь была обнаружена столица древней Македонии Эгес, в центре которой располагался монументальный дворец с внутренним двором, окруженном колоннами. В окрестностях найдено более 300 погребальных камер (тумули), наиболее ранние из которых относятся к XI в. до н.э. К числу поздних погребений относится гробница царя Филиппа II, отца Александра Македонского. В архаический период происходит становление греческих городовполисов. Тогда же складываются основные типы греческих храмов и две ордерные системы, служившие для соединения колонн с балочным перекрытием. Более распространенным был строгий дорический ордер, воплотивший художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племен. В период расцвета греческих колоний в Средиземноморье складывается ионический ордер. Свое название этот более изящный стиль получил в честь племен ионийцев, вытесненных дорийцами с Балканского полуострова, и обосновавшихся на побережье Малой Азии и островах Эгейского моря. Самос - остров архипелага Спорады в восточной части Эгейского моря около Ионического побережья Малой Азии.

Во времена античности остров был центром ионийской культуры и родиной многих великих деятелей Эллады: философа и математика Пифагора, мыслителя Эпикура, астронома Аристарха. Со времен расцвета на острове сохранились руины ионического храма Геры, построенного в архаическую эпоху, - одного из крупнейших в Греции. В настоящее время античный город Самос переименован в Пифагорею. Период V-IV вв. до н.э. носит название классического. Это был период греко-персидских войн и одновременно расцвета греческой культуры. Большинство античных памятников Греции относится именно к этому периоду. Наиболее выдающиеся образцы классической древнегреческой архитектуры сконцентрированы в античных городах-музеях Дельфы, Олимпия и Эпидавр, острове-музее Делос и греческой столице Афины. Самый замечательный из классических ансамблей - Афинский Акрополь (Аттика) - господствует над городом и его окрестностями. Акрополь расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину до 150 м. Здесь находятся четыре величайших шедевра древнегреческого искусства, созданные из белоснежного мрамора, - Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Ники Аптерос. Постройка Акрополя выполнялась в V в. до н.э. под руководством Фидия при Перикле, провозгласившем объединение Греции под главенством Афин.

Центральной доминантой ансамбля является Парфенон - храм богини Афины, соединяющий черты дорического и ионического ордеров, что демонстрировало единство греческих полисов. В прошлом в храме находилась статуя Афины, выполненная из слоновой кости и золота, а также сокровищница Морского союза греческих городов, во главе которых стояли Афины. Ансамбль Акрополя открывают Пропилеи (ворота) с пятью проходами, выполненные в дорическом и ионическом ордерах. При входе находится небольшой ионический храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»). За Пропилеями ранее возвышалась величественная статуя АфиныВоительницы. Еще один ионический храм - Эрехтейон - был построен в той части Акрополя, где, по преданию, произошел спор Афины и Посейдона, и посвящен этим богам. В одном из портиков храма место колонн занимают кариотиды (фигуры женщин). Дельфы - античный город у подножия горы Парнас (Фокида, центральная часть Греции), известный благодаря оракулу, определявшему многие решения в политической и религиозной сферах древней Эллады. К дельфийскому оракулу, находящемуся в сокровенной части дорического храма Аполлона, имели доступ только жрицы-пифии. Также в храме находился священный камень - омфал («пуп земли»). С VI в до н.э. в Дельфах проводились Пифийские игры - соревнования поэтов, музыкантов и спортсменов.

Сохранились также развалины многочисленных сокровищниц, театра, стадиона. К началу V в. город фактически прекратил свое существование, благодаря чему руины в законсервированном виде сохранились до наших дней. Олимпия (северо-запад полуострова Пелопоннес), вероятно, самый известный античный город Греции. С Х в. до н.э. город стал местом поклонения Зевсу и Гере, а в V в. до н.э. здесь был построен знаменитый храм Зевса - образец архитектуры ранней классики. В честь Зевса были учреждены Олимпийские игры - символ единства греческих полисов, по которым, начиная с 776 г. до н.э., греки вели летосчисление. Олимпия представляет собой огромный античный музей под открытым небом, здесь обнаружено большое количество мраморных статуй. В середине V в. до н.э. был построен храм Аполлона Эпикурейского в Бассах (Аркадия, запад полуострова Пелопоннес). Этот храм бога солнца и здоровья был посвящен избавлению от чумы жителей города Фигалия. В храме находилась 4-метровая статуя Аполлона. В оформлении храма использовался коринфский ордер, но сейчас это можно определить только по руинам. Художественный образ этого наиболее пышного декоративного ордера, по легенде, заимствован от корзины, сквозь которую проросли листья кустарника аканта.

Эпидавр (восток полуострова Пелопоннес) - античный город, где был популярен культ бога врачевания Асклепия (Эскулапа). В IV в. до н.э. здесь был создан замечательный ансамбль, включающий храм, стадион, гимнасий и театр. Наиболее известен театр Эпидавра, построенный с учетом рельефа местности и обладающий великолепной акустикой. На каменных ступенях театра помещалось 10 тысяч зрителей, и каждый из них мог слышать любой звук, издававшийся на сцене (точнее, орхестре). Делос (греч. «являю») - малообитаемый остров архипелага Киклады в западной части Эгейского моря. Согласно древнегреческим мифам, остров возник по воле Зевса, здесь произошло рождение Аполлона и Артемиды. Делос служил местом поклонения Аполлону, которому здесь были посвящены святилища. Греки собирались здесь четыре раза в год, устраивая в честь бога различные состязания. Позднее остров получил известность как крупнейший в Средиземноморье рынок рабов. Сейчас Делос является своеобразным музеем античности, здесь обнаружены руины трех храмов Аполлона, храма Артемиды, храма Геры, «Аллеи львов» и многих других святилищ.

Общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, западной береговой полосе Малой Азии, а также (в период греческой колонизации в 8- 6 вв. до н.э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, Южной Франции, на северном побережье Африки, по берегам проливов и на побережье Чёрного и Азовского морей. Историю Греции эпохи бронзы (около 3000 - около 1500 гг. до н.э.) разделяют на три периода (с учётом географического принципа): минойский - для острова Крит, элладский - для материковой Греции и кикладский - для островов Эгейского моря (хотя культуру всего греческого мира этого периода определяют как минойскую). В 3000- 1450 гг. до н.э. на острове Крит в Средиземном море процветала минойская культура (названа так по имени Миноса - легендарного критского царя), которая около 2200 г. распространилась по всему восточному Средиземноморью. На Крите строились города и порты, возводились прекрасные дворцы (Кнос, Фест, Маллия). Кносский дворец, в котором размещались мастерские ремесленников и жилые помещения, походил на небольшой город. После периода расцвета (в 2000- 1700 гг.), когда у минойцев возникла иероглифическая письменность, наступил упадок. В 15 в. цивилизация на Крите погибла, очевидно, из-за землетрясения на соседнем острове Фера (Санторин), вызвавшего огромную приливную волну. В 16 в. на материковой Греции возникли государства: Микены, Тиринф, Пилос. Около 1450 г. микенцы вторглись на Крит и взяли в свои руки морскую торговлю. Они основали колонии на островах Родос и Кипр, торговали с Италией и Сицилией. На основе минойского письма они разработали свою систему письменности. В 12 в. микенская цивилизация пала, и Греция вступила в тёмный период истории, длившийся около 300 лет. В 13- 11 вв. материковую Грецию и острова охватили вторжения различных племён (дорийцев, иллирийцев, фракийцев), которые связываются с наступлением народов моря. В результате были разрушены дворцы ахейцев в Микенах, Пилосе и др. Был опустошён Тиринф. К 9 в. повсеместно на захваченных территориях существовали самостоятельные общины во главе с правителями - басилеями. Около 9 в. Греция была поделена между племенами: эолийцы - на севере, дорийцы - в Средней Греции и на большей части Пелопоннеса, ионийцы - в Аттике, Арголиде и на островах, сохранившиеся ахейские племена были оттеснены в Аркадию и Ахайю. В 8- 6 вв. в Греции сформировались полисы - города-государства. В этот же период происходила греческая колонизация Южной Италии, Сицилии, северного побережья Африки и др. За пределами Греции греки основывали торговые пункты. В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя. 5- 4 вв.- период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500- 449 гг.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры - годы правления Перикла (443- 429 гг.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом за торговые пути привели к Пелопоннесской войне (431- 404 гг.), которая завершилась поражением Афин. В середине 4 в. на севере Греции возвысилась Македония. Её царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г.) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македонского в т.н. период эллинизма (3- 2 вв.) в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции. Со 146 город (после разгрома римлянами Ахейского союза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н.э. на её территории образована римская провинция Ахайя). С 4 в. н.э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи - Византии.


Смотреть значение Греция Древняя (эллада) в других словарях

Греция (греческая Республика) — - государство в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове и прилегающих островах. Столица - г. Афины. Административное деление - 10 областей (области делятся........
Юридический словарь

Кора Древняя — (paleocortex, LNH; син. палеокортекс) филогенетически наиболее ранняя часть К., занимающая смежные участки лобной и височной долей на нижней и медиальной поверхностях полушарий.
Большой медицинский словарь

Кора Древняя Промежуточная — (mesopaleocortex, LNH; син.: инсулярная переходная зона, К. переходная островковая, мезопалеокортекс, перипалеокортекс) часть К., расположенная на границе древней и новой К.; занимает........
Большой медицинский словарь

Греция — Греческая Республика, государство в Юж. Европе, на Балканскомп-ове и многочисленных островах (крупнейшие - Крит, Эвбея, Родос, Лесбос).132 тыс. км2. Население 10,3 млн. человек........

Древняя Российская Вивлиофика — издание письменных памятников по историиРоссии (ярлыки, грамоты, статейные списки, летописи и др.). Предпринято Н.И. Новиковым в 1773-75 в 10 частях, 2-е издание - в 1788-91 в 20 частях.
Большой энциклопедический словарь

Древняя Русь — общее собирательное название восточно-славянских княжеств 9-13 вв.
Большой энциклопедический словарь

Центральная Греция — историко-географическая область, включает древниеземли Беотии, о. Эвбея. 15,5 тыс. км2. Население 1,1 млн. человек (1981).Главный город - Афины (включая порт Пирей).
Большой энциклопедический словарь

Греция — (Hellás, английское Greece), Греческая Республика, гос-во в Юж. Европе, на Балканском п-ове и многочисленных о-вах в Ионическом, Средиземном и Эгейском морях. Пл. 132 тыс. км² (в........
Географическая энциклопедия

Греция — Греческая Республика, гос-во на Ю. Европы. Название (из латин. Graecia), принятое в русск. и др. языках, образовано от этнонима греки, небольшого племени эпирских дорийцев........
Географический словарь

Греция — (Hellas), Греческая Pеспубликa (Hellenike Demokratie), - гос-во на Ю. Балканского п-ова и прилегающих o-вах Эгейского и Ионического морей. Пл. 131,9 тыс. км2. Hac. 9,9 млн. чел. (кон. 1983). Cтолица........
Горная энциклопедия

Гомеровская Греция — условное название Др. Греции периода 11-9 вв. до н. э., долгое время известного только по гомеровским поэмам "Илиаде" и "Одиссее". Г. Г. - период разложения родового строя у........

Греция — королевство (Ellas), - гос-во, расположенное на Ю. Балканского п-ова и многочисл. о-вах в Ионическом, Эгейском м., в вост. части Средиземного м. Граничит на С. с Албанией, Югославией,........
Советская историческая энциклопедия

Греция Древняя — Эллада (Ellas),- группа рабовладельч. гос-в, занимавших Ю. Балканского п-ова, о-ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения........
Советская историческая энциклопедия

древняя И Новая Россия — ежемесячный ист. иллюстрированный журнал. Изд. в Петербурге с 1875 до марта 1881 под ред. С. Н. Шубинского (до 1879). Печатал статьи по истории, археологии и этнографии народов........
Советская историческая энциклопедия

древняя Российская Вивлиофика — ", или собрание разных древних сочинений, яко то: Российския посольства в другие государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических........
Советская историческая энциклопедия

Классическая Греция — условный термин для обозначения периода наивысшего экономического, политического и культурного расцвета рабовладельч. полисов Древней Греции и начала кризиса полисной........
Советская историческая энциклопедия

Древняя Академия — Приняв Академию от Платона, его племянник Спевсипп был её схолархом вплоть до самой своей смерти в 339 г. По списку из тридцати названий, приводимому Диогеном Лаэртием........
Философский словарь

Древняя Дерзость — - в античной философии и мифологии своевольный переход за границы дозволенного, нарушение меры и порядка в космосе. Судьба, предусмотрев появление древней дерзости,........
Философский словарь

Греция — (Hellas), Греческая республика - гос-во в Южн. Европе на Балканском п-ве и о-вах (Крит, Эвбея, Родос, Лесбос и др.). С 1830 в борьбе с тур. игом обрела независимость. В 1924-35 - республика,........
Словарь филателиста

Эллада — Элла?да поэт. Из греч. ??????, вин. п. ед. ч. ??????? "Греция", э?ллин – из греч. ?????. Позднее заимствование. Ср. цслав. Елада (см. Мi. LР 1155); см. также еллин, выше.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Эллада — Эллада Греция
Географическая энциклопедия

ЭЛЛАДА — ЭЛЛАДА - название Греции на греческом языке.
Большой энциклопедический словарь

Древняя Греция, Эллада – античная греческая цивилизация на юго- востоке Европы, наивысший расцвет который пришелся на V- IV вв. до н.э. – период, получивший в ее истории название классического. В культуре Древней Греции лежат истоки современной человеческой цивилизации.


С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации она распространилась в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима. Сами греки и поныне называют свою страну Элладой, а себя эллинами, именование «Греция» получив от римлян.




Крито-микенская эпоха (до 12 века до н.э.). В 3 тысячелетии до н.э. в Эгейском регионе возникла культура эпохи бронзы с важнейшим центром на острове Крит. Здесь началось формирование классов (с 21 века строительство дворцов для царей). Быстро развивалось хозяйство (производство бронзы, морская торговля) и искусство (керамика, живопись). Греческие племена (ахейцы, эолийцы, ионийцы) из северных областей около 1900 года выдавили неиндоевропейское местное население Пелопоннеса и Эллады. Они восприняли (особенно с 16 века до н.э.) многие достижения критской культуры, в том числе слоговое письмо. Центром власти, которая с 15 века распространилась на острова Крит, Кипр и другие, сделались Микены. С 12 века дорийцы, находившиеся еще на первобытной стадии, начали продвижение с севера. Они одержали победу над микенским классовым обществом и переселились на Пелопоннес.


Гомеровский период (11-8 века до н.э.). После так называемого дорийского вторжения рабство в Греции переживало спад, однако, применение железа вызвало новый подъем хозяйства. Около 1000 до н.э. началась греческая колонизация западного побережья Малой Азии, которое благодаря постоянным контактам с Востоком превзошло метрополию. Здесь около 800 года возник эпос Гомера, являющийся ценнейшим источником сведений об истории этого периода, несмотря на то, что описывается легендарная Троянская война (13-12 вв. до н.э.).


Период Великой колонизации (8-6 вв. до н.э.). Дальнейшее экономическое развитие Греции (специализация ремесел, расширение использования рабского труда, экспорт вина и масла, рост производства керамики, морская торговля) имело определенные социальные последствия. Крупные землевладельцы из среды родовой аристократии, устранив власть вождей-царей, одновременно поставили в зависимое положение мелких землевладельцев, иногда последние попадали в долговое рабство. В то же время возникли новые слои рабовладельцев: богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских. В небольших греческих долинах возникли города, превратившиеся в экономические и культурные центры, происходило окончательное оформление государственных институтов для обеспечения классового господства власть имущих. Во многих государствах демос в значительной степени ослабил позиции аристократии. Вожди демоса часто управляли как тираны. Тирания, однако, в большинстве случаев вскоре была заменена полисным устройством, при этом в органах власти могли участвовать богатые рабовладельцы (олигархия) или все полноправные граждане (демократия).


Период македонской гегемонии (4-2 века до н.э.). После победы фиванских демократов (379) Фивы приняли на себя руководство Грецией (до н.э.). Политическая раздробленность Греции в 4 веке до н.э. способствовала застою рабовладельческого хозяйства и обнищанию бедняков. Социальная борьба ослабляла полисы. Кризис мог быть преодолен только через государственную централизацию. Эту задачу выполнила Македония, царь которой Филипп 2 в битве при Херонее (338 до н.э.) разбил греков, руководимых афинскими демократами (Демосфен). Сын Филиппа Александр Македонский завоевал Персидское царство, создал предпосылки для хозяйственного и культурного подъема, в котором участвовала не столько Греция, сколько эллинистические государства. Греция находилась под властью Македонии до 2 века до н.э. Самостоятельную политическую оппозицию отстаивали Ахейский и Этолийский союзы, а также Спарта. Рим приобрел влияние в Греции прежде всего как союзник греческих полисов против Македонии. После победы над Филиппом 5 (197 до н.э.) римляне провозгласили лозунг «возврата к свободе». В 168 до н.э. после битвы при Пидне Македония была разгромлена и в 148 до н.э. объявлена римской провинцией, к которой в 146 до н.э. была присоединена вся Греция. При разделе Римской империи (395) греческие области перешли к Византийской империи.


* Гомеровское общество ещё не вышло из первобытно- общинного строя. В нем не было государства аппарата классового угнетения. Противоречия между отдельными социальными группами не были ещё обострены настолько, чтобы потребовались такие учреждения, как постоянная армия, тюрьмы, суды, для того, чтобы держать в повиновении эксплуатируемые и угнетённые общественные классы. Однако в это время уже начался постепенный отрыв органов родового строя от массы народа. Племенные вожди управляют своими племенами почти без участия народных собраний. Ахейским ополчением под Троей руководит совет басилеев, роль собрания воинов сводится фактически лишь к подтверждению решений этого совета. И на Итаке за время 20-летнего отсутствия Одиссея народное собрание не собиралось. Фактически все дела решались знатью. В описании картины суда, имеющемся в эпосе, приговор выносится старейшинами, а народ только криками высказывает сочувствие той или другой из спорящих сторон.



По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 кв. км, а население – около 150–200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв. км с населением в 120–150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30–40 кв. км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).


* Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных юристов. Законодательство играло чрезвычайно малую роль в создании греческого права. Спарта совсем не имела писанных законов, а Афины хотя и имели их, но, составленные в весьма отдаленное время, они в подлиннике до нас не дошли. Развитое греческое право времени ораторов никогда не было кодифицировано в сколько-нибудь полном виде. Греция не оставила нам и записей права в трудах своих юристов, которых (в нашем или римском смысле) она совсем не знала.


* Более мягкие формы отцовской власти, принявшие скорее характер защиты и покровительства подвластным, чем действительной власти; * признание сыновей полноправными вместе с совершеннолетием; * независимое в значительной степени имущественное положение жены; * значительно большая близость общинных форм владения землею (констатируемых с достаточной убедительностью в поэмах Гомера) к историческому периоду греческой истории; * несомненное и сильное воздействие общественного начала на организацию частной собственности, по отношению к недвижимости доходившее иногда до запрещения продажи наследственных участков земли, разделенных между семьями коренных граждан; * гораздо более свободные, чем в Риме, формы обязательственных отношений, выражавшихся по преимуществу в свободном (неформальном) договоре; * отсутствие или, по крайней мере, значительное ограничение завещательного права и, наконец, целый ряд специфических юридических образований, неизвестных Риму, лишь позднее некоторые из них реципировавшему (например, ипотечная система), таковы основные материальные отличия греческого права от римского, обыкновенно подчеркиваемые исследователями.



Герб Древней Греции является государственным символом Греции и состоит и двух основных элементов лазоревого щита с серебряным крестом (фрагмент флага), а вокруг щита лавровый венок. Щит с крестом символизирует воинскую славу и в то же время главную греческую религию православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.


Во времена Древней Греции не существовало государственных флагов как таковых (флаги использовались на флоте для подачи различных сигналов). Вместо них в качестве опознавательных знаков использовались различные эмблемы и символы. Они помещались на щиты и паруса судов, принадлежащих армии того или иного полиса


Гимн Греции на родном языке Σε γνωρίζω από την κόψη του σπαθιού την τρομερή, σε γνωρίζω από την όψη που με βια μετράει τη γή. Απ΄ τα κόκκαλα βγαλμένη των Ελλήνων τα ιερά, και σαν πρώτα ανδρειωμένη, χαίρε, ω χαίρε, Ελευθεριά! Гимн Греции на русском языке Узнаю клинок расплаты, Полыхающий грозой, У знаю твой взор крылатый, Охвативший шар земной! Гордость древнего народа, Возродившаяся вновь, Здравствуй, гордая Свобода, Здравствуй, эллинов любовь! Гимн свободе (Ύμνος εις την Ελευθερίαν) МФА: [ ˈ imn ɔ s is tin ɛ l ɛ fθ ɛˈ rian] поэма, написанная Дионисиосом Соломосом в 1823 году, состоящая из 158 четверостиший. В 1865 первые 24 куплета были объявлены гимном Греции, но на практике поют, как правило, первые 2 четверостишия. Музыка к гимну была написана в 1828 г. другом Соломоса Николаосом Мандзаросом; впоследствии он дважды перерабатывал её (в 1844 и 1861 гг.)