Автомобили, на которых ездят первые лица разных государств, часто влияли на ход мировой истории. Можно вспомнить убийство Кеннеди, который был застрелен во время поездки на кабриолете, покушение на Шарля де Голля, жизнь которого спас «Ситроен». Однако говоря о Владимире Ленине, мы редко вспоминаем, какую роль сыграли машины в его жизни. А роль была немалая: еще до революции Ленина сбил автомобиль, с другого автомобиля (точнее, с броневика) он высказал свои «апрельские тезисы», а потом не раз спасался от покушений во многом благодаря своим машинам. К тому же, автомобили Ленина регулярно угоняли.

Знакомство Ленина с четырехколесной техникой произошло в 1909 году во Франции. Проживая в предместьях Парижа, простой эмигрант и будущий революционер не мог себе позволить купить ничего дороже велосипеда. И вот однажды Ленин и его велосипед встретились с автомобилем. Это был Rolls-Royce «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).

Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)

В декабре 1909 года Владимир Ульянов возвращался с аэропланного шоу и за несколько миль до Парижа был сбит машиной. Велосипед Ильича превратился в груду металла, а сам будущий вождь получил серьезные ушибы. За рулем «Серебряного призрака» оказался парижский аристократ, на которого Ленин подал в суд и… выиграл дело, получив от виконта солидную сумму на возмещение ущерба. И спустя некоторое время он уже вновь колесил на новеньком велосипеде, купленным, по всей вероятности, на деньги незадачливого аристократа.

С тех пор автомобильная история Ленина прервалась почти на 10 лет – до 1917 года, когда в ночь с 16 на 17 апреля Владимир Ильич провозгласил свои знаменитые «апрельские тезисы» с броневика «Остин-Путиловец».

Все мы знаем о том, что Ленин выступал на броневике, но мало кто задавался вопросом, что это был за броневик.

«Остин-Путиловец»

В 1914 – 1917 годах британская компания «Остин» поставляла в Россию броневики с одноименным названием, и российская армия активно использовала их во время Первой мировой войны. Однако довольно быстро выяснилось, что машина военным не подходит, и в 1916 году было решено модернизировать «Остины» силами Путиловского завода в Петербурге. Броневик получил усовершенствованную броню толщиной 8 миллиметров и обзавелся двумя вращающимися башнями, в каждой из которых находился пулемет «Максим», а пулеметные амбразуры защищали специальные щитки 7-миллиметровой брони.

При ведении боя стволы пулеметов сильно нагревались, поэтому к потолку каждой башни была прикреплена емкость с охлаждающей жидкостью, которая через шланг подавалась на кожухи пулемета. Еще одна интересная деталь броневика – дублирующее рулевое управление: управлять машиной можно было с обоих ее "концов", что обеспечивало прекрасную маневренность.

«Остин-Путиловец» на пьедестале возле Мраморного дворца (Фото с сайта stavropol-auto.ru)

-\ -\ -\На «Остин-Путиловец» устанавливали особо прочные колеса: при попадании в них пуль или проколе полученные повреждения быстро заполняла самозатягивающаяся масса ("гусматик"), изобретенная петроградским химиком А. Гуссом. -\В движение броневик приводил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. При весе в 5,2 тонны машина разгонялась почти до 60 километров в час, и имела отличную для того времени проходимость.

Интересно, что все царские броневики имели названия: «Резвый», «Защитник». Однако на борту «Ленинского» была всего лишь цифра «2». Причина довольно проста – это был опытный образец, которым имена положены не были. Броневик, по всей видимости, был изъят из мастерской Петроградского бронедивизиона (где, кстати, и проходили полевые испытания «Остина-Путиловца»). Большевикам удалось завладеть им совершенно беспрепятственно, заявив охране о том, что машина отправляется на пробные испытания. Организатор этой аферы ­­– Георгий Васильевич Елин, большевик и член автоброневого движения, быстро смекнул, что получить «на обкатку» опытные образцы гораздо проще, чем угонять боевые машины.

Именно этот броневик, которому позже все-таки дали имя – «Враг капитала», принял участие в штурме Зимнего Дворца, затем стал пособием для молодых курсантов, а с 1950 года навечно поселился возле Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В 1992 году его хотели купить американцы и, зачем-то, финны. Почти все было готово к продаже, однако в последний момент Министерство Обороны передумало и решило сохранить революционную реликвию.

Броневик №2. Он же «Остин-Путиловец». Он же «Враг капитала» (Фото пользователя Potekhin с сайта wikipedia.org)

В марте того же 1992 года броневик перенесли в вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где он находится и сейчас.

Правда есть мнение, что на самом деле выставленный в музее автомобиль – это не тот «Враг капитала», с которого Ленин призывал пролетариат к решительным действиям. Однако его подлинность подтверждают некоторые факты. У машины сохранились наружные фары, которых у других броневиков не было. Башни стоят чуть криво, тогда как у серийных машин линия башен всегда была строго перпендикулярна оси самого броневика. Кроме того, по словам работников музея, во время штурма Зимнего дворца, водитель не смог быстро закрыть задвижку смотровой щели и вовнутрь машины влетела шальная юнкерская пуля, о чем до сих пор красноречиво свидетельствует глубокая бороздка на переднем рулевом колесе.

«Turcat-Mery 28»

Первым автомобилем Владимира Ильича уже в роли главы Советского государства стал французский «Тюрка-Мэри-28». Неизвестно, как эта роскошная машина попала в Россию, как неизвестно и то, куда впоследствии она подевалась…

Автомобиль «Тюрка-Мэри – 28» 1915 года выпуска, был сделан французскими мастерами вручную. Шикарный темно-зеленый автомобиль имел закрытый кузов, а его четырехцилиндровый мотор выдавал 50 лошадиных сил. Однако пользоваться комфортным пространством заднего салона Ленин не стал, и ездил рядом с шофером. Почему он поступал так – неясно. Может, хотел подчеркнуть свою демократичность, а может просто любил смотреть на дорогу. (Фото пользователя snortonx с сайта drive2.ru)

Однажды авто угнали, причем средь бела дня и прямо со двора Смольного. На поиски машины были брошены лучшие специалисты ЧК, и через какое-то время автомобиль был найден в одном из заброшенных сараев пожарной части на окраине города. Вначале была выдвинута версия, что угон носил политический характер. Однако угонщиками оказались обычные преступники, которые надеялись затем продать эту машину.

Дальнейшая судьба «Тюрка-Мэри – 28», к сожалению, неизвестна. Существует версия, что этот автомобиль в бурные революционные времена было очень сложно обслуживать. В любом случае, его следы потерялись еще в 20-е годы прошлого столетия.

«Delaunay-Belleville-45»

Следующим автомобилем Ленина также стал "француз" – шикарный семиместный лимузин «Делонэ-Белльвилль – 45» из гаража Николая ІІ. Это был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам в ходе революции. Также в распоряжение Ленина поступил один из шоферов царя – Степан Казимирович Гиль, ставший впоследствии личным водителем Ильича. Для содержания и обслуживания правительственных автомобилей было создано транспортное подразделение: Гараж Особого Назначения (ГОН).

«Делонэ-Белльвилль – 45» в одном из автомобильных музеев Франции

Модель «Делонэ-Белльвилль – 45» 1912 года выпуска имела четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель объемом почти 12 литров! Мощный мотор (70 лошадиных сил) с легкостью разгонял автомобиль весом 2,3 тонны до 110 километров в час.

«Делонэ-Белльвилль» %В 1903 году французская компания «Делонэ», специализировавшаяся на выпуске паровых котлов, переквалифицировалась на производство автомобилей и не прогадала. Основными клиентами этой компании стали самые богатые и влиятельные люди Европы. «Делонэ» успешно конкурировала с гигантами вроде «Мерседеса» и «Роллс-Ройса». Фото с сайта sovsekretno.ru

У этой машины была не самая удачная судьба. При очередной попытке покушения на вождя «Делонэ-Белльвилль» был обстрелян. Это случилось 1 января 1918 года, когда Ленин возвращался с митинга. За рулем находился Тарас Гороховик – еще один личный водитель Ильича. Мастерство шофера и безотказность автомобиля тогда спасли Ленину жизнь. Узкими улочками, дворами и переулками Гороховику удалось скрыться. В том инциденте никто не пострадал, но автомобиль был сильно изрешечен пулями и не подлежал ремонту. В итоге, роскошный лимузин, мечта западных аристократов, был списан и похоронен где-то на свалках города…

«Renault - 40 CV»

Французские автомобили вообще были фаворитами императора и занимали большую часть царского гаража. Например, еще один яркий интересный представитель этой коллекции – «Рено – 40 CV». Модель оснащалась шестицилиндровым двигателем объемом 7,5 литра и – впервые в автомобильной истории – усилителем тормозов.

«Рено - 40 CV» в музее (Фото пользователя AlfvanBeem с сайта wikipedia.org). Этому автомобилю Ленин обязан жизнью.

Самое громкое покушение на Владимира Ильича произошло 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга, погруженный в свои мысли, он направлялся к автомобилю «Рено 40 CV». На улице его задумчивость простым вопросом прервала незнакомая женщина, и как только Ленин собрался ответить – прогремели три выстрела… Раны были очень тяжелыми. Вождя положили в «Рено», который тут же рванул в Кремль, где Ленину была оказана необходимая помощь.

А 6 января 1919 года автомобиль угнали. Причем нагло и бесцеремонно. Гиль вез Ленина в Сокольники, как неожиданно дорогу им перегородили вооруженные люди. Водитель смело мог объехать их, но Ленин приказал остановиться, решив, что это патруль. Довольно быстро манера поведения «патрульных» все объяснила без слов: Владимир Ильич стал жертвой самого обыкновенного бандитского нападения. Главарь по фамилии Кузнецов (больше известный, как Кошельков, или Яшка Кошелёк) приказал всем выйти из автомобиля, на что удивленный Ленин сказал: «Да вы что, я же Ленин!» К счастью Ильича, Кошелёк просто не расслышал фамилию и рявкнул в ответ: «Не знаю я никакого Левина! Я хозяин города! Выходите из машины!».

Владимир Ленин, Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова в автомобиле «Рено – 40 CV» (Фото с сайта old.avtomir.com)

По некоторым данным, бандиты успели совершить на угнанном автомобиле несколько "дел": они грабили пешеходов и даже застрелили милиционера. Позднее у Крымского моста метким выстрелом сотрудника милиции был убит шофер бандитов. Преступники бросили машину и скрылись. Это – последнее упоминание ленинского «Рено».

«Роллс-Ройс»

После покушения в 1918 году здоровье Ленина резко ухудшилось, и ему требовался регулярный отдых. Отдыхать Владимир Ильич любил, конечно же, в Подмосковье. Клин, Завидово, Солнечногорск… Но самое любимое место – Горки.

Не все автомобили главного гаража страны выдерживали частые загородные поездки, особенно по проселочным дорогам. Некоторые машины постепенно выходили из строя, а из-за отсутствия необходимых запасных частей ремонт их зачастую был попросту невозможен. Самым стойким и надежным автомобилем оказался Rolls-Royce «Silver Ghost». Да-да, «Серебряный призрак», с которым Ленин «познакомился» еще в далеком 1909 году.

Роллс – Ройс «Серебряный призрак» с кузовом фаэтон (Фото компании Rolls-Royce)

Компания «Роллс-Ройс» начала производство этой модели в 1906 году, но выпускала лишь шасси, оставляя работу над кузовом специализированным ателье. По желанию клиента строился автомобиль с кузовом любой формы и цвета, который имел различное дополнительное оборудование и персональную отделку салона.

Питерский архитектор Атрей, любитель Ленина, решил доказать, что памятник "Ленин на броневичке у Финского вокзала" (который недавно "пукнул" 300г тротила - см.: , ) - стоит вовсе не на "броневичке", а на "аллегории":
http://community.livejournal.com/ru_politics/20848111.html?thread=291407087

"Плевать на то, что Ильич не выступал на броневичке по приезду в Питер "
А вы что серьезно думаете, что памятник изображает броневик? Вы вообще-то видели этот памятник в реале?
К вашему сведению: на конкурсе проектов памятников в 1927 году ВСЕ ПРОЕКТЫ,ИЗОБРАЖАВШИЕ БРОНЕВИК БЫЛИ ЗАБРАКОВАНЫ КОМИССИЕЙ. Возможно именно потому что вы говорите.Таких проектов изображающих броневик было около 10.
Но Победил ИНОЙ проект - в котором постамент выполнен из динамично смещенных блоков гранита, символизирующих революционные массы, устремленные вперед к светлому будущему. Это символический образ, а не точная фотография события.

И даже пост написал с фотографией:
http://atrey.livejournal.com/1681162.html

Вот фотка с другой стороны - что это там за "аллегория" с боку торчит?

А вот, собственно, броневичок Остин-Путиловец (Austin-Putilow), на каковой модели, как рассказывают байки, Ленин и выступал:
много фоток и картинок

Ещё фото. Броневики на Дворцовой площади. Не ранее 5 июля 1917, Фотография. 12х17, Частное собрание
http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/1917-myths-kat/78.shtml
Броневик на фото колёсный, а не полугусеничный, как на картинке выше (на картинке зато видны защитные экраны, изображённые на памятнике)

"Красноярский рабочий", 25-10-2007:
ОКТЯБРЬ 1917-ГО. ЛЕНИН ПРОТИВ МАРКСИЗМА, БОЛЬШЕВИКОВ И СОВЕТОВ
Часть I
Пётр РОМАНОВ, политический обозреватель РИА "Новости".
http://www.krasrab.com/archive/2007/10/25/24/view_article

Броневик "Враг капитала", с которого Владимир Ильич Ленин выступал в апреле 1917 года, у здания Центрального музея Ленина.

Плакат И. Тоидзе "Вся власть Советам!". Государственная библиотека имени В. И. Ленина.

Вот и картина маслом - "Ленин на броневичке" - жест правой рукой даже тот же:

Вероятный источник вдохновения для изображения мифа "Ленин на броневичке".
ФОТО
http://lenin-foto.narod.ru/foto28.htm

БОЛЬШЕВИКИ И ЛЕНИН
3 апреля в Петроград прибыл из эмиграции Ленин. Только с этого момента большевистская партия начинает говорить полным голосом, и, что еще важнее, своим собственным.
...
Друзья-ученики выехали встречать Ленина в Финляндию. "Едва войдя в купе и усевшись на диван, -- рассказывает Раскольников, молодой морской офицер и большевик, -- Владимир Ильич тотчас накидывается на Каменева: "Что у вас пишется в "Правде"? Мы видели несколько номеров и здорово вас ругали..." Такова встреча после нескольких лет разлуки. Но это не мешает ей быть сердечной.

Петроградский комитет при содействии военной организации мобилизовал несколько тысяч рабочих и солдат для торжественной встречи Ленина. Дружественный броневой дивизион отрядил на этот предмет все наличные броневики. Комитет решил идти к вокзалу вместе с броневиками: революция уже пробудила пристрастие к этим тупым чудовищам, которых на улицах города так выгодно иметь на своей стороне.

Описание официальной встречи, которая происходила в так называемой царской комнате Финляндского вокзала, составляет очень живую страницу в многотомных и довольно вялых записках Суханова. "В царскую

комнату вошел или, пожалуй, вбежал Ленин, в круглой шляпе, с иззябшим лицом и -- роскошным букетом в руках. Добежав до середины комнаты, он остановился перед Чхеидзе, как будто натолкнувшись на совершенно неожиданное препятствие. И тут Чхеидзе, не покидая своего прежнего угрюмого вида, произнес следующую "приветственную" речь, хорошо выдерживая не только дух, не только редакцию, но и тон нравоучения: "Товарищ Ленин, от имени петербургского Совета и всей революции мы приветствуем вас в России... Но мы полагаем, что главной задачей революционной демократии является сейчас защита нашей революции от всяких на нее посягательств как изнутри, так и извне... Мы надеемся, что вы вместе с нами будете преследовать эти цели". Чхеидзе замолчал. Я растерялся от неожиданности... Но Ленин, видимо, хорошо знал, как отнестись ко всему этому. Он стоял с таким видом, как бы все происходящее ни в малейшей степени его не касалось: осматривался по сторонам, разглядывал окружающие лица и даже потолок "царской" комнаты, поправляя свой букет (довольно слабо гармонировавший со всей его фигурой), а потом, уже совершенно отвернувшись от делегации Исполнительного комитета, "ответил" так: "Дорогие товарищи солдаты, матросы и рабочие. Я счастлив приветствовать в вашем лице победившую русскую революцию, приветствовать вас как передовой отряд всемирной пролетарской армии... Недалек час, когда, по призыву нашего товарища Карла Либкнехта, народы обратят оружие против своих эксплуататоров-капиталистов... Русская революция, совершенная вами, открыла новую эпоху. Да здравствует всемирная социалистическая революция!.."

