Значение ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Феофан (Прокопович) - знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в православную тогда иезуитскую коллегию святого Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древне-классической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 г. возвратился в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьников сцены, Феофан написал "трагедокомедию": "Владимир", в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы с старыми русскими предрассудками. Восторженным панегириком преобразовательных начинаний государя явился Феофан также и в своих проповедях, одна из них - по случаю Полтавской победы 1709 г. - была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 г. Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором академии. Продолжая свою преподавательскую деятель, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Баконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве, Феофан естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 г. вызвал его в Петербург, Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 г. Феофан сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются, или, по крайне мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отрокам", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Уставу о престолонаследии", - под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" и многое другое. С 1720 г. Феофан был архиепископом новгородским и вскоре затем сделался первенствующим членом Святейшего Синода. В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархии из киевских ученых, руководителем которых был Стефан Яворский (см.), в своих воззрениях на отношение светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, Феофан стоял на точке зрения близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая, притом, во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, - тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемая "просвещенного деспотизма", всецело разделялись государем. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. После смерти Петра Великого обстоятельства изменились. Староцерковная партия подняла голову и направила свои удары на Феофана. Ему пришлось выдержать ожесточенную и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Эта борьба могла бы кончиться для него неблагополучно, если бы ему не удалось искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии "среднего чина людей", которые разрушили замыслы "верховников" подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия. Благодаря своему деятельному участию в этом событии, Феофан вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегириком, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу. Впрочем, и в эту тяжелую для него пору Феофан все-таки оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшем науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан является представителем критическо-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам нашей церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдоучености, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещенного человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы. Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежат также сомнению и влияние его на В.Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана. Феофан умер 8 сентября 1736 г. Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Миславским; некоторые переводились на русский язык. "Слова и Речи" изданы в 3-х частях (СПб., 1765). См. Ю.Ф. Самарин "Ст. Яворский и Феофан Прокопович как проповедники" (М., 1844, и "Сочинения" Самарина, том V, М., 1880); И.А. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868); П.О. Морозов "Феофан Прокопович как писатель" (СПб., 1880). П. М.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Прокопович) (1681 - 1736), архиепископ Новгородский. В миру Прокопович Елеазар. Родился 8 июня …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
    Прокопович (1681v1736), русский и украинский церковный и общественный деятель и писатель 1-й трети 18 в. См. Прокопович …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
    (Элеазар) (1681-1736), церковный и общественный деятель, учёный, писатель, педагог. С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии. С 1718 епископ …
  • ПРОКОПОВИЧ в 1000 биографий знаменитых людей:
    С. И. (1871-1945) - экономист, публицист, политический деятель. С 1899 г. - член Союза русских социал-демократов за границей. В 90-х …
  • ПРОКОПОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Феофан, см. Феофан …
  • ФЕОФАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 760-818) византийский хронист, автор "Хронографии", охватывающей период 3-9 …
  • ФЕОФАН
    ФЕОФ́АН ПРОКОПОВИЧ (1681-1736), гос. и церк. деятель, писатель. Епископ Псковский с 1718, архиепископ Новгородский с 1724. Сподвижник Петра I, глава …
  • ФЕОФАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОФ́АН ЗАТВОРНИК (в миру Георг. Вас. Говоров) (1815-94), церк. деятель, богослов, публицист-проповедник. Епископ Тамбовский и Шацкий с 1859, Владимирский с …
  • ФЕОФАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОФ́АН ГРЕК (ок. 1340 - после 1405), живописец, родом из Византии. Работал на Руси во 2-й пол. 14 - нач. …
  • ПРОКОПОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОКОП́ОВИЧ Феофан (Элеазар), см. Феофан Прокопович …
  • ПРОКОПОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОКОП́ОВИЧ Сер. Ник. (1871-1955), полит. деятель, идеолог "экономизма", деятель "Союза освобождения", в 1905 чл. ЦК партии кадетов, позднее деятель кооперации. …
  • ФЕОФАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕОФАН в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕОФАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Феофан, (Феофанович, …
  • ФЕОФАН
    (ок. 760-818), византийский хронист, автор «Хронографии», охватывающей период 3-9 вв. - Исповедник (ум. ок. 300), постник, преподобный, подвизавшийся на горе …
  • ПРОКОПОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Петр Иванович (1775-1850) , российский пчеловод. Изобрел (1814) разборный рамочный («втулочный») улей для получения чистого сотового меда. Претерпев ряд усовершенствований, …
  • ФЕОФАН СИГРИАНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Сигрианский (ок. 760 - 818), преподобный, исповедник. Память 12 марта. Родился …
  • ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Исповедник (ок. 300), преподобный. Память 9 сентября. Преподобный Феофан, исповедник и …
  • ФЕОФАН ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Затворник Вышенский (1815 - 1894), епископ, затворник, святитель. Память 10 …
  • ФЕОФАН АНТИОХИЙСКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • ФЕОФАН (ТУЛЯКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Туляков) (1864 - 1937), митрополит Горьковский. В миру Туляков Василий Степанович, родился …
  • ФЕОФАН (САВУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Саву) (род. 1959), архиепископ Ясский, митрополит Молдавский и Буковинский. В миру Димитрий …
  • ФЕОФАН (РПИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Рпинский) (+ 1588), архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский. В миру Рыпинский Богдан, происходил …
  • ФЕОФАН (КРИСТЯ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Кристя) (1812 - 1884), схиигумен, управляющий Ново-Нямецким монастырем. В миру Феодор …
  • ФЕОФАН (ИЛЬМЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Ильменский) (1867 - 1918), епископ Соликамский, священномученик. В миру Ильменский Сергей …
  • ФЕОФАН (БЫСТРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Быстров) (1873 - 1940), архиепископ, б. Полтавский и Переяславский. В миру …
  • ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Александров) (1785 - 1852), архимандрит, церковный композитор. Создал много прекрасных сочинений, одно из …
  • ЗОСИМА (ПРОКОПОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (Прокопович) (+ 1656), епископ Черниговский и Новгородский. В 1631 г. упоминается иеромонахом Киевского …
  • ФЕОФАН (СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)
    Феофан - святые православной церкви: 1) преподобный, происходил из Антиохии от родителей-язычников. Приняв после смерти жены крещение с именем Феофана, …
  • ПРОКОПОВИЧ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович (Петр Иванович, 1775 - 1850) - устроитель первой в России школы пчеловодства. По окончании курса в Киевской духовной академии …
  • ПРОКОПОВИЧ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович (Николай Яковлевич, 1810 - 1857) - поэт, друг Н.В. Гоголя, с которым воспитывался в гимназии высших наук князя …
  • ПРОКОПОВИЧ АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович (Андрей Семенович, умер в 1826 г.) - писатель, воспитанник, позже ректор Харьковского коллегиума, протоиерей. Сочинения его: "Слова и речи …
  • ПРОКОПОВИЧ-АНТОНСКИЙ АНТОН АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович-Антонский (Антон Антонович, 1762 [год рождения Прокоповича-Антонского точно не установлен: указывают еще 1753 и 1771 годы, но последний следует признать …
  • АНТОНСКИЙ-ПРОКОПОВИЧ АНТОН АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Антонский-Прокопович (Антон Антонович) - заслуженный профессор и бывший ректор Московского университета, член многих ученых обществ, родился в Малороссии; сын священника, …
  • ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Феофан (Элеазар) , церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ (1718), архиепископ (1724). Сподвижник …
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санкт-Петербургская православная духовная академия, высшее духовно-учебное заведение Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 193167, …
  • ПЛАТОН (МАЛИНОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Платон (Малиновский) (+ 1754), архиепископ Московский и Севский. В миру Малиновский Павел. Образование получил …
  • НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Новгородская и Старорусская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 173000, Великий Новгород, …

Введение

1.Жизнь и личность Феофан Прокоповича. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I

1.1 Жизнь и личность Феофан Прокоповича

1.2. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I

2.Феофан Прокопович как поэт-панегирист и как лирик. Феофан Прокопович - патриот России

2.1. Феофан Прокопович как поэт-панегирист и как лирик

2.2. Феофан Прокопович - патриот России

3.2. Феофан Прокопович как теоретик ораторского искусства

4. Трактат «De arte poetica»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Феофан Прокопович (1681-1736). – один из замечательных политических и литературных деятелей петровской эпохи, горячий защитник новой культуры. Он был верным помощником Петра в осуществлении реформ и как ученый, публицист, писатель, оказал большое влияние на современников. Сын киевского мелкого лавочника, Ф.Прокопович окончил Киево - Могилянскую академию (так называлось высшее духовное учебное заведение в Киеве), а затем продолжал свое образование в Польше и в Риме. Это один из самых образованных людей петровской эпохи, глубоко изучивший не только историю и литературу, но и математику, физику и другие естественные науки. Петр встретился с ним в Киеве в 1709 году. В 1716 года Ф.Прокопович – в Петербурге. Он выступает с горячими проповедями, пишет ряд публицистических сочинений, предисловие к «Морскому уставу»; книгу, в которой определяются основы церковной организации в России («Духовный регламент»). Его проповеди – образец красноречия того времени. Каждый его труд – это развитие идей Петра, доказательство необходимости петровских реформ. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал римских и греческих классиков, философскую и богословскую литературу. В Киеве в 1704 году возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, П. сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 году был вызван в Петербург, где стал помощником Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом которого Прокопович был назначен в 1721 году). Литературно-публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" (1718) защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисловии к "Морскому уставу" (1719) и в "Слове похвальном о флоте российском" (1720) прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича.

Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд исторических сочинений: "Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" (около 1713), "Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского" (1726), "Историю об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны" (1730) и др. В этих сочинениях идеализировал Петра I и его деятельность.

  1. Жизнь и личность Феофан Прокоповича. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I.

    1. 1.1. Жизнь и личность Феофан Прокоповича.

Феофан Прокопович (1681-1736) - крупнейший общественный и политический деятель первой трети XVIII столетия, талантливейший проповедник - оратор, публицист, писатель, страстный защитник петровских преобразований. Феофан Прокопович вырос в относительно демократической среде. Он был сыном мелкого киевского торговца. Рано лишился отца. Жил с матерью в крайней нищете. Свой второй удар судьба нанесла, когда ему (Елеазару - имя от рождения) исполнилось семь лет. Измучившись в постоянной борьбе с нищетой, мать заболела и умерла, оставив сына без средств к существованию. «Но, словно устыдясь собственной жестокости, - пишет один из биографов, - судьба послала Елеазару доброго ангела в лице дяди.

Звали дядю Феофан Прокопович, и годы спустя Елеазар возьмет себе это имя в память о человеке, которому он был столько обязан. Дядя был известным и уважаемым в Киеве человеком. Он много лет преподавал в духовной коллегии, славился образованностью и красноречием, в конце карьеры был избран ректором коллегии, но, тяготясь должностью, удалился в келейную тишь Киево-Печерской лавры. К себе в Лавру он и увел осиротевшего племянника. Так Елеазар перешел в духовное сословие, что давало ему шанс подняться по общественной лестнице. Иной путь наверх безродному сироте был заказан...».

Феофан Прокопович учился в Киево-Могилянской академии, где получил характерное схоластическое образование. Не ограничившись этим, он отправился совершенствоваться в науках "в чужие края". Учился в польских школах (для чего даже принял униатство). Затем - в коллегиуме святого Афанасия в Риме, специально созданном для учеников - греков и славян - с целью воспитывать из них проповедников католицизма.

«Папежским духом» (так впоследствии Феофан называл католические пристрастия, которыми грешили многие представители южнорусской образованности) он никак не заразился. Напротив, оказавшись в самом центре католического мира, он вынес из него идеи Возрождения и Реформации, а также неистребимую на всю свою жизнь ненависть ко всякого рода мракобесию и изуверству.

Около 1704 г. Феофан Прокопович возвратился в Киев, снова принял православие. Он постригся в монахи и стал преподавателем пиитики и риторики в Киево-Могилянской академии.

1706 год оказался заметной вехой в его жизненной судьбе. Феофан произнес приветственную проповедь в честь приехавшего в Киев Петра. В 1709 г., вскоре после Полтавской битвы, Феофан вновь выступает с речью, в присутствии Петра. То был «Панегирикос» или «Слово похвальное о преславной над войсками шведскими победе».

С этой поры начинается сближение Феофана с царем. В 1711 году он находится при Петре в турецком походе, затем назначается ректором академии. В 1716 году по вызову Петра переезжает в Петербург. Пройдет немного времени, и он будет возведен в сан епископа, затем архиепископа и первенствующего члена Синода. Феофан Прокопович становится одним из ближайших пособников Петра. Он его правая рука по делам церкви.

В своих многочисленных проповедях и приветственных словах царю Феофан поддерживает все его начинания. Он доказывает текстами священного писания важность просвещения, необходимость укрепления военной мощи России, в частности, её морского флота. Феофан пишет предисловие к морскому уставу. Это предисловие было развернуто в великолепное «Слово похвальное о флоте Российском».

Сам Бог определил снабдить Россию флотом, - говорил Феофан, - сам Бог возбудил в монаршем сердце охоту к плаванию. Не сыщем ни единой деревни, которая, над рекой расположена, не имела бы лодок, а столь славной и сильной монархии не иметь кораблей бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим, как гости к нам приходят и отходят, а сами того не умеем. Как жить и от нежданного неприятеля обороняться? Видишь, о Россия, пользу флота своего!

В слове своем Феофан рассказал о первых победах русского флота. Говорил проповедник искренне, с глубоким чувством и патриотизмом. Феофан напоминал своим коллегам о пастырском долге - «изъяснять народу, что мы были прежде и что есть ныне, какова была Россия и какова есть уже».

Своим словом о флоте Феофан окончательно покорил Петра. Царь был самозабвенно влюблен в море и корабли. Эту любовь он привил и Феофану. «Петербуржцы только крестились, когда мимо них, лихо кренясь, пролетал под парусами буер, управляемый шкипером в рясе с развевающейся на ветру смоляной бородой».

В 1720 г. Феофаном был составлен «Духовный регламент», который и был положен в основу церковного устройства. Патриаршество было ликвидировано. Церковь получила коллегиальное управление под главенством самого царя. Это вызвало ненависть к Феофану со стороны значительной части духовенства.

Политическая дальнозоркость Феофана обусловливалась не только влиянием Петра.


Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.
Архиепископ Новгородский
25 июня - 19 сентября
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Феодосий (Яновский)
Преемник Амвросий (Юшкевич)
2 июня - 25 июня
Предшественник Иосиф (Римский-Корсаков)
Преемник Феофилакт (Лопатинский)
Имя при рождении Елеазар Прокопович
Рождение 8 (18) июня (1681-06-18 )
Киев
Смерть 8 (19) сентября (1736-09-19 ) (55 лет)
Санкт-Петербург , Российская империя
Феофан Прокопович на Викискладе

Детство и образование

Родился в семье мелкого торговца, предположительно выходца из Смоленска; имена родителей неизвестны . Об отце ничего не известно, носил фамилию матери. Оставшись в раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей по материнской линии - Феофаном Прокоповичем , ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря . Образование получил в Киево-Могилянской академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге , Халле , Йене . В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, учреждённую для греков и славян.

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в исторических , богословских и философских сочинениях, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы Климента XI , но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев .

Преподавательская деятельность в Киеве

Так как после основания Петербург оставался без собственного епископа, 2 июня 1718 года был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского , фактически пребывая в Петербурге, и с того времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им составлен «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве , «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении , о расколе , подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» - о Прутском походе , посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).

Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого абсолютизма », всецело разделялись Петром I. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. По смерти Петра обстоятельства изменились: ему пришлось выдержать ожесточённую и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Но сумел искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии «среднего чина людей», которые разрушили замыслы «верховников» подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия.

Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии . Жертвы мстительности Феофана исчисляются сотнями, в том числе многие архиереи: Феофилакт (Лопатинский) , Георгий (Дашков) , Игнатий (Смола) , Сильвестр (Холмский-Волынец) , Варлаам (Вонатович) .

В Новгороде для совершения богослужений и рукоположения ставленников с 1734 года держал своим «споспешником» выехавшего из Грузии епископа Иосифа (Хвабулова) , ни слова не понимавшего по-русски.

Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения , в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом , оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском народе , концепция которого впоследствии стала официальной государствообразующей в Российской империи , и о самодержце Великой , Малой и Белой Руси .

Скончался преосвященный Феофан на своем Карповском подворье в Петербурге 8 сентября 1736, произнеся при кончине своей слова: «О главо, главо! разума упившись, куда ся приклонишь?». Тело его было перевезено в Новгород и 20 сентября архиепископом викарным Иосифом погребено в южной стороне Софийского собора, подле тела Новгородского митрополита Иова.

Его богатая библиотека в 1742 году была передана в открывшуюся Новгородскую духовную семинарию .

Как писатель и теоретик литературы

Но Феофан всё же оставался человеком, высоко ценившим и по возможности отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях он выступал представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, Феофан отрицательно относился к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считал особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства он сатирически изображал современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули лучшие литературные силы страны. [ ]

Трагедокомедия Феофана «Владимир» в русской культуре породила настоящую традицию, полемика с которой определила творческое развитие таких писателей и драматургов, как Яков Княжнин , Фёдор Ключарёв , Михаил Херасков , Андрей Муравьёв и Александр Грибоедов . .

