Проблемы в школе: над ребенком издеваются одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках “хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и “выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: “Почему Дюймовочка ушла?”, “Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”


Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет “я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики.

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает “сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений.

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

    Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

    Воспитывать силу характера отчуждением : ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.

    Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной . В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

    Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года , когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении . Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением , у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью “крутой” команды , которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.

Роман, детский психолог,
эксперт курса

Ребенка обижают в школе? Ему трудно постоять за себя? Станьте для него Другом и помогите решить эту проблему — она преодолима!

Почему дети становятся объектами насмешек?

Казалось бы, откуда берется детская жестокость? Ведь малыши рождаются такими невинными, беззащитными… Откуда в них столько зла, что они с удовольствием травят своих одноклассников и смеются над беспомощными?

На самом деле – это реалии нашего времени. Обычный ребенок каждый день по телевизору видит тысячи сцен насилия и насмешки над слабыми. Он за одну только минуту компьютерной «стрелялки» может «убить» несколько противников. И он воспринимает это как норму. Плюс агрессивное поведение главы семьи, какое сегодня – не редкость. И уж поверьте, если такой ребенок в школе сам не станет объектом насмешек, то уж с удовольствием присоединится к другим и с ними будет обижать другого ученика. За редким исключением.

Но что делать, если в классе невзлюбили именно вашего ребенка? Игнорировать? Не стоит. Порой последствия такой проблемы могут быть непредсказуемы. Так, например, известного серийного убийцу Чикатило травили в детстве его одноклассники. И его мать не только не вмешивалась, но еще и способствовала неким образом. В итоге, когда Чикатило одноклассники в очередной раз сильно избили и поиздевались, у него в прямом смысле «поехала крыша»…

В этой истории есть одно «но» – у мальчика не было поддержки со стороны взрослых. А это очень важно. Возьмем другой пример – детство известнейшего писателя Стивена Кинга. Над ним тоже издевались в школе, причем жестоко. Но каждый день после уроков он приходил домой, открывал дверь и окунался, по его словам, «в море любви». Его мама просто обожала сына и всячески поддерживала его. Поэтому Кинг не только не сломался морально, но еще и смог стать настоящей звездой и одним из самых богатых людей мира.

Если вы уже читаете эту статью – значит, поддержка у вашего ребенка уже есть. Проблема школьного насилия вполне решаема, важно только знать, как и что нужно делать.

Над какими детьми обычно смеются?

Удивительно, но как только в класс приходит новичок, любой учитель уже с первых минут знакомства может однозначно сказать – будет ли новенький лидером, душой компании, тихоней или же над ним будут смеяться. И дело здесь даже не в профессиональном чутье. На самом деле можно выделить определенную категорию детей, которые чаще всего становятся объектом для насмешек сверстников:

  • дети, обладающие яркой нетипичной внешностью, отличающиеся от других. Это рыжие, слишком высокие или низкие по росту мальчики, угловатые нескладные девочки-подростки, прыщавые, толстые или просто имеющие какой-то заметный дефект внешности;
  • дети, которые «забиты», у которых, простым языком говоря, на лбу написано «меня можно обижать». У них неуверенная походка, запуганный взгляд, крайне вялая реакция на тычки и оскорбления от одноклассников. Такие дети часто становятся «мальчиками для битья»;
  • дети, которые отличаются довольно агрессивным поведением и сами нередко начинают конфликты. Особенно ярко они реагируют на любой недружелюбный взгляд и становятся вскоре «местными клоунами», которых другим детям даже интересно лишний раз раззадорить;
  • дети, которые отличаются природной медлительностью, невнимательностью и отсутствием быстрой реакции. Таких детей любят разыгрывать и подшучивать над ними;
  • дети, которые отличаются неаккуратностью, опаздывают на уроки, плохо учатся и бедно одеты. Часто эти детки – из неблагополучных семей.

Конечно, даже самый хороший ребенок, который умеет дружить и уверен в себе, может стать объектом издевательств со стороны своих одноклассников. Поводов может быть множество – глупая ошибка, рассказанный подруге секрет, который тут же «облетел» весь класс, и даже признание в любви. Конечно, такая «война» может быть недолгой, но что тогда говорить о детках, у которых рыжие волосы, или слишком худое телосложение, или неблагозвучная фамилия, например?

