Прежде чем учиться писать и читать, человек осваивает алфавит или азбуку. Оба эти понятия обозначают упорядоченное расположение букв , которые, в свою очередь, являются графическим видом звуков. Их употребление допустимо для обозначения системы звуков абсолютно любого языка, любой письменности.

Часто дети не сразу запоминают буквы, потому что установить устойчивую ассоциативную связь между живым звуком, фрагментом уже знакомой речи, и безликим пока для малыша графическим символом бывает очень непросто. Составители русской азбуки знали это и учли этот факт в своей работе. В алфавите, напротив, психологический аспект запоминания букв не берется в расчет. Так что же такое алфавит и азбука? Чем они различаются?

Алфавит и азбука: определение терминов

Азбука – это не только починенное системе расположение букв конкретного языка, но и книга для обучения грамоте «с нуля» . Отличие азбуки в том, что в ней каждый графический знак (буква) наделен символическим значением, облегчающим его усвоение для дальнейшего воспроизведения.

структурированная совокупность букв , составляющих звуковую систему конкретного языка. Буквы в алфавите расположены по типу однозначности графического рисунка. Значение букв в алфавите ограничивается тем, звуком, который каждая конкретная буква обозначает. Ни о какой дополнительной смысловой нагрузке речи не идет.

Сравнение алфавита и азбуки. В чем же разница?

Термин «азбука» происходит от наименований первой пары букв русского языка: «аз» и «буки», с которых начинали изучать алфавит во всех школах Российской империи 19 века.

Изначально в русской азбуке всякая буква была одарена своим собственным именем. Букву «А», к примеру, записывали как «Аз» (в старославянской речи это слово было тождественно современному местоимению «я»). Букву «Д» называли «Добро», что обозначало щедрость и богатство; буква «Г» носила имя «Глагол», то есть речь, произнесение звуков, говорение.

Изучающим грамоту было гораздо проще запомнить буквы, наделенные символическими именами, нежели абстрактные графические знаки. Этот факт можно смело отнести к плюсам использования азбуки. Однако иногда возникали и проблемы: начиная читать по слогам, дети не сразу могли выделить один единственный звук из символического смыслового термина, обозначающего букву в целом.

Буквы современной азбуки лишены своих древних названий. Их место заняли стихотворения, которыми сопровождаются посвященные конкретной букве странички в книге, либо яркие смысловые картинки, так же облегчающие успешное запоминание абстрактных символов. Так достигается результат, без которого невозможно обучить ребенка чтению: ученик запоминает каждую букву по отдельности, а не прост о заучивает их целостный ряд.

Алфавит по сути своей – та же самая последовательность обозначающих буквы графических символов, что и азбука. В отличие от последней, эта сухая справочная система не снабжена облегчающими запоминание рисунками или стихотворениями. Алфавит вообще не содержит никакой информации, кроме самого перечня букв рассматриваемого языка.

Термин «алфавит» происходит из Древней Греции. Образовано это название по тому же принципу, что и русское «азбука» — от первой пары букв системного ряда звуков языка. В древнегреческом языке это были соответственно альфа и бета. Изначально алфавит так и назывался «альфабетос». Привычное для современного человека звучание термина – результат естественных для истории любого языка заимствований, упрощений и «подгона» слова из чужой речи под структуру, в данном случае, речи русской.

Небольшой вывод. Сходства и отличия азбуки и алфавита

  1. Имея одинаковый для конкретного языка буквенный состав, алфавит и азбука отличаются каждый собственной историей возникновения.
  2. Разработанная на основе предшествовавшего современному русскому старославянского языка, азбука отличалась символическим значением каждой из входящих в нее букв.
  3. Алфавит, в отличие от перегруженной ассоциативной информацией азбуки, состоит из одного только перечня букв языка и соответствующих им звуков.
  4. Сегодняшняя азбука предельно упрощена и по своей структуре приближена к алфавиту. Отличают азбуку как книгу для изначального обучения грамоте иллюстрации, стихотворения, другие наглядные либо иного рода материалы и приемы, облегчающие запоминание буквенных символов и последующее соотношение их со звуками живой речи. Эти дополнения обеспечивают вырабатывание учеником устойчивых навыков письма и чтения, так необходимых каждому современному человеку.
  5. Слова «азбука» и «алфавит» обладают каждое несколькими присущими только ему значениями. К примеру, у музыкантов есть термин «нотная азбука» (но не алфавит!). А вот фамилии учеников в классном журнале располагаются по алфавиту (но никак не по азбуке!).

Любой древний народ, который имел свой язык, всегда старался отразить его на бумаге, чтобы язык и события, происходящие в настоящем, можно было передать через поколения. Люди приходили к мудрецам, которые выводили на деревянных дощечках, глине или папирусе знаки, которые обозначали те или иные события. Какова связь этих событий древности со словом «алфавит»? Вообще, что такое алфавит?

Алфавит (слово родом из греческого языка) обозначает набор знаков, которые сейчас мы именуем буквами. Из букв в последующем можно сложить слова, а из слов - целые предложения. Изобретателями первого алфавита считают народ Древней Месопотамии - шумеры, которые придумали клинописную письменность в 3 веке до нашей эры, от которой, как считают, пошли и египетский, и индийский алфавиты. Существует несколько видов алфавитов, которыми пользуются разные народы мира:

  • Консонантно-вокалические алфавиты – в таком алфавите одни и те же буквы могут обозначать и гласные, и согласные буквы.
  • Консонантные алфавиты – буквы в такой письменности только согласные, но они могут считаться гласными при специальной системе огласовки знаков.
  • Слоговые алфавиты – в таком алфавите знаки обозначают не одну букву, а целые слоги. Чаще эти слоги с одинаковой согласной, но различной гласной буквой.

Жизнь и смерть алфавитов

Ежегодно умирает несколько языков, а вместе с ними уходят и алфавиты. У многих соседствующих народов можно найти похожие знаки в письменности, так как иногда один народ заимствует что-то у другого, и это нормально. Но все же алфавитов в мире очень много, у каждого народа он свой собственный, пусть и чем-то похожий на чей-то. Существуют алфавиты не просто так, они несут в себе определенные задачи. Во-первых, это общение, ведь мы общаемся с помощью слов, которые состоят из букв алфавита. Во-вторых, алфавит играет большую роль для сохранения и фиксирования на бумаге знаний, накопленных человечеством. Алфавит - это неотъемлемая часть культуры и цивилизации народов. Раньше алфавиты были нужны для того, чтобы рассказывать историю появления народа, разнообразных походов и сражений, передавать опыт предков.

АЛФАВИТ (греч. alphábetos, от заглавий первых 2-ух букв греческого алфавита - альфа и бета (новогреческий - вита); как азбука - от аз и буки, это совокупа графических символов - букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке, либо слоговых символов, расположенных в обычно установленном порядке.

Алфавиты появились в конце 2-го тысячелетия до н. э. в древних звуковых системах письма - угаритской и финикийской. Ранее, видимо, была система перечисления египетских иероглифов.

Большая часть современных буквенных и неких слоговых алфавитов происходит от финикийского алфавита через посредство арамейского (еврейский, арабский аофавит), греческого алфавита (латинский, грузинский, армянский, славяно-кирилловский алфавит) и др.

Большая часть современных государственных систем письма базируется на алфавитах:

  • латинском - системы письма всех народов Америки и Австралии, большинства народов Европы и неких государств Азии и Африки (к примеру, Турция, Индонезия);
  • славяно-кирилловском- системы письма большинства народов бывшего СССР (не считая Литвы, Латвии, Эстонии, использующих латинский алфавит, и Армении, Грузии, имеющих свои национальные алфавит), болгарское и сербское письмо;
  • арабском - системы письма всех арабских государств, также Ирана, Афганистана, Пакистана и китайской провинции Синьцзян;
  • индийских слоговых, используемых многими народностями Индии.
  • В преданиях народов мира письмо является даром богов. К примеру, древнейшие египтяне свои иероглифы - "язык богов" - причисляли богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит сделал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о собственном алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и магического символизма, а с иной стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации познаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа отдал приказ царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы считали, что их алфавит девангари - дословно, язык богов - был послан им с неба.

    Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все цивилизации опираются на внедрение символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. К примеру, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея.

    В другом случае буквенный символизм строится на базе галлактических соответсвий, т. е. буква выступает эмблемой небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с мыслью творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде зрительных моделей) божественный принцип, первопричина творения и суть жизни изображались царем птиц соколом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие - в ломаной полосы, природа действия - в виде рта, что означало божественное слово.

    В ряду знаков иероглифического алфавита круглая спираль значит галлактические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Собственной деятельностью человек трансформирует грубую материю, символ которой - неверный треугольник, в организованную материю - пирамиду либо верный треугольник. Галлактической и людской активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на собственный поперечник. Дела меж обратными полюсами (к примеру, жизнь - погибель) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку "Мем", который обозначает появление жизни из погибели. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей.

    Магическая теория форм, определяемая прогрессирующим конфигурацией форм Луны - от диска до узкой нити света, - лежит в базе графики еврейского и арабского алфавитов. Например, 28 символов арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 "огромным домам Луны" в Зодиаке. В согласовании с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Схожей семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разбиты на три главные группы: три "мамы" - Алеф, Мем, Шин, - определяющие воздух воду и огнь; семь "двойных" букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые именуются звездными и соотносятся с надлежащими планетками и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать обычных букв, соответственных знакам Зодиака. При всем этом Каббала устанавливает магическое и волшебное значение каждой буквы: буквы от Алеф до Йода символизируют ангельские легенды: от Каф до Цади - представляют ряд ангельских чинов, населяющих разные сферы; а от Цади до Тау - устанавливают соответствие с миром частей. К примеру, 21-я - Шин - обращена к растительному королевству, а Тау связана миром минералов.

    Греческий алфавит, содержащий 38 символов - 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 числа, - представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем любая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений места - 6 лучей трехмерного креста плюс центр.

    Источники:

    Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А-О). М., 1999;

    Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М., 1999;

    Российский язык. Энциклопедия. М., 1979.

    Дополнительно на веб-сайтах:

    www.slovopedia.com - Определение алфавита в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ;

    home-edu.ru - Статья о том, как были придуманы буквы и алфавит.

    1. Прочитай буквы русского алфавита.

    2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.

    1. Сколько всего букв в русском алфавите?
    2. Для чего нужны буквы?
    3. Какие две буквы не обозначают звуков?

    3. Прочитай . Спиши предложение.

    • Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?

    хо ро шо́

    Страничка для любознательных

    О происхождении слов

    Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.

    Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).

    Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().

    4. Прочитай . Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?

    • Напиши все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.

    5. Рассмотри рисунки .

    • Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках.
    • Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.

    6. Прочитай выразительно.

    На уроке

    Какие буквы вы знаете? - спросила учительница.
    - Б-э-э-э! ответил Барашек.
    - И-и-и! - сказал Ослик.
    - Га-га-га! - ответил Гусь.
    - Ж-ж-ж! - сказал Жук.
    Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.

    (М. Битный)

    • Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.
    • Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.

    7. Прочитай .

    Алфавит - азбука, луг - лужайка, ученик - ученица, работа - рабочий, Оля - Ольга, хорошо - хороший.

    • Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
    • Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
    • Составь устно предложение с одним из слов.

    уче ни́к уче ни́ца

    8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая - за буквой «цэ», третья - за буквой «зэ», четвёртая - за буквой «эс», пятая - перед буквой «ё», шестая - после буквы «ка», седьмая - после буквы «ы».

    • Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.

    учи́те ль

    9. Прочитай в толковом словаре значения слов азбука и алый, гость и грач . Какое из этих слов многозначное?

    • Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый , а слово грач - после слова гость ?
    • Сделай вывод: как расположены слова в словаре?

    10. Прочитай . Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.

    В..рона, в..р..бей, учит..ль, х..рошо, ру..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..о, п..льто, л..сица, к..р..ндаш.

    • Проверь по орфографическому словарю учебника написание этих слов. Обозначь в них ударение.

    11. Расшифруйте слова. Для этого располо жите буквы в алфавитном порядке.

    • Запиши составленные слова. Объясни зна чение каждого слова.

    12. Прочитай .

        Астра, азбука, айва
        Начинаются на « а ».
        И кончаются на «а»
        Астра, азбука, айва.
        (Н. Костарёв)

    • Как ты думаешь, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? А что обозначает каждое из этих слов?
    • Запиши выделенные слова в алфавитном порядке.

    АЛФАВИТ - набор букв или подобных им знаков, используемых в письменности, где каждая буква обозначает одну или несколько фонем. Алфавиты не были древнейшей основой письменности, получив развитие от иероглифов или письменных изображений, применявшихся, например, в Древнем Египте, и от силлабического письма, в котором одна единица изображает слог, как в Микенах. Однако "конвергенция" письменности и устной речи осуществилась в полной мере лишь с появлением алфавита.

