Предлагаю 5 проверенных вариантов, как реагировать на оскорбление в различных ситуациях. Читай статью и выбирай свой!

Не знаю, как вы, но я органически не переношу людей, которые рассылают налево и направо оскорбления и хамство.

Я не знаю точно, что их побуждает так действовать, генетическая предрасположенность, недостаток воспитания или просто – отсутствие мозгов.

Поскольку подобных товарищей полным-полно, особенно в местах большого скопления народа (общественный транспорт, рынки), то банальный совет «Не обращай внимания» малоэффективен.

Сегодня я расскажу вам, что делать с хамами, , которыми они щедро делятся с окружающими, и как в других странах относятся к нанесенным несправедливо обидам.

Откуда берутся эти самые оскорбления?

Вообще-то, чтобы вы понимали, оскорблять других – позиция слабых людей.

Им гораздо проще сказать какую-то гадость, нежели попробовать аргументировано донести свою точку зрения.

Особо ярко это видно на образце интернет-сообщества.

Вот, к примеру, написал кто-то какую-статью.

Дяде Васе она не понравилась.

Вместо того чтобы привести доказательства авторской неправоты, он пишет в комментарии к тексту гадость, щедро приправленную матом.

Как реагировать на оскорбление должен сам автор?

Обидеться, написать что-то в ответ, не обратить внимания?

В конкретном случае, лучше остановить свой выбор на последнем варианте, поскольку, кто такой дядя Вася, вы знать не знаете, и знать не хотите, так зачем тратить на него свое время и эмоции?

Чаще всего к оскорблениям прибегают:

  1. Слабые люди, которые боятся всего на свете и посему выбрали единственно понятное для них оружие.
  2. , цель которых вызвать у вас эмоцию и подпитаться.
  3. Хамы, которых непонятно кто воспитывал и которые вообще не должны жить среди людей.
  4. Агрессоры, не представляющие своей жизни без скандалов, драк и тешащие себя мыслью, что их оскорбление вас на это спровоцирует.
  5. Пьяницы и наркоманы, потому что не контролируют себя.
  6. Идиоты, мозг которых не способен родить ни единой умной мысли, кроме матов.

Как реагируют на оскорбления цивилизованные люди?


Вообще-то в Конституции многих стран, включая и нашу, есть отдельная статья, в которой прописано, что нельзя оскорблять людей. Это считается административным нарушением и должно быть наказано штрафом.

Однако на деле, если вы подойдете к полицейскому и скажете, что вон тот нехороший пьяный дядя вывалил на вашу голову ведро оскорблений и угроз, то в лучшем случае страж порядка пошлет дядю проспаться, в худшем – пошлет вас куда подальше.

Но не все государства придерживаются подобной политики.

Однажды моя знакомая с мужем отдыхала в Арабских Эмиратах.

У них любое оскорбление, даже некрасивые жесты строго запрещены.

«Если тебя оскорбляют, никогда не отвечай им в ответ. Ведь если на тебя лает собака, ты же не становишься на четвереньки и не лаешь ей в ответ.»
Михаил Задорнов

Поехали они как-то на экскурсию, а с ними в автобусе был крайне беспокойный турист (не буду говорить, из какой страны 🙂).

Он достал всех еще по дороге, но неприятный инцидент случился во время осмотра какой-то достопримечательности.

Беспокойного туриста то ли толкнули путешественники из Японии, то ли он просто решил до них докопаться, но на их голову посыпались оскорбления.

Японцы не стали встревать в , а попросту пожаловались полицейскому, что был неподалеку.

Виновника конфликта увезли в участок и выписали штраф, который значительно опустошил его карманы.

Практика «пусть разбираются с хамами стражи закона» популярна во многих странах, но, к сожалению, мы пока не присоединились к их числу, посему должны научиться реагировать на оскорбления правильно.

Как же все-таки лучше реагировать на оскорбления?


Наиболее распространенные ответы на оскорбление:

  1. Игнорирование.
  2. Диалог, который загонит собеседника в тупик.
  3. Слезы, что могут его разжалобить.
  4. Юмор.
  5. Физическое воздействие.

Давайте разберемся, какой же из вариантов уместен в разных ситуациях.

    Реакция на хамство зависит во многом от человека, который испытывает ваше терпенье.

    Если речь идет о немытом мужике с пивным животом, который свою жизненную неудовлетворенность выплескивает на всех пассажиров маршрутки, лучшее, что можно сделать, – не обращать на него внимание.

    Вы его видите впервые, и он точно не стоит того, чтобы вы из-за никчемного борова.

    Игнором стоит отвечать на оскорбления энергетических вампиров – они не должны питаться вашими эмоциями.

    Если хам – ваш знакомый, который постоянно практикует подобное ведение диалога, то вы можете загнать его в угол при помощи уточняющих вопросов и фраз: «А почему ты так думаешь?», «Аргументируй свое мнение», «Докажи мне, что ты прав», «С чего ты это взял?», «Что еще тебя во мне не устраивает?» и т.д.

    Вполне возможно, что ваш диалог закончится примирением и осознанием человеком своих ошибок.

    Или же – он навсегда исчезнет из вашей жизни, что тоже весьма неплохо.

    Моя знакомая точно знает, как реагировать на оскорбления паспортисток, работниц жека и прочих бесполезных служащих в государственных конторах.

    Она начинает плакать.

    Получается это у нее весьма натурально, злобные тетки начинают видеть перед собой слабую беззащитную девушку и спешат помочь ей с решением проблемы.

    Юмор вообще мощное оружие против любых жизненных невзгод, а уж против хамов – оно поистине смертельно.

    Те, кто любят наносить оскорбления, часто прячутся за маской брутала, боясь показаться смешным или .

    Ваша задача при помощи шуток высмеять хама, чтобы он с позором ретировался с поля битвы и в дальнейшем боялся к вам приставать.

    Тумаки для хама – это, конечно, крайний вариант, но когда ничто другое не срабатывает, то вполне можно прибегнуть к их помощи.

    Однажды при мне спортивный мужчина вытолкал из троллейбуса оскорбляющего всех и вся вокруг подвыпившего типа.

    Ни уговоры, ни просьбы, ни крики не могли заставить его умолкнуть, пока не вмешался этот мужчина.

    Его действиям аплодировали все пассажиры троллейбуса.

И еще несколько примеров, как правильно

отреагировать на банальное оскорбление «Ты дурак!»

Смотрим, запоминаем 😉

Если ни один из предложенных вариантов вам не подходит, постарайтесь найти свой.

Но единственное я знаю точно: реагировать на оскорбления , тратя свои нервные клетки, нельзя ни в коем случае.

Этим вы никому ничего не докажите, только нанесете удар своему здоровью и порадуете хама – он добился, чего хотел.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Экология жизни. Психология: Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге ударов и контрударов. Однако есть способы...

Обидные слова подстерегают нас ежедневно - часто, когда мы меньше всего к этому готовы:

  • на дороге в часы пик, когда в людях проявляются худшие качества;
  • в очередях, когда у нас кончается терпение;
  • на работе и за праздничным столом, где люди считают грубость чуть ли не дозволенной.

Критические выпады настолько разнообразны, что не поддаются классификации. Тут и «легкие», повседневные уколы («ну наконец-то!»), и такие, когда от обиды темнеет в глазах («я вижу, ты занята тем, что у тебя лучше всего получается - опять жрёшь»).

Иногда слова выдают просто бесчувственность. Собравшись с духом, сын сообщил матери, что от него ушла жена, а в ответ услышал: «Долго же она собиралась».

Считается, что в семье мы можем спрятаться от мира. А на самом деле, родственники говорят друг другу такое, чего они никогда не сказали бы постороннему, зачастую добавляя в оправдание: «Ты ведь знаешь, я говорю это, потому что люблю тебя».

Одна женщина вспоминает, как однажды, когда ей было 12 лет, она стояла перед зеркалом и ее мать вдруг сказала: «Не переживай, дорогая. Если нос еще вырастет, можно будет сделать операцию». До этого дня девочке и в голову не приходило, что у нее не идеальный нос.

Особенно «хороши» завуалированные оскорбления, которые называют «конструктивной критикой», хотя они не имеют к ней никакого отношения. Их легко узнать по сопровождающим фразам, таким как «надеюсь, я могу говорить с тобой откровенно» или «я говорю это вам для вашей же пользы». Получается, что вы должны чуть ли не восхититься чистосердечием критикующего и оценить его заботу, в то время как вы с трудом приходите в себя после удара.

Защищаясь от оскорблений, легко оказаться в порочном круге ударов и контрударов. К счастью, есть способы отразить нападение обидчика, не уронив собственного достоинства.

Когда в следующий раз вы станете объектом критики, попробуйте воспользоваться этими советами.

1. Постарайтесь понять

Тот, кто критикует других, часто сам переполнен обидой. Если вы не можете понять, что на самом деле беспокоит оскорбившего вас человека, спросите его об этом. Помните: обида не всегда предназначена лично вам. Взгляните на ситуацию со стороны и поищите причину.

Официантка грубит вам не потому, что именно вы ей чем-то не понравились, - просто накануне ее бросил любимый. Водитель «подрезая» вас, не желает вам досадить - он торопится к больному ребенку. Пропустите его вперед, поддержите его.

Пытаясь понять тех, чьи слова вас больно задели, вы легче перенесете обиду.

2. Проанализируйте сказанное

В своей книге «Тонкое искусство словесной самозащиты» Сюзетт Хейден Элджин предлагает разложить обидевшее вас замечание на части и отвечать на невысказанный упрек, не строя из себя жертву . Например, услышав «если бы ты меня любила, ты бы похудела», можно ответить так: «И давно ты решил, что я тебя не люблю?»

3. Повернитесь лицом к обидчику

Противостоять оскорблениям непросто. Помогает, в частности, прямота. Снимите отрицательный заряд, например, таким вопросом: «Тебе зачем-то нужно меня обидеть?» или «Ты понимаешь, как могут быть восприняты подобные слова?»

Можно также попросить человека разъяснить смысл замечания: «Что вы имеете в виду?» или «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял?» Как только ваш критик почувствует, что его игра разгадана, он оставит вас в покое. Ведь когда тебя поймали с поличным, это очень стыдно.

4. Прибегните к юмору

Моей приятельнице как-то пришлось услышать: «Это твоя новая юбка? По-моему, такой тканью оббивают стулья». Она не растерялась и ответила: «Что ж, присаживайся ко мне на колени».

Мать моей знакомой всю жизнь ревностно следила за чистотой в доме. Однажды она обнаружила у дочери паутину и спросила: «Это что такое?» «Я провожу научный эксперимент», - парировала дочь. Лучшее оружие против оскорбительной критики - смех. Остроумный ответ поможет вам справиться практически с любым обидчиком.

5. Придумайте условный знак

Одна женщина рассказала мне, что муж критиковал ее непременно на людях. Тогда она стала носить с собой маленькое полотенце и всякий раз, когда муж говорил ей что-то обидное, накрывала голову полотенцем. Ему было так стыдно, что он избавился от своей дурной привычки.

6. Не возражайте

Соглашайтесь со всем. Если жена говорит: «Мне кажется, ты поправился килограммов на десять, дорогой», отвечайте: «На двенадцать, если быть точным». Если она не отступает: «Ну и что ты будешь делать с лишним весом?» - попробуйте так: «Да ничего, наверное. Просто побуду какое-то время толстяком». Обидное замечание сильно настолько, насколько вы сами наделяете его силой. Соглашаясь с критикой, вы обезоруживаете критикующего.

7. Игнорируйте укол

Выслушайте замечание, скажите себе, что оно не по адресу, и забудьте. Умение прощать - одна из важнейших способностей, которые помогают нам жить и которые мы можем в себе развивать.

Если вы еще не вполне готовы простить, дайте понять говорящему, что его замечание услышано, но ответа не будет. В следующий раз, когда вам отпустят колкость, сотрите с рубашки воображаемое пятно. Когда тот, кто вас задел, спросит, что вы делаете, скажите: «Мне показалось, на меня что-то попало, но я, наверное, ошибся».

Когда обидчик знает, что вы тоже знаете, он становится гораздо осторожнее. Или притворитесь, будто вам неинтересно. Поморгайте, зевните и отвернитесь, как бы говоря: «Кого это волнует?» Люди не выносят, когда их считают скучными.

8. Прибавьте 10 процентов

Вам никогда не удастся полностью оградить себя от обидных реплик. Попробуйте воспринимать часть из них как естественные проявления раздражения, которые случаются у всех.

Большинство из нас старается не оскорблять других, но иногда мы допускаем ошибки. Так что защищайтесь, когда считаете это необходимым, но подумайте также над «правилом 10 процентов»:

В 10 процентах случаев оказывается, что купленная вами вещь в другом месте стоит дешевле.
- в 10 процентах случаев вещь, которую вы кому-то одолжили, возвращается к вам поврежденной.
- в 10 процентах случаев даже ваш лучший друг может сказать что-то не подумав и потом пожалеть о сказанном.

Другими словами, нарастите кожу потолще. Обычно легче всего предположить, что люди стараются поступать как можно лучше, и многие просто не осознают, как их поведение сказывается на других.

Постоянно держать оборону, доказывать свою правоту и контролировать ситуацию - слишком дорого обходится. Попробуйте прощать и в ответ вы получите гораздо меньше обид и неприятностей, чем эти пресловутые 10 процентов.

Также интересно:

Когда какой-то человек оскорбил Будду, тот сказал: «Сын мой, если кто-либо откажется принять подарок, кому он тогда принадлежит?» «Тому, кто дарит», - ответил этот человек. - Так вот, - продолжал Будда, - я отказываюсь принять твои оскорбительные слова.

В мире полно людей, которые унижают других, чтобы самоутвердиться. Не принимайте оскорбления, даже когда вас осыпают ими, как дарами любви. Не обращая на них внимания, вы снимете напряжение, укрепите ваши отношения с окружающими и сделаете свою жизнь более радостной. опубликовано

Нередко в жизни приходится сталкиваться с хамством, грубостью, оскорблениями. Оскорбление словом иногда больнее, чем физическое воздействие.И подчас такая рана может заживать долгие годы.

Что делать? Отвечать тем же? Сделать вид, что ничего особенного не произошло? Можно и так. А можно проучить обидчика так, что в следующий раз он сто раз подумает, прежде чем решиться на очередной выпад в ваш адрес. Что нужно сделать для этого? Просто обратиться в суд с заявлением. Конечно, судебная тяжба предполагает определённые временные, моральные и, возможно, финансовые затраты. И только вам решать – хотите ли вы наказать хама и грубияна по закону или же будете молча сносить его дальнейшие выходки.

Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН провозгласила в статье 12 недопустимость произвольного

вмешательства в личную жизнь человека и посягательства на его честь. Понятие чести определяется несколькими критериями.

Честь – это следование человека всем правилам морального и профессионального долга. Это соединение моральных и этических качеств личности. Понятие чести идет обычно в связке с понятием «достоинство». Или же иное определение чести:

честь - комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

В российском законодательстве Уголовным кодексом РФ есть статья «Оскорбление» (ст.130 глава17). Относится оскорбление к преступлениям против свободы, чести и достоинства личности. И под оскорблением подразумевается унижение чести и достоинство человека, выраженное в неприличной форме. При этом не принимается во внимание, соответствует ли действительности произведённая таким образом оценка личности пострадавшего. Значение имеет только то, что эта оценка была высказана именно в неприличной для общественной морали форме.

Возбуждается уголовное дело об оскорблении только по заявлению пострадавшего (часть 2 ст.20 УПК РФ).

Наказанием для оскорбителя будет штраф в сорок тысяч рублей, если оскорбление было нанесено в приватной беседе или восемьдесят тысяч рублей, если оно было озвучено публично или опубликовано в средствах массовой информации или в каком-либо публично демонстрирующемся произведении. Помимо этого, российским законодательством предусмотрены исправительные работы на срок до шести месяцев в первом случае и на год во втором. На усмотрение суда могут быть назначены в качестве наказания исправительные работы.

Также следует знать о том, что с оскорбителя можно получить компенсацию морального вреда в результате распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Размер компенсации определяется в судебном порядке с учетом нравственных страданий перенесенных пострадавшим, а также с учетом степени вины причинителя вреда. Выплачивается компенсация в денежной форме.

Добрый день, уважаемые читатели! Недавно один мой клиент задал следующий вопрос: что делать, если тебя оскорбляют. Мы часто сталкиваемся с неприятными людьми, которые ведут себя неподобающим образом. Но ведь свою голову мы им поставить не можем. От нас зависит только реакция и дальнейшее общение. Сегодня я хочу поговорить о том, что делать подростку, если он постоянно натыкается на оскорбления, как вести себя супругам и что делать с хамоватым коллегой.

Будучи подростками, мы сталкиваемся с невоспитанными одноклассниками, которые считают, что кто сильнее, тот и прав. Что можно запросто оскорбить человека, подраться, унизить и ничего за это не будет. А если на него пожалуются учителю, то он еще больше начнет приставать и вообще не даст жить спокойно.

Не только в школе люди живут по таким принципам. И во взрослой жизни мы сталкиваемся с подобными экземплярами. Один из самых распространенных примеров происходит каждый день на улицах всех городов нашей планеты. Водители только так оскорбляют друг друга. Кто-то подрезал, кто-то влез без очереди, чуть не столкнулись. Все это сопровождается огромным количеством оскорблений, злословия, а иногда даже угроз.

Я уже молчу про социальные сети. В интернете есть даже специальный термин для людей, которые ведут себя неподобающим образом - тролль. Быть за экраном смелым, не бояться ответного удара, писать все что в голову взбредет, может сегодня каждый. Избежать этого не получится.

Если в интернете ты можешь просто закрыть страничку, не отвечать, проигнорировать, то в реальной жизни все гораздо сложнее. Человек, который тебя оскорбляет, стоит прямо перед тобой. Вот он кричит, открывает свой рот, из которого сыпятся унизительные фразы.

Что делать ребенку в таком случае? Ответить тем же? Дать сдачи? Пожаловаться учителю? Рассказать родителям?

Напряженная рабочая обстановка

Бывает такое, что мы сталкиваемся с ужасным хамом на работе. Этим человеком может быть коллега, начальник, заказчик или исполнитель. И как себя вести в каждой из этих ситуаций? Ведь не будешь же начальнику объяснять, что он ужасный мерзкий человек, который не умеет себя вести.

В офисе существует субординация и высказать все что думаешь начальнику в лицо считается неприемлемым. Но если он постоянно унижает и оскорбляет вас, то терпеть это тоже нельзя. Вы можете попробовать поговорить, объяснить все ваши претензии и попытаться вместе найти выход.

Кроме того, вы можете постараться избегать общения с этим человеком. Свести ваше общение к минимуму или же передавать работу через третье лицо. Зачем вам лишний раз сталкиваться с негативом? Ведь он остается с вами и вы приносите его домой. Стоит ли ваша семейная жизнь этого?

На работе надо работать. Выполняйте все свои обязанности, не отвлекайтесь на выяснения отношений, соблюдайте субординацию, не отвечайте на хамство и унижения.

Лучше всего прекратить разговор с человеком, который ведет себя подобным образом. Ведь они обычно ждут твоей реакции, накала страстей, продолжения конфликта.

Победителем вы из этой ситуации можете выйти, если просто пресечете подобное общение в дальнейшем.

Дела семейные

Дома все немного по-другому. Нельзя просто встать и уйти.

Есть проблема - муж оскорбляет жену. Ее надо решать. Для начала вы можете попробовать справиться собственными силами. Необходим спокойный и рассудительный разговор. Супруги садятся и вместе решают что делать с этой проблемой.

Помните, что в семейной жизни очень важно уважение между супругами. Именно его отсутствие и приводит к подобным проблемам, когда жена постоянно унижает своего благоверного, пытаясь задеть его. Обязательно ознакомьтесь со статьей « ».

Если вы не можете справиться самостоятельно, то у вас всегда есть возможность обратиться за помощью к специалисту. Семейные психологи помогают добраться до истинной причины подобного поведения супругов, подсказывают необходимые шаги для изменения ситуации и направляют в нужное русло.

Семья - это наша крепость. Место. Где мы должны чувствовать себя в безопасности. Наш любимый человек не должен вызывать у нас негативных эмоций.

Конечно, мы все ругаемся, ссоримся, но все это не должно переходить границ. Унижения и оскорбления недопустимы в семейной жизни.

Можно ли с этим бороться?

Один мой клиент постоянно рассказывает, как его друзья подтрунивают над одним из парней. Иногда шутки совсем безобидные и даже милые, а иногда юмор скатывается в унизительные и оскорбительные замечания.

Друзьям можно и нужно говорить о своих чувствах. Если вас задевают их замечания, то непременно укажите на это. Попросите больше не поднимать тему, которая задевает вас, попросите у них помощи, если не знаете как справиться самостоятельно с проблемой. Помните, что друзья существует для поддержки и понимания.

Точно не стоит отвечать хамством на подобное поведение. Вы ведь взрослый разумный человек и понимаете, что подобной реакции от вас и ждут.

Оскорбления кидают в том случае, когда разговор уже потерял всяческий конструктив и перешел в иное русло. Вы можете попробовать закончить разговор, уйти, попросить прийти позже, положить телефон.

Помните, что у такого человека наверняка много внутренних проблем. Счастливый человек не выливает помои на окружающих. Он приветлив, общителен и спокоен. А когда есть нерешенные проблемы, тогда многие считают нормальным вывалить весь мусор на окружающих.

Помня об этом, вы будете по-другому относиться к таким людям.

Будьте счастливы!

Это одно из первых желаний, возникающих после оскорбления. Но ответный выпад уместен, только если он:

  • остроумный;
  • происходит в кругу родных или друзей;
  • скорее разряжает обстановку, чем усугубляет конфликт.

Во всех остальных случаях, даже если вы считаете себя остряком похлеще Оскара Уайльда, отвечать оскорблением на оскорбление - не лучший выход. Так вы опускаетесь до уровня хама-оппонента и даёте понять, что его слова задели вас, то есть в них может быть доля правды.

2. Пошутить

Разница между остроумным оскорблением и шутливым ответом в том, что во втором случае вы высмеиваете саму ситуацию. Преимущества этой стратегии очевидны: оскорбление теряет свою токсичность, напряжение , а аудитория (если она есть) принимает вашу сторону.

В этом случае также можно занять псевдосамоуничижительную позицию. Так вы собьёте оппонента с толку и замаскируете сарказм.

Пример 1: Коллега говорит, что вы подготовили уродливую презентацию.

Ответ: «Пожалуй, ты прав. В следующий раз не буду просить помощи у своего пятилетнего сына».

Пример 2: Малознакомый человек обзывает вас.

Ответ: «Спасибо, это очень ценная информация. Вы открыли мне глаза на мои недостатки. Будет о чём поразмыслить за обедом».

3. Принять

В некоторых случаях проанализировать слова, которые кажутся вам оскорбительными, действительно стоит. Особенно если они исходят от близких и уважаемых вами людей. В этом случае воспринимайте их реплики не как оскорбление, а как критику, которая может сделать вас лучше.

Нелишним будет подумать о мотивах людей, выяснить, что именно заставило их использовать резкие выражения. Возможно, это бурная реакция на ваше далеко не ангельское поведение.

4. Ответить на намерение, а не на слова

У любого оскорбления всегда есть скрытая цель. Сделайте тайное явным: обозначьте её.

Например, в ответ на грубые слова скажите: «Ух ты! Между нами произошло что-то действительно серьёзное, раз вы решили сделать мне больно».

Так, с одной стороны, вы сможете выбить оппонента из колеи, а с другой - выяснить причину его негативного настроя.

5. Сохранить спокойствие

Если оскорбление исходит не от близкого человека, а от коллеги, знакомого или даже незнакомца, никогда не показывайте, что слова вас задели. Скорее всего, за ними кроется неуверенность, недовольство собственной жизнью и желание просто отыграться на вас. Не позволяйте трюку сработать, реагируйте спокойно и с улыбкой.

При необходимости продолжайте гнуть свою линию: спрашивайте, что же именно вызвало у человека такую реакцию, не обращая внимания на его слова.

6. Игнорировать

Часто лучший ответ - это его отсутствие. Если речь идёт об интернет-троллях, можно просто не отвечать на их комментарии или отправить хамов в . Ну а «в режиме офлайн» всегда можно пропустить оскорбление мимо ушей или уйти. Вы имеете на это полное право.

Пример из древнеримской истории… Однажды в общественных банях некто ударил политика Катона. Когда обидчик пришёл извиняться, Катон ответил: «Я не помню удара».

Эту фразу можно истолковать так: «Вы настолько незначительны, что я не только не забочусь о ваших извинениях, но даже не заметил самого оскорбления».

7. Использовать закон

Вы можете привлечь обидчика к ответственности или хотя бы пригрозить ему этим. Наказание за оскорбление прописано в Кодексе об административных правонарушениях, а вот клевета находится уже в сфере действия уголовного права. В случае оскорблений со стороны начальника можно обратиться в отдел кадров.

Главное - помните: никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию. Но и вы должны отвечать людям тем же. Иначе любые рекомендации бессмысленны.