Дети по своей натуре жестоки, и за счет унижения других пытаются возвыситься в собственных глазах. Впрочем, как и взрослые.

Стоит ли вмешиваться?

Вмешиваться в такую ситуацию однозначно нужно. Ведь детская жестокость иногда не имеет границ. Одно дело, если ребенка просто периодически подкалывают или обзывают, но нередки сегодня случаи, когда разошедшиеся подростки заставляют пить своих жертв бензин или даже прыгать с крыши. Виновен в таких случаях больше стадный инстинкт – лидер выдумывает опасную затею, а другие участники ему поддакивают. В это же время лидер, почувствовав поддержку, идет еще дальше, и круг замыкается.

Поэтому, чтобы избежать трагедии и не пустить дело на самотек, помочь ребенку нужно обязательно. Но все зависит от возраста. Так, если обижают младшего школьника, в этом случае достаточно поговорить с учителем или припугнуть сорванцов. Взрослый для обидчиков в этом возрасте – еще авторитет. А вот прибежать в класс к сыну-подростку и начать кричать на его одноклассников будет не только бесполезно, но еще и может спровоцировать еще большие насмешки над «маменьким сынком».

В этом случае очень важно поговорить с самим ребенком и задать ему вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы я вмешалась в эту ситуацию? Нужна ли тебе помощь такого рода, или ты уверен в своих силах и справишься сам?». Обычно дети отвечают на этот вопрос искренне. Если ребенок решил, что справится сам, поддержите его верой в его силы.

Одним из неплохих вариантом может стать разговор с главным заводилой (а в каждой ватаге обидчиков всегда есть лидер). Лучше, если с ним побеседует старший брат ребенка или по просьбе соседский более старший мальчик из той же школы. Нужно, чтобы он словесно припугнул забияку и дал понять, что нападки на других ему с рук не сойдут. Но – только словесно. Когда лидер обидчиков поймет, что за свои действия можно в будущем получить от кого-то более старшего, он предпочтет успокоиться и больше не оскорблять своего одноклассника. Ведь главная причина детской жестокости – безнаказанность.

Стоит ли переводить своего ребенка в другой класс или школу?

Многие родители, как только их ребенок сталкивается с насилием в школьных стенах, стараются сразу перевести свое чадо в параллельный класс или даже школу. Конечно, в какой-то мере это решает проблему, на время. Но стоит в таком случае подумать над такими моментами:

  • легко ли будет ребенку адаптироваться к новому коллективу, если в прошлом он «потерпел поражение»?
  • как он объяснит своим новым одноклассникам, почему пришлось сменить место учебы?
  • что будет делать ребенок, если его новые друзья узнают, что в прошлой школе его били или унижали (а мир тесен)? Куда тогда нужно будет бежать?

Поэтому, если ситуация еще не критична, лучше заранее предпринять меры и попробовать решить проблему на месте.

Как помочь своему ребенку если его обижают в школе?

Обратите внимание на многих лидеров классных коллективов. Нередко они сами имеют изъяны внешности – полные, слишком высокие, с оттопыренными ушами… Ведь огромное значение имеет внутренняя сила духа, смелость, умение противостоять проблемам. Так, дети, которые открыты для насмешек и не умеют психологически защищаться, относятся к категории виктимных. А виктимность – неумение дать отпор или, напротив, привычка провоцировать конфликт – нужно преодолевать. Ведь ребенку еще жить среди людей, а этому нужно учиться.

1. Игры

Ребенка, которого обижают в школе, крайне желательно занять профессионально какой-нибудь спортивной игрой. Пусть это будет футбол, который научит социальным законам взаимодействия среди людей, баскетбол, который разовьет мускулатуру и поможет выглядеть солиднее, и даже шахматы, которые научат стратегическому мышлению, да и отвлекут от грустных мыслей.

2. Книги и фильмы

Специально для своего обижаемого чада желательно подобрать специальные фильмы (таких много американского производства) и книги, где главный герой терпел насмешки в школе и смог это преодолеть. Ребенок посмотрит и прочитает подобные истории с удовольствием, воодушевится и возьмет для себя интересные идеи.

3. Занятия с психологом

Если ребенок согласен пообщаться с психологом, то лучше такого специалиста найти. Он однозначно поможет побороть неуверенность в себе, возможно, найдет причины непопулярности ребенка в классе и даст дельные советы.

4. Круг друзей

Очень важно, чтобы у ребенка был свой круг друзей, пусть даже вне школы. Их он может найти в кружке или спортивной секции, и даже во время общения по скайпу с другими игроками какой-нибудь виртуальной игры. Очень важно, чтобы ребенок приобретал положительный опыт общения с другими сверстниками, и постепенно переносил его на общение с невзлюбившими его одноклассниками. А на все выпады старался отвечать юмором и спокойствием.

Что делать, если насмешки продолжаются?

Конечно, не все в этой жизни – в наших руках. Возможно, в крайних случаях ребенка все-таки придется перевести в другую школу или на обучение на дому. В любом случае оставлять ситуацию как есть не нужно. Не получился один способ – ищите другой. Но знайте, что многие из современных звезд шоу-бизнеса с содроганием вспоминают свои школьные годы, но все же смогли добиться невероятной популярности и найти счастье. А вот их обидчики в большинстве своем живут серой жизнью, борются с безденежьем и пьянством своих половинок и страдают от насилия и насмешек других (таков непреложный жизненный закон бумеранга – все наши поступки и действия по отношению к другим людям обязательно однажды вернутся к нам самим).

Школьные годы – это еще не вся жизнь, и даже не самая значимая ее часть. Если ребенка обижают одноклассники – не превращайте это в трагедию. Объедините с сыном или дочерью усилия, пробуйте предложенные методы, научите ребенка психологической стойкости и уважению к самому себе, помогите ему быть не чьей-то жертвой, а Личностью. У вас обязательно получится решить эту проблему! И это будет победа, которую ваш ребенок запомнит на всю жизнь.

Школа — это не только место для обучения, но и настоящее испытание для любого ребенка, особенно, если он скромен от природы. Как вести себя, когда тебя игнорируют — вопрос очень серьезный, и решить его можно сразу же несколькими способами.

Причины, по которым ребенка могут игнорировать в школе

«Одноклассники со мной не разговаривают, как себя вести; игнорирует коллектив, что делать?» — такими вопросами очень часто задаются современные школьники, столкнувшиеся с жестокостью школьных друзей. Правильное поведение в такой ситуации может стать залогом быстрого разрешения конфликта, но перед тем, как менять алгоритм действия, следует разобраться в причинах проблемы. Их может быть очень много, но чаще всего всеобщая нелюбовь сваливается на ребенка в том случае, если он оказался новичком в коллективе. Также игнорирование одноклассников может быть вызвано тем, что ребенок ведет себя странно, выбиваясь из общей модели поведения.

Если ребенок странно одевается или разговаривает, игнорирует то, что в классе признано модным и важным, его практически точно будут обижать окружающие С подобной проблемой можно столкнуться и в том случае, если ребенок растет в неблагополучной семье и не может похвастаться хорошими вещами или техникой. Зачастую дети обижают тех, кто находится ниже их по социальной лестнице, стараясь утвердиться за счет несчастного школьника.

Иногда причиной конфликта наоборот становится зависть со стороны других детишек. Если ребенок преуспевает в учебе, может похвастаться хорошей одеждой и привлекательной внешностью, у него обязательно появятся недоброжелатели среди других учеников. В такой ситуации нужно научиться поворачивать ситуацию так, чтобы собственная успешность оборачивалась авторитетом среди одноклассников, а не ненавистью и бесконечными конфликтами.

Причины могут быть и более редкими. Так, например, если ребенок перешел дорогу ученику, обладающему авторитетом в классе, его может настигнуть всеобщая ненависть. Иногда с подобной проблемой сталкиваются скромные, замкнутые дети, которые не могут ответить своим обидчикам.

Обычно психологи советуют выявить ключевую причину, из-за которой возникла проблема, и только после этого приниматься за разрешение конфликта.

Способы борьбы со всеобщим игнорированием в школе

Выявив проблему, из-за которой страдает ребенок, нужно переходить к способам ее устранения. Чаще всего игнорирование и ненависть со стороны одноклассников возникает из-за физических недостатков ребенка. Если малыш имеет лишний вес или какие-то проблемы с речью, то скорее всего, над ним будут всячески издеваться в классе. В такой ситуации родителям следует записать малыша к логопеду или же отправить его в спортивный зал, чтобы избавиться от лишнего веса.

В том случае, если проблема возникла из-за излишней скромности или замкнутости ребенка, необходимо постараться хотя бы немного изменить его характер. Записав школьника в новые секции, познакомив его с приятелями по интересам, родитель сможет помочь малышу стать более общительным.

В такой ситуации очень важно не проявлять излишнюю слабость: если школьник будет плакать из-за того, что его игнорируют или попытается извиниться перед собственными обидчиками, его авторитет вряд ли в будущем восстановиться. Ребенку необходимо играть по правилам своих обидчиков, то есть игнорировать их, также, как они игнорируют его. На этом фоне следует повышать успеваемость школьника, сменить его гардероб и манеру поведения на людях. Обычно все это помогает вывести ребенка из числа аутсайдеров, повысив его значимость в классе.

Очень часто подростки обижают тех детей, которые только недавно перешли в новую школу и еще не успели здесь освоиться. В такой ситуации психологи советуют не проявлять пассивность: чем лучше ребенок зарекомендует себя в классе, тем выше будет его авторитет. Первые пару недель окажутся очень сложными, но если ребенок проявит активность и свои таланты, то его сразу же примут в новом коллективе. Если же адаптация не произошла в первые три месяца, то вряд ли в будущем это случится.

В случаях, когда ребенок оказывается в новом коллективе, помочь в адаптации может учитель. Для этого преподавателю необходимо пересадить новичка к самому активному ученику в классе или записать его в популярную секцию. Все это поможет ребенку в адаптации и заметно улучшит его положение среди одноклассников. Родителям также необходимо поддерживать ребенка, оказавшегося в новой школе, а иначе школьник замкнется, что скажется и на его оценках.

Обычно в классе не бывает одного изгоя, и одноклассники предпочитают игнорировать сразу нескольких детишек. Ребенку стоит объединиться с такими изгоями, чтобы вместе справиться со всеобщей нелюбовью. Вдвоем или втроем противостоять игнорированию со стороны школьных товарищей будет гораздо проще. К тому же, дружба придаст ребенку внутренних сил и поможет ему забыть про ненависть окружающих.

Психологи советуют не обращать внимания на козни обидчиков, стараясь акцентироваться на учебе. Зачастую игнорирование или издевательства окружающих возникают только из-за того, что ребенок бурно реагирует на все происходящее. Если же школьник проявляет спокойствие, несмотря на всеобщую ненависть, то и окружающие постепенно откажутся от прежней стратегии действий.

Еще один совет, который часто дают психологи — это найти зачинщика конфликта и организовать разговор с двумя сторонами. В этом случае, учителю следует пригласить родителей двоих детей и переговорить с ними о сложившейся ситуации. Чтобы наладить хорошие отношения между одноклассниками, их можно посадить за одну парту или отправить в одну секцию. Вынудив детей общаться, родители сотрут прежнюю ненависть между ними, что в итоге скажется и на положении вчерашнего аутсайдера в классе.

Понять, что ребенка игнорируют или обижают в классе бывает несложно, ведь обычно малыш начинает грустить, замыкается в себе, и с куда меньшей охотой отправляется на уроки. В такой ситуации родители должны проявлять максимальную любовь и поддержку по отношению к своему чаду. Чувствуя всеобщую ненависть в школе, ребенок должен понимать, что хотя бы дома его всегда поддержат и поймут. Если малыш отказывается разговаривать со взрослыми, то инициативу в беседе следует взять на себя. Маме следует рассказать про свои примеры конфликтов в школе, а отец может научить ребенка тому, как постоять за себя. Школьник должен понимать, что краткосрочный конфликт с одноклассниками — это далеко не конец света, и в жизни случаются куда более серьезные проблемы.

Однако проявлять чрезмерную активность в разрешении детских конфликтов не стоит. Если родители начинают бегать в школу, разбираться с детьми и учителями, это только негативно повлияет на репутацию школьника-изгоя. К тому же, ребенок уже сейчас должен учиться самостоятельно решать собственные проблемы без помощи родителей. Функция взрослых в таком детском конфликте должна ограничиваться моральной поддержкой и не более. Если же ребенка начинают избивать в школе, то тут уже необходимо вмешательство со стороны взрослых.

В корне неправильная позиция — терпеть обиды и все время подставлять другую щеку. Если конфликт с одноклассниками переходит все возможные границы, школьнику необходимо проявить характер, высказать все, что накипело, но не терпеть всеобщее молчание. Если одноклассники от игнорирования переходят к тумакам, то и ребенку нужно действовать, отвечать своим обидчикам. Пассивность в данной ситуации губительна, поскольку она может обернуться серьезными психологическими последствиями.

Конфликты с одноклассниками очень часто негативно сказываются на успеваемости ребенка, на его самооценке и характере. Именно поэтому конфликт не стоит игнорировать, ведь чем раньше его удастся разрешить, тем лучше будет для самого школьника.

С игнорированием со стороны одноклассников сталкивались многие школьники, но это совсем не повод опускать руки и страдать из-за уязвленной самооценки. Чем скорее ребенок проявит характер, тем будет лучше, ведь тогда конфликты с одноклассниками не скажутся ни на психологическом состоянии ребенка, ни на его успеваемости.

Возраст: 12 – 15 лет

Настоящее имя супергероя, скрывающегося под маской Человека-муравья – Скотт Лэнг. У него есть дочка Кэсси, она ходит в старшую школу. Для Скотта нет ничего дороже его ребенка. И тут вдруг возникает угроза именно для нее: из тюрьмы сбежал бывший подельник Скотта. Теперь есть опасность, что он будет охотиться не на самого Человека-муравья, а на его дочку. Сможет ли Скотт защитить ее? Какой ценой?

Очередная книга о герое из вселенной Marvel даже взрослым может показаться интересной. Признайтесь, вы ведь присматриваете за похождениями супергероев?

Отзыв родителей: «Замечательное продолжение истории Человека-муравья и его семьи! Отличное чтиво, которое подойдет и для семейного чтения, и для родителей».

«Дневник слабака. Предпраздничная лихорадка», Джефф Кинни

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 12 – 16 лет

Это уже шестая часть дневников. Эти книги, состоящие из коротких историй о мальчишке-школьнике, зачитывают до дыр дети во всем мире. Еще бы! Ведь у Грега Хэффи опять проблемы. Кто-то напакостил в школе, а под подозрение попал, конечно, Грег. А тут еще снежная буря, из-за которой мальчишка оказывается заперт в собственном доме вместе с родителями и надоедливым младшим братом. Для мальчишки наказаниям ужаснее трудно придумать.

Кстати, формат книги тоже подкупает: разлинованные странички, веселые рисунки. Но, несмотря на кажущуюся легкость, есть, о чем подумать: отношения родителей и детей, братьев и сестер.

Отзыв родителей: «Эта часть очень порадовала: весело и непринужденно. Взрослым серьезным тетенькам и дяденькам эта книга подойдет как нельзя лучше. Иногда можно посмотреть на себя со стороны!»

«Таинственные расследования Салли Локхарт. Рубин во мгле», Филип Пулман

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 16 лет

Главная героиня книги, 16-летняя Салли Локхарт, - девушка, на которую хотели бы быть похожи многие девчонки. Она необыкновенно красива, умеет скакать на лошади и метко стреляет из револьвера, и даже разбирается в бизнесе получше некоторых взрослых. Правда, литературу совсем не знает. Как и языки, и музыку. Но это все наживное. Салли рано осталась сиротой – ее отец погиб при загадочных обстоятельствах. Теперь опасность грозит и ей тоже. Сумеет ли она спастись, зависит только от нее – сумеет ли Салли разгадать мрачную тайну, нависгшую над ней.

Отзыв родителей: «Для 12-летнего подростка – прекрасная книга. Сюжет, полный интриг, идеальная главная героиня, немного мистики и тайны и много приключений. Дочка читала взахлеб».

«Страна сказок. Авторская одиссея», Крис Колфер

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 6 – 13 лет

Вот это противостояние! С одной стороны – Человек в маске, который собрал армию книжных злодеев, и взял в плен все королевские семьи. Он твердо намерен разделаться со скзаочными правителями и провозгласить себя великим императором всех королевств. С другой – Алекс и Коннер Бейли, которые понимают, что несметное войско Человека в маске им не победить. Ведь на его стороне Злая ведьма Запада, Червонная королева и капитан Крюк. Зато у ребят есть воображение – с его помощью они отправляются в путешествие по произведениям Коннера, чтобы собрать свою армию. На их стороне теперь пираты и киборги, супергерои и мумии.

Отзыв родителей: «Сыну 11 лет. Начал читать книги из этой серии, когда ему было 10, и сразу стал поклонником! Я и сама читала, осталась довольна. Каждую следующую книгу ждем с нетерпением всей семьей. Спасибо автору за то, что мой сын полюбил чтение!»

«Принцесса под прикрытием», Конни Глинн

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 14 лет

Книга из серии «Хроники Роузвуда». Главная героиня – Лотти Тыквен, обычная девчонка четырнадцати лет. Она всегда мечтала немножко побыть принцессой. А ее ровесница Элли Вулф, - как раз принцесса, и ей страшно хочется побыть обычным подростком. И вот однажды они оказываются соседками по комнате в старинной школе Роузвуд-Холл. Там и начинается их таинственная история. Добро пожаловать в Роузвуд-Холл.

Кстати, автор серии, Конни Гленн, начала писать книги, когда ей было шесть лет. У нее есть свой канал на YouTube, который называется «Лапшинелла» - он посвящен комиксам, видеоиграм, косплею, анимации, и другим увлечениям Конни.

Отзыва родителей пока нет: книга совсем новая, в России она только-только вышла в печать. Кстати, автор ее очень молода, девушке всего 24 года. Так что Конни Глинн наверняка еще помнит, чем заинтересовать юных читателей.

«Одд и Ледяные великаны», Нил Гейман

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 12 - 112 лет

Нил Гейман в лишнем представлении не нуждается. В том, что касается сказок – и для детей, и для взрослых – он настоящий виртуоз. Имя главного героя этой книги, Одд, означает «острие клинка». Оно должно приносить удачу своему владельцу, но у Одда с удачей не слишком хорошо. Сейчас у него есть только топор в память об отце-викинге, да искалеченная нога в память о собственных злоключениях. В его мире зима так и не сменилась весной. Но впереди еще много приключений. Ведь именно Одд должен спасти город северных богов Асгард от ледяных гигантов»

Отзыв родителей: «Такая простая и добрая история, которую полезно почитать перед сном. Глубоко очаровательная и даже трогательная вещь. Главный герой – мальчик и в самом деле необычный. Начинаешь читать и думать, откуда все эти душевные сокровища в ребенке?»

«Нейт всемогущий во всей красе», Линкольн Пирс

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 8 – 13 лет

Эту книгу однозначно рекомендуют всем, кому понравился «Дневник слабака». В первую очередь рекомендует сам автор, Джефф Кинни (см. выше). Нейт – обычный мальчишка, но он твердо знает, что создан для чего-то очень большого и значимого. Но жизнь не всегда идет по плану. И не всегда судьба помнит о том, что ты очень клевый. Проблемы так и липнут к Нейту, но он не сдается, что бы ни случилось. Ведь он же великолепен! По крайней мере, так было сказано в записке в печеньке с предсказанием, и нет поводу печеньке не верить.

Отзыв родителей: «Чем-то напоминает „Денискины рассказы“. Учит выпутываться из любой ситуации, мыслить позитивно, не сдаваться и решать проблемы, которые хоть и маленькие, но все же проблемы. Нейт – очень колоритный герой».

«Драконья сага. Восхождение луны», Туи Т. Сазерленд

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 14 лет

Шестая книга из серии «Драконья сага». Но и отдельно ее читать можно. Понравится – всегда можно вернуться к первым пяти книгам. Эта часть рассказывает о Луновзоре – она дракон, но почему-то непохожа на своих драконов-соплеменников. Каково ей придется в академии Яшмовой горы, среди учеников из всех драконьих племен? А тут еще пробуждение нового зла, новое пророчество, новые приключения драконят!

Книга очень круто оформлена: тут и карта драконьего мира, и краткая энциклопедия о разных племенах крылатых змеев. И сюжет интересный.

Отзыв родителей: «На первый взгляд – детская сказочка, но все не так просто. Сюжет местами предсказуем, но встречаются загадки, над которыми можно поломать голову. С нетерпением ждем седьмую книгу».

«Доктор Кто. Пиратская планета», Дуглас Адамс, Джеймс Госс

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 12 – 16 лет

Дуглас Адамс – это тот самый автор легендарной книги «Автостопом по галактике». Значит, юмора в «Докторе» будет хоть отбавляй. Тем более, что автор романа, Джеймс Госс, использовал первые наработки Дугласа Адамса, который писал сценарий «Пиратской планеты».

Белый Страж требует, чтобы Доктор и Романа отправились на поиски Ключа Времени, разделенного некогда на шесть частей и разбросанного по всей Вселенной. Так герои попадают на планету Занак, жители которой на вид счастливы и богаты, а вся планета – одно большое экономическое чудо. Что-то тут явно неладно, ведь так не бывает.

Отзыв родителей: «Ура, новая серия классического Доктора Кто! Мы все его фанаты, всей семьей и смотрим, и читаем. Книга не только веселая, но и познавательная – дети теперь заинтересовались основами экономики».

«Архив странных писем», Джеймс Дэшнер

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 14

Есть мнение, что наша вселенная – не единственная. Есть много альтернативных реальностей. Главный герой книги, 13-летний Тик Хиггинботт, точно знает, что так и есть. Ему пришло странное письмо с Аляски. В письме говорится, что надвигаются какие-то неведомые, но очень страшные события, которые могут уничтожить нашу реальность. Но в силах мальчика все изменить, разгадав 12 загадок. Тик, хоть с виду и ботаник и книжный червь, тут же ввязывается в опасное приключение. Только вот справится ли он? А вы на его месте?

Отзыв родителей: «Всегда стараюсь прочитать книгу сам, прежде чем предложить что-то сыну. Неплохая современная фантастика, которую нужно давать после классики, несомненно. Интригующий сюжет, занятные головоломки. Немного наивная детская история о бдружбе и помощи. Для легкого, спокойного чтения».

15 Instagram-аккаунтов, которые вдохновят на чтение во время каникул

  • Подробнее

Летом у школьников целых 3 месяца каникулы. Те, кто переходят в пятый класс за это время вполне могут прочитать все книги по литературе. Для этого нужно знать список произведений.

Список внеклассного чтения для пятого класса довольно объёмен. Поэтому можно сначала ознакомиться с кратким содержанием произведения, чтобы понять, с каких книг лучше начать чтение.

Много положительных эмоций вызовет у детей книга Евгения Велтистова «Приключения Электроника». Ребятам предстоит познакомиться с их ровесниками – школьниками. В центре события 2 главных героя – Сергей Сыроежкин и, созданный по его подобию учёным, Электроник. Кто из учеников не хотел бы иметь такого помощника, который за минуту выучит уроки и будет приносить одни пятёрки? Сергей тоже сначала был в восторге, но потом понял, что двойник постепенно занимает его место в жизни – друзья Сыроежкина стали восторгаться Электроником, а Сергей остался не у дел. Сможет ли мальчик вернуть доверие и любовь товарищей, исполнится ли мечта Электроника, станет ли он человеком? Об этом пятиклассники прочтут в книге.

Второй пункт списка литературы – это книга Джеймса Крюса «Тим Таллер, или проданный смех». Тим Таллер – мальчик-сирота. Но он никогда не падает духом, всегда весел. А как заразительно смеётся! Этому-то и позавидовал барон Треч. Он предложил ребёнку обменять его смех на умение выигрывать любое пари, и богатеть таким образом. Тим согласился, не задумываясь о последствиях. С тех пор ребёнок не мог смеяться и радоваться, как прежде. Чем закончится эта история, станет тоже ясно в конце произведения.

