Морфемика

Понятие морфемы

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Например: перечитывать: пере- (значение – повторность действия), -чит- (действие), -ыва- (грамматическое значение нес. вида), -ть (показатель грам. формы инфинитива).

Признаки морфемы:

· Морфема имеет значение.

· Воспроизводимость (готовое средство, извлекаемое из памяти).

· Повторяемость (в аффиксах). Корневые морфемы встречаются в ряде слов, а также могут быть единичными (вдруг, варьете и т.п.).

Морфема – это обобщенная единица, которая в конкретных словах может быть реализована разными вариантами – морфами . Морф – это конкретный представитель млрфемы, обнаруживаемый при членении слова: пеку – печешь, кусочек – кусочка (пек-, печ-; -ек-, -к- являются морфами одной морфемы).

В одну морфему объединяются морфы, которые характеризуются признаками: 1) имеют одно и то же значение; 2) имеют формальное различие, обусловленное грамматической позицией в слове: положением до или после определенного класса единиц. Например: а) фонемы корня <г,к,х>, оказываясь перед суффиксом н прилагательного, чередуются с шипящими: друг – дружный, пух – пушной, песок – песочный и т.д.; б) кусочек – кусочк а: ек перед нулевым окончанием, к – перед реальной флексией; в) аналогично: молодец – молодца.

По отношению друг к другу эти морфы являются алломорфами .

Существует также понятие варианта морфемы – это морфы, которые характеризуются признаками: 1) одинаковы по значению; 2) занимают одну и ту же позицию в слове; 3) могут заменять друг друга в любых позициях: высокой горой – высокою горою, весной – весною, краснехонек – краснешенек.

Типы морфем в русском языке.

1. По функции в слове все морфемы на:

2. По месту в слове:

Префиксы (перед корнем)

Суффиксы (после корня)

Флексии (обычно на конце слова)

Постфиксы (после окончания)

3. По функции и значению аффиксальные морфемы делятся на словоизменительные, формообразующие, словообразовательные. Необходимо разграничивать 3 явления: словоизменение, формообразование, словообразование. Они находят отражение в структуре русского слова.

Формообразование – это процесс образования грамматических форм слова: стол – стола – столу… (с помощью флексий); писа-ть – писа-л – писал бы – пиш-и и т.п. Формообразование может осуществляться с помощью окончаний (белый – белого – белому, пишу – пишешь – пишем), и тогда оно называется словоизменением. Словоизменение – образование форм слова с помощью окончаний. Также формообразование может осуществляться с помощью других средств: суффиксов, префиксов, постфиксов, путем чередований и др.



Таким образом, морфемы, с помощью которых образуются формы слова, называются формообразующими, а формообразующее средство – формативом .

Словообразование – это процесс образования производных слов от производящих основ, слов или словосочетаний (т.е. образование нового слова): известн ый – известн-ость. Для образования нового слова необходимо, чтобы к производящему слову или основе присоединялось словообразовательное средство – формант (это словообразовательная морфема): дом – без-дом-н-ый (формант без- и -н-).

| словарь терминов

Что такое морфемика и морфема?

Морфемика (от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).

Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

Году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене . Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

    ✪ Морфемы. Способы образования слов| Русский язык

    ✪ Русский язык. 6 класс. Морфемика. Правописание морфем

    Субтитры

Морфы и алломорфы

Строго говоря, морфема , будучи абстрактной языковой единицей, является не знаком , а классом знаков. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (в последнее время чаще) морфом .

При этом, морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .

В обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин «морфема» часто употребляется в значении морф . Иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты. Следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме, идёт речь.

Классификация морфем

Корни и аффиксы

Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни , или основы ), и аффиксальные (аффиксы ).

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ) не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки .

В зависимости от выражаемого значения, постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они, в основном, располагаются в самом конце слов.

Есть языки, которые не употребляют префиксов (тюркские, некоторые угро-финские), а всю грамматику выражают постфиксами. В некоторых других языках, например, суахили (семейство банту, Центральная Африка), используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. Индоевропейские языки, к которым принадлежит русский язык, используют и префиксы и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются и аффиксы иных типов. Интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс ). Конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»). Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня (встречаются в индонезийских языках). Трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском).

Литература

  • А. А. Реформатский. Введение в языкознание
  • Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)

>>Русский язык: Морфемы русского языка, основа и окончание

Морфемы русского языка, основа и окончание

Теория А

Морфемика (греч. «морфе» - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Предметом изучения морфемики являются МОРФЕМЫ - наименьшие значимые единицы языка, из которых состоят слова. Корень, префикс, суффикс, окончание - морфемы русского языка.

Практика А

1. Вставьте в скобках нужные звуки.

Слово морфема сравнительно недавно вошло в научный обиход. Одним из первых его стал использовать русский учёный Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941). Он спорил с теми, кто считал, что морфемы - выдумка языковедов, другим же они ни к чему. Нет, доказывал он, морфемы - реальность самого языка. Каждый с ними считается и держит их в уме. В качестве примеров он приводил слова, образованные с помощью морфем, существующих в других словах.
(М. Панов )

Играем!

КТО БЫСТРЕЕ?

Составьте слова из «россыпи» морфем. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

О б р а з е ц . О, а, пере, к, цен - переоценка.

Под, к, а, готов, пере; ыгр, роз, ыш; им, не, ый, числ, ис; о, тельн, и, смотр, не, ость; за, ый, медл, не, тельн, и.

Теория Б

ОКОНЧАНИЕ - это значимая часть изменяемого слова, которая находится обычно в конце слова и образует различные его формы. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуком (или звуками) и не обозначено буквой (или буквами), но имеющее определённое значение: гимназист - гимназисты

Практика Б

5. Найдите слова, о которых нужно говорить: а) «имеет окончание», б) «заканчивается на о».

Помните, что некоторые имена существительные в русском языке не изменяются.

Какао, самбо, тоскливо, рабство, небо, кружево, слово, чувство, спасибо, зарево, одинаково, юношество.

6. Выпишите парами формы одного и того же слова и обозначьте в них окончания. Докажите, что слова пол, торшер, шкафик имеют нулевое окончание.

ПОЛТЕРГЕЙСТ

Дали на дом нам заданье: Взял ковёр , а по ковру
Нулевое окончанье. У несётся - я не вру.
Разберите слово хвост . Пол, торшер и шкафчик в ванне
Мне вопрос казался прост. Все имеют окончанье.
Окончанья у хвоста Ужас, сколько невидимок!
Нет. А как же буква а ? Стал натягивать ботинок ,
Появилась ниоткуда? Как нежданно из ботинка
Если так, то это чудо. Появился невидимка.
Окончанье - невидимка. И залез в ботинок снова.
И решил я без заминки Я проверил: стоит слово
Невидимку изловить. Изменить по падежам -
Стал по комнате бродить. Невидимка выйдет сам.
Я на стул , а из-за стула Знаю нынче без запинки:
Снова а мне подмигнула. Окончанья-невидимки
Я - за стол , а за столом Будто нет, а всё же есть.
Надо мной смеётся ом. Вот такой вот полтергейст.
(Т. Крюкова )

7. Запишите такие формы данных слов, чтобы окончания в них стали нулевыми. Справьтесь

по толковому словарю о значениях неизвестных вам слов.

Каникулы, знакомство, школа, перемена, миниатюра, лекция.

8. Составьте из наборов слов предложения. Укажите слова, форма которых не изменилась.

Какую роль выполняют окончания?

A. На, уроки, русский, язык, шестиклассники, читает, много, интересный, рассказ.
Б. К, конец, семестр, нужно, подтянуться, по, русский, язык.
B. В, этот, учебный, год, мы, будут, изучать, основа, информатика.

Теория В

Одновременно при выделении окончания определяется и основа.

ОСНОВА - это часть слова без окончания. Основа выражает лексическое значение слова.

Основа слова может быть равна корню:

Кроме корня, основа может включать префиксы и суффиксы: .

У неизменяемых слов основу составляет всё слово: .

Знаете ли вы?

В русском языке на каждую основу, равную корню, приходится более десяти слов, имеющих в основе также префиксы и суффиксы.

Практика В

9. Закончите предложения.

1. Основа слова - это общая часть... 2. Кроме корня, основа может включать... 3. У неизменяемых слов всё слово составляет....

10. Данные слова разделены на морфемы. Обозначьте основы слов и другие значимые части.

род/ин/а род/н/ой
род/и/тель/ск/ий род/н/я
родник род/овит/ый
родник/ов/ый род/ов/ой
роднич/ок род/ств/енн/ый

11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные. Укажите, в каких словах основа равна корню. В каких словах основу составляет всё слово?

Школа, учебник, урок, быстро, задание, учёба, вдруг, учитель, старательно, шестиклассник, аккуратно, шестиклассница, история, биология, язык, утром.

12. Составьте предложения на тему «Урок в шестом классе», используя подходящие слова из предыдущего упражнения.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Подготовка у урокам русского языка и всё это скачать или готовиться онлайн, русский язык тесты ответы , задания и ответы по русскому языку, разработка уроков , школьный план, наибольшая библиотека рефератов , домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей