Иванова Е.В.

В структуре психологического воздействия есть совершенно особенный механизм, который позволяет «волшебным» образом превращать собеседника — в единомышленника, случайного покупателя – в постоянного клиента, стороннего наблюдателя – в отчаянного поклонника, любопытствующего – в горячего приверженца идеи. Человечеству известно немало примеров, когда миллионы людей каким-то чудесным образом начинали поклоняться не по причине страха и принуждения, а по причине некоего магнетизма личности, рождающего бесконечную симпатию и любовь. Это и светлый образ «народной» принцессы Дианы, которую нередко называли «принцессой сердец», это и бесконечно обаятельный первый в мире космонавт Юрий Гагарин, это и великие политики: Индира Ганди, Михаил Горбачев, Юлия Тимошенко, Вадим Рабинович, и это даже такие тираны человечества как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин.… Что это за удивительный механизм включения «любви и обожания»? Каков механизм его включения и работы?

Этот механизм в психологической науке называют «аттракция». Не правда ли, слово «аттракцион» знакомо и любимо нами с детства? Именно этот компонент «обеспечивает» не только расположение, привлечение к себе человека, но и удержание его внимания, интереса и желания взаимодействовать. Аттракция обеспечивает формирование позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку: симпатии, дружеского отношения, любви. Аттракция (от лат. аttrahere — привлекать, притягивать) — психологическое понятие, обозначающее привлекательность партнера в процессе восприятия . Аттракция – это «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа .

На наш взгляд, одним из основных компонентов технологии психологического воздействия является аттракция. В результате процесса аттракции складывается система социальных установок, которые регулируют отношения личности с ее социальной микросредой . Довольно часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается только воспользоваться ею. В других случаях состояние аттракции необходимо создавать. Наличие аттракции значительно облегчает «скрытое» управление объектом, хотя и не всегда выступает в явном виде. База аттракции — потребность человека в положительных эмоциях. Она стимулируется многими приемами: тонким комплиментом, умением слушать, уважительным отношением к объекту, «отражение» собеседника, позитивными невербальными проявлениями, комфортным для собеседника расположением и т.п.

Стоит отметить особую роль позитивного мышления. Иными словами – повернитесь лицом к миру, и мир повернется лицом к вам. У всей этой, казалось бы, «магии», есть осязаемая биологическая основа. Открытые в 1992 итальянским нейробиологом Джакомом Риззолатти зеркальные нейроны-специальные клетки головного мозга, отвечающие за способность организма человека абсолютно точно распознавать реакцию собеседника, его состояние и переживаемые эмоции в момент взаимодействия. Именно они запускают так называемый механизм нейрогуморальной регуляции -выработки соответствующих гормонов и психофизиологических реакций на каждый момент общения человека с кем бы то ни было .

Это они запускают массовое зевание скучающих людей в одном месте, ярость футбольных фанатов, восторг зрителей в театральном зале, паническое состояние испуганных людей, зараженных неконтролируемым страхом. Подобным образом работает этот нейробиологический механизм включения обаяния, радости, любовного экстаза. Им умело пользуются профессиональные пиарщики, продавцы и политики. Порождая и транслируя собственное состояния уверенности в себе, в своей исключительности и «превосходстве» успешно «включают» свой электорат Тимошенко, Кличко, Ляшко, Путин, Порошенко, Лукашенко. Иногда их сторонникам сложно найти рациональные аргументы почитания этих политиков. Точно также современники Сталина, Гитлера, Ленина, Наполеона не нашли бы объяснений своей «любви» к этим персонам. Лишь сокрушительные победы на политическом олимпе усиливали праведность обожествления объектов народного обожания, чудовищ человеческой истории.

Эта детская песенка очень точно передает реализацию биологического механизма аттракции. Ряд исследований нейробиологов свидетельствует об особой роли зеркальных нейронов.

К аттракции можно отнести ряд психологических феноменов: симпатия, дружба, любовь, уважение. Именно под влиянием указанных феноменов люди больше всего склонны прислушиваться к мнению тех, кто порождает эти чувства и состояния. Секрет в том, что они создают такой нейрогуморальный фон, в котором организм находится буквально «под кайфом». Счастье – это лишь химическая реакция организма, возникающая благодаря особенным гормонам. Гормоны счастья серотонин и эндорфины – главные вещества, оказывающие влияние на наше позитивное настроение.

Симпатия, как правило, возникает либо по принципу идентичности (психологического сходства или единства), либо по принципу психологической комплиментарности (дополнения). Недаром народная мудрость гласит: «понимаем друг-друга с одного взгляда», «с полуслова», «рыбак рыбака видит издалека», «два сапога пара» и т.д. Психологическое взаимодополнение, хоть и требует больших психических затрат, формирует более стабильные социальные системы: взаимовыгодное партнерство, долгие дружеские отношения, успешные браки.


К основным «секретам» формирования аттракции:

  • Улыбайтесь. Искренняя, открытая улыбка воспринимается как комплимент. Дружеское расположение рождает соответствующее расположение.
  • Обращайтесь по имени. Человеку приятно слышать свое имя, отчество в общении. Уважительно говорилось имя — важный шаг в достижении аттракции происходит бессознательное восприятие своей уникальности, персональности внимания, на биологическом языке это значит повышение статуса, что способствует повышению желания взаимодействия, способствует взаимопониманию.
  • Устанавливайте и удерживайте визуальный контакт. Глаза – зеркало души. Открытый, внимательный взгляд на собеседника – это своеобразный мостик для понимания друг друга. Визуальный контакт является исключительно важным для аттракции. Смотря на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на сообщении, проверяет и корректирует процесс понимания. В то же время, является сигналом в обмене репликами, выражает интимность общения и регулирует дистанцию. Взгляд – это мощное невербальное средство передачи информации, выражения своего отношения к партнеру по общению и т.д. Доброжелательно смотря на человека, мы даем понять, что слышим ответ, поддерживаем обратную связь.

  • Способность выражать эмпатию является одним из секретов обаяния. Если человек позволяет проникать в себя отражениям других людей, когда он небезразличен к их мнениям и ощущениям, то это порождает симпатию. Мы с симпатией относимся к тем людям, которые способны к адекватному отражению. При этом мы оцениваем среди прочего и то, насколько конгруэнтными, то есть соответствующими данной ситуации, нам представляются мимика и язык тела людей. Люди, рассказывающие о печальной сцене из кинофильма с радостным выражением на лице, вызывают у сторонних наблюдателей антипатию, а люди, способные к участию, язык тела которых соответствует той ситуации, в которой они находятся, вызывают симпатию. Эффект симпатии рождается только в том случае, если внешние проявления мыслей и состояние соответствуют его фактическому внутреннему настроению.
  • Внешнее проявление чувств — позы и жесты. Они играют важную роль для аттракции. Например, наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более — сидит развалившись. Или «верхом на стуле» — воспринимается, как доминирующий, «сидящий на коне».
  • Прикосновения. Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к собеседнику. Безусловно, прикосновения позволительны в неделовом, интимном общении. Часто позволяют снять напряжение между близкими людьми, подтвердить степень значимости, ценности партера. Часто рукопожатия, объятия в качестве приветствия задают изначально дружескую атмосферу в общении, поцелуи и объятия обозначают определенную интимность общающихся.
  • Дистанция. Исследования, проведенные Э. Халлом в области проксемики, показали, что существует прямая связь между процессом общения и расположением собеседников в пространстве относительно друг друга. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров. Увеличение или уменьшение дистанции между общающимися должно быть логичным. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось как фамильярность или посягательство на границы личного пространства. Замечено, что люди, нежелающие общаться по той или иной причине, стремятся увеличить дистанцию в общении. Так, чтобы достичь равенства в общении в аудитории, необходимо непринужденно менять дистанцию, перемещаясь в помещении. «Умение слушать» — этот прием аттракции включает в себя несколько подприемов слушания. Самый главный из них — так называемое активное слушание. Оно заключается в том, что вы пытаетесь предсказать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Внешним проявлением этого является внешняя демонстрация интереса к собеседнику: наклон в его сторону, кивание головой в подтверждении понимания сообщения, слова-подсказки собеседнику, когда он ищет подходящее слово. Это свидетельствует об интересе к слушателю, его вниманию и полном взаимопонимании. Второй прием — уточняющие вопросы, которые оживляют слушание, а сам процесс их формулировки привязывает нас к слушанию. Также различают слушание рефлексивное и нерефлексивное. Нерефлексивное слушание заключается в умении внимательно слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы; является человеком, занимающим более высокое положение. Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого невозможна аттракция. Кроме того, быстро достигнутое понимание способствует аттракции. Существует и весьма интересный, но главное действенный способ достижения аттракции — это выполнение шести правил Д. Карнеги, которые позволяют понравиться людям .
    1. Искренне интересуйтесь другими людьми
    2. Улыбайтесь
    3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке
    4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе
    5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника
    6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне

    Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе психологического влияния аттракция играет важную роль. Ее наличие существенно повышает эффективность и привлекательность личности воздействующего в целом, обеспечивая тем самым ее харизматичность. Отсутствие позитивного эмоционального состояния во взаимодействии неизбежно вызывает коммуникативные трудности. Следует также отметить, что изучение аттракции и основных средств ее достижения требует коммуникативной компетентности, умелого использования определенных навыков визуальной психодиагностики объекта влияния, его психологических особенностей и состояний.
    Литература:

      1. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов»: Вернера Регена; Санкт-Петербург, 2009.
      2. Бауэр И. Принцип человечности: Почему мы по своей природе склонны к кооперации. Спб.: Венера Регена, 2009. – 152с.
      3. Иванова Е.В. Секреты психологического воздействия
      4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544с.
      5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер с англ. — Семенов Ю.В. — М.: ИЦ «Русская Тройка», «Комета», 1989. — 80с.
      6. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. — М.: Гарадарики, 2004. — 584 с.
      7. Мостова І.М., Потєряхін О.Л. Уміння слухати співрозмовника у процесі професійного спілкування: Навч.-метод. посібн.- К.: Вид-во НА СБУ, 2001. – 36 с.
      8. Потеряхин А.Л. Эмоциональный интеллект как условие эффективности психотехнологий. http://сайт/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5/
      9. Психологический словарь (авт. — Сост. В. Н. Копорулин, М. Н. Смирнова, Н. А. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймеры. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003.
      10. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. — Мн.: Харвест, 2005. -512с. http://s-mind.ru/zerkalnye-nejrony/#ixzz465UBqJuZ

Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

Межличностная аттракция

В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

  • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
  • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
  • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

Формирование аттракции

Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность . Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и "продукта" его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.



Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.



Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе

13. Об­щая характеристика различных типов стихийных групп: толпы, массы, публики.

Стихийная группа - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, нации, профессии, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших орга­низованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлении общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения между тем послужить в определенный момент стимулом для созда-ния стихийной группы и ее массовых действий. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источ-ников. Образовавшийся сплав суждений, и утверждений начинает функционировать в мас-се или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает спе-цифические формы общения и взаимодействия. (2, 238)

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента (толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован). В то же время, особенно, если имеется повод для недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты, отказались выдавать деньги), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например, к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникнуть элементы организованности (если находится человек, который может ее возглавить). Но, даже если такие элементы и возникли, он очень нестабильны: толпа может легко смести возникшую организованность.

Таким образом, основной фон поведения толпы - стихия, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса - не обязательно сиюминутное образование (как толпа). Она может быть достаточно организована (определенные слои населения собираются ради какой-либо акции - демонстрации, митинга и т.д.). Здесь роль организаторов более высока: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В публике элемент стихийности выражен слабее, так как она собирается ради общей и заранее определенной цели, а поэтому более управляема. Но в то же время здесь также действуют законы массы; достаточно какого-то инцидента, чтобы она стала неуправляемой (страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Каков главный отличительный признак коммуникации в стихийной группе? Здесь возникает стихийная передача информации (вначале официальная, а затем неофициальная информация, самовоспроизводящиеся слухи и сплетни). В результате ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Утрачивается необходимость собственной интерпретации получаемой информации, происходит групповое стимулирование действий.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Функции общения.

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

Передача информации или обмен ею;

Восприятие друг друга;

Взаимооценка партнеров.

Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция - обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция - стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания - адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция - возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления - изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

В вопросе аттракции активно затрагивается вопрос, как людям нравиться друг другу. Человек живет в социуме, где у него появляются любимые люди, друзья, кумиры и примеры для подражания. Также человек хочет сам быть кому-то интересным и примером для копирования. Статья более детально рассмотрит формирование и факторы межличностной аттракции.

Говоря о симпатиях людей друг к другу, мало кто из них акцентирует внимание на том, что ни один человек не может нравиться абсолютно всем. У каждого индивида найдутся поклонники, которые восхищаются его красотой и умом, а также ненавистники, которые не видят ничего примечательного в нем. Нельзя говорить о том, какой человек нравится, не отмечая того, кому именно он нравится. Индивид хорош не вообще, а лишь в данный момент и для конкретных людей.

Это понимание позволяет любому человеку чувствовать себя спокойно, поскольку если он кому-либо не нравится, значит, он не нравится конкретному индивиду, а не вообще. Одному человеку он не нравится, а другому – понравится. Это не говорит о том, что он хорош или плох вообще.

Человек нравится именно тому, кто говорит о нем хорошее. Но это не значит, что тот партнер, который слушает восхищенные слова собеседника, будет точно так же относиться к тому, о ком идет речь. Не поддавайтесь лишь субъективной оценке одного человека относительно хорошести какого-то индивида. Вы вольны решать, кто вам нравится и кто не нравится. А также помните, что любой человек может кому-то нравиться и кому-то не нравиться.

Что такое аттракция?

Под аттракцией понимается тяготение людей друг к другу. Что это такое? Это основывается на умении вызывать интерес к себе у окружающих, а также на способностях окружающих быть интересными человеку. Это вызывает различные эмоции и чувства у людей: привязанность, интерес, любовь, приверженность, дружбу и т. д. На основе аттракции люди включаются в совместную деятельность и стараются на благо друг друга.

В психологии аттракцией является дружелюбие и симпатия людей друг к другу. Иные источники говорят о том, что аттракция – это возникновение привлекательности индивида в процессе его восприятия партнером. Она формируется на основе оценочных суждений, которые происходят в голове человека, вызывая конкретные эмоциональные переживания: ненависть, симпатию, любовь и пр.

Главными в формировании аттракции становятся факторы:

  1. Близость партнеров при общении.
  2. Расстояние между собеседниками.
  3. Влияние обстоятельств ситуации.
  4. Частота встреч и т. д.

Аттракция – значит расположить к себе, вызвать положительное отношение.

Пытаетесь кому-то понравиться? Может оказаться так, что пока вы стараетесь привлечь внимание одного, на вас обратит внимание совсем другой человек, который соответствует такому же социальному, материальному, поведенческому, психоэмоциональному уровню, как и тот, кто нравится вам. Осознайте эту идею, чтобы не огорчаться в те минуты, когда вы пытаетесь кого-то к себе привлечь, а он не привлекается.

Вокруг вас постоянно находится большое количество людей. Но поскольку вы заинтересованы конкретным человеком, можете не замечать того, как некоторые незнакомые люди обращают внимание, интересуются, засматриваются на вас. Это вполне нормально: не замечать никого вокруг себя, когда вам уже кто-то интересен. Но самое интересное заключается в следующем: пока вы пытаетесь себя изменить, чтобы привлечь того, кто вам интересен, вы начинаете интересовать других мужчин/женщин, на которых не обращаете внимания. Причем эти люди часто находятся на том же уровне, на котором находится интересующий партнер. Готовя себя к богатому мужчине, вы можете в итоге привлечь другого богатого кавалера. Стараясь быть романтичным для одной женщины, вы привлекаете внимание другой, которая тоже желает романтики.

Пока вы пытаетесь понравиться одним, на вас обращают внимание другие люди. Вы ничего не теряете, пока пытаетесь кому-то понравиться. Вы намеренно себя поднимаете, совершенствуете, делаете лучше, чтобы привлечь к себе того, кто вам интересен.