Выступал Феофан и как теоретик литературы и ораторского искусства. Составленные им «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706-1707) популяризировали теоретиков античности , Возрождения , барокко . Прокопович признавал искусство, утверждённое определёнными правилами и наставлениями, но поддерживал и принцип правдоподобия. Порицал Феофан «буйство» слога, «темноту» стиля, неумеренное употребление тропов и фигур. Кроме трагедии и комедии, Феофан допускал промежуточный драматический жанр - трагедокомедию. До Ломоносова он предлагал в «Риторике» различать три слога: высокий, средний и низкий. Все эти идеи Феофана предваряли будущий классицизм, утверждение которого на русской почве связано с именами Кантемира, Тредиаковского , Ломоносова и Сумарокова .

Его влияние на русского поэта Антиоха Кантемира , сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению [ ] и влияние его на Василия Татищева , автора первого капитального труда по русской истории, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.

Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кёнигсберге и Лейпциге Дамаскиным (Рудневым) , Иакинфом (Карпинским) , Давидом Нащинским и Самуилом (Миславским) ; некоторые переводились на русский язык. «Слова и речи» изданы в трёх частях (Санкт-Петербург, 1765).

Как деятель политического сыска

Лично составлял инструкции по ведению допросов, которые активно использовались в Тайной канцелярии при ведении пыточного розыска, то есть дознания:

Пришед к (подсудимому), тотчас нимало немедля допрашивать. Всем вопрошающим наблюдать в глаза и на все лице его, не явится ли на нём каковое изменение, и для этого поставить его лицом к окошкам…Как измену, на лице его усмотренную, так и все речи его записывать

Оценка

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нём с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия».

Сочинения

  • Приписывается Ф. Прокоповичу. Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии: В 4 частях / Под ред. И. Н. Болтина и Н. А. Львова . - 1-е изд. - СПб. : Печатано у И. К. Шнора.
    • . - 1798. - XXVI, 233 с.
    • . - 1798. - XI, 243 с.
    • . - 1799. - VII, 327 с.
    • . - 1799. - VI, 200 с.
  • История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержцы всероссийской. / Примеч. А. Терещенко // Сын отечества, 1837. - Ч. 184. - Отд. 2. - С. 23-73 ; То же, в текстовом формате .
  • Краткая повесть о смерти Петра Великого императора и самодержца Всероссийского, сочиненная Феофаном Прокоповичем, Архиепископом Новгородским и Св. Синода Первенстовавшим Членом. С присовокуплением описания порядка, держанного при погребении блаженной высокославной и вечнодостойнешей памяти Всепресветлейшего, Державнейшего Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского и блаженной памяти Её Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Натальи Петровны. - Спб.: Тип. И. Глазунова, 1831. - 120 с.
  • Письма Феофана Прокоповича, писанные в царствование импер Екатерины I и Петра II. (1725-1730 г.) // Труды Киевской Духовной Академии, 1865. - No.2. - С. 297-310.
  • Письмо Феофана Прокоповича к киевскому архиепископу о Братском училищном монастыре. 8 сентября 1736 г. // Русский архив, 1865. - Изд. 2-е. - М., 1866. - Стб. 329-336.
  • Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин, 1852. - Т. 6. - № 22. - С. 1-2.
  • Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста чрез характиры его, в священном писании предложенныя, и по его явлении от многих прешедших лет узнанныя, и ныне ясно видимыя на нём, на пользу прямым истины искателям и рачителем спасения своего и на обличение мятежником, мир в отечестве нашем злобно терзающим и равным безумию своему беззаконием в Боговенчанных владетельных христах Господних показать суетно желающим Антихриста. Список 1812 г. (хранится в Секторе редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия, инвентарный номер 36551р). 81 л.
  • Прокопович Ф. Сочинения / Под редакцией И. П. Еремина. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961.
  • Прокопович Феофан. Философские сочинения в 3-х тт. / Філософські твори в 3-х тт. (на украинском языке). Перевод с латинского. Киев: Наукова думка, 1979.
  • Прокопович, Феофан Избранные труды / Феофан Прокопович; сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. В. Курукин; Ин-т общественной мысли.- Москва: РОССПЭН, 2010-623 с.
Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
Рубрика (тематическая категория) Литература

(1681 – 1736)

Один из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопович первым почувствовал и осмыслил крайне важно сть для Русского государства коренных преобразований в области политики, идеологии и искусства, борьбы за осуществление Петровских реформ. Феофан Прокопович, по словам Н.К.Гудзия, данный ʼʼпросветитель в рясеʼʼ отдал всю свою кипучую энергию и весь свой талант делу просвещения России.

Сын мелкого киевского купца, Феофан Прокопович испытал в детстве нужду, но сумел стать учеником Киево-Могилянской академии. При этом полученных знаний ему оказалось недостаточно, и он, без долгих колебаний, принимает унианство(униатская церковь – христианское объединœение, созданное Брестской унией в 1596 году, подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов), чтобы иметь возможность продолжить образование на Западе. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время учится в Польше, а затем в Риме, в коллегиуме святого Афанасия (открытого специально для подготовки пропагандистов католичества среди славян и греков). Его путь к знаниям говрит об основательности его знаний и о независимости его суждений и веротерпимости. Это было характерно для эпохи петровских преобразований – времени пересмотра всœех традиционных представлений.

В 1704 году он возвращается в Киев и преподает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время в Киево-Могилянской академии пиитику и риторику. Став личным другом царя, Прокопович утверждается в должности ʼʼпрефектаʼʼ – ректора Киевской академии. Он отличался необычайной широтой интересов, увлекался историей, филологией, теологией, философией и даже математикой. Вместе с Кантемиром, Татищевым и Голицыным он вошел в сложившуюся в конце 20-ых годов ʼʼученую дружинуʼʼ и сделался вождем этого кружка русских просветителœей – поборников дел Петра I.

В русскую литературу Прокопович вошел как автор лирических стихотворений и создатель трагедо-комедии ʼʼВладимирʼʼ, где на материале, заимствованном из летописи, была сделана попытка показать борьбу просвещенного монарха с невежественным духовенством, а также как автор трактата ʼʼDe arte poeticaʼʼ – учебника пиитики.

Он был выдающимся оратором и оставил много проповедей, в которых прославлял внешнюю и внутреннюю политику правительства Петра I. Как видный деятель церкви (он имел сан архиепископа Новгородского), Феофан оказал активную поддержку Петру I в делœе реорганизации русской церкви. Именно этой поддержке в значительной мере Петр I обязан своим успехом в ликвидации всœегда соперничавшего с царской властью патриаршества и созданием своеобразной коллегии для управления церковными делами – Cвятейшего Cинода. Прокопович стал первенствующим членом Cинода. Им был написан так называемый ʼʼДуховный регламентʼʼ, которым определялась деятельность русской церкви на протяжении десятилетий. В своем творчестве и в своих проповедях Прокопович выразил идеологию передовой части дворянства и разночинной интеллигенции петровского времени. В ʼʼСлове на заключение мира со Швециейʼʼ Прокопович многозначительно желает, ʼʼчтобы умалились народные тяжестиʼʼ. Замечательный оратор, Феофан умел сделать язык своих проповедей колоритным и разнообразным.

В области поэтической формы Прокопович ввел в русскую поэзию октаву, которой пользовался довольно часто. Нередко в своих стихах он применял приблизительную рифму и консонанс: видно – многобедно, зритель – добродетель. Свои лирические стихотворения Прокопович писал силлабическим стихом, распространенным тогда на Украинœе и в Белоруссии. Но чувствуется и влияние песенной фольклорной стихии. Это объясняется органически присущим ему лиризмом. Как бы сознавая недостаточную ритмическую организованность длинного силлабического стиха, Прокопович нередко чередовал в своих произведениях стихи разной длины и широко пользовался короткими немногосложными стихами, которые звучали почти как силлабо-тонические.

К примеру: ʼʼЗа могилою Рябоюʼʼ:

За могилою Рябою

Над рекою Прутовою

Было войско в страшном бою.

В день недельный от полудни

Стался час нам вельми трудный –

Пришел турчин многолюдный.

Или ʼʼЗапорожец кающийсяʼʼ:

Что мне делать, я не знаю.

А безвестно погибаю:

Забрел в лесы непроходны,

В страны гладны и безводны;

Атаманы и гетманы,

Попал в ваши обманы.

Пропадить вы за пороги,

Лишь бы не сбиться с дороги.

Не впасть бы мне в сильны руки,

Не принять бы страшной муки.

Это короткий силлабический стих (восьмисложник), в котором ударение нередко располагается в силлабо-тоническом порядке (хорей – как в народных плясовых песнях). Иногда встречаются украинизмы. Некоторые его стихотворения автобиографичны. К примеру, ʼʼПлачет пастущок в долгом ненастьеʼʼ. Это стихотворение написано в пятую годовщину смерти Петра I (ʼʼпрошел день пятыйʼʼ) и свидетельствует о том, какая тесная связь существовала в сознании поэта между личными переживаниями и политической жизнью страны, как близко принимал он к сердцу политическую реакцию и крушение своих просветительских надежд.

Обращался Прокопович и к одическому жанру. Таково его стихотворение ʼʼЕпиникион, или песнь победная о тоежде преславной победеʼʼ. Здесь широко испульзуя старославянизмы, Прокопович воспевает победу над ʼʼвойсками свейскимиʼʼ, одержанную под Полтавой. В этом произведении Прокопович выступает как мастер высокого стиля. Строгое разграничение высокого и обычного, неприподнятого стиля мы находим уже в творчестве Феофана Прокоповича.

Трагедо-комедия Прокоповича ʼʼВладимирʼʼ – одно из наиболее значительных драматургических произведений начала века. Здесь писатель обратился к времени крещения Руси при Владимире Святославиче, использовав в качестве исторического источника летописные сведения об этом событии. На эту сюжетную основу он наложил современный ему общественно-политический материал, раскрыв две основные темы, всœегда волновавшие его: борьба за распространение просвещения в России и борьба внутри церкви между прогрессивными и реакционными церковными деятелями. Во времена Прокоповича эти два аспекта идеологической жизни были тесно связаны.

Гротескные образы туповатых, неумных и жадных жрецов с характерными именами: Жеривол, Курояд, Пияр – обрисованы, несомненно, рукой одаренного мастера. Эта группа невежественных жрецов (символизирующая всœе косное в русской жизни) всячески противится намерению Владимира принять христианство, несущее с собой более высокую мораль, более высокую культуру. На помощь жрецам в их борьбе за старину приходит и тень Ярополка, погибшего от руки Владимира. Но Владимир, несмотря ни на что, поддерживаемый сыновьями и единомышленниками, принимает христианство и сокрушает языческих идолов. Здесь Прокопович стремится показать также противоречивость человеческого характера. Так, его Владимир колеблется: принять христианство или нет, потому что ему трудно отказаться от привычного многоженства. Но Владимир преодолевает эти колебания, эту человеческую слабость. Здесь уже можно говорить о некоторой реалистической тенденции в творчестве писателя.

Трагедо-комедия в том же 1705 году была представлена силами студентов Киево-Могилянской академии. Это было единственное представление пьесы.

Прокопович выступает как писатель-сатирик, непосредственный предшественник Антиоха Кантемира. Сатирический пафос Прокоповича проявился местами и в ʼʼДуховном регламентеʼʼ. Здесь имеются яркие зарисовки нравов людей, противящихся перестройке русского быта на новый лад и обновлению русской церкви. О придворных льстецах он пишет: ʼʼКогда слух пройдет, что Государь кому особливую свою являет любовь, всœе к тому на двор, вси поздравляти, дарити, поклонами причитати и умирати за него будто бы готовыʼʼ.

Интерес представляет ʼʼПоэтикаʼʼ Прокоповича. Подобные рукописные пиитики часто создавались в духовных академиях того времени. Трактат Прокоповича был напечатан лишь в конце XVIII века, однако он оказал влияние на творчество Кантемира. Ряд его положений предвосхитили взгляды теоретиков романтизма и реализма, хотя в целом поэтика Феофана тесно связана с предклассицистическими тенденциями в европейском искусстве слова.

Трактат Прокоповича ʼʼО поэтическом искусствеʼʼ состоит из трех книг, небольших по объёму.

В первой книге речь идет о происхождении и специфике поэзии, о значении поэтического мастерства. Наиболее интересные разделы, посвященные поэтическому вымыслу, где Прокопович выделяет главную специфическую черту художественного творчества – применение поэтической условности, мышление в образах. Другие вопросы трактуются в первой книге в идеалистическом духе. Утверждается, к примеру, божественное происхождение поэзии, но поэтическое творчество воспринимается как разновидность обычного труда, не имеющего качественного отличия от других видов труда, к примеру, от труда физического. В случае если для создания произведений героического характера еще признается необходимым наличие ʼʼмощного вдохновенияʼʼ, то создание менее ʼʼзначительныхʼʼ по содержанию произведений доступно любому прилежному автору. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, большое вдохновение приравнивается к большому физическому труду, крайне важно му для писания значительных по объёму героических произведений. Развитие подобных мыслей, характерных для теоретиков предклассицизма и античности, мы найдем впоследствии в ʼʼРиторикеʼʼ Ломоносова. Классицистическое преувеличение роли подражания приводит Прокоповича к недооценке творческого начала, к недооценке оригинальности писателя. Но вместе с тем, он выступает против ʼʼмелочногоʼʼ подражания и плагиата и требует сознательного усвоения манеры писателя.

Во второй книге рассматриваются эпическая и драматическая поэзия. Как деятель христианской церкви он выступает против чрезмерного употребления мифологических образов, оставляя право за поэтом на использование этих образов в чисто метонимическом смысле. Касаясь различия между историком и поэтом, Прокопович вновь подчеркивает вымысел как главную детерминанту поэтического творчества. Прокопович пишет: ʼʼИсторик рассказывает о действительном событии, как оно произошло: у поэта же или всœе повествование вымышлено, или, в случае если он даже описывает истинное событие, то рассказывает о нем не так, как оно происходило в действительности, но так, как оно могло или должно было произойтиʼʼ.

Касаясь художественных особенностей эпического произведения, Прокопович отмечает, что изящество эпосу придает гармоничность содержания и соразмерность композиционных частей, а также словесные фигуры и тропы, которые автор рассматривает как средство украшения речи. В трактовке жанров трагедии и комедии (драма как особый жанр не выделяется) заметно влияние античных и средневековых схоластических представлений о драматическом искусстве. Ряд мыслей предвосхищает классицистические требования. Предмет трагедии – изображение бедствий ʼʼзнаменитых мужейʼʼ. Содержание заимствуется из истории и, в отличие от комедии, не ʼʼвымышляетсяʼʼ. Строго регламентируется количество действий – не более десяти, активно действующих лиц не свыше 15, продолжительность изображаемых событий не может превышать 36 часов. Он считает, что вводить в пьесу нужно только тех действующих лиц, которые совершили нечто выдающееся, заметное и исключительное.

Лирическая поэзия рассматривается Прокоповичем в традиционно-античном духе, большое внимание уделœено эпиграмме, рассмотрением которой и завершается трактат.

Историко-литературное значение своеобразного творчества Феофана Прокоповича ограничивается тем, что, будучи видным церковным деятелœем, архиепископом Новгородским и первенствующим членом Синода, Прокопович, естественно, уделял очень много внимания делам церковным и смотрел на свои литературные занятия как на дело второстепенное. И это неизбежно накладывало на его яркое творчество поэта и драматурга налет дилентантизма.

Лекция 3

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ" 2017, 2018.

– знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году возвратился в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, Феофан Прокопович написал "трагедокомедию" "Владимир", в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми русскими предрассудками. Восторженным панегиристом преобразовательных начинаний государя явился Феофан Прокопович также и в своих проповедях, одна из них - по случаю Полтавской победы 1709 г. - была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 г. Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором академии. Продолжая свою преподавательскую деятельность, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве Феофан Прокопович естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 г. вызвал его в Петербург. Здесь Феофан Прокопович сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 г. Феофан Прокопович сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отроком", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Уставу о престолонаследии", - под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" и мн. др. С 1720 г. Феофан Прокопович был архиепископом новгородским и вскоре затем сделался первенствующим членом св. синода. В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских ученых, руководителем которых был Стефан Яворский (см.), в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, Феофан стоял на точке зрения близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая, притом, во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, - тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемого "просвещенного деспотизма", всецело разделялись государем. При таком положении дела многочисленные враги Феофана Прокоповича не имели возможности ему вредить. После смерти Петра Великого обстоятельства изменились. Староцерковная партия подняла голову и направила свои удары на Феофана. Ему пришлось выдержать ожесточенную и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Эта борьба могла бы кончиться для него неблагополучно, если бы ему не удалось искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии "среднего чина людей", которые разрушили замыслы "верховников" подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия. Благодаря своему деятельному участию в этом событии, Феофан Прокопович вновь приобрел прочное положение при дворе и в синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу. Впрочем, и в эту тяжелую для него пору Феофан Прокопович все-таки оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан является представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам нашей церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдоучености, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещенного человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы. Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана Прокоповича, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана. Феофан Прокопович умер 8 сентября 1736 г. Его соч. на латинском языке изданы в XVIII в. в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Нащинским и Самуилом Миславским; некоторые переводились на русский язык. "Слова и Речи" изданы в 3-х частях (СПб., 1765). См. Ю. Ф. Самарин, "Стефан Яворский и Феофан Прокопович, как проповедники" (М. 1844, и "Соч." Самарина, т. V, М., 1880), И. А. Чистович, "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868); П. О. Морозов. "Феофан Прокопович как писатель" (СПб., 1880).