В первой половине июля отношения Индии и Пакистана, конфликт между которыми долгое время был в стадии «заморозки», вновь . Причиной усугубления в очередной раз стала ситуация в населенной преимущественно мусульманами провинции Джамма и Кашмир, которую оба государства считают своей территорией.

Пару недель назад индийские силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали одного из членов местной группировки «Хизб-уль-Муджахидин», члены которой борются за отделение от Индии. В ответ на это в провинции вспыхнули массовые беспорядки, жертвами которых, по некоторым данным , стали уже 46 человек, а еще более трех тысяч получили ранения различной степени тяжести.

Комментируя начавшиеся беспорядки, глава министерства внутренних дел Индии Раджнатх Сингх заявил, что за ними стоит Пакистан, который пытается дестабилизировать ситуацию в регионе, поддерживая действующие на его территории террористические группировки.

«Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию», - сказал глава индийского МВД.

В свою очередь Исламабад выступил с обращением к Совбезу ООН, в котором призвал международную организацию оказать влияние на правительство Индии, по мнению Пакистана, нарушающее права человека в регионе и проводящее там масштабные политические репрессии.

В свете разгорающегося на наших глаза конфликта, необходимо подчеркнуть, что и Индия, и Пакистан являются ядерными державами. Они не раз грозились применить ядерное оружие в случае вооруженного конфликта.При этом история взаимоотношений двух государств, появившихся на мировой политической карте в 1947 году, говорит нам о том, что подобный исход вполне себе реален.

Дело в том, что оба государства на протяжении последних 60 лет не единожды воевали друг с другом, сталкиваясь во всевозможных локальных пограничных конфликтах. И основной причиной этой напряженности всегда была опять-таки провинция Джамму и Кашмир.

После раздела бывшей британской колонии Индия на, собственно, Индию и Пакистан не до конца определенной осталась судьба княжества Кашмир, глава которого был индуистом, тогда как абсолютное большинство населения исповедовало ислам - основную религию Пакистана.

Вскоре после появления двух независимых государств в княжество вторглись союзные Пакистану пуштунские племена, обитавшие рядом с афганской границей. Это стало поводом для объявления властями Кашмира о присоединении княжества к Индии, после чего к пуштунам присоединились регулярные части пакистанской армии, вошедшие на территорию княжества в 1948 году. Спустя год, кровопролитные бои с трудом были прекращены при посредничестве ООН. При этом две трети провинции остались под контролем Индии, тогда как последняя треть территории отошла Пакистану.

С тех пор вошедшие по итогам войны в состав Индии территории княжества Кашмир стали называться Джамму и Кашмир. Пакистанская же часть была названа «Свободным Кашмиром».

Несмотря на посредничество ООН, очевидно, что проблема статуса региона не была решена, а лишь отложена на неопределенный промежуток времени. Как оказалось, период этот растянулся аж на 17 лет - в 1965 году конфликт между Индией и Пакистаном вспыхнул вновь. Началось всё с приграничных артиллерийских перестрелок, после чего с обеих сторон в действия вмешались регулярные воинские подразделения. При международном посредничестве огонь удалось прекратить лишь в конце сентября того же года.

Третий виток индо-пакистанского конфликта пришелся на 1970 год. Причиной его стал внутриполитический кризис в Пакистане, начавшийся после того, как на парламентских выборах победила партия «Авами Лиг», выступавшая за независимость Восточного Пакистана (нынешний Бангладеш) от Исламабада. Глава государства генерал Яхья-Хан перебросил в Восточный Пакистан войска, которые развернули террор против сторонников независимости.

В результате в соседнюю Индию хлынули миллионы беженцев, спасавшиеся от разгула политических репрессий. После этого Индия ввела войска в Восточный Пакистан, а Ахья-Хан, желая отомстить Дели, развернул наступление на Джамму и Кашмир. Однако двукратное превосходство индийской армии в живой силе и технике, а также безнадежное положение армии Ахья-Хана в Восточном Пакистане, вынудили его сесть за стол переговоров, по итогам которых, тем не менее, Восточный Пакистан обрел самостоятельность, а Исламабад удержал контролируемые им территории бывшего княжества Кашмир.

И хотя страна и была ослаблена после этой неудачной войны, пакистанские политики не оставляли надежд вернуть всю территорию кашмирского княжества под свой контроль.

Естественно, что так и нерешенные территориальные противоречия рано или поздно должны были стать источником новых конфликтов. Более того, мелкие стычки на границах после 1970 возникали постоянно, однако до полномасштабных действий, к счастью, ни разу дело не дошло.

Последнее крупное обострение конфликта, грозившее перерасти в новую войну, произошло в 2008-2009 годах, когда группа террористов атаковала крупнейший индийский город Мумбаи. Тогда Дели заподозрил Исламабад в поддержке террористов, призвав выдать участников акции Индии. Однако Пакистан отказался это сделать. Очередной виток кризиса между двумя странами грозил перерасти в ядерное противостояние, но, к счастью, обе стороны в очередной раз вовремя нажали на «стоп-кран».

Несмотря на это как Пакистан, так и Индия уверены, что четвертая война между двумя странами неизбежна. Индийские власти даже заявляют, что она станет между двумя государствами последней, намекая таким образом на окончательную победу Дели и решение проблемы северных территорий в свою пользу.

При этом некоторые эксперты отмечают, что в тлеющем индо-пакистанском конфликте как таковых не будет ни победителей, ни проигравших. Обеспокоенность вызывает то, что активную заинтересованность в обострении проявляют преимущественно сторонники запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Так, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Людмила Печищева , что радикальные исламисты начинают играть всё более существенную роль в 150-миллионной мусульманской общине Индии, которая весьма влиятельна внутри страны.

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Солодкова заявила, что успех исламистов в местной мусульманской среде заключается в тотальной бедности индийских мусульман и отсутствии всяких перспектив для них. Исламисты же, по мнению эксперта, предлагают вариант решения этой проблемы, шанс вырваться из социального дна. Пока, к счастью, как считает эксперт, несмотря на попытки исламистов подогреть конфликт в Джамму и Кашмире, серьезного обострения там не случится.

Однако директор Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад», ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников считает, что исламисты вполне могут подтолкнуть Индию и Пакистан к новому конфликту.

«Не исключаю, что если к этому руку приложит - а скорее всего уже прикладывает - ИГ, если они будут раздувать это, то может возникнуть новая конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном. ...Это чревато крупномасштабным конфликтом даже с применением тактического ядерного оружия», - сказал он.

Эксперт уточнил, что именно ИГ заинтересовано в ядерном конфликте между двумя странами.

Между тем западные СМИ пока не слишком активно и достаточно сдержанно высказываются в отношении новой волны эскалации конфликта в регионе. Так, влиятельное американское издание The New Tork Times вопрос о необходимости вмешательства в конфликт США с целью его урегулирования. При этом в статье отмечается, что Индия и Пакистан не должны навязывать региону свой протекторат - жители вполне имеют право на создание независимого государства или, по крайней мере, сами должны решить, в какой стране они хотят жить.

«Хотелось бы подчеркнуть, что необходимость нахождения приемлемого для всех решения не может быть лишь делом Индии и Пакистана. Ситуация требует участия мирового сообщества, прежде всего США. Участие Соединенных Штатов в деле урегулирования конфликта стало бы подтверждением глобальной роли Вашингтона как опоры системы международной безопасности. В сложившейся ситуации решение должно быть основано на принципах самоопределения. Люди должны иметь выбор - присоединиться к Индии или Пакистану, или создать своё собственное независимое государство», - говорится в материале.

Так или иначе, но проблема Джамму и Кашмира является одним из главных вызовов системе не только евразийской, но и глобальной безопасности. Насколько успешно она будет решена и, главное, с какими последствиями, покажет время.

Пока же мы можем отметить, что и Россия не должна оставаться в стороне. И с Индией, и с Пакистаном у нее налажены вполне доброжелательные отношения; обе эти страны претендуют на статус члена ШОС, где РФ играет ведущую роль, - все это указывает на то, что Российская Федерация может стать посредником в конфликте. Ну а как бороться с террористами, наша страна показывает наглядно и каждый день.

В ночь на четверг, 29 сентября, индийские вооруженные силы атаковали цели на пакистанской территории, пакистанцы ответили артиллерийским огнем. Счет погибших с обеих сторон идет на десятки. Исламабад обвиняет Индию в неприкрытой агрессии, Нью-Дели эвакуирует все население в приграничной полосе шириной 10 километров и спешно проводит перегруппировку войск. Две ядерные державы оказались на пороге войны. Что происходит сейчас на индийско-пакистанской границе и как это затронет Россию - в материале «Ленты.ру».

Линия контроля в огне

В полпервого ночи 29 сентября индийские вертолеты сразу в пяти местах пересекли линию контроля в Кашмире, нашпигованную минами и блок-постами, и выбросили над пакистанской территорией десант. После приземления спецназовцы скрытно вышли к целям - лагерям боевиков и стартовым площадкам, с которых исламисты реактивными снарядами обстреливали индийских пограничников, - и в коротком бою уничтожили их. Итоговый результат - убиты 38 боевиков из террористических организаций «Джейш-э-Мухаммед», «Лашкар-э-Тоиба» и «Хизб-уль-Муджахеддин», а также девять пакистанских военнослужащих - инструкторы и охрана стартовых площадок. Два индийских спецназовца получили легкие ранения, отряды без потерь вернулись на базу. Вся операция заняла четыре часа.

Так Минобороны и СМИ Индии описали то, что произошло той ночью. «Точечные удары» (определение военных) контролировал лично премьер Нарендра Моди.

Спустя несколько часов пакистанская артиллерия открыла огонь по индийским погранпостам. Три из них серьезно повреждены, Исламабад сообщил о гибели 21 индийского солдата и пленении одного военнослужащего. Пакистанское телевидение весь день показывало снятые с беспилотников кадры - воронки от снарядов на месте индийских блокпостов, разрывы, накрывающие индийские патрули, тела убитых. Как заявил премьер Наваз Шариф, это ответ на «неприкрытую агрессию» Индии, в результате которой погибли два пакистанских военнослужащих. Никакой операции индийского спецназа, объяснил Шариф, не было. Просто индийское руководство решило поиграть мускулами, отдав приказ артиллерии накрыть пакистанские блокпосты. Граница по-прежнему на замке.

Удачный момент

Нынешняя стрельба на границе - следствие многолетнего конфликта в Кашмире. Ситуация в регионе обострилась несколько месяцев назад, после того как индийский спецназ уничтожил «кашмирского Че Гевару» Бурхана Вани, лидера и кумира молодых сепаратистов. После его гибели Исламабад демонстративно объявил траур, а пакистанские националисты пообещали перейти границу и «освободить Кашмир». В Нью-Дели это расценили как вызов, тем более что индийское руководство давно и небезосновательно обвиняло пакистанские власти и межведомственную разведку в раздувании пламени кашмирского мятежа.

Но камнем, сдвинувшим лавину, стала неожиданная атака боевиков на штаб-квартиру одной из индийских бригад недалеко от округа Ури 18 сентября. Тайно перейдя линию контроля, четыре подготовленных в Пакистане экстремиста расстреляли 19 индийских солдат. После этого индийский премьер Нарендра Моди назвал Пакистан экспортером терроризма и пообещал, что убийцы не останутся безнаказанными.

Момент для ответа Нью-Дели выбрал удачно. Соединенные Штаты, которые обычно умудрялись балансировать между Индией и Пакистаном, - на пороге выборов, и кто бы ни стал следующим президентом, строить внешнюю политику ему придется, исходя из той ситуации, которая сложится на момент его вступления в должность. Таким образом, Нарендра Моди ставит дорогого друга Барака, с которым у него «личная химия» и прекрасные отношения, перед выбором: не пора ли США определиться с союзниками? За несколько месяцев до окончания президентского срока Обама вполне может счесть, что Индия, перспективный стратегический партнер, явно предпочтительнее строптивого Пакистана.

Удачно сложилось и в ООН - на 71-й сессии Генассамблеи как раз начались прения, и индийское руководство в ответ на пламенный рассказ пакистанского премьера Наваза Шарифа о страданиях кашмирского народа перед всем мировым сообществом с трибуны обрушилось на Исламабад, обвиняя его в поддержке терроризма. Глава МИД Сушма Сварадж не скрывала своих целей: добиться полной международной изоляции Пакистана.

Наконец, повезло индийцам и с внутриполитической ситуацией в Пакистане: многие подразделения пакистанских вооруженных сил плотно завязли в боях с талибами на северо-западной границе. Перебросить их на индийский рубеж - значит, отдать боевикам обратно целые районы, освобожденные с таким трудом.

Вода и экономика

Речами в ООН индийское руководство не ограничилось. Премьер Моди пригрозил, что Нью-Дели пересмотрит Договор о водах Инда (истоки большинства притоков этой реки находятся на индийской территории) и начнет забирать больше воды, чем до сих пор. «Кровь и вода, - объяснил Моди, - не могут течь вместе». Пакистанские фермеры по всему течению и в низовьях, и без того регулярно теряющие урожай из-за засухи, могут попасть в критическую ситуацию. С момента заключения договора в 1960 году Индия и Пакистан дважды находились в состоянии войны, но Нью-Дели ни разу не нарушил соглашения. Исламабад пригрозил: если индийцы выполнят свою угрозу, он расценит это как акт агрессии и подаст иск в международный суд. Вряд ли Моди всерьез намерен лишить Пакистан воды. В конце концов, истоки Брахмапутры, которая питает водой весь северо-восток Индии, находятся на территории Китая, союзного Пакистану. В эту игру можно играть втроем, и вряд ли в выигрыше в конечном итоге окажется Индия.

Но самый серьезный удар - отказ Индии присутствовать на очередном саммите СААРК, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, торгового блока, объединяющего страны региона, который сама Индия и создала в 1985 году. Тогда на организацию в Нью-Дели возлагали большие надежды: лидерство в экономическом союзе с более чем полутора миллиардами населения существенно увеличивало вес Индии на мировой арене. Однако постепенно индийское руководство стало тяготиться СААРК: экономическая интеграция шла ни шатко ни валко, и участие в ассоциации приносило больше проблем, чем пользы, сковывая индийскую внешнюю политику.

Премьер Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф обнимаются во время неожиданного визита Моди в Лахор в декабре 2015 года.

Отказ Индии беспрецедентен - даже после Каргильского конфликта в 1999 году, когда дело чуть не дошло до открытой войны между Индией и Пакистаном, встреча СААРК прошла как ни в чем не бывало. В этот раз, кроме индийского руководства, ехать на саммит отказались лидеры Бутана, Бангладеш и Афганистана. Без половины участников, включая крупнейшего игрока в Южной Азии, встреча теряет всякий смысл. Те, кто отказались от саммита, - ключевые союзники Индии в регионе, страны, в сближении с которыми Нью-Дели больше всего заинтересован. Заодно Индия заявила, что может лишить Пакистан статуса привилегированного торгового партнера - это нанесет удар по пакистанской экономике.

Активная оборона

Нынешние действия Индии - быстрые, жесткие, иногда авантюрные - совершенно не похожи на ее предыдущую стратегию. Генеральный секретарь правящей «Бхаратия Джаната парти» Рам Мадхав заявил: «Мы осознаем, что время стратегического сдерживания закончилось. Индия должна жестко отвечать на угрозы, мы должны действовать на опережение».

Разработчиком нынешней жесткой политики по праву считается советник премьера Моди по вопросам безопасности Аджит Довал - легенда индийской разведки, бывший нелегал, участвовавший в самых опасных операциях против боевиков по всей Индии и за рубежом. Незадолго до того, как Моди взял Довала в команду, тот сформулировал основу своей стратегии. Ее уже прозвали «доктрина Довала», хотя сам чиновник предпочитает термин «активная оборона».

Слова о Белуджистане - мятежном пакистанском регионе, где давно действуют сепаратисты, - как выяснилось, не были пустой угрозой. Хотя Пакистан и раньше обвинял индийскую разведку в помощи мятежникам, Нью-Дели неизменно это отрицал. Однако 14 сентября постоянный представитель Индии при ООН Аджит Кумар заявил: «Пакистан систематически нарушает права своих собственных граждан, в том числе в Белуджистане». Аналитики по обе стороны границы расценили эти слова как завуалированную угрозу: отныне Индия будет помогать повстанцам в Белуджистане так же, как Пакистан помогает повстанцам в Кашмире. То, что слова Кумара прозвучали за четыре дня до атаки боевиков на штаб бригады в Ури, свидетельствует: «доктрина Довала» была разработана загодя, и в Нью-Дели только ждали случая пустить ее в ход. Пакистан этот шанс Индии предоставил.

Сейчас Индия и Пакистан повышают ставки, отвечая на каждый обстрел еще более мощным, на каждую угрозу - новой угрозой. Тот, кто первым сделает шаг назад, потеряет политические очки и проиграет. Но если и дальше наращивать ставки, на стол рано или поздно будет выложено ядерное оружие, которого у обеих держав хватает.

Пока Нью-Дели и Исламабад меряются мускулами, Россия оказалась в сложной ситуации. Как назло, в Приморье сейчас проходят совместные российско-индийские учения «Индра-2016», а на полигоне Черат в Пакистане российские военные вместе с пакистанскими участвуют в маневрах «Дружба-2016». Об отмене учений пока не объявляли - значит, в высоких штабах считают, что до войны еще далеко.

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Пакистан и Индия возобновят прерванный более года назад диалог о нормализации двусторонних отношений 25 февраля, когда состоится встреча на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

ИНДИЯ И ПАКИСТАН. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ МЕЖДУ НИМИ

Индийско-пакистанские отношения представляют собой сложную смесь национальных предрассудков, возбужденной психики, ущемленного самолюбия и откровенного соперничества. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188 В конечном счете, противоречия между Индией и Пакистаном упираются в межрелигиозную индо-мусульманскую рознь. Как отмечает видный отечественный индолог Л.Б. Алаев, история взаимоотношений индусов и мусульман имеет, отнюдь не только историческое значение. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же после своего появления. Первыми ислам принесли арабские торговцы, бывавшие на берегах Малабара и в портах Гуджарата. Несмотря на покровительство, оказываемое мусульманским миссионерам, индусские раджи юга Индии сами ислам не принимали, так как он был для них заморской верой торговцев и моряков (как известно, индуизм не поощряет плавания в море - "черных водах" (кала пани). Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22 Ко времени появления в Индии мусульманских миссионеров исконная индийская религия насчитывала уже две с половиной тысячи лет развития. Индуизм эволюционировал из политеизма и пантеизма, сохранил множество архаических черт и великое многообразие божеств. Индуизм, как справедливо отмечает известный петербургский востоковед И.Ю. Котин, сложное и многогранное явление, с трудом поддающееся описанию и анализу методами западного религиоведения.

Наряду с индуизмом в Индии существовали так называемые "шраманские" учения, возникшие в VI-V вв. до н.э., т.е. учения бродячих проповедников - буддизм и джайнизм. Возникшие как альтернатива брахманизму и не сумевшие вытеснить его, эти учения стали религиями отдельных групп населения (хотя сами индусы их понимали как секты в индуизме), и ко времени прихода мусульман их лучшие дни были уже в прошлом. Все три индийские религии, взаимодействуя друг с другом, формировали культурное единство при локальном разнообразии форм и политической раздробленности. Они служили нуждам общества, освящая обычаи, регулируя социальные отношения, в меньшей степени они подходили нуждам государственного управления и сильной централизованной власти. Идеи ненасилия, подчинения воинов-кшатриев жрецам и советникам - брахманам, увлечение оторванными от жизни философствованием в политической и даже военной теории вели к ослаблению государственной власти во многих княжествах Северной Индии и к потере ими оборонного потенциала. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. МГИМО (У). М. 2005. С. 437

В VIII в. мусульмане сумели подчинить одну из областей исторической Индии Синд (нижнее течение реки Инд), а с конца Х в. грабительские походы в Северную Индию начали султаны мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой, практиковались насильственные обращения, массовые казни и т.д. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - Северо-Западной Индии и Бенгалии. Исламизация Пенджаба и Синда вполне логична, поскольку именно в этот район из-за пределов страны накатывались все новые волны мусульман. Тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось на рубеже XII-XIII вв., когда в Северной Индии возникают первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками. Власть мусульман постепенно распространилась на другие регионы, и к XIII в. они доминировали почти во всей Индии.

Результатами взаимовлияния двух религий в период Средневековья стали: в индуизме - развитие идеи о едином Боге, оживление мистических направлений - бхакти (букв. - любовь к Богу), возникновение сикхизма; в исламе - восприятие индусских праздников (холи, дивали), проникновение кастовых представлений. Фактически, возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. С. 437 Большинство исследователей склоняются к утверждению, что индусско-мусульманский синтез происходил в средние века, однако не был завершен, о чем свидетельствуют события конца XIX в. - второй половины ХХ столетия, которые развели две общины.

Новым стимулом к эволюции индусско-мусульманских отношений стал колониальный период, на начальных этапах которого единение индийских индусов и мусульман сохранялось. Мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были наиболее враждебно настроены в отношении англичан.

Наиболее ярким свидетельством стихийного единения индусских народных масс и мусульман стало Сипайское восстание 1857-1859 гг., которое, однако, не поддержали европеизированная индусская местная элита.

В начале XIX в. начало формироваться новое самосознание индусов. Видными мыслителями стали Р. Рая (1772-1833), Д. Сарасвати (1824-1883), Св. Вивекананда (1862-1902) и мн. др. проповедники, чьи взгляды сочетали просветительские и религиозно-реформаторские черты. Это движение получило название "религиозной реформации индуизма" и сыграло двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, став идеологией национально-освободительного движения и обеспечив ему религиозное обоснование (например, в деятельности М.К. Ганди). С другой стороны, она противопоставила конфессии друг другу, в конечном итоге, привела к длительному и кровопролитному конфликту. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации (например, Хинду Махамандал, Хинду сабха и др.). В начале ХХ в. в среде экзальтированной религиозно-мыслящей молодежи начали возникать первые террористические организации (Анушилон шомити и Абхинав Бхарат). В.Д. Саваркар обосновал идеологию хиндутвы - интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента.

Параллельно во второй половине XIХ в. развивалось Мусульманское "возрождение". Основателем мусульманского культурного движения стал сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898). В нем существовали направления: радикальные, антианглийские, террористические.

В 1885 г. был образован Индийский Национальный Конгресс, чьи ежегодные конференции должны были преодолеть негативные процессы формирования двух общинной структуры страны. Оба движения получили массовое распространение и широкий общественный резонанс, отражая идеи и взгляды, которые бурно эволюционировали в индийском общественном сознании.

Роль англичан в процессе постепенного размежевания между индусами и мусульманами нельзя отрицать, но не следует и преувеличивать. Бесспорно, английская администрация была крайне заинтересована в расширении своей социальной базы в Индии, вследствие чего мусульманские образованные круги оказались союзниками британским властям в условиях поднимающего голову национализма, получившего индуистскую окраску.

Показателем промусульманской политики англичан в конце XIX - начале ХХ вв. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги - партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман".

Мощным давлением мусульманского лобби было продиктовано решение вице-короля Индии лорда Керзона разделить огромную провинцию Бенгалия на западную и восточную части. От этого выиграли англичане, получившие более компактные административные единицы, а также мусульмане, ставшие на одной из территорий большинством и имевшие право на соответствующие квоты в управлении ею. Решение лорда Керзона вызвало общенациональное недовольство. Англичанам пришлось пойти на уступку этим силам и отменить раздел провинции. Однако англичане оценили опасность индийского национального движения и увидели в мусульманском общинном движении своего надежного союзника в деятельности по ослаблению националистов. В 1906 г. на конференции мусульманских общественных и культурных организаций под председательством Вакур ул-мулка в Дакке было объявлено о создании всеиндийской Мусульманской Лиги. Активное вовлечение партии в политику началось с Первой Мировой войны. Тогда МЛ стала массовой организацией, крупнейшей после ИНК, работавшей среди мусульман, секуляристской партией мусульманских "культурных националистов". Ислам воспринимался ими скорее как часть культурного наследия, отличающая их от индусов, нежели жесткая монотеистическая религия, предписывающая строгое следование определенному образу мысли и эталону поведения.

В 1916 г. в Лакхнау на объединенном съезде двух партий был подписан пакт о совместных действиях Мусульманской Лиги и ИНК в борьбе за права населения Индии и за его более широкое представительство в создаваемых колониальными властями совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций. Инициатором совместной сессии ИНК и МЛ стал М.А. Джинна (1876-1948) - будущий "отец Пакистана".

Мухаммад Али Джинна родился в семье катхиварского купца из исмаилитской общины ходжа, в среде которых была популярна традиция "сокрытия" - "такийа", т.е. сокрытие принадлежности к секте. М.А. Джинна получил образование в христианской миссионерской школе в Карачи, продолжил образование в Лондоне, вед адвокатскую практику в Бомбее, был личным секретарем одного из основателей ИНК парса Д. Наороджи. Женился на дочери парса-миллионера, одного из основателей города Бомбея Диншоу Петита. До 1917 г. Джинна участвовал в деятельности ИНК и был направлен в Лондон его представителем. Однако, с 1912 г. он состоял также в рядах МЛ. Совместный съезд ИНК и МЛ в Лакхнау стал переломным для Джинны, после чего он больше занялся делами Мусульманской Лиги. Очевидно, что Джинна не был классическим образцом мусульманина (некоторые современники утверждали, что он любил выпить и употреблял в пищу свинину), скорее, он использовал ислам, который отличал его от индусов и обеспечил ему значительную поддержку братьев по вере. В ИНК М.А. Джинне терял позиции в силу противостояния его амбициям амбиций других лидеров Конгресса, прежде всего, Дж. Неру.

Основной причиной усиления индусского и мусульманского коммунализма стал общий процесс развития идентичности, охвативший конфессиональные и этнические общности, касты. Многие деятели крайне националистической Хинду махасабхи также состояли в ИНК. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Б.Г. Тилак (1856-1920) и его сторонники из фракции "экстремистов" ИНК. Недолгим периодом относительного согласия индусов и мусульман стали 1911-1924 гг., когда ИНК и МЛ действовали организованно и единым фронтом, даже поднимался вопрос об их слиянии. (Этому способствовал приход к руководству МЛ новых людей, среди которых наиболее известным стал "посол индусско-мусульманского единства" М.А. Джинна).

Важным фактором стало также и развернувшееся в это время массовое подлинно всенародное движение под руководством М.К. Ганди. Однако после того, как ИНК принял гандизм как идеологию и тактику, М.А. Джинна дистанцировался от него, поскольку расценил это как смещение политики к религии и индуизацию политической партии. Более того, так как Джинна был либералом - конституционалистом, он считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Появилась идея о "двух нациях" в Индии - индусской и мусульманской, наиболее ярким пропагандистом которой и стал М.А. Джинна. Именно эта идея служила обоснованием создания государства индийских мусульман - Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория двух наций" работает не на них и противопоставили ей обратную теорию: в Индии существует лишь одна нация - индусская, а неиндусы - это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Фактически, как справедливо замечает индийский дипломат В.П. Датт, индусский и мусульманский коммунализмы были двумя сторонами одной медали, один питал другого. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 191, 199

После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года нахождения ИНК у власти на уровне провинций показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман, были приняты проиндусские законы, вследствие чего участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу, хинди стал обязательным, изучение урду и арабской литературы было отменено. Все это побудило Мусульманскую Лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых ИНК.

26 января 1930 г. по решению ИНК был отмечен День Независимости, а вскоре по инициативе Махатмы Ганди вся Индия оказалась охваченной движением гражданского неповиновения. Поддержавшие кампанию лидеры МЛ были испуганы перспективой передачи власти индийским националистам. Такой переход власти означал для мусульман Индии потерю многих социальных позиций. Индусы составляли большинство населения страны, политической элиты, были монополистами в области банковского бизнеса и в промышленности. Слабая и не готовая к конкуренции мусульманская политическая элита проигрывала бы и в парламентских играх более опытным индийским националистам.

В 1930 г. с идеей создания государства индийских мусульман выступил выдающийся индийский поэт и философ Мухаммад Икбал. Через десятилетие 22-24 марта 1940 г. на сессии Мусульманской Лиги в Лахоре была принята резолюция, требовавшая образовать в северной части Британской Индии два независимых мусульманских государства - на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провинция, Белуджистан, Кашмир), другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама). 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства - Пакистана.

Чувства соперничества, страха и опасения в индо-мусульманских отношениях в Британской Индии сохранились после ее раздела и образования двух независимых государств - Индии и Пакистана. Особенно остро это выразилось в кашмирском споре, с которым, так или иначе, увязываются большинство взаимных претензий Индии и Пакистана, поэтому большинство двусторонних событий рассматриваются в кашмирском преломлении.

Возможность сохранения единого государства - преемника английского владычества и способность индусов и мусульман к совместным действиям убывали по мере приближения Дня независимости. К моменту получения независимости две крупные религиозные общины боялись и ненавидели друг друга больше, чем англичан. Индия и ее лидирующая партия ИНК вынуждены были согласиться с формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что реальной альтернативой могло бы быть либо сохранение британского господства, либо начало широкомасштабной гражданской войны в регионе.

  • 25 мая 1947 г. последний генерал-губернатор Британской Индии лорд Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принять решение о будущем княжеств до 15 августа 1947 г., при этом он призывал учитывать "географические факторы" и "пожелания народов". Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23 В июле того же года лорд Маунтбеттен, отправившись в Кашмир на отдых, беседовал с махараджой Кашмира Хари Сингхом, убеждая его присоединиться к одному из доминионов. Махараджа, мечтая о независимости, стремился поддерживать одинаково равные отношения с Индией и Пакистаном.
  • 14 августа 1947 г. английская колония Британская Индия получила независимость и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз, который с января 1950 г. был провозглашен Республикой Индия.

В соответствие с "планом Маунтбеттена" основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения различных районов страны. Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - образовать новое государство Пакистан. В состав Пакистана вошли две части - Восточный (Восточная Бенгалия) и Западный.

Территория Джамму и Кашмира, расположенная в одном из самых живописных районов Центральной Азии, занимает уникальное геополитическое положение, в связи с чем контроль над ним имеет важное значение. Площадь Джамму и Кашмира составляет чуть более 222 тыс. кв.км, население его в 1941 г. составляло около 4 млн чел., из которых 77% являлись мусульманами, 20% - индусами, 2,2% - сикхами, а остальные - буддистами, христианами и джайнами. Этот красивый и благодатный край стал главным предметом спора между Индией и Пакистаном. Махараджа Кашмира Хари Сингх и почти вся правящая верхушка были индусами. Пакистанское руководство, со своей стороны, пыталось всеми силами предотвратить вхождение Кашмира в состав Индии, мотивируя это тем, что 77% населения Кашмира исповедовало ислам. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия. исламизация индийский мусульманин межрелигиозный

Расчленение единой хозяйственной структуры Британской Индии нанесло огромный ущерб экономике обеих частей некогда единой страны. Раздел ее по религиозному признаку привел к трагическим столкновениям на религиозно-общинной почве. Взаимное переселение - индусов из Пакистана в Индию, и мусульман из Индии в Пакистан - исчислялись 17 млн чел. Первая индо-пакистанская война разразилась сразу же, как только объявили о создании двух доминионов Индийского Союза и Пакистана и закончилась разделом Кашмира на две части. Отношения между двумя странами омрачились трагическими событиями периода раздела Индии на многие десятилетия, и такое положение продолжает сохраняться в настоящее время. В итоге эта вражда вылилась в эскалацию вооружений (в том числе - ядерных), три полномасштабные войны - в 1947-1949, 1965, 1971 гг. и серьезный Каргильский кризис 1999 г., поставивший оба государства и весь мир на порог ядерного конфликта.

Литература

  • 1. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188-199
  • 2. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434-437
  • 3. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22
  • 4. Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23

В течение 200 лет Индия была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Великобритания была вынуждена предоставить независимость своему самому большому колониальному владению Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из тогда ещё единой Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий Индии индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице короля Индии лорда Луиса Маунбеттена, предусматривал создание двух государств доминионов британской короны Индийского Союза и Пакистана (через несколько лет оба доминиона Индия в 1950, а Пакистан в 1956 году отказались от этого статуса). Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану.

Произошел также раздел двух провинций Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Закон о независимости Индии, принятый британским парламентом, вступил в силу 15 августа 1947 года.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию.

Наиболее остро стал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии махараджа княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо западной провинции Пакистана, а затем и так называемые «пакистанские добровольцы», и 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства «Азад Кашмира» («Свободного Кашмира»).

В итоге магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети площади княжества попала под контроль администрации «Азад Кашмира», а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая война между Пакистаном и Индией. Формально конфликт начался из за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы – пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между ними развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года в Ташкенте премьер министр Индии и президент Пакистана подписали Ташкентскую декларацию, согласно которой стороны договорились об отводе войск на позиции до начала конфликта.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть и сформировалось государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, согласно которому, стороны обязались «уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года». Линия прекращения огня подверглась уточнению и уже в декабре 1972 года была переименована в линию контроля. Однако за пределами точной демаркации осталась гряда Салторо и ледник Сиачен, что впоследствии привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией в 1984 году.

С середины 1980 х и до конца 1998 года индо пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года между ними наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала поездка на автобусе премьер министра Индии Атала Бихари. Ваджпаи в город Лахор в Пакистане в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую Декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

2 февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14 16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств, завершившаяся безрезультатно. Мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи в ноябре 2008 года между этими странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засели в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывали сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств разделяет линия контроля.

После теракта в Мумбаи внутри Джамму и Кашмира сохранялась напряженная ситуация, происходили периодические теракты, сопровождаемые захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо пакистанской границы.

25 февраля 2010 года в Нью-Дели состоялась встреча замминистра иностранных дел Пакистана Салмана Башира с индийской коллегой Нирупамой Рао, положившая начало возобновлению официальных контактов между двумя странами, прерванные после терактов в ноябре 2008 года. Главной темой встречи была проблема борьбы с терроризмом.

31 марта 2011 года в индийском городе Мохали лидеры Индии Манмохан Сингх и Пакистана Юсуф Раза Гилани встретились на матче по крикету между сборными Индии и Пакистана. Во время неформальной встречи стороны провели широкое обсуждение всех спорных вопросов и вновь согласились приложить все усилия, чтобы преодолеть существующие трудности в отношениях двух стран.

13 июля 2011 года в Мумбаи произошли три взрыва, в результате которых погибли около 20 человек и более 100 получили ранения. Среди возможных версий рассматривалась причастность боевиков группировки «Индийские моджахеды», которые имеют тесные связи с экстремистской группировкой «Лашкар-е Таиба», базирующейся в Пакистане.

10 ноября 2011 года на Мальдивских островах во время саммита стран-членов СААРК (Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества) премьер-министры Индии и Пакистана заявили о готовности открыть «новую страницу» в двусторонних отношениях по итогам встречи. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Пакистана Юсуф Раза Гилани провели получасовую беседу в присутствии ряда членов делегаций своих стран, а также побеседовали «с глазу на глаз».

Стороны заявили, что Нью-Дели и Исламабад готовы к развитию широкоформатного диалога, и выразили надежду, что следующий раунд двусторонних переговоров будет более продуктивным и конструктивным, чем предыдущие.

Материал подготовлен РИА-Новости на основе информации из открытых источников