Однажды перед специалистами в области психологии и экономики возникла задача ответить на вопросы о том, сколько денег нужно для счастья, почему кто-то преуспевает, а кто-то нет, и, наконец, чем отличается психология богатого человека от бедного. На сегодняшний день сформировалось четкое понимание того, что богатство - это в первую очередь работа над собой, и без психологического аспекта оно невозможно. Давайте разберемся, что такое психология бедности и богатства.

Распределение доходов

У людей с разным уровнем доходов распределение денежных потоков происходит по-разному.

Обеспеченные люди в получении и расходовании денежных средств часто придерживаются стратегии «норма». Они реально оценивают свои потребности и возможности, зарабатывают, сколько спланировали, тратят столько, сколько нужно, делают сбережения.

Люди со средним уровнем дохода обычно живут по стратегии «равнина». Они зарабатывают ровно столько, сколько планируют потратить. С такой стратегией человек лишен какого-либо финансового развития. У него всегда есть необходимость в покрытии своих расходов и нет времени на рост. Соответственно, о накоплении средств вопрос не стоит.

Ну и, наконец, люди, доход которых ниже среднего, обычно исповедуют стратегию «яма». Они строят большие планы в отношении своих денег, при этом мало зарабатывают и очень много тратят. Со временем неумение и нежелание зарабатывать приводит к тому, что человек постоянно находится в материальной подчиненности. Он слепо выполняет требования того, от кого зависит его материальное состояние.

Отношение к деньгам

Одним ученым и исследователем было установлено, что люди с высоким доходом чаще склонны замечать связь между деньгами и достижениями, чем все остальные. С увеличением дохода роль денег в жизни человека сначала возрастает, а затем снижается. Такая вот занимательная психология. Деньги больше всего нужны тем, у кого средний уровень достатка. Также было отмечено, что с возрастанием дохода увеличивается склонность человека к утаиванию величины своего заработка.

Исследования показывают, что отношение человека к таким факторам, как власть, качество, престиж, тревога и недоверие, не зависит от количества денег. Другими словами, уровень счастья не имеет прямой связи с уровнем дохода. Есть гораздо более сильные источники счастья: досуг делает нас счастливее на 42%; семья - на 39%; работа (как способ реализовать свой потенциал) - на 38%; друзья - на 37%; отношения с противоположным полом - на 34%; и, наконец, здоровье - на 34%. Отношение к деньгам выражает неудовлетворенные потребности человека и определяет модель его поведения в сфере социальных и экономических отношений.

Отношение к деньгам отражает такие факторы:

  1. Табуированность денег. На сегодняшний день разговоры об интимных отношениях менее запретны, чем о деньгах и уровне дохода собеседника. Вопросы об уровне заработка считаются дурным тоном.
  2. Возраст и пол. Мужчины рациональнее, чем женщины, в плане траты денег. Когда нет возможности что-то купить, больше огорчения возникает именно у девушек. Чем старше человек, тем лучше он знает цену деньгам.
  3. Личные особенности, в частности, самооценка. Чем она ниже, тем больше человек придает значения деньгам.

Отношение к материальным благам формируется под влиянием таких факторов:

  1. Переживания раннего детства.
  2. Межгрупповое соперничество.
  3. Убеждения.
  4. Родительское отношение к деньгам.

У каждого из нас есть определенный «финансовый коридор», и мы неосознанно стремимся находиться в нем. На бессознательном уровне человек видит и замечает только те обстоятельства и факты, которые соответствуют его личным убеждениям, игнорируя информацию, которая не соответствует его картине мира. Чтобы расширить свои возможности, нужно выйти из зоны комфорта, научиться признавать свои ошибки и постоянно пробовать что-то новое. Психология бедности отвергает развитие и очень сильно не позволяя ему раскрыть свой потенциал.

Распространенные мифы о деньгах

  1. Деньги всемогущи. Утверждать, что все покупается и продается, может только человек, который не определился со смыслом своей жизни. Интересно отметить, что именно психология бедности предполагает такое мировоззрение. Богатые люди знают, что совсем не
  2. Деньги являются критерием социальной адаптации человека. Другими словами - чем больше их у человека, тем больше его ценят, любят и уважают. Искреннее уважение не купишь.
  3. Деньги портят человека. Бедный человек, психология которого блокирует развитие, как правило, считает, что деньги это зло, и они портят людей. На самом же деле финансовое благополучие лишь усиливает те качества личности, которые преобладают. Таким образом, деньги делают доброго человека щедрым, храброго - героичным, злого - агрессивным, а жадного - скупым.
  4. Большие деньги нельзя заработать честно. Очень распространенная отговорка бедных людей. На сегодняшний день огромное количество людей добивается финансового благополучия честным путем. Тем, чью картину мира корректирует психология бедности, не дано понять, что многие состоятельные люди принципиально ведут свои дела честным путем. В связи с этим нельзя назвать успешным, к примеру, чиновника, который построил свое состояние за счет взяток. Он богат, но не успешен, и что самое главное - несчастлив. Более того, если копнуть глубже, он даже не богат, так как его благосостояние зависит не от навыков и профессионализма, а от временно занимаемого поста.

Почему люди жаждут денег?

В стремлении к богатству человек часто пытается обеспечить себе безопасность, власть, свободу или любовь. Разберем каждый из факторов отдельно:

  • Безопасность. Часто потребность человека в эмоциональной безопасности вызывает стремление к достатку и боязнь бедности. Психология таких людей формируется в связи с детскими травмами. Увеличение дохода возвращает то самое чувство безопасности, которое ощущалось в детстве. Деньги помогают преодолеть тревогу. С этой точки зрения людей можно подразделить на 4 категории:
  1. Скряга. Такие люди находят основной смысл финансовой деятельности в экономии.
  2. Подвижник. Людям этой группы показная бедность и самоотречение доставляют большое удовольствие.
  3. Охотник за скидками. Этот человек не потратит деньги до тех пор, пока не окажется в максимально выигрышном положении. Обескураженный перспективой приобрести нечто по неоправданно низкой цене, он может тратить накопления нерационально, приобретать ненужные вещи. А перспективу приобрести что-то подороже в человеке притупляет страх бедности. Психология бедности часто проявляется в стремлении к выгоде. Более подробно об отношении к скидкам будет сказано немного ниже.
  4. Фанатичный коллекционер. Такие люди склонны к возведению в культ вещей, которые могут заменять им даже отношения с близкими.
  • Власть. Деньги и перспектива получения власти, которую они открывают, часто рассматриваются как попытка вернуться к инфантильным фантазиям о всемогуществе. Те, кто ищет от денег власти, часто являются довольно агрессивным в воплощении своих амбиций. С точки зрения стремления к власти люди подразделяются на такие группы:
  1. Манипулятор. Такой человек посредством денег манипулирует другими, пользуясь их жадностью и тщеславием.
  2. Строитель империи. Такие люди всегда уверены в своих силах. Они отрицают свою зависимость от кого-либо и пытаются сделать других зависимыми от себя.
  3. Крестный отец. Этот тип людей покупает за деньги верность и преданность других, часто прибегая к взяткам.
  • Свобода. С точки зрения свободы деньги выступают как панацея от рутины, открывающая возможность распоряжаться своим временем и без каких-либо препятствий осуществлять свои желания и мечты. Само по себе стремление к свободе как мотивация к заработку денег весьма похвально, главное - чтобы человек чувствовал меру. С точки зрения свободы людей подразделяют на такие группы:
  1. Покупатель свободы. Эти люди позиционируют свою самодостаточность как главную цель в жизни. Далеко не всегда они могут заручиться поддержкой близких.
  2. Борец за свободу. Ярким представителем данной группы является радикальный политик, который всевозможными способами отвергает деньги как результат порабощения людей.
  • Любовь. Многие думают, что, увеличив свой доход, они получат преданность и любовь окружающих. Таких людей можно условно назвать «покупателями любви». Они одаривают окружающих в надежде получить их расположение. Часто наличие денег дает человеку ощущение, что он более привлекателен для противоположного пола.

Многие, не осознавая, что главная задача состоит в решении экзистенциональной проблемы, сломя голову стараются заработать больше денег, а в результате не становятся счастливее. Здесь в качестве примера можно вспомнить изречение о том, что за деньги можно приобрести кровать, но не сон; лекарства, но не здоровье; дом, но не уют; украшения, но не красоту; развлечения, но не счастье, и так далее.

Таким образом, часто совершенно нефинансовые цели становятся для человека финансовыми задачами, что, безусловно, является большой ошибкой и не влияет на такую проблему, как синдром бедности. Психология самосохранения отдаляет человека от решения его проблемы. Как правило, чтобы воплотить давнюю мечту, человеку нужно совсем немного денег. А иногда они и вовсе не нужны.

Психологический портрет бедного человека

Чтобы оправдать себя и свою бедность, люди формируют в своем мировоззрении определенные установки. Давайте разберем, какие психологические барьеры не позволяют человеку выбраться из бедности, что мешает ему обрести финансовую независимость.

Жалобы на жизнь

Пожалуй, это первая отличительная черта человека, в сознании которого преобладает психология бедности. Очень часто люди сетуют на свою страну, близких, неблагоприятное время, внешние недостатки и прочее. Все это свидетельствует о реактивном мышлении, которое предполагает, что человек подстраивается под среду. Успешные же люди проповедуют проективное мышление, меняя среду, которая их не устраивает. Вот чем отличаются бедность и богатство. Психология решений присуща богатым и успешным. Бедные предпочитают только обсуждать свои проблемы. На этом же принципе строится психология лидера. Радислав Гандапас - самый титулованный бизнес-тренер России - говорит: «Если среда не устраивает, покинь ее, измени ее или умри в ней… только не жалуйся!» Таким образом, первое, что стоит отметить, отвечая на вопрос о том, как избавиться от психологии бедности, это тот факт, что нужно перестать жаловаться. Причем не только другим, но и самому себе.

«Мне все должны»

Психологически бедные люди часто уверены, что им все должны (страна, работодатель, родители, дети, жена/муж и так далее). Таким образом люди перекладывают свою ответственность на других. Успешный человек привык все делать сам. Он полностью отвечает за свою жизнь и никогда не скажет, что кто-то ему должен.

Нелюбимая и низкооплачиваемая, но стабильная работа

Еще одно очень распространенное проявление психологии бедности. Люди готовы отдать все свое время нелюбимой работе, которая стабильно приносит им доход. Они могут ненавидеть своего руководителя и коллег, сильно уставать, жить с постоянными мечтами о пятнице и зарплате, но при этом ничего не менять. Увольняться люди боятся, так как это означает некую неизвестность и неопределенность, которую отвергает психология бедности. Успешный человек не будет зацикливаться на одной работе. Он уверен в своих силах и готов стучаться в любые двери. Кроме того, он всегда ищет дополнительные и старается монетизировать свое хобби.

