Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

И сейчас история происхождения кириллицы содержит множество не совсем ясных моментов. Это, прежде всего, связано с тем, что до наших времен дошло очень и очень мало памятников истории, относящихся к древнеславянской письменности. И вот на этом малочисленном историческом материале ученым приходится строить множество теорий, часто противоречащих друг другу.

Обычно появление славянской письменности связывается с принятием в X в. христианства. Но в книге «Сказание о письменах славянских», написанной в конце IX в. болгарским писателем Чернигоризцем Храбром, доказывается, что собственные знаки буквы и у славян были еще в эпоху язычества. После принятия христианства в русском письме появились греческие и латинские буквы, правда, они не могли в точности передать многие из славянских звуков (б, ц, з).

Полностью адекватную славянской фонетике стройную систему знаков создали Кирилл (Константин) и его брат Мефодий, миссионеры-просветители. Такая система (алфавит) потребовалась для того, чтобы путем перевода византийских религиозных книг на славянский язык способствовать распространению христианства.

Создавая славянский алфавит, за основу братья взяли алфавит греческий. Составленная, как предполагают, к 863 г. азбука стала называться глаголицей (от славянского «говорить» - «глаголить»). Главными памятниками глаголицы считают «Синайский псалтырь», «Киевские листки» и ряд Евангелий.

Очень туманно происхождение кириллицы (от «Кирилл») — второй азбуки славян. Как правило, считают, что последователями Кирилла и Мефодия создан в начале X в. новый алфавит на основе греческого с добавлением ряда букв из глаголицы. В этом алфавите было 43 буквы, 24 из них позаимствованы из уставного византийского письма, и 19 - вновь изобретены.

Датируемая 893 г. надпись на развалинах Преславского храма в Болгарии считается самым древним памятником кириллицы. Форма букв нового алфавита была более простой, поэтому постепенно глаголица перестала употребляться, а кириллица стала основной азбукой.

В период X- XIV вв. форма начертания в кириллице называлась уставом. Отличительные черты устава — отчетливое и прямолинейное письмо, удлинение букв внизу, крупные размеры и отсутствие меж словами пробелов.

Самый яркий памятник устава — книга «Остромирова евангелия», которую написал дьякон Григорий в 1056-1057 гг. Она является истинным произведением древнеславянского книжного искусства и классическим примером письменности тех времен. Как значимый памятник следует отметить «Изборник» великого князя Святослава Ярославовича, а также «Архангельское евангелие».

Из устава произошло развитие следующей формы начертания кириллических букв - полуустава. Его отличали буквы более округлые и размашистые, но меньшего размера, имеющие множество верхних и нижних удлинений. Появились надстрочные знаки и знаки препинания. Совместно с вязью и скорописью полуустав активно применялся в XIV-XVIII вв.

Возникновение скорописи связывают с объединением в единое государство русских земель и происходящим, вследствие этого, более ускоренным развитием славянской культуры. Тогда назрела необходимость упрощения, удобного стиля письма. Оформившаяся в XV в. скоропись, позволила более бегло писать. Форма букв, связанных частично меж собой, стала округлой и симметричной. Уравновесились прямые и криволинейные очертания формы букв.

Вязь также была распространена наряду со скорописью. Её характеризовало витиеватое соединение букв и обилие декоративных линий. Использовали вязь, в основном, для оформления заголовков и выделения в тексте отдельных слов.

Последующее развитие кириллицы связано с Петром I.

Если в XVI в. Иваном Грозным были заложены в России основы книжной печати, то Петром I типографская отрасль страны выведена на европейский уровень. Петр I провел реформу шрифтов и алфавита, итогом которой стало утверждение в 1710 г. нового гражданского шрифта. В нем нашли отражение как изменения формы букв, так и перемены в алфавите. Большинство букв приобрело одинаковую пропорциональность, что упростило намного чтение. Стали применять латинские символы i и s. Буквы русской азбуки, не имеющие соответствий в латинице (ь, ъ и др.), отличались высотой.

С самой середины XVIII в. и до начала XX в. русский алфавит и гражданский стиль поступательно развивались. В 1758 г. из алфавита изъяли излишние буквы «пси», «кси» и «зело». По предложению Карамзина старое «io» заменили на ё. Развился елизаветинский шрифт, отличающийся большой компактностью, закрепивший современное начертание буквы б.

В словолитне Бертгольда в 1910 г. разработали академический шрифт, объединяющий элементы начертания русских шрифтов XVIII в. и «сорбонны» — латинского шрифта. Позднее применение русских вариантов латинских шрифтов стало тенденцией, которая превалировала в русской книгопечати вплоть до начала Октябрьской революции.