Не огорчайтесь, что порой на вас не обращают внимания те, кто нравится вам, потому что в это время вас замечают другие. Благодаря тому, что вы стараетесь понравиться, вы делаете себя лучше и интереснее, особенно для той категории людей, в которую входит тот, кто вам нравится. Это значит, что из этой же категории людей могут найтись те, кому понравитесь вы. Не один, так другой партнер обратит на вас свое внимание. Причем второй партнер будет находиться на том же уровне жизни, что и интересный вам человек.

Межличностная аттракция

Аттракция (другое ее названия – межличностная аттракция) выступает положительным отношением людей друг к другу, где у них формируются определенные чувства. Это их объединяет, заставляя формировать отношения определенного типа. В них люди совершают две функции: общаются и дают друг другу то, что им желанно. Положительное отношение обычно вызывается тем, что люди стараются друг ради друга. Это создает крепкую и стабильную межличностную аттракцию.

Любому человеку, который желает достичь успеха в работе, бизнесе, любви, дружбе, нужно задаваться простым вопросом: а чем он полезен другим людям? Когда вы входите в контакт с другими людьми, они тем или иным образом оценивают ваши возможности и выгоды, которые могут от вас получить. Как бы и что люди ни говорили, а мужчины и женщины оценивают друг друга с точки зрения выгоды: что они получат лично для себя, если согласятся вместе строить отношения? . Вспомните поговорку многих людей, что «друг – это тот, кто всегда готов прийти на помощь».

В любых отношениях двух и более людей каждый участник соглашается на сотрудничество лишь тогда, когда видит выгоду для себя. Он сможет получить что-то ценное и полезное, если сойдется с конкретными людьми и начнет с ними строить отношения. Если выгоды от отношений никакой нет, то люди не сходятся. Просто так дружить, любить или общаться никто не будет. На это обижаться не следует, поскольку все действуют с позиции выгоды, что может происходить неосознанно.

Каждому человеку стоит задаваться вопросом: какую выгоду он может дать другим людям? Если вы встречаетесь с мужчиной (женщиной), что полезного ему (ей) можете дать? Если вы хотите с кем-то подружиться, что полезного будет для другого человека от вашей дружбы? Деловыми партнерами становятся люди тогда, когда могут пользоваться ресурсами друг друга или получать выгоду от прибыли чужой компании. Вы должны быть полезными окружающим, тогда они захотят иметь с вами те или иные отношения.

Это и создает ту привлекательность, о которой идет речь в аттракции. Интересен тот, кто выгоден, даже если человек этого не осознает.

Если перенести данную стратегию на государственный уровень, то можно понять, почему та или иная страна бедная или богатая. Бедными становятся те государства, которые не несут никакой ценности другим странам. Богатыми становятся те государства, чьими ресурсами и продуктами пользуются другие. А чем полезна ваша страна другим государствам? Что вы лично можете сделать для своей страны, чтобы сделать ее полезной и выгодной для других государств? Вот, что такое патриотизм – это когда вы делаете свою страну интересной для других. А патриотизм в виде бойкотов и протестантства лишь разрушает привлекательность страны.

Формирование аттракции

Насколько привлекателен человек, можно определить по шкале, которую можно представить в виде линии, на которой по убыванию расположены такие значения: «люблю», «очень нравится», «нравится», «нейтральный», «не нравится», «очень не нравится», «ненавижу»:

  1. «Люблю» — когда партнер имеет большое значение для человека, и ему хочется быть с ним постоянно.
  2. «Очень нравится» — дружеское отношение к партнеру, с которым интересно быть вместе и строить совместные планы.
  3. «Нравится» — партнер привлекает тем, что с ним хорошо пообщаться.
  4. «Нейтральный» — партнер не вызывает абсолютно никаких эмоций, при этом человек его не избегает и не ищет с ним встреч.
  5. «Не нравится» — когда партнер вызывает негативные эмоции, и человеку не хочется с ним общаться.
  6. «Очень не нравится» — когда к партнеру возникает неприязнь и есть желание его избегать.
  7. «Ненавижу» — партнер выводит человека из равновесия и провоцирует у него желание причинить вред.

Уровни аттракции:

  • Симпатия – влечение, интерес, одобрение, расположение к определенному человеку или группе лиц, что побуждает оказывать помощь, общаться, восхищаться, быть доброжелательными и приветливыми.
  • Дружба – избирательность партнеров, с которыми устанавливаются взаимные отношения, где каждый хочет пребывать в обществе друг друга.
  • Любовь – это выделение индивида на общем фоне людей и перевод его к жизненным приоритетам и потребностям.

Чтобы быть интересным человеком, необходимо самому интересоваться людьми. Это простая формула, которая действует безотказно. Каждый человек хочет, чтобы им интересовались. Но если он ставит себя так, чтобы интересовались только им, а он со своей стороны не проявляет интереса, тогда отношения рано или поздно прекратятся. Невозможна игра только в одни ворота. Если вами интересуются, а вы не проявляете интереса, тогда человек вскоре тоже охладевает к вам.

Интерес – это взаимообмен. Невозможно быть интересным человеком, если вы требуете внимания к себе, а сами не можете проявить его к другим людям. Все хотят быть интересными, уважаемыми. Все люди хотят, чтобы их расспрашивали, интересовались их делами. Но если вы не интересуетесь, требуя заинтересованности к себе, то вскоре все поклонники охладеют к вам. Невозможно интересоваться человеком, если он не интересуется вами в ответ.

Конечно, не помешает быть общительным, открытым, приветливым, веселым человеком. Привлекает легкость и спокойствие собеседника. Если эти качества можно увидеть и заприметить, то интерес – это внутреннее отношение к людям. Есть люди, которыми вы интересуетесь, и те, кто вам неинтересен. Это ваше личное отношение, а не что-то извне приходящее. Аттракция – это отношение, набор положительных качеств в сторону другого человека. Вот почему все хотят, чтобы ими интересовались. Интерес – показатель того, что к вам испытывают положительные чувства, а его отсутствие говорит об обратных эмоциях человека к вам.

Факторы аттракции

Факторами аттракции становятся те аспекты, которые вызывают положительные эмоции у окружающих. Ими являются:

  • Инфантильная внешность. Взрослый человек с детскими чертами лица не вызывает опасения и тревоги. Такие личности кажутся слабыми, честными, доверчивыми, беззащитными, добрыми. К ним проявляется априори доброжелательное отношение. Ко всему этому подключается желание каждого человека доминировать, самоутверждаться. Это становится возможным только рядом со слабыми людьми, которые не дают отпора и являются податливыми. Однако под инфантильной внешностью может скрываться решительный и твердый характер.
  • Сходство партнеров в общении.
  • Физическая привлекательность.
  • Стиль общения.
  • Наличие поддержки.

Порой случается так, что физически человек привлекателен, однако при общении с ним возникает дискомфорт. Он собой любуется, перебивает, проявляет агрессию, позволяет унижать других. Привлекательность быстро пропадает, если при общении с человеком не возникает комфортных ощущений.

Наоборот складывается ситуация, когда на первый взгляд человек внешне не привлек, однако после общения с ним остались хорошие впечатления. Обаятельная улыбка, доброжелательные поступки, культурные манеры и жесты, ум вызывают желание поближе познакомиться с собеседником.

Сайт психологической помощи сайт отмечает, что внешняя привлекательность имеет большое значение лишь на первых этапах знакомства. В последующем она отходит на второй план, уступая место тому, какой человек в общении, по качествам характера, манерам, образу жизни и т. д.

Итог

Человек живет в обществе, где он постоянно контактирует с другими людьми. Их очень много, у каждого имеются свои взгляды, уникальные черты характера, комплексы и наработанные модели поведения с окружающими. Наладить отношения абсолютно со всеми потребует большого мастерства. От обычного человека требуется лишь обращение внимания на тех, кто ему действительно нужен для полноценной и нормальной жизни. Итог такой аттракции – наличие крепкой семьи, друзей и определенного круга полезных людей.

Вы не обязаны нравиться абсолютно всем. Есть только три человека, которым вы должны нравиться (конечно, это тоже зависит от вашего желания):

  1. Это — вы сами.
  2. Это — ваш любимый человек
  3. Это – ваш начальник.

Вы сами, любимый человек и начальник – это те люди, от которых зависит ваше благополучие и счастье. Вы сами себе должны нравиться, потому что всегда живете с собой. Люди вокруг вас могут меняться, но единственный человек, который всегда остается с вами – это вы. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы нравиться самому себе.

Вторым по рейтингу является ваш любимый человек. Вы должны нравиться ему, чтобы получать от него любовь, заботу, поддержку и т. д. Вы с этим человеком строите отношения, создаете семью, реализовываете в жизнь все то, что касается ваших желаний относительно любви. Любимому человеку нужно нравиться, чтобы он оставался рядом с вами.

Если ваш партнер вас любит и вы ему нравитесь, то, чтобы ни говорили о вас другие люди, он от вас никогда не уйдет. Взрослому человеку важно то, что думает он. А если он до сих пор ориентирован на мнение окружающих, то либо еще не повзрослел, либо вы ему лично не нравитесь.

Третьим по рейтингу является ваш начальник. Почему вам нужно нравиться начальнику (речь здесь идет больше о профессиональных навыках, нежели о личностных)? Потому что начальник вам дает работу, оплачивает ваш труд, повышает вас и т.д. Начальник является главным в сфере работы. Вам нужны деньги, поэтому лучше нравиться тому человеку, который их дает.

Ваша жизнь не зависит от того, как к вам относятся другие люди. Важными являются лишь те, кто принимает непосредственное участие в реализации ваших желаний и потребностей. В эту категорию входите вы, ваш любимый человек и начальник. Окружающие люди могут быть вами как довольны, так и недовольны. Более того, важным становится уже не то, что говорят о вас окружающие люди, а то, как вы сами, ваш любимый человек или начальник к вам относятся. Главное, чтобы люди, которые вам ценны и важны, интересовались вами и были довольны. И что бы им ни говорили другие люди, все их слова будут пустым звоном, если они лично к вам относятся положительно. Старайтесь понравиться только тем, кто вам нужен, чтобы чувствовать себя любимым, счастливым и успешным человеком.

Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений.

Аттракция: определение, основные объяснительные модели, факторы возникновения. Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений.

План ответа

    Аттракция.

    Объяснительные модели.

    1. Аттракция как аттитюд.

      Теории баланса.

      Модели подкрепления.

      Теории обмена.

    Факторы возникновения.

    1. Внешние.

      Внутренние.

Ответ:

    Аттракция.

Аттракция – притяжение, расположенность, взаимная симпатия. Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения меду людьми, взаимной симпатии. Это прежде всего эмоция, имеющего своим предметом другого человека. Можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека. Во многих работах выявилась связь с «помогающим поведением». Выделены различные уровни аттракции симпатия, дружба, любовь. Аттракция зависит от характеристик общения, субъекта, объекта.

    Объяснительные модели.

    1. Исследования Дж. Морено и Т. Ньюкомба.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер. Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

      Аттракция как аттитюд.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов - аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

      Теории баланса.

В теоретических построениях минировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток - одномерность трактовок такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

      Модели подкрепления.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться модель подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция. Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Берне и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

    Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

    Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

    Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

    Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирии человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений. В частности, практически все рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги, обладают стимульно-реактивной природой, подчиняясь формуле "поощряй другого".

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

      Теории обмена.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат / приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии - человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли – авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, для понимания поведения необходимо распознание структуры межличностных взаимоотношений, так как именно она (структура) и определяет возможности и условия влияния поощрения или наказания. В их логике взаимоотношения между людьми представляют собой серию актов продажи или деловых трансакций. Ведущей в этой межличностной "торговле" также является минимаксная стратегия: если затраты меньше издержек, то отношения позитивны, если наоборот – негативны. Конечно, можно найти достаточно примеров подобного рода взаимоотношений. Но в то же время можно найти и множество "нерациональных" с этой позиции поступков, например альтруизм.

Еще одним важным понятием теории социального обмена является уровень сравнения личности. Он выступает в роли своеобразного стандарта, относительно которого ориентируется человек в своих социальных взаимоотношениях. Уровень сравнения является продуктом предшествующей истории человека, различного рода взаимообменов в отношениях с другими людьми. В данном положении фиксируется важная мысль относительности и динамичности человеческих стандартов, проявляющихся в том числе в постоянном выборе "по Сеньке шапки". Это понятие оказывается полезным в плане нахождения объяснительной версии того, почему в отдельных случаях которые взаимоотношения являются устраивающими, а в других – нет.

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

    Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

    Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен учить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется как правило справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками "переиграть" партнера и т.п. Отчасти эта проблема решается при помощи стандартов распределения, принятых в обществе и выступающих в виде социальных норм. Среди них обычно выделяют:

    Нормы равенства, такие, как правило, справедливого распределения.

    Нормы социального благосостояния, выражающиеся в правиле пропорционального распределения ресурсов в соответствии с потребностями.

    Нормы равновесия, проявляющиеся в правиле равного распределения.

Эти социальные нормы у отечественного читателя могут вызвать известную ассоциацию с недавним прошлым и связанными с ним проблемами. Более того, данная теоретическая конструкция равенства еще раз демонстрирует сложное переплетение различных психологических факторов, их процессуальный и динамический характер. Одновременно приведенный анализ показывает сложность соотношения статического и динамического компонентов человеческого поведения. Тем не менее, без определения относительно стабильных факторов становится невозможным построение какого-либо прогноза и какого-либо устойчивого эмпирического основания.

    Факторы возникновения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (не связаны с взаимодействием) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

      Внешние.

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Потребность в аффилиации (Генри Мюррей) – потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Наоборот – постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. В этом случае она усиливает привлекательность другого человека, особенно на первом этапе знакомства.

    Эмоциональное состояние партнеров по общению – если хорошее настроение распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. В ситуации угрозы мы стремимся симпатизировать другим людям. Влияют различные факторы внешней среды.

    Пространственная близость – чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияет и на продолжительность отношений (прекращение отношений под воздействием пространственной разделенности). Люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде, пользуются сходной социальной инфраструктурой. Роберт Зайонц – неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (то, что знакомо, нравится больше).

      Внутренние.

    Физическая привлекательность . 1 – красота является подкрепляющим стимулом (бихев.), 2 – более коммуникабельны из-за условий социализации, 3 – повышает уровень привлекательности своего партнера, 4 – эффект ореола. Успех на начальном этапе.

    Демонстрируемый стиль общения : один стиль нравится, другой – нет. Нравятся: щедрые, великодушные, энтузиасты, живые, коммуникабельные, решительные. Не нравятся: самовлюбленные, высокомерные, заносчивые; догматичные, постоянная склонность не соглашаться, противоречивы собеседнику; двуличные, неискренние.

    Фактор сходства между партнерами по общению – нам нравятся и мы скорее нравимся тем людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе принцип когнитивного соответствия (люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности). Не всегда (одно рабочее место). Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию:

Число вопросов по которым люди достигают согласия

Важность, значимость тех или иных взглядов

Взаимность

    Выражения личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка) – аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Зависит от того, как интерпретируются положительные действия (атрибуция). Сообщения воспринимаются как поддержка:

Обращение к партнеру по имени

Комплименты с небольшим преувеличением положительных качеств

Прямое признание (согласие и прямое об этом сообщение)

Выражение положительных чувств к тому, что было сказано

Выражение благодарности

Сообщения воспринимаются как отказ в поддержке:

Уход от обсуждения

Безличные предложения

Прерывание говорящего

Противоречие между вербальным и невербальным содержанием (неконгруэнтность).

    Теория дополняющих потребностей Р. Винча (противоположные люди дополняют друг друга)

    Аттракция и психологическая совместимость.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые ею - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Встречающиеся в научной литературе попытки классификации разнообразных исследований, в той или иной мере касающихся совместимости, пока что далеко еще не совершенны, однако отдельные из них заслуживают хотя бы краткого здесь упоминания.

Мы имеем в виду прежде всего классификацию, предложенную М. Шоу , согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:

    потребностная совместимость - предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарное™ этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;

    поведенческоя совместимость - предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-прикладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу комплементарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой - к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

    структурный - в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;

    функциональный - совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

    адаптивный - в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.