Боязнь перемен

Человек по своей природе стремится к покою и стабильности. Но часто, чтобы достичь успеха, в том числе и финансового, нужно быть готовым к переменам. Это может быть смена работы, переезд, открытие свое дела и прочее. А если человек беден и ничего не меняет, то как он станет богатым? У того, кто отказывается открываться всему новому, неизбежно формируется психология бедности. Как устранить эту проблему? Просто начните делать нетипичные для себя вещи - и вскоре вы станете получать от этого азарт и энергию.

Низкая самооценка

Далеко не все люди, которых можно назвать бедными, жалуются на жизнь. Многие из них все понимают, но считают себя недостойным большего. Конечно, если человек ничего не достиг и ему нечем гордиться, то и самооценке неоткуда взяться. Тем не менее, отсутствие достижений должно стимулировать на действие, а не на самобичевание.

Бездействие

Как правило, люди с психологией бедности малоактивны. Это проявляется как в отношениях с окружающими, так и в повседневной жизни. Это связано, опять же, с нежеланием познавать что-то неизвестное и рисковать, а также со страхом провала. Ведь если ничего не делать, то и ошибок негде допускать. Следовательно, избавление от психологии бедности предполагает активные действия, постоянное развитие и поиск возможностей.

Зависть

Очень неприятный признак психологии бедности. Если человек открыто или же тайно завидует тому, чья жизнь удалась лучше, он обречен на бедность. Конечно, в редких случаях зависть может стать мотиватором, но это скорее соперничество, а не зависть. Если у человека есть желание к соперничеству, то это уже не совсем психология бедности. Признаки бедности стоит искоренять комплексно, но от зависти нужно избавиться в первую очередь. Вместо того чтобы завидовать кому-либо, нужно спросить себя о том, какие были приложены усилия, чтобы быть лучше. А сравнивать себя с кем-либо нет смысла, ведь у каждого своя жизнь.

Жадность

Стоит оговориться, что жадность и экономность - это не одно и то же. Жадный человек ставит деньги высшим приоритетом, он отказывает себе во всем и не живет так, как хочется. Экономный человек, в свою очередь, делает то, что хочется, но при этом разумно планирует свой бюджет. Впрочем, обе эти черты несвойственны богатым людям, но если экономность в ряде случае помогает, то жадность разрушает нас изнутри. Жадность стоит искоренять, ведь она никогда не приведет к успеху.

«Все и сразу»

Люди с психологией бедности часто мечтают получить все и сразу, при этом, естественно, ничего не делая. Конечно же, так не бывает. Чтобы достичь финансового благополучия, нужно понимать, каким трудом достаются деньги. В противном случае человек не сможет с ними совладать. Люди с психологией бедности на вопрос «Что вы сделаете, если получите миллион?» обычно отвечают, что потратят его на какие-то развлечения. Человек с психологией богатства скажет, что вложит этот миллион в дело, которое будет ему приносить доход. Достигнув успеха, он обязательно вернет тот самый миллион обратно.

Страсть к легкой наживе

Этот признак отчасти схож с предыдущим. Все бедные люди обожают скидки и легкую наживу. или экономия - не важно. Важно, что страсть к легкой наживе является чертой неуспешного и бедного человека. Когда человек самодостаточен, он воспринимает предложение сэкономить как угрозу и подвох. Успешному не нравятся скидки, ведь он знает, что может себе позволить оплатить полную стоимость. Везде, где есть выбор между «платить» или «не платить», он платит. К примеру, почему в салонах премиальных автомобильных брендов не бывает скидок? Не потому, что потенциальные покупатели денег не считают, а потому, что они опасаются скидок. Сюда же можно отнести взяточничество, блат и прочее. Вот почему далеко не каждый Он богат кошельком, но беден мировоззрением.

"Брать", а не "давать"

Одним из наиболее устойчивых признаков по-настоящему богатого человека является служение. Согласитесь, звучит парадоксально. Давайте разбираться. О чем мечтает бедный человек? Обычно это хорошая машина, хороший дом, отдых и прочие атрибуты богатства. Более того, как правило, на вопрос «А что еще?» он отвечает что-то типа: «Ну… машину, и получше можно». Богатый человек редко думает о своих потребностях. Его задача заключается в том, чтобы сделать жизнь окружающих лучше. Сначала это распространяется на семью, затем - на город, а затем - и на страну. Вот почему многие преуспевшие люди отдают огромные деньги на благотворительность. Бедный скажет: «Грехи замаливают!» А что ему еще сказать, если он мыслит категориями «брать», а не «давать», и не понимает, как можно отдать кому-то заработанные потом и кровью деньги.

Служение является огромным источником мотивации и жизненной энергии. Это сильнейшая вещь, которая непонятна людям с психологией бедности. Служение можно отождествить с психологий лидера, отца и Бога.

Формирование цели

Ученые доказали, что успеха чаще всего достигает тот, кто четко знает, чего хочет. В одном из самых престижных университетов мира проводился опрос с одним простым вопросом: «Ставите ли вы перед собой четкие, письменно оформленные цели на будущее?» Результат показал, что 3% опрошенных записывают свои цели, 13% знают, чего хотят, но не записывают, а остальные 84% не имеют каких-либо четких целей, кроме как окончить учебу. Через десять лет этих же людей спросили об уровне их дохода. Было выявлено: опрошенные, которые имели цели, но не записывали их, зарабатывают вдвое больше, чем те, кто не ставил перед собой цели. Но самое интересное состоит в том, что те самые 3% участников опроса, которые записывали свои цели, зарабатывают в десять раз больше, чем все остальные. Тут, пожалуй, и добавить нечего.

Как побороть психологию бедности?

Итак, резюмируя сказанное, сделаем вывод. Как избавиться от психологии бедности? Для этого нужно:

  1. Перестать жаловаться!
  2. Понять, что никто никому ничего не должен!
  3. Перестать держаться за нелюбимую работу!
  4. Полюбить перемены и активные действия!
  5. Действовать, повышая тем самым свою самооценку!
  6. Не тратить время на нецелесообразные действия!
  7. Искоренить в себе зависть!
  8. Не ждать быстрого результата!
  9. Искоренить в себе страсть к легкой наживе!
  10. Мотивировать себя на успех через служение!
  11. Записывать свои цели!

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, что собой представляет психология бедности и богатства. Удивительно, что в наше время, когда вокруг столько условий и возможностей для финансового благополучия, а также инструментов для его обеспечения (книги, тренинги и прочее), многие страдают от недостатка денег. Однозначно, причина всего - не внешние факторы, а психология бедности. Книга об успехе и финансовом благополучии вряд ли поможет тому, кто беден своими помыслами или просто боится что-то менять. Поэтому, прежде всего, нужно работать над собой и своим мировоззрением!

Богатый человек или бедный — это образ мышления, а уже потом счёт в банке. Это огромный секрет алчных людей. Итак, по каким привычкам человека, можно определить беден ли он.

1. Экономия

Постоянно выискивают, где хлеб купить выгодней, пусть он будет на пару копеек дешевле, но всё равно, там же дешевле, и вовсе не важно, что до того магазина нужно идти 3 км пешком. А также предпочитают купить больше, но хуже, чем меньше, но лучше.

2. Покупка ненужных вещей

Пусть эта вещь и не нужна, но она стоит очень дешево, значит нужно брать!

3. Жизнь по акции

Бедные живут скидочными купонами и акциями в магазинах. Прежде чем зайти в магазин, изучают аукционные товары и идут целенаправленно за ними. Потому что сегодня рыба дешевле на 2 рубля, чем завтра.

4. Экономят на здоровье

Бедные относятся к своему здоровью, как к неиссякаемому источнику, и очень удивляются, когда ресурсы организма исчерпаны и требуют подпитки.

5. Жалуются на жизнь

Бедные люди точно знают из-за чего они несчастны, поэтому излюбленной темой разговоров является жалость к самим себе.

6. Всегда находят оправдания себе и своим поступкам

Убеждают себя в том, что так надо и оправдывают себя, а не начинают разрабатывать план действий, как улучшить свою жизнь.

7. Убеждение в рабском тяжелом труде

Бедные люди уверены в том, что только тяжёлый труд поможет прожить в обществе, не понимают альтернатив. Если ты адски не погибаешь на работе за копейки, ты просто мажор и твой заработок, не что иное, как заработок в обход закона.

8. Зависят от людского мнения

Бедных всегда интересует жизнь чужих людей. Зачастую они сопереживают другим больше, чем своей семье.

9. Сиюминутная выгода

Они всегда стараются схватить кусок по больше сейчас, чем строить свой путь к славе годами.

10. Бедные всегда ставят знак равенства между счастьем и деньгами. Деньги, есть счастье

Помните, вы всегда можете изменить свою жизнь и приблизить её к мечте! Никогда не поздно.

Бедность – это не финансовая ограниченность, это определенная программа жизни , которую во многом закладываем мы сами. История знает много примеров, когда бедняк становился богачом. Без богатых родственников и даже не особо перетруждаясь, люди наживали себе состояния. Это объясняется просто: у человека нет «плохих» привычек бедности, а также присутствует так называемая «коммерческая жилка», которую еще можно назвать стремлением стать богатым.

Самое грустное, когда у человека наблюдаются все качества и возможности для того, чтобы стать богатым, но банальная неуверенность (психология бедности) не дает сделать решающий шаг. В таких случаях наши занятия просто необходимы, и чем скорее, тем больше шансов получить финансовую и моральную независимость.

Есть 7 основных признаков, которые моделируют бедность на нашу судьбу. Вот эти признаки бедности и как с ними бороться:

1. Неумение сберегать и приумножать. Бедные люди работают не меньше богатых, но деньги они воспринимают только как средство для существования. Накопить капитал и инвестировать его они не могут в силу разных причин, но чаще всего это просто неуверенность в том, что «дело выгорит». Нужно развивать в себе уверенность в собственных силах. Человек должен быть готов к неудачам, но также он должен знать, что упорность всегда вознаграждается.

2. Нежелание расти. Обычно мы получаем образование, находим работу по специальности и остаемся там прозябать до конца дней своих, говоря юридически – до пенсии. Мы боимся сменить опостылевшую работу, скандального начальника, боимся собственной независимости – мы боимся расти. А всего-то нужно – открывать разные грани в себе, заниматься любимым делом и получать деньги с удовольствием.

3. Концентрация на выживании. Как бы ни было туго с деньгами, каждый человек должен изыскивать средства или способы для роскоши. В данном случае роскошь – понятие относительное, речь не идет о дорогих курортах, машинах и прочем. Человек не может свободно расти и развиваться, если он думает только о «хлебе насущном». Нужно регулярно устраивать себе праздники души.

4. Ожидание финансового чуда. Психология бедности. Бедные люди всегда ждут, что благосостояние само придет к ним на блюдечке на тарелочке. Отсюда берут истоки зависимости к азартным играм, вклады в заведомо провальные проекты. Но таким образом мы только приумножаем богатство обманщиков и магнатов азартного бизнеса. А сами вместе с капиталом теряем веру в себя.

5. Коммерческая жилка. Богатый человек интуитивно чувствует выгоду. Мы поражаемся достижениям некоторых людей, которые делают капитал на пустом месте или вообще в заведомо провальных проектах. Часто даже сам этот человек не может объяснить, как это произошло. А все дело в том, что все мы когда-то оказываемся в нужное время в нужном месте, но кто-то этого не замечает и проходит мимо, а кто-то выхватывает подаренный судьбой кусочек счастья.

6. Отсутствие креатива. Идею, способную принести деньги, придумать может не каждый. Но даже если придумал, разбогатеть нам мешает неумение генерировать свои идеи. Вот, казалось бы, идея лежит на поверхности, но осуществить ее нет возможности, средств, стартового капитала. Человек, сумевший стать богатым, не топил свои идеи в вине. Он шел к благодетелям, финансистам. Он убеждал, доказывал. Он получал бесконечные отказы, насмешки. Но он не останавливался, и в конце концов находил единомышленника или просто доброго спонсора.

7. Психология бедности. Нежелание действовать. Бедный человек не ищет решения для достижения цели, он ищет оправдания, мешающие получить желаемое. Мешать может все, что угодно: отсутствие образования, наличие семьи, немолодой или напротив, слишком юный возраст… А на самом деле это просто боязнь проявить себя, боязнь провала и насмешек, а то и осуждения со стороны.

В нашей Школе отношений серьезно рассматриваются вопросы финансового роста, Наши тренинги "Кого выбирают деньги" и другие, закладывают программу успеха и богатства на психологическом уровне. Мы не делаем человека богатым, он этого должен добиться сам. Мы убираем из вашей программы психологию бедности. Наша цель – сделать человека самодостаточным, чтобы у него были силы и уверенность добиваться цели. Судьба богатство дает каждому, но не каждый его берет. Нужно быть готовым вовремя поймать свою удачу.

Не можете определиться какой у вас уровень жизни, но не считаете себя богатым? А также хотите предупредить или вовсе избавиться от бедности, тогда вам нужно знать признаки бедности, по которым вы сможете сделать работу над ошибками. Человек сам строит свою судьбу и сам выбирает, как ему жить, бедно худо ли или же богато.

1. Жалость к себе.

Вы все еще плачете ночами, что у вас не удалась жизнь, что ваш муж не такой, как у вашей подруги и не покупает вам машину, шубу, украшения. Жалеете себя, потому что вы родились женщиной и у вас, поэтому судьба такая, что вам тяжело идти по жизни, заработать большие деньги, вам приходится делать много работы по дому и дети на вас? Или у вас возникает неизгладимое чувство жалости к себе, потому что вы мужчина и вам нужно зарабатывать деньги, на вас большая ответственность за себя и за семью? Перестаньте себя жалеть, от этого чувства, ваша жизнь лучше не станет, а только прибавятся негативные эмоции, разочарование и депрессия. А что в этом, собственно, хорошего?

2. Скупость или жадность.

Вы оглядываетесь по сторонам в поисках слова «акция», смотрите в интернете выгодные предложения и распродажи, нежелание оплачивать ребенку достойное образование, ограничение денежных трат на ребенка и на себя. Все это говорит о том, что привычка бедного человека у вас уже сформирована и сидит в вас настолько крепко, что только усердный труд над собой и своими качествами поможет вам избавиться от нее.

3. Нелюбимые дела или нелюбимая работа.

Каждый день вы встаете утром на работу с уже испорченным настроением, вам не хочется радоваться новому дню, потому что вы заранее знаете, что идете на работу, где вам придется заниматься нелюбимым делом? Срочно меняйте столь печальное положение вещей. Как альтернатива, можете взять отпуск или попробуйте , кто знает, может это перерастет в дополнительный и неплохой заработок.

4. Успех = деньги.

Многие люди, которые испытывают острую потребность в деньгах, таким образом, и думают. Они измеряют успешность человека количеством денежных средств, или же наоборот, считают, чем больше у человека денег, тем более он успешен. Доля истины в этом есть. Но что вам мешает становиться успешным, ставить перед собой реальные достижимые цели и выполнять их?

Читайте также:

5. Расходы превышают ваши доходы.

Если это про вас, и вы ничего с этим поделать не можете, то смело можете констатировать еще один признак бедности. Нужно учиться распределять свои расходы таким образом, чтобы у вас оставались денежные средства до зарплаты, и вам не нужно было бы прибегать к долгам или кредитам.

6. Все и сразу.

У бедного человека совсем отсутствует терпение в денежных делах. Такие люди заинтересованы в получении максимальной прибыли в короткий период времени. Это не только риск, а также вероятность того, что вам потом придется заплатить больше, нежели вы сможете приобрести. Поэтому к деньгам нужно относиться с уважением и терпением.

7. Жаловаться на жизнь.

Такая привычка отсутствует у человека богатого, он не ноет и не жалуется на жизнь, а решает проблемы и делает все, чтобы исключить неприятные моменты. Маленькая зарплата, нелюбимая работа, скупые клиенты, невнимательный начальник. Разве это не зависит от вас и ваших сил? Пробуйте исправить ситуацию и перестаньте жаловаться на жизнь.

8. Постоянное сравнение.

Вы сравниваете себя с людьми, которые добились большего, чем вы или своих родственников, с которыми не можете найти взаимопонимания. Сравнение хорошо только в том случае если вы делаете выводы и стремитесь к этому уровню, а не в том случае, когда приходите к осознанию того, что вы хуже.

9. Богатство измеряется в деньгах.

А как же внутренний мир, внешняя красота, наличие любимого супруга и дети, живые и здоровые родители. Неужели вам это уже не приносит счастья? Разве вы думаете, если станете финансово обеспеченным человеком, то ? Богатство, в первую очередь измеряется счастьем и здоровьем, деньги, конечно важный критерий, но второстепенный.

10. Абстрагирование от внешнего мира и от семьи.

Если вы часто уходите «в себя», прибываете в состоянии депрессии, унылости и у вас нет никакого желания близко общаться с родными людьми, то вы бедный человек. И бедный не только потому, что у вас нет денег, а потому что у вас есть семья, а вы ей не дорожите и не цените ее. Запомните, дети вырастают, мужья и жены уходят, а родители не вечны. Начните с этого момента жить и ценить все, что у вас есть.

ОДОБРЕ́НИЕ , ПОХВАЛА ́ − 1. Наименование этикетной ситуации общения и соответствующего речевого жанра, когда выражается положительная оценка адресата: его качеств, поступков, лиц и предметов, входящих в его личную сферу. 2. Стандартные выражения, с помощью которых стереотипно осуществляется О., П.

О., П., как правило, исходят от старшего (по возрасту, статусу, роли) к младшему или к равному, поэтому соответствующие выражения нередко оформлены в ты-формах общения. В деловой сфере начальник одобряет подчинённого и в Вы-формах.

В центре внимания произносящего О., П. находится адресат, поэтому выражения содержат дейктические указания адресации: Вы хорошо поступили ; Ты молодец (при перформативном «я»: Я одобряю ваш поступок ).

О., П. относятся к положительно оценочным речевым интенциям и противопоставлены неодобрению, упрёку и т.п., выходящим за рамки речевого этикета.

Основные выражения О., П.: Одобряю (ваше решение, твоё поведение и т.д.); Хвалю тебя (твою находчивость, твой энтузиазм, неординарность решения и т.д.).

Выражение желания говорящего похвалить адресата является фактическим речевым действием О., П., нередко с последующим уточнением: Хочу тебя (Вас) похвалить ; Хотел
(-а) бы похвалить тебя (Вас) за это поступок
; Могу похвалить тебя (Вас) за проявленное упорство ; Не могу не похвалить тебя (Вас) за находчивость ; Ты (Вы) хорошо (правильно , разумно , великодушно , справедливо и др.) поступил (-ла, -ли); Ты (Вы) всё сделал (-и) как нельзя лучше; Ты (Вы) поступил (-ла , -ли) правильно (хорошо, разумно и мн. др.); Твой (Ваш) поступок достоин одобрения/похвалы ; Ты (Вы) молодец (умница) , хороший человек (настоящий друг и др.); Ты (Вы) находчивый человек ; Ты (Вы) поступил (-ла, -ли) находчиво ; Молодец! Умница! (к мужчине и женщине).

О., П. обстоятельств, ситуации в целом: (Это ) хорошо! ; (Это ) прекрасно (великолепно, чудесно, здóрово и т.д.)! ; Как это справедливо! ; Это так правильно! ; Лучше не бывает (не придумаешь, трудно придумать )!; Всё сложилось (так) удачно! и мн. др.

О., П. как поощрение к продолжению подобного поведения: Всегда так поступай
(-те)
; В подобных обстоятельствах (в сходной ситуации) веди (-те) себя так же (поступай (-те) так же правильно (хорошо , находчиво , разумно и т.д.); Каждый раз отвечай (-те) подобным образом и мн. др.

О. как оправдание поступка: В таких условиях ты (Вы) принял (-ла, -ли) единственно правильное решение ; В этой ситуации ты (Вы) проявил (-ла, -ли) находчивость (смекалку, разумность и т.д.); В этом случае ты (Вы) вел (-а, -ли) себя разумно (взвешенно, достойно и т.д.); Тебе (Вам) не в чем себя винить, в этих обстоятельствах ты (Вы) нашли (-шла, -шёл) правильный выход.

Основные выражения ответных реплик: Спасибо за одобрение, похвалу ; Спасибо, что одобряете мой поступок (моё поведение, решение) и т.д.; Постараюсь и дальше так поступать; Постараюсь оправдать ваше доверие ; Постараюсь вас не подвести и др.

Лит. : Акишина А.А. , Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А. , Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1986;Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

Н.И. Формановская

ОККАЗИОНАЛИ́ЗМЫ (от лат. occasionālis − ‘случайный’) − речевые единицы, создаваемые под влиянием контекста или речевой ситуации для уточнения смысла, для выражения экспрессии, часто комического или иронического характера, и традиционно относимые за пределы литературной лексики.

О. активно исследуются отечественными языковедами с середины ХХ в. (В.В. Виноградов, И.И. Смирницкий, Е.А. Земская, В.П. Изотов, Л.П. Крысин, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, И.С. Улуханов, Э.И. Ханпира, Н.М. Шанский, Н.А. Янко-Триницкая и др.). В лингвистике сложились две основополагающие концепции понимания О. С точки зрения первой концепции (В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Н.А. Янко-Триницкая), в состав О. включаются все одноразовые слова, создаваемые в речи в определённой ситуации и с определённой задачей, независимо от того, образованы они по имеющимся в языке моделям (как потенциальные слова, напр.: отстрельный Профессия адвоката становится отстрельной (Аргументы Неделi. 2009. № 4)) или с их нарушением (как индивидуально-авторские образования, напр.: зооАД . Нужно ли жалеть зверей в зоопарке? (АиФ. 2008. № 21)).

Согласно другой концепции (Е.А. Земская, Э.И. Ханпира, Р.Ю. Намитокова), О. признают индивидуально-авторские новообразования, противопоставляя окказиональные слова потенциальным словам. «Слова потенциальные создаются по наиболее продуктивным типам, заполняя пустые клетки словообразовательных парадигм, т.е. они реализуют действие законов словообразования. <…> Окказионализмы – нарушители законов (правил) общеязыкового словообразования. Они используют бездействующие, мертвые аффиксы или «не те» основы (ср. обычные слова пошлятина, серятина и окказионализм брошюрятина ») [Земская 1992: 180]. Иными словами, О. создаются посредством намеренного, осознанного нарушения правил языка с целью привлечь внимание к игре с формой и смыслом речи. Эта игра, что очень важно, ориентирована на адресата и должна быть понятна ему. Именно вторая концепция считается в настоящее время наиболее распространённой. Приведём контексты, содержащие индивидуально-авторские О.: АиФигенное шоу! «Аргументы и факты» отметили День города в центре Москвы (АиФ. 2008. № 37); Пока ВАНКУВЕРкаемся (АиФ. 2010. № 7) и мн. др.

Л.Г. Лыковым была разработана система признаков О.: принадлежность к речи, ненормативность, творимость (невоспроизводимость), словообразовательная производность, функциональная одноразовость, зависимость от контекста, экспрессивность, номинативная факультативность, синхронно-диахронная диффузность, новизна, индивидуальная принадлежность.

Отечественными лингвистами (Е.А. Земской, В.П. Изотовым, Н.А. Николиной, И.С. Улухановым, В.В. Панюшкиным и др.) описаны специфичные для порождения О. способы и приёмы. Так, Е.А. Земская выделяет: междусловное наложение (каламбурильщики – каламбур + бурильщики), контаминацию (компью-терроризация – компьютер + терроризация), слияние («Самсебяиздат »), образования по конкретному образцу (крикаин , ср. с новокаин ), построение слов с вымышленными корнями (пумпляндия ), использование начальных согласных (гнеобычные гновости о гномах ), «словообразовательный куст» (Злодислав Злодиевский , Злодеюга , Злодеюрка , Злодеёчек и др.), высвобождение аффиксов и других частей слова (Ларингологи, невропатологи и прочие ологи ), использование аффиксов в качестве базовых основ (Приём «измизации» ), каламбурные и паронимические игры со словом (Что же вы сегодня не пивучий – мало чая пьёте ).

Список способов и приёмов создания О., выделенных в настоящее время, нельзя считать окончательным, сегодня практически в каждой газете имеют место О., выполняющие роль мощного средства художественной выразительности и языковой игры.

Намеренное использование О. в вышеозначенных целях есть риторический приём (приём речевой выразительности), т.к. является прагматически оправданным отклонением от лексической нормы. Такое отклонение от нормы может быть связано 1) с созданием нового, окказионального слова (О. словообразовательного типа) или 2) с созданием нового, окказионального значения слова, присутствующего в узусе (О. семантического типа). Напр.: <…> Всеобщая погонофобия конца 80-х годов представляется мне неизбежной. В ней были заинтересованы слишком многие: и внутри страны, и за рубежом (ЛГ. 2004. № 7); «Отомстим за Пал Палыча» – с такими словами бросились вперёд футболисты клуба «Ильинка», президентом и главным бомбардиром которого является Павел Бородин. <…> Короче говоря, объединённая команда «Интерросса» и «Комсомольской правды» в этом бородинском сражении отбивалась практически одними «золотыми перьями» – силами журналистов нашей газеты (КП. 29.01.2001).

В современной газетной публицистике О. выполняют прежде всего экспрессивно-оценочную функцию: А ещё люди в погонах должны воевать в Чечне с сепаратистами, порождёнными не кем-нибудь, а тогдашними кремлевскими геопаралитиками (ЛГ. 2004. № 7); Берёза – дерево эпохи городских люмпенов и оторвавшейся от родных корней образованной черни, которую можно назвать люмпеллигенцией (ЛГ. 4.01.1991); функцию рекламно-номинативную: ТелевЕдение (ЛГ. 2005. № 25, название рубрики), а также функцию развлекательную: Предсказамус 2001 г. Экономический прогноз «МК» на новый год (МК. 22.02 01.03.2001, заголовок); Кандидат неук Деятель халтуры Мультикоалиционные фильмы Достопримелькавшаяся личность Сю-сюреализм Болееилименееутоляющее средство Застёгнутые врасплох Душевноблатной Густобрех Срамодовольство Словопохотливый Подмазанник божий Кривотёлки (ЛГ. 2002. №10).

В таком малоформатном жанре, как анекдот, комический эффект может достигаться намеренным использованием просторечий, выполняющих роль, аналогичную О.: Стройбат. Прапорщик: – Сегодня мы будем носить люминёвые трубы. Рабинович из строя: – Не люминёвые, а алюминиевые! – А самый умный Рабинович будет носить чугунёвые трубы! (ТД. 2001. № 16).

Лит. : Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997; Бельчиков Ю.А. Окказионализмы // Культура русской речи: Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991; Земская Е.А. Изотов В.В. , Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Орёл, 1997; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д, 2010; Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: Словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Попова Т.В. , Рацибурская Л.В. , Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие. М., 2005;Хан-Пира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972.

