Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Развитие речи

Тема:Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».

Цель: 1. Формирование умения связно, последовательно составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

2. Учить детей включать в рассказ прямую речь персонажей.

3. Уточнять, активизировать и расширять словарь детей.

4. Развивать объяснительную речь: учить объяснять, рассуждать, доказывать свой ответ.

5. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Оборудование: геометрические фигуры, азбука-тетрадь.

Билингвальный компонент: заяц - , морковка -

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно -

побудительный

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

– Ребята, я буду называть слова, а вам предлагаю подобрать слова с противоположным значением. Кто ответит, тот занимает свое место.

Например: Исчезает – появляется.

Опускать – поднимать

Грустить – радоваться

Ссориться – мириться

Смеяться – плакать

Кричать – молчать

Бросать – ловить

Закрывать – открывать

Заснуть – проснуться

Прибежать – убежать

Высокий – низкий

Мокрый – сухой

Длинный – короткий

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Играют в игру.

Организационно -поисковый

Человечек не простой,

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

Из чего делают снеговика? (из снега)

А чтобы построить снеговика, какой должен быть снег? (липкий, мокрый, покладистый, послушный)

Из каких частей состоит снеговик? (из круглых комков)

Чтобы слепить снеговика, что нужно сделать со снежными комками? (соединить их между собой)

Ребята, а в какое время года снег становится липкий и мокрый? (весной)

А по каким еще признакам мы определяем, что наступила весна? (капель, солнце греет, снег тает)

Что произойдет со снеговиком весной?

Я предлагаю составить рассказ о снеговике.

Но прежде давайте вспомним. Что такое рассказ? (повествование какой – то истории, сюжета) .

Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец) – схема

Работа по картинкам.

Перед вами серия картинок. Выложите их в правильной последовательности так, чтобы получился рассказ. Подумайте, что случилось в начале, что потом, а что в самом конце. (Ребенок у доски) Сравните.

С какой картинки начнется ваш рассказ?

1. Кого вы видите на картинке?

Откуда появился снеговик во дворе?

Какой стоит снеговик?

Откуда прискакал заяц?

Что захотелось зайке? (достать морковку)

Каким был заяц? (голодным) .

Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная, вкусная морковка) .

Что он сделал? (Подпрыгнул)

Удалось ли зайке достать морковку? (Нет, потому что снеговик большой, а заяц маленький) .

2. – Что принес заяц? (Лестницу) .

Откуда он ее принес?

Что он сделал? (Подставил к снеговику) .

Как заяц доставал морковку (Заяц залез на лестницу и стал тянуться лапкой)

Помогла ли лестница зайцу? (Нет, т. к. она была короткой)

Как изменилась погода? (Выглянуло солнце) .

3. – Почему зайка сел на лесенку? (Решил подождать, когда растает снег) .

Какой зайка? (Умный, хитрый, догадливый) .

Как светит солнце? (Ярко) .

Что случилось со снеговиком?

Расскажите, как таял снеговик? (Снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился. Снеговик стал грустный.)

4. – Почему растаял снеговик?

Во что превратился снеговик?

Что от него осталось?

Что сделал заяц?

Какая была морковка?

Физминутка.

(произносится с показом движений и постепенным увеличением темпа)

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечёт слегка-

Увы! - и нет снеговика.

Составление рассказа детьми.

Ребята, расскажите эту историю от начала до конца. Кто – то начнет, а кто – то продолжит, будьте внимательны. Какими словами можно начать рассказ?

Заяц и морковка.

Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и сказал: «Какая длинная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Около дома заяц увидел лестницу, принес ее и подставил к снеговику. Он залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, т. к. лестница была короткой.

В это время появилось солнце. Заяц был умный и догадливый. Он сел на лестницу и стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче. Снеговик стал таять, стал меньше ростом, руки и нос у него опустились и снеговик стал грустным. Превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сочной и вкусной.

О ком составили рассказ?

Какой же заяц в этом рассказе?

Что помогло зайцу добраться до морковки?

Какое солнце?

Как можно озаглавить рассказ?

Выкладывают снеговика из фигур.

Отгадывают загадку.

Работают по картинке.

Выполняют физкультминутку.

Рефлексивно - корригирующий

Подводят итог.

Ожидаемый результат:

Знать: приемы и последовательность лепки снеговика..

Иметь:представления, о весенних изменениях в природе.

Уметь: составлять рассказ по картинкам.

Путешествие это было интересное, яркое, и я сразу решила, что обязательно прокачу своих юных друзей и на полюс Южный. Вот только я понятия не имела, что мы там будем делать.

Да, там есть пингвины, да, это самое холодное место на планете, но разве на такой скупой базе далеко уедешь. Но стоило мне погрузиться в тему Антарктиды, начать читать статьи об этом месте, как все вопросы, что делать на Южном полюсе отпали сами собой. Это просто удивительное место, очень многогранное, оригинальное и совершенно восхитительное для всех, кто ищет знания и приключения. И если вы из таких, то читайте дальше, я расскажу вам все, что знаю и покажу, как интересно преподнести новую информацию детям.

1. Презентация и карта. Интеллект!

Все географические занятия лучше начинать с просмотра карты, поиска места, где мы находимся сейчас и того места, куда отправляемся. Так же сразу, как мне кажется, надо познакомить детей с основными особенностями изучаемого предмета, и лучше всего это делать по средствам презентации. Я подготовила с десяток фотографий на тему Антарктиды, которые красноречиво показывали все то, что я собиралась в скором времени рассказать ребятам. Если кому-то нужна эта подборка, то оставляйте почту в комментариях, я ее вам сброшу.

2. День-Ночь! Активность!

Как и на Северном полюсе, на Южном - полгода царит день, а полгода - ночь. Активная игра-бегалка с прошлого занятия всем пришлась по душе, поэтому в этот раз я тоже использовала ее. На слове "день" все бегают в разные стороны, а на слове "ночь" собираются все в месте. Идеально еще и свет включать-выключать:-)


3. Лето-Зима! Активность, сортировка!


И на Северном и на Южном полюсе выделяют только два сезона: лето и зиму. Антарктида - самое холодное место на Земле, хотя, вроде, как на юге:-) Самая низкая температура, которая была зафиксирована учеными -89 градусов по Цельсию, брррр...

Летом температура достигает -15 -25 градусов, что тоже несколько прохладно:-) Но именно благодаря вечному морозу не тают массивные ледники, которые представляют собой самые крупные хранилища питьевой воды в мире.

Чтобы хоть чуть-чуть коснуться с детьми этой темы я подготовила игру на сортировку. В мешочке у меня были летние и зимние карточки (нашла их в гугле по поиску winter bingo и summer bingo, их там множество самых разных). Задача ребят была понять к какому сезону относится, например, кружка какао, купальник или фигурист, и повесить карточку на соответствующий уровень на прищепку.

4. Пингвины! Творчество!


Южный и Северный полюс во многом похожи, в том числе и тем, что на обоих можно наблюдать полярное сияние - искрящиеся картины на черном небе ночи. Этот факт, а так же визитную карточку Антарктиды - пингвинов я предложила деткам обыграть творчески. Первое, что мы сделали это намочили бумагу чистой водой.



Старались красить не жалея воды. И мокрый рисунок обильно посыпали солью.


Если не переборщить с водой, то стряхнув лишнюю соль можно сразу приступать к закрашиванию шаблонов. Я вырезала маленьких пингвинчиков, и детки закрашивали пустое пространство черной гуашью.


Ну, и последний нюанс - белые пузики, вот - антарктическая картина и готова:-) Многие творцы после окончания еще соли добавили, чтобы снежно было:-)


А вот еще идея Антарктической поделки. Камилкина домашняя работа:-)


5. Яйца пингвинов! Активность!


Так просто расстаться с пингвинами было невозможно, поэтому, чтобы немного закрепить тему о том, что они птицы, хоть и не летающие, но тоже несут яйца, выводя таким образом потомство. Живут они большими семьями и выбирают пару на всю жизнь. И на яйцах сидят только самцы. Ну, а мы с детками играли в спасение яичек. На длинном куске обоев я нарисовала следы. Задача была пройти по рисункам след в след (где-то на одной ножке, где-то перепрыгивая) и донести пингвинье яйцо (киндер) на ложке в зубах до пункта назначения:-) Поиграли очень весело!


6. Ученые! Мелкая моторика, сенсорные ощущения!


Антарктида в отличие от Арктики - это материк, большАя часть когда-то единой земли Гондваны. Этот материк единственный, который никому не принадлежит, и на котором не живут люди. Единственные, люди, кто какое-то время проводит в этом суровом климате - ученые, которые приезжают на Южный Полюс в поисках новых знаний, в том числе и о той плодородной и богатой растениями и животными земле, которой была Антарктида до того, как разломилась Гондвана. Самый распространенный способ изучения - вырубка ледяных цилиндров, изучение которых может помочь сделать интересные открытия или обнаружить неожиданные находки.

Мои детишки тоже искали секреты в ледяных сосульках, которые получились из силиконовых икеевских формочек. В середине каждой был необычный камушек, для этого я замораживала лед в два этапа. Размораживали юные ученые свои мини-цилиндры при помощи теплой воды, соли, шприцов и ложек. И очень гордились находками:-)

7. Метеориты! Мелкая моторика!


Антарктида - лидер по части находок метеоритов! И это неудивительно, ведь заметить черное на белом всегда легче, чем, например, на зеленом или коричневом:-) Ученые очень активно изучают все находки. Вот и мои юные исследователи взяли на себя смелость доставить образцы в исследовательский центр. Я подготовила для них две коробки с материалом: в одном сухой снег из манки и соли, а во второй - любимая смесь из крахмала и подсолнечного масла. В каждом ящике куча камушков-метеоритов, трогать руками их нельзя, нужно использовать инструменты. Для сухой смеси - просеивающие ситечки из фикс-прайса для чая, а для густой - щипцы, тоже из фикс-прайса.


А это наша исследовательская станция - коробка с ячейками, можно было скрепить несколько контейнеров для яиц, но у меня нашлась готовая конструкция из под шоколадных зайцев:-)


8. Вулканы. Опыты!



Антарктида, несмотря на морозы, известна так же своими действующими вулканами. Эребус - самый большой из них. И именно его я воссоздала для деток с помощью мокрой соды плотно утрамбованной в пластиковый стакан. Вызывали мы извержение подкрашенным акварелью яблочным уксусом сначала с помощью пипеток, а потом уже черпали ложками:-) И, конечно,эта была самая эффектная часть нашего приключения:-)


9. Сухие долины и космонавты. Активность!


На Южном полюсе есть удивительные места - сухие долины, где по исследованиям ученых больше 2 млн.лет не выпадало осадков. Там не выживают животные, там голая земля и замерзшие соленые озера. Это самая большая и сухая пустыня в мире, даже Сахаре до нее далеко. Необычный климат этого места привлекает сюда космонавтов, ведь он отчасти похож на климат Марса, и именно здесь периодически проходят испытания новые модели NASA. С детками эту информацию мы обыгрывали с помощью шариков, на которых они нарисовали своих космонавтов. Задача была не дать шарикам как можно дольше опуститься на пол!

10. Полярное сияние! Впечатления!


Ну, и последнее, что мы сделали с моими юными исследователи - это создали свое собственное южное сияние при помощи бенгальских огней в темноте! Писку, визку и восторгов было, конечно, масса:-)


Приключение наше закончилось, но игровой вечер продолжался. Дети никак не могли расстаться с Антарктидой и однажды почувствовав себя учеными уже не хотели расставаться с этой ролью, поэтому они еще долго играли со снежными коробками, смешивали их состав, добавляли к содовыми вулканами... А большинство ребят еще и попросили забрать получившиеся химические составы к себе домой, и мы завернули им кусочки Южного полюса в боксы для еды:-)))
Вот такое яркое путешествие-приключение у нас получилось! Буду очень рада, если наш сценарий пригодится и вам! Ярких вам игр и незабываемых впечатлений!

Цели:

Познакомить детей с природой Антарктиды.
Обучать детей чтению, добиваясь слитности и скорости.
Упражнять в умении записывать схему предложения.
Совершенствовать навыки счета, решения примеров, сравнения совокупностей, измерения длины с помощью линейки.
Развивать у детей любознательность, мышление, внимание, мелкую и общую моторику.
Воспитывать любознательность.

Оборудование:

Картинки с изображением айсберга, пингвинов, странствующего альбатроса, морского леопарда.
Карта мира.

План занятия:

Прямой и обратный счет.
Количество «Рыбная ловля».
Цифры. Соедини точки.
Решение примеров. Раскраска.
Подвижные игры и эстафеты.
Творчество «Пингвины на льдине»
Динамическая пауза «Пингвинья стая»
Чтение.
Предложение.
Подготовка руки к письму «Обведи рисунок».
Мышление «Раскрась рыб».
Найди тень.
Танец пингвинов.

Ход занятия:

Антарктиду называют южным полюсом. Антарктида - это оледенелый материк, окруженный океаном. Это самое суровое место на планете.
В Антарктиде никто не живет постоянно, но на многочисленные научные станции приезжают ученые со всех концов света и ведут исследования.
Снегом и льдом почти полностью покрыта Антарктида. А у ее берегов плавают айсберги - плавучие ледяные горы, у которых над водой только небольшая часть, а большая - под водой. Взгляните на картинку. (Показ картинки).

Прямой и обратный счёт - «Проведи пингвина по льдинам»

Впишите пропущенные цифры на льдины от 1 до 10 и обратно.

Количество - рыбная ловля
Ныряя в море между льдин,
За рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка
Он питается рыбёшкой.

Так и есть, основная пища пингвинов - рыба. А еще кальмары и криль. Вот они, взгляните. (Показ картинок). Мелкую добычу пингвины едят прямо в воде, а с крупной расправляются на поверхности.

Накормите пингвиньи стаи рыбой. Проведите каждую компанию пингвинов к подходящей полынье. Количество пингвинов должно быть равно количеству рыбы в полынье.

Цифры - соедини точки

Соедините точки и узнайте, кто изображен на рисунке.
Это южный морской слон.

Решение примеров - математическая раскраска
Решите примеры и ответы подскажут вам, каким цветом раскрасить изображение.

Измерение

Измерьте с помощью линейки высоту айсбергов. На сколько сантиметров высокий айсберг больше низкого.

Подвижные игры и эстафеты «Пингвины»

Пингвины - птицы. Но они не умеют летать и по суше ходят медленно, вперевалку. Но зато эти неуклюжие птицы превосходно плавают, ныряют и большую часть своей жизни проводят в воде.

«Пронеси яйцо»

Императорские пингвины не вьют гнезда, отложив яйцо, они держат его на лапах, согревая собой.
Мягкий мяч нужно зажать между щиколотками и пронести определенное расстояние.

«Пингвины греются»

В Антарктиде свирепствуют самые сильные бури на земле. При этом в воздухе так много снега, что вокруг ничего не видно.
По команде «снежная буря» дети становятся в тесный кружок, прижимаясь друг к другу.

«Пингвины на льдине»

У пингвинов есть враг - тюлень морской леопард.
По команде «Пингвины, на льдину! Морской леопард рядом!» дети становятся на лист бумаги, изображающий льдину. Затем льдина-бумага уменьшается - тает.

«Пингвины к морю идут»

А у пингвинов Адели есть гнезда. Чтобы добраться от моря до гнездовья, они идут вперевалку или скользят по льду
Пингвиньим шагом дети выстраиваются в колонну друг за другом и двигаются за направляющим.

Творчество «Пингвины на льдине»

Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого.
Найдите деталь белого цвета и наклейте ее на черный силуэт пингвина. К передней части головы приклейте глаза и клюв. Глаза помогают пингвинам рассмотреть рыбу под водой, а клюв - схватить эту рыбу.
Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания.
Приклейте два крыла пингвину.

Есть у пингвина и хвост в нижней части спины.
Найдите вырезанный из бумаги хвост и приклейте его в нужное место. Пусть край хвоста выступает за пределы туловища. Приклеим и загнем его вот так (показ), и хвост получится как настоящий.

Чего не хватает нашему пингвину? Лап. Лапы у пингвинов с перепонками. Как вы думаете, зачес пингвину такие лапы. Похожие на ласты? (Ответы детей). У каких знакомых вам птиц такие же лапы? (Ответы детей). У гусей и уток.
Лапы с перепонками помогают пингвину при плавании грести, и плыть быстро. Это на суше пингвины неуклюжие и неповоротливые, а в воде они быстрые и ловкие - ведь иначе рыбку не поймать.
Давайте приклеим лапы пингвину. Намажьте клеем только верхнюю часть лап, нижняя часть пусть, как и хвост, выступает за пределы туловища. Лапы мы тоже загнем вперед, вот так. (Показ выполнения работы).

Чтение стихотворения «Пингвин»

Послушайте стихотворение про пингвинов.

«Пингвин»

На полюсе южном, средь множества льдин,
Живёт неуклюжий пернатый - пингвин.
Птица, действительно, очень смешная:
Она быстро плавает, но не летает.
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
Гнёзда не вьют - нет деревьев на льдинах!
Как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто-
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,

Чтение

Прочтите слоги и соедините с картинкой, на которой изображено то, что начинается с этого слога: КИт, АЙсберг, ПИнгвин, РЫба, ЯЙцо.

Предложение

У берегов Антарктиды можно встретить самое большое животное на Земле - синего кита.

Прочтите предложение и напишите его схему

Выполнение задания по рабочему листу.

Подготовка руки к письму «Обведи рисунок»

Пингвины имеют округлую форму, маленькие ноги и голову. Пингвины должны быть упитанными, толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Голодный, худой пингвин может замерзнуть.

Обведите пунктирные линии и раскрасьте картинку

Выполнение задания по рабочему листу (дети обводят изображение пингвина и раскрашивают его).

Мышление «Раскрась рыб»

Продолжите раскрашивать рыб в определенном порядке.

Найди тень

Пингвина видеть захотите -
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живёт пингвин.
Он в Антарктиде не один.

Действительно, пингвины живут не поодиночке, а большими многочисленными стаями. Взгляните на картинку. (Показ картинки)
Найдите тень каждого пингвина, соедините линией тень и цветное изображение.

Динамическая пауза «Пингвинья стая»

Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
(Имитация передвижения пингвина)
Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.
(Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами)

Пингвинные папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(Дети берут мячи и иду, зажав их между ног)

Странствующий альбатрос имеет размах крыльев 4 метра - больше, чем у любой другой птицы в мире. Под крыльями странствующего альбатроса могут поместиться 12 ласточек. Яйцо этой птицы такого же размера, как мелкий пингвин.

Танец пингвинов

Дети танцуют под музыку и видеоряд с движениями.