10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

Существует несколько десятков версий катастрофы. Мы выбрали самые шокирующие.

«Титаник» и ФРС

На борту корабля было 57 миллионеров. Среди них Джон Астор, Бенджамин Гуггенхайм, Маргарет Молли Браун, владелец универмага «Macy"s» Исидор Штраус и другие. Большинство из них выступали против создания Федеральной Резервной Системы США. Все они погибли.

В декабре 1913 года система ФРС была окончательно утверждена. Еще годом позже началась Первая мировая война, озолотившафя американских банкиров.

«Титаник» - не «Титаник»

В конце 1980-х исследователи Робин Гардинер и Дан Ван дер Ват выдвинули гипотезу о том, что вместо «Титаника» потерпел крушение его брат-близнец «Олимпик». Компания Wait Star Line была на грани банкротства, поэтому подмена одного корабля другим была экономически выгодна. «Олимпик» было дешевле потопить, чем отремонтировать.
Эта гипотеза оказалась несостоятельной: во время одной их экспедиции был обнаружен серийный номер «Титаника» - 401.

«Титаник» гнался за призом

В 1840 году для судов, которые быстрее остальных пересекут Атлантический океан, был учрежден престижный приз «Голубая лента Атлантики». Это дало повод некоторым конспирологам утверждать, что капитан Эдвард Смит хотел быстрее прибыть в Нью-Йорк, чтобы получить награду.

Таким образом, причиной трагедии могли стать амбиции капитана и допущенная им халатность (лайнер не имел возможности маневра из-за высокой скорости). Однако эта версия кажется сомнительной: «Титаник» технически не мог развивать скорость 26 узлов, на которой был поставлен прошлый рекорд.

«Титаник» погубил пожар

Британский исследователь Рэй Бостон, 20 лет изучавший обстоятельства трагедии, выдвинул свою версию. Он считает, что «Титаник» погубил пожар. Да, возгорание действительно было, но еще до начала рейса - в порту. Значительных повреждений после пожара не нашли.

Очень трудно найти человека, который бы не знал о печальной судьбе трансатлантического лайнера «Титаник», затонувшего в северной части Атлантики в ночь с 14 на 15 апреля 1912-го года. Особая роль в популяризации этого события принадлежит Голливуду. Согласно официальной версии, «Титаник» затонул в результате удара об айсберг, что привело к сильному повреждению корпуса корабля. Но какие же таинственные обстоятельства заставили опытных моряков совершить роковую ошибку?

Существует множество версий, объясняющих крушение трансатлантического лайнера. Некоторые исследователи даже полагают, что корабль столкнулся с , которая буквально «размазала» его об айсберг. Мы рассмотрим основные гипотезы, достойные внимания читателя.

Проклятье египетской мумии

По традиции начнем с самой мистичной и невероятной версии. Далеко не все знают, что в роковой рейс «Титаник» перевозил не только пассажиров и их имущество. На борту судна присутствовала древняя египетская мумия, обнаруженная во время раскопок в Каире, проходивших в 1880-х годах. Что любопытно - мумия принадлежала прорицательнице по имении Амен-Оту, некогда состоявшей при дворе фараона Аменхотепа IV.

До 1912 года почтенная мумия Амен-Оту входила в экспозицию Британского музея. Затем этим необычным экспонатом заинтересовался американский любитель древностей, имя которого не разглашается. Толстосум приобрел мумию, и решил перевезти ее на родину на «Титанике».

Ценный и весьма ветхий груз не решились поместить в трюм вместе с остальными вещами. Поэтому мумию прорицательницы перевозили непосредственно за капитанским мостиком судна! В саркофаге помимо мумии также находилась статуэтка, изображавшая бога Осириса, и табличка с надписью «Да сокрушишь ты врагов, которые встанут у тебя на пути, да восстанешь ты из праха!». Как знать, быть может древняя мумия решила отомстить людям, потревожившим ее покой.

Торпеда с немецкой субмарины

Некоторые пассажиры, которым удалось пережить злополучную поездку на «Титанике», вспоминают, что после столкновения с айсбергом раздался сильный взрыв. Предположительно, это взорвался паровой котел судна. Но у исследователей есть еще одна версия произошедшего события - корабль мог стать мишенью для немецкой торпеды!

В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что через два года началась Первая мировая война. Накануне масштабных боевых действий командующий немецким флотом Альфред фон Тирпиц отдал приказ о массовом строительстве субмарин, которые должны были стать основным оружием в борьбе с Великобританией. Таким образом, «Титаник» мог оказаться удобной мишенью для немецкой подлодки.

Но зачем военным понадобилось атаковать гражданское судно? На этот вопрос есть два ответа. Во-первых, это могла быть ошибка, допущенная в ходе учебной тренировки. Во-вторых, многие гражданские суда перед войной перепрофилировали в военные корабли. Так что Тирпиц мог просто пытаться устранить конкурента.

Возгорание на борту

Вполне может быть, что причиной крушения «Титаника» стал вовсе не айсберг. За пару недель до гибели трансатлантического лайнера в угольном бункере парохода произошел пожар. Несмотря на все усилия, экипаж так и не смог полностью погасить возгорание. Однако менеджмент компании «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, не пожелал отменить рейс, поскольку это могло привести к колоссальным материальным убыткам.

Владельцы корабля легкомысленно понадеялись на то, что пожар прекратится сам собой, по причине нехватки кислорода. К тому же в Нью-Йорке корабль уже ждала пожарная команда, которая должна была заняться тушением возгорания после того, как пассажиры сойдут на берег. И все же существовал риск, что котельная корабля взорвется во время рейса.

Правдивость этой версии подтверждают два факта. Во-первых, владелец компании «Уайт Стар Лайн» по имени Джон Морган тоже был в списке пассажиров. Но он отказался плыть, сказавшись больным. Во-вторых, в одном из портов Ирландии, которые «Титаник» посетил за время рейса, с лайнера дезертировал кочегар Джон Кофи. Вполне вероятно, что он был осведомлен об угрозе взрыва.

Мошенничество руководства

А что, если «Титаник» намеренно заставили столкнуться с ледяным торосом? Далеко не всем известно, что у «Титаника» был своеобразный «брат-близнец» под названием «Олимпик». Этот «Олимпик» врезался в британский крейсер «Хоук» 20-го сентября 1911-го года. Когда произошло это событие, компания «Уайт Стар» испытывала серьезные финансовые затруднения. Ушлое руководство решило поправить свои дела за счет страховки.

Однако страховая компания тоже не стала демонстрировать порядочность. Страховщик отказался выплачивать компенсацию на основании того, что лайнер «Олимпик» почти не пострадал при крушении.

Руководство «Уайт Стар», в свою очередь, рискнуло пойти на обман. «Олимпик» замаскировали под «Титаник», а затем направили в зону, где часто наблюдались айсберги. Конечно же, никто не рассчитывал, что столкновение будет настолько сильным, что судно пойдет ко дну.

Экономия на материалах?

В течение двадцати лет, предшествовавших гибели «Титаника», морские суда неоднократно сталкивались с плавучими льдами. Однако подобные аварии не имели серьезных последствий. Значительно пострадал только один корабль, да и в этом случае обошлось без человеческих жертв. Почему же удар об айсберг не смог пережить именно «Титаник», который к тому же позиционировали, как непотопляемое судно?

Существует предположение, что при проектировании и строительстве корабля руководство сэкономило на материалах. В 1994 году исследователям удалось поднять со дна океана фрагмент обшивки судна. Произведенный лабораторный анализ показал, что в металле содержится значительная примесь фосфора - в холодных водах Атлантики такой материал становится очень хрупким. Если бы обшивка «Титаника» была сделана из высококачественной стали, то она бы не получила пробоины, а только бы прогнулась в момент удара.

Во всем виновата Луна

Казалось бы, чем могло способствовать катастрофе? Ученые-сейсмологи из Техасского университета полагают, что Луна все-таки могла быть замешана в гибели трансатлантического лайнера. Дело в том, что 4-го января 1912-го года Луна сильно приблизилась к нашей планете. В последний раз такое происходило почти 1,5 тысячи лет назад.

Как известно, Луна обладает способностью влиять на приливы и отливы. Необычное поведение ночного светила вызвало сильнейший прилив. Это заставило айсберги, дрейфовавшие возле берегов Канады, изменить свою обычную траекторию. В результате огромные глыбы льда могли оказаться на пути идущего под всеми парами корабля.

«Голубая лента» стала траурной

«Голубой лентой» называли почетный приз, который по традиции переходил к судну, которому удалось быстрее всех пересечь Атлантику. Вполне возможно, что капитан Джон Смит хотел вырвать этот ценный трофей из рук своего конкурента - капитана корабля под названием «Мавритания».

У «Титаника», способного развивать скорость до 25-ти узлов, были все шансы обогнать «Мавританию». Возможно, именно это заставило Джона Смита не обращать внимания на сообщения об айсбергах и продолжать двигаться выбранным опасным курсом. Вот только в итоге отважному, но безрассудному капитану досталась не «голубая лента», а траурная черная ленточка.

Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.

Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.

10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)

Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.

В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.

9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса

Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.

Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.

В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.

8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса

Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.

Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.

Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.

7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса

Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на . Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».

Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.

6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)

Большинство жертв крушения Титаника умерли от гипотермии (переохлаждения) в течение 15 - 30 минут в ледяной воде, но Чарльз Джоин (Charles Joughin) – настоящее доказательство того, что у каждого правила есть свои исключения. Джоин был пьян, когда пароход столкнулся с айсбергом. Несмотря на чрезвычайные условия и свое нетрезвое состояние пекарь очень помог другим тонущим, выбрасывая за борт Титаника шезлонги и стулья, чтобы людям было за что ухватиться, и не утонуть. После того как лайнер окончательно погрузился под воду, Чарльз дрейфовал в районе места крушения больше двух часов, пока его не прибило к одному из спасательных судов.

Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.

5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса

Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.

В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.

Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.

4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса

Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.

К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.

3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)

Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).

Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.

2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless

Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.

Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.

На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».

1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга

Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).

Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).

В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.

Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.

Годы Великой Отечественной войны – суровые времена, в которых происходило много странных вещей. Кругом разруха, хаос, голодание. В таком ритме жизни страна будет жить еще несколько лет. В войне участвовали различные народы, начиная от армян, заканчивая ингушами. Но почему же Сталин принимает решение депортировать чеченцев? Давайте разбираться.

Для начала поговорим о культе личности Сталинa

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился в середине декабря 1878 года в грузинской семье. Место рождения – город Гори Тифлисской губернии. С рождения на теле Иосифа были некоторые дефекты: на левой ноге были сросшиеся два пальца, а лицо было в оспинах. В возрасте семи лет мальчика сбил автомобиль. После аварии была получена сильная травма руки, повлекшая тот факт, что она не разгибалась до конца всю жизнь.

Отец Иосифа, Виссарион, был обычным сапожником, работающим за копейки. Всю жизнь был очень зависим от алкоголя, употребляя который в больших количествах сильно избивал Екатерину, являющейся матерью Иосифа. Конечно, бывали случаи, что сын вмешивался в семейные разборки. Это не увенчивалось успехом, так как Иосифу часто доставалось по рукам и голове. Бытовало такое мнение, что мальчик будет умственно отсталым. Но как было на самом деле – всем известно.

Мать Иосифа, Екатерина, родилась в семье крепостного крестьянина, занимающегося садовничеством. Всю жизнь занималась тяжелым непосильным трудом, параллельно занимаясь воспитанием ребенка. Если верить некоторым утверждениям, Екатерина была очень расстроена, узнав, что Иосиф не стал священником.

Так почему же Сталин депортировал чеченцев и ингушей

По этому поводу существует два мнения. Если верить первому, то настоящих причин, касательно депортации, не было никаких. Эти два народа наряду с советскими солдатами храбро вели боевые действия на фронте, защищая нашу родину. По сообщению одного из историков, Иосиф Сталин попросту пытался выселить малочисленные народы, чтобы «отобрать» у них независимость, тем самым укрепив собственную власть.

Второму мнению огласку придал Абдурахман Авторханов. Он говорил, что за все время войны дезертировали почти пятьдесят тысяч чеченцев и ингушей. Кроме того, почти пятнадцать тысяч человек тех же национальностей попросту уклонились от призыва на военную службу.

Эти два мнения считаются официальными. Помимо них существует еще несколько мифов касательно того, почему Сталин депортировал чеченцев в 1944 году. Один из них гласит, что виной тому бандитизм. За первые три года войны в Чечено-Ингушской АССР органы государственной безопасности смогли ликвидировать около двухсот организованных преступных группировок. В результате ликвидации большая часть бандитов была уничтожена, еще большая – захвачена, а некоторые попросту сдались. А если еще и учесть пособничество, без которого не существовало бы никакого бандитизма, многие «жители гор» автоматически становятся предателями, а это, как известно, наказывается смертью.
Отсюда вытекает вопрос – чем были недовольны чеченцы и ингуши? Почему предавали страну? Ответ прост. Переходя на сторону немцев, народы были уверены, что они хоть часть скота и земель оставят. Конечно, это было большим заблуждением, но все равно фашистам чеченцы верили больше, чем советской власти.

Следующий миф – восстание, начавшееся в 1941 году. Как только началась война, Хасан Исраилов начал стремительно рекламировать будущее восстание. А методы были следующие: поездки по различным селам и проведение совещаний, создание боевых групп в некоторых районах. Первый акт восстания намечался на осень, дабы приурочить его к подходу фашистов. Но этого не случилось и сроки перенесли на январь. Откладывать было поздно: низкая дисциплина между повстанцами послужила виновником отмены восстания. Но все же некоторые группы начали боевые действия.

В октябре того же года жители небольшой деревни полностью разграбили ее, оказав сильнейший отпор оперативникам. Около сорока человек отправились на помощь. Но такими темпами восстание остановить не получилось. Полностью положить ему конец смогли только крупные силы.

В 1942 году было еще одно восстание. Создана группировка ЧГНСПО. Глава – Майрбек Шерипов. Осенью 1941 года он перешел на сторону немцев, заставив работать вместе с собой еще нескольких главарей похожих группировок и других беглецов. Первый акт восстания произошел в селе Дзумской. Здесь Шерипов вместе со своими сподвижниками разграбил и сжег сельский совет и администрацию. Затем вся банда держала курс на Химой – районный центр. Через пару дней группировке удалось взять под контроль эту местность, разгромив советские учреждения и разграбив администрацию. Следующее действие – поход на Итум-Кале. Полторы тысячи человек направились за Шериповым. Но, к счастью, завоевать не удалось, так как там был получен сильнейший отпор. В ноябре 1942 года советская власть смогла поставить жирную точку на восстаниях – Шерипов убит.

Если полагаться на законы, то выселения ингушей и чеченцев попросту не должно было случиться. Но это свершилось. А что могло быть тогда, если бы советская власть в 1944 году, когда депортировала народы, подкрепляла свои действия законом?

Как было сказано выше, многие чеченцы и ингуши дезертировали с фронта или попросту уклонялись от службы. Меры наказание к ним, конечно же, применялись, как и к другим участникам боевых действий. Также и бандитизм, и восстания были наказаны. Все каралось уголовным кодексом, начиная от укрывания преступников, заканчивая хранением оружия.

Скорее всего, власть полагает, что законы написаны только для российских граждан и на другие национальности они попросту не распространяются. Именно поэтому наказание за преступление было немного мягче, чем оно должно быть, если следовать всей сводке законов. Но этого не делалось, так как в данном случае почти вся республика Ингушетия оказалась бы пустой. Плюс ко всему были бы дополнительные затраты, связанные с вывозом за ее пределы детей и женщин.

Чечевица

Операция по выселению чеченцев и ингушей получила кодовое название «Чечевица». Глава – Иван Серов. Весь процесс лично контролировал сам Л.Берия. Предлогом ввода войск стало заявление, что необходимо провести срочные учения в горах.