В этом возрасте пора школьникам знакомится и с творчеством Александра Беляева. Книги для внеклассного чтения пятиклассников – это и его научно-фантастический роман «Человек-Амфибия». В центре сюжета Ихтиандр, который имеет обличие человека, но может жить под водой. Оказывается, раньше он был обычным ребёнком, то однажды лёгкие малыша стали отказывать. Тогда ему помог хирург Сальводор, он пересадил ребёнку жабры акулы. Нелегко пришлось Ихтиандру среди людей, поэтому Сальвадор, который усыновил ребёнка, старательно прячет его от чужих глаз.

Однажды юноша спас прекрасную Гуттиэре. О том, что было дальше, можно узнать, прочитав первоисточник.

Вот такие книги из цикла фэнтези ждут подростков, с ними их познакомит литература — 5 класс. Внеклассное чтение продолжают книги из серии сказочных историй. Вряд ли здесь можно обойтись без знакомого практически всем с детства Ханс Кристиана Андерсена.

Помимо множества интересных сказок, Андерсен написал и «Снежную королеву». Главные герои повествования – Кай и Герда. Герде предстоит преодолеть множество препятствий, что расколдовать Кая и забрать его из дворца Снежной королевы. У смелой девочки всё получится. Если не хочется читать много книг, то можно немного схитрить, посмотрев одноимённый фильм. Однако книга немного отличается от него, а чем, дети смогут узнать, прочитав увлекательную историю.

Не все знаю, что красивую историю про волшебную няню Мэри Поппинс придумала английская писательница Памела Линдон Трэверс, а на русский язык перевёл повесть Борис Заходер. Здесь есть и элементы сказок, и фэнтези. Этот жанр сейчас очень популярен у подростков. Поэтому прочтение книги вызовет множество положительных эмоций. Вместе с няней дети перенесутся в интересный мир, где возможно осуществить свои желания, они научатся видеть волшебное, даже в обычных вещах.

Сказка «Старик Хоттабыч» тоже не может не понравиться. Сюжет её придумал писатель Лазарь Лагин. По мотивам этой книги тоже было снято 2 фильма. Те, кто уже видел их, теперь могут ознакомиться с первоисточником и сравнить его с киноверсиями. Интересно находить дополнения к уже знакомой истории, листая страницы книги. Пионер Волька освободил джина из многовекового заточения. Тот стал его другом. Но это произошло не сразу. У джина Хоттабыча были сильны рабские привычки. Волька помогает ему избавиться от них. Мальчик знакомит старика с чудесами современной техники, и постепенно Хоттабыч становится полноправным членом советского общества.

Книги для внеклассного чтения – это не только фэнтези и сказки, но и реалистичные истории. К ним относится рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Дети познакомятся со своим ровесником мальчиком Васей. Он был сыном бригадира моряков. Однажды вместе с отцом, мамой, дедом и рыбаками подросток отправился на берег Енисея, в тайгу, в надежде больших уловов. Случилось так, что мальчик заблудился. Но он не растерялся. Ружьё помогло Васютке добывать пропитание – он стрелял уток, глухарей и запекал их на костре. После пяти дней блуждания мальчик нашёл чудесное озеро, где было много белой рыбы и вышел к людям. Рассказ учит тому, чтобы уметь собраться даже в самых сложных ситуациях, не падать духом и, как Васьютка, суметь отыскать свой путь. Автор красиво описывает природу.

Любовью к животным пропитаны рассказы Эрнеста Сетон-Томпсона. Пятиклассникам будет наверняка интересно познавать его рассказы для внеклассного чтения«Домино», «Чинк», «Арно», «Снап». Они тоже входят в список внеклассной литературы.

Продолжает список сказочная повесть Валентина Крапивина «Дети Синего Фламинго». Пятиклассник Женя Ушаков попадает в другой мир – на таинственный остров, где детей могут в одночасье превратить во взрослых. Но это ещё не все. Гигантский спрут пугает жителей острова. Детям, читающим эту захватывающую историю, будет интересно представить себя на месте их ровесника, который побеждает злые силы и возвращается домой победителем.

План урока внеклассного чтения – это и повесть Кира Булычева «Девочка с земли».

Список внеклассной литературы для пятиклассников включает в себя очень интересные книги. Дети узнают много нового, будут сопереживать понравившимся героям. Задача учителя – провести уроки интересно и заинтересовать детей.