Суханов прав -- букет плохо гармонировал с фигурой Ленина, несомненно, мешал ему и стеснял его своей неуместностью на суровом фоне событий. Да и вообще Ленин любил цветы не в букете. Но гораздо больше должна была стеснять его эта официальная и лицемерно-нравоучительная встреча в парадной комнате вокзала. Чхеидзе был лучше своей приветственной речи. Ленина он слегка побаивался. Но ему, несомненно, внушили, что надо одернуть "сектанта" с самого начала. В довершение к речи Чхеидзе, демонстрировавшей плачевный уровень руководства, молодой командир флотского экипажа, говоривший от имени моряков, догадался выразить пожелание, чтобы Ленин стал членом Временного правительства. Так Февральская революция, рыхлая, многословная и еще глуповатая, встречала человека, который приехал с твердым намерением вправить ей мысль и волю. Уже эти первые впечатления, удесятеряя привезенную с собой тревогу, вызывали трудно сдерживаемое чувство протеста. Скорее бы засучить рукава! Апеллируя от Чхеидзе к матросам и рабочим, от защиты отечества -- к международной революции, от Временного правительства -- к Либкнехту, Ленин лишь проделал на вокзале маленькую репетицию всей своей дальнейшей политики.

И все же эта неуклюжая революция сразу и крепко приняла вождя в лоно свое. Солдаты потребовали, чтобы Ленин поместился на одном из броневиков, и ему ничего не оставалось, как выполнить требование. Наступившая ночь придала шествию особую внушительность. При потушенных огнях остальных броневиков тьма прорезывалась ярким светом прожектора машины, на которой ехал Ленин. Луч вырывал из уличного мрака возбужденные секторы рабочих, солдат, матросов, тех самых, которые совершили величайший переворот, но дали власти утечь между пальцев. Военный оркестр несколько раз умолкал по пути, чтобы дать Ленину возможность варьировать свою вокзальную речь перед новыми и новыми слушателями. "Триумф вышел блестящим, -- говорит Суханов, -- и даже довольно символическим".

Во дворце Кшесинской, большевистском штабе в атласном гнезде придворной балерины, -- это сочетание должно было позабавить всегда бодрствующую иронию Ленина, -- опять начались приветствия.

Кстати, Троцкий сам любил пафосно постоять на броневичке :
http://thelib.ru/books/bazhanov_boris/vospominaniya_bivshego_sekretarya_stalina-read.html

Но здесь надо указать и на один важный недостаток Троцкого. Он был слишком человеком позы. Убежденный, что он вошел в Историю, он все время для этой Истории (с большой буквы) позировал. Это было не всегда удачно. Иногда это была большая поза, оправданная ролью, которую играл Троцкий и его социальная революция в мировых событиях; к примеру, когда советская власть во время гражданской войны висела на волоске - "Мы уйдем, но так хлопнем дверью, что весь мир содрогнется" - это тоже для позы и для истории; иногда это было менее оправдано; еще было терпимо, когда Троцкий принимал парады своей Красной Армии, стоя на броневике ; но бывало и так, что поза была не к месту и была смешна. Троцкий не всегда это замечал - вспомните, например, случай с дверью на Пленуме ЦК, о котором я рассказал выше.

Добавок 4 - Суханов. Записки о революции. 1919
Вероятно, самый первый написал про читку речей с броневичка, про массовую встречу, про прожектор. Однако, по его словам, на вокзале речь толкалась не с броневичка, а с крыши закрытого автомобиля. А потом Ленин пересел В броневичок, и уже как-то толкал речи "с его высоты" на каждом перекрёстке (т.е. не говорит - залазил ли он каждый раз на него или так и ехал сверху). И это Суханову КАЖЕТСЯ, а не достоверно им утверждается.

http://www.magister.msk.ru/library/history/xx/suhanov/suhan000.htm
Н. Н. Суханов. Записки о революции

http://www.magister.msk.ru/library/history/xx/suhanov/suhan002.htm
Книга вторая. ЕДИНЫЙ ФРОНТ ДЕМОКРАТИИ. 3 марта -- 3 апреля 1917 года
7. Финал единого демократического фронта. всероссийское совещание советов
В тот же день, 3 апреля, в Исполнительный Комитет сообщили, что сегодня вечером из-за границы приезжает Ленин. Почетному изгнаннику надо было устроить почетную встречу. Был избран представлять Совет Церетели. Но он решительно отказался. Делать было нечего: неприятно и даже как-то странно, но приходилось ехать на вокзал президиуму -- Скобелеву и Чхеидзе.

Дело было уже к вечеру. Уже пора была собираться на вокзал. Я также решил ехать. Околопартийный человек, папаша Чхеидзе, высоко подняв брови, сокрушенно крутил головой.

Апрель -- июль 1919 года

http://www.magister.msk.ru/library/history/xx/suhanov/suhan003.htm
Книга третья. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ФРОНТА КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ БУРЖУАЗИИ. 3 апреля -- 5 мая 1917 года
1. Снег на голову
Толпа перед Финляндским вокзалом запружала всю площадь, мешала движению, едва пропускала трамваи. Над бесчисленными красными знаменами господствовал великолепный, расшитый золотом стяг: Центральный Комитет РСДРП (большевиков) . Под красными же знаменами с оркестрами музыки у бокового входа в бывшие царские комнаты были выстроены воинские части.

Пыхтели многочисленные автомобили. В двух-трех местах из толпы высовывались страшные контуры броневиков. А с боковой улицы двигалось на площадь, пугая и разрезая толпу, неведомое чудовище -- прожектор, внезапно бросавший в бездонную, пустую тьму огромные полосы живого города -- крыш, многоэтажных домов, столбов, проволок, трамваев и человеческих фигур.

На парадном крыльце разместились различные не проникшие в вокзал делегации, тщетно стараясь не растеряться и удержать свои места в рукопашной борьбе с приватной публикой... Поезд с которым должен был приехать Ленин, ждали часам к одиннадцати.

Внутри вокзала была давка -- опять делегации, опять знамена и на каждом шагу заставы, требовавшие особых оснований для дальнейшего следования. Звание члена Исполнительного Комитета, однако, укрощало самых добросовестных церберов, и сквозь строй стиснутых, недовольно ворчавших людей я через весь вокзал пробрался на платформу, к царским комнатам, где понуро сидел Чхеидзе, томясь в долгом ожидании и туго реагируя на остроты Скобелева. Сквозь крепко запертые стеклянные двери царских комнат была хорошо видна вся площадь, -- зрелище было чрезвычайно эффектно. А к стеклам, с площади, завистливо лепились делегаты, и были слышны негодующие женские голоса:

Партийной-то публике приходится ждать на улице, а туда напустили... Неизвестно кого!..

Негодование было, впрочем, едва ли особенно основательно: небольшевистской публики, сколько-нибудь известной в политикe, науке, литературе, я совершенно не помню при этой встрече; партии не прислали своих официальных представителей, да и из советских людей, из членов Исполнительного Комитета, кроме специально командированного президиума, по-моему, был только один я. Во всяком случае, в царских комнатах если кто и был, кроме нас, то не больше трех-четырех человек. Большевистские же местные генералы выехали встречать Ленина в Белоостров или еще дальше в Финляндию. И пока мы ждали Ленина на вокзале, он в вагоне уже основательно осведомлялся о положении дел из непосредственных источников.

Я прошелся по платформе. Там было еще более торжественно, чем на площади. По всей длине шпалерами стояли люди -- в большинстве воинские части, готовые взять на к-раул; через платформу на каждом шагу висели стяги, были устроены арки, разубранные красным с золотом; глаза разбегались среди всевозможных приветственных надписей и лозунгов революции, а в конце платформы, куда должен был пристать вагон, расположился оркестр и с цветами стояли кучкой представители центральных организаций большевистской партии.

Большевики, умея вообще блеснуть организацией, стремясь всегда подчеркнуть внешность, показать товар лицом, пустить пыль в глаза, без лишней скромности, без боязни утрировки, видимо, готовили самый настоящий триумф.

Впрочем, сейчас у них были особые основания бить на то, чтобы представить Ленина петербургским массам в виде самого настоящего героя. Ленин ехал в Россию через Германию, в запломбированном вагоне, по особой милости вражеского правительства. Нужды нет, что никаких иных путей для возвращения на родину у Ленина не было по милости союзных правительств, а прежде всего по милости своих собственных революционных властей. Было ясно, что буржуазия со всеми своими прислужниками сделает надлежащее употребление из милости немцев по отношению к Ленину. И было необходимо создать противовес уже начавшейся отвратительной кампании.

[Опустил слова по поводу проезда исполкома большевиков через Германию в пломбированном вагоне.]

На все эти темы мы, между прочим, беседовали во время томительного ожидания в царских комнатах со Скобелевым и Чхеидзе -- и, в общем, не спорили между собой... Ждали же мы долго. Поезд сильно запаздывал.

Но в конце концов он подошел. На платформе раздалась громовая Марсельеза, послышались приветственные крики... Мы оставались в царских комнатах, пока у вагона обменивались приветствиями генералы большевизма. Затем слышно было шествие по платформе, под триумфальными арками, под музыку, между шпалерами приветствовавших войск и рабочих. Угрюмый Чхеидзе, а за ним и мы, остальные, встали, вышли на середину комнаты и приготовились к встрече. О, это была встреча, достойная... не моей жалкой кисти!

В дверях показался торжественно спешащий Шляпников в роли церемониймейстера, а пожалуй, с видом доброго старого полицеймейстера, несущего благую весть о шествии губернатора. Без видимой к тому необходимости он хлопотливо покрикивал:

Позвольте, товарищи, позвольте!.. Дайте дорогу! Товарищи, дайте же дорогу!..

Вслед за Шляпниковым, во главе небольшой кучки людей, за которыми немедленно снова захлопнулась дверь, в царскую комнату вошел или, пожалуй, вбежал Ленин, в круглой шляпе, с иззябшим лицом и роскошным букетом в руках. Добежав до середины комнаты, он остановился перед Чхеидзе, как будто натолкнувшись на совершенно неожиданное препятствие. И тут Чхеидзе, не покидая своего прежнего угрюмого вида, произнес следующую приветственную речь, хорошо выдерживая не только дух, не только редакцию, но и тон нравоучения:

Товарищ Ленин, от имени Петербургского Совета рабочих и солдатских депутатов и всей революции мы приветствуем вас в России... Но мы полагаем, что главной задачей революционной демократии является сейчас защита нашей революции от всяких на нее посягательств как изнутри, так и извне. Мы полагаем, что для этой цели необходимо не разъединение, а сплочение рядов всей демократии. Мы надеемся, что вы вместе с нами будете преследовать эти цели...

Чхеидзе замолчал. Я растерялся от неожиданности: как же, собственно, отнестись к этому приветствию и к этому прелестному но?.. Но Ленин, видимо, хорошо знал, как отнестись ко всему этому. Он стоял с таким видом, как бы все происходящее ни в малейшей степени его не касалось: осматривался по сторонам, разглядывал окружающие лица и даже потолок царской комнаты, поправлял свой букет (довольно слабо гармонировавший со всей его фигурой), а потом, уже совершенно отвернувшись от делегации Исполнительного Комитета, ответил так:

Дорогие товарищи, солдаты, матросы и рабочие! Я счастлив приветствовать в вашем лице победившую русскую революцию, приветствовать вас как передовой отряд всемирной пролетарской армии... Грабительская империалистская война есть начало войны гражданской во всей Европе... Недалек час, когда по призыву нашего товарища, Карла Либкнехта, народы обратят оружие против своих эксплуататоров-капиталистов... Заря всемирной социалистической революции уже занялась... В Германии все кипит... Не нынче-завтра, каждый день может разразиться крах всего европейского империализма. Русская революция, совершенная вами, положила ему начало и открыла новую эпоху. Да здравствует всемирная социалистическая революция!

Это был, собственно, не только не ответ на приветствие Чхеидзе. Это был не ответ, это не был отклик на весь контекст русской революции, как он воспринимался всеми -- без различия -- ее свидетелями и участниками. Весь контекст нашей революции (если не Чхеидзе) говорил Ленину про Фому, а он прямо из окна своего запломбированного вагона, никого не спросясь, никого не слушая, ляпнул про Ерему...

Официальная и публичная часть встречи была окончена... С площади сгорающая от нетерпения, от зависти и негодования публика уже недвусмысленно ломилась в стеклянные двери. Шумела толпа и категорически требовала к себе, на улицу, прибывшего вождя. Шляпников, снова расчищая ему путь, выкрикивал:

Товарищи, позвольте! Пропустите же! Да дайте же дорогу!.. При новой Марсельезе, при криках тысячной толпы, среди красных с золотом знамен, освещаемый прожектором, Ленин вышел на парадное крыльцо и сел было в пыхтящий закрытый автомобиль. Но толпа на это решительно не согласилась. Ленин взобрался на крышу автомобиля и должен был говорить речь .

Участие в позорной империалистической бойне... ложью и обманом... грабители-капиталисты... -- доносилось до меня, стиснутого в дверях и тщетно пытавшегося вырваться на площадь, чтобы слышать первую речь к народу новой первоклассной звезды на нашем революционном горизонте.

Затем, кажется , Ленину пришлось пересесть в броневик и на нем двинуться в предшествии прожектора, в сопровождении оркестра, знамен, рабочих отрядов, воинских частей и огромной приватной толпы к Сампсониевскому мосту, на Петербургскую сторону, в большевистскую резиденцию -- дворец балерины Кшесинской... С высоты броневика Ленин служил литию чуть ли не на каждом перекрестке, обращаясь с новыми речами все к новым и новым толпам. Процессия двигалась медленно. Триумф вышел блестящим и даже довольно символическим.

Однако до самого конечного пункта нам не представилось случая прислушаться к гласу народа... На Петербургской стороне мне надлежало повернуть направо, к Карповке. Но без определенной цели, влекомый приятной компанией, я дошел все же до начала Кронверкского, до самого дома Кшесинской, горевшего всеми огнями, украшенного красными знаменами и, кажется, даже иллюминованного.

Перед домом стояла и не расходилась толпа, а с балкона второго этажа говорил речь уже охрипший Ленин. Я остановился около отряда солдат с винтовками, который сопровождал процессию до самого конца.

Грабители-капиталисты, -- слышалось с балкона. --...Истребление народов Европы ради наживы кучки эксплуататоров... Защита отечества -- это значит защита одних капиталистов против других...

Вот такого бы за это на штыки поднять, -- вдруг раздалось из группы чествователей -солдат, живо реагировавших на слова с балкона. -- А?.. Что говорит!.. Слышь, что говорит! А?.. Кабы тут был, кабы сошел, надо бы ему показать! Да и показали бы! А?.. Вот за то ему немец-то... Эх, надо бы ему!..

Не знаю, почему они не показали раньше, когда Ленин говорил свои речи с более низкой трибуны; не думаю, чтобы они показали и впредь, кабы он сошел.
...

Август--октябрь 1919 года

Куда девался броневик с которого, по общепринятой версии, Ленин в апреле 1917-го провозгласил курс на социалистическую революцию, порой спрашивают горожане и приезжие. С грозной надписью на башне «Враг капитала» он долго стоял перед Мраморным дворцом, когда там был ленинский музей, а в конце XX века исчез, уступив место бронзовому царю Александру Третьему… В перестроечные времена броневик стал единицей хранения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Заглянуть внутрь перворазрядной реликвии советской эпохи довелось накануне 7 ноября корреспондентам «Санкт-Петербургских ведомостей».

Если у нас в России про ленинский броневик мало кто вспоминает, то за рубежом о нем знают. И даже хотят увидеть! - говорит замдиректора музея по научно-просветительской и выставочной работе Сергей Ефимов.

Этим экспонатом нередко интересуются финны, благодарные Ленину за независимость своей родины. А несколько лет назад британская автомобильная фирма «Остин», где броневик был изготовлен в 1915 году, попросила прислать его для выставки - ведь в Англии не осталось ни одного его ровесника.

Но тогда с выставкой что-то не получилось, сейчас же рассматривается несколько вариантов его экспонирования за рубежом в крупных выставочных проектах. Близится 100-летие Октябрьской революции, а это, что бы там ни говорили, переломный момент во всей человеческой истории, - объясняет Сергей Ефимов. - Мы уверены, что он скоро будет очень востребован, и поэтому сейчас, накануне очередной годовщины Октября, решили проверить внутреннее состояние столь ценной исторической реликвии.

Как же он тут оказался? - спрашиваю начальника научно-экспозиционного отдела инженерных войск и войск связи Анатолия Мартынова.

Когда завертелась вся эта демократическая катавасия, в 1992-м броневик решили убрать от Мраморного дворца и чуть ли не на свалку отправить. И тут финны попросили его продать им! Представьте, уже готовилась продажа… Хорошо, тогда Минобороны подсуетилось. И броневик в марте того же года стал экспонатом нашего музея.

Сейчас эта примитивная, по нынешним меркам, двухбашенная «англичанка», обшитая на Ижорском заводе листами 7-миллиметровой стальной брони с круглыми рельефными заклепками, окрашена в цвет военных кораблей. А первоначально броневик был темно-салатового цвета. Именно на этот, самый первый слой краски, как установили весной 1972 года специалисты Ленинградской научно-исследовательской криминалистической лаборатории, была нанесена по правому борту поверх первоначальных черных номеров «6» и «2» красно-малиновая надпись «Враг капитала».

На то, что именно с этого броневика выступал Ленин, указывают куда более веские особенности, - включается в разговор Анатолий Мартынов. - Прежде всего у него наружные фары: у других броневиков их не было. Кроме того, смотрите, его башни стоят наискосок, тогда как линия башен всегда перпендикулярна оси самого броневика. Таких в Питере было тогда всего два.

А другие «аргументы» должны быть внутри, - подходит хранитель инженерно-технического фонда Евгения Макарова: именно за ней в музее числится броневик. - У него должно быть два руля - для переднего и заднего хода. Зачем? А его забраковали для фронта и передали для учебных целей 2-й бронезапасной автороте, базировавшейся в Михайловском манеже. Второй руль в начале 1917 года поставили в мастерских Петроградского бронедивизиона по конструкции инженера Земоринга.

Кроме того, питерский шофер Василий Федоров указал в 1927 году еще на один признак подлинности. Он брал Зимний и, укрываясь перед штурмом от холодного ветра в арке Главного штаба, заметил за ее косяком в укрытии броневик. На выпуклости башни виднелась крупная цифра «2» - бортовой номер, полученный во 2-й бронезапасной автороте. Солдат узнал броневик, которым в апреле 1917 воспользовался Ленин. Ведь тогда Федоров, назначенный запасным водителем, ехал от Финляндского вокзала к особняку Кшесинской сразу вслед за «ленинским» броневиком.

Когда начался штурм Зимнего, революционный броневик, как назло, заглох, и Федоров, по его воспоминаниям, влез в него, чтобы помочь водителю «двойки». Машина завелась, они уж было собрались таранить дворцовые ворота, как водитель, вновь растерявшись, не справился с задвижкой смотровой щели. Она распахнулась на полное окошко, и тотчас юнкерская пуля ударила в рулевое колесо…

Так что на шершавой поверхности рулевого колеса броневика, сделанного из чего-то вроде гуттаперчи, должны быть трещина и небольшой откол, - закончила удивительный рассказ Евгения Макарова.

Что ж, пора бы уж и открывать бронемашину. Стальная дверь не без труда распахнулась, и мы увидели, что у машины и в самом деле два руля: передний - справа, на английский манер, а задний - слева. Все сразу приникли к переднему рулю: бороздка, взрытая юнкерской пулей, заметна и поныне…

А вот покрышки у броневика оказались слишком уж хорошие.

Это третий или четвертый комплект, - поясняет Анатолий Мартынов. - Сделаны, кстати, на «Красном Треугольнике».

Он показывает нам оригинальный сигнальный механизм, похожий на паровозный: сигнал подавался выхлопными газами. Между тем Сергей Ефимов с начальником выставочного отдела Федором Зориным пыхтя пытаются снять боковую плиту, прикрывающую мотор. Да где там - не поддается!

Несите монтировку! - велит Мартынов.

Пока за ней ходили, плиту таки сняли так. Мотор под ней оказался как новенький!

А из нутра броневика уже доносится гулкий голос Федора Зорина:

Посветите, пожалуйста! Ого, да тут турель для установки ствола пулемета. И поворотные ручки. А внизу - люк: видимо, чтобы выбираться, если подобьют.

…Ветерану революции давно не светят никакие бои. А вот в выставочных проектах он готов поучаствовать.

    10%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 10% от вклада партнера первого уровня. От вкладов лично проглашенных партнеров Вы будете получать 10%. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 5% от вклада партнера второго уровня. Формируйте команду инвесторов и получайте прибыль без вложений. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    3%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 3% от вклада партнера третьего уровня. Все инвесторы третьего инвестора принесут вам 3% от вклада партнеров. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    1.5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 1.5% от вклада партнера четвертого уровня. Партнеры на четвертом уровне это солидное достижение для пассивного дохода. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    0.5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 0.5% от вклада партнера пятого уровня. Формируйте профессиональную команду инвесторов и получайте высокий доход до 5-ого уровня. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

Финляндский вокзал

К появлению Ленина в Петрограде тщательно готовились. На перроне Финляндского вокзала его ожидали солдаты и матросы Балтийского флота. За ними стояли рабочие со знаменами. На вокзальной площади не было пустого места. Оркестр, затянувший «Марсельезу», заглушил первые слова, которые произнес политик, увидев перед собой эту удивительную картину.

Одним из организаторов встречи Ленина был офицер Максимов, командовавший отрядом балтийских моряков. Он первым поприветствовал гостя в Петрограде. Офицер не знал всех обстоятельств приезда долгожданного путника. Когда на следующий день до него дошли слухи о том, что Ленин прибыл в Россию на германские деньги и в германском вагоне, Максимов вместе с другими матросами выпустил резолюцию:

«Узнав, что товарищ Ленин вернулся в Россию с согласия германского кайзера, выражаем глубокое сожаление по поводу его встречи в Питере. Если бы мы знали, то вместо криков «Ура», мы бы сказали: «Вон отсюда, возвращайтесь в ту страну, через которую Вы к нам ехали».

На всех предыдущих станциях Ленин выходил в котелке. В Петрограде он впервые появился в своем главном атрибуте — кепке. В ней лидер большевиков добрался до императорского зала ожидания вокзала. Там эмигранта ждал Николай Чхеидзе — председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Этот эпизод подробно описал Суханов — один из талантливейших журналистов своего времени, также присутствовавший при встрече.

Троцкий: «Чхеидзе побаивался Ленина»

Чхеидзе с угрюмым видом поднялся и вышел на середину зала. Во главе небольшой группы людей вошел Ленин. Чхеидзе по-менторски поприветствовал обладателя шикарного букета цветов, призвав того отказаться от нападок на оппонентов и к «сплочению демократических сил». Ленин, кажется, был готов к этой встрече заранее. Он отвернулся от мрачного меньшевика, по совпадению накануне похоронившего своего сына, и провокационно ответил прямо в окружавшую его толпу:

«Дорогие товарищи солдаты, матросы и рабочие. Империалистическая война даст начало гражданской войне по всей Европе. Да здравствует мировая социалистическая революция!»

Спич на броневике

Только Ленин «ответил» Чхеидзе, как в зал ворвались новые солдаты и матросы. Они распахнули стеклянные двери и понесли вождя большевиков на залитую светом прожекторов привокзальную площадь. Внезапно оратор возник на башне броневика. Инициатором этого выступления был все тот же Максимов, на следующий день разочаровавшийся в Ленине. Выждав минуты, чтобы успокоилась толпа, тот, уже с непокрытой головой, стал выкрикивать приветствия революционному пролетариату: солдатам и рабочим, избавившим Россию от царского деспотизма.


Бронеавтомобиль марки «Остин», на котором выступал Ленин, приехал к Финляндскому вокзалу от особняка балерины Матильды Кшесинской. Здание реквизировали большевики. Еще один броневик (несмотря на строжайший запрет) они вывезли из ремонтной мастерской в Петроградском гарнизоне, правда он так и не понадобился.

Балкон Кшесинской

После пламенной речи на броневике Ленин сел в автомобиль и укатил в особняк Кшесинской. Здесь тоже было битком: солдаты и матросы весь день ждали Ленина, их нетерпение пытались сгладить Каменев и Зиновьев (последний также приехал в Россию в пломбированном вагоне). Каменев же, после амнистии, вернулся вместе со Сталиным из ссылки и стал писать в «Правде».

Радикальные взгляды, которые Ленин, не стесняясь, демонстрировал уже в первый день в Петрограде, смущали даже его сторонников. Все еще шла Первая мировая война, даже опытные революционеры хотели примирения многочисленных партий и фракций ради защиты демократии. Ленин считал ровно наоборот. Его радикальные «Письма издалека», в которых он призывал к свержению Временного правительства попали в «Правду» в обрезанном виде. Самые смелые формулировки были подвергнуты цензуре Каменевым и (что еще важнее) Сталиным.

Причастность Сталина к событиям вокруг приезда Ленина неизбежно обзавелась множеством мифов. Уже добившись единоличной власти, вождь народов любил рассказывать, что он встречал Ильича не в Петрограде, а раньше — на станции Белоостров, пограничном пункте между Финляндией и Россией. Разумеется, этот «альтернативный факт» на некоторое время стал официальной исторической доктриной. А вот что правда, так это то, что в Белоострове Ленин все еще боялся ареста.

Встреча Ленина и Сталина в Белоострове — сталинский миф

Наконец Ленин приехал в особняк балерины Кшесинской. Там он коротко выступил с балкона. Большевик повторил свои основные идеи: перерастание империалистической войны в революцию, отказ от сотрудничества с Временным правительством, необходимость сделать Петроградский Совет пролетарским. Эта программа коротко описывала суть апрельских тезисов, которые были изданы в «Правде» 7 (20) апреля. «Вся власть советам!», «Есть такая партия!» — обо всем этом, правда иными словами, лидер большевиков говорил и на вокзале, и в особняке Кшесинской.


Особняк Кшесинской

В первый же свой день в Петрограде Ленин продемонстрировал, что не собирается идти даже на малейшие компромиссы со своими оппонентами. Много лет проживший за границей, он отказывался принимать какие-либо реалии своей страны, о которых ему говорили все, в том числе и соратники. Ленин был радикален, он многими считался опасным фанатиком. Правда его поддержал Троцкий, также вернувшийся из эмиграции и призвавший к скорому восстанию пролетариата. Именно эти двое сделали все, чтобы в Петрограде грянул сигнальный залп «Авроры».