    В преданиях народов мира письмо является даром богов. Например, древние египтяне свои иероглифы - "язык богов" - приписывали богу Анубису, а по легенде финикийцев, алфавит создал бог Тауту. Евреи, с одной стороны, говорят о своем алфавите как о поведанном им ангелами языке небесного и мистического символизма, а с другой стороны, согласно библейской традиции, искусство письма для фиксации знаний и предписаний было в раю получено Адамом от Бога. В халдейской легенде бог Эа приказал царю Касисатре начертать божественное учение и принципы всех наук на терракотовых таблицах и захоронить их до потопа в городе Сиппаре. Древнеарийские санскритоязычные народы полагали, что их алфавит девангари - дословно, язык богов - был послан им с неба.

    Исходя из идеи божественного происхождения алфавита, все культуры опираются на использование символического значения букв в их графическом и фонетическом значениях. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается ее очертание. Например, иероглифом для N у древних египтян, этрусков, пеласгов, аркадцев и ряда народов Центральной Америки была змея.

    В другом случае буквенный символизм строится на основе космических соответсвий, т. е. буква выступает символом небесного прообраза земных реалий. Так, египетское письмо символически ассоциируется с идеей творения и кругами ассоциаций, исходящими из священного первопринципа. Пиктографически (в виде визуальных моделей) божественный принцип, первопричина творения и сущность жизни изображались царем птиц орлом, который также обозначал разум. Действие передавалось в форме руки, а бездействие - в ломаной линии, природа действия - в виде рта, что означало божественное слово.

    В ряду символов иероглифического алфавита округлая спираль означает космические силы в действии (модель Вселенной), квадратная спираль выступает знаком труда человека, созидания. Своей деятельностью человек трансформирует грубую материю, знак которой - неправильный треугольник, в организованную материю - пирамиду или правильный треугольник. Космической и человеческой активностью управляет закон равновесия, выражаемый полукругом, опирающимся на свой диаметр. Отношения между противоположными полюсами (например, жизнь - смерть) представлены знаком, эквивалентным еврейскому знаку "Мем", который обозначает возникновение жизни из смерти. Этот непрерывный поток образует цикл жизни, символически изображаемый извивающейся змеей.

    Мистическая теория форм, определяемая прогрессирующим изменением форм Луны - от диска до тонкой нити света, - лежит в основе графики еврейского и арабского алфавитов. К примеру, 28 знаков арабского алфавита трактуемых арабскими мистиками, как дыхание Бога, через которое передается язык божественного слова, соответсвуют 28 "большим домам Луны" в Зодиаке. В соответствии с этим, как и у евреев, буквы в арабском алфавите имеют цифровое обозначение. Сходной семантикой и символикой обладает еврейский алфавит, имеющий, как карты Таро, 22 знака. В каббалистической традиции 22 буквы разделены на три основные группы: три "матери" - Алеф, Мем, Шин, - определяющие воздух воду и огонь; семь "двойных" букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пхе, Реш, Тау), которые называются астральными и соотносятся с соответствующими планетами и семью направлениями света (север, восток, запад, юг, верх, низ, центр); двенадцать простых букв, соответствующих знакам Зодиака. При этом Каббала устанавливает мистическое и магическое значение каждой буквы: буквы от Алеф до Йода символизируют ангельские мифы: от Каф до Цади - представляют ряд ангельских чинов, населяющих различные сферы; а от Цади до Тау - устанавливают соответствие с миром элементов. Например, 21-я - Шин - обращена к растительному царству, а Тау связана миром минералов.

    Греческий алфавит, содержащий 38 знаков - 24 буквы плюс 11 двухгласных и 3 цифры, - представляет собой соединение духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. Символика букв, соотносимая со знаком Зодиака, с символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет также значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строилась на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, поющих гимн Богу. В ряде культурных систем каждая гласная соотносится также с определенным цветом, а семь букв определяют семь направлений пространства - шесть лучей трехмерного креста плюс центр.

    Источ.: Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А-О). М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

    Определения, значения слова в других словарях:

    Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

    буквы во всех культурах имеют символическое значение – иногда двойное, когда оно соответствует как их форме, так и звучанию. Буквенный символизм, возможно, происходит от первобытных пиктограмм и, в особенности от идеограмм, согласно теории космических соответствий, которая...