Общая психология - это наука, которая интересна как для психолога, так и для юриста, социолога. Сталкиваются с ней и представители ряда иных профессий. Она изучает закономерности развития человеческого сознания, формирование внутренних процессов, психические состояния, свойства личности и так далее. Более того, как в любой другой науке, основы общей психологии включают не только теоретические базовые знания, но и многочисленные исследования научных деятелей. Существование этой отрасли невозможно без изучения методов, функций, а также основного терминологического аппарата.

Предмет науки

Общая и социальная психология в обязательном порядке обладают собственным предметом. Так, основное внимание направлено на следующие факторы:

  • психическая активность;
  • память;
  • характер;
  • мышление;
  • темперамент;
  • эмоции;
  • восприятие;
  • ощущения и так далее.

Данные явления рассматриваются в тесной взаимосвязи не только с жизнью человека, но и деятельностью всего окружающего мира. При изучении данного вопроса большое внимание необходимо уделять принадлежности личности к определённой этнической группе, учитывать исторические предпосылки её формирования. Изучению также подлежат многочисленные познавательные процессы, происходящие внутри человека. Особым направлением психологии являются межличностные взаимоотношения в социальных группах различного количества.

Учебный курс

Общая психология - это общетеоретическая наука. Она тесно переплетается с педагогикой, социологией, искусствоведением, философией, языкознанием и так далее. Введение в общую психологию начинается с многочисленных исследований. Благодаря им эта наука не стоит на месте и приносит заметную пользу обществу.

Полный теоретический курс включает в себя общая психология. Темы подразделяются на определённые разделы: введение, общие понятия, исторический ракурс, методы, принципы, система, особенная часть, зарубежный опыт и так далее. Особую роль в психологии играет практика, которая показывает результаты педагогической и практико-психологической работы.

Методы общей психологии

В данной науке существует огромное количество методов. Каждый из них широко используется в практической деятельности. Общая психология - это вершина всех психологических отраслей. Основное отличие от иных областей заключается в том, что здесь используются специфические методы. Например, в качестве основополагающей базы используются:

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Беседа.
  • Анкетирование и так далее.

Общая характеристика метода наблюдения

Особенно подробно о способах исследования рассказывает автор многих учебников по фамилии Маклаков. Общая психология включает такой метод, как наблюдение, которое по праву считается самым древним способом познания. Самая простая и известная его форма - житейская жизнь и житейское наблюдение. Даже если вы обратите на себя внимание, то заметите, что пользуетесь этим психологическим методом изо дня в день. Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. Кратковременное и долговременное, которое может протекать в течение нескольких лет.
  2. Выборочное.
  3. Сплошное и специальное. В последнем случае наблюдатель сам погружается в исследуемую атмосферу.

Каждое наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Обязательная постановка конкретной цели и ряда задач, помогающих достичь ожидаемых результатов.

2. Выделение конкретного исследования, ситуации.

3. Определение ряда способов, которые оказывают минимальное влияние на исследуемый объект.

4. Определение формы закрепления и обработки данных.

Считается, что большей объективностью обладает внешнее наблюдение, так как закрепление результатов осуществляется посторонним человеком. Данный метод также подразделяется на прямое и косвенное. Отдельно выделяется такой вид, как самонаблюдение. Данный метод обладает эффективностью лишь во взаимодействии с экспериментом и беседой.

Беседа как один из важнейших научных методов

Общая психология - это многогранная наука. Именно поэтому один метод имеет огромное количество различных вариантов применения на практике.

Важнейшим значением в психологии обладает беседа. Она представляет собой прямой или косвенный сбор сведений об опрашиваемом лице. Полученная информация может фиксироваться как письменно, так и устно. Вследствие последующей обработки полученных сведений, делаются выводы благодаря тщательному анализу.

Беседы также подразделяются в зависимости от характера разговора. Так, выделяют интервьюирование, когда человек отвечает на заранее подготовленный перечень вопросов, опрос и анкетирование. Все вышеперечисленные виды имеют отличительные особенности, например, при анкетировании собеседник отвечает письменно.

Как показывает практика, самым эффективным методом сбора данных является личная беседа исследователя и исследуемого. Создаётся атмосфера доверительного отношения, благодаря которой собеседники чувствуют себя комфортно и непринуждённо. Для того чтобы собрать максимальное количество информации, тому, кто проводит опрос, необходимо тщательно подготовиться. Во-первых, составить план беседы и определить все проблемы, решение которых важно найти.

Беседа предполагает не только дачу ответов в определённой форме, но и вопросы от обследуемого лица. Как показывает практика, наиболее полную информацию можно получить в результате проведения двухсторонней беседы.

Эксперимент как психологический метод

О данном методе исследования подробно рассказывает Маклаков, «Общая психология» - одно из самых достойных его творений, где подробно освещаются все вопросы и нюансы проведения.

Экспериментом называют активное вмешательство в жизнь и деятельность обследуемого человека. Причём сделать это может как сам экспериментатор, так и лицо, заранее договорившееся с ним. В процессе используемого метода создаются определённые условия. В качестве результата эксперимента выступает определённое поведение или поступки испытуемого в создавшейся ситуации.

Данный метод также подразделяется на несколько видов. Наиболее популярным является лабораторный эксперимент. Он протекает в особых, специально созданных условиях. Обязательное условие - использование специфической аппаратуры. Все действия контролируются заранее определённым регламентом. Отличительная особенность данного вида заключается в том, что испытуемый осознаёт, что в данный момент проходит эксперимент. Разумеется, он не знает с какой целью создаются условия, однако данный факт может скорректировать его поведение. А это уже заметно сказывается на достоверности полученных данных.

Некоторые эксперименты могут проводиться единоразово, другие - многократно. Кроме того, одни предназначены для получения результата благодаря анализу поведения конкретного человека, другие - группы людей.

Тесты

Много рассказывает о тестах общая психология. Учебник любого автора содержит информацию о данном виде методов. Тесты представляют собой определённое испытание, которое позволяет установить у конкретной личности определённый набор качеств и свойств характера. Они представляют собой кратковременные и одинаковые для всех задания. Тесты могут быть собраны как по мере готовности испытуемого, так и по истечении определённого периода времени. Кроме того, по результатам исследования делается вывод о наличии тех или иных личностных качеств и свойств, уровень развития индивида.

Тесты используются психологами для того, чтобы установить прогноз на будущее, предугадать поведение личности. Кроме того, благодаря проведению такой работы сотрудниками учреждений ставятся диагнозы. Все тесты должны быть правильно оформленными, а также отражать суть полученных результатов. Каждый вопрос должен преследовать определённую цель (например, узнать уровень развития личности в учебном плане или же сформировать криминогенный психологический портрет преступника и так далее) и иметь научное обоснование. Надёжность и точность - ещё одни качества, обязательные для проведения тестов.

Специфика генетического метода

Предмет общей психологии неразрывно связан с генетическим методом и генетическим принципом. Его суть заключается в необходимости исследования конкретной личности с той целью, чтобы определить общие научные закономерности. Отражение данного метода можно проследить как при наблюдении, так и при проведении эксперимента.

Объект общей психологии

Объект - это необходимое условие существования каждой науки. Важно отличать его от предмета, ведь это определённая отрасль, научный аспект, который в той или иной степени затрагивается исследователем. Что касается предмета, то он представляет более конкретные направления деятельности, которые освещаются в науке.

Объектом общей психологии является психика как всего человечества в целом, так и конкретной личности, индивидуума. Данное понятие рассматривается как одна из форм взаимодействия существ с окружающим миром. Ведь именно психика дарит способность претворять в действительность свои мысли, поведение, решения, побуждения и так далее. Более того, любая информация, которая воспринимается человеком, является основой его функционирования. Психика позволяет получить представление о душевном и телесном, о внутреннем и внешнем, о чём подробно рассказывает общая психология. Учебник по данной дисциплине также даёт понятие предмета науки, который был описан ранее.

Виды предмета

Масштабность предмета рассматриваемой науки даёт основание для разделения его на несколько видов:

  • Процессы, то есть те явления, в результате которых появляются мысли, чувства и так далее.
  • Состояния - определённая форма восприятия окружающего мира: бодрость, подавленность и так далее.
  • Свойства - определённые качества человека, которые делают его индивидуальным в психологическом плане (трудолюбие, целеустремлённость и так далее).
  • Новообразования - умения, навыки, знания, которые человек приобретает в результате обучения, опыта и так далее.

Каждая из вышеперечисленных сфер предмета не может рассматриваться отдельно, так как все вопросы взаимосвязаны между собой.

Социальная психология

На сегодняшний день, самой популярной и актуально отраслью общей психологии является социальная психология. Данная наука изучает особенности человеческого поведения и деятельности конкретного человека в социуме. Истоки науки закладывались во второй половине 19 века.

Данная дисциплина представляет собой слияние психологии и социологии. Прежде, чем она начала отдельное существование, на протяжении многих лет собирались данные о человеке, его психологии и обществе. Первоначальные истоки заложены в философии, антропологии, языкознания, этнографии и так далее. Гегель, Фейербах и другие учёные являются наиболее яркими фигурами в мире социальной психологии.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.

Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.

Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.

Общая характеристика психологии как науки всегда особое внимание уделяет структуре этой дисциплины. Не удивительно, ведь современная психология - это очень разветвленная наука.