И.В. Евсеева, А.П. Сковородников

ОККАЗИОНА́ЛЬНОЕ СЛОВОТВО́РЧЕСТВО КАК СРЕ́ДСТВО ВЫРАЗИ́ТЕЛЬНОСТИ. Окказионализмы (или окказиональные слова) обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований. Как отмечает Е.А. Земская, производные слова, не зафиксированные словарями и грамматиками, часто могут оцениваться как средство выразительности, как стилистический приём. Этим признаётся право пишущего или говорящего на словотворчество [Земская 2000].

Под выразительными средствами языка принято понимать такие морфологические, синтаксические и словообразовательные формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи, а под выразительностью – оригинальность, неповторимость, неожиданность, что раскрывает креативные способности человека, т.е. потребности в творчестве. К средствам языковой выразительности можно отнести окказионализмы, представляющие собой творческие новообразования, созданные по неузуальным языковым моделям и направленные на намеренное, осознанное нарушение правил языка с целью привлечь внимание к речи как игре с формой и смыслом.

В настоящее время публицистические тексты пестрят окказионализмами, привлекающими внимание читателей. Журналисты стремятся использовать всевозможные языковые и внеязыковые средства, обладающие ярко выраженной экспрессией. Экспрессивным считается то, что нарушает привычные нормы словопроизводства, стилистики, лексической сочетаемости, композиционного построения и поэтому обращает на себя внимание. Языковое творчество современных публицистов, артистов сатирического жанра, да и просто людей, тонко чувствующих язык, свидетельствует о том, что возможности языковой системы значительно шире литературной нормы.

Сознательное использование автором им самим придуманных слов должно быть содержательно, эстетически значимо и экспрессивно: «Ценность словотворчества, как и использование всякого формального приёма, определяется уместностью его применения, соответствием художественному заданию и целостности произведения» [Земская 1992: 184]. Напр.: Про(и)зрачная комиссия (АиФ-Черноземье. 2002. № 8); ОБРУЧённая на успех в художественной гимнастике! (АиФ. 2011. № 22) и др.

Несмотря на то что подобные образования не создают речевую базу, а находятся на её периферии, сама возможность их появления в речи отражает специфический характер лексико-словообразовательной системы. Создание новых ярких, запоминающихся слов, часто с намеренным нарушением языковой нормы, становится явлением достаточно широким и активным, поэтому желательно не только обращать внимание учащихся школ, студентов на окказиональное словотворчество, но и учить их созданию индивидуальных новообразований, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков и повысит интерес к русскому языку как учебной дисциплине.

Лит. : Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. М., 2001; Земская Е.А. Введение // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 2000; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Ипполитова Н.А. , Князева О.Ю. , Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. Мн., 1997; Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования: словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999; Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972; Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония: монография. Ставрополь, 1989.

И.В. Евсеева

ОКСЮ́МОРОН (ОКСИ́МОРОН) (от др.-греч. όξύμωρον − ‘остроглупое’), – в традиционном понимании – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоречащих друг другу по смыслу слов, связанных определительными отношениями. В О. в результате соединения несовместимых с логической точки зрения понятий рождается новое сложное понятие или представление, призванное передать противоречивость и/или сложную природу объекта изображения. Напр.: Живой труп (название пьесы Л.Н. Толстого); Тишина стоит из века в век – синяя, громовая , густая (Ю. Кузнецов); Одно слово – Сибирь: богатая бедность , широкая узость , ликующая неприютность (В. Распутин); Худосочный богатырь подведёт под монастырь (АиФ. 2000. № 41).

Основной грамматической конструкцией (моделью) О. является словосочетание из стержневого слова – имени существительного и зависимого от него имени прилагательного (примеры см. выше), но достаточно употребительны и другие модели, напр., стержневое имя существительное + управляемое имя существительное: Я весь – исчадие добра , / В душе лишь радужные краски (ЛГ. 2007. № 16); слово категории состояния + инфинитив: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой (А. Ахматова) и др. (подробнее см. [Культура русской речи… 2003: 386–388]). Принцип оксюморонной сочетаемости распространяется, с одной стороны, на предикативные сочетания слов: Воистину этот мертвец более живой , чем тысячи и тысячи людей, проходящих по земле, как тени, которые только кажутся живыми! (Д. Мережковский), с другой стороны, на сочетания корневых элементов сложносоставных слов: Она – бесовско-ангельская рожица / Со мной всегда держалась недотрожисто <…> (Е. Евтушенко).

В публицистике О. часто используется в эмоционально-оценочной функции (преимущественно иронического или сатирического содержания), напр.: О ЕГЭ, как о покойнике, или ничего, или совсем ничего. Потому что сей неугомонный мертвец – всё ещё «как бы жив» (ЛГ. 2007. № 29); Он пригласил своего адвоката Клавдию Синицыну, женщину мужского рода (ЛГ. 2003. № 26).

С точки зрения теории Риторического приёма (см.), О. можно определить как разновидность Паралогических риторических приёмов (см.), поскольку он представляет собой намеренное и прагматически (прежде всего – стилистически) значимое отклонение от логического закона непротиворечия.

Лит. : Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М., 2004; Егорченко О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: КД. Абакан, 2006; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Курегян Г.Г. Лингвопрагматический статус оксюморона: на материале русского языка: КД. Пятигорск, 2007; Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М., 1979; Щербаков А.В. Оксюморон // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.

А.П. Сковородников


Похожая информация.