В 1917 году перемены не обошли стороной не только общественное устройство, но и русский шрифт.

Проведенная широкая реформа правописания отменила буквы Θ (фита), ъ (ять) и i. В 1938г. в СССР создается лаборатория шрифта, которую затем преобразовывают в Отдел новых шрифтов в составе НИИ полиграфмаша (полиграфического машиностроения). В этом отделе создавали шрифты такие талантливые художники, как Г. Банников, Н. Кудряшов, Е. Глущенко. Именно тут разрабатывали шрифты для заголовков газет «Известия» и «Правда».

Сейчас значимость шрифта никем не оспаривается. Уже написано большое количество работ о роли шрифтов в восприятии информации, о привносимой ими эмоциональной составляющей и о том, как это можно применить на практике. Художниками активно используется многовековой опыт книгопечати для создания новых видов шрифтов, а дизайнеры, чтобы текст был более читабельным, умело используют изобилие графических форм.

одна из двух, вместе с глаголицей, первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. В 1708 г. в России реформирована, легла в основу русского алфавита.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КИРИЛЛИЦА

одна из двух наряду с глаголицей первых славянских азбук. Создана на основе греческого алфавита с добавлением нескольких букв. Ее создание приписывают Кириллу (см. Кирилл и Мефодий). В 1708 г. была реформирована, и в 1710 г. Петр I лично правил и утвердил алфавит, введя гражданский шрифт.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КИРИЛЛИЦА

одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени просветителя Кирилла (см. Кирилл и Мефодий). Создана на основе греческого уставного письма в конце 9 -начале 10 вв. с добавлением нескольких букв. Известна на Руси до принятия христианства. После Крещения Руси в 988-89 положена в основу древнерусской письменности. В 1708 в России реформирована и положена в основу русского алфавита.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кириллица

одна из славянских азбук (наряду с глаголицей), вероятно созданных в конце IX - нач. X вв. просветителем Кириллом на основе греческого письма (возможно, названа в его честь). Лежит в основе ряда славянских алфавитов. Реформирована Петром I в 1708 г. Последняя реформа проведена в 1918 г., когда из нее были исключены буквы "I", "V", "Q", перестал использоваться "Ъ" в конце слов после твердых согласных. Одновременно появились три новые буквы (Й, Э, Ё).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КИРИЛЛИЦА

одна из двух (наряду с глаголицей) древнейших слав. азбук. Назв. "К." происходит от имени просветителя славян Кирилла, разработавшего слав. азбуку. До К. славяне спорадически применяли греч. азбуку (свидетельство Черноризца Храбра и др.) для передачи отд. слав. текстов. В 10-11 вв. К. имела 43 буквы, из к-рых 25 заимствованы из визант. устава, а 18 построены относительно самостоятельно для передачи отсутствовавших в греч. языке звуков старослав. речи. Древнейшие из сохранившихся памятников, написанных К.: надписи на развалинах церкви болг. царя Симеона (Преслав, кон. 9 в.), болг. надпись из Добруджи (943), рус. надпись на горшке - "горухша", найденная в кургане под Смоленском (нач. 10 в.), новгородское "Остромирово евангелие" (1056-57) и берестяные грамоты (11 в. и позже). Алфавитный состав и графика К. неоднократно изменялись, в частности в России в результате реформ 1708-10, 1735, 1738, 1758 и 1917-18 исключено 12 букв К., ставших ненужными, и введены две новые - "й" (1735), "е" (окончательно с 1956). Уставное письмо с 14 в. было вытеснено более простым и беглым в написании полууставом (положен в основу первых рус. печатных шрифтов), в кон. 14 в. в бытовой и канцелярской переписке получила распространение еще более беглая скоропись, а в книжных заголовках - орнаментальная вязь; в 1708-1710 Петр I ввел взамен полуустава близкий к современному "гражданский" шрифт. На основе К. построены алфавиты большинства народов СССР (кроме груз., арм., латыш., литовского, эстонского), а также болгарский, македонский, сербский и монгольский. Системы письма, в основу которых положена К., применяются 10% населения земного шара и используются для 70 языков. -***-***-***- Алфавиты кирилицы и глаголицы в сопоставлении с буквами византийского устава

На основании почти полного совпадения К. по алфавитному составу, расположению, звуковому значению и названиям букв с глаголицей (К. отличалась от нее только более четкой, близкой к визант. уставу формой букв и отчасти их цифровым значением) предполагают, что одна из слав. азбук возникла на основе другой. О происхождении К., о том, какая из двух слав. азбук создана Кириллом и является более древней, существует ряд гипотез. Большинство ученых (Г. Добнер, П. Й. Шафарик, Н. С. Тихонравов, В. И. Григорович, И. В. Ягич, В. Н. Щепкин, А. М. Селищев, Л. А. Якубинский, Е. Георгиев и др.), ссылаясь на большую архаичность языка глаголич. памятников и на новгородскую рукопись 11 в., в к-рой глаголич. письмо названо К., считает, что Кирилл разработал глаголицу, а К. была создана к началу 10 в. в Болгарии с целью приближения слав. письма к византийскому. Ряд исследователей (И. Добровский, И. И. Срезневский, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, В. А. Истрин и др.) приписывает Кириллу разработку К., а глаголицу считает созданной в Моравии в конце 9 в., когда слишком похожая на визант. письмо К. подверглась там преследованиям со стороны римского духовенства, соперничавшего с Византией. В доказательство они ссылаются на "Сказание" Храбра, в к-ром характеристика азбуки Кирилла больше подходит к К., чем к глаголице. Вопрос усложняется тем, что до 11-12 вв. К. и глаголица применялись славянами параллельно, только впоследствии К., как более удобная, вытеснила глаголицу. Лит.: Вилинский С. Г., Сказание Черноризца Храбра о письменах славянских, О., 1901; Ястребов Н. В., Сборник источников для истории жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, СПБ, 1911; Карский Е. P., Славянская кирилловская палеография, Л., 1928; Лавров П. A., Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности, Л., 1930; Ильинский Г. A., Опыт систематической кирилло-мефодьевской библиографии, С., 1934; Георгиев Е., Славянская письменность до Кирилла и Мефодия, С., 1952; Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956; Истрин В. A., 1100 лет славянской азбуки, М., 1963; Хиляда и сто години славянска писменост. 863-1963, С., 1963. В. А. Истрин. Москва.

Кириллица - понятие, которое имеет несколько определений, связанных главным образом с письменностью славянского народа. Давайте подробнее познакомимся с каждым из значений термина кириллица.

Что значит термин "кириллица"

В первую очередь, кириллица - это система письменности всех славянских языков - русского, сербского, хорватского, болгарского, украинского и т. д. Однако, объединение всех национальных кириллиц не совсем верно, следует говорить о разновидностях кириллицы в отношении каждого славянского языка.

Что такое кириллица как система письменности известно уже с древнейших времен. Основателями кириллического письма (около 863 г. н. э.) по праву считаются христианские проповедники из греческого города Салоники - братья Кирилл и Мефодий.

Кириллица также считается старославянской азбукой. Наряду с глаголицей кириллица - один из древних алфавитов старославянского языка. Традиционная кириллица состоит из 43 элементов, из которых 24 - целиком и полностью греческий алфавит, а остальные 19 - исконно славянские. До начала XVIII века, а именно до реформы Петра I весь кириллический текст писался заглавными буквами, строчных не было. Буквы кириллицы также используются для написания греческих чисел.

Кириллицей также называют традиционный уставной или полууставной шрифт, на котором печатаются церковные книги.

Файлы, хранящиеся на компьютере, имеют определенную кодировку. Одной из которых и является так называемая "кириллица". Существуют различные программы, которые помогают переводить формат кодировки файла из одного в другой. Более подробно о кириллице в пароле вы можете прочитать в статье

Вот такая версия. Возражения принимаются.

Полный вариант инфографики под катом, а так же и ответ на вопрос поставленный в заголовке:

Вот еще чуть подробнее по теме:

24 мая в России и ряде других стран отмечали День славянской письменности и культуры. Вспоминая братьев-просветителей Кирилла и Мефодия, сплошь и рядом заявляли - это благодаря им у нас есть кириллица.

В качестве характерного примера - цитата из одной газетной статьи:

Равноапостольные Кирилл и Мефодий принесли на славянскую землю письменность и создали первую славянскую азбуку (кириллицу), которой мы пользуемся по сей день.

Кстати, на иконах святых Кирилла и Мефодия всегда изображают со свитками в руках. На свитках - хорошо знакомые всем кириллические буковки - аз, буки, веди…

Здесь мы имеем дело с давним и распространенным заблуждением, говорит старший научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова Ирина Левонтина : «Действительно, все знают, что своим письмом мы обязаны Кириллу и Мефодию. Однако, как это часто бывает, все не совсем так. Кирилл и Мефодий - замечательные братья-монахи. Часто пишут, что они перевели богослужебные книги с греческого на церковно-славянский язык. Это неверно, потому что переводить было не на что, они создали этот язык. Иногда говорят, что они перевели на южнославянские диалекты. Это смешно. Попробуйте приехать в какую-нибудь деревню, где есть такой совсем бесписьменный диалект, нет телевизора, и перевести на этот диалект даже не Евангелие, а учебник физики или истории - ничего не получится. Они практически создали этот язык. А то, что мы называем кириллицей, придумал вовсе не Кирилл. Кирилл придумал другую азбуку, которая называлась «глаголица». Она была очень интересная, ни на что не похожая: состояла из кружочков, треугольничков, крестов. Уже позже глаголица была заменена на другое письмо: на то, что мы сейчас называем кириллицей, - она была создана на основе греческого алфавита».