Дифференциальная психология изучает психические различия, возрастная - особенности психики, диктуемые возрастом, - психические черты представителей тех или иных общественных групп… Перечислять отрасли можно долго. А ведь еще есть прикладные направления - психология труда, спорта, военная…

Но всего этого не было бы без основы основ, фундамента, базы, корней того дерева, которое потом дает жизнь множеству веток и веточек, - общей психологии.

Предмет, структура

Общая психология - как и следует из ее названия - это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования . Следовательно, предмет общей психологии - это , то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.

Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.

Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.

  • Процессы - самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
  • Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также . Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
  • Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.

Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.

Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии. По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем - ее история, методы. А потом отдельно - разделы. Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.

Имена, категории, методы

Если бы общую психологию нужно было охарактеризовать максимально сжато, буквально в нескольких словах, то сделать это можно было довольно просто. Достаточно назвать основные понятия общей психологии, ее методы исследования и наиболее выдающихся деятелей.

Самые важные понятия мы, собственно говоря, уже назвали, когда говорили о предмете изучения дисциплины. Кроме того, общая психология немыслима без понятий «мышление», «сознание», «личность», «деятельность», « ». Для каждого из них существуют десятки определений, и каждому можно посвятить не просто отдельную научную статью, но и целые тома специальной литературы.

Современная психология как наука не состоялась бы без тех людей, которые внесли особенно большой вклад в ее развитие. Если вспоминать специалистов, которым отечественная общая психология обязана больше всего, то первым на ум, конечно же, придет Сергей Леонидович Рубинштейн. Его фундаментальный труд «Основы общей психологии», впервые изданный еще в 1940 году, до сих пор не потерял актуальности и по сей день используется при обучении психологов.

В одном ряду с ним стоят Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев…

Среди современных исследователей выделяется имя Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Она известна не только своей научной работой, но и активной популяризацией психологических знаний.

Какие способы используют психологи, чтобы изучить свой предмет? Или, если сформулировать вопрос более строгим, научным языком, - каковы методы общей психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но каждый, в свою очередь, дробится на множество подвидов. Главное отличие одного основного вида от другого - вмешательство или невмешательство исследователя в то, что он изучает.

Как несложно догадаться, при наблюдении действительность никак ученым не изменяется, он фиксирует ее в точности такой, какая она есть. Но это отнюдь не просто регистрация тех или иных фактов! Важно правильно объяснить их причины и следствия, распознать обусловленность средой, воспитанием или внутренними факторами - спецификой работы нервной системы.

В ходе эксперимента создаются особые условия, в которых в нужном исследователю ракурсе предстает определенное свойство, состояние или процесс психики. Эксперимент может проводиться в специально оборудованной лаборатории (тогда его так и называют - лабораторный) либо в привычной для испытуемого среде (естественный эксперимент).

Кроме того, психологи пользуются и многими другими методами, помогающими «добрать» недостающие сведения о предмете исследования. Например, метод изучения продуктов деятельности - «косвенное наблюдение», как иногда говорят о нем специалисты. Ведь, применяя этот способ, ученый взаимодействует не с самим человеком, а с тем, что он создал: рисунками, чертежами, текстами. Да даже дом, построенный ребенком из кубиков, тоже может служить материалом для психологического анализа! Это ведь тоже продукт деятельности - игровой.

Помимо этого применяются беседа, анкетирование, опрос и, разумеется, всем известные психологические тесты. Только это не те тесты, которые мы каждый день видим в Интернете, а специально составленные профессионалами опросники со сложными процедурами оценки и интерпретации ответов.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

А если мы говорим о какой-то смежной специальности, как раз косвенно относящейся к психологии, - к примеру, о социальной работе? В этом случае, руководствуясь теми базовыми, общими знаниями, которые они получили в данном курсе, будущие соцработники смогут гораздо эффективнее выстраивать свои отношения с клиентами.

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, - скажет кто-нибудь из читателей. - Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Почему люди поступают так или иначе? Что на самом деле чувствует собеседник, о чем молчит близкий человек? Что именно привлекает или отталкивает в определенной личности? Согласитесь, такие или подобные вопросы мы задаем себе едва ли не каждый день. Ответы на них содержатся в книгах по психологии. Немного времени - и за всей, на первый взгляд, чрезвычайно сложной и запутанной теорией психологии постепенно проступит понимание образа мыслей и действий людей.

И может быть, начав с популярных или адаптированных изданий, вы так увлечетесь, что и «Основы общей психологии» Рубинштейна покажутся самой интересной книгой на свете. Автор: Евгения Бессонова

1.1. Становление предмета и методов исследования психологии .

Предмет, объект и основные задачи психологии как науки.

Эволюция взглядов на предмет психологии. Душа, сознание, поведение, бессознательное, личность, психика, деятельность как предмет психологии на различных этапах ее развития. Интегративные тенденции в современной психологии.

Психические явления и их отличие от явлений, изучаемых другими науками. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность.

Психика как предмет психологии. История развития взглядов на природу и функции психики, детерминанты ее возникновения и развития. Поиск критериев психики в истории психологии. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм. Единицы анализа психики. Психика как форма взаимодействия животного организма с окружающей средой. Чувствительность как критерий психики в концепции А.Н.Леонтьева. Понятие об опережающем отражении действительности.

Феномен человека как единства природной, социальной, душевной и духовной реальности. Качественное своеобразие психики человека и условия ее формирования. Биогенетический, психогенетический, социогенетический и системный подходы к сущности психики человека. Основные формы проявления психики у человека и их взаимосвязь. Активность отражения. Социальный и генетический аспект развития психики. Человек и развитие его высших психических функций.

Психология и другие науки. Психология и философия. Психология и естествознание. Психология и социология. Психология и педагогика. Психология и технические науки. Современная структура психологической науки. Отрасли психологии.

Принципы психологии как науки.

Принцип системности. Зарождение системного понимания психики. Система «организм-среда». Понимание системности в различных психологических школах. Развитие системы. Системный подход к деятельности. Принцип активности. Жизнедеятельность как приспособление к среде. Роль внутренней программы и потребностей в организации поведения индивида. Надситуативная активность. Самодвижение активности. Принцип детерминизма. Предмеханический и механический детерминизм. Биологический детерминизм. Психический и социальный детерминизм. Принцип развития. Развитие психики в филогенезе. Роль наследственности и среды. Развитие психики в онтогенезе: факторы и критерии. Возрастная периодизация развития личности. Принцип деятельностного подхода. Принцип личностного подхода. Антропологический принцип.

Основные направления и школы в зарубежной психологии.

Бихевиоризм. Кризис интроспективной "психологии сознания". Этапы становления и развития бихевиоризма. Философские традиции объективизма и механицизма, зоопсихология и функциональная психология как гносеологические предпосылки бихевиоризма. Позитивизм как методологическая основа поведенческой психологии. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и возможности модификации поведения индивида. Эксперименты Э.Торндайка. Программа бихевиоризма (Д.Уотсон). Связь стимула и реакции как единица поведения и его изучения. Законы поведения. Наблюдение как основной метод бихевиоризма. Вклад поведенческой психологии в разработку эмпирических методов, проблем научения и действия. Недостатки бихевиоризма и попытка их преодоления в необихевиоризме (Толмен, Халл). Промежуточные переменные. Оперантное и классическое обусловливание. Социальное научение. Поведенческая психотерапия. Общая модель и основные методы поведенческой психотерапии.


Гештальтпсихология. Изучение сенсорных образований как системной организации целого, определяющего свойства и функции его составных частей. Программа изучения психики с позиций целостных структур (К.Коффка, В.Келер и др.). Законы восприятия. Исследование мышления как реорганизации познавательных структур. Возможности применения основных положений в современной психологии. Теория поля К Левина. Критика ассоциативной концепции и развитие гештальтпсихологии. Разработка теории динамической системы поведения. Напряженность и равновесие между индивидом и средой. Мотивация как "район жизненного пространства". Понятие поля в системе объектов-побудителей активности в данный момент субъективного пространства личности. Геометрическая модель движения субъекта в психологическом поле. Полевое поведение: роль потребности и намерения. Стилистическое полевое поведение как признак патологии.

Психоанализ З.Фрейда. "Глубинный слой" личности, влечения, инстинкты. Психоанализ бессознательной сферы. Фрейдизм как психотерапевтическая техника и теоретическая концепция. Структура психики, либидо. Формы психологической защиты. Методы психоанализа. Роль и задачи психоаналитика. Ограниченность пансексуализма и его преодоление в неофрейдизме. Влияние психоанализа на развитие психологии.

Индивидуальная психология А.Адлера. Идея о бессознательном стремлении человека к совершенству как источнике мотивации. Изучение общественного характера человеческих проблем. Комплекс неполноценности как исходная сила развития личности. Пути самоутверждения. Чувство безопасности. Стремление к превосходству как движущая сила личностного развития. Особенность понимания неврозов и их психотерапия. Значение силы коллективного чувства.

Аналитическая психология К-Г.Юнга . Коллективное бессознательное как автономная совокупность архетипов. Наследование опыта предшествующих поколений. Личное бессознательное как совокупность комплексов. Структура личности (персона, Эго, тень, Анима, Анимус, самость). Психические функции (мышление, чувствование, ощущение, интуиция) и психологические типы (интуитивный и мыслительный). Типология характеров (интроверсия и экстраверсия) и ее использование в психологии. Поиск душевной гармонии и целостности, преодоление внутренних конфликтов как основа душевной жизни человека. Индивидуация как способность к самопознанию и саморазвитию. Особенности аналитической психотерапии.

Гуманистический психоанализ Э.Фромма . Экзистенциальное противоречие как основная проблема человеческого существования. Свобода личности и ее подавление обществом. Бегство от свободы и конформизм как выход из ситуации. Обретение единства с миром и самим собой - базовая проблема человека. Проект создания здорового общества на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.

Культурно-философская психопатология К.Хорни . Основная тревога" как исходный момент развития личности. Внутренние конфликты на основе бессознательного переживания "враждебности мира по отношению к человеку. "Избегание" реальности. Агрессивность личности. Основные тенденции личности. Невротические тенденции. Восстановление утраченных реалистических отношений на основе анализа жизненного пути. Особенности психотерапевтической техники.

Трансактный анализ Э.Берна как теория эго-состояний и психотехника анализа деятельности, общения и психологических игр. Основные эго-состояния субъекта (Родитель, Взрослый, Ребенок) и их характеристика. "Переключение" эго-состояний и их проявление в жизни. Игра как форма поведения со скрытым мотивом. "Скрипт-программы" жизненного пути человека. Особенности трансактной психотерапии.

Трансперсональная психология С.Грофа в поисках новой теоретической парадигмы психики человека. Исследование форм особого духовного опыта переживаниями в измененных состояниях сознания. Холотропное дыхание и специальная музыка как способы "отключения" сознания. Высвобождение и трансценденция личности. Психодинамические, перинатальные и трансперсональные переживания. Новое понимание психотерапевтического процесса.

Логотерапия В.Франкла . Теория и практика психотерапии, ориентированной на приобретение смысла жизни. Свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Причины возникновения экзистенциальных вакуума и фрустрации. Понятие неогенных неврозов. Поиск смысла "за пределами себя", в каждом моменте жизни. Принципы дерефлексии и парадоксальной интенции как методы терапии. Самотрансценден.

Генетическая психология Ж.Пиаже . Изучение происхождения и развития интеллекта в познавательной деятельности детей. Схема (когнитивная структура) и ее роль в формировании поведения. Усложнение схем как направление когнитивного развития. Операции как ментальные эквиваленты поведенческих схем. Принципы, обеспечивающие процесс формирования схем: организация и адаптация. Процесс адаптации: ассимиляция и аккомодация. Стадии развития интеллекта. Переход от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции как путь интеллектуального развития. Семиотическая функция и механизм переноса развернутых внешних материальных действий во внутренний план. Законы познавательного развития. Клиническая беседа как основной метод исследования. Роль обучения в развитии интеллекта.

Когнитивная психология. Попытка преодоления кризиса бихевиоризма и гештальтпсихологии. Изучение преобразований сенсорной информации (Д.Бродбент, С.Стернберг). Исследование структурных блоков познавательных процессов (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). Решающая роль в поведении субъекта (У.Найссер). Когнитивный подход в исследовании индивидуальных различий (М.Айзенк) и личностных конструкторов (Дж.Келли). Понятие когнитивной сложности как характеристика познавательной сферы человека. Значение когнитивистского направления в психологии.

Гуманистическая психология . Исследование проблем личности как целостной системы. Противопоставление бихевиоризму и психоанализу гуманистических принципов. Изучение человеческих потребностей А.Маслоу. Иерархическая организация потребностей и самоактуализация личности. Развитие личности на основе веры в себя и стремление к "идеальному Я" (К.Роджерс). Понятие "неконгруэнтности". Недирективная "личностно - центрированная" психотерапия. Самоактуализация и "Полностью функционирующая личность". Влияние гуманистической психологии на развитие современной науки.

Отечественные школы и направления в психологии.

Ананьев Б.Г. Исследование характерогенеза у школьников в 30-е годы ХХ века. Работа в секторе психологии Института мозга по проблеме чувственного познания. Идея целостности человека (индивидуальности) и его развития, представление о зрелости как периоде динамичных изменений, в том числе изменений психофизиологических функций и их взаимосвязей. Идея создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины. Человек: индивид, личность, индивидуальность. Проблемы человечества. Исследования в области сенсорных и перцептивных процессов. Теоретические представления школы Б.Г.Ананьева о структуре интеллекта, о связи интеллектуальных функций с соматическими процессами, о зависимости интеллектуальной активности от жизнедеятельности. Работа в области педагогической психологии.

Анохин П.К. Подкрепление как аффективный сигнал. Обратная афферентация. Афферентный синтез. Акцептор результатов действия как психологический механизм опережающего отражения действительности. Особенности понимания условного рефлекса, памяти, процесса принятия решения. Теория функциональных систем как научная концепция организации процессов в организме и его взаимодействие со средой.

Выготский Л.С. Сущность культурно-исторической концепции в психологии. Генезис высших психических функций человека. Инструментальный подход к изучению психики и ее развитию. Механизм интериоризации. Понятие "психологического орудия" (культурного знака) как орудия преобразования психических функций. Концепция психологических систем, динамики их развития и взаимодействия. Зона ближайшего развития в онтогенетическом развитии ребенка. Сочетание принципов развития и системности. Экспериментальные исследования мышления и речи. Гипотеза о локализации психических функций. Культурно-историческая концепция сущности сознания. Значение и смыслы как единицы психического. Представления о "вращивании" высших функций в сознание. Соотношение роли "натурального" и "культурного" развития в формировании психики человека.

Гальперин П.Я. Ориентировочная деятельность как предмет психологии. Исследование внимания и "языкового сознания". Проблемы соотношения обучения, умственного развития и творческого мышления. Концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий. Этапы образования новых действий, образов и понятий. Особенности обучения с использованием схем ориентировочных основ действия. Психологические механизмы "совершенствования" действия и перевода высшего в "умственный план". Типы ориентировок в задании. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий как теория обучения и метод психологического исследования.

Запорожец А.В. Вклад в разработку основ теории деятельности. Роль практических действий субъекта в генезисе познавательных психических процессов. Теория перцептивных действий. Исследование ориентировочной деятельности и восприятия в регулировании поведения. Эмоции как звено смысловой деятельности.

Леонтьев А.Н . Экспериментальные исследования произвольного внимания и памяти как высших психических функций на основе идей культурно-исторической теории. Разработка и создание общепсихологической теории деятельности. Утверждение о первичности деятельности по отношению к отражению, ее ведущей роли. Зарождение психики в деятельности, механизмы ее развития через развитие деятельности, приобретение психикой на высших стадиях своего развития статуса особой предметной деятельности. Структурные единицы деятельности. Мотивационная сфера и механизмы развития личности. Анализ сознания. Изучение психических процессов. Исследование развития психики в фило- и онтогенезе. Значение концепции деятельности для различных отраслей психологии, развития психологической теории и практики.

Ломов Б.Ф. Исследование проблем человека в системе управления и при взаимодействии с техникой. Разработка основ инженерной психологии. Развитие методологии и фундаментальной теории психологии. Принципы системного подхода к анализу психических явлений. Взаимосвязь общения с познанием и деятельностью. Вклад в развитие различных отраслей психологии.

Лурия А.Р. Исследование аффективных состояний и проблем мышления на основе культурно-исторической теории. Разработка проблем мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Зарождение и развитие нейропсихологии. Создание системы методов нейропсихологической диагностики. Разработка проблем нейропсихологии памяти и нейролингвистики. Научно-исследовательская работа представителей Луриевской школы: теоретические исследования в области нейропсихологии; работа в области клинической и экспериментальной нейропсихологии; исследования в области реабилитационной нейропсихологии.

Мясищев В.Н. Изучение объектов природы в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Человек в системе отношений. Концепция отношений как особый подход к проблемам личности. Система отношений - психологическое ядро личности и призма различных психических явлений. Черты характера как превращение отношения. Исследование неврозов через противоречивые отношения. Исследования в области медицинской психологии.

Небылицын В.Д. Экспериментальное обоснование обратной зависимости между силой нервной системы и чувствительностью. Развитие взглядов Б.М.Теплова. Внедрение факторного анализа в исследование физиологии индивидуально-психических различий. Создание электроэнцефалографических методов и исследование свойств нервной системы. Динамичность нервных процессов. Роль типологического в индивидуально-психологическом своеобразии деятельности. Трактовка темперамента.

Павлов И.П. как основоположник учения о высшей нервной деятельности. Принцип нервизма. Безусловный и условный рефлекс. Учение о двух сигнальных системах человека. Утверждение детерминистского и объективного подходов в физиологии, медицине и психологии.

Платонов К.К. Понимание предмета психологии как системы понятий и категорий, раскрывающих сущность психического. Иерархия психологических категорий. Атрибуты, структура и формы сознания. Динамическая функциональная структура, процессуально-иерархические подструктуры и атрибуты личности, субординация и наложение подструктур. Понимание деятельности как высшего иерархического класса реагирования, формы взаимодействия и функции человека. Мотив как подструктура деятельности. Вклад в развитие авиационной психологии.

Рубинштейн С.Л. Разработка деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Принципы детерминизма и единства сознания и деятельности. Методологические и теоретические основы отечественной психологической науки. Общая схема анализа деятельности. Деятельность, мышление и речь. Личность как целостная система внутренних условий. Взаимосвязь природного и социального в психологическом развитии человека. Психическое как процесс. Мышление как деятельность и как процесс. Разработка предмета общей, социальной и исторической психологии. Место и значение философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна в науке.

Сеченов И.М . Разработка естественно-научной теории психической регуляции поведения. Понятие о рефлекторном характере психики. Открытие процесса торможения нервной системы. Программа построения психологии.

Теплов Б.М. Исследование психологии восприятия. Разработка концепции способностей как проблемы психологии индивидуальных различий. Создание исследовательской программы изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий. Вклад в становление и развитие дифференциальной психофизиологии.

Узнадзе Д.Н. Понимание установки в качестве объяснительного принципа изучения психических явлений. Преодоление постулата непосредственности в интроспекции и бихевиоризме. Установка как основа целесообразной избирательной активности субъекта. Неосознаваемая готовность к восприятию и действиям. Направленность и условия возникновения установки. Закономерности смены установок. Метод фиксации в экспериментальном исследовании установки. Отличие трактовки бессознательного от принятого в психоанализе.

Эльконин Б.Д. Развитие положений культурно-исторической теории в области детской психологии. Концепция периодизации психического развития, основанная на понятии "ведущей деятельности". Изучение игры и анализ ее роли в развитии ребенка. Метод обучения чтению путем звукового анализа слов. Проблемы психодиагностики психического развития детей. Вклад в развитие возрастной психологии.

Структура психики.

Психические процессы, свойства, состояния, образования. Психические процессы как психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); волевые (механизмы волевых действий, волевые качества). Психические свойства как наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. Психические состояния как определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Стенические и астенические состояния. Активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и др. состояния. Психические образования как психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. Знания, навыки, умения, опыт.

Психические состояния человека.

История изучения психических состояний. Место состояний в системе психических явлений, их соотношение с процессами и свойствами. Психологическая характеристика основных состояний. Критерии их классификации. Структура психического состояния. Факторы, динамизирующие и стабилизирующие психические состояния людей. Проблема центрального звена в структуре психического состояния. Теории психических состояний. Вклад Н.Д.Левитова в познание психических состояний. Психические состояния в сложных и экстремальных условиях деятельности.

Методы психологии.

Общее понятие о методологии. Уровни методологии. История развития методов изучения психических явлений. Основные парадигмы психологического познания: философско-религиозная, субъективная, естественно-научная, гуманитарная, технократическая, психотерапевтическая и др. Принципы познания в современной психологии. Методы организации психологического исследования: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, сравнительный метод. Метод синдромного анализа. Основные исследовательские методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды. Психологические методы коррекционно-развивающего воздействия.

Развитие психики в фило- и онтогенезе .

Современные концепции основных этапов развития психики в животном мире.

Возникновение и эволюция психики и поведения животных. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных. Усложнение поведения животных в ход эволюции. Виды научения. Импринтинг. Викарное научение. Фа­культативное научение. Подражание. Латентное научение. Когнитивное научение. Социальное поведение животных. Особенности разумного поведения животных и системы их коммуникации. Развитие символических функций у животных.

Общественно-историческая природа психики человека. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека. Возникновение и развитие сознания в истории человечества в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и других факторов. Условия возникновения сознания, коллективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства деятельности и сознания.

Развитие психики человека в онтогенезе. Периодизации развития. Принципы периодизации раз­вития. Периодизация в психодинамическом подходе (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон), периодизация Пиаже. Периодизация психического развития Б.Д. Эльконина. Пе­риодизация психического развития в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Понятие общественно-исторического опыта. Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика процесса присвоения. Роль языка. Понятие интериоризации. Обогащение общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта путем экстериоризации. Формирование высших психических функций, их социальный, опосредованный, произвольный характер и системные строения. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Сензитивные периоды разви­тия. Универсальная модель сензитивных периодов Р. Эйслина - Дж. Готтлиба.

Общение и поведение как формы жизнедеятельности человека.

Общение как разновидность активности личности. Соотношение общения с другими формами активности. Роль общения в развитии и в жизни человека. Качества личности, необходимые для эффективного общения. Общение как вид деятельности и как форма межличностного взаимодействия. Психологические особенности общения в различных условиях деятельности. Нравственно-психологический аспект проблемы поведения. Предметные и социальные особенности поведения личности. Психологические предпосылки просоциального и асоциального поведения личности. Индивидуализм, коллективизм и солидаризм в поведении людей. Поступок как составная часть поведения и психологическая характеристика личности.

Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

История развития взглядов на соотношение психических и материальных явлений, психических и физиологических явлений. Вопрос о месте психического в природе; о соотношении психических и материальных явлений. Душа как способ усвоения внешнего. Вопрос о соотношении психических и физиологических процессов в конкретном организме (теле) как преобразование психофизической проблемы в психофизиологическую. Механика и изменение понятий о душе и теле. Гипотеза психофизического взаимодействия. Психофизический параллелизм и его варианты: психофизический монизм, дуализм, плюрализм. Психофизика. Физический раздражитель как сигнал. Рефлекторный принцип организации поведенческих актов. Переход к нейродинамике. Современные варианты решения психофизической и психофизиологической проблем.

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человече­ство обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих

Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и прояв­ления этих феноменов.

Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология - фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимают­ся. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутрен­ний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отноше­ние ко всему происходящему вокруг них.

Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую дей­ствительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки.

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благород­ство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образован­ным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Глава ПЕРВАЯ


1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


КОММЕНТАРИИ

Общая психология - отрасль психологической науки, раскрывающая зако­номерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурно­го развития.



Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и живот­ным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявленнях. Психика челове­ка - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. с. все то, что состав­ляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, лич­ность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе кото­рого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность слива­ется с переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социаль­но-психологическими особенностями.

Деятельность- это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и про­цессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практиче­ское значение.

2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процес­сов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть прак­тическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспи­тания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

Глава первая


1.2. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные на­уки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоре­тически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества И человеческих отношении.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выраба­тывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловлен­ность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных обще­ственно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без ре­зультатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологи­ческое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономи­ческого производства, какими психологическими средствами и методами мож­но повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликт­ность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание законо­мерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

Глава первая


1.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психология - одна из самых сложных наук, так как носителем психики яв­ляется головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям дея­тельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень мно­гогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явления­ми, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого И свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что резуль­таты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую слож­ность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять меха­низмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

Глава первая


1.4. МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действитель­ности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприя­тие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоцио­нальные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, харак­тер и способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каж­дый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы - это психологические фе­номены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием лю­дей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общно­стям.

Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор

Глава первая


1.5. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психологические феномены существуют в форме:

1. Процессов:

^ ощущений, восприятий, пред­ставлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, само­определения, творчества и т. д.;

^ индивидуальных внешних (поведенческих): действий, деятельности, жести­куляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакций, упражнений и т. д.;

^ общения, межличностного воспри­ятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, иден­тификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;

^> групповых внешних (поведенческих): ькжгрутюъых отношений и взаимодей­ствия.

2. Состояний:

^ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влече­ний, возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, наме­рений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуали­зации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, сты­да, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.;

> индивидуальных, внешних {поведенческих): готовности, интереса, поведен­ческой активности и т. д.;

^ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внут-ригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д.

3. Качеств:

> индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивно­сти, активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертиро-ванности, интуитивности, общительности, работоспособности, решитель­ности, самолюбия, трудолюбия и т. д.;

> индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолю­бия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.;

> групповых, внутренних (психологических): совместимости, стиля взаимодей­ствия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эф­фективности совместной деятельности и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т. д.

Глава первая


1.6. СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдель­ных их свойств, как это происходит при ощущении.

Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Воображение - это психический познавательный процесс создания но­вых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующе­го отражения действительности.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Речь - процесс практического применения человеком языка в целях об­щения с другими людьми.

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения ко все­му тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовыватъ все свои силы на достижение поставленных целей.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жиз­ни и деятельности.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Кроме того, предметом общей психологии являются психические образова­ния, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психиче­ские состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.

Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмыс­ления феноменов других отраслей психологической науки.

Глава первая


1.7. СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людь­ми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характери­стиками:

> конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

< интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

^ ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о спе­цифике и сферах функционирования конкретных психологических фено­менов;

> основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

< ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или ины­ми житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, получен­ные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики лю­дей и животных.

Этим знаниям присущи свои особенности:

> обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

> рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

> неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

^ основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания ис­следованы в различных условиях;

^ слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психоло­гических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался.

Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Ина­че мы до сих пор сидели бы в пещерах.

А. и Б. Стругацкие

Глава первая


1.8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину раз­вития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психическо­го на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разум­ную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит счи­тал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки науч­ного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не об­ладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавли­вает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомисти­ческого анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психи­ки, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрез­вычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экс­периментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихе­виоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.

Глава первая


1.9. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изу­чают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю-ченным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является органи­зованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкци­ей; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, по­лученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя.

Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные про­явления психики индивида (обычно оно включает использование конститу­тивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предпо­лагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).



Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки