Социологическое исследование бюджетов времени
Применительно к задачам социологического анализа бытовой жизнедеятельности основной характеристикой составляющих ее занятий выступают данные о затратах времени. Широкое использование показателей времяпрепровождения в значительной степени определяет методику и технику социологического изучения быта.
В развернутой форме данные о времяпрепровождении – бюджеты времени представляют собой набор связанных со временем характеристикой той и ли иной категории людей.
Достоинство показателей времени заключается в том, что они доступны строгой количественной обработке. Соответственно каждое занятие может характеризоваться рядом количественных показателей, относительно легко преобразуемых друг в друга.
Предметом социологического исследования бюджетов времени
является изучение социальных закономерностей жизнедеятельности людей, проявляющихся в показателях времени, выявлении тенденций и закономерностей распределения времени как разных социальных групп, так и населения страны в целом на различные виды деятельности осуществляемой в течение суток, недели, месяца, года, жизни, а также степени участия в них. В ходе исследований бюджетов времени изучается, прежде всего, фактическое поведение людей, которое находит отражение в показателях времени.
Важнейшие цели таких исследований:
изучение фактического распределения времени в будние и выходные дни различных групп населения (рабочих, крестьян, интеллигенции, учащихся) и факторов влияющих на его использование. Впервые подобная цель была поставлена и реализована в нашей стране С.Г. Струмилиным в 20-30 годах;
выявление резервов рабочего и внерабочего времени в целях повышения производительности труд и увеличения свободного времени. Эта задача впервые была поставлена Г. А. Пруденским и использована в многочисленных исследованиях, осуществленных под его руководством и его последователями;
изучение влияния на структуру бюджета времени различных социально-экономических процессов (роста уровня культуры населения, изменения продолжительности рабочего времени и режимов рабочей недели, развития сферы бытового и культурного обслуживания населения индустриализации и урбанизации, изменения структуры населения и т.д.).
выявление путей и средств совершенствования отдельных сторон жизнедеятельности (времяпрепровождения) различных групп населения, а именно организации труда, удовлетворения бытовых потребностей, свободного времени;
построение и анализ баланса времени всего населения определенной территории (город, район, область, республика) в целях разработки мероприятий по планомерному регулированию и управлению использованием времени населения;
выявление типов времяпрепровождения (типов использования бюджета, времени, свободного времени и т.д.) различных групп населения;
изучение ценностных ориентаций и мотиваций времяпрепровождения различных социальных групп, их удовлетворенности использованием рабочего и свободного времени, времени на домашний труд и бытовые потребности, условиями осуществления внепроизводственной деятельности.
Виды деятельности различных социальных групп населения их продолжительность определяются, прежде всего, социально- экономическими потребностями общества, условиями труда, быта и отдыха при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений. Потребности проявляются в интересах последние реализуются в фактическом поведении людей в соответствующих видах деятельности, их частоте, продолжительности, месте осуществления и т. д. Однако всегда наличные общественные отношения накладывают существенный отпечаток на реальное поведение социальных групп.
Все группы видов деятельности (как и разнообразные потребности определенной степени взаимообусловлены. Поэтому при изучении временных затрат в той или иной сфёре жизнедеятельности социальной группы (например времени домашнего труда, свободного времени) необходимо определить ее место в общей совокупности деятельности. Этот принцип, применяемый; в исследованиях бюджетов времени, отличает их от «не бюджетных» методов исследований человеческой деятельности.
Как отдельные виды деятельности человека, или социальной группы, взаимосвязаны между собой, так и виды деятельности (и их продолжительность) всех социальных групп населения также взаимосвязаны и представляют собой единую систему. Это обуславливает необходимость системного подхода к использованию времени, к разработке и анализу баланса всего времени всех социальных групп населения той или иной территории республики, страны в целом.
Бюджет времени; важнейшие его составные части – рабочее время, свободное время и др. – имеют относительно самостоятельное значение. Время по существу является пространством, и мерой деятельности. Как под рабочим временем, так и под любой другой группой бюджета времени подразумевается соответствующая деятельность. Отсюда вытекает важное положение: «вид деятельности» - первичное, его продолжительность (затраты времени) - вторичное, одна из характеристик «вида деятельности». Поэтому бюджет времени как Метод исследования не тождествен выявлению и анализу затрат времени. При изучении бюджета времени исследуется фактическое поведение (деятельность) тех или иных социальных групп с помощью ряда временных и не временных показателей: продолжительность видов деятельности, их частота, структура, продолжительность нахождения в различных местах (кто и сколько времени присутствовал при том или ином виде деятельности) и др.
При исследовании бюджетов времени используется ряд специфических понятий. Это понятия бюджета времени, баланса времени и т. д.
С, одной стороны, бюджет времени – объект исследования, а с другой – метод изучения фактического, реального поведения людей. Непосредственно под бюджетом времени понимается распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Он рассчитывается, как правило, на одного человека как представителя той или иной социальной группы в среднем, за день (сутки) или неделю, месяц, год. Расчет за день (вернее, сутки) осуществляется в зависимости от характера дня: будни – предвыходной, выходной; рабочий – нерабочий, средний день недели, средний день года и т. д.
Баланс времени представляет собой распределение всего фонда, времени на различные виды деятельности трудовой и внетрудовой осуществляемые всеми группами населения той или иной территории (город, область, республика, страна). Рассчитывается, как правилу в расчете на год. Имеется ряд типов и видов баланса совокупного фонда времени.
Вид деятельности – единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфической потребности (например, чтение, слушание радио и т. д.). При изучении бюджетов времени, как правило, выделяют до 100 и более различных видов деятельности.Занятие – составная часть вида деятельности – расчленяется на отдельные элементы (например, передвижение на работу – ходьбу до (от) остановки транспорта, его ожидание, езду) и позволяет значительно детализировать виды деятельности.
Группа видов деятельности (затрат времени) – объединение однородных по социально-экономическому содержанию видов деятельности: труд на предприятии; труд в домашнем хозяйстве и удовлетворение бытовых потребностей; труд в личном подсобном хозяйстве; уход за детьми и их воспитание; общая трудовая нагрузка (совокупность перечисленных выше групп видов деятельности); удовлетворение физиологических потребностей (уход за собой, питание, сон); удовлетворение духовных, физических и социальных потребностей в свободное время).
Затраты времени на группы видов деятельности имеют соответствующие названия: рабочее время – фактическая продолжительность труда в общественном производстве; внерабочее время – продолжительность всех групп видов деятельности, помимо труда в общественном производстве; свободное время – время удовлетворения духовных, физических и социальных потребностей и др.
Структура видов деятельности (бюджета времени ) – упорядочение групп видов деятельности по тому или иному основанию. Группы видов деятельности имеют свою структуру. Как правило, выражается в процентах.
Факторы – условия, влияющие непосредственно или опосредованно на изменение тех или иных параметров видов деятельности (продолжительности, структуры и т. д.). Среди них выделяют: социально-экономические и социально-демографические факторы, профессиональные и др.
Показатели времени – расчетные показатели, получаемые при обработке и анализе данных об использовании бюджета времени. Они характеризуют отдельные стороны видов деятельности: продолжительность, частоту встречаемости (у социальной группы, в течение суток и т.д.), продолжительность пребывания в определенных местах и в определенном социальном окружении. Здесь используются коэффициенты корреляции, индексы и т. д.
Типология времяпрепровождения (бюджета времени )- выделение с помощью статистических и математических методов, характерных для тех или иных социальных групп, типов жизнедеятельности в целом, в свободное время.
Эластичность затрат времени – уменьшение или увеличение временных затрат на тот или иной вид деятельности в определённых границах (минимальных и максимальных, в пределах насыщения потребности) под воздействием ряда факторов.
Интенсивность деятельности - степень напряженности, характеризуемая расходом сил человека в единицу времени при осуществлении различных видов внепроизводственной деятельности. Тесно взаимосвязана с интенсивностью труда, образуя совокупную интенсивность.
Затраты времени - расход времени на тот или иной вид деятельности. Различают индивидуальные и общественно необходимые (средние) затраты времени.
Потери времени - расход времени на те или иные занятия, связанные с видом деятельности, превышающий общественно нормальную его величину, или с бесцельным времяпрепровождением, антиобщественным поведением.
Резервы времени - потенциальные возможности уменьшения продолжительности тех или иных видов деятельности в связи с улучшением условий их осуществления.
Удовлетворенность использованием времени (рабочего, свободного и т. д.) - выражает соответствие фактического и желаемого использования времени.
При изучении бюджета времени и свободного времени применяются два основных метода исследования: «бюджетный» и не бюджетный. В первом случае обязательно собирается информация о фактически осуществляемых обследуемым лицом видах деятельности (иногда - месте их осуществления и присутствующих лицах), их продолжительности, В ходе обработки этой информации получают суточный бюджет времени разных социальных групп, данные о частоте и продолжительности видов деятельности. «Не бюджетные» методы исследования более часто применяются при изучении свободного времени. В ходе их собирается информация о ценностных ориентациях обследуемых в свободное время, о частоте тех или иных занятий, об удовлетворенности условиями их осуществления и т. д. При этом используются обычные социологические методы сбора и анализа информации.
Программа исследования предполагает разработку инструментария для сбора информации - «анкеты». Поскольку при последующей обработке данных разные ее части имеют, свою схему перфорации, в анкете целесообразно выделить несколько бланков. Анкета «Использование бюджета времени», как правило, включает: Бланк 1, Сведения об обследуемом; Бланк 2. Дневник для записи видов, деятельности и их продолжительности в течение суток (если: запись данных осуществляется за 2-3 и более дней недели, то следует выделить соответствующее число бланков 2-8). Бланк 3. Вопросник.
Бланк 1 содержит сведения: а) о социально-демографических и профессиональных характеристиках опрашиваемого; б) о работе; в) о семье; г) жилище; д) о дне опроса.
Бланк-2; (или 2-8) предназначен для записи сведений о видах деятельности: их наименованиях, продолжительности, одновременно осуществляемых занятиях, присутствующих при лицах и местах совершения видов деятельности. Он имеет аналогичную форму на каждый день опроса в зависимости от классификации дней недели (рабочие – нерабочие, будни – выходные) и содержит более развернутую информацию о бюджете времени.
При небольших исследованиях форма дневника для записи видов деятельности может быть упрощена за счет сокращения колонок об одновременных занятиях, присутствующих лицах и месте совершения видов деятельности. Однако она может быть дополнена и другими сведениями, характеризующими вид деятельности.
Для черновых записей сведенийо видах деятельности целесообразно иметь бланки-вкладыши аналогичной формы.
Поскольку заполнение сведений о видах деятельности требует соблюдения определенных правил, для проведения исследования бюджета времени необходим ряд инструкций, в том числе для респондентов. «Пояснения обследуемому о правилах заполнения анкеты по использованию бюджета времени». Это краткая инструкция, содержащая как необходимые требования к записи сведений об осуществляемых видах деятельности, так и образец их записи за сутки. Кроме того, необходима для интервьюеров-регистраторов Инструкция о порядке проведения опроса об использовании бюджета времени.
Нередко в ходе исследований бюджетов времени наряду с изучением фактического поведения исследователю важно выявить мнения и оценки об удовлетворенности величиной использования различных групп, времени, об условиях своей деятельности, предложения, но их улучшению и т. д. Соответствующие, вопросы целесообразно включить в специальный вопросник (Бланк 3).
Наряду с указанными документами необходимо заполнить справку об обследуемом объекте (предприятий, городе и т.д.), содержащую сведения, характеризующие его.
Инструментарий включает также ряд документов, необходимых для проведения обследования, а именно: 1) карточка обследуемого (с рядом сведений), 2) список обследуемых лиц (вручается интервьюеру-регистратору), 3) удостоверение на право проведения опроса, 4) ведомость учета выдачи - приема материалов, 5) кодировочные листы (специфические для разных бланков) и др.
Обязательным документом является «Инструкция организаторам проведения обследования бюджета времени», содержащая сведения о цели исследования, методе опроса, перечень обязанностей организаторов проведения обследования. Необходима также «Книга шифров информации об использовании бюджета времени», содержащая классификации видов деятельности, присутствующих лиц и мест совершения видов деятельности, их шифры.
При изучении бюджетов времени применяется, как правило, многоступенчатая выборка (отрасли-предприятия - подразделения предприятий - опрашиваемые лица; город -районы города - избирательные участки - семьи - опрашиваемые лица). Отбор лиц для опроса представляет большие сложности, поскольку выборочная совокупность должна соответствовать генеральной совокупности по гораздо большим признакам, нежели при обычных социологических обследованиях. Необходимо соответствие по полу, возрасту, семейному положению, социальному положению, профессий, режимам рабочей недели (пятидневка, шестидневка), режимам сменности и ряду других признаков. Очень важным элементом методики изучения бюджета времени является метод записи сведений о видах деятельности. Общепринятым в СССР и за рубежом и признанным как наилучший в результате ряда специальных исследований является метод периодической записи данных самим обследуемым лицом за текущие сутки («дневниковый метод») с последующим уточнением правильности записей вместе с регистратором. Запись ведется в хронологическом порядке с 0 час. и до 24 час. с точностью до одной минуты.
Большое значение в связи с этим имеет подбор и тщательная подготовка интервьюеров-регистраторов. Одному регистратору следует поручать проводить опрос сравнительно небольшого числа лиц - 7-14 человек в неделю. Они должны тщательно изучить весь инструментарий исследования, заполнить анкету на себя и обсудить типичные ошибки.
Подготовка информации, полученной в ходе обследования, и ее обработка также имеют свои специфические особенности.
Одним из основных условий сохранения высокой работоспособности является соблюдение режима дня - распорядка работы, питания, отдыха, сна. Основу режима составляет правильное распределение времени, важно, поскольку у студентов формируется динамический стереотип. Организм за "своими часами" регулирует виды занятий, устанавливает баланс между работой и отдыхом. Благодаря этому у студентов появляется ощущение времени, которое помогает работать в определенном ритме. Организм сам "хочет" делать то, что нужно, ведь вследствие выработки динамического стереотипа предыдущая деятельность побуждает следующую. Это в значительной степени повышает производительность труда, снимает нервное напряжение.
Режим труда и отдыха зависит от индивидуальных особенностей каждого студента. Правда, не всегда студенту удается жить по своим индивидуальным режимом, ведь нужно уметь приспособить его к общепринятому в высшем учебном заведении, "то есть спланировать бюджет времени.
Бюджет (англ. Budget, букв. - Сумка) времени - правильное планирование и распределение времени, разумное и рациональное его расходования на различные виды работ и формы деятельности.
Структуру бюджета времени студента формируют рабочий (учебный) и нерабочий (нерабочее) время. Аудиторные занятия и самостоятельная работа над программным материалом - составные части рабочего времени студентов. В структуре внерабочего времени выделяют внеучебное время (участие в научной и общественной работе, переезды к месту занятий, время на хозяйственно-бытовые нужды, сон, питание) и свободное время (занятия спортом, участие в художественной самодеятельности, посещение театров, музеев, выставок, просмотр телевидения, чтение научной и художественной литературы, газет, журналов, любимые занятия и т.п.). Вне всеми указанными затратами - нераспределенная (неучтенный) время.
Выделяют годичный, недельный, суточный бюджет времени студентов.
Традиционно, определяя бюджет учебного времени студентов дневной формы обучения, исходили из соотношения 6: 4, предусматривающий 6:00 ежедневных аудитор-ных и 4:00 внеаудиторных занятий. В настоящее время при получении студентами высшего образования на аудиторные занятия отводится 30-50% бюджета времени дисциплин; на самостоятельное изучение учебного материала - 50-70%, что свидетельствует об увеличении нагрузки студентов во внеучебное время.
Недельный бюджет рабочего времени на выполнение индивидуального учебного плана составляет 45 академических часов.
Максимальный недельный бюджет рабочего времени студента дневной формы обучения составляет 54 часа, в т. Ч. 4:00 - учебные занятия по физическому воспитанию, до б часов - на углубление изучения отдельных дисциплин, подготовку и участие в студенческих олимпиадах, конкурсах, конференциях.
С учетом продолжительности теоретического обучения, обязательной практической подготовки, семестрового контроля и выполнения индивидуальных заданий в 40 недель в год годовой бюджет времени студента составляет 1800 (45x40) часов.
Правильное распределение режимных моментов в суточном бюджете времени позволяет объективно подойти к использованию своих функциональных возможностей и адаптации к изменению одних видов деятельности на другие. Учеными доказано, что более 300 процессов, которые происходят в организме человека, подчинены суточному ритму, а его изменение и отклонения от нормы приводят к нарушению работы функций и систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.
"Опыт организации учебной работы в высших учебных заведениях свидетельствует, что физиологическая норма учебных занятий, которая соответствует гигиеническим требованиям, составляет 10-11 ч. в сутки. Студентам младших курсов рекомендуется начинать с 7-8 ч. занятий в сутки и впоследствии постепенно увеличивать их продолжительность, чтобы к старшим курсам значительно возрастал удельный вес их самостоятельной учебной работы.
Для того чтобы правильно спланировать бюджет времени, необходимо соблюдать следующие правила:
Четко определять цели своей деятельности. Это помогает заблаговременно спланировать работу, организовать все действия, направленные на ее достижение, позволяет контролировать выполнение;
Придерживаться определенной системы и последовательности в работе, правильно и равномерно распределять ее во времени. Работать следует систематически - каждый день определенное количество часов, а не изучать большой объем информации за один раз время от времени, непериодически. Ведь частые изменения форм работы вредно сказываются на производительности умственного труда, вызывая усталость, поскольку требуют перестройки мыслей и действий. Кроме того, любое отвлечение внимания разрушает логично построенную мнению, после чего иногда приходится тратить в несколько раз больше времени и умственных усилий, чтобы вернуться к этой утраченной мысли;
Не делать больших перерывов в процессе умственного труда, поскольку каждый раз после перерыва необходимо некоторое время для вхождения в работу;
Правильно чередовать различные виды деятельности: сначала умственную и физическую работу, затем - различные виды интеллектуального труда. Это будет способствовать высокой работоспособности;
Научиться правильно отдыхать. Для восстановления сил нужны перерывы после каждых 1-2 часа. работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим;
Выполнять всегда все вовремя и помнить совет: "Сделай сегодня все, что можно не оставлять на завтра";
Вести дневник или книгу для записей и записывать планы на ближайшие дни, недели, месяцы;
Помнить, что волевые усилия, желание достичь максимальных положительных результатов сэкономят усилия, время и способствовать эффективному выполнению работы.
Каждый студент должен научиться рационально тратить время, ценить его, овладевать навыками научной организации труда.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основные проблемы изучения свободного времени населения. Сравнительный и статистический анализ свободного времени жителей России и США. Расчет показателей вариации, аналитическое выравнивание и многофакторный корреляционно-регрессионный анализ инвестиций.
курсовая работа , добавлен 28.01.2009
Социология свободного времени: основные представления. Концепции, категории, подходы в исследовании структуры свободного времени, его ценностные характеристики. Прикладное исследование структуры свободного времени студентов, анализ его результатов.
курсовая работа , добавлен 12.05.2016
Проблема использования свободного времени молодежью, ее разработанность в России. Основные причины, влияющие на особенности использования свободного времени. Организация свободного времени студентами. Методы сбора первичной социологической информации.
реферат , добавлен 13.03.2011
Структура и классификация свободного времени у различных социальных групп, его роль в процессе развития индивида. Исследование рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.
реферат , добавлен 01.02.2010
Задачи статистики населения, источники статистических данных. Система показателей статистики населения. Статистический анализ демографической ситуации за 2005-2007 гг. Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения.
курсовая работа , добавлен 24.06.2010
Понятие свободного времени и основные характеристики досуга студентов, виды и принципы досуговой деятельности. Типы моделей социализации студенчества в сфере досуга. Социологическое исследование досуговых предпочтений молодежи, типология молодых людей.
курсовая работа , добавлен 09.01.2011
Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.
курсовая работа , добавлен 04.12.2014
Теоретико-методологичекие основы социологического анализа актуальных проблем студенческой молодежи в современной России. Распределение свободного времени студентами разных курсов; причины их занятости. Особенности молодежной политики Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 12.10.2013
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - один из методов социологич. исследований, служащий способом изучения реального поведения людей, отраженного в показателях времени. Полученный в ходе исследования БВ представляет собой распределение времени суток (недели, месяца, года и т. д.) по различным видам деятельности разных групп людей. БВ имеет определенную структуру, определяемую видами деятельности той или иной соц. группой населения в соответствии с основными соц.-экономич. потребностями.
Бюджет времени включает:
1) рабочее время;
2) время, связанное с работой (учебой) на предприятии (учреждении, учебном заведении);
3) время на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей;
4) время на уход и воспитание детей;
5) время удовлетворения физиоло-гич. потребностей;
6) свободное время.
Затраты времени, кроме труда на предприятии (учреждении), составляют время внерабочее. Б.в. рассчитывается, как правило, в среднем на одного человека (как представителя той или иной соц. группы населения) за сутки или за неделю.
Рабочее время и время, связанное с работой, состоит из рабочего времени по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также времени передвижения к месту работы и обратно, включающего ожидание транспорта, продолжительность поездки на работу и передвижение пешком,
В затратах времени на ведение домашнего хозяйства выделены затраты на работы по дому и затраты времени на покупку продуктов, непродовольственных товаров и услуг. В этой группе затрат предусматривается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и времени на ожидание в очереди.
Наибольший вес во всем времени составляют затраты на удовлетворение физиологических потребностей, складывающихся из времени на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за собой и др.
Особое место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения занимает свободное время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развитие и отдыха населения. Его величина, удельный вес и структура дли каждой группы населения во многом обусловлены величиной рабочего времени и времени, связанного с работой, а также затратами времени на физиологические потребности, покупку товаров и получение услуг, на ведение домашнего хозяйства. В этом смысле оно носит «остаточный» характер.
36. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».
Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
1. Проблемы органического характера
Согласно современному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576–96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев. Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2.2–2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.
В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.
В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.
А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, – сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму.
В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки.
Если ребенку 6,5 лет – повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
«Незрелость» детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
2. Проблемы воспитательного характера
Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.
Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. Однако произвольное внимание непорочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников – шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя.
Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.
В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик должен будет строится и индивидуальный подход к ученику.
Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.
Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.
Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.
Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.
Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что
отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих студентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недостаточная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25% студентов, от 6-7часов у 60%. Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15% студентов. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день - 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.