«Спору о том, какая азбука первична, кириллица или глаголица уже почти 200 лет. В настоящее время мнения историков сводятся к тому, что первична глаголическая азбука, именно ее создал святой Кирилл. Но у такой точки зрения есть много противников». Существует четыре основных гипотезы происхождения этих славянских алфавитов.

Первая гипотеза говорит о том, что глаголица – древнее кириллицы, и возникла еще до Кирилла и Мефодия. «Это древнейшая славянская азбука, неизвестно когда и кем создана. Кириллицу, знакомую нам всем, святой Кирилл, тогда еще Константин Философ, создал только в 863 году, — сказал он. – Вторая гипотеза утверждает, что древнейшей является кириллическая азбука. Она возникла задолго до начала просветительской миссии среди славян, как письмо, развивающееся исторически на основе греческого алфавита, а в 863 году святой Кирилл создал уже глаголицу. Третья гипотеза предполагает, что глаголица это тайнопись. До начала славянской миссии никакого алфавита, по крайней мере исправного, у славян не было. В 863 году Кирилл, тогда еще Константин по прозвищу Философ, создает в Константинополе будущую кириллицу, и отправляется с братом проповедовать Евангелие в славянскую страну Моравию. Затем, после смерти братьев, в эпоху гонений на славянскую культуру, богослужение и письменность в Моравии, с 90-х годов IX столетия, при папе Стефане V, последователи Кирилла и Мефодия были вынуждены уйти в подполье, и с этой целью придумали глаголицу, как зашифрованное воспроизведение Кириллицы. И, наконец, четвертая гипотеза высказывает прямо противоположенную третьей гипотезе мысль о том, что в 863 году Кирилл в Константинополе создал глаголицу, а затем, в эпоху гонений, когда славянские последователи братьев вынуждены были разбежаться из Моравии и перейти в Болгарию, точно неизвестно кем, может быть их учениками, была создана кириллица, на основе более сложной глаголической азбуки. То есть, глаголица была упрощена и приспособлена к привычной графике греческого алфавита».

Широкому распространению кириллицы, по мнению Владимира Михайловича, есть самое простое объяснение. Страны, в которых закрепилась кириллица, находились в сфере влияния Византии. А она пользовалась греческим алфавитом, с которым кириллица на семьдесят процентов сходна. Все буквы греческого алфавита вошли в состав кириллического алфавита. Тем не менее, глаголица не исчезла. «Она сохранялась в употреблении буквально до второй мировой войны,– рассказал Владимир Михайлович. – До второй мировой войны в Италии, где жили хорваты, издавались хорватские газеты на глаголице. Долматинские хорваты были хранителями глаголической традиции, видимо стремясь к культурному и национальному возрождению».

Основа для шрифта глаголицы – предмет больших научных споров. «Истоки его написания видят и в сирийском письме и греческой скорописи. Версий очень много, но они все гипотетичны, так как точного аналога нет, — говорит Владимир Михайлович. – «Все же очевидно, что шрифт глаголицы искусственного происхождения. Об этом свидетельствует порядок букв в алфавите. Буквы ведь обозначали цифры. В глаголице все строго систематично: первые девять букв означали единицы, следующие — десятки, последующие – сотни».

Так кто же изобрел глаголицу? Та часть ученых, которые говорят о ее первичности, полагают, что она придумана святым Кириллом, ученым человеком, библиотекарем при храме святой Софии в Константинополе, а кириллица была создана позднее, и с ее помощью, после блаженной кончины святого Кирилла, дело просвещения славянских народов продолжил брат Кирилла Мефодий, ставший епископом Моравии.

Также интересно сравнивать глаголицу и кириллицу по начертанию букв. И в первом и во втором случаях символика очень напоминает греческую, однако глаголица все-таки имеет характерные только для славянской азбуки черты. Взять, к примеру, букву «аз». В глаголице она напоминает крест, а в кириллице полностью заимствует греческое письмо. Но и это не самое интересное в старославянской азбуке. Ведь именно в глаголице и кириллице каждая буква представляет отдельное слово, наполненное глубоким философским смыслом, который вкладывали в него наши предки.

Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода, все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов», обозначает не что иное как «начать с самого начала». Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я».

>А вот еще любопытная и например подсказка Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -